Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

Дата публикации: 25.05.2016

Статья просмотрена: 12579 раз

Библиографическое описание:

Мартыненко, А. Г. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации / А. Г. Мартыненко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10532/ (дата обращения: 15.12.2021).

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотрены для субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, инновация, государство, инфраструктура.

Большую роль в экономике любого региона и страны в целом играет малый и средний бизнес. К малому предпринимательству относятся хозяйствующие субъекты, а именно юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону определены основные критерии отнесения предприятий к малому или среднему предпринимательству, которые представлены в таблицы № 1.

Основные критерии отнесения предприятий кмалому или среднему предпринимательству

Критерии

Малый бизнес

Средний бизнес

Численность работников на предприятии

от 101 до 250 человек включительно

Объем выручки от реализации товаров или услуг без учета НДС

Суммарная доля внешнего участия в уставном капитале

не должна превышать 25 %

не должна превышать 25 %

В масштабах страны роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России.

Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, которая выражается в различных инвестиционных программах, налоговой и кредитной сфере. В первую очередь к таким объектам относят различные инновационные предприятия и инфраструктурные объекты такие как, научные парки, венчурные и гарантийные фонды, кластеры, бизнес-инкубаторы и так далее.

Минэкономразвития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Для субъектов малого бизнеса к 2020 году предусмотрены следующие достижения показателей, которые отвечают за инновационное развитие экономики:

– увеличение доли малого бизнеса в общем ВВП, до 30 %. На сегодняшний день данный показатель составляет 20 %;

– увеличение доли занятого населения Российской Федерации в сфере малого и среднего бизнеса до 60 % и 30 % от числа всего занятого населения. В 2015 году в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 30,6 %;

– изменение отраслевой структуры малых и средних предприятий, а именно:

– снижение доли малых предприятий, которые заняты в сфере торговли до 20 %, но без сокращения их общей численности, а это в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом;

– рост предприятий, которые заняты в сфере ЖКХ, здравоохранении, науке и информационных услуг до 50 %, а это в 12 раз больше по сравнению с 2007 годом;

– рост компаний, занятых в таких сферах, как строительство и обрабатывающая промышленность в 4–5 раз;

Все ориентиры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса к 2020 году, сопоставимы со среднеевропейскими показателями и стимулируют общий рост числа субъектов предпринимательской деятельности, предположительно до 6 млн. [1]

Данные показатели социально — экономического развития могут быть достигнуты за счет основных действий государства по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса. К приоритетным действиям нужно отнести:

– помощь в создании инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, которые будут ориентированы на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;

– создание и реализация определенных мероприятий и программ поддержки конкурентоспособных и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;

– помощь институтам микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;

– формирование благоприятных условий для развития кредитования малого и среднего предпринимательства банками;

– совершенствование нормативной базы в целях снижения административных ограничений и барьеров для малого и среднего предпринимательства;

– реализация норм законодательства, которые определяют участие субъектов предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;

– дать возможность реального доступа субъектам предпринимательства к недвижимому имуществу, которое находится в государственной собственности. [1]

За последний год проблемам и перспективам развития малого предпринимательства в Российской Федерации стало уделяться даже больше внимания, чем в предыдущие годы. В основном такое внимание зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Но, как оказалось, созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.

Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:

Читайте также:
Заявление на возврат налога (НДФЛ) при покупке квартиры (имущественном вычете) в 2021 годах. Бланк и образец заполнения

– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;

– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;

– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству России необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны. Но также нужно учитывать то, что в настоящее время мировая экономика испытывает большое воздействие финансового кризиса. В свою очередь кризис может повлиять на длительное замедленное развитие мировой экономики, характеризующегося повышенной инфляцией и конфликтами между новыми и старыми центрами сил, странами экспортерами продукции и сырья, и постиндустриальными экономиками. Развивающие страны, наряду с большинством развитых экономик, также ощущают влияние кризиса. Конечно, в долгосрочной перспективе рост мировой экономике будет восстанавливаться, но если сравнивать с докризисным периодом, ее динамика будет подвержена циклическим колебаниям.

Количество инновационных предприятий в России, которые могут послужить мультипликаторами или основами распространения передового опыта и инновационной культуры, в настоящее время насчитывается от 1 000 до 2 000, а это порядка 0,1–0,2 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Если взять общую стоимость производимой данными предприятиями принципиально новой продукции и технологий, то она составляет примерно 15–20 млрд. рублей. [2]

По прогнозам и условиям Концепции предполагается увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса и должна составлять 15–20 %, как и в наиболее технологически развитых современных странах, например, в США и Японии. Данный прирост должен быть обеспечен за счет системной поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства, а также развитием инфраструктуры.

Общий оборот малого предпринимательства в Российской Федерации в 2015 году составил 2 477, 3 миллиарда рублей, это на 22,6 % выше показателя прошлого года. Также, если учесть инфляцию, то обороты малого бизнеса выросли на 12 %. [3]

Таким образом, можно утверждать, что уже сейчас прослеживается положительная динамика развития малого бизнеса в Российской Федерации, несмотря на существующие трудности в сфере бизнеса и мировой кризис.

О перспективах развития малого бизнеса в современных российских условиях Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бердышев Александр Валентинович, Зароченцев Георгий Алексеевич, Кильдигазиева Лейла Ринатовна

Данная статья посвящена анализу кредитования малого предпринимательства в России как необходимого фактора развития национальной экономики. Освещены проблемы и перспективы дальнейшего развития малого бизнеса.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бердышев Александр Валентинович, Зароченцев Георгий Алексеевич, Кильдигазиева Лейла Ринатовна

Текст научной работы на тему «О перспективах развития малого бизнеса в современных российских условиях»

9. Малый бизнес назвал четыре главные проблемы // РБК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/25/09/2015/ (дата обращения: 08.05.2017).

10. Статистика МСП // Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rcsme.ru/ru/statistics/ (дата обращения: 02.05.2017).

О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ Бердышев А.В.1, Зароченцев Г.А.2, Кильдигазиева Л.Р.3

‘Бердышев Александр Валентинович — кандидат экономических наук, доцент, департамент финансовых рынков и банков; 2Зароченцев Георгий Алексеевич — студент; 3Кильдигазиева Лейла Ринатовна – студент, факультет анализа рисков и экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: данная статья посвящена анализу кредитования малого предпринимательства в России как необходимого фактора развития национальной экономики. Освещены проблемы и перспективы дальнейшего развития малого бизнеса.

