Остались неиспользованные БСО,что с ними делать?

Акт списания бланков строгой отчетности

Акт списания бланков строгой отчетности, образец и бланк которого доступны для скачивания чуть ниже, является важным для многих организаций документом. Он подтверждает факт уничтожения БСО.

Бланк строгой отчетности – это бумага, которая подтверждает факт получения денежных средств от граждан. Оплата поступает юридическому лицу или ИП за предоставленные услуги. Оформлять операции между юридическими лицами БСО категорически запрещается.

Законодательная база

Списание бланков строгой отчетности в законе регулируется Постановлением Правительства №359 от 6 мая 2008 года. Именно в нем описаны все нюансы процедуры. Также рекомендации по работе с БСО описывается в Приказе Минфина №52Н от 30 марта 2015 года. Это два основных документа, и ими следует руководствоваться при возникновении вопросов по теме.

Правила предписывают хранить акты подобного рода 5 лет (а точнее, их корешки). Даже если при заполнении БСО была допущена ошибка, его нельзя сразу же уничтожать. Как только документ был заполнен, он автоматически должен храниться до момента списания.

Обязательна ли именно такая форма

Муниципальные и государственные учреждения для этих целей с успехом используют форму 0504816 по ОКУД. Для них она утверждена законодательно и зафиксирована в качестве единственно возможной. С коммерческими же организациями процедура может быть мягче. Компания вправе сама разработать и закрепить за собой право использовать тот или иной бланк для заполнения акта списания бланков строгой отчетности. Но для этого нужно вносить его в учетную политику, разрабатывать приказ.

Таким образом, перспективу самостоятельного формирования рассматривают редко. Чаще всего скачивается обычный и принимаемый «на ура» проверяющими органами бланк формы 0504816. Он закрепился в деловых кругах. Кроме того, он удобен и имеет графы для размещения всех необходимых данных.

Важные условия

В приводимой документации помарки и исправления недопустимы.

Еще один значительный нюанс: для заполнения акта нужно отдельным приказом созывать комиссию.

Последняя выбирает из своих членов председателя. Именно эти люди будут нести ответственность в случае, если ситуация с бланками строгой отчетности выйдет из-под контроля. Они расписываются в документе в знак подтверждения факта окончательного списания БСО.

Элементы документа

Акт списания бланков строгой отчетности устроен достаточно просто. В начале его располагается:

  • Ссылка на законодательный акт, который предписывает его использование. Она содержится только в тех формах, которые не формируются организациями самостоятельно. Малейшее расхождение с типовой формой – и организация не имеет права публиковать ссылку на закон правом верхнем углу.
  • Виза руководителя учреждения. Она включает в себя: подпись, расшифровку подписи, должность начальника, печать организации (при наличии таковой).
  • Наименование документа с присвоенным ему номером. Именно этот номер вместе с датой подписания акта являются его опознавательным знаком при занесении в последующие регистрационные документы.
  • Мини-таблица с кодами. Там расположены: код по ОКУД (он уже проставлен в прилагаемом бланке), дата подписания акта, код по ОКПО.
  • Название организации. При необходимости – наименование структурного подразделения. Этот пункт особенно актуален при списании бланков строгой отчетности при проведении инвентаризации в рамках одного их подразделении компании.
  • ФИО материально ответственного лица, его должность.
  • Бухгалтерская информация: кредит и дебет счета, по которому проводится акт. Эта информация заполняется уже после поступления акта списания бланков строгой отчетности в бухгалтерию.
  • Перечисление состава комиссии. Оно включает ФИО председателя (отдельно) и членов комиссии с указанием должностей.

Продолжается документ ссылкой на приказ, сформировавший перечисленную комиссию по уничтожению БСО. Ниже обязательно должен быть обозначен период, в который произойдет списание документов.

Основная часть акта списания бланков строгой отчетности – это таблица с перечислением пригодных к уничтожению документов. Удобство таблицы в обилии данных, которые в нее могут быть помещены. Хотя приведенная в бланке таблица предполагает указание в каждой из строк:

  • Номера и серии бланка, подлежащего списанию.
  • Причины списания.
  • Даты уничтожения документа.

Продолжительность таблицы определяется только конкретными условиями, в частности, количеством БСО, трудностью принятия решения об их списании и пр.

Заключительная часть документа, которая может располагаться как на той же странице, так и на значительном расстоянии от начала (смотря по объему прикрепляемой таблицы), – это подписи комиссии во главе с председателем. Каждая подпись требует расшифровки. Также здесь указываются должности всех, кто ставит свои «автографы».

При каких условиях БСО подлежат уничтожению

Организация имеет право уничтожить любой из бланков строгой отчетности, только если у него истек пятилетний срок хранения. В дополнение к этому в организации не должна проводиться инвентаризация.

Читайте также:
Что лучше выбрать: ИП или ООО для участия в тендерах и оказании клининговых услуг?

Согласно существующему законодательству, списание бланков строгой отчетности возможно только в случае, если инвентаризация проводилась более месяца назад. Однако именно факт проведения инвентаризации на практике служит отправной точкой для списания корешков бланков строгой отчетности, срок которых вышел.

