Транспортные расходы в смете: как рассчитать

Как учитываются транспортные расходы в смете (нюансы)?

Транспортные расходы в смете встречаются на практике в основном в документации строительных организаций. При этом отражение транспортных расходов в смете может являться одним из способов их документального обоснования.

Смета как документальное обоснование расходов

Смета представляет собой детализацию расходов, которые планируется произвести для осуществления какой-либо процедуры. Например, в бухгалтерской практике смета часто применяется для обоснования представительских расходов, когда планируется провести мероприятия для осуществления переговоров и нужно рассчитать, сколько денег понадобится на аренду зала, доставку приглашенных лиц к месту проведения переговоров, кофе-брейки и прочие сопутствующие расходы.

О порядке документооборота представительских расходов см. в статье «Документальное подтверждение представительских расходов».

Что касается транспортных расходов на материалы в смете, у организаций, не ведущих строительную деятельность, они встречаются очень редко.

Транспортные расходы — что это?

Транспортные расходы — важнейшая статья затрат в учете любой организации, поэтому она требует корректного документального сопровождения. Но учитывая то, что такие расходы аккумулируют в себе все издержки организации, непосредственно связанные с организацией доставки товаров от продавца к покупателю, документы, подтверждающие их, могут быть самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям составления и расчетов.

Так, транспортные расходы могут состоять непосредственно только из услуги доставки. Бывает и так, что данный вид расходов состоит из множества составляющих, связанных с выплатой зарплаты водителю, начислением страховых взносов, амортизацией автомобиля, закупкой топлива. Такая ситуация возможна, например, если сотрудник покупателя будет вывозить приобретенный товар собственными силами на личном автомобиле.

Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?

В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272 (далее — постановление № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная (далее — ТН). ТН — это неотъемлемая часть любого договора о перевозке товаров, ее составление осуществляется в трех одинаковых копиях — для каждого участника правоотношений: перевозчика, продавца и покупателя. В ней указываются сведения:

  • о сторонах сделки;
  • товаре;
  • сопроводительных документах (приводится их перечень);
  • автомобиле;
  • месте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • сроках доставки;
  • прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 272.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272, приложение 4 — транспортная накладная.

Отметим, что ранее, чем ТН, была введена товарно-транспортная накладная формы 1-Т (далее — ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, которая может применяться и в настоящее время.

Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, форма 1-Т.

При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.

Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.

В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее — МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.

Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:

  • вида транспортного средства;
  • тарифа отправки;
  • пунктов отправления и прибытия;
  • расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
  • прочих условий, влияющих на доставку.

Пример

ООО «Путь» осуществляет перевозку строительных материалов автомобильным транспортом. Класс груза — 1, масса груза — 3 тонны, тариф перевозчика за 1 тонну груза — 10 000 руб. за каждые 50 км. В соответствии со сметой перевозчик осуществил доставку стройматериалов из Балашихи во Владимир, при этом протяженность его маршрута составила 150 км. Кроме того, в смету была включена стоимость погрузки и разгрузки стройматериалов, которая составила 60 000 руб. за 1 тонну.

Исходя из указанных данных стоимость перевозки 1 тонны = 10 000 × 150 / 50 + 60 000 = 90 000 руб.

При этом в п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия — в размере 3–6% от отпускной цены.

В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?

Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:

  • включаются в фактическую себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01);
  • признаются расходами на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • взносам во внебюджетные фонды, начисленным с его заработной платы;
  • топливу;
  • амортизационным отчислениям автомобиля;
  • прочим расходам.

В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:

  • товарами, реализованными в течение месяца,
  • остатком товара на конец месяца.

Как учитываются расходы на доставку в целях исчисления налога на прибыль?

В налоговом учете транспортные расходы учитываются в зависимости от того, кем они произведены: покупателем или продавцом. Если расходы осуществил покупатель, то признаваться в целях исчисления налога на прибыль они будут в соответствии со ст. 320 НК РФ. Кроме того, указанная норма содержит порядок расчета прямых транспортных расходов по нереализованным товарам.

При доставке основных средств и нематериальных активов покупатель включает транспортные расходы в стоимость указанных внеоборотных активов (п.1 ст. 257 НК РФ). Продавец же суммы доставки товара отражает как расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ).

