Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

Планирование и финансирование мероприятий по ОТ

Контроль за состоянием охраны труда на предприятии и в организации

Предусматривает следующие виды контроля:

2) административно – общественный (производственный)

4) контроль проводимый службой ОТ

Ведомственный – осуществляют отделы ОТ и вышестоящие хозорганы.

Административно – общественный (производственный) контроль выполняется в 3 ступени.

На 1-й ступени контроль осуществляет непосредственный руководитель работ с уполномоченным по ОТ, ежедневно перед началом работ и при необходимости в течение рабочего дня.

На 2-й ступени контроль осуществляет руководитель структурного подразделения с уполномоченным по ОТ и ответственным за оборудование, 1 раз в неделю.

На 3-й ступени контроль осуществляет руководитель организации совместно с руководителем службы ОТ, председателем профкома или другими органами трудового коллектива и специалистами, по необходимости. Проводится 1 раз в месяц.

Все нарушения, сроки устранения и ответственность за устранение заносятся в журнал 3-х ступенчатого контроля.

Общественный контроль осуществляет профсоюзная организация или другой представительный орган трудового коллектива через уполномоченных к комиссии по ОТ.

Планирование мероприятий выполняется на основе анализа существующих условий труда.

Планирование мероприятий может быть:

1) Перспективное, на несколько лет.

2) Текущее, на 1 год.

3) Оперативное, на месяц/квартал.

Перспективное – осуществляется в форме комплексного плана мероприятий по улучшению условий труда.

Текущее – выполняется на основе перспективного с учетом состояния условий труда на данный момент.

План мероприятий составляет служба ОТ на основе планов руководителей структурных подразделений, предложений работников трудового коллектива, рекомендаций органов госнадзора, вышестоящих органов.

Отдел ОТ составляет общий план и согласовывает его с другими службами и руководителем организации, затем оформляют разделы в коллективном договоре и соглашение по ОТ.

Оперативное планирование выполняют руководители структурных подразделений по мере необходимости: в соответствии с приказом руководящей организации, вышестоящих органов, в соответствии с предписаниями инспектора госнадзора, и в соответствии с материалами расследования несчастного случая.

Выполнение планов обеспечивают руководители организации, руководители структурных подразделений, служба ОТ, технические службы и другие службы.

Контроль осуществляет профсоюзная организация или другой представительный орган трудового коллектива, вышестоящего хозоргана, и организации госнадзора по ОТ.

Для выполнения мероприятий необходимы материальные и финансовые ресурсы, поэтому они должны быть определены и учтены в планах материально-технического снабжения, финансирования и сметах расходов.

В соответствии со ст. 226 ТК РФ источниками финансирования могут быть:

1) Федеральный бюджет

2) Бюджет субъектов РФ и органов местного самоуправления

3) Бюджет организации. Финансирование мероприятий по улучшению условий труда работодателями должно осуществляться в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции, выполнения каких либо видов работ или услуг

4) Фонды ОТ – за счет спонсорской помощи и штрафов

5) Внебюджетные средства

6) Добровольные взносы организаций и физических лиц

Средства выделенные на выполнение мероприятий по ОТ не должны использоваться для других целей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9466 – | 7449 – или читать все.

188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации.

Основ­ными правовыми фор­мами планирования мероприятий по охране труда являются коллек­тивный договор и согла­шение по охране труда. Условия коллективного договора или со­глашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.

Планирование охраны труда – это определение целей и задач по решению проблем ох­раны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и опе­ративное планирование.

Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социаль­ного и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно преду­сматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских са­дов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, ис­пользование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.

Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на само­стоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом слу­чае коллек­тивный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.

На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месяч­ные) планы по отдельным подразделениям предприятия.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, на­при­мер, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разра­ботанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.

Рекомендуется разрабатывать программы на три года с предварительным обсуждением их на собрании трудового коллектива, на совместном комитете (комиссии) или на другом предста­вительном органе, уполномоченном коллективом. Для разработки и реализации программы приказом по организации назначается ее директор (руководитель). Им может быть работода­тель или один из его заместителей (технический директор, главный инже­нер и т.д.). Опреде­ляются сроки подготовки программы и ответственные за ее реализа­цию. Планируемые меро­приятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и ис­точниками финансирования.

Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение про­фес­сиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работни­кам.

1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению ус­ло­вий труда работников.

2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими за­тра­тами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.

3. Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-ги­гиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер. Информаци­онной базой для разработки программы служат, во-первых, законодательные и норматив­ные право­вые акты по охране труда. Во-вторых при разработке программы следует исхо­дить из кон­кретной информации о положении дел в организации, которую содержат акты формы Н-1, статистическая форма № 7 – травматизм – с приложением, данные аттестации рабочих мест, результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов над­зора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществ­ляющих управление соот­ветствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения соб­ственно организации, мате­риалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложе­ния общественных организа­ций и работников. Используя имеющуюся информацию, сле­дует провести анализ состояния условий труда, приводящих к травматизму и заболева­ниям и оценить уровень работы по ох­ране труда. Особое внимание должно уделяться ана­лизу травматизма. Объем статистических данных при допустимой относительной погреш­ности 0,2 и степени достоверности 0,95 дол­жен составлять не менее 73 несчастных слу­чаев. Этот объем может набираться за год или не­сколько предшествующих лет. Практика показывает, что в актах формы Н-1 могут быть ука­заны причины, не соответствующие истинным обстоятельствам. Необходимо проанализиро­вать каждый акт с целью выявле­ния настоящих причин несчастных случаев.

При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что на­правлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.

В программе, могут содержаться следующие мероприятия:

– мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых усло­вий и лечебно-профилактическая работа;

– мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР).

В число организационных мероприятий включают:

– определение прав и обязанностей в области охраны труда всех работ­ни­ков в должностных инструкциях;

– создание системы управления охраной труда;

– утверждение положения о службе охраны труда;

– организацию обучения и инструктажей;

– организацию кабинета и уголков по охране труда;

– обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и ап­течками;

– организация контроля параметров вредных и опасных факторов и т.д.

Среди технических мероприятий могут быть предусмотрены:

– внедрение систем сигнализации и защиты от воздействия вредных и опасных факторов;

– внедрение систем автоматического, полуавтоматического и дистанци­он­ного управления технологическими процессами, систем автоматического управления техно­логическими режимами;

– частичное изменение технологии работ ;

– мероприятия по снижению уровней опасных и вредных факторов;

– перепланировка размещения производственного оборудования;

– устройство новых дверных проемов, перегородок, тамбуров и т.п.;

– механизация складирования, транспортирования сырья, продукции и т.п.

В число мероприятий по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и ле­чебно-профилактической работе включают:

– ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помеще­ний, гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, ком­нат от­дыха, уголков отдыха, помещений для обогрева работников, стационарных или пе­редвижных столовых, комнат приема пищи, комнат по чистке и ремонту СИЗ, сушилок, тепловых пере­ходов, тамбуров, бань и т.п.;

– организация медицинских осмотров;

– внедрение оптимальных режимов труда и отдыха;

– строительство новых или реконструкция существующих помещений фельдшерских или врачебных здравпунктов, комнат психологической разгрузки, ингаля­то­риев, фотариев, диетических залов и т.п.;

– организацию горячего питания для работающих в ночные смены;

– установку различного медицинского процедурного оборудования, обору­дования спортивных залов и площадок;

– внедрение производственной гимнастики;

– организацию питьевого снабжения;

– оборудование домов и баз отдыха, поликлиник при организации и т.д.

В программе могут быть предусмотрены следующие социально-экономические мероприя­тия:

– организация бесплатных обедов;

– стимулирование работы без травм и нарушений техники безопасно­сти;

– обязательное страхование работников от временной нетрудоспособ­ности вследствие заболевания,а также от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний и т.д.

Для получения независимой объективной оценки состояния условий и охраны труда, раз­ра­ботки рекомендаций и решений следует привлекать научно-исследовательские органи­зации, лаборатории и т.п.

Тематика исследований может включать в себя:

– изучение условий труда;

– проведение аттестации рабочих мест;

– экспертизу условий труда;

– разработку различных рекомендаций, инструкций по охране труда и дру­гих документов;

– решение конкретных задач;

– обоснование параметров безопасности;

– анализ альтернативных вариантов и т.п.

