Закон об охране труда и другие нормативные акты: новое в законодательстве

Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда.

Все вопросы, связанные с организацией системы охраны труда на предприятиях и в организациях, требования по безопасности труда регулируются законами, законодательными и нормативными правовыми актами.

Законодательный акт по охране труда — это акт, устанавливающий право работников на охрану труда в процессе трудовой деятельности, принятый или утвержденный законодательным органом.

Нормативный правовой акт по охране труда — это акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденный уполномоченным компетентным органом.

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации, являются:

– Конституция Российской Федерации;

– Трудовой кодекс Российской Федерации;

В соответствии со ст. 7 Конституции РФв Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. В ст.37 Конституции РФ сказано:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Одним из важнейших положений Конституции РФ является запрещение принудительного труда. Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии законом он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: а) нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; б) возникновением опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, либо выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Не является принудительным труд, выполняемый в чрезвычайных ситуациях(пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), когда существует угроза жизни населению или его части. Не относится к принудительному труд, выполняемый по приговору суда в качестве уголовного наказания (отбывание наказания в виде обязательных работ и в виде ограничения свободы).

К федеральным законам, содержащим нормы охраны труда и регулирующим связанные с ней отношения, относятся Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федераций, Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» и др. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства, приказы, постановления и иные акты федеральных органов исполнительной власти. Регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляет трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:

– указы Президента Российской Федерации:

– конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

– акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в законах, должны соответствовать трудовому кодексу. В трудовом кодексе вид источников и их юридическая сила определены в зависимости от иерархии государственных органов и их компетенции. В случае противоречий между трудовым кодексом и иными федеральными законами,содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

ГК РФ устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве (ст. 1064-1083), а также определяет формы и размер возме­щения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1083-1101).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1160 от 27.12.2010г. «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих гос. норм. требования по охране труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая включает:

– межотраслевые (ПОТ РМ) и отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО);

– межотраслевые (ТИ РМ) и типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) правила безопасности (ПБ);

– правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

– государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

– строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН).

Официальными изданиями в соответствии с «Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» являются только публикации в «Российской газете» и в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов Администрации Президента Российской Федерации». Все остальные издания официальными не являются.

Акты, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в порядке, который определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. При издании такого акта должно быть указано, каким документом Минюст России признал документ, не требующим государственной регистрации. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, а также акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Минюст России, который ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты, которые не прошли государственную регистрацию или у которых закончился срок действия, следует рассматривать только как рекомендательный материал. Их рекомендуется использовать при составлении стандартов организации, причем только ту часть, которая не противоречит современному законодательству. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации. Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации в Минюсте России не подлежат.

Конвенция — международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция принимается на ежегодной Международной конференции труда, которая является высшим органом Международной организации труда. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы нашей страны. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 ТК РФ). Международные рекомендации в сфере труда рассматриваются в качестве международных инструментов и являются важными источниками для разработки политики. Однако они не подлежат ратификации странами – членами Международной организации труда. Основные Конвенции МОТ:

-Конвенция «Об инспекции труда» 1947 год

-Конвенции «О регулировании вопросов труда» 1978 год

-Конвенция МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» 1981 г.

-Конвенция МОТ от 31.05.2006 г. «О содействии в создании национальной системы и национальных программ в области охраны труда» и др.

Работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Стандарт организации рекомендуется вводить в действие приказом руководителя организации и согласовывать с представительным органом трудового коллектива. Учет и хранение стандартов организации по безопасности труда осуществляет служба охраны труда. Пересмотр стандартов организации следует производить не реже одного раза в пять лет.

Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права и законодательства об охране труда распространяется:

– на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

– на членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии;

– на студентов образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

– на военнослужащих, направляемых на работы в организации;

– на граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

Закон об охране труда в Российской Федерации

Первый закон об охране труда был создан еще в 1999 году. Он состоял из нескольких статей, которые включали в себя общие положения ФЗ и сферу его применения. Также в документе прописывались дополнительные нормативные акты, которые имели непосредственное отношение к федеральному закону. Каждое предприятие должно придерживаться этих норм и не превышать свои полномочия, несмотря на что, что некоторые пункты претерпели изменения. Ниже будет представлен обзор нового законодательства, другие нормативные документы и степень ответственности за нарушение свода правил.

