Сомнительные операции: что это, 115-ФЗ, наиболее характерные признаки

Сомнительные операции согласно 115-ФЗ

Такой термин, как сомнительные операции, появился не так давно, и касаться он может каждого из граждан, достаточно только ознакомиться с перечнем критериев и рекомендаций, указывающих на факт сомнительности или подозрительности выполненной сделки или проведенного платежа.

Определение понятия

Сомнительная операция – это передача средств или заключение банковской сделки, которая со стороны кажется для клиента невыгодной или противоречит законодательству.

Клиент банка, проводящий подобную сделку, преследует цель – вывод средств из страны или избегание налогообложения при получении наличности. В частности, к таким финансовым операциям относятся:

  • покупка или перепродажа ценных бумаг и иностранной валюты, обмен банкнот с различным номиналом;
  • получение средств на предъявителя от нерезидента государства;
  • снятие средств со счета юрлица, в особо крупных размерах и непредусмотренных ситуациях;
  • приобретение доли в уставном капитале предприятия.

При этом согласно ст. 6 ФЗ №115 сомнительными могут стать любые операции, даже в процессе покупки повседневных товаров, на сумму не менее 600 000 рублей.

Чтобы дать определение, операции, вызвавшей подозрение, банк должен взять во внимание следующие характеристики:

  • круг общения клиента;
  • территория проживания или проведения транзакции, так как существует перечень, согласно которому есть местности с повышенной опасностью возникновения террористических актов.

Согласно вышеназванному закону к сомнительным операциям также могут относиться сделки и другого характера:

  • выполнение финансовых операций или передача кредита в отношении лица, проживающего в государстве, не подчиняющегося требованиям ФАТФ;
  • действия, связанные со счетами или вкладами такого характера, как перевод средств за границу, открытие счета на третье лицо или в пользу предъявителя.
  • мероприятия с движимым имуществом оформление лизинга, передача ценностей в ломбард, сделки по беспроцентному займу.
  • операции относительно недвижимости на сумму свыше 3 млн. рублей.

Самые яркие признаки данных операций

Чтобы действию дать определение сомнительного необходимо, чтобы характер его выполнения имел следующие признаки:

  • отсутствие экономической выгоды для инициатора ее проведения;
  • цель операции – несоблюдение законодательства;
  • превышение лимита дозволенного законом, обычно это операции на сумму свыше 600 000 рублей;
  • законодателем субъектный состав.

В большинстве случаев проведение подобных мероприятий выполняется с целью:

  • уклонения от налогообложения;
  • вывода средств за границу;
  • обналичивания средств на счетах;
  • поддержки финансовой коррупции.

Чтобы предотвратить подобные сделки, банки обязали к проведению тщательного мониторинга.

Перечень сомнительных операций

Банкам рекомендовано обращать внимание на следующую активность клиентов:

  • соотношение уплачиваемых налогов в бюджет и получаемой прибыли;
  • со счета предприятия отсутствуют платежи относительно расчета с работниками или они гораздо выше/ниже численности штата;
  • происходит частичная уплата средств по социальным выплатам;
  • фонд зарплаты ниже прожиточного;
  • отсутствуют остатки по счетам, что несопоставимо с объемами оборота средств;
  • отсутствует взаимосвязь относительно поступления средств и их расходов;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счетам;
  • перечисление средств за услуги и товары без начисления НДС;
  • отсутствие оплаты со счетов относительно деятельности предприятия.

Нормативная база, в частности 115-ФЗ

Основные требования, предъявляемые к банкам относительно контроля следок и транзакций между гражданами, а также предприятиями, указаны в ФЗ №115 от 2001 года насчет легализации средств, полученных незаконным путем, так как именно данные финансовые учреждения участвуют во всех финансовых операциях населения.

При этом в процессе выполнения подобной сделки банк наделен рядом полномочий, которые необходимо применить:

  • блокировка проведения транзакции, так как поступил отказ в предоставлении документов, сопровождающих подобные сделки, или у сотрудников банка возникли подозрения относительно прозрачности сделки (согласно Письму №17 БК РФ от 2010 года финансовое учреждение вправе самостоятельно определить принадлежность операции к подозрительным);
  • расторжение договора относительно обслуживания клиентского счета – самым главным основанием для этого является отказ в выполнении клиентом операций в количестве от 2 раз в год.

Банк вправе выполнить подобное расторжение в случаях, предусмотренных ст. 859 ГК РФ.

