Сколько получает тьютор в школе и детском саду

Какая зарплата у тьютора?

В последние годы в России активно действует программа «Доступная среда». Она предполагает обучение детей с особыми потребностями вместе с их сверстниками с обычными способностями. Поскольку такая система образования связана с определенными трудностями, появилась профессия тьютора. Она позволяет ребятам приспособиться к графику учебы, а также адаптировать в коллективе. Поэтому стоит рассмотреть особенности работы, требования к специалистам, и какая зарплата у тьютора в школе в 2020 году.

Чем занимается тьютор?

Сегодня такие специалисты требуются не только для отстающих, но и особо одаренных детей. В первом случае это помощник в понимании и усвоении нового материала, а также в создании здоровых отношений с другими детьми. Во втором случае усилия тьютора направлены на развитие и совершенствование навыков.

Данная профессия во многом отличается от репетитора. Во-первых, тьютор прикрепляется к конкретному ребенку. Такое сотрудничество начинается с детского сада, а может продолжаться вплоть до получения высшего образования. В зависимости от планируемой и реальной занятости один специалист может курировать развитие одного или нескольких детей. Репетитор может работать с десятками детей в один промежуток времени. И его помощь ограничивается сравнительно небольшим периодом времени.

Во-вторых, целью репетитора является сугубо передача знаний. В обязанности тьютора помимо разъяснения учебного материала входит психологическая помощь, обучение нормам поведения, построению отношений с другими людьми, решении возникающих эмоциональных проблем. Кроме того, специалист должен быть готов при необходимости оказать первую медицинскую помощь, если болезнь ребенка дала о себе знать в самый неподходящий момент.

Хотя в России подобная практика только начала применяться, она уже принесла положительные плоды. Дети, которые, несмотря на ограниченные возможности, учатся наравне со здоровыми сверстниками, становятся более приспособленными к взрослой жизни. А для других детей наличие в классе особых одноклассников становится уроком сопереживания, отзывчивости и чуткости.

Зарплата педагога-тьютора зависит от нескольких факторов. Один из них заключается в месте его проживания. Заработок работников столицы, как правило, выше по сравнению с учителями из провинции. Второй фактор связан с местом работы. Частные заведения могут предложить более высокую зарплату по сравнению с государственными учреждениями.

Достоинства и недостатки профессии

Все большее число педагогов готово переквалифицировать в тьюторы ввиду ряда причин:

  1. Такая работа ориентирована на индивидуальные или мелкогрупповые занятия. Это позволяет снизить эмоциональную нагрузку при подготовке и проведении уроков.
  2. Работа с каждым учеником в отдельности позволяет относительно свободно планировать график и распределять нагрузку.
  3. Поскольку уже сегодня видны результаты нововведения, спрос на тьюторов растет. Это означает возможность получить стабильную работу по окончанию обучения.
  4. Одним из преимуществ специальности считается зарплата. В регионах за труд тьютора платят до 33 000 рублей. В Москве показатель достигает 100 000 рублей. Это означает, что даже средняя зарплата тьютора в общеобразовательной школе на порядок выше других преподавателей. А за успехи в работе с ребенком можно рассчитывать и на премии.

К недостаткам профессии относят большое количество времени на подготовку к занятиям. Нередко чтение большого количества педагогической и справочной литературы, а также длительное пребывание в сидячей позе негативно сказываются на здоровье. Если тьютор работает частным образом, то много времени тратится на поиск новых учеников.

Какие навыки нужны для работы тьютором?

Профессия тьютор в первую очередь доступна людям, получившим педагогическое образование. Помимо этого, им предстоит окончить курсы, позволяющие приобрести:

  • начальную медицинскую подготовку;
  • навыки психолога;
  • умение общаться на языке жестов;
  • знания азбуки для слабовидящих и другие навыки.

Помимо этого, большое значение имеют личностные качества педагога. Такая работа подходят людям, обладающим:

  • активностью;
  • оптимистичным взглядом на жизнь;
  • решительностью;
  • высоким уровнем культуры;
  • склонностью к анализу;
  • практичностью;
  • спокойствием;
  • творческими способностями;
  • развитой интуицией.