Какими актами регулируется

В основу закона об охране труда легли основные нормативные акты России:

  • Конституция РФ;
  • трудовой Кодекс РФ;
  • федеральный закон №197;
  • ФЗ «Основы охраны труда в России»;
  • ФЗ №116 «О безопасности на производстве»;
  • федеральный закон №125 «Об обязательном страховании сотрудников от профзаболеваний и травматизма».

Законодательные акты поясняют, что в Конституции отражены права граждан и их жизни в обществе. Согласно статье №7.2 здоровье людей на производственном объекте охраняется государством, а работодатели в свою очередь обязаны соблюдать нормы и обеспечивать полную безопасность. Отдельный пункт о гигиене описан в статье № 37.3. Именно в Конституции прописано о том, что каждому работнику должен предоставляться периодический отдых. Отпуск должен оплачиваться на основе статьи №37.5, если сотрудник устроен официально и подписывал трудовой контракт.

В статье №39.1 указано, что если человек заболеет и предоставит работодателю справку от врача, то время отсутствия на рабочем место должно быть оплачено согласно штатному расписанию. О социальном обеспечении свидетельствуют поправки 41.1, где указано, что каждый работник имеет право на медицинскую помощь во время несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций. Если вред нанесен умышленно или на производстве халатное отношение к безопасности, подобное карается по всей строгости закона.

На заметку! Статья 42 дает гарантии того, что каждое рабочее место будет комфортабельным, иначе идет прямое нарушение законодательства.

Федеральный закон

В ФЗ №181 прописаны основы, на которые должны опираться работодатели. Даже бывшие республики Советского Союза, например, Беларусь, придерживаются подобной политики. В эти основы входят следующие пункты:

  • охрана труда должна обеспечивать сохранность человеческой жизни на производстве. Ответственность за несоблюдение правил безопасности ложиться на контролирующие органы;
  • обязательно соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • должен быть проведен организационно-технический процесс;
  • проведение профилактики травматизма;
  • расследование несчастных случаев на производстве;
  • работодатели должны создать подходящие условия труда;
  • особые условия для вредных или опасных предприятий;
  • организация рабочего места.

Дополнительная информация! Каждое предприятие должно иметь сертификат соответствия работ по ОТ.

Чем заменен 181 ФЗ об основах охраны труда в Российской Федерации

Выше указан только основной перечень, прописанный в федеральном законе. Законодательство позже внесло изменения в эту норму. Было принято заменить закон с учетом новшеств и нововведений. То есть закон официально не отменен, а разделен на несколько подразделов. Теперь любое предприятие должно руководствоваться ФЗ №90. В этом нормативном акте есть весь перечень документов, которые претерпели изменения. Редакция была произведена в 2005 году.

Сфера применения ФЗ по охране труда

Нормативно-правовая база может действовать на территории всей страны, хотя в Москве и Московской области для некоторых предприятий выдвигаются дополнительные условия. Несмотря на это защита требуется гражданину в любой области, но ФЗ применяется в следующих сферах деятельности:

  • промышленность;
  • строительство;
  • химпроизводство;
  • сельское хозяйство;
  • горные работы;
  • геологические работы;
  • транспорт;
  • электроснабжение;
  • медицина.

На заметку! Каждый из этих пунктов имеет свои подпункты, но даже если новое правило распространяется на сферу деятельности только косвенно, его нужно придерживаться и соблюдать регламент.

Трудовой кодекс

Изменения в Трудовой Кодекс внесены в 2002 году. Основной раздел озвучивает порядок трудовых отношений между сотрудниками и работодателями. Ниже выделены основные аспекты, которые там прописаны:

  • установление государственных гарантий;
  • свобода граждан;
  • защита прав и интересов обеих сторон;
  • создание благоприятных условий для работы;
  • запрет на нарушение интересов государства;
  • официальное оформление каждого работника;
  • прохождение вводного и периодического инструктажа;
  • наличие должностной инструкции для каждого сотрудника.

Статья № 56 ТК РФ рассказывает об оформлении трудовых отношений и подписании контракта. Организация обязана предоставить человеку должность с учетом его квалификации. Снабдить рабочим местом и необходимым для работы инвентарем, оборудованием. Обеспечить безопасность на рабочем месте. Сотрудник в свою очередь обязуется соблюдать устав компании и исполнять свои обязанности, согласно должностной инструкции.

На заметку! Срок трудового договора не должен превышать пять лет. После этого контракт должен перезаключаться.

Новое в законодательстве

Новшества можно разделить на несколько основных пунктов. Изменилась продолжительность рабочего времени. Продлили время обеда летом до двух часов тем сотрудникам, сферу деятельности которых можно отнести к опасным или вредным. Изменения коснулись также отпусков. В северных республиках дополнительные отпускные предоставляются лицам, у которых многодетная семья. Главное, чтобы трое или более детей еще не достигли 12-летнего возраста.

