Контроль за соблюдением норм охраны труда на предприятии

Контроль за состоянием охраны труда в организациях

Читайте также:

  1. I – реализация; C – стратегический контроль достижения намеченных целей.
  2. I. Основные задачи, принципы и уровни политики занятости и регулирования рынка труда
  3. II. Главные направления политики в области оплаты труда
  4. III. Социальная политика в области охраны труда
  5. Акустический контроль
  6. Анализ производительности труда
  7. Аналитически-исследовательский метод установления норм труда
  8. Архитектурно-строительные меры охраны окружающей среды и природных ресурсов
  9. АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
  10. Аттестация рабочих мест по условиям труда.
  11. Аудиторский контроль
  12. Аудиторский контроль, принципы организации, результаты.

В соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране тру­да в организации, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 26.12.2003 г. № 159, руководители и специалисты организации обяза­ны отдельно либо совместно с профсоюзами осуществлять ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный контроль.

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда проводится руководителем структурного подразделения (мастером, начальником смены, механиком и т.д.) с учас­тием общественного инспектора профсоюза. При этом проверяются:

♦ состояние рабочих мест, проходов, переходов, проездов;

♦ безопасность технологического оборудования, осна­стки и инструмента, грузоподъемных и транспортных средств;

♦ исправность вентиляционных систем и установок;

♦ наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;

♦ соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ;

♦ наличие и правильное использование средств инди­видуальной защиты;

♦ выполнение мероприятий по устранению наруше­ний, выявленных предыдущими проверками и т.п.

Ежемесячный контроль проводится начальником цеха с участием общественного инспектора профсоюза, руково­дителей служб цеха и представителя службы охраны труда.

При этом проверяются:

♦ организация и результаты ежедневного контроля;

♦ выполнение планов мероприятий по охране труда разных уровней;

♦ выполнение приказов и распоряжений руководителя организации, представлений общественных инспекторов профсоюза по охране труда, мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

♦ исправность и соответствие производственного обо­рудования, транспортных средств и технологических про­цессов требованиям охраны труда;

♦ соблюдение работниками правил, норм и инструк­ций по охране труда;

♦ соблюдение графиков планово-предупредительного ремонта (ПНР) оборудования;

состояние рабочих мест, проходов, проездов, перехо­дов и прилегающей к цеху территории;

♦ своевременность и качество проведения инструкта­жей работников по охране труда;

♦ соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины и т.п.

Результаты проведения ежедневных и ежемесячных проверок заносятся в соответствующие журналы, в кото­рых указываются мероприятия, назначаются их исполни­тели и сроки выполнения.

Ежеквартальный контроль проводится руководите­лем организации (его заместителями) с участием руково­дителей служб и общественного инспектора по охране тру­да. Проверяются организация и выполнение мероприятий ежемесячного и ежеквартального контроля, своевремен­ность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и другие вопросы гигиены, безопасности труда, по­жарной профилактики.

Результаты ежеквартальных проверок оформляются актом, в котором указываются обнаруженные недостатки и меры по их устранению.

Проведение ежемесячного и ежеквартального контро­ля рекомендуется осуществлять в установленные прика­зом руководителя Дни охраны труда.

Организация службы охраны труда на предприятии.

В системе управления Охраной труда на предприятии важное место принадлежит службе охраны труда, кото­рая может быть представлена структурным подразделени­ем (отдел, бюро) или специально выделенным работником (инженер по охране труда). На небольших предприятиях эти функции могут быть возложены приказом по предпри­ятию на других работников наряду с выполнением ими иных служебных обязанностей.

Должность специалиста по охране труда вводится:

♦ в производственной сфере при численности работаю­щих 100-250 человек;

♦ в других отраслях при численности работающих 200-250 человек.

При численности работающих на предприятии свыше 250 человек расчет численности специалистов по охране труда ведется по нормативам, утвержденным Постановле­нием Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999г. № 94 в зависимости от среднесписочной чис­ленности работников, характера и условий их труда, а также степени опасности производства.

В своей работе служба охраны труда либо работник, на которого возложены эти обязанности, руководствуются следующими документами:

Типовым положением о службе охраны труда на предприятии(утверждено Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.05. 2002 г. № 82);

квалификационными характеристикамидолжнос­тей начальника отдела охраны труда и инженера по охра­не труда.