При этом в отношении документального сопровождения данных услуг налоговое законодательство содержит следующие требования (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123):

  • при доставке товаров транспортными организациями необходимо наличие ТН или ТТН;
  • при доставке личным транспортом покупателя необходим путевой лист;
  • при доставке транспортом поставщика — ТН или ТТН.

ВАЖНО! Письмо ФНС России от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@ подтверждает возможность применения любого из документов (ТН или ТТН) при перевозках.

Итоги

Применение сметы, в которой детализированы транспортные расходы при перевозке материалов, в настоящее время встречается, как правило, только в работе строительных организаций. Основными документами, обосновывающими данные расходы, являются товаросопроводительные документы.

Составление смет в расценках: ФЕР, ТЕР, ТСН, НЦС

Профессиональный сметчик с опытом работы 14 лет

Как определять транспортные расходы (затраты) в сметах

Транспортные расходы (затраты) — одна из важнейших статей затрат в учете любой строительной компании, поэтому необходимо не только определять, но и уметь их обосновать документально или нормативно в сметах. Понимая, что данные расходы учитывают в себе все издержки транспортной организации, связанные с организацией доставки груза от производителя (поставщика) к конечному покупателю (застройщику), то документы, подтверждающие данные расходы, являются самыми разнообразными — и по форме, и по особенностям оформления.

    Расстояние перевозки груза от склада завода-изготовителя до приобъектного склада; Способ учёта стоимости груза в смете по нормативной сметной базе и в текущем уровне цен; Вид грузового транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный и т.д.); Тип груза (оборудование, материал, сыпучий груз, объёмная конструкция, мусор и т.д.); Вес груза, отдельно с разбивкой на классы.

Прежде всего необходимо понимать термин «франко» цены, он означает до какого пункта стоимостью товара учтена его доставка. Примеры цены:

    «франко — завод-изготовитель или склад» — покупатель получает товар непосредственно на заводе или складе поставщика;

    «франко — вагон или франко — железнодорожная станция отправ­ления» — покупатель получает товар на станции отправления, погруженным в вагон;

    «франко — порт отправления или франко — вдоль борта судна» — покупатель получает товар в порту отправления, выгруженным на причале перед судном;

    «франко — судно порт назначения» — покупатель получает товар в порту назначения;

    «франко — судно порт назначения и страхование» — покупатель получает товар в порту назначения, включая страховку от риска гибели или порчи при перевозке;

    «франко — склад потребителя или приобъектный склад» — покупатель получает товар у себя на складе (приобъектный).

! Примечание: все расходы по доставке материалов (оборудования) до приобъектного склада относятся соответственно на стоимость материалов (оборудования).

Как правило в сметах учитывается расстояние перевозки автомобильным транспортом до 200 километров, если свыше, то целесообразно использовать железнодорожный транспорт. Возможно, учитывать автомобильные перевозки свыше 200 километров в сметах при согласовании с заказчиком, например в случае отсутствия железной дороги.

! Важно. При определении расстояния перевозки грузов за неполные 0,5 километра – расстояние не учитывается, а расстояние 0,5 километров и более считается как полный километр (данное разъяснение содержат технические части соответствующих сборников сметных цен на перевозку грузов).

В зависимости от способа учёта стоимости в смете по нормативной сметной базе или в текущем уровне цен грузов зависит способ учёта затрат на их доставку до приобъектного склада.

Стоимость оборудования как правило учитывается в текущем уровне цен, согласно действующих прайс – листов или коммерческих предложений поставщиков или с помощью открытых источников (интернет страницы). Согласно действующей методике определения стоимости на территории Российской Федерации лимит средств транспортных расходов оборудования составляет в пределах до 6 % от цены «франко — завод-изготовитель или склад» до «франко — склад потребителя или приобъектный склад».

Транспортные расходы материальных ресурсов зависят от способа их учёта стоимости в смете:

1. При определении стоимости материальных ресурсов по сборникам сметных цен, нужно иметь в виду, что данными нормативами уже учтена перевозка грузов до приобъектного склада. А стоимость доставки от приобъектного склада до рабочей зоны учтена учитывается в составе элементных сметных норм (расценок) на строительно-монтажные работы, а также в составе ресурсных сметных нормативов.

    Сметными нормативами ТСНБ (стоимость материальных ресурсов, применяемых в строительстве Московской области) учтены транспортные затраты на расстояние до 30 километров (см. п.3 технической части ТССЦ 81-01-2001).