Если бланк испорчен

Испорченный бланк вопреки распространенному убеждению не подлежит уничтожению сразу же. По закону он хранится так же, как и корешки действующих БСО, 5 лет. Он тоже регистрируется в книгах учета организации. Это нужно для соблюдения хронологического порядка, создания и поддержания системы в документообороте бланков строгой отчетности.

Таким образом, это действие закреплено законодательством не просто так. Любой произвольно взятый бланк строгой отчетности из регистрационных документов не старше 5 лет должен быть доступен для изучения.

За заполнение акта списания бланков строгой отчетности отвечает руководитель организации. Однако в большинстве случаев он перепоручает эти обязанности своим работникам. Это может быть кадровик, бухгалтер или любой другой сотрудник. Главное, чтобы этот функционал значился в трудовом договоре сотрудника.

Остались неиспользованные БСО,что с ними делать?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 31 декабря 2019 г. N 02-07-10/104446 О списании и уничтожении бланков свидетельств регистрации актов гражданского состояния (бланков строгой отчетности) старого образца – бланков, выпущенных и действовавших до 1 октября 2018 г.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел запрос по вопросу порядка списания и уничтожения бланков свидетельств регистрации актов гражданского состояния (бланков строгой отчетности) старого образца – бланков, выпущенных и действовавших до 01.10.2018 года (далее – Письмо, бланки старого образца), и сообщает следующее.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон 402-ФЗ) дано определение бухгалтерскому учету как формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона 402-ФЗ при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности положения закона применяются с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Учитывая изложенное, положение нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета (бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений) не регламентируют порядки совершения фактов хозяйственной жизни, в частности, порядок распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе бланками строгой отчетности, изготовленными за счет бюджетных средств.

Вместе с тем, по вопросам порядка отражения в бюджетном учете бланков старого образца Департамент полагает необходимым сообщить следующее.

Единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства определены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее – СГС “Концептуальные основы”), и Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее – Инструкция N 157н).

В соответствии с Инструкцией N 157н бухгалтерский учет имущества, признаваемого в соответствии с положениями СГС “Концептуальные основы” активом, осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в Рабочий план счетов субъекта учета.

В соответствии с пунктом 98 Инструкции N 157н в составе группы материальных запасов по соответствующим счетам аналитического учета счета 010500000 “Материальные запасы” учитываются материальные ценности, приобретенные (созданные) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, в том числе поступившие на хранение, и в отношении которых определены ответственные за их сохранность лица.

Читайте также:
Критично ли периодическое расхождение денежных средств по кассе предприятия?

К таким материальным ценностям относятся в частности бланки строгой отчетности, приобретаемые учреждением (изготавливаемые по заказу учреждения) в целях выполнения функциональной деятельности.

В соответствии с новыми требованиями по отражению на балансовых счетах активов – объектов материальных запасов (по состоянию на дату Письма), такие активы подлежат учету на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета и соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета (пункт 117 Инструкции N 157н).

В соответствии с пунктом 11.4.8 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н, расходы на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, иных материальных ценностей, приобретенных для целей награждения (дарения), (далее – ценные подарки (сувенирная продукция), бланков строгой отчетности относятся на подстатью КОСГУ 349 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения”.

С учетом изложенного, поступление материальных ценностей в виде бланков строгой отчетности, приобретенных (изготовленных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения и находящихся в местах хранения (складах) у субъекта учета, подлежат отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете по аналитическому счету 010536349 “Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения”.

Согласно пункту 36 СГС “Концептуальные основы” для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, находящееся в пользовании субъекта учета, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

Контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам.

Ведение бухгалтерского учета, формирование и публичное раскрытие показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется исходя из того, что субъект учета контролирует активы в форме имущества, закрепленного за субъектом учета собственником (учредителем) в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения.

Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для:

а) использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств);

б) обмена на другие активы;

в) погашения обязательств, принятых субъектом учета.

Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета, либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, возникающие при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе.

Учитывая изложенное, в случае, когда использование бланков старого образца в соответствии с законодательством не предусмотрено и такие бланки подлежат уничтожению (не предполагается их использование в иных целях), отражение таких объектов имущества в составе активов (на балансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета (Единого рабочего плана счетов при централизованном учете) не соответствует положениям СГС “Концептуальные основы”.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос о порядке списания и уничтожения бланков свидетельств регистрации актов гражданского состояния (бланков строгой отчетности) старого образца, выпущенных и действовавших до 2018 г.

В случае, когда использование бланков старого образца в соответствии с законодательством не предусмотрено и такие бланки подлежат уничтожению (не предполагается их использование в иных целях), отражение таких объектов имущества в составе активов (на балансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета (Единого рабочего плана счетов при централизованном учете)) не соответствует положениям СГС “Концептуальные основы”.

Акт о списании бланков строгой отчетности – образец

  • Какие правовые акты регулируют процедуру списания бланков строгой отчетности?
  • Порядок уничтожения бланков строгой отчетности в соответствии с постановлением № 359
  • Нужно ли сразу списывать испорченные бланки строгой отчетности?
  • Алгоритм составления акта списания бланков строгой отчетности по форме 0504816
  • Важнейшая часть акта — таблица
  • Итоги
Читайте также:
УСН 6% (доход), как оформляется налоговый вычет по обязательным страховым взносам?