Ключевые слова: малое предпринимательство, кредитование, Центральный банк РФ, процентные ставки, финансирование, рыночная экономика.

Малое предпринимательство в современных условиях становится ключевой составляющей народного хозяйства, представляя собой весомый инструмент регулирования социально-экономической ситуации в современной Российской Федерации. По состоянию на 10 мая 2017 года в России функционирует 266 416 субъектов малого бизнеса. Это обеспечивает занятость 7 378 980 гражданам, что обусловливает его серьезную роль в нормальном функционировании государства. Малый бизнес, охватывая все сферы жизнедеятельности, обеспечивает гражданам готовым и способным приступить к открытию собственного дела, вход в экономическую систему.

В современной России с 2005 года реализуется комплекс специальных программ и мер по предоставлению поддержки малому бизнесу из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ по созданию и развитию необходимой инфраструктуры, гарантийных фондов, по поддержке социального предпринимательства, а также создан государственный институт развития малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация «МСП».

Рассмотрим вопрос об эффективности этой системы.

Обратимся к истории. Еще в 1980-1990 годах нахлынувший дефицит продовольствия стимулировал массы в открывшийся рыночный мир. По всей стране создавались мелкие торговые предприятия, магазинчики, кафе. Люди предвкушали становление новой эры изобилия. Ученые-социологи делали прогнозы, что малый бизнес и станет основой формирующегося среднего класса. Совершилось ли это?

Читайте также:
Уменьшение налога по УСН на сумму страховых взносов

На сегодняшний день, спустя несколько десятков лет, можно уверенно сказать: малый бизнес только теряет позиции. В России малых предприятий умирает больше, чем зарождается новых. Буквально за месяц в период с 10 апреля по 10 мая 2017 года закрылось около 1000 малых предприятий. Таким образом, функционирование малого бизнеса в современных российских социально-политических условиях сопряжено со значительным количеством рисков и ограничений.

Опрос Федеральной службы государственной статистики собственников предприятий малого бизнеса показывает, что среди факторов, ограничивающих его развитие в России, важнейшими являются недостаток собственных финансовых средств, высокий процент по кредиту и сложный механизм его получения (табл. 1).

Таблица 1. Структура факторов, ограничивающих развитие малых предприятий (в % от количества опрошенных) *

Показатель 2013 г. 2014 г.

Недостаточный спрос на продукцию 24 27

Недостаток собственных финансовых средств 49 52

Высокий процент по кредиту 28 29

Сложный механизм получения кредита 14 16

Инвестиционные риски 11 10

Неудовлетворительное состояние технической базы 7 5

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал 9 10

Неопределенность экономической ситуации в стране 24 32

Несовершенная нормативно правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 7 5

* Структура факторов превышает 100%, так как участники опроса имели право выделить несколько факторов.

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/mal-pred15.pdf/ (дата обращения: 09.05.2017).

Следовательно, дальнейшее развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от создания в стране соответствующих рыночных институтов, развития государственных программ, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доступности для малых предприятий банковского кредита, уровня процентных ставок по кредитам, срока кредитования и сложности процедуры получения кредита. По оценкам специалистов, в настоящее время потребность предприятий малого бизнеса в кредитовании удовлетворяется не более чем на 20%. Вновь созданному и еще не зарекомендовавшему себя на рынке малому предприятию практически невозможно получить так называемый стартовый кредит на развитие бизнеса.

По данным Банка России объем кредитования малого предпринимательства в 2015 году сократился на 5%. Негативная динамика сохранилась и в прошлом году — только за восемь месяцев 2016 года объем выданных кредитов снизился на 11%. Стоить признать, что на данный момент одобряется только треть всех заявок малого бизнеса на кредиты, поэтому только 20% предпринимателей хотят брать займы и лишь 10% подают кредитные заявки.

Если говорить об особенностях и проблемах кредитования малого бизнеса в нашей стране, то они проистекают из одной причины – слабое развитие самого этого сектора экономики. Если, например, в Японии доля малых предприятий в ВВП составляет 78%, а в Англии – более 50%, то в России доля малого бизнеса в экономике не превышает 15%. В Соединенных Штатах 80% экспорта приходится на компании, численность которых не превышает 50 человек. Российский же экспорт, как известно, обеспечивают государственные мегакорпорации. Административные барьеры, коррупция, отсутствие комплексной поддержки государства превращают занятие малым бизнесом в нашей стране в весьма рискованное предприятие, особенно это касается таких непростых сфер экономики, как инновации или, например, сельское хозяйство.

По мнению авторов, также стоит уделить внимание проблеме оторванности субъектов малого бизнеса от более крупных компаний, которые могут выступать гарантом выполнения обязательств малого предприятия перед банком. Поэтому, с целью нивелирования риска со стороны банка, необходимо улучшить систему банковского контроля, к основным направлениям которого относятся обнаружение проблемных ссуд и оптимизация работы с ними.

Как показывает мировой опыт, более эффективными мерами по поддержке малых предприятий являются не прямые инвестиции и субсидирование финансовыми ресурсами, а формирование необходимых благоприятных условий для их функционирования. К этому в первую очередь относятся: менее жесткий контроль со стороны государства, льготные налоговые режимы, стабильная правовая основа. Что касается банковского сектора, то в России применяются следующие способы поддержки: система кредитных гарантий, развитие микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, а также расширение инструментария финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в соответствии с федеральными и региональными законами.

Отдельно стоит упомянуть и такие показатели, как международные рейтинги. Возможно, они не всегда в должной степени объективны, однако все же отражают общее положение дел.

Одним из них является международный рейтинг сложности ведения бизнеса «DOING BUSINESS», согласно данным которого Россия находится на 40-м месте по сложности управления бизнесом, уступая таким странам, как Казахстан, Грузия и Беларусь [5].

Таким образом, слабое развитие малого бизнеса в России и нестабильность экономики в целом в первую очередь влияют на особенности кредитования юридических лиц и определяют основные проблемы кредитования малого бизнеса в России. Развитие малого и среднего бизнеса тесно связано с кредитной деятельностью коммерческих банков, так как данные предприятия нуждаются во внешних заимствованиях на всех этапах хозяйственной деятельности. И все же, кредитование малого и среднего бизнеса выгодно не только самим предпринимателям, но и, не смотря на большие кредитные риски, банкам. Для оптимальной работы в банковской системе необходимо совершенствование всех механизмов взаимодействия банков и малых предприятий.