Указанные документы определяют правовую основу для деятельности службы охраны труда, основные ее зада­чи, права и ответственность. Важным положением этих документов является то, что отдел (бюро) охраны труда является самостоятельным структурным подразделением предприятия, непосредственно подчиненным руководите­лю или главному инженеру.

Основными задачами службы охраны труда предприя­тия являются:

♦ организация и координация работы по охране труда на предприятии;

♦ совершенствование системы управления охраной труда, а также профилактической работы по предупреж­дению производственного травматизма, профессиональ­ных заболеваний и улучшению условий труда;

♦ внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;

♦ информирование и консультирование работодателя и работников организации по вопросам охраны труда;

♦ осуществление контроля, в том числе ежемесячного и ежеквартального, за обеспечением требований безопас­ности и гигиены труда, законодательства о труде и охране труда, соблюдения локальных нормативных актов по воп­росам охраны труда.

Для выполнения этих задач обычно на службу охраны труда предприятия возлагаются следующие функции:

♦ выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

♦ проведение анализа состояния условий и охраны тру­да, причин нарушения законодательства о труде и охране труда, производственного травматизма и профессиональ­ной заболеваемости;

♦ оказание помощи подразделениям предприятия в ор­ганизации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и серти­фикации рабочих мест и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда;

♦ информирование работающих от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочих местах, о причинах возникновения профессиональных заболеваний и меро­приятиях по их предупреждению, о принятых мерах по за­щите от опасных и вредных производственных факторов;

♦ участие в подготовке документов на выплату компен­сации за вред, причиненный здоровью работающих в ре­зультате несчастного случая на производстве или профес­сионального заболевания;

♦ проведение проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зда­ний, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивиду­альной защиты;

♦ разработка совместно с руководителями подразделе­ний и другими службами предприятия мероприятий по пре­дупреждению несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помо­щи по выполнению запланированных мероприятий;

♦ участие в составлении раздела «Охрана труда» кол­лективного договора, соглашения по охране труда пред­приятия;

♦ участие в работе комиссии по приемке в эксплуата­цию законченных строительством или реконструирован­ных объектов производственного назначения, по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого обору­дования;

♦ составление (при участии руководителей подразделе­ний и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разра­ботаны инструкции по охране труда;

♦ оказание методической помощи руководителям под­разделений предприятия по разработке и пересмотру инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия по безопасности труда;

♦ разработка программы и проведение вводного инструк­тажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на рабо­ту, командированными, учащимися и студентами, при­бывшими на производственную практику или обучение;

♦ участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия;

♦ составление отчетности по охране труда по установ­ленным формам и в соответствующие сроки и др.

Служба охраны труда предприятия осуществляет конт­роль:

♦ за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

♦ правильным применением средств индивидуальной защиты;

♦ соблюдением Правил расследования и учета несчаст­ных случаев на производстве и профзаболеваний;

♦ выполнением мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора или соглашения по охране труда, а также по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов государ­ственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;

♦ наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и ви­дов работ, на которые они должны быть разработаны, свое­временным их пересмотром;

♦ соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;

♦ своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических осви­детельствований оборудования, машин и механизмов;

♦ эффективностью работы аспирационных и вентиля­ционных систем; состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;

♦ своевременным и качественным проведением обуче­ния, проверки знаний и всех видов инструктажей по охра­не труда;

♦ организацией хранения, выдачи, стирки, химиче­ской чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания, обеззараживания и ремонта спецодежды* спецобуви и других средств индивидуальной защиты;

♦ правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение меро­приятий по охране труда;

♦ доведением до сведения работников вводимых в действие новых законодательных актов и иных норматив­ных документов по охране труда;

♦ организацией хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, матери­алов аттестации и сертификации рабочих мест и др.) в со­ответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами, и др.