От тьютора ожидается, что он станет для своего воспитанника другом и советником, а не просто ещё одним учителем. Завоевав доверие ребенка, он сможет лучше понимать его, а также своевременно направлять его шаги в нужную сторону. Это позволит ребенку гармонично развиваться в соответствии с его возможностями. От способности применить знания на практике и достичь поставленных результатов зависит востребованность специалиста, а также его заработок.

Сколько платят тьютору в зависимости от места работы?

Зарплата тьютора в Москве отличается в зависимости от типа и политики учреждения:

  • около 35000 рублей в центрах детского развития;
  • в пределах 15000-17000 в государственных школах;
  • 55000-6000 рублей в частных школах;
  • около 60000 рублей в частных детских садах;
  • 40000-60000 в колледжах и других учебных заведениях, предоставляющих среднее профессиональное образование;
  • около 27000 в высших учебных заведениях.

Согласно статистике, тьютор в столице зарабатывает в среднем 40000 рублей. В других регионах России эта цифра намного скромнее. Она составляет около 27000 рублей.

Заработок тьютора зависит и от размера нагрузки. В детском саду ребенку требуется больше времени, поскольку ему нужна помощь в адаптации в коллективе. Для этого его следует учить, как налаживать отношения, как правильно реагировать на издевательства сверстников, а также вести себя в опасных ситуациях.

Важным этапом в жизни любого ребенка становится поступление в школу. Здесь ему приходится приспосабливаться к новому графику жизни, усваивать много нового материала. От тьютора требуется не только помогать ему в классе, но и учить выполнять домашние задания. Попутно он воспитывается в ребенке самостоятельность и чувство ответственности. Благодаря этому со временем требуется меньше контролировать учащегося, что снижает нагрузку. Поэтому зарплата тьютора в начальной школе за отдельного ученика немного больше, чем в средних и старших классах.

Рассмотрев, сколько получают тьюторы в России, подведем итоги: на сегодняшний день это новая профессия. Её возникновение связано с новым пониманием в том, как помочь детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества. В задачи таких специалистов входит не только помощь в понимании учебного материала, преподаваемого в школе, колледже или институте, но и формирование правильных моделей поведения. Это позволит ребенку не только общаться с другими детьми, поддерживать дружбу с ними, но и по достижению зрелого возраста успешно работать в коллективе.

По сравнению с представителями других специальностей в педагогике, тьютор должен обладать рядом специальных навыков, которые потребуются в общении с детьми, имеющими серьёзные физиологические или психические заболевания. Немалое значение имеет и качество личности специалиста, которое позволит ему выполнять работу искренне, что определяется и ценится детьми.

На сегодня профессия тьютора больше всего востребована в Москве. Именно здесь открывается больше всего инновационных классов, а также появляется всё больше предложений о сотрудничестве от частных лиц. Причем по условиям предлагается достаточно высокая оплата. Более сложная ситуация наблюдается по регионам. Во многих городах люди ещё не знакомы с тем, что значит работать тьютором. А штат сотрудников большинства учебных заведений ещё не предполагает таких вакансий. Однако положительный опыт проекта в других учреждениях обеспечил за этой профессией будущее.

Сколько получает тьютор в школе и детском саду

Чтобы учащиеся детских садов и школ могли как можно лучше усваивать учебные материалы, необходимо посещение дополнительных занятий с педагогом. Особенно это касается предметов, которые даются ребенку сложнее всего.

В этой ситуации пригодится помощь тьютора, который обеспечивает полноценное сопровождение и поддержку на протяжении всего времени обучения. Основной вопрос, волнующий людей, решивших связать свою жизнь с этой профессией, заключается в уровне заработной платы.

Чем занимается тьютор

Альтернативное название профессии тьютор – педагог, путеводитель, наставник. Этот специалист оказывает всестороннюю помощь ребенку в процессе получения им дошкольного, школьного, среднего или высшего образования. Он не только дает новые знания, но и изучает сильные стороны (таланты) и слабые стороны своего подопечного, чтобы выявить интересы и проработать трудности. Название профессии пришло из латинского языка и в переводе означает «защитник».