В 2021 году материал не актуален в связи с завершением перехода на онлайн-ККТ. Кто и как должен применять БСО в 2021 году, читайте в это статье.

Какие правовые акты регулируют процедуру списания бланков строгой отчетности?

Основной источник права, регулирующий процедуру списания БСО, — постановление Правительства от 06.05.2008 № 359. Его юрисдикция распространяется на все российские организации. Работа с БСО в государственных и муниципальных учреждениях должна осуществляться в соответствии с приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Но и для тех и для других организаций предполагается оформление актов о списании бланков строгой отчетности.

Посмотреть, можно ли вам воспользоваться БСО или нужно применять кассовый аппарат, можно в статьях:

Можно отметить, что в постановлении № 359, как и в других источниках права федерального уровня, не содержится положений, регулирующих то, какой должна быть структура соответствующих актов. В свою очередь приказ Минфина № 52н предписывает государственным и муниципальным структурам задействовать акт на списание бланков строгой отчетности конкретной формы, соответствующей номеру 0504816 по ОКУД.

Российские организации, не имеющие отношения к бюджетной системе РФ, при решении задач по списанию бланков БСО предпочитают:

  • формировать акты, о которых идет речь, определяя их структуру самостоятельно (поскольку это не запрещено законодательством);
  • пользоваться формой, которая обязательна для государственных и бюджетных учреждений в силу положений приказа № 52н.

Вне зависимости от методики формирования акта уничтожения БСО организация при проведении соответствующей процедуры должна следовать ряду положений постановления № 359. Рассмотрим их подробнее.

Порядок уничтожения бланков строгой отчетности в соответствии с постановлением № 359

В соответствии с п. 19 постановления № 359 организации обязаны хранить копии БСО или корешки бланков (отрывные части БСО, которые поставщик услуг оставляет у себя) в систематизированном виде в течение 5 лет и более. По прошествии отмеченного срока, а также после истечения месяца с момента проведения последней инвентаризации копии БСО или корешки бланков подлежат уничтожению. Основанием для данной процедуры должен выступать, как мы уже отметили выше, акт, составляемый комиссией, которая формируется руководителем фирмы либо ИП. Аналогичный порядок установлен и для уничтожения некомплектных либо испорченных БСО.

Нужно ли сразу списывать испорченные бланки строгой отчетности?

В соответствии с п. 10 постановления № 359 БСО должны заполняться четко, разборчиво. В бланках не должно быть каких-либо исправлений. В случае если они будут присутствовать в документе либо БСО будет заполнен неправильно, бланк должен быть перечеркнут и изъят из дальнейшего документооборота. Однако уничтожать его нельзя, вопреки распространенной точке зрения.

Испорченный БСО нужно приложить к соответствующей книге учета (которая может составляться по форме, соответствующей номеру 0504045 по ОКУД). По истечении 5 лет хранения испорченные бланки подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном постановлением № 359.

Как мы отметили выше, многие российские организации, хотя это и не требуется по закону, предпочитают составлять акты уничтожения БСО на основе формы 0504816 по ОКУД. Скачать для акта на списание бланков строгой отчетности образец можно на нашем сайте.

Алгоритм составления акта списания бланков строгой отчетности по форме 0504816

В правом верхнем углу формы должно присутствовать слово «Утверждаю», строчкой ниже посередине пишем: «Руководитель учреждения», напротив оставляем место для подписи и ее расшифровки.

На следующей строке должна проставляться дата утверждения документа. Эти данные расположены справа.

Строчкой ниже, посередине страницы, должно присутствовать словосочетание «АКТ о списании бланков строгой отчетности», напротив него — место для проставления номера соответствующего документа.

Строчкой ниже, также посередине, следует проставить дату составления акта, ниже вписать слово «Учреждение», справа от него оставить пространство для указания названия организации. Строчкой ниже — вписать словосочетание «Материально-ответственное лицо», справа — место для указания его должности, фамилии и инициалов.

Справа относительно указанных выше двух строк можно вставить табличку из 5 строк. В первой — вписать слово КОДЫ, во второй — указать код формы, используемой в качестве основы, по ОКУД — 0504816. В следующих строчках может быть зафиксирована дата, а также ОКПО организации.

Коды ОКПО часто используются также во многих других отчетных документах, например в форме 2 бухгалтерского баланса, о заполнении которой можно узнать из статьи «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».

Строчкой ниже нужно вставить 2 табличные ячейки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга. В первой будет фиксироваться дебет счета, во второй — кредит (ячейки должны быть подписаны соответствующим образом).

Читайте также:
Когда будет новая форма декларации для ИП на ЕНВД?

На следующей строчке нужно вписать словосочетание «Комиссия в составе» и справа оставить место для указания должностей, фамилий и инициалов сотрудников организации, входящих в данную комиссию.

Строчкой ниже можно вписать словосочетание «Назначенная приказом от», справа обозначить место для указания даты и номера соответствующего приказа, после этого вписать словосочетание «составил (-а) настоящий акт о том, что за период с», справа — обозначить место для указания начала периода, затем вписать предлог «по» и оставить место для указания окончания периода. Ниже следует вставить словосочетание «подлежат списанию».