Однако следует помнить, что банк несет за свои действия ответственности, в частности, если его решение было неправомерным согласно ст. 866 ГК РФ. Если же банк действовал на основании ФЗ №115, а именно, ст. 11 данного закона, его привлечь к ответственности не получиться в процессе реализации банком своих полномочий, однако после разрыва договора, как показывает судебная практика, такие иски вполне реальны и имеют место.

Заключение

Исходя из обязательств, которыми уполномочены банки на основании законодательных актов, учреждения вправе проводить мониторинг и анализ проводимых клиентами сделок и самостоятельно определять их прозрачность и чистоту.

Новые сомнительные операции с позиции Центробанка представлены ниже.

«Сомнительные операции»: анализируем действия банков.

К числу требований банковского законодательства, предъявляемых к операциям по исполнению кредитными организациями платежных поручений, относятся требования Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – ФЗ № 115 – ФЗ), которые возлагают на банки как на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, ряд публично-правовых обязанностей, в том числе, идентификация клиента и документальное фиксирование информации об отдельных видах совершаемых банковских операций.
В случае выявления признаков сомнительных операций банк вправе предпринять ряд мер воздействия:
1) отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 ФЗ N 115-ФЗ в случаях:
– непредставления документов, необходимых для фиксирования информации;
– если в результате реализации правил внутреннего контроля (ПВК) у работников банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом в соответствии с информационным письмом Банка России от 31 марта 2010 г. N 17 решение об отнесении той или иной сделки к категории “подозрительных” принимается банком самостоятельно в каждом конкретном случае. Существует более двух десятков различных писем, разъяснений, указаний, положений и т.д., исходящих от ЦБ.
2) расторгнуть договор банковского счета с клиентом.
Следует знать, что в силу статьи 859 ГК РФ ГК РФ банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Одним из таких установленных Законом случаев являются положения пункта 5.2 статьи 7 ФЗ N 115-ФЗ, согласно которым в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по основаниям, указанным в пунктом 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, банк вправе расторгнуть договор банковского счета.
В силу пункта 3 статьи 859 ГК РФ остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.
Разъясняя положения вышеуказанной нормы, Пленум ВАС РФ в пункте 12 своего Постановления от 19.04.1999 N 5 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета” указал, что в случае расторжения договора банковского счета клиент в соответствии с пунктом 3 статьи 859 ГК РФ вправе требовать от банка перечисления остатка денежных средств или его выдачи. В таких случаях арбитражным судам следует учитывать, что денежное обязательство банка включает как остаток средств на счете, так и суммы, списанные по платежным поручениям со счета клиента, но не перечисленные с корреспондентского счета банка.
Согласно пункту 3 статьи 859 ГК РФ остаток денежных средств на счете при расторжении договора банковского счета выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента. При этом банк не вправе требовать от клиента представления платежного поручения о перечислении остатка денежных средств.
Важно отметить, что в своем Определении от 16.12.2016 N 309-ЭС16-4349 по делу N А60-2016/2015 Верховный Суд РФ, оценивая действия банка по реализации своих публично-правовых обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Закон N 115), пришел к выводу о том, что у банка нет оснований для отказа в перечислении остатка денежных средств в соответствии с положениями пункта 3 статьи 859 ГК РФ.

К вопросу о гражданско – правовой ответственности банка.

Согласно статье 866 Гражданского кодекса Российской Федерации банк может быть привлечен к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента. Однако такое неисполнение должно носить неправомерный характер.
В том случае если, отказывая в исполнении платежного поручения банк действует в рамках, возложенных на него ФЗ № 115 – ФЗ публично-правовых обязанностей по осуществлению контроля за расчетными операциями, то, увы, привлечь банк к гражданско – правовой ответственности нереально
Ведь в пункте 12 статьи 7 ФЗ № 115- ФЗ четко установлено правило – отказ от выполнения операций в соответствии с пунктом 11 этой статьи не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
К тому же суды будут руководствоваться правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 09.07.2013 N 3173/2013.
Но нужно понимать, что банк не освобождается от ответственности за незаконные действия уже после реализации своих публично – правовых функций, что подтверждается судебной практикой.
Например, очень часто возникают ситуации, когда банк применяет меры заградительного характера, по смыслу Закона N 115-ФЗ, потом возникают различные комиссии банку и конфликтная ситуация доходит до расторжения договора банковского счета.
В одном из дел, которое дошло до Верховного Суда РФ (дело N А60-2016/2015), клиент банка добился возмещения комиссии, которую банк удержал при снятии клиентом наличных после того, как банк отказался переводить деньги на другой счет, а потом выдавать их.
Суд кассационной инстанции, оценивая действия Банка пришел к выводу о том, что меры заградительного характера, по смыслу Закона N 115-ФЗ, должны применяться банком в целях противодействия деятельности недобросовестных клиентов, использующих гражданско-правовые отношения с банком для проведения сомнительных операций, которые противоречат основным целям деятельности банка и подвергают его рискам нанесения ущерба деловой репутации и применения к нему мер принудительного воздействия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
В силу пунктов 1,2, 3 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета. Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.
А Верховный Суд РФ в своем Определении от 16.12.2016 N 309-ЭС16-4349 по делу N А60-2016/2015 отметил, что действия клиента по снятию наличных явились следствием отказа банка от продолжения правоотношений по договору банковского счета в связи с его расторжением на основании пункта 5.2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. В связи с этим суды констатировали, что получение банком комиссии за снятие наличных денежных средств, списанной банком с расчетного счета общества, является неправомерным, а исковые требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, банк далеко не всегда прав, списывая комиссии и за эти деньги можно и нужно бороться.