Читайте также:
Расписка в получении документов для регистрации ИП. Образец выдаваемый в ИФНС

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 16.05.2017).

2. Карпова Н. Обречён ли малый бизнес в России. Статистика малого бизнеса // Веб-портал «социальная сеть малого бизнеса». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://b2bzona.org/2012/02/24/smaU-business-russia-statistics-2011/ (дата обращения: 19.02.2017).

3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog2015/ (дата обращения: 19.02.2017).

4. Шохин А.Н. Малые предприниматели рискуют стать российскими «новыми бедными» // Официальный сайт Ресурсного центра малого предпринимательства, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rcsme.ru/news.asp?SecionId=1&NewsId=66210/ (дата обращения: 19.02.2017).

5. DOING BUSINESS. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/rankings/ (дата обращения: 15.05.2017).

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ Федорова О.И.1, Клопова А.А.2

‘Федорова Ольга Ивановна – доцент, кафедра экономической теории; 2Клопова Анастасия Андреевна — студент, финансово-экономический факультет, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье анализируется влияние финансового рынка на развитие экономики, изучена капитализация российского фондового рынка, проведен анализ с другими странами. Актуальность данной статьи предопределена тем, что российский финансовый рынок на сегодняшний момент является слабо развитым, чему способствует множество причин. Основными причинами, тормозящими развитие финансового рынка Российской Федерации, являются: низкая капитализация активов, неразвитость фондового рынка, отсутствие внутреннего инвестора, низкий уровень развития небанковского финансового сектора. Ключевые слова: финансы, финансовый рынок, фондовый рынок, капитализация.

На сегодняшний день в России сложилась банковская финансовая модель [1, с. 54]. Проанализируем современное состояние отечественного финансового рынка. По данным ЦБ РФ на начало 2016 г. активы банковской системы составили 70-80 триллионов рублей, а облигационный рынок как сумма государственных облигаций и корпоративных облигаций -порядка 13-ти триллионов рублей. А на депозитах население держит 28 триллионов рублей. Ещё порядка пяти-шести триллионов – это наличность, это под подушкой у населения. И ещё

Оценка перспектив развития бизнеса в России

Пришло время поговорить о насущном. Представим, что у вас есть мало-мальски действующее предприятие. Оно работает, но перспективы развития бизнеса туманны. Вроде бы двигаетесь, но не знаете куда. Вроде бы прибыль есть, но хотелось бы больше. В таком положении примерно 3 из 4 компаний на рынке, которые не закрылись и на плаву.

Коронакризис обострил основные проблемы, и если вы остаетесь в плюсе — все не так плохо. Но нужно думать о перспективах. Сегодня — небольшая заметка о том, как смотреть в завтрашний день.

Проблемы малого и среднего бизнеса в 2021 году

Вспомнились слова классика:

Сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее смотреть могут не только лишь все, мало кто может это делать.

Виталий Кличко, чемпион мира по боксу, мэр Киева

Секунда юмора для затравки. Если серьезно, то слова классика довольно четко описывают ситуацию с бизнесом в России. Сегодня малый и средний бизнес на 96% состоит из микропредприятий. В нем работает примерно 7,5 млн человек и это люди которые действительно живут сегодняшним днем. У них нет большой финансовой подушки, а из-за высокой загруженности у них нет возможности планировать развитие и оценивать долгосрочные перспективы. Узнаете себя?

В Торгово-промышленной палате РФ говорят, что коронакризис обострил проблемы предпринимателей. Падение выручки, спроса и урезание расходов на зарплаты — нормальная ситуация для экономики и бизнеса.

2020-й сильно ударил по малому и среднему бизнесу:

  • 40% предпринимателей говорили про падение спроса в 1,5 раза
  • две трети заявляли про снижение выручки на 30% и более
  • 45% бизнесов снизили расходы на ФОТ, сократив зарплату сотрудникам или штат
  • на 23% вырос объем кредитных долгов субъектов МСП — на 01.01.2021 до 5,8 трлн ₽. Нечто похожее последний раз было в 2012-м

А что в 2021-м? В ТПП говорят, что ситуация восстанавливается, а бизнес говорит о позитивных тенденциях. Но рисков по-прежнему много. Мы опросили знакомых предпринимателей, вот о каких рисках для развития их бизнеса они рассказали на текущий момент:

  • рост налоговой нагрузки
  • отсутствие доступных кредитно-финансовых средств для долгосрочного развития
  • дефицит квалифицированных специалистов
  • повышенный интерес к транзакциям со стороны банков и ФНС
  • недостаточный спрос — он так и не восстановился к докризисным показателям

Основной сегмент малого и среднего бизнеса пускает все свои деньги на то, чтобы удержаться на рынке и удержать сотрудников. Как результат — сохранение риска банкротства микро- и малых предприятий. Даже когда кажется, что все хорошо. А как оценить перспективы развития малого бизнеса?

Читайте также:
Развитие малого инновационного бизнеса: почему так медленно?

Как оценить перспективы

Тут нужно понимать: даже если бизнес кажется со стороны привлекательным и показывает прибыль, ситуация на рынке как флюгер — легко может поменяться даже при небольшом ветре.

Объективная оценка — дело экспертов. Мы не готовы примерять их шкуру на себя — у нас тут кружок по интересам, а не серьезное экономическое издание. Мы тут делимся опытом, а не исследования проводим. Так вот, с высоты своего опыта работы, при оценке перспектив мы бы сначала смотрели на:

  1. Динамику выпуска новых продуктов. Если предприятие не обновляет линейку, вероятнее всего, интерес аудитории скоро упадет. А с ней и рентабельность
  2. Ориентацию бизнеса на продукт. Как рынок реагирует на предложение бизнеса? На чем подкован спрос: растущим интересом к продукту или усилиями маркетологов? Куда склоняется вектор развития предприятия: к рекламному увеличению продаж или совершенствованию продукта?
  3. Динамику внедрения новых технологий. Как предприятие внедряет инструменты автоматизации? Если работает в интернете — есть ли CRM, иные инструменты повышения продаж. Обычно бизнес, который не спешит идти в ногу с современными тенденциями и работает по-старинке, в перспективе нескольких лет рискует не справиться с растущей конкуренцией

Это поверхностные критерии. Если углубляться, нужно оценивать емкость и динамику рынка, долю компании в «общем пироге» и уровень конкуренции.