Важнейшая часть акта — таблица

На следующей строке нужно расположить таблицу, состоящую из 4 столбцов. Первые 2 строчки в столбцах 3 и 4 следует объединить. Первые 2 столбца на уровне строчки 1 также нужно объединить.

В первые два объединенных столбца, расположенных на уровне строчки 1, следует вписать словосочетание «Бланк строгой отчетности». В столбце 1 на уровне строчки 2 пишем слово «Номер», во 2-м — «Серия». В столбце 3 на уровне объединенных строчек 1 и 2 следует вписать словосочетание «Причина списания». В строчке 1 столбца 4 должно быть словосочетание «Дата уничтожения (сжигания)». Столбцы 1, 2, 3 и 4 на уровне строчки 3 таблицы заполняем цифрами 1, 2, 3 и 4 соответственно.

В таблице нужно создать необходимое количество ячеек, расположенных ниже строчки 3. Во всей таблице текст должен быть ориентирован по центру.

На следующей строчке документа после таблицы следует вписать словосочетание «Председатель комиссии», справа от него зафиксировать место для должности, подписи, а также расшифровки.

Строчкой ниже нужно вписать «Члены комиссии», а справа оставить место для указания должности каждого члена, подписи и ее расшифровки. Необходимо скопировать участок формы, расположенный справа от словосочетания «Члены комиссии», несколько раз на строчках ниже в зависимости от количества членов комиссии.

На самой последней строчке формы следует обозначить место для указания даты составления документа — можно в левой части страницы.

Негосударственные организации, составляющие акты уничтожения бланков строгой отчетности самостоятельно, вправе отклоняться от рассмотренного нами варианта. Однако общий алгоритм составления этого документа должен соответствовать рассмотренному нами образцу.

Итоги

Процедура списания бланков строгой отчетности не представляет сложности, но нужно помнить, что форма акта, на основании которого предполагается списывать БСО, должна быть утверждена в учетной политике организации или ИП. Исключением являются организации государственного сектора. Для них обязательна форма, установленная приказом Минфина России № 52н.

Как списать бланки строгой отчетности

Форма акта о списании бланков строгой отчетности (0504816) — это первичный бухгалтерский документ, с помощью которого уменьшаются остатки БСО на счете учета. Обратите внимание: сейчас форма изменена!

Новая форма акта, утвержденная приказом Минфина № 103н от 15.06.2020, внесшим изменения в Приложения 1–5 к приказу Минфина № 52н от 30.03.2015, применяется с 27 сентября 2020 года.

Когда разрешено списывать БСО

В бухгалтерии учет БСО подчинен закрепленному законодательно порядку, обеспечивающему сохранность документации.

Формы строгой отчетности используются для разных целей: для осуществления повседневной работы (путевые листы, листки нетрудоспособности, путевки, дипломы и другие); при оформлении отношений с сотрудниками учреждения (трудовые книжки и вкладыши, удостоверения и прочие); во время расчетов с физическими лицами (квитанционные книжки, абонементы и билеты).

Предприятия, использующие в своей деятельности БСО, периодически обязаны списывать испорченные, выданные и утратившие актуальность документы.

В случае обнаружения порчи или выявленного брака такую документацию нельзя выбросить.

Главные причины снятия БСО с учета:

  • окончание установленного срока хранения для использованных и испорченных во время заполнения документов;
  • прочие чрезвычайные обстоятельства, которые приводят к необходимости списания документации со счетов учета (порча, потеря, хищение).

На документе у МОЛ, которое испортило бланк строгой отчетности, проставляется отметка о непригодности для использования, должны читаться реквизиты:

  • наименование;
  • серия и номер документа;
  • информация об утверждении.

При изменении форм строгой отчетности на предприятии остаются документы старого образца, применение которых запрещено, они подлежат снятию с учета по акту формы 0504816 по истечении установленного срока хранения.

Как регулируется

Списание БСО регулируется постановлением правительства № 359 от 06.05.2008, в котором зафиксированы подробности процедуры. В приказе Минфина № 52н от 30.03.2015 отражены рекомендации по работе с БСО. Нормативными актами установлен порядок, как списать испорченные бланки строгой отчетности, в соответствии с которым они уничтожаются впоследствии.

Читайте также:
При заполнение формы Р15001на листе Б кто будет заявителем?

Государственные и муниципальные предприятия используют для процедуры форму 0504816 по ОКУД, которая утверждена законом как единственно возможная. Коммерческие фирмы вправе самостоятельно разрабатывать и закрепить право применять иные формы акта списания, для чего потребуется внести его в учетную политику.

Организациями часто используется документ формы 0504816, принимаемый проверяющими органами. Акт удобен и имеет графы для внесения необходимой информации.

Процедура списания

Приказом по предприятию создается специальная комиссия, которая составляет акт для снятия с учета документов строгой отчетности. Периодичность списания устанавливается учетной политикой учреждения. Перед составлением документа комиссия обязана удостовериться в целевом использовании бланков, предоставляемых МОЛ для снятия с учета.

  • корешки или копии квитанций;
  • записи в книге учета формы 0504045 с подписями получателей;
  • расписки сотрудников в получении пропуска или удостоверения;
  • журналы выдачи путевых листов, трудовых книжек и прочие.