Что такое сомнительные операции в практике банков?

Сомнительные операции – это операции, совершаемые клиентами банка, на первый взгляд экономически невыгодные для них или противоречащие законодательству. Основная цель сомнительных операций – это вывод денежных средств из страны или их обналичивание с последующим уходом от налогообложения. Подробнее об этом явлении расскажет наша статья.

Сомнительные операции по 115-ФЗ

В 2002 году на территории РФ вступил в силу ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статья 6 данного закона содержит перечень операций с деньгами или имуществом, которые подлежат контролю со стороны уполномоченных лиц, если общая сумма их составляет не менее 600 тыс. руб. (либо эквивалентна этой суммы в валюте). Именно такие операции в просторечии и называются сомнительными.

К ним, в частности, относятся:

  1. Действия с наличными денежными средствами:
    • покупка ценных бумаг гражданином;
    • покупка и последующая продажа гражданами иностранной валюты;
    • снятие со счета средств юридическим лицом, если это не обуславливается характером его хозяйственной деятельности;
    • получение гражданином средств по чеку на предъявителя, который был выписан нерезидентом;
    • обмен банкнот разного достоинства;
    • внесение гражданином доли в уставный капитал общества.
  2. Зачисление/перевод денег, выдача кредита или операции с ценными бумагами, если одной из сторон является лицо (физическое или юридическое), которое тем или иным образом относится (имеет регистрацию, гражданство и т. д.) к государству, не выполняющему рекомендации ФАТФ.
  3. Действия, связанные со счетами или открытыми вкладами:
    • перевод средств за границу на счет, оформленный на анонимного гражданина, или поступление на счет средств из-за рубежа от неизвестного отправителя;
    • зачисление средств на счет или списание их со счета организации, с момента регистрации которой не прошло 3 месяцев;
    • открытие вклада в пользу третьего лица с размещением наличных средств;
    • размещение средств с оформлением вклада на предъявителя.
  4. Операции с движимым имуществом:
    • помещение ювелирных изделий или лома драгоценных металлов в ломбард;
    • предоставление или получение беспроцентного займа;
    • предоставление/получение имущества в лизинг и т. д.
  5. Операции с недвижимостью на сумму от 3 млн руб.

С полным перечнем можно ознакомиться в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Органом, уполномоченным контролировать проведение сомнительных операций, является Федеральная служба по финансовому мониторингу. Если есть основания предполагать, что совершение конкретных операций связано с легализацией доходов или терроризмом, информация об этом направляется в правоохранительные органы.

Признаки сомнительных операций

Для отнесения операции с денежными средствами или движимым/недвижимым имуществом к сомнительным требуется, чтобы налицо были следующие признаки:

  1. Отсутствие экономической выгоды для гражданина/организации при ее совершении.
  2. Цель осуществления операции противоречит нормам законодательства.
  3. Превышение определенной законодательством суммы (для большинства случаев она составляет 600 тыс. руб.).
  4. Указанный законодателем субъектный состав.

Как правило, такие операции направлены на вывод средств за рубеж, обналичивание денег, уход от налогообложения, финансовую поддержку коррупции или иные незаконные цели. Для предотвращения подобных ситуаций банки и проводят тщательную идентификацию клиентов и вводят запрет на совершение ими некоторых операций до выяснения обстоятельств.