1. Смотрим емкость рынка

Нужно понять, какое количество продукции компании готов потребить рынок. Если это периферийный рынок, скажем, работаем только в Тюмени — оцениваем рынок Тюмени. Если федеральная компания — оцениваем рынок по всей стране.

  • текущий объем, динамику развития и средний размер маржи
  • перспективы развития рынка в контексте существующих факторов, включая динамику развития в отраслях основных клиентов-потребителей
  • диапазон и динамику изменения цен на продукцию
  • перспективы выхода на рынок новых крупных игроков, включая иные отрасли

Также не менее важно оценить динамику емкости рынка — есть ли база для развития.

Например, рынок девелопмента в период 2010–2014 гг. вырос на космические 250%. Строители могли продавать под видом будущего жилья бетон в бетономешалке и люди люди бы купили — был огромный спрос. А в 2015-м разом рухнул и сейчас растет на 7–10% в год. То есть мы знаем, где может быть потенциальный потолок. Так как до показателей 2014 года пока далеко, понимаем — емкость рынка в ближайшие годы будет продолжать расти.

2. Оцениваем долю компании

Чтобы оценить перспективы развития бизнеса в России, нужно понимать, насколько хорошо предприятие справляется с конкурентной ситуацией. На каких ролях предприятие в текущий момент и завтра? Удовлетворяет ли рыночное предложение конечных потребителей? Какая текущая и целевая доля рынка?

Проблема в том, что единого и объективного метода оценка доли не существует. Можно оценивать рынок в целом, так и отдельный обслуживаемый сегмент. Можно оценивать долю в стоимостном и натуральном выражении, и этим показатели будут отличаться. А еще под долей рынка можно понимать долю общей выручки, долю товарной категории или долю рекламного рынка как меру влияния на потребителей в контексте рекламных расходов. Короче, все сложно.

Есть несколько методик оценки. На наш взгляд самой правильной является доля рынка в контексте объемов продаж. Для этого нам нужно знать совокупный объем продаж на рынке. Тут работает простая формула:

Доля рынка = объем продаж компании ÷ на общий объем продаж на рынке

3. Оцениваем жизнеспособность рынка

Бывает, что компания действует как олигополия — занимает огромную долю рынка, охватывает почти всю аудиторию и даже близка к монополии. Но сам рынок близок к вымиранию — из-за появления технически нового способа удовлетворения потребностей аудитории. Очевидно, что в такой ситуации перспектив развития почти нет — нужна переориентация, новые направления и технический прогресс.

Хороший пример: Концерн «Группа Союз». В 90-х компания была самым крупным производителем аудиокассет с отечественными исполнителями. в 00-х записывали диски. А потом появились mp3-плееры и интернет, физические, громоздкие и малоемкие носители стали никому не нужны. Компания и сегодня выпускает сборники, которые можно встретить на некоторых заправках. Но это уже по инерции, на остатках былой славы.

4. Оцениваем уровень конкуренции

Тут оцениваются сразу несколько факторов:

  • текущая ситуация в отрасли — число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, степень стандартизации товара, барьеры проникновения на рынок, привлекательность рынка и пр.
  • влияние потенциальных конкурентов — доступ к каналам распределения, трудности входа на рынок, отраслевые преимущества
  • влияние поставщиков и покупателей — трудности выхода на поставщиков и их доли, значимость продукта для потребителя, стандартизация товара
  • влияние товаров-заменителей — их цена, стоимость переключения потребителя с одного товара на другой, уровень качества основного товара и пр.
Читайте также:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2021 году для ИП и ООО

Анализ этих факторов дает полноценном понимание — есть ли у бизнеса шансы составить конкуренцию или не проиграть ее новым игрокам.

5. Оцениваем узкую нишу

Бывает так, что компания не занимает весь рынок, а охватывает только узкий сегмент. Допустим, мы продаем обувь. Разные потребители пользуются разной обувью за разные деньги. Мы не хотим продавать всю обувь, наша идея — продавать только кроссовки и резиновые шлепки. И тогда может сложиться ситуация, что в целом рынок обуви падает, но рынок кроссовок и резиновых шлепок растет. И тогда наши перспективы будут неплохими, даже при глобально снижающемся рынке.

В какой поддержке нуждается малый и средний бизнес

Оценка перспектив — это хорошо, но в условиях нестабильного рынка и административных барьеров стараться дать объективные оценки перспектив — как гадать на кофейной гуще. На наш взгляд, в постпандемийный период малый и средний бизнес как никогда нуждается в мерах финансовой и налоговой поддержки.

Мы поговорили с представителями бизнеса. Вот каких мер поддержки ждут предприниматели от государства сегодня:

  • повышение доли малого и среднего бизнесе в госзакупках — хотя бы до 30–40%, путем увеличения введенной законодательно квоты
  • отмена обязательной репатриации валютной выручки, полученной при ВЭД
  • расширение возможностей и законодательное нестационарной мобильной торговли и упрощение требований при торговле подакцизными товарами
  • расширение возможностей строительства на землях С/Х-назначения, например, для агрокомпаний и частных фермеров
  • снижение налоговой нагрузки и введение специальных налоговых режимов для уязвимых предприятий из ниши туризма, общественного питания, IT-сектора
  • ограничение роста имущественных налогов для бизнеса и муниципальных арендных платежей
  • запуск программ инвестиционного кредитования для субъектов МСП на льготных условиях

Есть ли перспективы развития у малого бизнеса в России?

Есть ли перспективы развития у малого бизнеса в России?

Малый бизнес считается основой рыночной экономики страны. Развитие малого бизнеса обеспечивает рост конкурентоспособности экономики и формирование устойчивой экономической системы. Субъекты малого предпринимательства решают проблемы создания рабочих мест, рост ВВП, диверсификации экономики. Государству необходимо уделять больше внимания малому бизнесу. Оно должно создавать тепличную среду для его развития и непрерывно совершенствовать ее. Развитие малого бизнеса должно предполагать значительную государственную поддержку. Это в первую очередь заключается в инвестиционных, налоговых и кредитных программах. Должны предусматриваться различные льготы, существовать информационная поддержка. Популяризация занятия малым бизнесом также даст толчок роста. Весомым вкладом для развития малого бизнеса является образование, особенно высшее. Взаимосвязь между развитием малого бизнеса и развитием образования прямопропорциональная.