Как составить приказ

Приказ, регламентирующий процедуру снятия БСО с учета, утверждается руководителем предприятия.

В документе должна содержаться следующая информация:

  1. Решение администрации учреждения о назначении комиссии по списанию бланков строгой отчетности, из членов которой выбирается председатель.
  2. Перечень оснований для проведения процедуры, в которых может указываться инвентаризационная опись по БСО.
  3. Определение контрольных полномочий комиссии. Они могут возлагаться на главного бухгалтера или руководителя учреждения.

Как составить акт

В документе фиксируется состав комиссии, данные приказа о ее создании и период, за который осуществляется списание.

БСО перечисляются в таблице с проставлением:

  • серии;
  • номера;
  • причины снятия с учета;
  • даты уничтожения.

Устаревшие и испорченные БСО после списания должны сжигаться в присутствии членов комиссии, которые подтверждают факт ликвидации подписями. Акт утверждается руководителем организации.

Помарки и исправления в документации не допускаются.

При составлении акта о списании бланков строгой отчетности (форма 0504816) требуется указывать:

  • номер; дату составления;
  • название организации;
  • ИНН, КПП и код ОКПО предприятия;
  • Ф. И. О. МОЛ;
  • корреспонденцию бухгалтерских счетов.

Надо ли сразу списывать испорченные бланки

Бланки, которые заполнены с ошибками, уничтожить сразу не разрешается. Учреждение должно хранить документы до даты списания, которая наступает спустя месяц после инвентаризации.

Предприятие обязано регистрировать акты в журналах учета и хранить 5 лет, как и корешки действующих БСО.

ВНИМАНИЕ!

Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

ВС РФ решил, что иногда БСО можно не выдавать

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Неожиданное решение принял судья ВС РФ в Определении от 12.01.2017 № 310-АД16-18286 по делу № А64-2631/2016. Его вывод оказался противоречащим сложившейся практике.

Решение касается необходимости выдачи БСО плательщиками ЕНВД при оказании бытовых услуг. До сих пор считалось, что такие налогоплательщики вместо кассового чека должны оформить БСО и выдать его покупателю. На этом настаивали, прежде всего, чиновники.

Два основных случая, когда ККТ можно не применять

В суде рассматривалась правомерность наложения налоговым органом на налогоплательщика штрафа по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Поскольку событие, которое налоговый орган посчитал нарушением, произошло в апреле 2016 года, то есть до вступления в силу новой редакции указанной статьи, норма была применена исходя из ее прежних требований.

Согласно этим требованиям неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует предусмотренным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 3 тыс. до 4 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

В силу такой формулировки ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ применялась и в тех особых случаях, когда налогоплательщик имел право не применять ККТ, а выдать вместо нее документ, подтверждающий произведенную покупателем (клиентом) оплату. Если налогоплательщик не выдавал данный документ, хотя был обязан, то такое нарушение фактически приравнивалось к неприменению ККТ.

Читайте также:
Можно ли указывать несколько интерпретаций названия при регистрации товарного знака?

В связи с этим напомним, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) в редакции, действовавшей в апреле 2016 года, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Помимо этого, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 указанного закона организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСНО, и не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Названный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).

А как теперь?

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ внесены большие и принципиальные изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ и ст. 14.5 КоАП РФ. Причем все поправки КоАП РФ действуют уже с 15.07.2016, но о них мы скажем далее.

Названные положения ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в прежней редакции тоже не действуют с названной даты. Но фактически налогоплательщики могут их применять до 01.07.2018 на основании п. 7 и 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ.

«Вмененщики» могут не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) (п. 7 Федерального закона № 290-ФЗ). А организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 8 этого закона).

То есть условия неприменения ККТ в обоих случаях сохранены и, как и ранее, различаются между собой. Почему мы акцентируем на этом внимание?

Что выдается: БСО или другой документ?

Вернемся к Определению ВС РФ от 12.01.2017 № 310-АД16-18286 по делу № А64-2631/2016. Суд признал законными решения всех нижестоящих судов, которые отменили штраф, наложенный ИФНС на налогоплательщика.

Нижестоящие суды указали, что являясь плательщиком ЕНВД, налогоплательщик имеет право осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности по требованию покупателя (клиента) о выдаче такого документа, подтверждающего прием наличных денежных средств; принимая во внимание, что в данном случае отсутствуют доказательства требования покупателем у налогоплательщика документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, а также доказательства отказа налогоплательщика выдать покупателю по его требованию такой документ.

Поэтому суды пришли к выводу об отсутствии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Сам по себе факт невыдачи без требования покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, по их мнению, не образует состав вменяемого правонарушения, а ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ не содержит такого противоправного деяния.

Судья ВС РФ согласился со всеми этими доводами, со своей стороны ни разу не сославшись на Федеральный закон № 54-ФЗ. А напрасно.

Если изучить решения нижестоящих судов по этому делу (в первую очередь начальное – Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.09.2016, а также Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016), то можно увидеть, что, действительно, налогоплательщик правомерно применял спецрежим в виде уплаты ЕНВД, но в отношении деятельности в сфере предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты.