    Сметными нормативами ФССЦ (Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве) транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто (см. п.4 технической части).

В случае необходимости доставки материальных ресурсов на расстояния свыше 30 километров следует учесть разницу за вычетом учтённого сметным нормативом расстояния и далее с использованием сметных нормативов на перевозку грузов согласно полученного расстояния определить транспортные затраты.

Пример расчёта: расстояние от склада поставщика до приобъектного склада 65 км., значит следует учесть дополнительно доставку материалов на 65 – 30 = 35 километров.

! Важно. При разработке транспортной схемы необходимо заранее согласовать её с заказчиком, учитывая наиболее экономические и целесообразные схемы (маршруты) для снабжения строящегося объекта оборудованием и материалами, учитывая класс груза (информация ниже по тексту). В данной схеме указывается не только место нахождение поставщика (продавца, завода-изготовителя), но и расстояния перевозки.

2. При определении стоимости материальных ресурсов в текущем уровне цен, согласно действующих прайс – листов или коммерческих предложений поставщиков или с помощью открытых источников (интернет страницы), то в этом случае расценками предусматривается фактическое расстояние транспортировки грузов.

! Важно. Следует иметь в виду, что поставщики (продавцы) иногда в стоимость материалов уже закладывают затраты по их доставке, в этом случае для исключения задвоения стоимости обращать на это внимание!

Сметные нормативы используемые и утвержденные в Российской федерации имеют как правило в своём составе сметные цены (расценки) на перевозку грузов часто используемым автомобильным транспортом и принимаются в сметных расчётах в зависимости от типа автомобильного транспорта, класса груза и расстояния перевозки.

Затраты на перевозку грузов иными видами транспорта (железнодорожный, речной, морской, воздушный и т.д.) учитываются на основании отдельного расчёта согласно тарифам переводчика. Данная схема доставки должна быть обоснована проектом организации строительства (ПОС) или согласована заказчиком.

! Важно. Следует обращать особое внимание при данной доставки на «франко», поскольку зачастую может потребоваться дополнительно учесть затраты на погрузо-разгрузочные работы или дополнительный транспорт.

Рассмотрим наиболее распространённый транспорт – автомобильные перевозки, учитываемый по соответствующим нормативным сборникам, внесённых в федеральный реестр сметных цен.

В зависимости от типа и веса груза подбираются соответствующие расценки:

    для перевозки оборудования и материалов принимаются расценки перевозки бортовым автомобилем;

    для перевозки сыпучих грузов (песок, щебень, ПГС, грунт и т.д.), а также строительного мусора принимаются расценки перевозки автомобилями-самосвалами;

! Важно. Расценки по перевозке сыпучих материалов из карьера принимаются, когда выполняется условие обеспечения выполнения погрузочно-разгрузочных работ в пределах нормы времени, установленной для автомобилей-самосвалов, работающих в карьерах, кото­рая составляет 0,2 минуты на одну тонну груза (данное время погрузки могут обеспечить погрузочные механизмы с ковшом большой вместимостью). В остальных случаях принимаются в сметах расценки на перевозку сыпучих материалов автомобилями-самосвалами, работающими вне карьеров.

    для перевозки объёмных конструкций (строительных машин) возможно использовать расценки на перевозку бортовым автомобилем, но следует учесть дополнительно затраты на машину сопровождения государственной автомобильной инспекции по государственным утвержденным тарифам;

Перевозку материальных ресурсов в сметах следует учитывать по соответствующим расценкам при определении транспортных расходов (затрат), которые мы уже рассмотрели выше, в качестве объема следует указывать вес перевозимого груза в тоннах.

Определения веса различных строительных материалов процесс весьма хлопотный поскольку следует пользоваться технической информацией о весе 1 м2, о весе 1 м3 конструкции, плотности материалов, толщине и т.п.

Плотность стройматериалов по данным СНиП II-3-79:

Затраты на перевозку рабочих

Перевозка рабочих к месту проведения служебных нарядов проводится в таких случаях:

  1. Объект строительства расположен за пределами населенных пунктов.
  2. Комплекс расположен в черте города, но туда не ходит коммунальный общественный транспорт.
  3. Офис компании расположен в одном населенном пункте, а большая часть сотрудников проживает в другом населенном пункте.