Ужесточился контроль за соблюдением надлежащих условий охраны труда. Включен дополнительный пункт о том, что в каждой организации сотрудникам должны предоставляться моющие средства для рук с обеззараживающим эффектом. Более жесткие правила появились для опасного производства. Теперь контролирующим органам необходимо вести дополнительный журнал, в котором каждый сотрудник должен расписываться за защитные предметы. Теперь на некоторых предприятиях предписано устанавливать стерильные комнаты.

Другие нормативные документы

Техника безопасности должна содержать базовые стандарты и соответствовать другим нормативным актам. Правовых основ много, но стоит выделить основные:

Также к дополнительным нормативным актам стоит отнести ФЗ №123. В нем говорится о технике пожарной безопасности, которая должна соблюдаться на любом предприятии.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

В ст. 21 ТК РФ написано, что работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором. Он обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, которые являются локальным нормативным актом организации, регламентируют основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора. В частности, работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечивать безопасность труда.

Понятие о дисциплинарных взысканиях

Если сотрудник не соблюдает устав компании и нарушает правила, на основании статьи №192 ТК РФ сначала ему выносится замечание. Если нарушение повторяется второй раз, то уже человек получает выговор с занесением в личное дело. Параллельно он может быть оштрафован или лишен премиальных. Эти нюансы зависят от тяжести нарушения и других аспектов. Если человек нарушает правила в третий раз, то в лучшем случае его ждет увольнение. Дисциплинарная ответственность регламентируется статьей 189-196 ТК РФ.

Ответственность за любого рода нарушения ложится не только на работодателей, но и на сотрудников организации, которые работают официально по трудовому договору. Чаще всего ответственность носит административный характер, но если нарушение злостное, то при расследовании его могут оценивать по Уголовному Кодексу.

Основные законы и нормативные акты об охране труда

Законодательство, относящееся к вопросам охраны труда, является основой для применения норм на каждом отдельном предприятии или организации. Все внутренние документы, инструктажи, журналы, создаются и ведутся исключительно с учетом актов, действующих на данный момент, и содержат либо общую информацию, которая касается данной сферы, или указывают на особенности, применимые в конкретном регионе или определенной отрасли.

Какими актами регулируется

Законодательство РФ регулирует вопросы посредством следующих нормативных актов:

  1. Конституция РФ, определяющая основные права, которыми могут пользоваться лиц, в том числе и в плане безопасного труда и особых условий работы.
  2. ФЗ РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  3. Трудовой кодекс РФ.
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Прочие законы федерального масштаба и нормативные акты отдельных субъектов Российской Федерации, которые относятся к охране труда (далее – ОТ).

Основные направления, которые отражаются в законодательстве:

  1. Установление основного приоритета в плане сохранения жизни и здоровья работников и сотрудников предприятий и организаций.
  2. Реализация всех программ, осуществление государственного контроля и управления в данной сфере.
  3. Осуществление надзора за соблюдением существующих норм.
  4. Проведение при необходимости расследований и учета несчастных случаев, а также заболеваний, которые отнесены к профессиональным.
  5. Установление обязательства выплаты компенсаций тем лицам, которые заняты на тяжелой работе или трудоустроены на предприятии или организации с вредными или опасными условиями труда.
  6. Осуществление координации с другими нормативными и законодательными актами, принятие зарубежного опыта в данной сфере и перенесение его в плане изменений в законодательстве и внедрении новых мер защиты.
  7. Принятие государством участия в финансировании всех проводимых мероприятий, осуществление подготовки квалифицированных кадров.
  8. Организация ведения учета и статистической отчетности как в общем по существующим условиям труда, так и по данным о производственном травматизме, заболеваниях, связанных с родом профессии, и материальных последствиях таких событий.
  9. Посредством государственной поддержки и создания специальных нормативных актов обеспечение нормального функционирования единой системы охраны труда.
  10. Осуществление мер по увеличению мероприятий и действий, направленных на международное сотрудничество государственных органов и коммерческих организаций с другими организациями и компаниями, чей опыт будет полезен в рамках усовершенствования законодательства.
  11. Осуществление мер, направленных на проведение эффективной политики, в том числе и в рамках налогообложения для создания более безопасных условий труда, внедрения новых технологий и обеспечения средств защиты работников как индивидуального, так и коллективного назначения.
  12. Урегулирование общего порядка обеспечения сотрудников организации и предприятий в плане защиты работников и предоставления им возможности восстановления за счет средств на санаторно-курортное лечение.