То есть налогоплательщик вправе был не применять ККТ, но не в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в прежней редакции, который применяется «вмененщиками», а согласно п. 2 этой же статьи, которым пользуются налогоплательщики, оказывающие услуги населению.

В данном случае налогоплательщик был одновременно «вмененщиком» и оказывал услуги населению. А в пункте 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ прямо указано, что налогоплательщик освобождается от применения ККТ на основании того, что он находится на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД, только если он не получает такое освобождение в связи с тем, что оказывает услуги населению. При этом он должен выдавать не документ, названный в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, а БСО, оформляемый в соответствии с Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. И в отличие от такого документа БСО должен оформляться и выдаваться независимо от запроса со стороны покупателя (клиента).

Читайте также:
Какую декларацию по УСН нужно сдать при закрытии ИП?

Как видно из рассматриваемых судебных решений, именно на это и обращала внимание судей налоговая инспекция. Но судьи, констатируя, что согласно ОКУН, применявшемуся до 01.01.2017, парикмахерские и косметические услуги относятся к бытовым услугам (код 019300), проигнорировали это обстоятельство и приняли во внимание только то, что в отношении этих услуг налогоплательщик применял спецрежим в виде уплаты ЕНВД.

Поэтому раз покупатель не потребовал выдачи документа об оплате, то налогоплательщик и не должен был его оформлять и выдавать. Именно отсутствие требования со стороны покупателя судьи посчитали ключевым аспектом, в том числе судья ВС РФ.

Но тогда нам придется признать, что любой налогоплательщик, применяющий спецрежим в виде уплаты ЕНВД, в том числе и в отношении оказания бытовых услуг, может не оформлять БСО.

Отметим, что арбитражные суды ранее, хотя довольно давно, выносили подобные решения в пользу налогоплательщика (постановления ФАС ВВО от 04.03.2010 по делу № А79-12036/2009, ФАС ЗСО от 11.02.2011 по делу № А45-8574/2010, ФАС ПО от 28.07.2010 по делу № А65-31944/2009, ФАС СКО от 06.08.2010 по делу № А32-7002/2010-3/115-5АЖ).

Как видно, все эти решения были вынесены в 2010 году, то есть вскоре после того, как ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ была дополнена п. 2.1, позволившим «вмененщикам» не применять ККТ.

С тех пор чиновники не раз озвучивали, что при оказании услуг населению плательщиком ЕНВД приоритетным является п. 2 указанной статьи (письма Минфина России от 30.12.2015 № 03-11-06/3/77890, от 30.10.2014 № 03-11-11/55023, ФНС России от 28.01.2015 № ГД-3-3/249@). Однако, как оказалось, ВС РФ с этим не согласен.

За старое нарушение – новые штрафы

Позицией, поддержанной ВС РФ, налогоплательщики смогут пользоваться до 01.07.2018. Но в связи с этим хотелось бы отметить, что новая редакция ст. 14.5 КоАП РФ, в отличие от предыдущей, прямо не указывает на нарушение, которое выражается в невыдаче документа об оплате покупателю вместо чека ККТ в случаях, когда это позволяет закон.

В пункте 6 данной статьи теперь указано, что штраф может быть наложен за ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача данных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ.

Здесь речь идет о другом требовании к пользователям ККТ, приведенном в п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в новой редакции. Согласно ему при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Данная норма содержит требование, которое следует исполнять при использовании онлайн-кассы и регистрации на ней каждой совершенной операции, в том числе при оплате услуг, и одновременно регулирует то, в какой форме выдается чек ККТ.

Очевидно, нарушения при невыдаче документа об оплате покупателю вместо чека ККТ в случаях, когда это позволяет закон, будут подпадать под действие п. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ в новой редакции. Штрафы, предусмотренные в них, выставляются налогоплательщику при неприменении ККТ в установленных законодательством о применении ККТ случаях.

На это указывают Минфин в Письме от 27.12.2016 № 03-01-15/78348 и ФНС в Письме от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721@.

То есть будет наложен административный штраф на должностное лицо в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного «вмененщиком» с невыдачей документа об оплате при наличии требования покупателя (налогоплательщиком, оказавшим услуги, при невыдаче БСО), но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с таким нарушением, но не менее 30 тыс. руб.

Читайте также:
Можно ли приходовать поступления по онлайн-кассе одним ПКО в конце смены (ООО, оптовая продажа)?

Если нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, будет совершено повторно и сумма расчета составит не менее 1 млн руб., то должностное лицо получит дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При меньшей сумме расчета за повторное нарушение будет наложен штраф в том же размере, как и за совершенное впервые.

Порядок применения бланков строгой отчетности в 2021 году

С 01.07.2019 БСО могут быть изготовлены только с применением ККТ и должны содержать реквизиты, аналогичные кассовому чеку. БСО, изготовленные в соответствии с ранее установленным порядком, могут продолжать выдаваться: с 01.07.2019 – при условии одновременной выдачи кассового чека или БСО, соответствующих Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ; с 01.07.2019 до 01.07.2021 – при условии выполнения работ (оказания услуг) индивидуальными предпринимателями без наемных работников.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (БСО) на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации” (далее – Закон N 54-ФЗ) (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Порядок применения БСО

БСО – первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ (абз. 6 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Автоматизированная система для БСО – это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях (абз. 2 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Автоматизированные системы для БСО применяются при осуществлении расчетов наличными и (или) электронными средствами платежа за оказанные услуги (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).