Наиболее часто процесс перевозки рабочих приходится организовывать во время проведения монтажных работ, потому что компания использует труд постоянного коллектива сотрудников, а объекты могут быть как в городе дислокации компании, так и за его пределами.

Отметим, что заказчики часто не хотят возмещать транспортные расходы на перевозку, выдвигая такие мотивационные моменты:

  1. Объект находится в черте города.
  2. Каждый работник может добраться до предприятия на общественном транспорте.
  3. Если стройка находится за пределами города, значит, можно пользоваться рейсами междугородних, межобластных и сельских автобусов, они осуществляют перевозку сотрудников строительной организации на место стройки.

Кроме этого, часто подрядчик считает, что транспортные расходы на перевозку уже включены в предварительно оговоренную стоимость.

Согласно нормам постановления Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости продукции на территории Российской Федерации» общие затраты на перевозку рабочих рассчитываются согласно ПОС на основе актуальных и правдивых данных, предоставленных транспортными предприятиями.

В структуру затрат на перевозку рабочих входит:

  • затраты на заработную плату водителя автобуса;
  • затраты времени автобуса (считается с момента выезда с автобазы до момента возвращения на предприятие за минусом обеденного перерыва);
  • затраты на топливо исходя из пробега транспортного средства во время выполнения задания;
  • общий пробег от автобазы до пункта сбора сотрудников, а далее — перевозка до стройки и назад.

Обоснование при перевозке свыше 3 км

Компенсация расходов на перевозку рабочих выплачивается в случае необходимости транспортировки лиц, которые принимают участие в строительных и других видах работ, осуществляемых на объектах, удаленных от места расположения офиса, насчитывается только лишь при необходимости перевозки на расстояние более 3 км.

Согласно нормам п.3.18 СНиП IV-10-84, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 12 сентября 1984 г. № 162, основными условиями необходимости компенсации затрат по расчету являются:

  1. Коммунальный транспорт не ходит по направлениям в сторону объекта строительства.
  2. Автобусы и троллейбусы, работающие на городских маршрутах, не в состоянии осуществить перевозку всех рабочих из офиса на стройплощадку, так как загружены людьми утром и вечером.
  3. Расстояние составляет более 3 км. Считается, что путь длиной до 3 километров человек может пройти самостоятельно пешком, не сильно при этом уставая.

Кроме этого, при поездках работников на короткие расстояния работодатель может выдавать проездные на автобус / троллейбус. В таком случае затраты на транспортные расходы по перевозке сотрудников к месту проведения строительных мероприятий не будут включаться в смету.

Что входит в сметную документацию?

Смета — это комплексный бухгалтерский документ в строительной организации, в котором закладывается план и финансовое обоснование проведения работ. Затраты в смете всегда будут отображаться в таком виде:

  1. Стоимость материалов. Для проведения строительных работ подрядчик закупает все необходимые материалы для возведения здания, проведения капитального и косметического ремонта.
  2. Упаковка, распаковка, погрузка и перевозка материалов.
  3. Заготовительно — складские затраты (материалы находятся на складах, а за хранение необходимо платить).
  4. Заработная плата сотрудников, выполняющих работы состоит из ставки, а также всевозможных надбавок и премий, которые допускаются действующими нормами НПА.
  5. Транспортные расходы на доставку грузов к стройке (рассчитываются по утвержденным нормам).
  6. Затраты на оплату автобусов, которые перевозят рабочих с места дислокации фирмы — подрядчика до строительной площадки.
  7. Стоимость вновь приобретаемого оборудования.

В общую смету входят такие виды документов:

  • объектные расчеты;
  • планы расходов;
  • сводные сметные данные.

Расчет

Сразу отметим, что затраты на перевозку рабочих в процентах не могут быть больше, чем 2,5% от общей стоимости строительных работ. Как указывалось выше, нормативно-правовые акты разрешают включать в стоимость услуг расходы на доставку строителей, техники и т. д. к пункту проведения работ если расстояние от базы до стройки более 3 километров.