Для выполнения функциональных обязанностей ра­ботникам службы охраны труда предоставляются следую­щие права:

♦ в любое время суток беспрепятственно осматривать про­изводственные, служебные и бытовые помещения предприя­тия, знакомиться с документами по вопросам охраны труда;

♦ проверять состояние условий и охраны труда в под­разделениях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания по установленной форме на устранение выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. От­менить предписание или выполнение отдельных его ме­роприятий, а также перенести сроки их выполнения име­ет право руководитель организации или его заместитель, которому подчинена служба. Резолюция о принятом ре­шении по названным вопросам должна быть подписана и датирована;

♦ запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здо­ровью работающих или могут привести к аварии, с уве­домлением об этом работодателя (руководителя подразде­ления или его заместителя);

♦ привлекать по согласованию с работодателем и руко­водителями подразделений предприятия соответствую­щих специалистов к проверкам состояния охраны труда;

♦ запрашивать и получать от руководителей подразде­лений предприятия материалы по вопросам охраны тру­да, требовать письменные объяснения от лиц, допустив­ших нарушения нормативных правовых актов по охране труда;

♦ требовать от руководителей подразделений отстране­ния от работы лиц, не прошедших в установленном поряд­ке инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструк­ции по охране труда;

♦ представлять работодателю, руководителям подраз­делений предприятия предложения о поощрении отдель­ных работников за активную работу по созданию здоро­вых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Кроме того, служба охраны труда решает и другие зада­чи, вытекающие из специфических особенностей пред­приятия и возникающих ситуаций в процессе производ­ства.

Между работниками службы охраны труда должны быть четко распределены и закреплены на предприятии участки работ. Организационно такое распределение обя­занностей закрепляется приказом (распоряжением) по службе охраны труда или предприятию.

В целях координации и более эффективной деятельнос­ти работников службы охраны труда составляется общий годовой план работы, несмотря на значительное количест­во работ, которые не могут быть заранее предусмотрены из-за невозможности их прогнозирования (участие в рас­следовании несчастных случаев, работе органов государ­ственного надзора, представление внеплановой информа­ции, участие в работе различных комиссий и пр.).

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 3582 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Контроль за соблюдением норм охраны труда на предприятии

Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда и технике безопасности на предприятиях независимо от форм собственности и подчиненности осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами.

Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется: работодателем и руководителями подразделений; через совместный административно-общественный контроль; через контроль вышестоящей организации; инспекторами государственного специального надзора (Ростехнадзор), инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы и работники подразделения по охране труда); через смотры по охране труда и технике безопасности.

Условия безопасной работы и меры, предупреждающие случаи промышленного травматизма, изложенные в инструкции, должны быть изучены и выполняться каждым рабочим.

Мероприятия по организации действий подчинённых при возникновении чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. На судоремонтном комплексе возможны такие ЧС как: пожар, утечка нефтепродуктов из судна, смерть сотрудника по неосторожности.

Запланированные мероприятия в случае ЧС:

– проведение инструктажа по ТБ и ОТ для предотвращения несчастных случаев;

– установка табличек с планом эвакуации и световых сигнализаций в случае пожара;

– размещение огнетушителей в местах доступных для каждого сотрудника;

– периодически проводится осмотр судна для предотвращения утечек.

Каждый год на судоремонтном комплексе Приморского завода проводятся определенная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, по дальнейшему совершенствованию системы защиты персонала от ЧС природного и техногенного характера.

Определение производственного задания персоналу подразделения

Производственное задание — организация и порядок следования во времени и пространстве персональных рабочих заданий или установленный комплекс всех рабочих операций отдельного работника в производственной системе. Производственное задание может быть индивидуальным или коллективным. На предприятии формы производственных заданий могут быть в виде устных, письменных или смешанных распоряжений.

В зависимости от цели они бывают:

директивные (приказ, указание, поручение)

демократические (совет, рекомендация, просьба).

На предприятии «Судоремонтный комплекс – Приморский завод » используются все формы производственных заданий, в зависимости от сложности задания и квалификации сотрудника выполняющего это поручение и выдаются непосредственно мастером подразделения или начальником цеха. Распределение производственных заданий между членами бригады и контроль за их выполнением бригадир осуществляет с учетом наличного состава, установленных норм трудовых затрат, добиваясь равномерной загрузки каждого и слаженной работы всего коллектива.

Так как люди различаются складом ума, характером, уровнем знаний и опыта, отношением к руководителю и работе – задание формулируется в виде просьбы и пожелания, основываясь на объективной необходимости его выполнения.

Государственный надзор и контроль за охраной труда на предприятиях

Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Государственная экспертиза условий труда, общественный контроль.

Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую централизованную систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях всех форм собственности.

Основными задачами Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда являются:

осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц, ущемляющих эти права;

разработка предложений по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;

обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственных инспекций труда;

содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

Рострудинспекция дает заключение по проектам СНиП и других нормативных документов по вопросам строительства на соответствие требованиям норм и правил по охране труда, участвует в разработке государственных стандартов по безопасности труда, осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить инспекции предприятий всех организационно-правовых форм;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц предприятий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов, сырья и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять руководителям или иным должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

приостанавливать работу отдельных производственных подразделений при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и нормам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы у главного государственного инспектора труда РФ или в судебном порядке.

Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в судебном порядке.

Госгортехнадзор на пищевых предприятиях общественного питания осуществляет надзор:

за эксплуатацией подъемных сооружений;

сосудов, работающих под давлением;

трубопроводов для пара и горячей воды;

На Госгортехнадзор РФ возложены следующие функции:

организация и осуществление государственного регулирования промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и работниками требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования;

разработка и осуществление совместно с предприятиями, объединениями и организациями мер по профилактике аварий и производственного травматизма;

установление требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования;

осуществление лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ;

участие в разработке и контроль за реализацией научно-технических программ по приоритетным направлениям промышленных производств, персонала и населения.

Госгортехнадзору предоставлено право:

проводить беспрепятственно проверки подконтрольных предприятий и объектов по вопросам, относящимся к его компетенции, а также привлекать по согласованию с центральными органами федеральной исполнительной власти, их специалистов для проведения указанных проверок, получать необходимые объяснения, справки и сведения по возникающим вопросам;

вносить в центральные органы федеральной исполнительной власти предложения и давать руководителям предприятий, объединений и подразделениям местных администраций, имеющих подконтрольные Госгортехнадзору РФ объекты, обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований (правил и норм) по безопасному ведению технологических процессов и эксплуатации оборудования;

утверждать нормативно-технические документы по вопросам, входящим в компетенцию Госгортехнадзора РФ, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами на территории РФ;

давать обязательные для исполнения предписания о приостановлении работ, которые ведутся с нарушениями правил и норм безопасности, а также указания о выводе людей с рабочих мест, когда создается угроза их жизни или при возникновении аварии, а в случае необходимости – непосредственно приостанавливать работы и выводить людей, опечатывать места работ и оборудование;

приостанавливать действие или аннулировать (изымать) выданные разрешения (лицензии) на право разрешенной деятельности в случае нарушения условий действия разрешений (лицензий), а также в случаях, когда возникает опасность аварий, угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

Органы Госгортехнадзора РФ имеют также право:

проверять у должностных лиц и работников документы, дающие право на техническое руководство работами и на их выполнение, а также соблюдение специальных требований, установленных для приема на работу, связанную с повышенной опасностью;

участвовать в установленном порядке в создании, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций по оказанию технических, экспертных и других видов услуг по вопросам обеспечения безопасности производств;

в пределах своей компетенции издавать постановления и давать указания, обязательные для исполнения центральными органами федеральной исполнительной власти, объединениями, предприятиями и гражданами.

Госатомнадзор не осуществляет контроль на предприятиях общественного питания, так как он организует и осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения; защиты окружающей среды и интересов безопасности Российской Федерации.

Госэнергонадзор осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и технической энергии, рациональным и эффективным использованием ее на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственные инспекторы органов Госэнергонадзора РФ имеют право:

давать обязательные для всех предприятий предписания о ликвидации нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией;

требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека;

осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и теплоиспользующие установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации;

давать обязательные, для руководителей предприятий указания об отстранении от работы на электрических и теплоиспользующих установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила;

принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий, тяжелых несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и теплоиспользующих установок;

давать предприятиям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода электрической и тепловой энергии;

проверять соответствие проектов новых и реконструируемых электрических и теплоиспользующих установок действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок, требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется государственными инспекциями субъектов Российской Федерации. Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда утверждается Правительством Российской Федерации.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда на предприятиях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать предприятия всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

Общественный контроль за охраной труда осуществляется профессиональными союзами и иными представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные представительных органов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятий;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию от руководителей или иных должностных лиц предприятий об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных представительных органов имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Источники:
http://studbooks.net/1878070/menedzhment/osuschestvlenie_kontrolya_soblyudeniya_pravil_ohrany_truda_tehniki_bezopasnosti
http://znaytovar.ru/s/gosudarstvennyj-nadzor-i-kontr.html
http://base.garant.ru/12129147/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Ссылка на основную публикацию