Таким образом, БСО приравнивается к кассовому чеку и содержит тот же набор реквизитов, который предусмотрен для кассового чека ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. Кроме этого, БСО, равно как и кассовые чеки, могут иметь электронный вид и направляться клиенту на абонентский номер или адрес электронной почты.

После истечения 01.07.2019 срока действия переходных положений, установленных ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, БСО можно сформировать только с помощью ККТ (в том числе с помощью автоматизированной системы для БСО).

По нашему мнению, с вышеуказанной даты фактически прекратило свое действие Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее – Постановление N 359), поскольку оформление БСО с 01.07.2019 без применения контрольно-кассовой техники более не является условием освобождения от применения последней, как это было указано в Постановлении N 359. Указанное Постановление утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18.06.2020 N 875.

Перечень бланков строгой отчетности

Законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрены три варианта применения БСО:

1) оформление БСО с применением ККТ с указанием в нем дополнительных реквизитов с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты (п. 7 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ), как подтвержденных фискальным признаком (например, при использовании тега 1192 “Дополнительный реквизит чека (БСО)” (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@), так и не защищенных фискальным признаком (простая текстовая информация);

2) оформление БСО в соответствии с Постановлением N 359 с одновременной выдачей (направлением) кассового чека.

В данном случае в целях соблюдения требований Закона N 54-ФЗ порядок выдачи, хранения БСО не имеет значения, поскольку обязанность по применению ККТ организация или ИП исполнили путем оформления кассового чека.

Следовательно, организации и ИП вправе продолжать неограниченное количество времени применять в своей деятельности типографские БСО (например, в целях внутреннего учета), однако в целях соблюдения законодательства РФ о применении ККТ такое применение должно сопровождаться выдачей (направлением) кассового чека в момент соответствующего расчета.

Читайте также:
Ликвидационный баланс. Надо ли прикладывать пояснения к л. балансу?

Поскольку в указанном случае выдача типографского БСО не оказывает влияния на обязанность применения ККТ, по нашему мнению, такие БСО не являются предметом контроля налоговых органов (в том числе реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок (в том числе электронных билетов, электронных абонементов и электронных экскурсионных путевок) по форме, утв. Приказом Минкультуры России от 17.12.2008 N 257 “Об утверждении бланков строгой отчетности”, до 01.07.2022 в соответствии с п. 4 Приказа Минкультуры России от 29.06.2020 N 702);

3) оформление БСО путем нанесения на утвержденную форму бланка документа QR-кода, сформированного ККТ.

В соответствии с п. 5.8 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Иными словами, если, например, в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению (например, Приказы Минтранса России от 24.06.2014 N 166, Минкультуры России N N 702, 257 (данный Приказ утратил силу с 18.09.2020, однако билеты, абонементы и путевки (в том числе электронные) по форме, утвержденной данным документом, могут быть реализованы до 01.07.2022) и др.), БСО может использоваться с нанесением на него QR-кода, сформированного ККТ.

Таким образом, после 01.07.2019 все изготавливаемые БСО (включая БСО, формируемые на основании приказов федеральных органов исполнительной власти, например в соответствии с Приказом Минтранса России N 166) должны соответствовать Закону N 54-ФЗ, то есть формироваться ККТ (п. п. 2, 5, 5.3 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 13.06.2019 N ЕД-4-20/11437@) и иметь реквизитный состав согласно ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ, либо выдаваться одновременно с кассовым чеком, либо в случае, указанном в п. 5.8 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, на старые БСО может наноситься QR-код, сформированный ККТ.

Стоит отметить, что фактически Постановление N 359 прекратило свое действие с 01.07.2019 в связи с тем, что законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники была исключена с указанной даты возможность неприменения ККТ при условии выдачи БСО, предусмотренных Постановлением N 359.

При этом индивидуальные предприниматели, не имеющие работников по трудовым договорам, при выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие работы, услуги до 01.07.2021. В данном случае индивидуальные предприниматели могут по своему желанию в указанный период выдавать БСО, соответствующие требованиям Постановления N 359, так как законодательством о применении контрольно-кассовой техники не установлено требований по выдаче документов в указанном случае (ст. 2 Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ, Письмо Минфина России от 17.02.2020 N 03-01-15/10844, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.04.2020 N Ф01-9344/2020 по делу N А43-28340/2019).

Порядок и срок хранения БСО

Фискальный накопитель обеспечивает некорректируемую запись в своей памяти установленного перечня фискальных данных и энергонезависимое хранение этих фискальных данных в течение установленных сроков (абз. 11 п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).

Пользователи обязаны обеспечивать сохранность фискальных накопителей в течение пяти лет с даты окончания их использования в составе контрольно-кассовой техники (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (п. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ).

Постановление N 359 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Таким образом, законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники устанавливает обязанность производить запись сведений о расчетах через фискальный накопитель (в том числе в виде кассового чека либо БСО), передачу таких сведений в налоговый орган (в том числе через оператора фискальных данных) и последующее хранение фискального накопителя.