Существует специальная формула для расчета затрат на транспортировку людей к месту работы. В структуру формулы входят такие элементы:

  1. В (п) = затраты на перевозку рабочих в рублях.
  2. В (т) = труд рабочих на стройке по времени (чел/ч).
  3. 8 (длительность смены). Здесь может стоять и другая цифра, если смена короче.
  4. М (г) = вместительность автобуса, которая исчисляется в количестве сидячих мест. Стоячие места не учитываются в расчете, поэтому фирме лучше брать больший автобус либо проводить расчет с учетом работы двух малогабаритных транспортных средств.
  5. Т (г) = общее время использования ТС за день. Имеется в виду весь временной отрезок от выезда из гаража и до возврата его назад на АТП.
  6. П (г) = плата, установленная за 1 час использования автотранспортного средства.
  7. К1 = часть работников, которая перевозится ежедневно в отношении к общему количеству строителей, работающих на объекте. Можно допустить, что часть рабочих будет ночевать в железной кибитке на объекте либо проживать где-то недалеко.

Общая формула расчета затрат строительной компании на транспортировку рабочих выглядит так:

В(п) = В (т): (8 Х М (г))Х (Т (г) Х П (г)) Х К1

Для расчета общего времени использования транспортного средства за день также используется формула

Т (г) = Т — Т1 + (Р1:20 + Р2:30) х 2, где Р1 — расстояние от АТП до точки дислокации основного количества сотрудников в пределах города, а Р2 — данное расстояние, но уже за пределами населенного пункта.

Для четкого понимания системы расчета необходимо рассмотреть пример. Сначала рассчитаем Т (г), приняв такие значения буквенных символов:

  • Т = 11 часов;
  • Т1 = 1 ( у водителя есть час на обед);
  • Р1 = 15 км.;
  • Р2 = 0 (все рабочие собираются в городе)

Т (г) = 11 — 1 + (15:20 + 0:30) Х2= 11,5. С помощью округления до 0,5 мы понимаем, что автобус в среднем используется 12 часов в день.

Теперь можно провести расчет затрат использования ТС за весь период стройки, учитывая, что коэффициент изменения стоимости тарифов составляет 2,8 (тарифы на почасовое использование ТС были утверждены давно).

В (п) = 37000 : (9 х 28) Х (12 Х 9,9 (затраты почасового использования автобуса ПАЗ — 3205)Х2,8) Х 0,8 = 37000: 252Х 332,64 = 48840 руб.

Данная сумма обязательно включается в сводный сметный расчет, так как входит в стоимость строительства объекта.

Заключение

Затраты на доставку строителей и других рабочих обязательно должны включаться в смету проведения определенных работ и компенсироваться исполнителю со стороны заказчика. Единственное исключение, объект находится близко и рабочие могут добраться до места самостоятельно.

Расчет общей стоимости затрат производится по специальной формуле, в которой учтены все моменты:

  • время работы ТС;
  • обеденный перерыв водителя;
  • расстояния, которые проходят ТС;
  • общая вместительность (количество сидячих мест);
  • количество перевезенных рабочих;
  • человеко-часы.

Транспортные расходы в смете и бухгалтерском учете

Транспортные расходы отображаются в сметах фирм, которые работают в сфере строительства. Такой метод фиксации расходов, затраченных на транспортировку, является одним из способов их документально заверенного обоснования.

Смета используется в качестве детализированного акта, в котором отображаются планируемые расходы на осуществления какой-либо операции. Примером применения в практике бухгалтерского учета может послужить распределение средств для проведения, такого как переговоры или торжество.

В документе будут отображены затраты на аренду зала, на найм персонала, который будет заниматься обслуживанием, закупку товаров, необходимых в ходе осуществления процесса и много другое. Следует отметить, что на предприятиях, не задействованных в строительстве, смету на транспортные расходы используют редко.

Законодательные акты

Процедуру доставки регулирует п. 6 Постановления Правительства РФ №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», вступившим в силу с 15.04.2011 г.

Основным документом становится накладная, без которой заключенный договор считается недействительным. Она составляется на всех участников отношений (по одному экземпляру) – потребителя, продавца и перевозчика.

Она должна содержать следующую информацию:

  1. Данные о каждой стороне сделки.
  2. Сведения о грузе, его характеристиках.
  3. Перечень документов сопровождающих перевозку.
  4. О транспортном средстве, при помощи которого осуществляется доставка.
  5. Точные данные о времени, месте посадки и выгрузки.
  6. Срок, в течение которого осуществляется перевозка.
  7. Транспортная накладная. Ранее ТН имела форму 1-Т (товаротранспортная ТТН) и сейчас может применяться, несмотря на введенный в оборот новый стандарт. Некоторые виды груза обязательно должны сопровождаться и специально составленной сметой.