Исходя из вышеперечисленного, государство заинтересованно в развитии малого бизнеса. Оно проводит различные изменения в сфере малого бизнеса, также создает нововведения. Так, нормативная база к 2016 году претерпела ряд продуктивных изменений:

• упрощен процесс регистрации;

• ограничен объем плановых проверок мелких предпринимателей;

• сформирован институт омбудсменов, отстаивающих предпринимательские права в банках;

• увеличена максимальная доходность для переведения бизнеса на упрощенное налогообложение;

• открыт доступ малому бизнесу к заказам госзакупок;

• введен региональный торговый сбор, сумма которого зависит от габаритов занимаемого помещения, стоимости оформленного патента на используемый вид деятельности;

• повышен страховой взнос;

• установлен обязательный налоговый сбор на недвижимую собственность для предпринимателей, использующих систему УСН либо ЕНВД (ранее организации, работающие по данным системам налогообложения, налог не выплачивали);

• внедрен обязательный электронный метод отчетности для налоговых органов (рукописные отчеты по регламенту запрещено принимать), что облегчило деятельность предпринимателей в ракурсе формирования, подачи документации;

• изменено пороговое значение и доход лица, применяющего упрощенную налоговую систему;

• введены двухлетние налоговые каникулы для начинающих мелких предпринимателей;

• продлена упрощенная вмененная система налогообложения;

• установлены дополнительные полномочия в регионах органам, предоставляющим налоговые льготы микробизнесу.

Предпринимателям, имеющим небольшой бизнес, правительство нацелено помочь повысить конкурентоспособность, улучшить конкурентные условия для облегчения работы на рынке услуг, товаров. Поэтому основное направление проекта – создание новых рыночных ниш, позволяющих свободно вести бизнес. В результате планы регулятора дадут возможность существенно увеличить численность предприятий малого бизнеса, что обусловит увеличение занятости в указанном секторе.

В рамках проекта государственной поддержки налоговая служба разработала и внедрила реестр мелкого предпринимательства, охватывающий больше 5 миллионов субъектов МСП, в частности 2,6 млн. юридических лиц, 2,9 миллионов индивидуальных предпринимателей. Новый реестр предполагает получение бизнесменами преимуществ: отсутствие необходимости в оформлении документации, поскольку данные новых участников реестра вносятся автоматически; бизнес, присутствующий в реестровом перечне, поможет заручиться фондовыми средствами, выделенными в помощь предпринимательству.

Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:

Читайте также:
Разрешение на временное проживание в России 2021: как получить, документы, стоимость и срок действия

– гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн. руб.;

– муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;

– фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

В 2019 году государство выделило банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб. Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно распространилось на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование осуществилось более чем на 200 млрд руб.

Любому коммерческому предприятию важнее получить «живые» деньги на развитие предприятия, чем консультацию. Господдержка малого бизнеса в 2020 году предусматривает выделение предпринимателям 15 млрд рублей. Существует несколько вариантов получения финансирования.

1. Субсидия начинающим предпринимателям. Финансирование по линии Министерства экономики и развития предусматривает выделение безвозмездной субсидии для владельцев компаний, действующих на рынке менее 2 лет. Максимальный размер – 500 000 руб. Деньги выделяются на конкурсной основе – его условия и сроки оглашаются заранее.

2. Субсидия от центра занятости. Государственная служба занятости выдает субсидии безработным россиянам, планирующим открыть собственное дело. В рамках безвозмездного финансирования малого бизнеса государством в 2020 году выделяется на открытие ИП 60 000 руб.

3. Льготное кредитование. Меры поддержки субъектов малого предпринимательства в 2020 году предусматривают финансовую поддержку при потребности в кредитовании. У предпринимателя три варианта: 1) оформить в банке заем, а затем получить субсидию в объеме процентной ставки; 2) оформить на небольшой срок микрозайм на сумму 10-100 тыс. руб. под 5-10 % годовых. Обязательное условие – финансовое обеспечение (оборудование, мат. активы, недвижимость); 3) оформить льготный займ, обратившись за поручительством в гарантийный фонд. Лояльные условия предоставляются владельцам предприятий в сфере АПК: ставка по кредиту для них составит не более 5%. Остальное компенсирует Министерство сельского хозяйства.

4. Весомая поддержка государством малого бизнеса 2020 – конкурсные федеральные программы, в рамках которых начинающий бизнесмен может рассчитывать на получение внушительных сумм – до 25 млн руб.

Давайте обратим внимание на то, как обстоят дела с образованием. Согласно Росстату количество учебных заведений снижается и эта тенденция продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Динамика высших учебных заведений за последний исторический период также противоречива. Сначала их количество росло, составив на начало 2000/2001 учебного года 965, а на начало 2010/2011-1115. В дальнейшем из-за поглощения мелких вузов более крупными, а также вследствие ужесточения политики государства в данной сфере количество организаций стало падать. На начало 2018/2019 учебного года их было всего 741. Такая же тенденция была и по количеству студентов — 4741,4 в 2000/2001 учебном году и рост до 70049,8 тысяч человек в 2010/2011 учебном году, а также падение до 4161,7 тысяч в 2018/2019 учебном году. В результате общее число людей с высшим образованием может в среднесрочной перспективе снизится. . С 2012 года последовательно сокращается численность аспирантов и докторантов. В вышеуказанном году их было 146754 и 4554 человек соответственно. А в 2018 – 90823 и 1048 человек. Этот процесс вызван отчасти некоторым ужесточением политики в области защиты диссертаций, отчасти кризисными проявлениями в российской науке.

Из вышеперечисленного можно сказать, что государство неэффективно участвует в развитии малого бизнеса. Некоторые изменения положительны, а некоторые отрицательны. В целом такие изменения никак не повлияли на малый бизнес. Согласно ФНС количество субъектов малого бизнеса и работников занятой в этой сфере практически не изменилось. Доля малого бизнеса в экономике страны также практически не изменилась. С учетом экономического кризиса в стране, длящегося с 2014 года, неэффективной политики государства, международными санкциями, которые наносят урон экономики, и снижения иностранных инвестиций перспективы развития малого бизнеса в России отсутствуют. В ближайшие годы тенденция застоя в этой сфере экономики останется. Изменить такой ход событий в лучшую сторону может только государство, которому для этого необходимо принять эффективные меры.