Какие ваши операции банк посчитает сомнительными из-за рекомендаций ЦБ

Банк России выпустил методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма от 21.07.2017 г. № 18-МР. Какие операции клиента могут попасть в ранг сомнительных?

Напомним, что сейчас банки имеют право блокировать счет клиента в случае выявления признаков, установленных как Федеральным законом от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), так и рекомендациями Росфинмониторинга и ЦБ РФ (Письмо Банка РФ от 31.12.2014 г. №236-Т).

Банкам предоставлено право отказать в выполнении распоряжений клиента в совершении операций по счету не только в случае непредставления документов, необходимых для фиксирования информации, но и в случае возникновения соответствующих подозрений относительно проводимой операции (п.11 ст.7 Закона №115-ФЗ).

В рамках реализации Закона №115-ФЗ ЦБ РФ были выпущены очередные Рекомендации по контролю за сомнительными операциями клиента.

Данные Рекомендации содержат свод ориентиров, которые должны использовать банки при управлении риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Перечень подозрительных операций

1 фактор

Со счета клиента не производятся выплаты заработной платы работникам компании, а также связанные с ними перечисления НДФЛ и страховым взносам.

Кроме того, если производимые платежи компании не соответствуют среднесписочной численности сотрудников и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы), то такая операция также подпадает под критерий сомнительной.

Сам же критерий признака, свидетельствующего о том, что по счету компании уплата налогов или других обязательных платежей не осуществляется (либо осуществляется в незначительных размерах), не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета, предусмотрен в ранее выпущенных методических рекомендациях ЦБ РФ от 13.04.2016 г. №10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», от 02.02.2017 г. №4-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

То есть фактически банк должен сопоставлять показатели реальной заработной платы со среднесписочной численностью компании.

В качестве критерия достаточности налоговых платежей (взносов) банкам рекомендуется исходить из значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение.

Остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету.

Но у клиента могут быть временные финансовые трудности либо его финансово-хозяйственная деятельность носит сезонный характер.

3 фактор

Основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности.

Со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие).

Отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания.

Резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств.

Фактически банк должен контролировать как осуществляется предпринимательская деятельность клиента, какие виды доходов получает компания и какие при этом несет расходы.

4 фактор

Денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов).

Но данная ситуация связана с особенностью финансово-хозяйственной деятельности клиента. Например, если компания приобретает товары (работы, услуги) с НДС, а впоследствии осуществляет операции по реализации лома, то в одном из периодов может возникнуть только вычет НДС.

5 фактор

IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств совпадает с адресами сомнительной фирмы (счета которой были закрыты банком в рамках реализации «противолегализационных» мероприятий).

При выявлении таких факторов банк относит такого клиента к категории повышенного риска и реализовывает в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска отмывания.

С целью единообразного применения банками кодов видов признаков, указывающих на необычный характер сделки, ЦБ РФ в Рекомендациях приводит свод наиболее распространенных типов сомнительных операций с присвоенными кодами вида признака операции. Например, сомнительной операции «перевод денежных средств за рубеж в крупных размерах в пользу нерезидента по операциям, связанным с покупкой векселей» присвоен код 1805.

Таким образом, обслуживающий банк наряду с налоговыми органами, становится еще одним контролирующим органом. Причем контроль охватывает как хозяйственные операции, производимые клиентом, так и его налоговые платежи (взносы).

Операции, подлежащие обязательному контролю 115-ФЗ

Действующее у нас в стране законодательство устанавливает строгий контроль ряда финпроцессов, совершаемых компаниями, ИП и гражданами, имеющими статус самозанятых. Процесс регулирования регламентирует Федзакон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», принятый 07.08.2001.

Существует три категории финансовых процессов, которые контролируются данным законом. Каждая категории имеет свои особенности в связи с основными причинами, по которым необходимо контролировать эти операции. Такими особенностями становятся:

  • специфика условий;
  • установленная цена сделки;
  • наличие информации о принадлежности одной из сторон к числу террористических или экстремистских организаций.

Сделки, требующие дополнительного контроля по причине условий

Согласно 6 статье 115-ФЗ, особого внимания с точки зрения правоохранительных органов требует ряд финансовых операций, которые удовлетворяют следующим условиям:

  • сумма от 600 тысяч руб. и выше (в случае с валютой других стран расчёт производится по действующему курсу Центробанка РФ) – сумма обязательного контроля на основании закона 115-ФЗ;
  • условия входят в определённый законодательством перечень (статья 2 115-ФЗ).

