Развитие малого инновационного бизнеса: почему так медленно?

Почему бизнес в России не развивается

Мнения экспертов разные: одни говорят, что бизнес развивается и у нас всё хорошо; другие — что хорошо не будет, а скоро малого бизнеса не станет совсем. Скорее читайте нашу статью и пишите в комментариях, что думаете вы.

«Государство не заинтересовано, чтобы малый бизнес развивался»

Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук

Если посмотреть на развитые страны, там малый и средний бизнес занимает 60—70% всей экономики. В России в 2017 году было 22%, через год — уже 20%. Дальше долю бизнеса не измеряли, поэтому говорить можно только приблизительно, но, думаю, сейчас это где-то 15%.

Такая маленькая доля малого и среднего бизнеса — это результат политики государства, препятствующей развитию.

Государство не заинтересовано, чтобы малый бизнес развивался: его сложно контролировать, а денег он приносит меньше, чем крупный бизнес. Конечно, государству важно получить как можно больше налогов, но еще важнее контролировать бизнес, что лучше получается с крупным.

Также важно то, как государство вообще относится к бизнесу. В России предпринимателей зачастую воспринимают как преступников и воров, даже президент Владимир Путин говорит, что предприниматели — это жулики:

Люди, которые сегодня управляют страной, получили советское образование и воспитание. А еще эти люди прошли 90-е, сами занимались тогда бизнесом и сравнивают сегодняшний бизнес с теми временами, потому что другого и не знают.

Но с малым бизнесом связаны 10—15% населения России, а это электорат на выборах, с которым государству не нужны проблемы. Поэтому приходится поддерживать картинку внешнего благополучия бизнеса.

Если государство будет ужесточать меры, бизнес совсем уйдет в тень, а это никому не нужно. Но и помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы. Остается изображать видимость помощи.

Помогать бизнесу государство не хочет, потому что на это нужно тратить ресурсы. Остается изображать видимость помощи

В ближайшие год-два это, возможно, изменится: сегодня нефть и газ перестают приносить деньги, Россия окажется в стагнации или будет вынуждена искать другие пути развития.

А российскому бизнесу есть куда развиваться: люди сейчас намного экономически образованнее, чем были в 90-е. Она учатся, путешествуют, смотрят на бизнес в других странах. У нас есть предпосылки для развития бизнеса: как только государство перестанет мешать, движение будет хорошим.

«Предприниматель в России должен отстаивать свое право быть предпринимателем»

Рассказывает Елена Теленова, генеральный директор компании «Финэксперт», налоговый консультант

Бизнесу в России сложно, но особенно сложно стало в последние годы. Прежде всего всё больше судебных решений выносится против бизнеса, стало сложно защищать позиции бизнеса в суде, уголовные преследования стали чаще.

В налоговой системе появилась установка: если платишь налоги, отдавай всё, что есть. Например, предприниматель открыл компанию, работает, всё нормально. У него специальный налоговой режим, компания развивается, предприниматель открывает вторую фирму. До 2018 года это было нормально, нигде не написано, что один человек не может открыть две фирмы.

А после 2018 года налоговая подумала, что может получить больше налогов, объявила это дроблением бизнеса, объединила доходы двух фирм в одну сумму и доначислила налог по общей системе налогообложения.

Или у компании на упрощенке много расходов, которые налоговая должна учесть и тем самым уменьшить налоговую базу. Но налоговая берет и не принимает расходы, а компания должна бегать и доказывать, что она имеет право. И потом налоговая, может быть, скажет: «Ну ладно, уговорили».

Также переписали закон о банкротстве, появилась субсидиарная ответственность директора — это значит, что если фирма обанкротится, то руководитель заплатит из личных денег. К субсидиарной ответственности теперь можно привлекать наемных сотрудников: бухгалтера, юриста.

Из судебной практики

Руководитель компании работал с несколькими партнерами, а главный бухгалтер отражал сделки в учете. Через два года налоговая обнаружила, что эти партнеры были сомнительными, и доначислила недоимку на 124 млн руб.

У компании такой суммы не было, поэтому ее объявили банкротом. Ответственными за сомнительные сделки стали руководитель и бухгалтер. Бухгалтер в компании уже давно не работал, но его всё равно привлекли, потому что он вносил в отчетность недостоверные сведения. С руководителя и бухгалтера суд взыскал 97 млн рублей.

Затем ввели маркировку, которая увеличивает себестоимость продукции, а еще затраты компании — ведь нужно наладить процессы, нанять человека, который будет этим заниматься. Получается, государство делает всё, чтобы вытащить бизнес из тени и установить контроль, но не думает, какой ценой.

Государство делает всё, чтобы вытащить бизнес из тени и установить контроль, но не думает, какой ценой

О малом бизнесе можно сказать, что это работа ради работы. Что-то зарабатывают, рабочие места дают, но ни о каких больших деньгах речи не идет.

Предприниматель в России должен отстаивать свое право быть предпринимателем. Не пошел работать наемным сотрудником, решил, что самый умный, — вот тебе своеобразная расплата. В налоговой сломалась программа, заблокировали расчетный счет — иди и отстаивай свое право работать дальше.

В целом бизнес в России развивается, но в сторону укрупнения: у нас хорошо среднему и крупному бизнесу, но не малому. Думаю, выживут очень крупные и очень мелкие предприниматели без сотрудников, но не те, что посередине. Если всё будет так продолжаться, малого бизнеса просто не станет.

«Люди, которые говорят, что государство душит бизнес, просто не умеют работать»

Рассказывает Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры»

Чтобы говорить, развивается в России бизнес или нет, нужно понимать, о каком бизнесе мы говорим: всё зависит от отрасли и региона.

Мы работаем в сфере юридических услуг, и у нас всегда есть работа, а во время пандемии ее стало даже больше.

Не могу говорить за бизнес в целом, но нам несложно работать: несложно было открыть фирму, найти клиентов, сотрудников. Есть текущие проблемы, например, с поиском квалифицированных кадров, но это решаемо.

Думаю, что бизнес в России развивается, но всё зависит от конкретных людей. Например, я знаю предпринимателей, которые получили помощь от государства как пострадавшая от коронавируса отрасль. И они говорили, что государство их кинуло, им не помогают, налоги не списывают. А есть предприниматели, которые помощь не получили, но не жаловались, а быстро переквалифицировались, в итоге заработали деньги и репутацию.

Читайте также:
Может ли индивидуальный предприниматель заниматься оптовой торговлей алкоголем

Моя мысль такая: при всех минусах государства и общества всё упирается в конкретного человека.

Если я предприниматель, то должен быть готов ко всему, к любым печальным событиям. Что бы ни случилось, предприниматель должен уметь адаптироваться и подстроиться. И, конечно, не нужно ничего ждать от государства: нужно вариться самому, а любые преференции воспринимать как бонус. Дали льготы — хорошо, увеличили НДС — плохо, но работаем дальше.

Не нужно ничего ждать от государства: нужно вариться самому, а любые преференции воспринимать как бонус

Люди, которые говорят, что государство душит бизнес, просто не умеют работать, выстраивать процессы и перестраиваться под реалии. Кто-то делает их работу быстрее, он и преуспевает.

Например, пока одни кафе и рестораны во время коронавируса жаловались, что им не помогают, другие быстро перестроились на новое меню, доставки, какие-то мобильные приложения запустили, потом быстренько летние кафе поставили — нашли, как развиваться.

Сейчас лучшее время, чтобы начать бизнес, потому что любой кризис, когда с рынка уходят более слабые предприниматели, отлично подходит для старта.

«Государству малый бизнес не нужен»

Рассказывает Илья Болтунов, владелец похоронной компании и франшизы Guravli

Скоро в России бизнеса не будет. Я говорю о нормальной бизнес-модели, которая есть в других странах: когда бизнес может работать открыто и развиваться. Любые попытки создания нормальной бизнес-модели в России уничтожаются государством, поэтому у нас есть своя российская бизнес-модель: работай в черную и не высовывайся, а если высунулся, найди, с кем поделиться.

У нас есть своя российская бизнес-модель: работай в черную и не высовывайся, а если высунулся, найди, с кем поделиться

В России даже масштабируемый бизнес работает по этим правилам, но под красивой оберткой. Крупные международные франшизы в наших регионах договариваются с местной властью: мы вам, вы нам.

Государству малый бизнес не нужен, а деньги приносит крупный бизнес, который находится под контролем или создан кем-то из власти. У нас в стране всё, что делает власть, бьет по малому бизнесу, не по среднему или крупному.

Во время пандемии всё стало еще хуже: реальных мер поддержки как не было, так и нет. Я работаю в похоронном бизнесе, так государственные крематории подняли цены в два раза: хотите пользоваться, платите. Никакого повышенного спроса нет, просто решили воспользоваться ситуацией, вот и поддержка от государства.

Из-за отношений с государством бизнес вынужден работать в черную, он не может быть цивилизованным. И даже если пытается работать в открытую, приходит государство. Например, не дают строить частный крематорий, но говорят, что если дадите денег тому-то, мы разрешим. А где взять деньги, чтобы дать чиновникам во власти? Работать в черную.

В итоге остается, что мы или принимаем правила игры, или вынуждены уезжать из страны. Тяжело жить и думать, что будет завтра. Мы живем в модели «поломка — ремонт». Государство что-то придумывает и тем самым ломает бизнес, а бизнес подстраивается, ремонтирует. Государство снова ломает, мы снова ремонтируем.

Малое инновационное предпринимательство: проблемы и пути решения

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.04.2015 2015-04-03

Статья просмотрена: 2720 раз

Библиографическое описание:

Красникова, А. С. Малое инновационное предпринимательство: проблемы и пути решения / А. С. Красникова, В. С. Шибаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 439-442. — URL: https://moluch.ru/archive/87/17058/ (дата обращения: 15.12.2021).

Сегодня уже очевидно, что стратегическим фактором развития любого предприятия и экономики в целом становятся инновации, внедрение которых оказывает существенное влияние на увеличение технического уровня и эффективности производства, повышение качества и конкурентоспособности продукции и, как следствие, достижение устойчивого экономического роста и обеспечение безопасности страны.

Экономическое развитие и благополучие многих развитых стран базируется на динамичном функционировании предприятий малого бизнеса.

Потенциал инновационного предпринимательства активно реализуется в большинстве западных стран, но, к сожалению, не имеет должного развития в России, где его масштабы несравнимо малы (Рис. 1).

Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, маркетинговые или организационные инновации, в общем числе организаций по странам: 2013 г.*

*Или ближайшие годы, по которым имеются данные.

** Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций.

*** Удельный вес организаций, осуществлявших продуктовые инновации, в общем числе организаций.

Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в 2013 году равен 4,8. [1]

Малая доля МИП в основном объясняется высоким уровнем коммерческого риска инвестиций в инновационную деятельность, а так же рядом факторов, препятствующих инновациям. Рейтинг таких факторов представлен на Рис. 2.

Рис. 2. Рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям

Можно сделать вывод, что на данный момент основными факторами «краха» МИП являются:

1. Недостаток собственных денежных средств у малых предприятий;

2. Недостаток государственной поддержки;

3. Высокая стоимость нововведений.

Темпы развития и масштабы роста малого инновационного бизнеса неразрывно связаны с вопросами регулирования его деятельности со стороны государства. Попытки отказаться от управления этим процессом, как свидетельствует опыт стран Запада, не имеют хозяйственной и исторической перспективы. Практически во всех развитых и развивающихся странах государство весьма активно вмешивается в деятельность малого инновационного предпринимательства. Поэтому вопрос не в том, поддерживать или не поддерживать МИП, регулировать или не регулировать их деятельность. Вопрос в том, как именно поддерживать и как регулировать.

На российском рынке имеется большое количество проектов, которые могут быть профинансированы из частных средств лишь в ограниченном объеме по причине высоких рисков. На поддержку проектов, которые являются важными для государства, технологически сложными и перспективными с точки зрения развития экономики страны, ориентирована Национальная инновационная система (НИС), формирующаяся в Российской Федерации.

Сегодня одним из основных элементов НИС является Фонд содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере. [5]

Запуск в 2007 году на базе Фонда программы «Умник» без преувеличения следует считать одним из «верстовых столбов» развития инновационной экономики России. Измерить успех программы умник можно на одном примере: победителями программы «умник» был создан 481 стартап, из них 229 компании было создано по программе «Умник на старт», а остальные 252 компании — по программе «старт».

Читайте также:
Расписка в получении документов для регистрации ООО. Образец выдаваемый в ИФНС

Программа «Старт» получила не только известность, но и признание у научно-технической общественности по всей России, как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив по организации высокотехнологичного бизнеса.

Фонд регулярно проводит в регионах РФ мониторинг предприятий, которые получили поддержку по программе «Старт». Так, например, в 2011 году был проведен мониторинг «стартовских» предприятий в Нижегородской области, который характеризуется репрезентативной выборкой по всем тематическим направлениям программы и отражает эффективность программы в среднем по стране.

Данный мониторинг «стартовских» МИП показал, что компании очень сильно разнятся в своем уровне развития. Соответственно, они были разделены по уровню достигнутых результатов на несколько групп.

К первой группе были отнесены успешные и интенсивно развивающиеся «стартовские» МИП. Основание отбора — наличие минимум одного из показателей:

– присутствие компании на рынке со своим продуктом;

– четкие и ясные перспективы развития.

Ко второй группе были отнесены слабо развивающиеся МИП.

Критериями отбора в данную группу являлись обстоятельства, из-за которых дальнейшее развитие компании в значительной степени неопределенно:

– отсутствие внебюджетного инвестора;

– отсутствие возможности самофинансирования;

– отсутствие четкого бизнес плана;

– отсутствие ясного понимания о распределении прав на объекты интеллектуальной собственности, на базе которых планировалось создание инновационного продукта.

К третьей группе были отнесены МИП, фактически прекратившие свое существование. Критерии отбора:

– прекращение экономической деятельности юридического лица «де-факто»;

– прекращение существование юридического лица «де-юре».

Четвертая группа была сформирована из предприятий, выполняющих на тот момент 1-й год реализации проекта — очень молодых субъектов МИП.

Разделение предприятий по направлениям позволило сделать оценку успешности компаний в пределах того или иного тематического направления и сравнить направления по степени успеха (Рис. 3).

Рис. 3. Распределение МИП Нижегородской области по тематическим направлениям

Распределение МИП по степени успешности в зависимости от направления в процентах от всего числа компаний в этом направлении приведено на следующей диаграмме (Рис. 4)

Рис. 4. Распределение МИП по группам и тематическим направлениям

Наиболее успешными направлениями являются H1, H2, H3, но с другой стороны процент неуспешных предприятий здесь так же достаточно высокий.

В процессе проведения мониторинга было установлено, что основной причиной краха компаний в целом является отсутствие внебюджетного инвестора.

Это объясняется тем, что представители российского инвестиционного бизнеса ввиду отсутствия конкуренции между инвесторами не соглашаются вкладывать свои средства в рискованные проекты, их больше интересуют компании, которые уже имеют продажи разработанной продукции, и которым нужны деньги на развитие, а не на становление. Наиболее важное влияние на судьбу МИП, по мнению респондентов, оказывают такие факторы, как: недостаточность средств у предприятия, трудность привлечения внешних инвестиций и трудности в нахождении стратегического партнера для инновационной деятельности, что сходится со статистическими данными из Рис. 2.

В реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года важная роль должна принадлежать малому инновационному предпринимательству. Такому пристальному вниманию МБ обязан вследствие ряда вполне объективных факторов. Исследования показывают, что малые инновационные предприятия разрабатывают больше половины, а в высокотехнологичных отраслях подавляющую часть инновации, но и имеют существенные недостатки.

В Таблице 1 приведены основные наиболее значимые и часто встречаемые преимущества и недостатки МИП.

Преимущества и недостатки МИП

Преимущества

1. Быстрое принятие решений и гибкость управления.

2. Быстрая адаптация к рыночным требованиям.

3. Низкий уровень накладных расходов и потребностей в первоначальном капитале.

4. Возможность прямого контакта с потребителем.

5. Более легкий выход на рынок.

6. Относительно более высокая оборачиваемость капитала.

7. Возможность реализации творческого потенциала и свобода при использовании технологических ноу-хау в производстве.

8. Большая степень информированности об уровне рыночного спроса.

9. Взаимозаменяемость работников в силу упрощенной иерархичности отделов.

10. Источник создания новых рабочих мест.

1. Сложности получения финансирования и кредитования.

2. Высокий уровень риска.

3. Высокий уровень рыночной конкуренции со стороны крупных фирм.

4. Сложность коммерциализации новых продуктов и технологий.

5. Незначительная степень разделения труда.

6. Недостаток информации.

7. Невысокий уровень профессионализма менеджеров в управлении предприятием.

8. Ориентированность инноваций на небольшие группы потребителей.

В силу ограниченности финансовых, человеческих и других ресурсов, специфических механизмов управления, а также слабого влияния на рынок, малые предприятия осуществляют инновационную деятельность другими путями, нежели крупные компании. Фактически малые предприятия являются инструментами отработки инновационных бизнес-моделей. «Малый бизнес — это подлесок, без которого не бывает настоящего леса». [4]

Таким образом, основные преимущества малых инновационных предприятий заключается в повышенной творческой инициативности, адаптивности, способности к быстрым переменам, самостоятельности в принятии решений, что способствует созданию и внедрению новшеств.

Малое инновационное предпринимательство могло бы приобрести совсем иной масштаб при значительной поддержке государства. В настоящее время такая поддержка недостаточна и малоэффективна.

В целях получения полной и адекватной информации о деятельности МИП необходимо осуществлять ежегодный мониторинг МИП органами Росстата, подобный мониторингу Фонда содействия развития малых форм предприятия в научно-технической сфере, а также совершенствовать систему статистических показателей, характеризующих инновационное развитие экономики Российской Федерации.

Малое инновационное предпринимательство в России сможет успешно и быстро развиваться только в случае проведения целенаправленной и последовательной политики органов государственной власти и при активной поддержке бизнеса и общественных организаций страны. Развитие инновационной деятельности следует рассматривать как исключительно важную, неотложную и комплексную проблему страны, которую можно решить только при новом, гораздо более высоком уровне организации дела.

1. Федеральная служба государственной статистики, Официальная статистика по инновациям — Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Индикаторы инновационной деятельности: 2014: статистический сборник. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. — 472 с

Читайте также:
Как получить гражданство РФ. Российское гражданство в общем и упрощенном порядке

3. Наука. Инновации. Информационное общество. 2014: краткий статистический сборник. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014.-80 с.

4. К 20-летию Фонда содействия малых форм предприятий в научно-технической сфере — Санкт-Петербург: Журнал Инновации. — 2014. — Спец. вып. [II]: февраль. — 184 с.

5. Нестеренко Ю. Н. Развитие малого инновационного бизнеса — потенциал формирования экономики знаний // Российское предпринимательство. — 2007. — № 10 Вып. 1 (99). — c. 25–30.

[1] По данным формы федерального статистического наблюдения № 2-МП инновация “Сведения о технологических инновациях малого предприятия”, без учета микропредприятий (1 раз в 2 года за нечетные года) [1]

5 причин, почему малый бизнес в России не растет как в Европе

О развитии малого бизнеса очень много сказано во всевозможных законах, программах и стратегиях. Но ни реформы, ни бюджетные деньги все никак не могут заставить наш малый бизнес расти и развиваться. Почему так происходит?

По статистике…

В США, странах Евросоюза и других государствах именно малый бизнес становится локомотивом экономики, делая решающий вклад в ВВП – от 40 до 80% и более. Весьма показательно и его участие во внешней торговле. По данным Евростата, 98% предприятий, торгующих в Европе, – это малый и средний бизнес, 70% из них – микропредприятия численностью до 9 человек. Именно в малом и среднем бизнесе трудится 67% занятого населения Европы, а добавленная стоимость, которую он создает за год, оценивается в 3,9 трлн евро. Именно малый бизнес создает поле для здоровой конкуренции, обеспечивает рабочие места и платит налоги.

В России все куда скромнее, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике невелика. Минэкономразвития ее оценивает в 20%, хотя независимые эксперты спорят с этой цифрой. Эксперты «Опоры России» подсчитали, что за последние два года его доля выросла с 19,5% до 21,5%.

При этом остальной вклад в наш ВВП делают крупные госпредприятия и корпорации. В стратегиях не раз звучали планы увеличить ту самую долю малого бизнеса до европейских показателей. Еще давно к 2020 году ее планировали довести до 50%, а теперь уже президент РФ Владимир Путин обозначил новый ориентир – 40% к 2030 году. Однако эту цифру многие склонны считать слишком амбициозной и оторванной от реальности.

Эксперты отмечают, что в будущем стимулы для роста, которые позволили вырасти доле малого бизнеса на 2,5% за четыре года, себя уже не оправдают, тем более что в этой сфере остается еще много нерешенных проблем.

Малому бизнесу невыгодно держать сотрудников

С малым бизнесом в России складывается весьма противоречивая ситуация. С одной стороны, малых предприятий действительно становится больше, но с другой, занятость в них падает, и, как следствие, их обороты и возможности уменьшаются.

В Счетной палате подсчитали, что количество предприятий в сфере малого и среднего бизнеса выросло за два года с 4,53 млн на 1 января 2015 года до 5,99 млн на 10 декабря 2017 года, то есть больше, чем на треть. За то же время число работников, которые в них трудятся, упало с 18 млн человек до 16 млн человек. Фактически это значит, что либо они перешли к другим, более крупным субъектам хозяйствования, либо ушли в тень и продолжают работать с малым бизнесом нелегально.

При этом не помогает даже государственное финансирование. Счетная палата, изучая эффективность реализации господдержки в ряде некоторых регионов – Ставрополье, Татарстане, Краснодаре и других, – выяснила, что по темпам создания рабочих мест в МСП поддержка буквально провалилась. В рамках федеральной госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2014-2017 годах на малый и средний бизнес было выделено 120,5 млрд рублей, из которых 95% было потрачено. Однако ключевой показатель ее реализации – 109,5 тысячи рабочих мест – достигнут так и не был, малые предприятия в исследуемых регионах обеспечили лишь 35,5 тысячи рабочих мест.

Если смотреть в целом по России, то ситуация ненамного лучше. По данным Росстата, за шесть лет – с 2011 по 2016 год – численность малых и микропредприятий выросла с 1,84 до 2,77 млн единиц, в то время как число работников в них по сравнению с 2011 годом даже уменьшилось на 4%.

Расширять число работников малому бизнесу невыгодно. Даже легально оформить продавца простому ИП на рынке будет стоить еще дополнительно 43% к зарплате на руки: выплаты в Пенсионный фонд, ФФОМС, ФСС и НДФЛ. И это сверх тех расходов, которые предприниматель уже сам платит за себя и за свой бизнес. В последние годы платежеспособный спрос падал, и предпринимателям пришлось снижать издержки, в том числе за счет уменьшения рабочих мест.

Малый бизнес не использует кредиты

В Европе льготное кредитование и субсидирование процентных ставок – это одна из основных форм поддержки бизнеса. То же самое попытались внедрить и у нас, однако результаты тоже пока не радуют. Малый бизнес не слишком охотно берет кредиты на развитие своей деятельности. Никто не знает, что будет завтра, стоит вспомнить хотя бы «Ночь длинных ковшей», как ее окрестили в СМИ. Банки тоже все еще не уверены в малом бизнесе, а потому не всегда идут на встречу, хотя и в последнее время и создают больше предложений, ориентированных на предпринимателей.

По данным Центробанка, сумма предоставленных кредитов на 1 декабря 2017 года составляла 5 429,7 млрд рублей, что даже меньше, чем в далеком 2012 году, несмотря на всю инфляцию за эти годы.

Для многих малых предприятий получить кредит – это все еще большая проблема. По данным Индекса Опоры RSBI, в III квартале 2017 года только 8% компаний МСБ смогли получить кредит в банке, при этом кредиты получили 56% от обратившихся за ними. Микробизнесу получить заемные средства сложнее: процент отказов превышает 50%.

Господдержка не помогает

Росстат провел этим летом исследование и выяснил, что малый бизнес почти не пользуется господдержкой и совсем мало о ней знает. Мерами поддержки пользуются только 2% малых предприятий и 3,1% индивидуальных предпринимателей. Около трети исследуемых субъектов знают о том, что господдержка существует, однако не имеют понятия, как ее получить. При том, что на федеральном, региональном и местном уровнях в совокупности действует около 600 программ, предприниматели не имеют информации о них, о том, куда стоит обращаться и соответствуют ли они критериям этих программ.

Читайте также:
Системы налогообложения для ИП и ООО. Виды налоговых режимов РФ в 2021 году

К похожим выводам пришла и Счетная палата, изучив господдержку кредитования МСБ. Ведомство отмечает, что не только сократился объем кредитования, но и почти не работает гарантийная система. Доля кредитов, обеспеченных гарантиями в рамках национальной гарантийной системы, увеличилась, но осталась незначительной: от 1,5% по состоянию на 1 января 2016 до 4,8% по состоянию на 1 октября 2017. А в тех регионах, где проводилась проверка, количество поручительств по кредитам составило ничтожные 0,1%.

До многих предпринимателей средства и вовсе не доходят. Счетная палата пишет, что при проверке гарантийного фонда и фонда микрофинансирования в Краснодарском крае субсидии из госбюджета шли не предпринимателям, а размещались на банковских депозитах. В 2014 году это было 92,4% от всех выданных денег, а в 2016 году – 41,8%.

Бесконечные квазиналоги

Вопреки обещаниям не повышать налоговую нагрузку на бизнес малые и средние предприятия почувствовали ее в полной мере, и она будет расти еще в ближайшие три года – дополнительно 350 млрд рублей планируется собрать именно за счет увеличения налоговой нагрузки на бизнес

Официальный уровень налоговой нагрузки, которую публикует ФНС, у нас находится на низких отметках – по разным видам деятельности он составляет в среднем от 2% до 10%. Однако реальные расходы предпринимателей куда выше. Появился «Платон», взносы за капремонт, экологический сбор, выросли акцизы, появился торговый сбор, затем туристический сбор, выросли портовые сборы. В 2016 году подсчитали, что число всевозможных обязательных неналоговых платежей, по разным оценкам, составляет от 50 до 70 видов. Доходы с так называемых «квазиналогов», по данным Счетной палаты, приближаются к 1 трлн рублей в год.

Неналоговых платежей появилось настолько много, что власти сейчас обсуждают вопрос о том, как их регулировать, – включать или не включать в Налоговый кодекс, и, следовательно, от этого будет зависеть, насколько велика будет ответственность за их неуплату.

Все это приводит к тому, что издержки бизнеса растут, однако в условиях все еще невысокого потребительского спроса предприниматели не могут наращивать цены на свою продукцию, поэтому вынуждены уходить в тень или закрывать бизнес.

Тотальный контроль

В России около 40 ведомств, которые в той или иной степени занимаются проверками бизнеса, и более 140 видов госконтроля, которые дублируют друг друга. Нередки случаи, когда разные органы проверяют одно и то же лицо по несколько раз. А законодательные изменения, которых в последнее время настоящий шквал, только лишь провоцируют предпринимателя на ошибки. Только за эту осеннюю сессию Госдума приняла 215 новых законопроектов.

Впрочем, есть и послабление – с 1 января 2016 года для малого бизнеса действует мораторий на проверки сроком на три года. Отчасти поэтому был небольшой всплеск регистрации нового малого бизнеса. Предприниматели регистрировали новое дело взамен старого. Однако если для кого-то проблема проверок и решилась, то появилась новая. Теперь головной болью предпринимателей стали так называемые «черные списки» Центробанка, которые ведомство разработало для борьбы с отмыванием денег. В результате банки стали просто-напросто блокировать счета малого бизнеса без разбора и без объяснения причин. При этом страдают не столько обнальщики, сколько честные компании, рядовые ситуации которых кажутся банкам подозрительными. Например, когда основания платежей не соответствуют видам деятельности клиента, либо произошло резкое увеличение оборотов по счету. Подозрения вызывают агентские и комиссионные платежи, а также любые выплаты физическим лицам. Постоянная «презумпция виновности» перед контрольными органами отнюдь не способствует тому, чтобы бизнесу хотелось работать в России.

Малый инновационный бизнес в России: проблемы и перспективы

Государственный Университет Управления, г. Москва

МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации. Инновационная деятельность обеспечивает ускоренное совершенствование производства и разработку новых видов конкурентоспособной продукции, обладающей преимуществами в качестве и цене.

В настоящее время инновационная деятельность российских предприятий характеризуется довольно низкими показателями. Доля наукоемкого сектора России в мировом наукоемком секторе чрезвычайно низка и составляет всего лишь 0,3–0,9%[1].

В число наиболее перспективных участников рынка инноваций включаются малые инновационные фирмы. Малый инновационный бизнес – это основная питательная среда не только для российской экономики в целом, но и для крупного бизнеса в частности.

Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России варьирует от 1,4 до 3,5%[2].

При этом их всех малых инновационных предприятий, зарегистрированных на территории Российской Федерации, не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными, то есть такими, которые проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке[3]. Остальная же, то есть доминирующая часть, свою истинную инновационную составляющую, к сожалению, утратила.

Кроме того, не смотря на активную поддержку инновационной деятельности со стороны государства, последнее десятилетие число малых инновационных предприятий не только не выросло, но даже сократилось. Так, если в 1995 г. было зарегистрировано почти 50 тыс. МИП, то к 2000 г. их количество едва превышало 30 тыс., а к 2002 г. составило около 23 тыс.[4]

При этом все только и говорят о мощнейшем инновационном потенциале страны и необходимости построения новой, не сырьевой экономики.

Развитие малых инновационных компаний происходит в жестких условиях, при этом они сталкиваются с множеством проблем, основными из которых являются:

1) Несовершенство правовой базы в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Определённая законодательная база сегодня существует (Патентный закон, закон «Об авторском праве и смежных правах» Гражданский кодекс РФ), однако требует серьёзной корректировки. Достаточно упомянуть тот факт, что в нашем законодательстве до сих пор не упоминаются даже такие ключевые понятия как «инновация» и «инновационная деятельность». К тому же, не дано определение таким важнейшим понятиям, относящиеся к инновационной инфраструктуре, как технопарк, инновационно-технологические центры, центры по передаче технологий.

Читайте также:
Отчет по форме СЗВ-М 2021 году. Новая отчетность в ПФР для работодателей

Неразбериха с основными понятиями и размытые критерии оценки не позволяют вести статистику, мониторинг и объективную оценку инновационного потенциала страны.

2) Низкая активность малого предпринимательства в инновационной сфере, что объясняется высокой рискованностью инвестирования и неопределённостью сроком окупаемости. Предприниматели не хотят заниматься инновационной деятельностью в связи с высокой рискованностью бизнеса и отсутствием спроса на инновации, а так же в связи с отсутствием достаточной поддержки инновационной деятельности со стороны государства, которая свойственна для развитых стран.

3) Кадровая проблема: недостаточное количество опытных менеджеров, способных продвигать инновации на рынок, распад кадрового потенциала российской науки и непрекращающаяся «утечка мозгов».

Дело в том, что бизнес-образование в России ещё только начинает развиваться, часто оно неэффективно и является копией популярных иностранных программ обучения, которые имеют свою специфику и непригодны для отечественных условий. Обучение же студентов основам инноватики так же пока нельзя назвать эффективным, что связано как с общими проблемами высшего образования в России, так и рядом специфических проблем данной специальности, в частности отсутствия среди преподавателей практиков высокотехнологического бизнеса и низкий спрос на выпускников специальностей «Инноватика» и «Управление инновациями» в связи с неразвитыми национальной инновационной системой.

Мировой финансовый кризис ещё больше усугубил кадровую проблему. По результатам статистического исследования НАИРИТ сокращение персонала в инновационных компаниях в 2009 году достигло 37% (по отношению к августу 2008 года). При этом наиболее существенно эта проблема затрагивает студентов выпускных курсов и молодых специалистов – проблемы с трудоустройством в сфере инновационных технологий имеют более 61% из них[5].

Ещё одна острейшая кадровая проблема инновационной сферы – это утечка мозгов. Согласно заявлению статс-секретаря министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова за период времени с 1989 года по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. Ливанов отмечает, что «это наиболее востребованные ученые, находящиеся в продуктивном научном возрасте. Сегодня число занятых в науке в России составляет порядка 40 % от уровня 90-х годов»[6].

4) Отсутствие эффективных механизмов финансово-экономической поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько способов финансовой поддержки малого инновационного предпринимательства, такие как:

А. Кредитование. Для инновационной деятельности традиционное кредитование малоэффективно, так как данная сфера – рисковая и здесь сложно определить срок окупаемости и прибыльность разработки.

Б. Частные инвесторы, вкладывающие деньги на ранних стадиях развития бизнеса или «бизнес-ангелы», как их называют. Бизнес-ангелы помогают преодолеть разрыв между начальными инвестициями предпринимателя, его семьи, родственников и знакомых и последующими инвестициями из других источников финансирования. Деятельность бизнес-ангелов позволяет решить вопрос недостатка собственного капитала, управленческих навыков и деловых связей на начальных стадиях развития малых компаний и существенно повысить степень их выживаемости. В США насчитывается до 1 млн. бизнес-ангелов, в Европейском Союзе – более 100 тыс., а количество потенциальных бизнес-ангелов превосходит число действующих в 3-4 раза[7].

В России же данный механизм поддержки малого инновационного бизнеса только начинает развиваться. В настоящее время созданы несколько объединений бизнес-ангелов России, наиболее известным из которых является СБАР (Национальное содружество бизнес-ангелов). Содружество объединяет инвесторов РФ, проводит тренинги, выпускает тематическую литературу и организует кадровые программы, с целью привлечения молодежь в инновационную сферу. Пока данное направление только начинает развиваться в России и носит «точечный» характер.

В. Венчурные фонды, то есть инвестиционная компания, работающая исключительно с инновационными предприятиями и проектами (стартапами). Венчурные фонды осуществляют инвестиции в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Обычно такие вложения осуществляются в сфере новейших научных разработок, высоких технологий. Как правило, 70-80 % проектов не приносят отдачи, но прибыль от оставшихся 20-30 % окупает все убытки.

В настоящее время создана Российская Венчурная Компания, ряд региональных венчурных фондов (в рамках государственно-частного партнёрства), а так же существует сеть частных венчурных организаций.

Общее количество существующих в России венчурных фондов – от 40 до 80, причем, активно действующих из них – не более 20. Общий объем привлеченных фондами средств составляет от 3 до 5 млрд. долл. США (для сравнения, в 2005 году объем средств, находившихся под управлением европейских фондов, оценивался в 360 млрд. долл. США, что составило около 3% ВВП ЕС)[8].

Основные причины недостаточного развития российских венчурных фондов в том, что, во-первых, государство не берет на себя реальные риски (например, в Израиле вклад государства в создание региональных венчурных фондов составлял 40% их капитала), а во-вторых, отсутствуют стимулы к вложениям в высокорисковые проекты (сегодня значительно проще и надежнее инвестировать средства в сырьевые отрасли).

Г. Государственные фонды. На сегодняшний день финансовая инфраструктура научной и инновационной деятельности представлена следующими организациями, созданными при участии государства: Российским фондом фундаментальных исследований (1992 г.), Российским гуманитарным научным фондом (1994 г.), Российским фондом технологического развития (1992 г.), Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фондом содействия) (1994 г.).

РФФИ и РГНФ являются бюджетными учреждениями. Они поддерживают преимущественно фундаментальные исследования путем выделения грантов, присуждаемых коллективам ученых в результате открытого конкурса.

Российский фонд технологического развития был создан взамен прекратившего в 1991 г. существование Единого фонда развития науки и техники. РФТР в основном поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок; главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия.

Фонд содействия (государственное бюджетное учреждение) занимается поддержкой малых предприятий, находящихся преимущественно на стадии коммерческого выпуска продукции, а с ноября 2003 г. и финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу CТАРТ. В ее рамках осуществляется так называемое ”посевное” финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития.

Финансовые возможности названных учреждений весьма ограниченны. Бюджет Фонда содействия составляет 1,5% суммарных расходов госбюджета на гражданскую науку, РФТР – в пределах 1,5-4%.

Понятно, что масштабы помощи российским малым инновационным предприятиям сегодня очень малы. Так, РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов. При этом 39% заявителей смогли существенно увеличить долю продаж.

Читайте также:
Поддержка малого бизнеса в 2021 году: об основных направлениях

Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тыс. малых предприятий, около половины из них устойчиво развиваются (для сравнения: в рамках американской программы SBIR – ”Инновационные исследования малого бизнеса” – за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тыс. малых фирм)[9].

5) Неблагоприятный экономический фон и кризисные явления в науке и образовании тормозит развитие малого инновационного бизнеса.

К сожалению, в связи с финансовым кризисом положение субъектов инновационной деятельности ещё более ухудшилось. Общий объем расходов на инновации в стране сократился более чем на 75% и составил около 35 млрд. рублей за первый квартал 2009 года. При этом изменилась общая структура расходов, если по данным на август 2008 года отношение государственных и частных вложений составляло соответственно 73% и 27%, то сейчас оно составляет 87% и 13% соответственно[10].

6) Слабая связь между наукой и бизнесом, недоверие разработчиков к предпринимателям. К сожалению, наши учёные не хотят заниматься бизнесом, ожидая поддержки от государства в форме грантов. К тому же, нередко встречаются непорядочные бизнесмены, которые, получив всю необходимую информацию про разработку, исчезают.

7) Проблемы с защитой интеллектуальной собственностью, созданной за счёт средств госбюджета. До недавнего времени интеллектуальная собственность, созданная в вузах и НИИ, принадлежали не разработчику, а государственному учреждению, что не позволяло коммерциализировать её.

Недавно был одобрен важнейший закон о создании малых предприятий при вузах. Он призван решить целый ряд проблем, в том числе и проблему защиты интеллектуальной собственности, созданной в госучреждении. За рубежом предприятия, где научные идеи и технические решения преобразуются в коммерческие продукты, приносят немалые доходы. Например, ежегодный доход коммерческих структур, созданных при Массачусетском технологическом институте (США), составляет 300 млн. долларов.

Замминистра образования и науки РФ Владимир Миклушевский заявлял, что 187 вузов РФ готовы создать более 2,5 тысячи предприятий, где смогут трудоустроиться до 30 тысяч человек, в первую очередь, выпускники[11].

Согласно новому закону, если вузы и научные учреждения создают акционерное общество, то они должны внести в уставный капитал не менее 25% результатов интеллектуальной собственности, если же создается общество с ограниченной ответственностью, то вклад должен составить не менее 30%.Остальные средства вложат инвесторы, которых вузы привлекут непосредственно к включению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

Закон позволяет бюджетным учреждениям науки и образования создавать хозяйственные общества для внедрения результатов своих исследований в производство. В частности, предлагается предоставить право вузам, НИИ и созданным госакадемиями наук, научным учреждениям образовывать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности, в том числе программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат этим научным учреждениям.

Доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах и дивиденды поступают в распоряжение предприятий, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности.

У малых инновационных компаний существуют и другие проблемы, но все они решаемы, и уже в настоящее время со стороны государства предпринимается целый ряд мер для поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства. Так новым инструментом поддержки инновационного предпринимательства в выходе на внешние рынки станет Экспортное агентство. Готов к запуску такой инструмент подготовки инновационных проектов для инвестиций, как Фонд посевного инвестирования с участием Российской венчурной компании. Средства государства в этом Фонде составят 75%, остальные 25% – придётся вкладывать частным инвесторам. Согласно утверждённому Правительством РФ Плану поддержки инновационной деятельности, помимо прямых субсидий предпринимателям будут предоставляться рыночные гранды, субсидироваться процентные ставки по кредитам.

Планируется внесение изменений в налоговое законодательство, которых так ждут предприниматели. Заканчивается разработка законопроекта, предусматривающего сокращение до двух лет сроков амортизации отдельных видов материальных активов, важных для технологического развития. Предполагается также освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования. Другие правительственные законодательные инициативы – предоставление льгот для резидентов технико-внедренческих и особых экономических зон, меры по снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда сектора информационных технологий и инжиниринговых компаний. Ведется работа по внедрению новых технологических регламентов, которые должны стать основой изменения идеологии государственных закупок.

Минэкономразвития намерено реализовать программу подготовки управленческих кадров, нацеленную на обучение и переобучение персонала малых инновационных компаний.

Новым формам кредитования малого и среднего бизнеса будут такие продукты кредитования, как «коммерческая недвижимость», «бизнес-авто», «экспресс-лизинг», программы по реструктуризации собственности, а также оказание консультационных и организационных услуг малым и средним предприятиям. Остается надеяться, что их доля в кредитном портфеле Сбербанка в ближайшие два года увеличится с нынешних 11% до хотя бы 25%. Равно, как и объём кредитования, составляющий на 1 октября 2009 года 479 млрд. рублей.

Для решения проблемы госзаказов, которые так трудно получить малому инновационному бизнесу, правительство Москвы намерено сформировать реестр инновационной продукции малых и средних предприятий и обязать государственных заказчиков покупать не менее 10% продукции из этого реестра.