В транспортной смете при калькуляции учитываются особенности:

  • разновидность средства перевозки;
  • тариф, по которому будет рассчитана стоимость отправки;
  • характеристики пунктов назначения и отправления;
  • длина пути затраченного на доставку груза;
  • другие условия, которые оказывают влияние на осуществление транспортировки.

Расчет

В стоимость товара, рассчитываемой по смете, должны быть включены транспортные расходы. Затраты следует определять исходя от средств, предназначенных на оплату доставки массы груза в 1 тонну брутто.

Все это делается с учетом группы груза, материала или оборудования, которое транспортируется. Принимаются во внимание все особенности на провоз грузов большой массы.

Калькулирование проводится при помощи тарифных расценок, предназначенных для грузовых доставок ТС различного типа.

Основная исходная информация:

  1. Разновидность франко, которая была учтена в стоимости приобретения товара.
  2. Полное наименование пункта, с которого будет проводиться отправка и куда будет поставлен продукт.
  3. Наименьшее расстояние между пунктами, которое определяется при помощи специальных схем, данных справочников и прочих информационных данных. Принимается во внимание тип франко, который был прописан при установке отпускной цены приобретения.
  4. Условия, при которых будет проводиться доставка от пункта отправления до места назначения, а также стоимость провоза груза по строительным веткам и размер расстояния железнодорожного пути.
  5. Тарифная информация о грузе: номерной порядок схемы применяемой для повагонной отправки, принадлежность в соответствии с классификацией, подразделение на группы погрузочно-разгрузочных работ при автотраспортировке, иные информационные данные, необходимые для составления сметы (например, негабаритность).

Если определить расходы на транспорт при помощи калькуляции не удается, то расчёты учитываются при помощи укрупненных показателей. Здесь расчёт проводится исходя из стоимости провоза 1 тонны оборудования, выраженной в рублях или процентном эквиваленте от отпускной стоимости для определенных видов строек или районов.

В состав затрат этой категории также включаются траты на адаптацию ТС водного или автомобильного типа для грузов крупного размера с негабаритными объемами в неразобранном виде.

Стоимость переоборудования и обустройства путей доставки включается в цену товара или оборудования.
Если предприятие осуществляет закупку у фирмы-посредника, то к отпускной цене, установленной изготовителем, прибавляется наценка в размере не более 5%. Сюда входят ТР на доставку от производителя до склада посредника, посреднические и иные затраты.

Калькуляция

Средства, которые планируется потратить на доставку тех или иных грузов, рассчитываются при помощи путейных схем. Если схема отличается от установленной, то проводится калькуляция.

Калькуляция проводится по форме 12 и 13 приложения Р к Методическим указаниям РДС 8.01.105-3. Она имеет две части:

  • содержит в себе изначальную информацию;
  • происходит калькуляция ТР по конкретным операциям.

Общий объем ТР состоит из:

  1. Расходы на разгрузку и погрузку при транспортировке.
  2. Оплата за провоз товара на автомобиле, на водных ТС и железнодорожных.
  3. Оплата услуг по предоставлению вагонов и уборке в них.

Расчеты проводятся исходя из затраченных средств на доставку 1 тонны груза в соответствии со СНиП 4.04 – 91 «Строительные нормы и правила».

Необходимая информация

  1. Отпускная цена (франко-склад). В этом случае передача происходит на складе производителя.
  2. Франко-вагон на отправление. Здесь помимо отпускной цены еще включаются в состав расходы по доставке до станции отправки и затраты на загрузку товара.
  3. Франко-вагон на пункт прибытия. Рассчитываются траты на доставку от поставщика до склада покупателя.
  4. Франко-приобъектный склад. Стоимость планово-расчетного характера. Состоит из отпускной цены, затрат на тару, реквизитные средства, ТР и прочие связанные с транспортировкой расходы.

В зависимости от вида цены изменяется и количество операций при подсчете и составлении сметы:

  • удельный вес учитывается в процентном эквиваленте от общего объема;
  • стоимость железнодорожных перевозок в соответствии с тарифными сетками;
  • цена за доставку при помощи автомобильных перевозок (находится в зависимости от классификационной принадлежности груза и длины пути доставки).
  1. При эксплуатации в целях транспортировки средств специального назначения.
  2. За перевозку крупногабаритного товара.
  3. Затраты на погрузочные и разгрузочные работы. Регулируются установленными нормативами.
  4. Средства, затраченные на оплату подачи вагона и его уборку.
  5. Коэффициент (поясной), который необходим для калькуляции провозного сбора. Нужен при подсчете автомобильных перевозок.

Какие это расходы

  1. Постоянные – регулярные траты, заключающиеся в налаженной схеме доставки продукции и грузов.
  2. Нерегулярные и переменные – перевоз оборудования, материалов и прочего не постоянного характера. Чаще всего единоразово.
  3. Прямые – средства, затраченные непосредственно на перевозку груза от поставщика на склад покупателя.
  4. Косвенные -иные формы расчета, не относящиеся к прямым.

Проводка

Товары, проданные с услугами по перевозке, отображаются следующим образом:

  1. Дебет 60 Кредит 51 – это значит, что была произведена оплата услуг перевозчика.
  2. Дт 76 К 60 – указывается долг за транспортные услуги.
  3. Дт 51 К 76 – приход денежных средств за оказание услуг по перевозке грузов.

Для торговых организаций

ТР — это издержки, связанные с организацией транспортировки товаров. Услуги:

  1. Разгрузка/погрузка.
  2. При пересечении границы РФ – оформление соответствующих документов.
  3. Услуги по сохранению груза в надлежащем виде и качестве.
  4. Оплата страховки.
  5. Иные.

Все ТР можно разделить на два типа:

  1. Затраты, связанные с транспортировкой.
  2. Расходы, которые появились в процессе доставки реализованных товаров.

Регламентируется это в правилах ПБУ 5/01 «Учет МПЗ».

Учет может проводиться при помощи включения ТР в состав фактической стоимости и путем отображения в издержках на продажу.

При самовывозе могут быть включены следующие издержки: по зарплате курьера и по его страхованию, на покупку топлива для транспортировки, по износу ТС, прочее.

На предприятиях, занятых торговлей, следует тщательно подходить к составлению учетной политики и грамотно проводить расчёты.

Оптимизация

В случаях, когда ТР составляет не более 10% от стоимости товаров, проводится их полное списание в счет производства и произведенных материалов. Происходит распределение транспортных расходов в зависимости от удельного веса с процентным отношением к стоимости, которая сложилась на начало месяца. Переносят в раздел к использованным материалам, по нормативу в закрепленной калькуляции.

Ежемесячное списание в счет истраченных материалов – при удельном весе до 5%.

Учет транспортных расходов в 1С представлен в данной инструкции.

СТРОЙЭКОНОМСЕРВИС

Разработка сметной документации. Негосударственная экспертиза проектов
Проекты производства работ (ППР). Технологические карты (ТК)

СТРОЙЭКОНОМСЕРВИС

Разработка сметной документации, стройэкспертиза, ППР и ТК

СТРОЙЭКОНОМСЕРВИС

Разработка сметной документации, стройэкспертиза, ППР и ТК

СТРОЙЭКОНОМСЕРВИС

Разработка сметной документации, стройэкспертиза, ППР и ТК

  • Главная
  • Новости
  • Определение сметной стоимости материалов и оборудования

Определение сметной стоимости материалов и оборудования

1. Определение сметной стоимости материальных ресурсов

1.1. Сметная стоимость материальных ресурсов должна учитывать все расходы (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузо-разгрузочные и заготовительно-складские расходы), связанные с доставкой материалов, изделий и конструкций от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада строительства.

При расчете транспортных затрат, расходы по доставке должны определяться с учетом массы брутто.

Заготовительно-складские принимаются в процентах от стоимости материалов с учетом транспортных затрат, в том числе:

по строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2%;

по металлическим строительным конструкциям — 0,75%.

1.2. В случае, когда доставка материалов производится с использованием промежуточных баз (складов), дополнительные транспортные и прочие затраты, обоснованные проектом организации строительства (ПОС) или другими обосновывающими документами, должны учитываться непосредственно в сметной документации.

1.3. В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м3 , м2 , т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации, независимо от того, кто их приобретал.

1.4. Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться:

на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или в локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнении работ), с сопоставлением полученных результатов с данными из проектных материалов (ведомости потребности материалов -ВМ, сводные ведомости материалов — СВМ) и выбором наиболее приемлемого для пользователей варианта; по проектным материалам (проекту или РД): ВМ и СВМ, а также спецификации в составе РД.

1.5. Стоимость материальных ресурсов может определяться:

в базисном уровне цен по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым в которых транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров. Расчет дополнительных затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций автомобильным транспортом на расстояние более 30 километров рекомендуется выполнять на основании проектных данных о массе используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ материалов, изделий и конструкций и сметных цен на перевозку грузов автомобильным транспортом, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в федеральных (территориальных) сметных ценах на перевозку грузов для строительства.

в текущем уровне цен — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

1.6. Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций-производителей продукции.

В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.

Для продукции естественных монополий применяются цены и тарифы, по которым осуществляется государственное регулирование, в том числе тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки и др.

Стоимость импортной продукции (оборудования, материалов, изделий и конструкций) определяется, как правило, по закупкам, осуществляемым организациями в установленном порядке.

Свободная (рыночная) цена, как правило, складывается из:

внешнеторговой (контрактной) цены (таможенной стоимости), включая расходы в иностранной валюте по доставке продукции До границы России, пересчитанной в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;

таможенных платежей, состоящих из таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, других таможенных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

прочих расходов по закупке, транспортировке и реализации, относимых на издержки, включая транспортные расходы, страховые платежи, расходы по хранению, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, комиссионные вознаграждения посредникам, расходы по реализации;

1.7. Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом глав 1-12 или на итоге локальных сметных расчетов (смет), если по объекту не составляется сводный сметный расчет, НДС в стоимости материальных ресурсов в составе локальных смет не учитывается.

1.8. Калькуляция стоимости (ведомость) текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции составляется по элементам затрат.

1.9. Средства на оплату за провоз тяжеловесных грузов включаются в стоимость материалов, изделий и конструкций (в состав стоимости транспортных услуг).

1.10. При составления инвесторских смет рекомендуется, на основе данных подрядных строительно-монтажных организаций и результатов статистических наблюдений о ценах на строительные материалы, детали и конструкции в каждом регионе, не реже одного раза в квартал разрабатывать и постоянно поддерживать в рабочем состоянии на компьютерной основе региональные ведомости текущих сметных цен на материалы, изделия и конструкции.

Также могут составляться ведомости для специализированного строительства и для построечных цен, формируемых для отдельных крупных строек.

1.11. Отпускные цены на изделия, материалы и полуфабрикаты (бетон, раствор, битум, асфальтобетонные и черные щебеночные смеси, дорожные битумные эмульсии, деревья и кустарники-саженцы, дерн и земля растительная и др.), изготавливаемые в построечных условиях, определяются по калькуляциям. В калькуляциях, кроме затрат на приготовление материалов и полуфабрикатов, учитываются прочие расходы, связанные с их приготовлением (накладные расходы), необходимая прибыль, налоги и сборы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством. В калькуляциях прочие (накладные) расходы и прибыль исчисляются от средств оплаты труда рабочих.

2. Определение стоимости оборудования, мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет

2.1. В сметных расчетах и сметах на строительство предприятий, зданий и сооружений учитывается стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и не требующего монтажа), предназначенного для обеспечения функционирования предприятия, здания и сооружения и подразделяемого по своему назначению на:

— технологическое, энергетическое, подъемно-транспортное, насосно-компрессорное и другое;

— приборы, средства контроля, автоматики, связи;

— инженерное оборудование зданий и сооружений;

— транспортные средства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, предусмотренным проектом, а также специальный железнодорожный подвижной состав и другие виды транспортных средств для перевозки массовых и немассовых грузов;

— машины по уборке территорий цехов;

— оборудование средств пожаротушения;

— оборудование вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

— оборудование для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли.

В процессе составления сметной документации рекомендуется использовать классификацию оборудования по его видам, функциональному назначению, условиям изготовления и поставки.

Источники:
http://xn----7sbgmabswngg9abigl.xn--80adxhks/kak-opredelyat-transportnye-rasxody-zatraty-v-smetax/
http://mosbus.ru/zatraty-na-perevozku-rabochih/
http://znaybiz.ru/buh/plan-schetov/passivy/transportnye-rashody-v-smete.html
http://stroysmeta.com/opredelenie-smetnoj-stoimosti-materialov-i-oborudovaniya/
http://www.audit-it.ru/terms/accounting/upravlencheskie_raskhody.html

Ссылка на основную публикацию