На основании ФЗ-115 дополнительному регулированию подлежит несколько финансовых процедур, а именно:

  1. пополнение счёта организации путём внесения наличных;
  2. снятие наличных, не относящееся к обычным статьям расхода компании;
  3. обналичивание средств с корпоративных счетов;
  4. осуществление операций с акциями и иными ценными бумагами (продажа, покупка, обмен);
  5. обналичивание денег по чеку от имени гражданина иного государства;
  6. обмен денежных купюр.

В рамках предотвращения незаконного отмывания денег был создан особый список рекомендаций, официально поддерживаемый в ряде стран мира. Если одна из сторон сделки – это организации либо частные лица, относящиеся к стране, где данные рекомендации не приняты к обязательному исполнению, финансовая операция нуждается в дополнительном регулировании. В частности, повышенное внимание проявляется к следующим видам операций:

  • переводам между разными счетами;
  • зачислению наличных на счета граждан и организаций;
  • оперированию ценными бумагами (осуществление обмена, продажи).

Помимо этого, законом отдельно контролируются такие процедуры, как:

  1. осуществление переводов на счета в зарубежных банковских организациях;
  2. открытие сберегательного счёта по документам, представленным третьими лицами;
  3. финансовые операции со счёта юридического лица, зарегистрированного менее 3 месяцев назад;
  4. осуществление операций со счёта, неиспользуемого на протяжении длительного периода.

Повышенный контроль производится в отношении целого ряда финансовых операций, проводимых частными лицами. В этой группе можно выделить:

  • сделки, в которых задействовано ценное имущество (продажа, покупка, залог);
  • осуществление страховых выплат либо их получение;
  • оформление лизинга;
  • переводы со счёта некредитной организации;
  • получение выигрыша в казино, на тотализаторе и т. д.;
  • займы без процентов.

Операции, контролируемые вследствие цены сделки

Вместе с вышеперечисленными операциями обязательному контролю на основании закона 115-ФЗ подлежат следующие процедуры:

  • продажа, покупка, обмен, дарение недвижимости и иного имущества, стоимость которого составляет от 3 миллионов рублей;
  • приобретение имущества стоимостью более 1 миллиона рублей некоммерческими организациями;
  • траты некоммерческих организаций в размере от 1 миллиона рублей;
  • движения средств в размере более 50 миллионов рублей по счетам предприятий, имеющих стратегическое значение для страны;
  • поступление или списание суммы в размере от 600 000 рублей со счетов исполнителей гособоронзаказа.

Контроль по причине особенностей сторон

Любые финансовые операции должны особо контролироваться, если существует информация о причастности хотя бы одной из сторон к террористической или экстремисткой организации. Все известные данные о причастности субъектов к терроризму размещены на официальном портале Росфинмониторинга и находятся в открытом доступе.

Подозрительные операции

Благодаря СМИ понятие «подозрительные операции» часто связывается с проблемой противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём. Поэтому честные граждане, как правило, уверены в том, что в их действиях нет ничего противозаконного, они не совершают никаких подозрительных сделок, а значит, не столкнутся с трудностями. На самом деле чёткого перечня финансовых операций, которые могут вызвать подозрения правоохранительных органов, не существует, однако есть некий список рекомендаций, на которые принято опираться при осуществлении контроля подозрительных операций по 115-ФЗ. Стоит учитывать, что подозрительными могут показаться даже самые безобидные действия, совершаемые гражданами, начиная от покупки медикаментов или туристических товаров и заканчивая денежными переводами друзьям или родственникам. Чтобы не иметь проблем с законом, нужно знать основные требования законодательства и брать во внимание возможные последствия транзакций и других финансовых операций:

  • при пополнении счёта банк может запросить сведения о происхождении денежных средств, однако нигде не указывается, какой путь получения будет считаться законным, – это остаётся на усмотрение соответствующей службы;
  • клиенты банковских организаций обязаны предоставлять всю необходимую информацию о себе по требованию банка;
  • банки имеют право в любой момент отказать в выполнении любой операции без объяснения причины.

При этом стоит знать, что статья 845 ГК РФ устанавливает, что банки не имеют права контролировать использование клиентом его денежных средств, однако отказ от проведения операции не влечёт за собой никакой правовой ответственности.

Сомнительные операции

Наряду с понятием «подозрительные операции» часто употребляется термин «сомнительные операции» на основании закона 115-ФЗ. В отличие от первой категории финансовых процессов определение сомнительных операций законодательно конкретизируется. Под ними понимаются процедуры, обладающие такими характеристиками, как:

  • не совсем обычный характер сделки;
  • признаки отсутствия экономического смысла;
  • неочевидные цели совершения сделки.

Целью сомнительных операций могут быть незаконное обналичивание денег, вывоз капитала за рубеж, укрывательство от налогов, поддержка коррупционеров, экстремистов и другие противозаконные действия.

На основании данного определения сомнительными могут быть признаны следующие операции:

  1. сделки на сумму более 600 000 рублей;
  2. операции с недвижимостью стоимостью 3 млн рублей и выше;
  3. операции с иностранной валютой;
  4. обмен купюр (в особенности большого количества банкнот разного достоинства);
  5. получение выигрыша в лотерею, казино и иные азартные игры;
  6. частые денежные переводы различным лицам;
  7. частое снятие наличных в банкомате.

Многие из этих действий рядовые граждане выполняют ежедневно. Они не противозаконны в прямом смысле этого слова, но могут в некоторых случаях стать причиной возникновения подозрений со стороны контролирующих органов, в результате чего проводится дополнительная проверка. В качестве меры безопасности банк может заморозить счёт, заблокировать карту, если действия гражданина или юридического лица покажутся подозрительными.

Отметим, что за последний год количество обращений от банков о наличии сомнительных операций возросло в два раза по сравнению с прошлогодними данными.

Признаки сомнительных операций по 115-ФЗ

Полный перечень критериев, по которым можно определить сомнительные операции, достаточно объёмный. Предлагаем для ознакомления лишь некоторые из них:

  • запутанный характер сделки и отсутствие экономического смысла (при этом чёткие параметры определения уровня запутанности не обозначаются);
  • поспешность при оформлении сделки, а также, напротив, большие задержки при представлении необходимых документов;
  • повышенное внимание к сохранению конфиденциальности личных данных;
  • незаинтересованность в выборе иных условий заключения сделки даже при наличии более выгодных предложений;
  • несоответствие операций общей рыночной практике (крайне размытая формулировка затрудняет понимание);
  • отмена операции, показавшейся банку сомнительной (даже если вы решаете не заключать сделку, сам по себе данный факт также считается подозрительным);
  • быстрое обналичивание средств, возвращённых на счёт;
  • совершение дистанционных финансовых операций (у банка могут возникнуть подозрения, что такие действия осуществлялись третьими лицами);
  • регулярное совершение покупок в онлайн-магазинах;
  • покупка медикаментов, а также продуктов питания с длительным сроком годности, средств связи, радиотехники;
  • периодические пополнения счёта с онлайн-кошельков и платёжных сервисов;
  • периодическое поступление крупных сумм без подтверждения происхождения перевода.

Каждая из вышеперечисленных сомнительных операций имеет свой собственный цифровой код обязательного контроля по ФЗ-115. Данные коды используются для обозначения конкретных признаков, обнаруженных службой безопасности при проверке той или иной сделки. Список, повторяемся, далеко не полный. Если подробно изучить его, становится понятно, что многие действия могут быть совершенно безобидными, их практически ежедневно совершает большая часть населения страны. Поэтому от предъявления обвинений в выполнении финансовых операций сомнительного характера по большому счёту не застрахован никто.

Отдельного внимания заслуживает интересный пункт с кодом 1199 «Иные признаки». Опираясь только на текст закона, невозможно в точности установить, какие именно признаки нелегального использования средств подразумеваются в подобных обстоятельствах. Поэтому трактовки этого пункта могут различаться в каждом конкретном случае. Чтобы разобраться в ситуации и защитить свои права, без квалифицированной помощи не обойтись.

115 ФЗ сомнительные операции

Сомнительные операции по 115-ФЗ

В 2002 году на территории РФ вступил в силу ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Статья 6 данного закона содержит перечень операций с деньгами или имуществом, которые подлежат контролю со стороны уполномоченных лиц, если общая сумма их составляет не менее 600 тыс. руб. (либо эквивалентна этой суммы в валюте). Именно такие операции в просторечии и называются сомнительными.

К ним, в частности, относятся:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  1. Действия с наличными денежными средствами:
    • покупка ценных бумаг гражданином;
    • покупка и последующая продажа гражданами иностранной валюты;
    • снятие со счета средств юридическим лицом, если это не обуславливается характером его хозяйственной деятельности;
    • получение гражданином средств по чеку на предъявителя, который был выписан нерезидентом;
    • обмен банкнот разного достоинства;
    • внесение гражданином доли в уставный капитал общества.
  2. Зачисление/перевод денег, выдача кредита или операции с ценными бумагами, если одной из сторон является лицо (физическое или юридическое), которое тем или иным образом относится (имеет регистрацию, гражданство и т. д.) к государству, не выполняющему рекомендации ФАТФ.
  3. Действия, связанные со счетами или открытыми вкладами:
    • перевод средств за границу на счет, оформленный на анонимного гражданина, или поступление на счет средств из-за рубежа от неизвестного отправителя;
    • зачисление средств на счет или списание их со счета организации, с момента регистрации которой не прошло 3 месяцев;
    • открытие вклада в пользу третьего лица с размещением наличных средств;
    • размещение средств с оформлением вклада на предъявителя.
  4. Операции с движимым имуществом:
    • помещение ювелирных изделий или лома драгоценных металлов в ломбард;
    • предоставление или получение беспроцентного займа;
    • предоставление/получение имущества в лизинг и т. д.
  5. Операции с недвижимостью на сумму от 3 млн руб.

С полным перечнем можно ознакомиться в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Органом, уполномоченным контролировать проведение сомнительных операций, является Федеральная служба по финансовому мониторингу. Если есть основания предполагать, что совершение конкретных операций связано с легализацией доходов или терроризмом, информация об этом направляется в правоохранительные органы.

Признаки сомнительных операций

Для отнесения операции с денежными средствами или движимым/недвижимым имуществом к сомнительным требуется, чтобы налицо были следующие признаки:

  1. Отсутствие экономической выгоды для гражданина/организации при ее совершении.
  2. Цель осуществления операции противоречит нормам законодательства.
  3. Превышение определенной законодательством суммы (для большинства случаев она составляет 600 тыс. руб.).
  4. Указанный законодателем субъектный состав.

Как правило, такие операции направлены на вывод средств за рубеж, обналичивание денег, уход от налогообложения, финансовую поддержку коррупции или иные незаконные цели. Для предотвращения подобных ситуаций банки и проводят тщательную идентификацию клиентов и вводят запрет на совершение ими некоторых операций до выяснения обстоятельств.

Варианты расширения этого перечня ЦБ предполагает обсудить с банковским сообществом. «Мы предлагаем обсудить возможность начала более открытого информационного режима надзора с наиболее жестких мер и вторым этапом перейти к информированию общества о применении к банкам ограничений», — сказал Поздышев.

Полный перечень информации о запретах и ограничениях, которые ЦБ считает целесообразным публиковать, Василий Поздышев не назвал, отметив лишь некоторые. Это может быть, например, информация о введении в отношении банка запрета на проведение операций с залогами с ценными бумагами и недвижимостью, отметил Поздышев. По его словам, запреты на открытие филиалов, на проведение отдельных банковских операций, на те же вклады, на проведение операций, связанных с нарушением требований антиотмывочного законодательства (115 ФЗ) — ЦБ не раскрывает и не имеет право это делать.

Какой порядок публикации предлагается

Банк России планирует публиковать на своем сайте информацию о вводимых по отношению к банкам мерах в день их введения, а также делать адресную рассылку профессиональным участникам финансового рынка, говорится в документе. Новое правило может коснуться «наиболее серьезных мер, которые существенно ограничивают операционную деятельность банков, — запретов на осуществление отдельных банковских операций», а также ограничений на их проведение. При этом никогда не должно быть перечня банков, в отношении которых Банк России не будет раскрывать введенные меры, заявил Поздышев.

ЦБ по-прежнему не планирует публиковать информацию о наиболее чувствительных для банков ограничениях. Публикация информации ЦБ не должна приводить к дестабилизации состояния банка, отметил Поздышев. «Например, если речь идет о штрафе в 3 млн руб., то по большому счету совершенно неважно, на какой банк ЦБ налагает штраф, и с этой точки зрения я не вижу проблемы, чтобы публиковать такую информацию», — пояснил Поздышев. Однако, по его словам, если принимаемая мера касается существенных претензий к банку в части, например, резервов, то публикация этой информации может привести к тому, что «у такого-то крупного банка могут быть серьезные проблемы».

Это существенный риск, и публикация о такой мере воздействия нецелесообразна, потому что риск может произойти, а может и не произойти, говорит зампред ЦБ. «После того как мы предъявляем банку требование о доформировании резервов, есть случаи, когда банк может это сделать или когда не может, но может собственник», — пояснил он, отметив, что в этой ситуации сама по себе информация о предъявлении к банку такой надзорной претензии очень опасна. «Может оказаться так, что вкладчики из банка побегут, а собственник возьмет и согласится докапитализировать банк или вернет обеспечение, которое было выведено», — подчеркнул Поздышев.