Читайте также:
Подходит ли наш основной ОКВЭД 31.02.2 для услуг по изготовлению кухонь?

Иных обязанностей, например по хранению кассовых чеков или БСО (в том числе корешков) на бумажном носителе, ведению журнала учета БСО либо правил по их уничтожению по аналогии с документами, подтверждающими расчет в труднодоступных местностях (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15.03.2017 N 296), законодательство РФ о применении контрольно-кассовой техники, по нашему мнению, не устанавливает.

Как отказаться от старых БСО?

Согласно п.8 ст.7 №290-ФЗ организации и ИП на ПСН и ЕНВД, выполняющие работы, оказывающие услуги населению могут не применять контрольно-кассовую технику и выдавать клиентам бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года. Исключение составляют организации и ИП с наемными сотрудниками, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающие услуги в сфере общественного питания и ритейла – они применяют кассу с июля 2016 года.

На бланках строгой отчетности оформляются квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам. В 2019 году выдавать клиентам унифицированные БСО могут: компании-перевозчики, туристические фирмы, концертные залы, театры, филармонии, стадионы, кинотеатры, выставочные залы, ветеринарные клиники и больницы, ломбарды.

С 2019 года БСО нельзя печатать в типографии. Устройство, которое печатает БСО должно обладать теми же функциями, что и ККТ. В БСО должны содержаться реквизиты, которые указывают в обычном чеке.

С 1 июля организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению без наемных сотрудников по трудовым договорам будут обязаны использовать ККТ, в том числе как автоматизированную систему для БСО. Как же отказаться от старых бланков?

Списание БСО

Пра­ви­тель­ство в По­ло­же­нии об осу­ществ­ле­нии на­лич­ных рас­че­тов ука­за­ло на воз­мож­ность уни­что­же­ния ис­пор­чен­ных или неком­плект­ных фор­му­ля­ров БСО.

Обя­за­тель­ное усло­ви­е для спи­са­ния БСО:

  1. Хра­не­ние документов не менее 5 лет.
  2. Уча­стие в про­це­ду­ре уни­что­же­ния БСО чле­нов ко­мис­сии.
  3. Со­став­ле­ние акта о спи­са­нии ис­пор­чен­ных блан­ков стро­гой от­чет­но­сти.

При со­став­ле­нии опи­сы­ва­е­мо­го акта о спи­са­нии БСО нужно использовать официальный об­ра­зец акта спи­са­ния БСО. Коммерческие организации и предприниматели могут использовать официальный образец или утвердить свою форму списания БСО. В пра­виль­ном акте должны быть указаны:

  • название предприятия, адрес, ИНН, телефон, ФИО руководство,
  • ука­за­ние на ма­те­ри­аль­но от­вет­ствен­но­го со­труд­ни­ка, чле­нов ко­мис­сии и рек­ви­зи­тов со­от­вет­ству­ю­ще­го при­ка­за,
  • пе­речень под­ле­жа­щих уни­что­же­нию блан­ков стро­гой от­чет­но­сти,
  • под­пи­си всех участ­ву­ю­щих лиц,
  • дата из­го­тов­ле­ния фор­му­ля­ра.

Об ответственном за старые БСО сотруднике

Перед списанием БСО нужно выбрать ответственного за БСО работника. С ним заключается договор о полной материальной ответственности (п. 14, ст. 244 ТК РФ). Сотрудник будет получать БСО, вести учет в книге, отвечать за сохранность бланков, заполнять их или выдавать работникам, которые получают в оплату услуг наличные.

Принимать купленные БСО сотрудник обязан при комиссии, созданной руководителем. Они должны сверять количество бланков, серии и номера с данными в накладной типографии, где печатали старые БСО. По результатам приемки комиссия оформляет акт приема бланков в произвольной форме, и ответственный работник фиксирует их приход в книге учета БСО.

При передаче БСО работнику, который будет рассчитываться с клиентами, ответственный за бланки указывает в книге учета расход и остаток бланков. Испорченные бланки нельзя выкидывать, их нужно перечеркнуть и приложить в книгу учета БСО.

Учет и хранение БСО

Единой формы книги учета БСО нет, поэтому ее можно разработать самостоятельно или позаимствовать форму из Указаний ГМЭК. Листы книги необходимо пронумеровать, прошнуровать, проставить подписи руководителя и главного бухгалтера и скрепить печатью организации.

Хранить БСО нужно в сейфе, который опечатывается в конце рабочего дня. Инвентаризацию БСО нужно проводить одновременно с инвентаризацией наличных в кассе.

Копии и корешки использованных и испорченных бланков, упакованные в опечатанные мешки, необходимо хранить не менее 5 лет со дня окончания года, в котором они были использованы. Когда закончится этот срок, их можно будет уничтожить, создав комиссию и составив акт об уничтожении бланков.

Вывод

С 1 июля 2019 года независимо от выдачи чеков или БСО организациям и ИП потребуется применение ККТ. Старые БСО необходимо корректно списать после истечения 5 лет со дня окончания года, в котором они были использованы, и только когда пройдет месяц со дня последней инвентаризации БСО, уничтожить на основании акта, составленного комиссией.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: