Место нахождения юридического лица : отличия разных видов адресов

Место нахождения юридического лица в 2020 году: отличия разных видов адресов

Место нахождения юридического лица означает определенный географический адрес, зарегистрированный по установленным законодательством правилам. Оно имеет большое значение при разрешении многих вопросов материального и процессуального права.

Оно должно быть фактическим. Но на практике место нахождения и место фактического размещения организации не всегда совпадают. Мало того, встречаются организации, которые некоторое время или постоянно работают без офиса, а их местом нахождения есть домашний адрес руководителя.

Если филиалы компании находятся в разных регионах, определить ее место расположения сложно. Поэтому согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ оно располагается по адресу постоянного учредителя. Таким образом, филиал Московской компании в Петербурге может иметь адрес филиала в Петербурге, а юридическое расположение в Москве.

Отличия между фактическим (юридическим) и почтовым адресами

В юридической практике часто можно встретить понятия «фактический» и «почтовый» адрес. Но даже эти термины сейчас не разъясняются в ГК или другом документе государственного характера. Как уже было сказано, юридический адрес является местом действительного расположения главного отделения компании.

Но часто бывают ситуации, когда компания «юридически» записана по одному адресу, а ее действительное место расположения находится в другом месте. Это легально и очень популярно среди компаний, работающих в России. Фактический адрес компании – это тот адрес, по которому можно отыскать руководителя компании на самом деле.

В результате «юридический» и «фактический» адреса могут быть разными. Хотя по закону не должно быть такой ситуации. Определение «фактический адрес» появилось из-за несовершенства содержания законов России. Действительное место нахождения учредителя компании имеет огромное значение для полноты и законности его работы.

Следует помнить о плохих последствиях, которые могут быть в ситуации отличия адреса, прописанного в документах, и фактического места расположения компании. Указание настоящего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой компании. Компания несет все риски, связанные с несовпадением записанного в ЕГРЮЛ адреса и действительного места расположения компании.

Если у юрлица есть два различных адреса регистрации, лучше внести изменения в учредительные документы и пройти процесс смены записанного адреса на действительный. Таким образом, можно сделать вывод, что фактический и юридический адрес фирмы в идеале должны совпадать.

Почтовый адрес компании является адресом, который должен существовать для получения почты и обмена документацией. Данный адрес может не сходиться с юридическим адресом, ведь у них различное назначение. Компания может организовать процедуру отправления и получения писем по почте в любом подходящем для нее месте, это не запрещено государством.

Нужно заметить, что в законодательстве активно используется понятие «место нахождения компании», которое соединяет фактический и юридический адрес фирмы. Почтовый адрес может скоро выйти из делового обихода.

Подробнее про юридический адрес есть на данном видео.

Документация на 2020 год

Удостоверяют юридический адрес фирмы такие документы:

  1. Свидетельство о праве собственности (предоставляется в случае, если помещение принадлежит руководителю организации).
  2. Соглашение аренды и акт приема-передачи помещения.
  3. Согласие владельца на регистрацию фирмы по его адресу.

Данные документы также могут запросить налоговая служба и лицензионные органы. Сотрудники ФНС не могут требовать от общества предоставления других документов.

Для некоторых видов деятельности нужно получение других документов от госорганов:

  1. Лицензии для определенных видов работы.
  2. Допуски СРО (для строительных организаций).
  3. Разрешения от СЭС и Госпождназора (для отелей и магазинов).
  4. Сертификаты на продукцию.

Признаки недостоверности юридического адреса

Есть определенные признаки недостоверности данных об юридическом адресе:

  1. Адрес записан как адрес нескольких других юрлиц, в отношении всех или большой доли которых есть данные о том, что связь с ними по этому адресу установить нельзя. Они не находятся по этому адресу и письма приходят обратно с пометкой «компания выбыла».
  2. Данного адреса не существует в принципе или здание находится в непригодном для работы состоянии.
  3. Адрес – условный почтовый адрес, присвоенный объекту незаконченного сооружения.
  4. Адрес не может использоваться для связи с юрлицом.
  5. Имеется заявление собственника, которое запрещает регистрировать фирмы по определенному адресу.

Массовая регистрация

Обычно применение одного адреса при регистрации большого числа компаний может быть следствием того, что:

  1. Организация, как и прочие, арендует точку в торговом либо бизнес-центре и при регистрации записала именно место аренды.
  2. Один управляющий может открыть несколько организаций и записать их по одному адресу. Данный факт может настораживать, ведь присутствие даже двух организаций, зарегистрированных на одно лицо, у налоговой службы вызывает интерес из-за вероятности осуществления действий по уклонению от оплаты налогов.
  3. При регистрации руководитель может купить адрес. Но никто не мешает поступить также и другим организациям.