Расширение перечня информации о введенных запретах вполне целесообразно, считает партнер московской коллегии адвокатов «Ионцев, Ляховский и партнеры» Игорь Дубов. «Эти сведения позволят контрагентам избегать операций с банком после введения запрета, сейчас иногда недобросовестные банки действительно нарушают введенные запреты, — рассуждает Игорь Дубов. — Однако публикация сведений об ограничениях может негативно сказаться на репутации банка и принести вред его положению». Ограничения регулятор достаточно часто накладывает на вполне работоспособные банки, в то время как запреты обычно предшествуют собственно отзыву лицензии, отметил Дубов.​

Банковские операции – виды хозяйственной деятельности, к осуществлению которых допускаются исключительно организации, имеющие лицензию, выдаваемую центральными банками. Лицензирование банковской деятельности связано с необходимостью защиты денежных средств частных лиц и компаний.

В России закрытый перечень операций, считающихся исключительно банковскими, приведен в Федеральном законе от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности». К таким операциям относятся:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Помимо этого списка существует перечень операций, право на осуществление которых дает банковская лицензия, но их также могут проводить и другие организации — не банки, например, инвестиционные или страховые компании.

  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.

Все эти операции кредитные организации вправе осуществлять в рублях или в валюте при наличии соответствующей лицензии.

Кроме того, закон запрещает кредитным организациям заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. При этом существует одно единственное исключение: для них допускается торговля производными финансовыми инструментами, в том числе и товарными, но только в том случае, если обязательство по физической поставке будет исполнено не путем поставки, а в результате взаимных расчетов.

Сомнительные операции: что это, 115-ФЗ, наиболее характерные признаки

Дата публикации: 27.08.2013

О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3207) и Требованиями к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (за исключением кредитных организаций), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 28, ст. 3901) приказываю:

1. Преамбулу приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (Финансовая газета, 2009, № 39, в государственной регистрации не нуждается, письмо Минюста России от 18 августа 2009 г. № 01/9987-ДК) изложить в следующей редакции:

«В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33 (ч. 1), ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2005, № 47, ст. 4828; 2006, № 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, № 16, ст. 1831; № 31, ст. 3993, ст. 4011; № 49, ст. 6036; 2009, № 23, ст. 2776, № 29, ст. 3600; 2010, № 30, ст. 4007, № 3, ст. 4166; 2011, № 27, ст. 3873, № 46, ст. 6406; 2012 № 30, ст. 4172, № 50, ст. 6954; 2013, № 19, ст. 2320, № 26, ст. 3207) и Требованиями к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (за исключением кредитных организаций), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 28, ст. 3901), приказываю:».

2. Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторинг от 8 мая 2009 г. № 103, изложить в редакции согласно Приложению.

Директор Ю.А. Чиханчин

от «___» ________ 2013 г. _____

Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок

Настоящие Рекомендации по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок (далее – критерии и признаки необычных сделок) разработаны Федеральной службой по финансовому мониторингу в целях создания единого эффективного механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), индивидуальными предпринимателями, перечисленными в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон, организации), а также иными лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона (далее – иные лица).

Организациям и иным лицам рекомендуется включать критерии и признаки необычных сделок в программу выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, разрабатываемую в составе правил внутреннего контроля, в целях определения, оценки и принятия мер по снижению собственных рисков возможного вовлечения в процессы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также выявления операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Помимо критериев выявления и признаков необычных сделок, перечисленных в настоящих Рекомендациях, при разработке правил внутреннего контроля вышеуказанными организациями (иными лицами) могут использоваться иные критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные с учетом особенностей деятельности конкретной организации (иного лица).

Источники:
http://www.banki.ru/blog/lvovasv/8870.php
http://nsovetnik.ru/bank-kassa-kkt/chto_takoe_somnitelnye_operacii_v_praktike_bankov/
http://www.klerk.ru/buh/articles/467339/
http://unblock.money/stati/operatsii-podlezhashchie-obyazatelnomu-kontrolyu-115-fz/
http://tesintec.ru/115-fz-somnitelnye-operatsii-3680/
http://www.fedsfm.ru/documents/rfm/679
http://nalog-nalog.ru/valyutnye_operacii/poryadok_zapolneniya_spravki_o_valyutnyh_operaciyah_blank/

Ссылка на основную публикацию