Кроме того, особое значение имеет своевременное получение информации обо всех нововведениях, которые имеют место в плане законодательства и мер, направленных на усиление мер по защите сотрудников.

Федеральный закон

Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» был принят еще в июне 1999 года. В 2006 году он утратил свою силу и его положения были внесены в ТК РФ, который и впоследствии стал основным правовым актом. По своей структуре ФЗ №181 делится на следующие главы:

  1. Общие положения, определяющие основы регулирования. Рассматриваются основные понятия, касающиеся как самих норм, так и факторов производства, которые могут оказывать влияние в плане вреда. Отражаются безопасные условия, существующие и рекомендованные к применению средства индивидуальной и коллективной защиты, государственные требования, касающиеся данной сферы. Указываются полномочия, которыми обладают государственные органы в сфере регулирования и осуществления контроля по вопросу соблюдения всех мер и выполнения действий.
  2. Права работников и имеющиеся у них гарантии, которые направлены на обеспечение трудовой деятельности в надлежащих для них условий.
  3. Обеспечение общих мер.
  4. Осуществление государственного контроля и дальнейшего надзора за выполнением предписаний.
  5. Несение ответственности теми сотрудниками и должностными лицами, а также руководителями за нарушение законодательства.

Новое в законодательстве

За последний год был подготовлен ряд изменений, которые уже были приняты и на данный момент отражены в действующих законодательных актах. Основные изменения:

  1. Установлена продолжительность рабочего времени, перерыва для отдыха сотрудников и питания отдельно в летнее время в количестве двух часов для тех работников, чьи условия труда считаются вредными или опасными.
  2. Отдельно установлена очередность предоставления работникам ежегодных основных отпусков, которые являются оплачиваемыми. Такие отпуска полагаются тем сотрудникам, которые являются семейными и имеют трех и более детей, находящихся в возрасте до 12 лет.
  3. Определено предоставление гарантий и компенсаций тем сотрудникам, которые выполняют трудовые обязанности в районах Крайнего Севера или в тех местностях, которые к ним приравнены.
  4. Указаны некоторые моменты, которые принадлежат к части урегулирования трудовых споров, в том числе и тех, какие касаются вопросов обеспечения надлежащих условий охраны труда.
  5. Актуализирована новая действующая редакция стандарта, определяющего безопасность труда, который утвержден Приказом Министерства социального развития. В частности, в ней уточнены нормы предоставления сотрудникам смывающих и обеззараживающих веществ, а также регламентирован контроль за комиссией по решению относительно вредности условий труда по тем или иным факторам, присутствующим на рабочем месте и оказывающим влияние на работников.
  6. Несколько изменен перечень вредных и (или опасных) производственных факторов, при выполнении которых должны проводиться обязательные предварительные или периодические медицинские осмотры.
  7. Изменен действующий порядок относительно обучения и осуществления проверки имеющихся знаний работниками организаций, в том числе и занимающих руководящие должности, и тех, какие несут ответственность по своему отдельному подразделению.
  8. Определены несколько измененные формы по предоставлению отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями.
  9. Несколько усовершенствован механизм предупреждения травматизма на производстве.
  10. Исключены некоторые моменты, которые ранее допускали пересечение в дублировании полномочий по органам власти в сфере регулирования и надзора.

Другие нормативные документы

На данный момент дополнительными нормативными документами, которые в той или иной степени касаются охраны труда, определяются прочие моменты, регулирующие отдельные вопросы. Так, законами раскрываются следующие моменты:

  1. Необходимость обязательного социального страхования от несчастных случаев.
  2. Тарифы, которые могут применяться в обязательном социальном страховании при несчастных случаях.
  3. Промышленная безопасность, касающаяся производственных объектов.
  4. Необходимость получения лицензии на отдельные виды деятельности организаций.
  5. Пожарная безопасность.
  6. Техническое регулирование.
  7. Основы составления коллективных договоров и соглашений.

Общие вопросы по охране труда рассмотрены в данной лекции.

Источники:
http://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/zakon-ob-ohrane-truda.html
http://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/ob-ohrane/zakonodatelstvo.html
http://gosuchetnik.ru/shablony-i-formy/kakie-zhurnaly-po-okhrane-truda-dolzhny-byt-v-byudzhetnoy-organizatsii

Ссылка на основную публикацию