Риски и последствия

Если руководитель использует массовый адрес, ему могут отказать в регистрации юрлица, что объясняется в ФЗ от 8.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей».

В этом законе написано, что в ситуации, если у налоговой службы есть свидетельства недостоверности адреса нахождения фирмы, она может отказать компании в ее регистрации.

Последствием будет потеря государственной пошлины и тех средств, которые были оплачены за помощь в оформлении документов для регистрации. Несмотря на то, что недостоверный адрес организация может легко устранить, сотрудники налоговой службы часто подают в суд на налогоплательщиков.

Также за предоставление недостоверной информации о юрлице при его регистрации начисляется штраф в размере 5-10 тысяч руб. Это наказание предусматривает п. 4 статьи 14.25 КоАП России. Больше того, если налоговая служба получила данные о поддельных документах при регистрации компании, то она может отправить материалы в правоохранительные органы с задачей открытия уголовного дела.

Сотрудники налоговой службы могут отослать в банковскую организацию, где у компании есть расчетный счет, данные о неверном адресе, чтобы финансовая компания приняла нужные меры для выполнения запросов закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

Смена адреса организации

Смена места расположения ЮЛ при переезде в другой город занимает более месяца и проходит в две стадии:

  • сообщение налоговой службе о смене;
  • ее регистрация.

На первом этапе, в течение трех дней после принятия постановления о смене адреса нужно уведомить об этом налоговые органы. Для этого регистрирующей ИФНС по старому адресу по основному регистрационному центру ИФНС (обычно находится в столице субъекта РФ) следует предоставить:

  • заявление по форме Р14001, заверенное нотариусом или через ЭЦП;
  • протокол собрания участников либо решение одного участника;
  • заверенную копию соглашения.

На основе данной документации налоговая служба через пять дней записывает в ЕГРЮЛ данные о принятии обществом постановления о смене места положения компании.

Не раньше 20 дней после внесения записи в государственный реестр руководитель компании должен опять обратиться в ИФНС, но уже по своему действующему адресу. Директор компании может быть привлечен к административной ответственности за несвоевременную подачу документов или полное бездействие.

Инструкция по выбору юридического адреса представлена ниже.

Место нахождения юридического лица : отличия разных видов адресов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица (“юридический” адрес) и “почтовый” адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий “юридический. “, “почтовый. ” и “фактический адрес”, в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под “юридическим адресом” подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под “фактическим/почтовым адресом” – адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, – генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт “в” п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, “по которому осуществляется связь с юридическим лицом”. Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, “юридический. ” и “фактический/почтовый адрес” организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений – за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ “О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации”, под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин “заведомо ложные” означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Адрес местонахождения и юридический адрес – в чем различия

  • размер шрифта

Помимо наименования следующим официальным реквизитом или формальным признаком реального существования каждой компании является ее местонахождение, которое в деловых кругах очень часто именуют юридическим адресом. Следовательно, адрес местонахождения это юридический адрес.

Разберемся, в этих определениях. Сначала следует выяснить, что такое местонахождение компании и где оно указывается. Согласно с нормой статьи 54 Гражданского Кодекса место реального нахождения компании в обязательном порядке указывается в ее учредительной документации. Оно также одновременно является местом, по которому компания зарегистрирована (прошла процедуру госрегистрации).

По юр. адресу компании (иначе именуемому адресом местонахождения) должен находиться в рабочее время его непрерывно функционирующий исполнительный орган или иное лицо, владеющее правом действовать от имени этого юр. лица без дополнительного разрешения (к примеру – гендиректор).

Адресом местонахождения субъекта предпринимательства должен быть такой адрес в географическом его понимании, по которому может быть установлена связь с компанией, действующей в согласованности с федеральным законодательством.

Какой адрес местонахождения юридического лица указать?

К избранию адреса местонахождения любой компании, независимо от ее организационной формы и иных характерных особенностей, необходимо подойти самым, что ни на есть, тщательнейшим образом. Адрес местонахождения юридического лица – это то, на что в первую очередь обращает внимание сотрудник ИФНС при осуществлении регистрационных действий.

Правильным для проведения госрегистрации является тот адрес, который не находится в «черном перечне» налоговой службы, то есть не является массовым. Массовые юр. адреса обычно известны не только налоговым службам, но и иным госучреждениям, и даже банкам. В том случае, когда в качестве адреса для госрегистрации будет указан такой массовый адрес, эта компания вызовет к себе особо пристальное внимание со стороны всех контролирующих органов, поскольку у них сразу же возникнет мнение, что это фирма «бабочка», т.е. – однодневка.

Таким образом, в качестве местонахождения компании в учредительной документации можно указать один из имеющихся в наличии адресов:

  • адрес фактического проживания (прописки) одного из учредителей;
  • адрес размещения нежилой недвижимости, используемой в хозяйственной деятельности компании на праве аренды;
  • адрес нежилого сооружения, принадлежащего на праве частной собственности одному из соучредителей;
  • юридический адрес, который арендуется у специализированных юридических фирм. По этому адресу фактически юр. лицо и не будет размещаться, если этого не потребуют обстоятельства (к примеру, выход налогового инспектора на поверку).

Юридический – почтовый – фактический

Действующее федеральное законодательство по состоянию на сегодня вообще не содержит определений для этих трех особо распространенных понятиях. Так, ни в одном Законе либо ином подзаконном нормативно-правовом акте России не содержится конкретных разъяснений, что же именно такое юридический, фактический, и даже почтовый адрес. Эти обстоятельства порождают массу толкований.

В существующей юр. практике адрес, прописанный в учредительной документации (юридический), отличается от фактического, или же почтового адреса. А потому смело можно прийти к выводу – что у каждой компании имеется два адреса – юридический и фактический.

Можно подытожить, что юридический адрес – это такая себе формальность, которую следует соблюсти при сборе следующих документов: соглашение об аренде, свидетельство о праве частной собственности, – необходимых для проведения госрегистрации.

Почтовый адрес в основном отличается от юридического тем, что на практике определенный сотрудник, в чьи обязанности входит работа по обслуживанию бизнеса, доставляет всю приходящую на юр. адрес входную корреспонденцию на фактический адрес.

Поскольку, как уже оговаривалось выше, для каждой компании необходим адрес местонахождения, то большинство руководителей прибегают к оптимальному методу приобретения или аренды юр. адреса у специализированной и надежной юр. компании. Данный адрес будет указываться в учредительной документации и в Едином Госреестре юр. лиц, а реально компания будет находиться по иному – фактическому адресу.

Местонахождение юридического лица (юридический адрес)

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса:

В соответствии с законодательством (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 ФЗ № 14-ФЗ, п. 2 ст. 8 ФЗ № 129-ФЗ) местонахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (руководителя), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Если регистрация юридического лица по арендуемому юридическим лицом адресу (помещению, офису, зданию) не вызывает каких-либо вопросов, то с регистрацией по адресу проживания его единоличного исполнительного органа есть вопросы.

К сожалению, в отличие от ИП, для которого в ФЗ № 129-ФЗ чётко указано, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, в отношении юридических лиц законодательство не даёт столь однозначного ответа, которая, в свою очередь, даёт возможность регистрирующим органам отказывать регистрации по причине, например, нарушения п. п. 3, 4 ст. 17 ЖК РФ.

Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу суды встают на сторону заявителей, признавая, что в качестве местонахождения организации может использоваться:

  1. адрес места жительства его руководителя (к примеру, постановление ФАС ДО по делу № A51-894/2009, постановление ФАС Московского округа от 18.01.2012 по делу N А41-8923/11)
  2. адрес регистрации учредителя организации (к примеру, постановление ФАС УО по делу № A76-14028/2010-38-296).

В своих актах суды обосновывают это тем, что нормы ЖК РФ и ГК РФ не запрещают использование адресов регистрации учредителя и руководителя в качестве места нахождения юридического лица, так как отсутствует нарушение целевого назначения жилых помещений.

Чтобы обезопасить себя от возможных рисков, связанных с юридическим адресом, вы можете приобрести его у нас:

Дополнительно рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:

Источники:
http://www.garant.ru/consult/business/482987/
http://xn----8sbi5axhnc7g.xn--p1ai/stati/adres-mestonahozhdeniya-i-yuridicheskij-adres
http://www.regberry.ru/registraciya-ooo/yuridicheskiy-adres-ooo
http://znaybiz.ru/forma/ooo/about/minimalnyj-razmer-ustavnogo-kapitala.html

Ссылка на основную публикацию