В Российской Федерации эта профессия получила известность под названием «репетитор». Популяризация этого направления произошла в связи с тем, что технологические возможности получения образования расширились, а методики получения и освоения знаний – изменились. Основные обязанности специалиста заключаются в следующих аспектах:

  • создание индивидуальных методик обучения с применением прогрессивных ресурсов;
  • определение, формирование и развитие способностей учащегося;
  • проведение индивидуальных обучающих мероприятий;
  • подготовка к прохождению экзаменационных испытаний по окончании периода обучения или при поступлении в учебное учреждение;
  • оценка личных достижений ученика;
  • составление учебного плана во взаимодействии с основным преподавателем.

Плюсы и минусы профессии

Личный педагог имеет несколько вариантов и возможностей карьерного роста. Он вправе работать с детьми индивидуально или в группах. В первом случае можно рассчитывать на снижение эмоционального напряжения, т. к. взаимодействие с одним ребенком не предполагает распределения энергии на целую группу учащихся. Однако работа в группе позволяет детям подружиться между собой, а специалисту – наладить обучающий процесс, доведя его до автоматизма.

Преимущества этой профессии следующие:

  • возможность всестороннего развития в различных специальностях и направлениях;
  • перспектива карьерного роста, так как тьютор считается профессией будущего;
  • высокий уровень заработной платы, составляющий от 35 000 до 80 000 рублей в месяц по России в среднем;
  • возможность получения дополнительного заработка путем организации индивидуальных занятий – от 500 до 1000 рублей в час;
  • отсутствие зависимости от работодателя, т. к. имеется возможность работы на себя;
  • отсутствие временных рамок и ограничений, что способствует самостоятельному установлению рабочего графика;
  • реализация в процессе взаимодействия с детьми, расширение кругозора, открытие новых перспектив;
  • возможность открытия собственной школы и работы в качестве индивидуального предпринимателя (при наличии соответствующего опыта работы и достаточного квалификационного уровня).

Несмотря на положительные стороны этого направления деятельности, работа куратора учебного процесса имеет «подводные камни». Их перечень выглядит следующим образом:

  • большое количество требований, предъявляемых к кандидату;
  • широкий спектр должностных обязанностей, включающий не только общение с учащимися, но и подготовку к проведению занятий, преподнесение материала на доступном для ученика языке, оценивание знаний;
  • постоянное эмоциональное потрясение, что может спровоцировать возникновение стрессов и депрессий (в первую очередь, оно обусловлено давлением со стороны родителей учеников и представителей вышестоящего руководства);
  • необходимость постоянной рекламы собственных услуг для получения оптимального уровня дохода;
  • высокий уровень ответственности не только за самих детей, но и за знания, получаемые ими.

Как рассчитать зарплату тьютора

Заработная плата этого специалиста определяется несколькими факторами. Это в основном имеющийся уровень квалификации в педагогической сфере, место работы, регион осуществления деятельности. В Москве доход этого специалиста измеряется десятками тысяч рублей в месяц и составляет 50 000 руб. Сумма заработной платы по городу в среднем составляет от 35 000 до 90 000 руб. в зависимости от уровня квалификации.

В Санкт-Петербурге специалист зарабатывает около 47 000 рублей. Количество вакансий в данном направлении, как и в российской столице, велико, поэтому трудоустройство не составит особого труда.

В других регионах уровень заработной платы составляет порядка 33 000 рублей в месяц. У специалиста имеется возможность получения доплат за качественное выполнение задач, которые перед ним поставлены. Заработная плата в странах СНГ в среднем составляет 30 000 рублей.

Уровень заработной платы в зависимости от места работы

Заработная плата специалиста также зависит от места, в котором он работает. Немаловажную роль играет и экономическая политика работодателя.

  1. Специалист Центра детского развития зарабатывает в среднем 35 000 рублей.
  2. Профессионал, работающий в школе государственного типа – 15 000 — 17 000 руб.
  3. Специалист, осуществляющий деятельность в частном образовательном учреждении – 55 000 — 60 000 руб.
  4. Педагог детского сада частного типа – 60 000 руб.
  5. Специалист, работающий в колледже – 40 000 — 60 000 руб.
  6. Профессионал, осуществляющий трудовую деятельность на базе высшего учебного заведения, может рассчитывать на доход, равный 27 000 рублей.

Доплаты и льготы

В процессе ведения профессиональной деятельности специалист может рассчитывать на получение всевозможных доплат и льгот. Надбавки полагаются за тяжелые условия трудовой деятельности и личные достижения.

Что касается льгот, их перечень для тьюторов является тем же, что и для других сотрудников бюджетной сферы. Они предполагают предоставление места в детском саду, скидки на оплату ЖКХ, увеличенный отпуск, медобслуживание, улучшение жилищных условий.

Карьерный рост

Тьютор имеет несколько возможностей и направлений карьерного роста:

  • переход из государственной организации в частное учреждение, что позволит повысить уровень заработной платы;
  • открытие собственного дела, связанного с обучением детей по общей или специальной образовательной программе;
  • постоянное повышение квалификационного уровня по специальности.

Таким образом, тьютор считается профессией будущего. Связано это с возрастанием спроса на услуги данного специалиста и с повышением уровня его заработной платы в динамике. При наличии опыта работы и высокого уровня квалификации можно рассчитывать на карьерный рост.

Как сопровождать ребенка и для чего нужен тьютор? Ответ — ниже на видео.

Кто такой тьютор — обзор профессии

Тьютор — квалифицированный специалист, педагог и психолог, обеспечивающий индивидуальное сопровождение процесса получения образования учащимися и студентами в дошкольных учреждениях, школах и вузах. Основной задачей тьютора является выявление, развитие способностей обучающихся, в том числе, и с ограниченными возможностями; создание условий для полноценной реализации их познавательных интересов.

Зарплата

27 — 40 лет

График работы Образование Высшее Колледж Курсы
Спрос на рынке 46 открытых вакансий
Возраст кандидатов

Таблица 1. Краткий обзор профессии

Обязанности

Квалификационные обязанности тьютора включают в себя следующие необходимые компетенции:

  • разработка методических планов индивидуальной работы по формированию и укреплению у детей мотивации к обучению;
  • оценка и рациональное распределение различных видов ресурсов для успешного образовательного процесса;
  • проведение индивидуальных бесед, тренингов;
  • выявление у детей личностных нарушений эмоционального, психологического характера, препятствующих процессу обучения, снижающих познавательные интересы;
  • консультирование преподавательского состава, родителей и других представителей учащихся по вопросам относительно индивидуального плана получения общего образования, профильных навыков;
  • в должностную инструкцию также входит помощь школьникам в области профориентации посредством выявления склонностей, соответствия характера и способностей тому или иному роду занятий;
  • организация и восстановление конструктивного взаимодействия учащихся с преподавателями и другими представителями коллектива учебного заведения в конфликтных и кризисных ситуациях;
  • функция координации деятельности преподавательского состава учебных заведений для детей с инклюзией;
  • ведение тьюторской методической работы: сбор, систематизация данных, документальное оформление планов и результатов работы.

Зарплата

Заработная плата тьютора в России зависит от уровня педагогической квалификации специалиста, места и региона работы.

Москва

Зарплата по профессии в Москве: около 50 тыс. руб. в месяц. Величина доходов варьируется в пределах 35–90 тыс. руб.

Санкт-Петербург

В СПБ деятельность профессиональных консультантов в тьюторстве составляет около 47 тыс. руб.

Другие регионы

В регионах основной оклад по должности составляет, в среднем, около 33 тыс. руб. в месяц. Возможны доплаты за качественное выполнение поставленных задач .

Средняя по СНГ

Средняя ставка в час у тьюторов на территории Содружества составляет около 200 руб.

Диаграмма 1. Динамика заработной платы

В перспективе

Спрос на услуги специалистов этого профиля возрастает в связи с модернизацией подхода к образовательному процессу, что отражается на доходах тьюторов.

Диаграмма 2. Распределение заработной платы по регионам

Распределение открытых вакансий по регионам

Распределение релевантных вакансий на рынке труда по регионам.

Москва

Регионы РФ

  • Свердловская область: 2
  • Республика Башкортостан: 2
  • Красноярский край: 1
  • Новосибирская область: 1
  • Омская область: 1
  • Томская область: 1
  • Пермский край: 1
  • Тюменская область: 1
  • Челябинская область: 1
  • Волгоградская область: 1
  • Ростовская область: 1
  • Самарская область: 1
  • Саратовская область: 1
  • Ульяновская область: 1
  • Республика Татарстан: 1
  • Нижегородская область: 1
  • Белгородская область: 1
  • Воронежская область: 1
  • Калужская область: 1
  • Тамбовская область: 1
  • Калининградская область: 1
  • Новгородская область: 1
  • Псковская область: 1
  • Московская область: 1

Белоруссия

  • Минск: 2

Что требуют

Качества, необходимые кандидату на должность тьютора:

  • развитая эмпатия;
  • аналитическое мышление;
  • тактичность;
  • оптимистичность;
  • ответственность;
  • творческие способности;
  • широкий кругозор;
  • терпеливость;
  • организованность;
  • стрессоустойчивость;
  • способность к принятию нестандартных решений;
  • принципиальность.

Образование

Высшее профессиональное педагогическое, с дополнительной подготовкой в области психологии, социальной работы.

ВУЗ Стоимость обучения / в год Время обучения Бюджет
Российский государственный гуманитарный университет 192 000 рублей 4 года 15
Московский государственный психолого-педагогический университет 192 000 рублей 4 года 25
Московский городской педагогический университет 119 000 рублей 54 месяца 50

Таблица 2. Средняя стоимость обучения в год.

Колледж Стоимость обучения Время обучения Бюджет
Пермский педагогический колледж № 1 от 45 900 рублей 1 год 25

Таблица 3. Средние цены и условия прохождения курсов повышения квалификации.

Стоимость курсов зависит от продолжительности и спикеров. В среднем до 45 000 рублей за месяц.

Курсы Цена Срок обучения Online
mpgu. 80 000 рублей 6 месяцев нет
vgaps. 10 000 рублей 3 месяца нет

Таблица 4. Стоимость курсов повышения квалификации

Навыки

  • практический опыт развивающего обучения;
  • знание основ возрастной психологии, педагогики, физиологии, гигиены, воспитательной работы, педагогической этики;
  • знание методик мониторинга процессов обучения;
  • умение анализировать достигнутые уровни обучения и развития;
  • навыки саморазвития;
  • умение пользоваться вспомогательными техническими средствами;
  • уверенное владение ПК.

Средний возраст

Возраст людей, занятых в этой профессии — 27–40 лет.

Рис. 2: Средний возраст

Опыт работы

На должность тьютора может быть принят специалист, получивший необходимую подготовку, без предшествующего опыта, со стажем работы в должности учителя, воспитателя, социального педагога.

Диаграмма 3. Необходимый опыт работы для трудоустройства

Условия работы

Тьютор ведёт деятельность самостоятельно или в коллективе, работает в кабинетных условиях. График зависит от штатного расписания учебного заведения, рабочий день ненормирован, предусматривает домашнюю подготовку.

Карьерный рост

Квалифицированный тьютор может занять должность руководителя учебного заведения, открыть собственную школу или центр дистанционного обучения.

Отзывы о вакансии

Елена (32 года):
Профессия привлекает востребованностью, высоким уровнем дохода, возможностью оказывать помощь детям с нарушениями здоровья. К недостаткам относят частые стрессы, психоэмоциональную напряженность, необходимость кропотливого труда, недостаток свободного времени.

Где можно работать с образованием в данной специальности

Тьюторы востребованы в детских садах, школах, учебных заведениях среднего образования, вузах, учреждениях инклюзивного образования, частных центрах.

Сколько зарабатывает тьютор в Москве и других местах

Тьютор в России – новая профессия. Специалисты занимаются сопровождением детей в учебном процессе. Они ищут подход к каждому воспитаннику, создают индивидуальные программы обучения для ребят, которые ощущают трудности в общеобразовательных школах и детских садах. Кроме того, они помогают малышам с особыми потребностями адаптироваться в детском коллективе.

Доходы профессионалов

Тьютор – это чуткий и внимательный наставник, способный распознать в малыше задатки талантов.

В ходе воспитания, он выполняет обязанности психолога, дефектолога и реабилитолога.

Средняя зарплата в России составляет 27000 ($395), а в Москве – 40000 руб. ($586).

Заработки зависят от места работы и экономической политики работодателя:

  • Центр детского развития – 35000 руб. ($513;
  • Государственная школа – 15 – 17 тыс. ($220 – 249);
  • Частная школа – 55 – 60 тыс. руб. ($806 – 879);
  • Частный детский сад – 60000;
  • Колледж – от 40000 до 60000 ($584 – 879);
  • В ВУЗе – 27000.

Тьютор – не няня и не учитель для ребенка, а скорее, его компаньон, старший брат и советчик. Он работает в обычной школе с отстающими или гениальными детьми, чтобы направлять их энергию в нужное русло.

Во многих школах он становится помощником преподавателя. Так как все дети разные, а классы состоят из 30 и более человек, учитель не всегда может доходчиво объяснить новый материал всем ребятам. Некоторым из них нужен индивидуальный подход и дополнительное внимание.

Обучение в инклюзивных классах

Мировое сообщество, наконец, обратило внимание на людей с ограниченными возможностями. Теперь многие дети с ОВЗ, ДЦП, РАС и аутизмом могут обучаться в обычной школе наравне со здоровыми сверстниками.

Занятия с такими детьми начинаются еще с детского сада.

К каждому ребенку прикрепляют одного тьютора, который сопровождает и наставляет его, учит правильному поведению и самообслуживанию.

В российских школах тьюторские программы приживаются плохо, но уже открываются инклюзивные классы, в которых учатся 2 – 3 «особенных ребенка». Это полезно и для здоровых детей, так как они учатся общению на новом уровне, получают уроки сопереживания, отзывчивости и чуткости.

Обученные специалисты помогают детям решать ежедневные вопросы:

  • как подружиться с одноклассниками;
  • что ответить обидчику;
  • почему не получается решить задачу и др.

Он помогает детям определить направления обучения, нацеливает на успешное будущее. Тьютор постепенно адаптирует ребенка с особенными потребностями к жизни в коллективе.

Иногда специалист сопровождает своего воспитанника вплоть до получения им высшего образования.

Обычно ребенком занимается целая группа специалистов, в которую входят:

Совместными усилиями они стараются вывести каждого малыша на новый уровень развития. Задача тьютора – выполнять рекомендации консультанта и своевременно заполнять чек-листы, по которым видна динамика перемен в поведении ребенка. Специалисты работают по соглашению с родителями.

Как стать специалистом?

Для получения специальности тьютора, после выпуска из педагогического ВУЗа, оканчивают специальные курсы, которые включают психологию, язык жестов (для работы со слабослышащими), специальную азбуку для слабовидящих и др.

В регионах страны профессионалы зарабатывают не больше 17000 руб. ($249). За час работы ему платят от 500 ($7,3) до 1000 ($14,6). Доход зависит от личных качеств, умения находить подход к каждому воспитаннику.

Одновременно он может заниматься тремя и более подопечными.

Воспитывая в них ответственность и самостоятельность, тьютор постепенно выводит их из-под усиленной опеки.

Мастера своего дела, значительно улучшают качество жизни своих воспитанников. Квалифицированные специалисты зарабатывают 70000 руб. ($1025) и больше. Достижения ребят оплачиваются сторицей. Во многих учебных заведениях профессионалам доплачивают значительные премии.

Где работать, вакансии

Специалисты работают в различных образовательных учреждениях:

  • детский сад;
  • школа – государственная или частная;
  • интернат;
  • дом малютки;
  • центры развития;
  • колледжи;
  • высшие учебные заведения.

  1. Школа-интернат №97, г. Нижний Новгород, приглашает к сотрудничеству тьютора для работы с детьми аутистами и с диагнозом ДЦП. Зарплата 15 – 18 тыс. руб. ($221 – 264).
  2. Ассоциация «Особые люди», г. Екатеринбург, приглашает специалиста для оказания помощи в образовательном процессе младшим школьникам. Оплата труда – 40000 ($586).
  3. Частное лицо, г. Москва. Требуется ассистент для мальчика шести лет с ОВЗ – сопровождение в реабилитационный центр, проведение занятий. Оклад – 40000 руб.

Дмитрий Зеливанский. О работе тьютора и общении со школьниками

– Чем занимается тьюторская служба и кто такой тьютор?
– Тьютор — это педагог, который помогает ребенку выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и сопровождает его.
Долгое время школьный класс рассматривали как единое целое, в котором все ученики примерно одинаковые. К счастью, сегодня образовательный курс начинает меняться. Мы понимаем, что все дети разные, у каждого есть свои индивидуальные запросы, потребности, способы и темпы освоения материала. Тьютор помогает каждому находящемуся у него на попечении ребенку найти свой путь, самореализоваться, стать личностью. Ну а тьюторская служба — это отдел, который объединяет тьюторов.

– Тьютор ведет школьников с первого класса?
– В Новой школе тьюторы ведут школьников с пятого класса.

– Как устроено взаимодействие между тьютором и ребенком?
– Раз в неделю-две тьютор и его подопечный встречаются на индивидуальном тьюториале (очном занятии, проводимом тьютором — прим. сайта) и обсуждают, чего хочет ребенок в своем развитии и как этого можно достичь. Тьютор помогает школьнику определиться с его образовательным запросом, а затем — понять, что нужно сделать, чтобы его удовлетворить. Обсуждает необходимые ресурсы, план действий, помехи и преграды на пути, подталкивает к первому шагу. Дальше ребенок действует самостоятельно, а тьютор наблюдает и включается при необходимости. После действия ребенок обсуждает с тьютором результаты, они осмысляют полученный опыт, планируют новые шаги.
Также бывают групповые тьюториалы. Мы собираем группу ребят со схожей проблемой или похожим запросом, и они вместе работают над ним: обсуждают, понимают, решают, действуют.

– Сколько детей находятся на попечении у одного тьютора?
– В Новой школе у тьютора в среднем 17 детей.

– Вы не только работаете с детьми, но и руководите тьюторской службой. Что входит в ваши обязанности?
– Это возлагает на меня уйму организационной и управленческой работы: подбор людей, постановка целей, мониторинг, командообразование и т.д.

– Как проходит ваш рабочий день?
– Первая половина дня, пока дети на уроках, у нас организационно-проектная. Мы собираемся на планерки, посещаем уроки наших подопечных, общаемся с родителями и педагогами, делаем свои проекты.
После часа дети освобождаются, и у нас начинаются тьюториалы. В день обычно бывает от четырех до шести встреч, каждая из которых длится порядка 40 минут.

– Почему вы решили стать тьютором?
– Мне всегда нравилось общаться с детьми, особенно с подростками. Кроме того, школа — это подходящее место, чтобы сделать нечто хорошее и интересное.

– Какое образование нужно получить, чтобы стать тьютором?
– Можно получить высшее педагогическое образование, а затем поступить в магистратуру на тьютора в Московский городской педагогический университет или в Дальневосточный федеральный университет.
Есть и другой вариант, без магистратуры. После того, как человек получил высшее педагогическое образование, он может пройти курс переподготовки и также стать тьютором.

– Какими личностными качествами должен обладать тьютор?
– Прежде всего, он должен уметь общаться с детьми. Разговаривать с ними неформально, с уважением, без назиданий, упреков, поучений и заигрываний. Также нужно уметь видеть индивидуальность каждого человека и находить в ней красоту.
Также тьютор должен уметь сохранять спокойствие и не поддаваться эмоциям: порой с детьми, а особенно с подростками, могут возникать неприятные ситуации. И несмотря на провокации, с подопечными нужно сохранить уважительные и конструктивные отношения.
И, конечно, тьютор должен уметь учиться. Ведь ему придется делать это всю жизнь: изучать людей и находить способы взаимодействия с ними. Нужно разбираться в современных трендах, детских увлечениях.

– Где может работать тьютор помимо школы?
– Помимо школ, тьюторы работают в детских садах, вузах, центрах дополнительного образования. Можно даже открыть свой кабинет и принимать всех желающих.

– Сколько может получать тьютор?
– Думаю, от 50 до 150 тысяч рублей в месяц. Верхней планки достигают обычно известные специалисты, работающие на частном рынке.

– С какими трудностями может столкнуться тьютор?
– Близкий контакт с детьми очень энергозатратный. Поэтому, если человеку не нравится его работа, он будет сильно уставать от постоянного общения.

– Чем может заняться тьютор, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Он может заняться любой педагогической работой или работать с детьми в другом качестве. Может вести какой-то предмет, стать вожатым, куратором, или заняться коучингом для взрослых.

– Будут ли тьюторы востребованы в ближайшем будущем?
– На сегодняшний день в Москве тьюторы есть в основном лишь в частных школах. Но мне кажется, что лет через 10 все школы будут понимать, что каждому ученику нужно найти свой путь, и тьютор будет у каждого ребенка.

– Есть ли возможность у старшеклассника, у которого в школе нет тьютора, поближе познакомиться с этой профессией?
– Лучше всего знакомиться с профессией через свой опыт. Если у человека нет тьютора в своей школе, можно найти специалиста, который консультирует всех желающих. Можно даже записаться на консультацию к нам — мы работаем с детьми не только из нашей школы.

Когда ребёнку положен тьютор?

Часто родители детей с особыми образовательными потребностями обращаются ко мне за помощью, когда начинают подвергаться психологическому давлению со стороны образовательных организаций. Выглядит это давление следующим образом:

1. Родителей отправляют на повторную ПМПК с целью изменения рекомендаций по обучению ребёнка, перевода в другую образовательную организацию;

2. Открыто предлагают обучаться на дому;

3. Препятствуют ребёнку в посещении образовательной организации на полное время её работы, жалуясь на трудности поведения ребёнка, нехватку финансирования, кадровых средств и просто “давя” на родительскую жалость, что дома их ребёнку будет лучше, чем в детском саду, школе;

4. Включают административный ресурс, грозя отчислить ребёнка из образовательной организации (например, из-за жалоб других родителей), оставить на второй год.

Родитель чувствует страх, полную свою беспомощность противостоять этой стихии под названием “система образования”, и часто соглашается со всеми рекомендациями образовательной организации (бегает по ПМПК, переводит ребёнка из одного детского сада (школы) в другие или вовсе начинает обучать его на дому теми силами, какие ему доступны.

Если с дошкольным периодом дела обстоят немного проще, то главные трудности настают, когда ребёнок с ОВЗ приходит в школу.

Родители детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), которые слышали моё интервью по областному радио (как раз на тему прав детей с ОВЗ в образовательной организации), обращаются ко мне с сакраментальным вопросом: “А правда ли нам положен тьютор? Или такое возможно только в Европе? Мы обязаны сами оплатить услуги тьютора?”

Как правило, на момент обращения ко мне, родители уже почти готовы смириться с предстоящим домашним затворничеством. Но всё же оставшиеся капли надежды, что ещё не всё потеряно, приводят их на мою консультацию. И это правильно. Никогда не нужно сдаваться! Больше узнавать о своих правах и отстаивать их. Без гражданской активности невозможны качественные изменения в обществе, даже при наличии всех необходимых законов. Государство выпустило закон – наше гражданское дело внедрить его в жизнь. Да, процесс этот не быстрый и требует от родителя воли и настойчивости.

Приведу выдержки из нормативных документов, гарантирующих права ребёнка с ОВЗ на тьютора. И это только верхушка айсберга!

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ”

Особенности деятельности тьютора

Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать ребенку благоприятную атмосферу для успешной учебы и социальной адаптации.

Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования” (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 г. № 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638). Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.

Тьютор может выполнять следующие функции:

– педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать);

– специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).

Как правило, в региональные документы, описывающие подходы к составлению штатных расписаний ОО, включается пункт о введении дополнительных ставок тьютора, например, при наличии в школе шести детей с ОВЗ. В этом случае нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком. Но тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе. В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время.

В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО. Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога.

Финансирование деятельности тьютора может осуществляться из суммы повышающего коэффициента на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья; через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда; через стимулирующие доплаты работникам ОО.

Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Учитывая вышеприведенное, можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.

Сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации обеспечивается сопровождающими воспитателями / тьюторами. Объем финансирования данной услуги рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятии с учителем, в процессе самообслуживания и при проведении свободного времени (перемены). Количество времени, необходимое на работу сопровождающих определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в ИПО (индивидуальном плане обучения).

Дополнительно о правах ваших детей вы можете узнать в другой моей статье https://www.b17.ru/article/72960/

Консультация бесплатная для родителей детей с ОВЗ.

Запрос отправляйте личным сообщением.

Источники:
http://znaybiz.ru/kadry/oplata/professii/tyutor.html
http://jobjoys.com/pedagogika-i-psihologiya/kto-takoj-tyutor-obzor-professii/
http://skolko-poluchaet.ru/skolko-poluchayut/skolko-zarabatyvaet-tyutor.html
http://intalent.pro/interview/dmitriy-zelivanskiy-o-rabote-tyutora-i-obshchenii-so-shkolnikami.html
http://www.b17.ru/article/77245/
http://emigrant.expert/news/zarplata-uchitelya-v-moskve

Ссылка на основную публикацию