Читайте также:
Регистрация ООО в Казани. Как открыть и оформить документы

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Развитие малого бизнеса является залогом роста конкурентоспособности экономики и формирование устойчивой экономической системы. Это объясняется вкладом субъектов малого предпринимательства в решение проблемы создания рабочих мест, рост ВВП, диверсификации экономики и преодоления структурных диспропорций, активизации научно-технического развития, увеличение поступлений в государственный и местный бюджеты и др.

Преимущественно локальный характер обслуживания рынков субъектами малого бизнеса приводит к усилению зависимости последних от политических и социально-экономических процессов, которые происходят в регионе их присутствия, и предопределяет необходимость идентификации и решения проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели на региональном и местном уровнях.

В современном научном мире проблема развития предприятий малого бизнеса, структурных сдвигов в организации производства активно обсуждается видными западными экономистами, такими как Освальд А., Стори Д., Рейнольдс П. и другие. Существенный научный вклад в анализ и оценку вопросов развития предпринимательства, в частности малого бизнеса, преодоления различных видов препятствий осуществили такие ученые, как А. Бутенко, Л. Воротина, З. Варналий, В. Гейць, А. Кужель, В. Ляшенко, Н. Шлафмант и другие.

Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема развития и перспективы малого предпринимательства является недостаточно изученной в макроэкономике.

Целью статьи является выявления проблем и изучение перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Развитие малого бизнеса должно быть образующим фактором формирования соответствия интересов и цивилизованных рыночных отношений в обществе. Малое предпринимательство делает рыночную экономику более гибкой, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, оно является серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов научно-технического прогресса, а также решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В условиях рыночной трансформации экономики России развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста. Малый бизнес – это создание новых рабочих мест, а также альтернатива наемному труду. Развитие малого бизнеса является очень важной для формирования среднего класса общества.

На рис. 1 представлено количество предпринимателей по федеральным округам, которые зарегистрированы в Едином реестре.

Согласно рис. 1 наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Централном ФО. Более половины малых предприятий региона находятся в г. Москва. В Москве на долю малых предприятий приходится более 60% оборота соответствующих предприятий округа. Две трети малых предприятий ЦФО заняты в оптовой и розничной торговле, в которых реализуется 82,5% оборота малых предприятий.

На сегодняшний день в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на 2017 год зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц – малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц – средние предприятия (0,4%) (рис. 2).

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется на основе ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017), в котором отмечается, что целью создания благоприятно возможных организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства государство должно предоставить надлежащую поддержку. Но на данном этапе развития малого бизнеса и предпринимательства есть значительные проблемы и одним из путей выхода из кризиса малого предпринимательства является кредитование данной сферы. В результате кризиса у банков возникла проблема ликвидности, выразившаяся в возрастании процентных ставок. Высокие процентные ставки за кредит, обязательное требование залога, стоимость, которой значительно превышает сумму кредита, практически делают невозможным доступность кредитных ресурсов для тех субъектов малого предпринимательства, которые начинают свое дело.

К основным тормозящим факторам развития предприятий малого бизнеса на различных уровнях управления стоит отнести:

-нерегулярное и не всегда гарантировано стимулирование программ поддержки и развития на региональном и государственном уровне;

-отсутствие четких ориентиров развития на инновационном фундаменте;

-отсутствие эффективной и результативной модели сотрудничества малого и среднего предпринимательства;

-нецелевое использование средств, которые выделены под проекты для развития, несовершенство системы мониторинга, контроля использования;

-невысокую квалификацию, достаточно низкую компетентность работников предприятий.;

-рост степени различных видов риска,

-в частности, имеющийся чрезмерный риск конкуренции и появления массового банкротства;

-чрезмерную конкуренцию с зарубежными компаниями;

-постоянные изменения, необходимость периодического обновления и модернизации;

-разного рода препятствия, прежде всего бюрократические и административные;

-ограниченность и бешеную нехватку финансирования для развития малого бизнеса;

-необходимость создания и внедрения инновационных технологий, новейших процессов, низкий уровень инновационной культуры и мышления;

Формирование рыночной экономики в России связано с ростом предпринимательской активности во всех отраслях. Развитие именно малого бизнеса является одним из перспективных средств создания конкурентной рыночной системы. Основание собственного предприятия сдерживается главным образом сложностями непосредственно открытия собственного дела.

Читайте также:
Паспорт гражданина РФ: замена в 20 и 45 лет, как получить и восстановить в 2021 году

Первоочередными мерами эффективной поддержки и определения главных перспектив развития малого бизнеса являются:

-государственная поддержка: способствовать формированию благоприятного

предпринимательского климата (привести действующие нормативно-правовые акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления в соответствие с принципами государственной регуляторной политики);

-разработать механизм частичного возмещения из местных бюджетов процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов;

-международная помощь (финансовая, техническая, в подготовке кадров): разработать механизмы предоставления материальной помощи малым предприятиям, которые производят экологически чистую продукцию сельского хозяйства, занимающиеся ее переработкой и экспортом;

-способствовать переориентации освобожденной рабочей силы на новые виды деятельности в сельском хозяйстве и в сфере развития «зеленого туризма»;

-способствовать привлечению безработных, зарегистрированных в городах, к трудоустройства на вновь созданных рабочих местах в сельской местности;

-интеграционная поддержка через субподряд, франчайзинг, лизинг и т.д.;

-кооперирование и самоорганизация малого бизнеса на политических и экономических началах;

-профессиональная подготовка и эффективное управление квалифицированными кадрами: местной власти необходимо содействовать самозанятости безработных путем предоставления им единовременной денежной помощи для начинания собственной предпринимательской деятельности;

-при переподготовке и повышении квалификации особое внимание следует уделять профессиям, что не только пользуются спросом на рынке труда, но и дают возможность начать собственное дело.

Для информационного обеспечения малых предприятий и упрощения их доступа к необходимой информации сформировать в регионах базы данных, которые будут накапливать, и упорядочивать информацию относительно норм действующего законодательства; информационно-аналитические материалы относительно развития предпринимательства региона, ценовой ситуации, регуляторной политики имеющихся банковских учреждений и кредитных союзов с перечнем их услуг в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства.

Ярким примером для России в этом контексте может выступить Япония. Исследования показали разносторонность, комплексность, системность и действенность базовых программ поддержки функционирования малых предприятий в Японии.

Например, финансовые программы помощи развития бизнеса в Японии охватывают кредитные программы, программы гарантирования возврата кредитов и инвестиционные программы (финансирование акционерного капитала). Кроме вышеупомянутых, важную роль играют управленческие и организационные программы поддержки деятельности малых и средних предприятий. Основными программами помощи в управленческой поддержке частного бизнеса в Японии есть программы развития культуры предпринимательства, совершенствование менеджмента в организациях, проведение тренингов и семинаров, информационные услуги и мероприятия по поддержке и внедрению инноваций, прогнозирования банкротства предприятия и финансовая поддержка в случае его наступления.

Рассматривая опыт развитых стран, можно сказать, что развитие малого бизнеса является одним из эффективных путей реформирования экономики. Именно они являются механизмом наибольшего привлечения ресурсов, в том числе и трудовых. Таким образом, поддержка малого бизнеса может помочь стране решить много вопросов, среди которых социальные: создание новых рабочих мест, повышение уровня обеспеченности населения, а также экономические: привлекательность для иностранного инвестирования, ускорение оборота частного капитала, создание конкурентной среды. В западных странах имеются множество организаций, которые регулируют и поддерживают развитие малого и среднего бизнеса. Со стороны государственной власти ответственность за развитие лежит на нескольких министерствах, или их отделах. Обычно, политика поддержки малого предпринимательства осуществляется двумя-тремя министерствами.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий в значительной степени будет способствовать поддержанию конкурентоспособности малого предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках, его укреплению. В конечном итоге это положительно скажется на уровне социально- экономического развития страны и качества жизни населения России. Развитие малого бизнеса имеет важное значение в социально-экономических направлениях развития нашего отечества. Также стоит отметить весьма незначительную эффективность и результативность ведения предпринимательской деятельности, невысокую степень и качество менеджмента, необходимость усиления доступа к финансированию стратегического развития малого бизнеса и, как последствие низкий уровень инвестиционно – инновационной активности из-за отсутствия четкого стратегического ориентира развития малого бизнеса. Существующее состояние их функционирования и развития не находится на должном уровне, что свидетельствует о сложных экономико-политических условиях и среде ведения малого бизнеса в России.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017)

2. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3. Осипов Е.М.. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 208 с.

4. Кузьмина Е.Е., Кузьмина Л.П.. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Юрайт, 2012. – 480 с.

5. Широков Б.М.. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496 с.

6. Ресурсный центр малого предпринимательства [электронный ресурс] – Режим доступа:https://rcsme.ru/ru/statistics.

7.Макроэкономика.Учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» /Отв. ред. М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе – Ростов на Дону, «Феникс», 2017.-409 с.

8 .Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация./Коллектив монография под общей ред. М.А.Эскиндарова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» 2017.- 466 с.

Читайте также:
Среднесписочная численность работников в 2021 году. Как рассчитать (формула)

9. Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография; т. I //кол.авторов;под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 256 с.

10. Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография; т. II //кол.авторов;под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 286 с.

11 .Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/.

12 .Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. / Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В.- LSP 2017. -620 с.

13 .Цхададзе Н.В. Экономические теории и школы: история и современность: монография/Н.В.Цхададзе. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» , 2014.- 207 с

14 .Цхададзе Н.В. Эволюция мировой экономической мысли от истоков до наших дней: монография/Н.В.Цхададзе. – М.: Издательство «Русайнс», 2017.-166с.

Малый бизнес в России

Одной из наиболее активных форм экономики страны является предпринимательская деятельность, которая стала катализатором для разработки инновационных решений (в том числе нанотехнологий). Одним из видов предпринимательской деятельности является малый бизнес.

Малый бизнес в экономике России

Основной особенностью малого бизнеса является гибкость его участников. В условиях постоянного меняющегося рынка, а, следовательно, и изменения конъюнктуры малому бизнесу необходимо максимально быстро подстраивается под новые условия с минимальными потерями для себя.

Малому бизнесу присуща высокая заинтересованность каждого работника, так как эффективность предприятия напрямую связана с активностью отдельных его членов.

Малый бизнес создает новые рабочие места и тем самым снижет безработицу в стране. Поэтому государство заинтересованно в поддержке и развитии малого бизнеса.

Согласно данным Росстата, на территории современной России количество малых предприятий постоянно растет. Доля малого и среднего бизнеса в стране составляет приблизительно 20% ВВП.

Программы поддержки государством малого бизнеса довольно разнообразны.

Основные направления государственной поддержки предпринимательства – это:

  • гранты;
  • субсидии;
  • создание бизнес-инкубаторы;
  • гарантийные и другие виды фондов.

Малый бизнес в России статистика до 2017 года

Согласно, статистическим данным, в России функционирует 6 миллионов субъектов малого предпринимательства. Если в 2014 и 2015 году наблюдалось падение числа предприятий данного вида, то за 2016 год доля отечественного малого бизнеса выросла на 8,5 процентов. Это рост во многом обусловлен государственным субсидированием и выгодным режимом налогообложения.

Помимо господдержки увеличилось число фондов, инвестирующих в российские стартапы. В 2015 году инвестиции составили 13 млрд.руб, а в 2016 году 17 млрд.руб.

Санкции тоже сыграли довольно серьезную роль в изменении экономики России. Но введенные ограничения во многом способствовали развитию новых предприятий, которые сумели использовать принципы импортозамещения и нарастить производство

Выгодные и прибыльные сферы в малом бизнесе России

Можно выделить 7 сфер выгодного малого бизнеса в России:

  1. рынок бытовых и продовольственных товаров (открытие мелкооптовых баз, продуктовых магазинчиков, и обычных палаток на рынке);
  2. строительные и ремонтные бригады;
  3. IT сфера. Создание и продвижение веб-ресурсов;
  4. продажа консультативных услуг. Минимальный начальный капитал обеспечивает солидный доход;
  5. частная стоматология. При небольших вложениях вы получите довольно быструю окупаемость, а в дальнейшем и прибыль;
  6. декоративное растениеводство;
  7. открытие собственной небольшой фермы. Можно рассчитывать на существенную поддержку государства.

Малый и средний бизнес в России. Проблемы и перспективы

Основными проблемами малого и среднего бизнеса на территории РФ являются:

  • сложность оформления, регистрации ИП и открытия счета в банке;
  • низкоквалифицированный персонал и нехватка производственных баз, а также низкой защищенностью прав;
  • трудности в налаживании связей с поставщиками, проблемы с легализацией капитала, следовательно, и с регистрацией предприятия;
  • низкая обеспеченность кредитами.

Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России напрямую зависят от способности государства создать такую систему, где права предпринимателей будут надежно защищены. Налаженная правовая система позволит во многом упростить процедуру регистрации и лицензирования.

Еще одним этапом, необходимым, для развития малого и среднего бизнеса, можно считать ликвидацию административных барьеров для предпринимателей. Процедуру регистрации нужно упростить.

Для поступательного развития предпринимательства необходимы понижение налогов и современная система страхования всевозможных рисков.

Резюмируя, можно сказать, что главным критерием успешности малого бизнеса является заинтересованность государства в нем и его содействие.

Малый бизнес за рубежом

Малый бизнес за рубежом для многих предпринимателей достаточно доходен и стабилен. За счет большого количества предпринимателей и предприятий достигнута свободная здоровая конкуренция, что хорошо стимулирует развитие экономики стран. Для решения юридических разногласий между государством и бизнесом разрабатываются специальные модели и отдельные правовые системы.

В некоторых странах, для стимулирования населения к созданию новых предприятий, на первые несколько лет деятельности предпринимателей полностью освобождают от налогов.

Представители малого бизнеса на выставках

В работе отраслевых выставок принимают участие не только крупные компании, но и представители малого бизнеса. Подобные мероприятия посещают предприниматели, которые заинтересованы в продукции, представленной в экспозициях. Одним из крупнейших выставочных комплексов России является ЦВК «Экспоцентр».

Читайте также:
Выписка из ЕГРЮЛ через официальный сайт налоговой. Как бесплатно получить по ИНН онлайн

На территории комплекса постоянно проходят выставки, посвященные разным отраслям экономики страны. Участие в работе выставки позволяет представителям малого бизнеса найти новых деловых партнеров, увидеть передовое оборудование и почерпнуть идеи для развития собственного производства в дальнейшем.

Ещё интересные ссылки на статьи

Читайте интересную подборку статей и полезной информации.

События года 2019

Финансы

Страхование

Потребительский рынок

Энергетика

Транспорт

Здравоохранение

Технологии

Бизнес

Недвижимость

Образование

Названы перспективы малого бизнеса в России в ближайшие два года

Специально для “Российской газеты” Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade, рассказал о перспективах малого предпринимательства в 2020 году и дал советы начинающим бизнесменам.

– Дела у малого бизнеса на самом деле не так и плохи, так как фактически отмирают по большей части предприятия, которые давно и не ведут активной деятельности, и фирмы-однодневки. А регистрируются в наши дни и остаются чаще все же те, кто верит в близкое достижение рентабельности и в свою звезду.

Снижение ставки ЦБ поможет бизнесу

В 2020 году, несмотря на статистику, желающих открыть свое дело станет больше.

Одна из причин – это резкое падение доходности банковских вкладов. У кого деньги для стартапа есть, “сидеть” на этих средствах и дальше будет элементарно невыгодно. И мысль, что с ними делать, будет шевелиться быстрее. Помогут решиться на открытие своего бизнеса и пониженные ставки по кредитам.

Есть и приятные подвижки к оптимизму из окружающего нас внешнего фона. Благодаря некоторой стабилизации валютных курсов и явного замедления инфляции в России отойдут на второй план в 2020 году и некоторые волновавшие бизнес риски.

Как помочь малому бизнесу

Сейчас доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны почти не увеличивается. Но предприниматели способны поверить в лучшее и поднять эту долю.

Для этого власти должны обеспечить малый бизнес поддержкой в виде абсолютно внятной линии сразу в двух направлениях.

Во-первых, предлагается снять налоговый пресс с любых видов стартапов, вплоть до обнуления всех налогов. Также необходимо отказаться от подробной отчетности на первую пару лет деятельности до выхода стартапа хоть на какую-то прибыль.

Государство должно превратиться в долевого “венчурного” по природе инвестора, который выискивает и вскармливает перспективные проекты, входя с ними “в долю” по принципу Сколково, но шире в охвате.

Во-вторых, нужно обеспечить правовые гарантии максимального невмешательства сотрудников силовых структур в деятельность предпринимателей.

Малый бизнес во многих случаях сегодня элементарно боится вырасти, приблизиться хотя бы к среднему уровню, даже если его владельцы и видят для себя такую возможность. Так как они чувствуют свою незащищенность от возможности “докопаться” чуть ли не до любой компании по надуманным основаниям.

Также важно федеральным и региональным властям максимально идти на контакт с прессой, объясняя публично свои шаги по отношению к бизнесу.

Как начать бизнес

На стадии становления вашей бизнес-идеи возможно проще воспользоваться услугами друзей или родственников, у которых уже есть оформленное ИП или ООО.

Именно через них и стоит поначалу вести официальные расчеты с юрлицами-партнерами и получать первые ваши поступления от клиентов.

Куда практичнее не нести на этапе стартапа лишние денежные расходы и затраты времени на регистрацию фирмы и на всю эту отчетность, на бухгалтерию и на самостоятельный просчет отчислений в налоговые органы.

С оборотов от нового дела действующий ИП или ООО в любом случае заплатит и НДС, и другие налоги, так что здесь не идет речь о каких-то нелегальных скрытых от государства доходах или тем более о “подпольном” производстве.

-Пока ваш бизнес еще очень мал, используйте по максимуму различные методы продвижения своих товаров и услуг через социальные сети, рекламный слоган на своем собственном автомобиле или на авто друзей.

Опыт показывает, что даже найти клиентуру в собственном городе такими путями оказывается поначалу проще.

– Ну и, конечно, важен не просто пресловутый “бизнес-план”, но изначальное понимание, почему людям нужно выбрать именно ваш продукт. Чем он им будет ценен и дорог, какие преимущества и недостатки он будет иметь в своей нише по сравнению с имеющимися тут и там конкурентами.

Очень важно смотреть на свой бизнес глазами потребителя, потенциального покупателя или заказчика ваших услуг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: