Закрыть рекламу ×

Финансовое оздоровление как процедура банкротства: что это такое

Финансовое оздоровление как процедура банкротства: что это такое

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
  • Финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (статья 2 закона о банкротстве).

К моменту введения процедуры должник еще не признан судом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.

Платежеспособность должника – юридического лица восстанавливается при сохранении полномочий его органов управления при установлении ограничений по распоряжению принадлежим ему имуществом, т.е. посредством самоуправления. Утверждаемый судом административный управляющий осуществляет контроль за деятельностью неплатежеспособного должника, однако к нему не переходят полномочия по управлению делами должника.

Для достижения этой цели разрабатывается план финансового оздоровления, если третьими лицами не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должником.

Цели процедуры финансового оздоровления

Процедуру финансового оздоровления в законе о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве и в целом самого института несостоятельности одной из основных целей данного Закона является осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника (восстановление его платежеспособности), в связи с чем приоритет отдается реабилитирующим процедурам, в частности: процедуре финансового оздоровления, которая согласно абзацу четырнадцатого статьи 2 Закона о банкротстве применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Данная процедура соответствует интересам кредиторов должника, поскольку их требования удовлетворяются в полном объеме. Более того, восстановление платежеспособности должника служит интересам самого должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и так далее), и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.

План и срок финансового оздоровления

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве) в случае, если иное не установлено данной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Из пункта 1 статьи 80 Закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 названного Закона.

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В силу пунктов 1, 2 статьи 84 Закона о банкротстве план финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника.

Обеспечение исполнения учредителями должника

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

В соответствии с п. 1 статьи 79 закона о банкротстве, исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона о банкротстве соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов.

Перспективы развития и реформирования процедуры «финансовое оздоровление»

Ранее я писал о возможности осуществления контроля со стороны кредиторов над должником в ходе исполнения мирового соглашения.

Следствием той публикации были выводы о том, что только ограниченность мирового соглашения в деле о банкротстве делает необходимым регламентацию такой процедуры, как финансовое оздоровление.

Постараемся остановиться на процедуре финансовое оздоровление более подробно.

Согласно Закону о банкротстве финансовое оздоровление – это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Процедура сама по себе весьма интересна для изучения, поскольку она по своей природе является чем-то промежуточным между внешним управлением с полным отстранением руководства от управления и самыми «серьезными» восстановительными мероприятиями и мировым соглашением.

Финансовое оздоровление как процедура не была известна ни Закону о банкротстве 1992 года, ни Закону о банкротстве 1998 года, хотя сам термин «финансовое оздоровление» упоминался в последнем. Тогда финансовое оздоровление являлось одним из мероприятий по предупреждению банкротства должника. Согласно статье 26 Закона 1998 года «в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника – юридического лица, собственник имущества должника – унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на финансовое оздоровление должника».

По своей природе финансовое оздоровление 1998 года и современное очень похожи: в обоих случаях финансовое оздоровление предоставляет дополнительную возможность должнику выйти из сложного финансового положения с использованием внутренних ресурсов и внешней помощи. Тем не менее первое относится к мероприятиям досудебной санации, а второе – к судебной санации, т.е. является процедурой банкротства. Поэтому финансовое оздоровление 1998 года, как и современная санация, является диспозитивным мероприятием, поскольку дело о банкротстве еще не возбуждено и все вопросы между кредиторами и должником могут быть разрешены ими самостоятельно.

Иначе регулируется современное финансовое оздоровление, которое более регламентировано. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусмотрено обязательное составление плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а сама процедура проходит под контролем административного управляющего и суда. Безусловно, подобные документы могут быть предусмотрены и в рамках санации, особенно если кредиторами выступают банки, которые всегда подробно регламентируют порядок, условия и сроки возврата денежных средств. Тем не менее их составление не является обязательным, в то время как график погашения задолженности и план финансового оздоровления составляются при финансовом оздоровлении всегда.

Высказывалось мнение, что финансовое оздоровление по своей сути является пассивной реабилитационной процедурой, которая должна вводиться в ситуации, когда восстановление платежеспособности должника может быть осуществлено действующим руководством, и его полное замещение арбитражным управляющим не требуется[1].

Учеными отмечается, что в рамках финансового оздоровления могут применяться такие мероприятия, как: перевод долга с согласия кредиторов, дополнительные взносы в уставный капитал, выпуск облигаций должником, предоставление поручительств, гарантий для получения должником новых кредитов[2]. По своей природе финансовое оздоровления включает в себя мероприятия, направленные на получение денежных средств, и не влечет каких-либо существенных организационных, кадровых и иных мероприятий.

Намерением законодателя, регламентировавшего финансовое оздоровление, было создание новой процедуры, которая будет наиболее применимой и актуальной для кредиторов и должника. Вот только ее недостатки оказались намного существеннее преимуществ. Кредиторы не хотят рисковать своим положением и голосовать за введение данной процедуры, если только кто-либо не захочет обеспечить исполнение обязательств должника как это предусмотрено п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве, но кто будет вкладывать в проблемный и высокорисковый бизнес, который более того находится в процессе банкротства (эдакий российский, запоздалый cram-down)? Даже собственник бизнеса, то лицо, которое наиболее заинтересованно в сохранении бизнеса, лучше воздержится от дополнительных вливаний, поскольку они не гарантируют восстановления платежеспособности должника (который скорее всего уже сделал все возможное для реабилитации на добанкротной стадии).

В действующем виде процедура финансового оздоровления является малоприменимой и ненужной, а потому нуждающейся в серьезных изменениях и дополнениях. Самым достоверным обстоятельством ненужности данной процедуры в действующем виде является самый низкий процент ее применимости и результативности среди всех других реабилитационных процедур.

Возвращаясь к ранее заявленному тезису о необходимости закрепить в Законе о банкротстве возможность контроля над должником в ходе исполнения мирового соглашения, можно прийти к выводу, что результатом введения этого маленького, но значимого нововведения в закон отпадет необходимость в регулировании такой процедуры как финансовое оздоровление в принципе, поскольку ее функции и применяемые мероприятия будут задублированы с мировым соглашением.

В этом случае отличиями финансового оздоровления останутся только:

  • возможность применения процедуры в обход решения кредиторов при наличии обеспечения обязательств должника со стороны его участников или третьих лиц;
  • ограничение по сроку действия.

Проблема финансового оздоровления существует довольно давно. Реформированию процедуры финансовое оздоровление посвящен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления»[3], разработанный Министерством экономического развития еще в 2009 году.

Согласно этому законопроекту существенно расширяется перечень реабилитационных мероприятий, которые можно будет применить в рамках финансового оздоровления. У должника появится возможность начать процесс несостоятельности с реабилитационной процедуры – финансового оздоровления, в обход процедуры наблюдения.

Согласно законопроекту Министерства экономического развития, в план финансового оздоровления можно будет включить такие мероприятия, как: реорганизация должника, продажа предприятия должника или части имущества должника, замещение активов должника. Таким образом, получается, что должник получит возможность инициировать процедуру финансового оздоровления, в рамках которой можно будет применить реорганизацию должника или замещение активов должника (довольно радикальные по свой специфике мероприятия, которые сейчас доступны только в процедуре внешнего управления). Особую важность представляет тот факт, что руководство сохранит возможность управления юридическим лицом, пусть и с определенными ограничениями. Финансовое оздоровление должно было стать российским аналогом процедуры по главе 11 Кодекса о банкротстве США.

При реформировании законодательства о банкротстве по проекту Министерства экономического развития процедура финансового оздоровления могла получить «второе рождение», превратиться из ненужной и малоприменяемой в настоящий оплот реабилитации. Наиболее важные нововведения в этой связи: 1) включение дополнительных мероприятий из внешнего управления; 2) возможность начала процесса несостоятельности с реабилитационной процедуры в обход процедуры наблюдения, благодаря чему действие реабилитационных мероприятий начнется гораздо раньше.

Но спустя какое-то время Министерство экономического развития отошло от идеи реформировать финансовое оздоровление и в конце 2017 года в Государственную Думу был внесён существенно измененный законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», который предусматривал создание новой процедуры – реструктуризации долгов.

По сути, новое финансовое оздоровление и реструктуризация долгов очень похожи, у них похожий перечень мероприятий, похожие основания для введения процедуры, возможность введения процедуры в обход наблюдения и другие моменты.

И хотя саму предложенную процедуру реструктуризации долгов, действительно, можно оценить как очень перспективную, непонятно почему законодатель намеревается создать еще одну процедуру. Возникает ощущение, что потребительский дух перешел и в область законодательства: зачем ремонтировать (реформировать) старую процедуру, когда можно купить (создать) новую? Все таки по финансовому оздоровлению уже есть определенная статистика, хоть и небольшой, но опыт применения. Если внести изменения в финансовое оздоровление можно будет изучать проблему реабилитации в динамике.

Учитывая, что финансовое оздоровление наименее эффективная процедура из закрепленных законом, то целесообразно внести эти изменения именно в процедуру финансового оздоровления (ранее законодатель придерживался именно такой позиции). Более того в результате реформирования именно процедуры финансовое оздоровление у такой процедуры возникнет шанс на более частое и эффективное применение.

Я полагаю, что только ограниченность мирового соглашения делает необходимым введение в Закон о банкротстве иный процедуры – финансового оздоровления. Но если эту ограниченность убрать (или не реформировать), то данная процедура будет не нужна в принципе.

[1] Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная реабилитационная процедура // Адвокат. 2003. № 12.

[2] Мартышина Т.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства). Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства): Дис… канд. юрид. наук. М. 2009.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства: что это такое

В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном настоящим Федеральным законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, – к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление может быть введено на основании ходатайства учредителей (участников) должника или собственника имущества должника – унитарного предприятия. В этом случае решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

предлагаемый учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия срок финансового оздоровления.

К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагаются:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;
  • сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения).

Финансовое оздоровление может быть также введено на основании ходатайства третьего лица или третьих лиц. Данное ходатайство также должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. К нему прилагаются график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом и документы о предлагаемом третьим лицом или третьими лицами обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Порядок введения финансового оздоровления

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Управление должником в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение. Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. Также оно может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

Последствия введения финансового оздоровления

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) порядка предъявления требований к должнику;

2. Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;

3. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

4. Приостанавливается выполнение исполнительных документов;

5. Запрещается выделение доли участия предприятия-должника;

6. Запрещается выкуп должником собственных акций;

7. Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам не допускается;

8. Не допускается прекращение обязательств должника путем зачета встречных требований;

9. Приостанавливается начисление штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций по договорам;

10. На сумму требований кредиторов и сумму обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБРФ на дату введения финансового оздоровления;

11. Неустойки (штрафы, пени) подлежат погашению после удовлетворения всех остальных требований кредиторов;

12. Должник может передавать имущество в безвозмездную аренду;

13. Возможна любая из 5 форм реорганизации предприятия. Для этого необходимо согласие кредиторов.

Основными полномочиями в случае введения этой процедуры обладает администрация этого предприятия. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; рассматривать отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана); предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления;

осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов; за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

Окончание финансового оздоровления

1. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

2. К отчету должника прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и об убытках должника; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

3. Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах проведения финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), которое не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника о результатах проведения финансового оздоровления направляется кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

4. В случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или указанный отчет не представлен административному управляющему в срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

5. После получения заключения административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов на действия должника и административного управляющего. О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве.

По итогам процедуры финансового оздоровления суд принимает одно из следующих решений:

1.Определение о прекращении производства по делу о несостоятельности в случае, если все требования удовлетворены.

2.Введение внешнего управления в случае возможности восстановления финансового состояния организации.

3.Определение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление и внешнее управление

Основное отличие финансового оздоровления от другой процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, – внешнего управления – заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в т.ч. его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего. Но даже такие ограничения позволяют учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества контролировать деятельность должника и защищать свои интересы в ходе проведения финансового оздоровления. Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта.

Источники:
http://zakon.ru/Blogs/perspektivy_razvitiya_i_reformirovaniya_procedury_finansovoe_ozdorovlenie/76478
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1166155
http://jurkom74.ru/ucheba/rassmotrenie-del-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve

Ссылка на основную публикацию