Эти мероприятия проводятся на договорной основе.

Результатами, которых можно ожидать от реализации программы, являются:

– число лиц, которым будут улучшены условия труда;

– сокращение числа несчастных случаев;

– оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприя­тий;

– величина предотвращенного экономического ущерба от несчастных слу­чаев и заболеваемости.

Вся информация о ходе внедрения запланированных мероприятий должна поступать к ди­рек­тору программы, который осуществляет повседневный контроль ее выполнения.

Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации.

Основ­ными правовыми фор­мами планирования мероприятий по охране труда являются коллек­тивный договор и согла­шение по охране труда. Условия коллективного договора или со­глашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.

Планирование охраны труда – это определение целей и задач по решению проблем ох­раны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и опе­ративное планирование.

Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социаль­ного и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно преду­сматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских са­дов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, ис­пользование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.

Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на само­стоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом слу­чае коллек­тивный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.

На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месяч­ные) планы по отдельным подразделениям предприятия.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, на­при­мер, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разра­ботанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.

Рекомендуется разрабатывать программы на три года с предварительным обсуждением их на собрании трудового коллектива, на совместном комитете (комиссии) или на другом предста­вительном органе, уполномоченном коллективом. Для разработки и реализации программы приказом по организации назначается ее директор (руководитель). Им может быть работода­тель или один из его заместителей (технический директор, главный инже­нер и т.д.). Опреде­ляются сроки подготовки программы и ответственные за ее реализа­цию. Планируемые меро­приятия должны быть конкретными и увязаны с объемами и ис­точниками финансирования.

Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение про­фес­сиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работни­кам.

1. Выявление причин и факторов, которые приводят или могут привести к ухудшению ус­ло­вий труда работников.

2. Выбор приоритетных направлений, позволяющих в короткие сроки, с наименьшими за­тра­тами обеспечить максимально возможное улучшение условий безопасности.

3. Разработка и реализация соответствующих организационных, технических, санитарно-ги­гиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мер. Информаци­онной базой для разработки программы служат, во-первых, законодательные и норматив­ные право­вые акты по охране труда. Во-вторых при разработке программы следует исхо­дить из кон­кретной информации о положении дел в организации, которую содержат акты формы Н-1, статистическая форма № 7 – травматизм – с приложением, данные аттестации рабочих мест, результаты экспертиз условий труда, проверок, предписания органов над­зора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, органов, осуществ­ляющих управление соот­ветствующей отраслью экономики, приказы и распоряжения соб­ственно организации, мате­риалы работы комитета (комиссии) по охране труда, предложе­ния общественных организа­ций и работников. Используя имеющуюся информацию, сле­дует провести анализ состояния условий труда, приводящих к травматизму и заболева­ниям и оценить уровень работы по ох­ране труда. Особое внимание должно уделяться ана­лизу травматизма. Объем статистических данных при допустимой относительной погреш­ности 0,2 и степени достоверности 0,95 дол­жен составлять не менее 73 несчастных слу­чаев. Этот объем может набираться за год или не­сколько предшествующих лет. Практика показывает, что в актах формы Н-1 могут быть ука­заны причины, не соответствующие истинным обстоятельствам. Необходимо проанализиро­вать каждый акт с целью выявле­ния настоящих причин несчастных случаев.

При выборе мероприятий, закладываемых в программу, приоритетными являются те, что на­правлены на устранение опасностей, грозящих смертельным исходом или увечьем.

В программе, могут содержаться следующие мероприятия:

– мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых усло­вий и лечебно-профилактическая работа;

– мероприятия, связанные с проведением научно-исследовательских работ (НИР).

В число организационных мероприятий включают:

– определение прав и обязанностей в области охраны труда всех работ­ни­ков в должностных инструкциях;

– создание системы управления охраной труда;

– утверждение положения о службе охраны труда;

– организацию обучения и инструктажей;

– организацию кабинета и уголков по охране труда;

– обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и ап­течками;

– организация контроля параметров вредных и опасных факторов и т.д.

Среди технических мероприятий могут быть предусмотрены:

– внедрение систем сигнализации и защиты от воздействия вредных и опасных факторов;

– внедрение систем автоматического, полуавтоматического и дистанци­он­ного управления технологическими процессами, систем автоматического управления техно­логическими режимами;

– частичное изменение технологии работ ;

– мероприятия по снижению уровней опасных и вредных факторов;

– перепланировка размещения производственного оборудования;

– устройство новых дверных проемов, перегородок, тамбуров и т.п.;

– механизация складирования, транспортирования сырья, продукции и т.п.

В число мероприятий по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых условий и ле­чебно-профилактической работе включают:

– ввод в эксплуатацию новых или расширение существующих помеще­ний, гардеробных, душевых, умывальных, помещений для личной гигиены женщин, ком­нат от­дыха, уголков отдыха, помещений для обогрева работников, стационарных или пе­редвижных столовых, комнат приема пищи, комнат по чистке и ремонту СИЗ, сушилок, тепловых пере­ходов, тамбуров, бань и т.п.;

– организация медицинских осмотров;

– внедрение оптимальных режимов труда и отдыха;

– строительство новых или реконструкция существующих помещений фельдшерских или врачебных здравпунктов, комнат психологической разгрузки, ингаля­то­риев, фотариев, диетических залов и т.п.;

– организацию горячего питания для работающих в ночные смены;

– установку различного медицинского процедурного оборудования, обору­дования спортивных залов и площадок;

– внедрение производственной гимнастики;

– организацию питьевого снабжения;

– оборудование домов и баз отдыха, поликлиник при организации и т.д.

В программе могут быть предусмотрены следующие социально-экономические мероприя­тия:

– организация бесплатных обедов;

– стимулирование работы без травм и нарушений техники безопасно­сти;

– обязательное страхование работников от временной нетрудоспособ­ности вследствие заболевания,а также от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний и т.д.

Для получения независимой объективной оценки состояния условий и охраны труда, раз­ра­ботки рекомендаций и решений следует привлекать научно-исследовательские органи­зации, лаборатории и т.п.

Тематика исследований может включать в себя:

– изучение условий труда;

– проведение аттестации рабочих мест;

– экспертизу условий труда;

– разработку различных рекомендаций, инструкций по охране труда и дру­гих документов;

– решение конкретных задач;

– обоснование параметров безопасности;

– анализ альтернативных вариантов и т.п.

Эти мероприятия проводятся на договорной основе.

Результатами, которых можно ожидать от реализации программы, являются:

– число лиц, которым будут улучшены условия труда;

– сокращение числа несчастных случаев;

– оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприя­тий;

– величина предотвращенного экономического ущерба от несчастных слу­чаев и заболеваемости.

Вся информация о ходе внедрения запланированных мероприятий должна поступать к ди­рек­тору программы, который осуществляет повседневный контроль ее выполнения.

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

Мероприятия по охране труда – основа деятельности организации.

Правовая база

Более детально вопросы предприятия, связанные с охранными мероприятиями, освещены в рамках действующего законодательства. Вот основные акты и положения, на которые стоит обратить внимание.

  1. Ст. 226 ТК РФ. Общие нормативы, связанные с финансированием затрат. Затрагиваются вопросы планирования. В ч. 3 есть отсылка к типовому перечню мероприятий, установленных Минздравсоцразвития России.
  2. Приказ Минздравсоцразвития России №181н. Включен перечень мероприятий, которые необходимо в обязательном порядке запланировать. Так, выделение денег на прочие меры, не указанные в рамках приказа, будут считаться нецелевым расходованием средств.

Обращают внимание на перечень нормативных актов, которые не предполагают прямое регулирование, однако включают отдельные нормы.

Посредством всех источников происходит регламентирование деятельности службы, связанной с охраной труда, которая предполагает непосредственное планирование тематических мер в фирме.

Все документы следует принимать во внимание, т. к. в каждом из них содержатся актуальные позиции и положения.

Порядок разработки

Разрабатывается перечень мер в специальном отделе организации, который ответственен за охрану труда. Порядок разработки:

  1. Устанавливается перечень актуальных мероприятий, который подлежит утверждению со стороны ответственного лица.
  2. Организация разрабатывает варианты реализации принятых мер. Они вступают в силу, что подтверждается в документальном порядке.

Особенности финансирования

Ст. 226 ТК РФ свидетельствует о том, что организация обязуется выделять на мероприятия по охране труда не меньше 0,2% от величины общих затрат на производственные нужды в годовой период. Это обязательство распространяется на всех частных работодателей.

Речь идет о добровольной инициативе работодателя по выделению дополнительных средств на улучшение трудовых условий. Частичное финансирование проводится с применением ресурсов социального страхования. В компетенции организации ФСС – направление порядка 20% средств от оплаченных взносов на финансирование мероприятий, связанных с предупреждением профессионального травматизма.

Работодатели, обеспечивающие постоянное улучшение трудовых условий, могут рассчитывать на предоставление льгот налогового характера. Работники никак не должны задействоваться в процессе финансирования. В ст. 226, ч. 5 сказано, что работодателю запрещено привлекать средства работников.

Разновидности мероприятий

Существует перечень мер, которые администрация организации обязуется реализовать. Конкретный план может содержать в себе лишь какую-то часть из предложенных пунктов, а его составление происходит с обязательным учетом специфики функционирования фирмы.

Все процедуры выступают в качестве перечня из 32 пунктов. В соответствии со ст. 209 ТК РФ для удобства классификации их соотносят с группами.

  1. Правовые. Предполагают меры, связанные с организацией обучающих курсов, инструктажей, занятий, семинаров. Издание специальных инструкций по ОТ на предприятии.
  2. Организационные. Внедрение дистанционных вариаций управленческого решения в рамках производственной практики. Внимание уделяется и модернизации средств сигнализации, сбоям в рабочей деятельности, проблемам с оборудованием.
  3. Санитарно-гигиенические. Модернизация, механизация мер по уборке помещений, вентиляции и кондиционировании. Обновление оборудования до современных требований, предъявляемых к шуму, уровню излучения, вибрации, света и прочим параметрам. Необходимо обеспечить сотрудникам должный питьевой режим.
  4. Социально-экономические. Направлены на улучшение мест, в которых персонал отдыхает, а также на развитие физкультуры и спорта.
  5. Лечебно-профилактические. Медицинские осмотры, оборудование для медицинских кабинетов, обеспечение сотрудников, работающих в особо опасных условиях, аптечками, средствами индивидуальной защиты.

Все это – обязательные меры, нацеленные на улучшение состояния охраны труда.

Образец плана

Строгих регламентов касательно планирования не существует. Планирование и финансирование проводятся фирмой в самостоятельном порядке. Однако ключевую роль играет соблюдение общих норм трудового законодательства по ОТ.

Составляет и реализует все идеи специальная служба или лицо, ответственное за процесс ОТ. Утверждением готовой документации занимается непосредственно руководитель фирмы, издающий одноименный приказ.

Планы имеют свою классификацию:

  1. Годовые. Наиболее стратегические, предполагают описание тактики развития мер по ОТ в течение ближайшего года. Сводная схема, к которой относится комплекс мероприятий, подготавливаемых всеми подразделениями организации.
  2. Квартальные. Составляются на 3 месяца и направлены на решение вопросов, которые необходимо решить именно в ближайшие месяцы.
  3. Текущие. Решение вопросов на повестке дня. Грубо говоря, это планерки на ближайшие дни, максимум – неделю.

Два последних плана подлежат разработке на основании итогов проведения различных проверок, происшествий, ситуаций. Таким образом, меры по охране труда – комплекс работ, нацеленных на улучшение состояния данного аспекта, а также на обеспечение безопасности и защищенности всех сотрудников фирмы.

Именно они способствуют отлаженному рабочему процессу и содействуют продуктивной работе и дальнейшему повышению производительности фирмы.

Обязательные требования по охране труда представлены на видео.

Источники:
http://studfile.net/preview/5226337/page:5/
http://studfile.net/preview/5226337/page:5/
http://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/ob-ohrane/planirovanie-i-finansirovanie-meropriyatij.html
http://vsr63.ru/blog/planirovanie-meropriyatij-po-oxrane-truda-nachinaem-rabotu-pravilno/admin

Ссылка на основную публикацию