В бюджете будущего 2010 года запланировано 11 миллиардов рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, примерно треть пойдет на инновации и модернизацию. Недавно правительство приняло решение о докапитализации гарантийных фондов на 7 миллиардов и, таким образом, в целом на малый бизнес пойдет 18 миллиардов рублей – примерно 600 миллионов долларов[12].

Таким образом, вышеперечисленные меры внушают оптимизм, так как государством разработан целый ряд мер, которые будут способствовать решению наиболее острых проблем малого инновационного бизнеса.

В целом же для успешной работы российских предприятий в инновационном режиме необходимо создание целостной национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского и государственного секторов промышленности в интересах использования новейших достижений науки и технологий.

[1] Вольский , возродившее век // Промышленник России. – Сентябрь 2000. – С. 2-5.

Читайте также:
Регистрация ИП в Омске. Как открыть и оформить документы

[2] Северо-Западный Ресурсный Центр «Помощь бизнесу». Аналитическая записка: Малый инновационный бизнес: проблемы и перспективы Режим доступа:http://www. *****/index. php? page=297

[4] Ирина Дежина. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? //Журнал “Человек и труд” – № 3, 2005 г. – С. 12-14

[5] Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных технологий. Влияние кризиса на сектор инноваций. Итоги первого квартала 2009 года. Режим доступа: http://www. *****/news/29.04.2009/109

[6] Википедия – свободная энциклопедия. Статья: Утечка мозгов. Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2

[7] Биржа инвестиций и технологий. Ангелы в России и за рубежом. Режим доступа: http://www. *****/content/?lang=ru&div=47

[8] Помощь бизнесу. Как и с кем работают венчурные фонды. Режим доступа: http://www. *****/gde_dengi/vench/mehanizm/kak_i_s_kem. php

[9] Ирина Дежина. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? //Журнал “Человек и труд” – № 3, 2005 г. – С. 12-14

Проблемы развития малого инновационного бизнеса

Рассмотрение снов инновационного развития экономики России. Изучение факторов, препятствующих развитию малого инновационного бизнеса. Определение путей решения существующих проблем; осуществление поддержки предпринимательства государственными фондами.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.08.2014
Размер файла 28,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Факторы, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России

2. Пути решения существующих проблем развития малого инновационного бизнеса

Список использованных источников

Курс на модернизацию и инновационное развитие экономики на словах поддерживает, безусловно, большая часть населения. Однако чтобы достигнуть намеченных результатов, на самом деле, реальных сторонников серьезных и радикальных трансформаций, по объективным причинам, может оказаться недостаточно.

Большинство специалистов солидарны в том, что главная причина отставания от других стран в процессе модернизации кроется в двух основных проблемах:

– в первую очередь, это существование серьезного сопротивления кардинальным изменениям со стороны общества;

– во-вторых, это растущий дефицит высококвалифицированных кадров, которые могли бы принимать активное участие в модернизационных мероприятиях.

В Соединенных штатах Америки на малые фирмы приходится около 54% всего занятого населения, 45% всех активов, 35% чистого дохода. В странах Европейского союза на малых фирмах работает свыше 70% занятого населения. В Японии на предприятия с числом штатных единиц до 300 человек (а это 99,5% всех фирм) приходится 78% занятого населения, 51,8% продаж.

Удельный вес малых фирм в валовом национальном продукте Содиненных штатов Америки составляет 52%, Японии-55%, в странах Европейского союза – 67%. Следует отметить, что в странах бывшего СССР не уделялось необходимого внимания развитию малого предпринимательства. Акцент делался на крупные и средние предприятия, что послужило, в конечном счете, к монополизации промышленности. С переходом на рыночную модель этот фактор послужил существенным препятствием развитию национальной экономики.

Развитие малого инновационного бизнеса в любом государстве положительно влияет на развитие позитивных процессов в экономике (а, как известно, политика и экономика неотделимы), уровень демократии в обществе, усилению позиций политического веса на международной арене, что, несомненно, дает этому государству не только политические, но и экономические дивиденды.

1. Факторы, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России

Касаемо противостояния кардинальным трансформациям со стороны общества, то речь идет о некоторой закономерности, подтверждаемой мировой историей. Поразительно точно и ёмко охарактеризовал её Й. Шумпетер: “Общество всегда противостоит новому. Наиболее активно оно проявляется со стороны тех, чьи интересы новатор вольно или невольно ущемляет. Сопротивление может проявляться как в виде препятствий политического или правового характера, так и в общественном осуждении. Сопротивление имеет место всегда, но в разной степени — в зависимости от того, насколько привычно общество к отклонениям” [2].

Не особо заинтересованы в серьезных технологических изменениях те слои общества, которые, вследствие данных трансформаций станут неконкурентоспособными на образовавшихся новых рынках труда. Под непосредственным влиянием кардинальных структурных трансформаций, целый ряд профессий исчезнет вовсе, в других же будет необходима существенная переквалификация.

Внедрение инновационных технологий, по имеющимся расчетам, лишь в некоторых сферах промышленности повысит производительность труда работника в 5-10 раз. Однако, у этого достижения есть и другая сторона -появление массовой структурной безработицы.

Структурная безработица может происходить из-за того, что рост капиталовложений в новые отрасли не отвечает росту рабочей силы. Подобное положение вещей часто можно наблюдать в развивающихся странах. Подобный вариант безработицы может иметь место и вследствие изменений в спросе, которые приводят к сокращению объемов производства в отраслях, которые обеспечивали ранее рабочие места [7].

До этого времени в экономической теории, а также на практике к данному явлению относились как к чему-то естественному и неизбежному. Большинство экономистов были едины во мнении что данный “провал рынка” легко компенсируется созданием новых рабочих мест во все возникающих новых отраслях промышленности. В данной ситуации главное – обеспечение своевременного повышения квалификации и переподготовки работников, которые по экономическим причинам были вытеснены из производства.

Однако, последний опыт экономически развитых стран (успешно преодолевших еще предстоящую России стадию технологического обновления) свидетельствует о том, что классическая схема почти равноценной компенсации утраты рабочих мест в вымирающих отраслях созданием определенного числа рабочих мест в новых отраслях уже перестала действовать. Новые сферы промышленности требуют специалистов такой квалификации, что большая часть наемных работников, вытесненных из традиционных отраслей, по своему уровню образования овладеть новыми специальностями не в состоянии.

Наступает уже давно предсказанный момент, который вытекает из сущности научно-технического прогресса, состоящий в постепенном вытеснении человека из производства. До этого времени такая перспектива не отрицалась никем, она просматривалась лишь в отдаленном будущем, однако не в таком интенсивном протекании. Из этого следует, что первыми жертвами намеченной модернизации, а, следовательно, ее противниками станут широкие слои населения.

Но как ни странным, казалось бы, на первый взгляд, однако, наиболее не заинтересованы в существенной и коренной модернизации именно представители власти, которые, декларативно, и выступают ее первыми инициаторами. Для любого государства главной задачей выступает именно обеспечение социальной стабильности. Последняя, непременно, существенным образом снижается под влиянием безработицы.

Читайте также:
Среднесписочная численность работников в 2021 году. Как рассчитать (формула)

Последний кризис свидетельствовал о том, что для правительства первостепенной задачей выступает именно поддержание социальной стабильности. Инновационные процессы пресекались на ряде фирм прямыми запретами государственных органов значительного сокращения численность штатных единиц.

2. Пути решения существующих проблем развития малого инновационного бизнеса

Удельный вес России на международном рынке наукоемкой продукции несоизмеримо мал: по разным оценкам колеблется от 0,35% до 1%. Торговля технологиями со своими объемами также не вызывает особого оптимизма. В структуре ее преобладают, в основном, инжиниринговые услуги (на них приходится 85% экспорта и 53% импорта), на долю лицензий, патентов и ноу-хау приходится лишь 3% совокупного объема экспорта и 7% – импорта.

Самым эффективным компенсационным механизмом, который уже доказал свою высокую эффектность, является интенсивное развитие малого и среднего инновационного бизнеса. Масштабная технологическая и структурная модернизация экономических систем развитых стран имела своим последствием массовое высвобождение рабочей силы. В Соединенных штатах Америки, в самом начале данного процесса, в 1970-1985 годах на малых и средних фирмах создано было около 35 млн. новых рабочих мест, в то время как на крупных фирмах и в государственных учреждениях численность работников сократилась на 6 млн. человек [3]. Того, что делается в данной сфере в России – явно недостаточно. Это, безусловно, негативно сказывается на развитии страны не только лишь в контексте решения социальных проблем, но и учитывая высокую роль именно малого бизнеса в инновационных процессах экономически развитых стран.

Малые инновационные предприятия (МИП) выступают важным элементом новых индустриальных стран (НИС). Это обусловлено тем, что именно подобные предприятия и выступают в роли связующего звена между производством и наукой. Именно подобного рода фирмы, в большинстве своем, и берут на себя основной риск, разрабатывая новые продукты и технологии, а также превращая знания в товар. Вследствие именно рисковой составляющей в их функционировании, ситуация постоянно меняется: одни фирмы появляются в надежде получения высокой прибыли, а другие исчезают. Тем не менее, остается некоторый баланс, который и обеспечивает необходимую “критическую массу” малых инновационных фирм в национальных инновационных системах.

Одной из серьезнейших проблем, выступает то, что инвесторы как бы, вполне согласны финансировать только проекты с краткосрочным периодом исполнения и сроком окупаемости в несколько месяцев, что для высокотехнологичного бизнеса является просто нереальным.

Касаемо источников стартового капитала, то чаще всего им выступают собственные средства организаторов предприятия.

Если составить перечень источников финансирования малых инновационных предприятий по приоритету снижения частоты их использования, то он будет выглядеть следующим образом:

– собственные средства организаторов фирмы;

– средства так называемых “бизнес-ангелов” (“бизнес-ангелами” называют частных инвесторов, которые вкладывают свои деньги в инновационные проекты (стартапы) на этапе создания фирмы в обмен на возврат вложений и долю в капитале);

Касаемо обратной стороны данной проблемы – дефицита кадров способных принять эффективное участие в модернизационных мероприятиях, то и в данном случае ситуация остается сложной. Не является секретом то, что в нынешних условиях именно уровень развития интеллектуального капитала играет главную роль. В наиболее экономически развитых странах этот показатель составляет 80%. В среднеразвитых странах именно за счет человеческого капитала достигается 50% прироста ВВП. В России данное соотношение составляет всего лишь 15%, а 85% до теперешнего времени получалось благодаря приросту стоимости производственных ресурсов (сырьевых отраслей), а также физического капитала (капиталовложений в основные фонды) [4].

Низкий уровень эффективности производства связывается как с внутренними, так и внешними факторами. Внешние факторы связаны с оттоком высококвалифицированной рабочей силы заграницу. Со времен распада СССР, из России уехало более 200000 ученых и инженеров. Согласно данным Национального доклада о развитии человеческого потенциала в России, который был подготовлен российскими учеными, экономическая оценка “утечки мозгов” из России ежегодно составляет 25 млрд. долларов.

Эмигранты из России, проживающие в Соединенных штатах Америки, обеспечивают, согласно разных оценок, 20-25% американской индустрии высоких технологий, а именно, около 10% мирового рынка. За Россией на мировом рынке наукоемкой продукции, при этом лишь 0,8% [5].

При догоняющем развитии, которое будет непременно преобладать в ближайшее время в России, не менее остро стоит на повестке дня вопрос о профессиональной подготовке кадров, которые были бы способны с опережением работать с новыми технологиями. Программы среднего и высшего профессионального технического образования должны быть направлены на овладение учащимися и студентами передовыми технологиями, являющиеся базовыми в развитых странах мира.

Конечно же, на данное предложение можно взамен получить лишь упрек в том, что подобного рода подход к проблеме непременно приведет к еще большему оттоку специалистов из страны. Однако, в противном случае не будут созданы субъективные условия для освоения соответствующего импортного технологического оборудования. Творчески одаренные, интеллектуально развитые выпускники, способны будут не только лишь изучать заимствованные передовые технологии из-за рубежа, но и продвигать их дальше, совершенствуя и создавая нечто новое.

инновационный бизнес государственный фонд

Практика показывает, что малые инновационные предприятия, получающие поддержку государственных фондов, имеют возможность подняться на новый уровень своего развития, получая более широкие возможности создания или доработки продукта, расширения рынка сбыта и т.д. Влияние производственной инфраструктуры на функционирование МИП оказывается, при этом, не таким уж существенным: чаще всего технополисы, технопарки и иные подобные им структуры рассматриваются менеджментом малых инновационных предприятий сугубо место для выгодной аренды помещений.

Основными причинами низкого уровня развития венчурных фондов в России является то, что:

– во-первых, государство не стремится брать на себя реальные риски;

– во-вторых, нет стимулов к вложениям в проекты со значительной степенью риска.

В высокоразвитых экономически странах развитию способствуют:

* преобладание больших объемов капитала частных и институциональных инвесторов, аккумулированного развитой системой финансовых посредников;

* высокий профессионализм менеджеров, способных дать точную оценку перспективам развития данного направления;

* высокий коммерческий потенциал разработок, которые воплощаемых в жизнь МИП;

* развитый финансовый рынок, в частности фондовый;

* высокая платежеспособность и емкость потребительских рынков для венчурных фирм.

Читайте также:
Договор об учреждении ООО в 2021 году. Образец, скачать

Список использованных источников

1. Винслав Ю. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте итогов и тенденций новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. – 2010. – №1-2.

2. Глазьев С. Кризис, антикризисные меры и стратегия инновационного народнохозяйственного развития в зеркале теории долгосрочной метатехнической динамики // Российский экономический журнал. – 2008. – №12.

3. Добрынин А., Бахарев В. Большие проблемы малого предпринимательства // Экономика и управление. – 2012. – №4.

4. Дементьев В. Догоняющее развитие через призму теории “длинноволновой” технологической динамики: аспект “окон возможностей” в кризисных условиях // Российский экономический журнал. – 2009. – №1-2.

5 . Полтерович В.М. Механизм глобального экономического кризиса и проблемы технологической модернизации // Новая экономическая ассоциация. – 2011. – №1.

6. Счастливая Н.В. Малый инновационный бизнес в экономике высокоразвитых стран // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2009. – №2.

7. Экономика. Толковый словарь. — М.: “ИНФРА-М”, Издательство “Весь Мир”. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2010.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Анализ текущего уровня развития малого предпринимательства в Хабаровском крае. Совершенствование региональной политики по повышению эффективности деятельности инновационного предпринимательства как приоритетного направления развития малого бизнеса.

курсовая работа [1,0 M], добавлен 29.05.2012

Понятие малого бизнеса в экономической теории. Роль малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана. Анализ состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса, его проблемы и риски. Рейтинг проблем, препятствующих развитию предпринимательства.

презентация [2,6 M], добавлен 06.06.2012

Анализ существующих барьеров и наиболее значимых сдерживающих факторов для успешного развития малых инновационных предприятий. Совершенствование механизмов государственной поддержки малого инновационного бизнеса (на примере Южного Федерального Округа).

дипломная работа [2,5 M], добавлен 08.04.2015

Сущность и функции малого бизнеса в экономике государства, его правовое регулирование. Противоречия и проблемы развития малого предпринимательства в России. Поддержка малого бизнеса в Челябинской области, инфраструктура поддержки предпринимательства.

курсовая работа [348,7 K], добавлен 14.11.2014

Необходимость развития малого бизнеса в России и его характеристика. Система и основные формы государственной поддержки малого бизнеса. Государственные механизмы регулирования бизнеса. Финансовое обеспечение малого предпринимательства в России.

курсовая работа [352,8 K], добавлен 08.08.2011

Понятие малого предпринимательства, краткая экономическая характеристика малого бизнеса. Особенности и место малого предпринимательства в экономике. Эволюция и классификация проблем, возможные пути решения. Перспективы развития малого бизнеса в России.

курсовая работа [29,8 K], добавлен 06.05.2010

Понятие и сущность малого бизнеса, его роль и проблемы развития в современной экономике. Меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и в зарубежных странах. Изучение опыта развития малого предпринимательства в Ярославской области.

курсовая работа [42,7 K], добавлен 24.08.2010

Новости

Состояние и развитие инновационной деятельности в сфере малого бизнеса

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет основные показатели, характеризующие состояние и развитие инновационной деятельности в сфере малого бизнеса.

Базой для исследования послужили результаты федерального статистического наблюдения, проведенного по итогам 2019 г. на основе обновленной в соответствии с 4-й редакцией Руководства Осло (международного стандарта в сфере инноваций) программы. В обследовании приняли участие 27,5 тыс. малых предприятий промышленного производства. Измерение инновационной деятельности осуществлялось по двум типам инноваций — продуктовым и процессным, учитывающим как технологические, так и нетехнологические нововведения.

Под инновационной деятельностью понимается вся исследовательская (исследования и разработки), финансовая и коммерческая деятельность, которая в течение периода наблюдения направлена или приводит к созданию новых или усовершенствованных продуктов (товаров, услуг), значительно отличающихся от продуктов, производившихся предприятием ранее, предназначенных для внедрения на рынке, новых или усовершенствованных бизнес-процессов, значительно отличающихся от предыдущих соответствующих бизнес-процессов предприятия, предназначенных для использования в практической деятельности.

Продуктовая инновация — внедренный на рынке новый или усовершенствованный продукт (товар, услуга), значительно отличающийся от продукта, производившегося ранее.

Процессная инновация — внедренный в практику новый или усовершенствованный бизнес-процесс, значительно отличающийся от соответствующего бизнес-процесса, используемого ранее.

Ключевые результаты

В 2019 г. уровень инновационной активности малых предприятий промышленного производства, определяемый как удельный вес предприятий, осуществлявших инновационную деятельность, в общем их числе, составил 5,8%. Наблюдаемые характеристики инновационной активности малого бизнеса на протяжении 2011–2017 гг. не превышали 4-5% (табл. 1). Изменение динамики во многом обусловлено учетом всего массива инновационно-активных организаций (осуществляющих как технологические, так и нетехнологические нововведения).

Наибольшие значения индикатора уровня инновационной активности в 2019 г. зафиксированы на предприятиях по производству лекарственных средств и материалов (22,5%), компьютеров, электронных и оптических изделий (18%), электрического оборудования (11,3%), готовых изделий (11,1%), химических веществ и продуктов (10,5%) (рис. 1).

Затраты на инновационную деятельность малых предприятий в 2019 г. составили 27,3 млрд руб. Для сравнения, это на 23% (в постоянных ценах) больше, чем объем инвестиций, направленных на технологические инновации в 2017 г. В период 2011–2017 г. динамика расходов на технологические инновации имела неравномерный характер: до 2013 г. показатель возрастал (в постоянных ценах), затем наметился некоторый спад, в 2017 г. рост возобновился. Индикатор интенсивности затрат на инновационную деятельность (т.е. их доли в общем объеме отгруженной продукции малых предприятий) в 2019 г. не превышал 1%. Наибольшие его значения зафиксированы в производстве лекарственных средств и материалов (5,8%), автотранспортных средств (4%), компьютеров, электронных и оптических изделий (2,7%) и др.

Фактический объем инновационной промышленной продукции, произведенной в секторе малого бизнеса, в 2019 г. достиг 67,1 млрд руб., что выше уровня 2017 г. на 55% (в постоянных ценах). Выявлен существенный рост масштабов производства: за период 2011–2019 гг. выпуск новых и улучшенных товаров, работ и услуг увеличился в 2,5 раза (в постоянных ценах) и достиг своих максимальных значений.

В общем объеме продаж малых предприятий доля инновационной продукции занимает 2,4% (в 2017 г. — 1,6%). Значения индикатора выше среднего отмечаются на предприятиях по производству лекарственных средств и материалов (7,1%); компьютеров, электронных и оптических изделий (5,9%), готовых изделий и электрического оборудования (по 5,7%), машин и оборудования (4,5%), бумажных изделий и мебели (по 3,3%), пищевых продуктов (2,9%).

Читайте также:
Документы для регистрации ООО в 2021 году. Список (перечень)

Источник: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: стратегии, сетевые взаимодействия, институты» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Материал подготовила Светлана Фридлянова

Развитие малого и среднего бизнеса в России

Трудности развития малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей. Какие перемены могут ждать предприятия в ближайшем будущем и насколько выгодно развивать свой бизнес в России? Внести некоторую ясность нам помог Андрей Мамонтов, заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

— В чем основные проблемы малого и среднего бизнеса?
— Проблемы у малого и среднего бизнеса разные. У малого основная проблема в том, что его мало, а у среднего — как вырасти в крупный.

— Почему среднему бизнесу не дают вырасти в крупный? Что мешает, административные барьеры? Возможно, нехватка инвесторов в стране или нежелание компаний вкладывать деньги в модернизацию самим?
— Дело в том, что никто не запрещает среднему бизнесу вырастать в крупный. То же самое с малым. Для среднего бизнеса вопрос роста связан с возрастающими компетенциями для перехода из одного состояния плюс внутренние психологические проблемы собственников — боязнь потерять то, что уже есть, в попытке сделать нечто большее.

— А малый бизнес почему не хотят открывать?
— У малого бизнеса проблема иного рода. Предпринимательство у нас слабо развито. Молодое поколение, которое в первую очередь должно создавать стартапы, ориентировано на наемную работу. Бизнесмены у нас относятся к не самой уважаемой категории. В целом отношение общества к предпринимательству негативное, соответственно, нет желания рисковать, а кто даже и желает, то из-за недостатка знания сдерживает свое желание, так как у нас предприниматели разрознены и не желают делиться своим опытом и помогать другим создавать свой бизнес.

— В каком направлении должен развиваться малый и средний бизнес в будущем году, что изменилось? На что следует обратить внимание предпринимателям?
— Практически ничего не изменилось, и пока изменений не предвидится. В России не изменилось налоговое право, не изменились условия для ведения бизнеса. Все, что было в прошлом году, останется и в будущем. Единственное, о чем можно говорить, это ужесточение кризиса, но и тут все зависит от того, насколько он обострится в Европе. Мне трудно отправить весь российский малый и средний бизнес в одно направление развития, которое будет для них наиболее актуальным в 2013 году. Для каждой компании будет стоять свой круг задач.

Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.

— Если рассмотреть конкретно производственные компании и сферу услуг, то кому может быть легче, тем, кто что-то производит, или тем, кто предлагает товары и услуги населению? И что лучше, предложить уникальную услугу или, наоборот, перейти на что-то жизненно необходимое?
— Да никому не легче. И производственные компании, и сервисные работают в условиях достаточно конкурентных. Всем одинаково сложно, так как сейчас нельзя построить бизнес на примитивной идее, как было в 1990-х и начале 2000-х. Сейчас потребитель умнее и требовательнее. Он просто уходит, если его ожидания не совпадают с тем, что предлагает компания. Сейчас нужно больше маркетинговых компетенций при создании и развитии бизнеса, но низкий уровень знаний у собственников и топов не дает возможности им понять функцию маркетинга в более широком смысле.

Ей отводится только роль рекламных коммуникаций, а создание продукта или услуги не хотят отдавать. Вот и получается, что производят продукт или услугу, которую потом с помощью продажников пытаются продавить на рынок. Потребитель сопротивляется, так как рыночное предложение не соответствует их потребности, но компании только усиливают блок продаж (берут дополнительный персонал, тренируют их и т д.), но с продуктом ничего принципиально не делают.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть условия для ведения бизнеса? И почему они не могут быть подвержены положительным изменениям на данном этапе развития российской экономики?
— Основная проблема российской среды для ведения бизнеса — это непрозрачность правил взаимоотношений коммерческих структур с государством. Дело даже не в коррупции, а в том, что один и тот же закон, предписание, разъяснение и т п. может по-разному применяться к разным компаниям. Идеальных условий для ведения бизнеса ждать бессмысленно, их нигде не бывает, да и противоречит идее предпринимательства.

Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.

— Что, на ваш взгляд, необходимо и что можно изменить, чтобы вести бизнес стало проще?
— Чем больше будет предпринимателей, тем больше они будут создавать давление на государство в части совершенствования правил ведения бизнеса. Нам не хватает предприимчивых людей, которые готовы создавать свои компании, а еще лучше — придумывать новые интересные бизнес-идеи, которые будут конкурентоспособны на глобальном рынке, а не только в России. Пока же большинство бизнесов у нас в стране создается по образу и подобию зарубежных аналогов. Это не плохо, но недостаточно. Государство не будет опекать малый и средний бизнес, пока он совокупно создает выручку, которая в несколько раз меньше, чем любимый сырьевой рынок. Пока нефть и газ — основная статья доходов государства, правила не изменятся.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: