Нужно ли кому-то платить НДС при аренде ООО на УСН муниципального имущества?

НДС при аренде государственного имущества плательщиком УСН

Компании и предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты большинства налогов и платежей, в том числе НДС. Соответственно, такие субъекты не подают и декларацию по этому налогу. Однако есть исключения, то есть ситуации, когда перечислить НДС и подать отчетность в органы ФНС организациям на УСН все же придется. Например, в случае налогового агентства при аренде государственного имущества. Именно об этой ситуации, которая является достаточно распространенной, поговорим далее.

Когда при аренде госимущества возникает налоговое агентство по НДС

Статья 24 Налогового кодекса России определяет налогового агента как лицо, которое удерживает и перечисляет в бюджет налог из доходов другого лица. Именно такой порядок уплаты НДС установлен в случае аренды федерального и муниципального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации.

При этом важно понимать, что компания является налоговым агентом, если заключила договор аренды непосредственно с государственным или муниципальным органом.

Если арендодателем выступает бюджетное учреждение, ГУП либо МУП, то обязанностей налогового агента по НДС у арендатора не возникает — указанные организации сами являются плательщиками НДС. При аренде у казенных предприятий налогового агентства также не возникнет, поскольку на основании подпункта 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ НДС они не платят.

По поводу земельных участков мнения специалистов расходятся:

  • Одни считают, что раз сдача государством в аренду природных ресурсов, к которым относятся земельные участки, не облагается НДС (подпункт 17 пункта 2 ст.149 НК РФ), то и обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
  • Другие настаивают на том, что сдавать отчетность арендующая компания все-таки должна.
  • Официальная же точка зрения Налоговой службы по этому вопросу отсутствует.

Как рассчитать сумму налога

Для расчета НДС обратимся к пункту договора аренды, в котором прописана сумма, подлежащая уплате арендатором. Тут есть 2 варианта: НДС может быть выделен либо не выделен в составе платы за аренду.

В первом случае сумма НДС рассчитывается по ставке 18/118. Исчисленный налог перечисляется в бюджет, а арендодатель получает сумму, указанную в договоре, за минусом НДС. В случаях же, когда налог не входит в сумму арендной платы либо вообще не упоминается в договоре, налоговому агенту придется уплатить его из собственных средств. При этом НДС рассчитывается по ставке 18% от стоимости аренды, указанной в договоре. То есть фактически для арендатора стоимость аренды увеличивается на сумму исчисленного налога.

Документальное оформление

Когда налоговый агент исчисляет сумму НДС с аренды госимущества, он должен выставить счет-фактуру. Сделать это лучше в срок, установленный для плательщиков НДС, то есть в течение пяти календарных дней — таковы рекомендации ФНС.

Правила заполнения счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137. В нашем случае счет-фактура составляется в одном экземпляре, в качестве продавца указывается арендодатель, а подписывать документ должна компания, которая осуществляет обязанности налогового агента, то есть арендатор. Счет-фактуру необходимо зафиксировать в Книге продаж в том квартале, в котором возникла обязанность налогового агента. При этом в соответствии с Приложением к Приказу ФНС России от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@, операции следует присвоить код 06.

Уплата налога

Сумма налога, подлежащего уплате за истекший период, перечисляется в бюджет тремя равными частями не позднее 25 числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Важный момент: в платежном документе необходимо правильно указать статус плательщика. В данном случае компании и индивидуальные предприниматели должны выбрать код 02 — налоговый агент .

Если компания применяет УСН, объектом которой являются доходы минус расходы, то сумма уплаченного НДС отражается в качестве затрат в Книге доходов и расходов. Запись об операции следует сделать в том периоде, когда налог был перечислен в бюджет.

Отчетность налогового агента по НДС

Организации, которые не являются плательщиками НДС, а подают отчетность в качестве налогового агента, заполняют в декларации лишь разделы 2 и 9. В следующей таблице мы привели данные, которые необходимо указать в разделе 2:

Строка Раздела 2 Что указывается Примечание
020, 030 Данные арендодателя
040 Код бюджетной классификации Действующий код КБК
050 ОКТМО налогового агента Указывается ОКТМО не арендодателя, а арендатора!
060 Сумма НДС, подлежащая уплате
070 Код операции Для налоговых агентов — 06
080, 090, 100 Не заполняется, ставится прочерк

В разделе 9 декларации по НДС налоговый агент должен указать данные из Книги продаж. Обратите внимание, что строка 001 заполняется лишь в случае, если подается не первичная, а уточненная декларация.

НДС при упрощенке: платить или нет?

Автор статьи — Маркетолог Контур.Бухгалтерии

Контур.Бухгалтерия — облачная бухгалтерия для бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Фирмы и предприниматели на УСН в общем случае не платят НДС — это преимущество привлекает многих руководителей бизнеса. Но есть ситуации, когда уплаты НДС не избежать. Упрощенцы приобретают статус налогового агента по НДС, если:

  • купили у иностранца товары, работы, услуги (п. 5 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 161 НК РФ);
  • арендовали/купили государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • провели операции по договору простого товарищества, совместной деятельности или доверительного управления имуществом (п. 2 ст. 346.16 НК РФ и ст. 174.1 НК РФ);
  • стали посредником;
  • выдали покупателю счет-фактуру и указали НДС (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
Читайте также:
Нужно ли платить НДФЛ с денег, оставшихся на расчетном счете в процессе ликвидации ТСЖ?

НДС при импорте товаров

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.

Если вы купили что-либо у иностранной компании, при пресечении таможенной границы нужно исчислить и заплатить НДС. С услугами ситуация схожая — если их оказывает зарубежная фирма российской компании на территории нашей страны и при этом «иностранка» не имеет в России представительств, покупателю-упрощенцу следует заплатить в бюджет НДС (ст. 148 НК РФ). Но не стоит переживать, что покупатель понесет лишние траты, ведь налог платится по сути за счет иностранного продавца, то есть продавец получает оплату за свои товары за вычетом НДС.

С некоторых товаров, ввезенных в РФ, НДС не платится (ст. 150 НК РФ). Ставки для расчета НДС равны 10/110 или 20/120.

Покажем расчет на примере. ООО «Листва» 25 апреля 2021 года купило 20 компьютеров у литовского продавца. Общая стоимость в пересчете на рубли по курсу ЦБ РФ составила 177 000 рублей. В данную стоимость включены стоимость компьютеров и пошлина.

НДС = 177 000 × 20 /120 = 29 500 рублей.

Таким образом, перечислить в бюджет ООО «Листва» должно 29 500 рублей. В этот же день нужно заплатить продавцу 147 500 рублей (177 000 — 29 500).

От страны, из которой импортируется товар, обязанность по уплате налога не зависит. Но для стран ЕАЭС НДС уплачивается в налоговый орган РФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия импортного товара к учету. Для других стран — налог уплачивается таможенному органу до подачи таможенной декларации.

Если вы работаете с НДС и хотите сэкономить время на расчетах, уплате налогов и формированию отчетности, попробуйте поработать в облачном веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. В сервисе автоматизированы многие функции, которые бухгалтер часто делает вручную.

НДС при аренде и покупке муниципального имущества

Упрощенцы, которые для своей деятельности арендуют муниципальное имущество, также становятся налоговыми агентами. Существует два варианта расчета НДС в зависимости от обстоятельств договора:

1. В договоре аренды четко прописана сумма НДС. Значит, заявленную сумму налога нужно отправить в государственный бюджет, а арендодателю перечислить деньги за вычетом налога.

2. В договоре не сказано про сумму НДС ни слова.

2.1. По условию договора арендатор платит НДС самостоятельно. Тогда НДС считается исходя из ставки 20%. Арендодателю нужно заплатить полную сумму по договору, а на счет налоговой службы перечислить рассчитанный НДС.

2.2. Договор гласит, что НДС включен в арендную плату. НДС находят по формуле: сумма арендной платы × 20/120. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС, а сам налог платится в ФНС.

Налоговые агенты на УСН, арендуя имущество, должны выписать на сумму аренды счет-фактуру с НДС с последующей регистрацией документа в книге продаж. Арендодатель в счете-фактуре будет указан в графе «продавец».

Давайте разберем расчет налога на наглядном примере.

ООО «Путеводитель» находится на упрощенной системе (доходы за минусом расходов). Компания взяла в аренду складское помещение, принадлежащее государству. Ежемесячно фирма платит арендодателю 120 000 рублей. В договоре прописано, что НДС включен в стоимость. В день перечисления арендной платы ООО «Путеводитель» должно заплатить и налог в бюджет.

120 000 × 20/120 = 20 000 рублей — бухгалтер компании вычислил НДС.

120 000 — 20 000 = 100 000 рублей — такую сумму бухгалтер спишет с расчетного счета в адрес арендодателя.

В государственную казну нужно отправить налог в сумме 20 000 рублей.

Если упрощенец решил выкупить государственное/муниципальное имущество, он становится налоговым агентом и должен исчислить НДС. Налог удерживают из покупной стоимости и перечисляют в ФНС.

НДС могут не платить упрощенцы, если выполняются сразу три условия (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ):

  • упрощенец должен быть представителем малого или среднего бизнеса;
  • до выкупа имущество должно быть арендовано (льгота только для недвижимости);
  • выкупается государственная или муниципальная недвижимость. Здесь важным условием является то, что имущество не должно принадлежать ГУП или МУП на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

НДС при доверительном управлении имуществом

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.

Договоры доверительного управления, простого товарищества, совместной деятельности возможны лишь для упрощенцев, которые вправе уменьшать свои доходы на расходы, т. к. для этого выбран соответствующий объект налогообложения. Перечисленные договорные отношения подлежат обложению НДС (ст. 174.1 НК РФ).

Кто же выставляет счет-фактуру? Ее должен выписать ответственный участник — продавец. Особенностью в данном случае будет то, что в строке «продавец» нужно написать «Д.У.» (п. 3 ст. 1012 ГК РФ).

Упрощенец может взять налог к вычету, если выполнит два простых условия:

  • будет иметь на руках счет-фактуру;
  • будет вести раздельный учет операций по договору доверительного управления и прочей деятельности.

НДС не облагается только вознаграждение доверительного управляющего на УСН.

Посреднический НДС

Упрощенцы-посредники перевыставляют счета-фактуры. Однако НДС упрощенцы здесь не платят.

Когда упрощенец осуществляет сделки от своего имени, в счете-фактуре указывается его наименование. В таком случае составляется два экземпляра счета-фактуры. Нельзя не отметить важную особенность упрощенцев — при посреднических сделках они не фиксируют данные операции в книгах покупок и продаж. Соответственно, о таких сделках не отчитываются с помощью декларации, но в обязательном порядке сдают журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Рассмотрим на примере, как оформить документы при торговле товарами от имени посредника.

ООО «Клен» (заказчик) подписало договор комиссии от 09.04.2021 № 117 с ООО «Крот» (посредник на УСН). «Крот» реализует партию станков, которые принадлежат «Клену». Стоимость партии равна 550 000 рублей (в т. ч. НДС).

Читайте также:
Может ли ИП на патенте -в статусе Народные промыслы продавать через вой интернет магазин?

16.04.2021 ООО «Крот» подписало договор поставки с ООО «ПСН», а 20.04.2021 станки отгрузили.

ООО «Крот» сразу же передало в бухгалтерию ООО «ПСН» счет-фактуру, а ее копию направило в ООО «Клен». Работник «Крота» зарегистрировал счет-фактуру в первой части своего журнала учета счетов-фактур.

ООО «Клен» выставило в адрес ООО «Крот» счет-фактуру от 20.04.2021 на сумму проданных товаров.

Полученный от ООО «Клен» счет-фактуру бухгалтер ООО «Крот» занес во вторую часть журнала учета счетов-фактур.

Компания на УСН может оказывать услуги посредника от имени заказчика, тогда упрощенец самостоятельно не оформляет счета-фактуры. А продав товар, упрощенец отдаст покупателю счет-фактуру, которую выпишет заказчик.

Счет-фактура с НДС на УСН

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.

Часто упрощенцы для удержания клиентов по просьбе компаний на ОСНО выдают им счета-фактуры с выделенным НДС. Ничего противозаконного в этом нет, но только при условии, что упрощенец заплатит выделенный НДС в ФНС и подаст декларацию. Компании и ИП на УСН налог в расходах учесть не вправе.

Если счет-фактура с НДС имеет место в деятельности упрощенца, отчитаться и уплатить налог следует до 25-го числа месяца, идущего после отчетного квартала.

Не стоит заблуждаться и думать, что ФНС не узнает о факте выдачи счета-фактуры с НДС. Сейчас зеркальная проверка позволяет выявить нестыковки в два счета. И тогда НДС придется заплатить, а еще вас наверняка накажут штрафом.

Совет. Если вы часто работаете с компаниями на ОСНО, откройте свою компанию на ОСНО, и тогда сможете на законных основаниях выдавать счета-фактуры при реализации. А фирме на УСН лучше работать со спецрежимниками, для которых НДС не играет никакой роли.

Как видим, не так много ситуаций, когда упрощенец сталкивается с НДС. Нужно быть очень внимательным при ведении учета, тогда не будет претензий со стороны налоговых органов.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам легко рассчитать все налоги.

НДС при УСН: в каких случаях платить и как учитывать налог в 2020 – 2021 годах

  • Платят ли НДС при упрощенной системе налогообложения
  • УСН и НДС: покупка у иностранного лица на территории РФ
  • НДС при работе на УСН: есть ли налог при аренде госимущества
  • НДС на упрощенке при покупке госимущества
  • Выставление счета-фактуры с НДС вместо документа без НДС
  • НДС при УСН в 2020-2021 годах
  • Итоги

Платят ли НДС при упрощенной системе налогообложения

Ответ на этот вопрос дает ст. 346.11 НК РФ, по нормам которой фирмы, работающие на УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, касающихся:

  • ввоза товаров в РФ;
  • налога, обозначенного в ст. 174.1 НК РФ (операции по договорам простого товарищества и доверительного управления).

Кроме того, НДС при УСН нужно заплатить «упрощенцам» — налоговым агентам. То же самое придется им сделать и при выставлении ими своим партнерам счетов-фактур, в которых выделен НДС. Ситуации, при которых «упрощенцы» считаются налоговыми агентами, приведены в ст. 161 НК РФ: операции продажи-покупки и аренды госимущества, приобретение товаров, работ, услуг на территории России у иностранных контрагентов, не зарегистрированных в российских налоговых органах.

О том, как учесть “входной” и “ввозной” НДС при УСН, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно.

УСН и НДС: покупка у иностранного лица на территории РФ

Фирма-«упрощенец» заключила договор с зарубежным производителем на покупку материалов, при этом реализация материалов осуществляется на территории РФ. Что будет в этом случае с НДС? Это зависит от того, есть ли у «иностранца» постоянное представительство в РФ. НДС при УСН российской фирме следует платить только в том случае, если такого представительства нет. В этом случае российский покупатель является налоговым агентом, который, в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, обязан удержать с контрагента-иностранца НДС и уплатить его в бюджет.

Российская компания на УСН заключила контракт с зарубежным продавцом, не имеющим постоянного представительства в России, на 12000 долларов США с учетом НДС. Выполнение контракта производится на территории РФ. В этом случае российской компании необходимо удержать с «иностранца» НДС при УСН в сумме 2000 долларов и перечислить его в бюджет, а оставшиеся 10 000 долларов уплатить за покупки.

Подытожим: «упрощенец» обязан уплатить НДС, если местом сделки является РФ и зарубежные продавцы не имеют самостоятельной возможности уплатить НДС в связи с тем, что не имеют постоянного представительства в РФ.

НДС при работе на УСН: есть ли налог при аренде госимущества

В случае аренды госимущества, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, арендатору придется заплатить НДС при УСН. При этом налоговая база будет соответствовать сумме арендной платы с НДС. Причем необходимость уплаты налога не зависит от того, обозначена плата в договоре с арендодателем с НДС или без него: если цена указана без НДС, «упрощенцу» необходимо будет начислить налог сверх нее и уплатить его в бюджет.

Читайте также:
Что лучше ЕНВД или УСН для деятельности по коду 25.62 и можно ли применять ЕНВД по указанному ОКВЭД?

НДС на упрощенке при покупке госимущества

При реализации госимущества налоговая база, согласно п. 3 ст. 161 НК РФ, соответствует сумме дохода от продажи с учетом НДС. При этом уплачивать налог должен не продавец госимущества, а его покупатель, который признается налоговым агентом. Именно он (в данном случае — покупатель-«упрощенец») обязан рассчитать НДС при УСН, удержать его из доходов, подлежащих к оплате, и перечислить в бюджет.

Однако подп. 12 п. 2 ст. 146 НК предоставляет возможность покупателю-«упрощенцу» не удерживать НДС с доходов продавца госимущества, если соблюдаются условия выкупа государственного и муниципального имущества, установленные ст. 3 закона РФ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ:

  1. Арендуемая упрощенцем недвижимость на 01.07.2015 уже находилась у него в аренде не менее 2 лет.
  2. Задолженность по арендной плате и иным связанным с ней платежам (штрафы, пени) у него отсутствует.
  3. Недвижимость не входит в утвержденный перечень имущества, предназначенного для сдачи в аренду и свободного от прав третьих лиц.
  4. На день заключения договора выкупа упрощенец числится в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выставление счета-фактуры с НДС вместо документа без НДС

Бывают случаи, когда «упрощенец» по просьбе покупателя выписывает счет-фактуру, в которой он указывает НДС, хотя освобожден от него. Этим он оказывает самому себе же медвежью услугу: в результате придется не только заплатить НДС, выделенный в счете-фактуре, но и сдать декларацию по НДС при УСН.

Если упрощенец все же решил выставлять счета-фактуры с НДС, то следует помнить, что с 1 июля 2021 года счета-фактуры оформляются по новой форме. Это связано с тем, что эксперимент по прослеживаемости товаров перестал быть экспериментом и стал обязательным для тех, кто импортирует и продает определенные виды товаров. При этом новые бланки счетов-фактур обязаны применять все налогоплательщики НДС, а также спецрежимники. Подробнее о новой форме читайте здесь.

Скачать обновленный бланк счета-фактуры можно, кликнув по картинке ниже:

Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по оформлению каждой строки обновленного счета-фактуры. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

НДС при УСН в 2020-2021 годах

В 2020-2021 годах новшеств в части НДС при применении УСН нет. При этом нужно помнить о следующем.

1. «Упрощенцы» могут заключить письменное соглашение со своими контрагентами о невыставлении им счетов-фактур.

2. «Упрощенцы» обязаны отражать в декларации по НДС сведения, имеющиеся в выставленных счетах-фактурах.

3. Посредники, не являющиеся налоговыми агентами, работающие на УСН, при поступлении или выписке счетов-фактур обязаны до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, направить в ФНС журнал учета счетов-фактур.

Итоги

Организация или ИП на УСН не являются налогоплательщиками НДС, за исключением осуществления операций по импорту товаров и доверительного управления. Однако упрощенцы могут выступать в роли налоговый агентов, выполняя обязанности по удержанию НДС у налогоплательщиков при осуществлении операций, указанных в ст. 161 НК РФ, уплате его в бюджет. Также обязанность по уплате НДС возникает у «упрощенцев» при выставлении счетов-фактур с выделенной суммой налога.

Нужно ли кому-то платить НДС при аренде ООО на УСН муниципального имущества?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Между ООО (Арендатор) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом (Арендодатель) заключен договор аренды нежилого сооружения с 28.04.2017, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору за плату во временное владение и пользование сооружение дорожного транспорта. Передаваемое арендованное сооружение принадлежит арендодателю на праве собственности, включено в Реестр объектов муниципальной собственности. С 01.01.2017 ООО не оплачивало НДС, ссылаясь на п. 2 ст. 146 НК РФ. 25 ноября 2019 г. пришло требование из ИФНС, что ООО должно предоставить декларации по НДС, и уплатить НДС за 2017, 2018, 2019 гг. ИФНС ссылается на Определение Верховного Суда РФ N 309-КГ17-16472 от 15.11.2017, N 301-КГ17-19906 от 29.12.2017, так как у арендатора муниципального имущества возникает обязанность налогового агента.
Должно ли Общество подавать налоговые декларации по НДС? Является ли Общество налоговым агентом по НДС? По какой ставке следует исчислять НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если организации передано в аренду имущество казны муниципалитета, то организация признается налоговым агентом по НДС. В таком случае необходимо исчислить НДС и представить уточненные декларации за прошедшие налоговые периоды 2017-2019 гг. Перед представлением уточненных деклараций необходимо уплатить недоимку по налогу и соответствующие ей пени.

Обоснование позиции:
Органы местного самоуправления являются казенными учреждениями (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, далее – Закон N 131-ФЗ).
Статья 143 НК РФ не исключает из числа плательщиков НДС казенные учреждения.
Для целей главы 21 НК РФ передача имущества в аренду признается услугой (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). В свою очередь, реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом, в силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения.
Однако нормой п. 3 ст. 161 НК РФ установлено: при предоставлении на территории РФ, в частности, органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, в частности, организации. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Отметим, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за казенными учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления (п.п. 1, 3 ст. 215, ст. 296 ГК РФ).
Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского поселения (абзац 2 п. 3 ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215 ГК РФ, ч. 1 ст. 51 Закона N 131-ФЗ).
Как видим, муниципальное имущество может быть закреплено на праве оперативного управления за казенным учреждением – органом местного самоуправления, и тогда это учреждение от своего имени им распоряжается в установленном законом порядке.
Или же орган местного самоуправления от имени муниципального образования может распоряжаться имуществом казны муниципалитета.
С учетом сложившейся арбитражной практики, в том числе подтвержденной ВС РФ, специалисты налогового ведомства поясняют, что объекта налогообложения НДС на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не возникает только в том случае, когда казенными учреждениями оказываются услуги по аренде муниципального имущества, закрепленного за этими казенными учреждениями (включая органы местного самоуправления) на праве оперативного управления. В этом случае арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
Если же органами местного самоуправления предоставляется в аренду имущество муниципальной казны (не закрепленное на праве оперативного управления за казенными учреждениями), то возникает объект налогообложения НДС у органа местного самоуправления. При этом обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 14.12.2017 NСД-4-3/25449@)*(1).
В рассматриваемой ситуации из содержания вопроса следует, что орган местного самоуправления сдает в аренду имущество казны муниципалитета. В таком случае у организации-арендатора возникают обязанности налогового агента, предусмотренные абзацем 1 п. 3 ст. 161 НК РФ.
В то же время рекомендуем организации уточнить у арендодателя, является ли арендуемое имущество имуществом казны*(2).
Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налог же исчисляется по расчетной ставке 20/120 (с 01.01.2019) и 18/118 (до 01.01.2019) (п. 4 ст. 164 НК РФ).
По общему правилу сумма арендной платы, указанная в договоре с органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС (письма УМНС РФ по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153, от 08.08.2003 N 21-09/43618). В п. 4 ст. 173 НК РФ установлено, что при реализации указанных в ст. 161 НК РФ услуг сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 НК РФ. Поэтому если сумма арендной платы в договоре установлена без НДС, то арендатор обязан исчислить НДС сверх арендных платежей и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств (постановления Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 10067/10, АС Центрального округа от 07.02.2019 N Ф10-6378/18 по делу N А83-19194/2017, Четырнадцатого ААС от 11.11.2019 N 14АП-8467/19).
Применительно к условиям заданного вопроса сумма арендной платы с учетом налога в 2017-2018 гг. составляет 118 руб. (100 руб. х 1,18), в 2019 г. – 120 руб. (100 руб. х 1,20), сумма налога, рассчитанная по расчетной налоговой ставке, будет равна, соответственно, 18 руб. (118 руб. х 18/118) и 20 руб. (120 руб. х 20/120).
В главе 21 НК РФ дата исчисления НДС для налоговых агентов – арендаторов имущества казны прямо не установлена. По мнению уполномоченных органов, исчисление суммы НДС производится налоговым агентом в момент оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) услуг по аренде муниципального имущества (письма Минфина России от 23.06.2016 N 03-07-11/36500, от 18.05.2012 N 03-07-11/146).
В то же время из постановления АС Северо-Западного округа от 13.10.2016 N Ф07-8727/16 по делу N А56-79415/2015 следует, что никаких положений о том, что момент определения налоговой базы налоговым агентом связан именно с уплатой арендных платежей, в п. 3 ст. 161 НК РФ не приведено. Уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период (п. 1 ст.174 НК РФ).
Поэтому, как указал суд, поддерживая позицию налоговиков, в целях исчисления НДС налоговый агент должен устанавливать момент определения налоговой базы на основании общих положений п. 1 ст. 167 НК РФ.
Это означает, что в случае, если арендные платежи уплачиваются налоговым агентом после того, как услуги оказаны, то налоговый агент обязан в последний день налогового периода (квартала) исчислить сумму НДС и уплатить ее в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ (письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-11/5941, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2008 N Ф04-6761/2008(15404-А67-42) по делу N А67-257/2008 (определением ВАС РФ от 12.03.2009 N ВАС-2218/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора)).
Таким образом, если организация в рассматриваемой ситуации признается налоговым агентом, то для определения своих налоговых обязательств по НДС по каждому налоговому периоду 2017-2019 гг. необходимо проанализировать, каким образом уплачивались арендные платежи (в предварительном порядке или в виде постоплаты).
При исчислении суммы налога в соответствии с п.п. 1-3 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в п.п. 2 и 3 ст. 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном п.п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, с учетом особенностей, установленных пп.пп. “в”-“д”, “з” п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (абзац 2 п. 3 ст. 168 НК РФ).
Для налоговых агентов, поименованных в п. 3 ст. 161 НК РФ, срок составления счетов-фактур отдельно не регламентирован. Значит, необходимо применять общее правило, установленное в абзаце 1 п. 3 ст. 168 НК РФ, то есть счет-фактуру необходимо выставить в течение пяти календарных дней со дня перечисления арендной платы или оказания услуг (в зависимости от того, что наступило ранее) (письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).
В данном случае организация своевременно не составляла счетов-фактур. При этом налоговые органы отмечают, что составление счетов-фактур задним числом нормами НК РФ не предусмотрено (письма ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16, УФНС России по г. Москве от 12.02.2015 N 16-15/011867).
В то же время нормы главы 21 НК РФ не содержат запрета на выставление налоговыми агентами счетов-фактур с нарушением установленного п. 3 ст. 168 НК РФ пятидневного срока. Кроме того, следует учитывать, что отсутствие счетов-фактур является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за которое нормами ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность.
Учитывая изложенное, мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемом случае организация – налоговый агент вправе выставить счета-фактуры за прошлые налоговые периоды (текущей датой), прежде всего для того, чтобы сформировать дополнительные листы к книгам продаж за прошлые периоды (п.п. 2, 3,15 Правил ведения книги продаж*(3) и уточненные декларации по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ) либо первичные декларации (если организация не является плательщиком НДС, в связи с чем ранее не представляла декларации по НДС).
В уточненные декларации (первичные декларации) необходимо включить Раздел 2 и Приложение 1 к разделу 9 (п.п. 3, 37.6, 48 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).
До представления уточненных деклараций (первичных деклараций) организации необходимо уплатить недоимку по НДС и соответствующие ей пени (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)*(4).

Читайте также:
Нужно ли оплачивать фиксированные платежи, если ИП встал на учет в середине года (марте 2021 года)?

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Определение налоговой базы по НДС при предоставлении на территории РФ органами государственной власти, местного самоуправления имущества в аренду.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

28 ноября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Немного ранее, в письме ФНС России от 05.10.2017 N СД-3-3/6555@, налоговики разъясняли, что при осуществлении операций по предоставлению органами местного самоуправления, являющимися казенными учреждениями, в аренду муниципального имущества, составляющего имущество казны, у арендатора не возникает обязанности налогового агента.
Однако налоговые органы при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться позицией ВС РФ (письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571).
В связи с этим налоговое ведомство изменило свою позицию, учитывая выводы, сделанные в определениях ВС РФ от 15.11.2017 N 309-КГ17-16472, от 27.09.2017 N 301-КГ17-13104, от 26.03.2015 N 310-КГ15-1150.
*(2) Желательно письменно получить такое подтверждение.
*(3) В книге продаж регистрируются счета-фактуры в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, независимо от даты их выставления (п.п. 2, 3 Правил ведения книги продаж).
*(4) Арендатор муниципального имущества, выступающий в роли налогового агента, являющийся плательщиком НДС, имеет право на вычет исчисленного и уплаченного им налога при соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
– налоговый агент состоит на учете в налоговых органах и исполняет обязанности налогоплательщика;
– услуги по аренде были приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения;
– наличие документов, подтверждающих факт оплаты НДС;
– наличие счетов-фактур, выписанных налоговым агентом, с выделенной суммой НДС;
– наличие первичных документов, подтверждающих факт принятия услуг аренды на учет налоговым агентом.

Аренда имущества у государства: что надо знать налогоплательщикам УСН

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, по общему правилу не являются плательщиками налога на добавленную стоимость и не сдают отчетность по этому налогу. Однако есть ситуации, когда и неплательщики НДС обязаны сдавать декларацию. К такой ситуации относится налоговое агентство.

Читайте также:
Можно ли зарегистрировать кассу в другом городе, отличном от места регистрации ИП?

Налоговый агент – это лицо, удерживающее какой-либо налог из доходов другого лица и перечисляющее его в бюджет [1] . Одним из самых распространенных случаев налогового агентства по НДС является аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества. Обратите внимание, что налоговым агентом вы будете только если арендуете имущество непосредственно у государства (муниципалов). Если же договор аренды у вас с бюджетным учреждением или ГУП (МУП), то налогового агентства не будет, эти организации сами уплачивают НДС в бюджет. Так же не будет налогового агентства в случае аренды имущества у казенных учреждений, в силу того, что казенные предприятия не являются налогоплательщиками НДС [2] .

Интересная ситуация складывается с арендой земельных участков. Поскольку земля является природным ресурсом, сдача ее в аренду государственными и муниципальными органами НДС не облагается [3] . Таким образом и налогового агента быть не должно. Однако многие специалисты почему-то считают, что обязанность налогового агента все равно присутствует и поэтому надо подавать декларацию по НДС. Мнения ФНС РФ по этому поводу не обнаружено.

При расчете НДС налоговому агенту надо внимательно изучить договор аренды. Если стоимость аренды включает в себя НДС, то арендная плата уплачивается за минусом НДС, рассчитанного по ставке 18/118. Если же в договоре указана стоимость без учета НДС или вообще про НДС не упомянуто, то налог придется начислить сверху стоимости аренды и таким образом арендная плата для арендатора по сути увеличится на 18%.

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок для составления Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС – 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент. Составленный счет-фактура указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС с кодом операции 06 [4] .

Читайте также:
Разве лимит для нахождения на УСН не должен превышать 150 млн.руб.?

В налоговой декларации налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, заполняют только разделы 2 и 9, раздел 1 не заполняется. В разделе 2 указывается:

  • в строках 020 и 030 указываются данные арендодателя;
  • в строке 040 КБК 182 1 03 01000 01 1000 110;
  • в строке 050 ОКТМО налогового агента (не арендодателя!);
  • в строке 060 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет;
  • в строке 070 код операции 06;
  • в строках 080-100 ставится прочерк.

В разделе 9 указываются данные из книги продаж, при этом строка 001 заполняется только в случае представления уточненной декларации (сведения о первичной или уточненной декларации содержатся и на титульном листе).

Уплата НДС в бюджет производится по окончании квартала, равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. Обратите внимание, что в платежном поручении (или ином платежном документе) должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченный в бюджет НДС является расходом при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов в периоде перечисления НДС в бюджет.

[1] Статья 24 Налогового кодекса

[2] Подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса

[3] Подпункт 17 пункта 2 ст.149 Налогового кодекса

ВНИМАНИЕ!

Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

  • Длительность 120 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем Удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу

НДС при УСН

Бизнес на УСН освобождён от уплаты ряда налогов, в том числе НДС. Однако бывают ситуации, в которых и «упрощенцы» являются налоговыми агентами по НДС, должны платить налог в бюджет и сдавать декларацию или журнал счетов-фактур. При этом компания на УСН не является плательщиком НДС и права на налоговый вычет по «входному» НДС не имеет.

«Упрощенец» — налоговый агент по НДС

Компании на УСН освобождены от обязанностей плательщика НДС, однако они могут становиться налоговыми агентами по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Это возможно в следующих случаях:

  • аренда государственного или муниципального имущества у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
  • приобретение товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ;
  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на учёте в РФ, в качестве посредника с участием в расчётах;
  • покупка (получение) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями;
  • продажа конфискованного или реализуемого по решению суда имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • реализация сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры;
  • в иных случаях, указанных в ст. 161 НК РФ.

Рассмотрим подробнее первые две ситуации.

Аренда госимущества

Когда упрощенцы арендуют государственное или муниципальное имущество у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления (кроме МУПа, ГУПа, учреждения), они становятся налоговыми агентами по НДС. Ставка налога зависит от условий договора.

Читайте также:
Начисляются ли авансовые платежи, если регистрация ИП в октябре 2021 года?

Если в договоре аренды цена определена без учёта НДС или о налоге там не упоминается, тогда сумма налога рассчитывается по формуле:

НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 20 %

При этом органу власти арендная плата перечисляется в сумме, указанной в договоре аренды, а НДС арендатор уплачивает «за свой счёт».

Если в договоре цена аренды включает сумму НДС, тогда налог рассчитывается по расчётной ставке по формуле:

НДС с суммы арендной платы = Сумма арендной платы × 20/120

Сумма арендной платы, установленная в договоре, перечисляется арендодателю за минусом НДС. В такой ситуации налог уплачивается из средств арендодателя.

Пример.

ООО «Х» работает на УСН и занимается розничной торговлей. Под магазин арендует у комитета по управлению имуществом помещение, находящееся в муниципальной собственности.

По договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 120 000 руб. (в том числе НДС — 20 000 руб.). Арендная плата перечисляется не позднее 3 числа месяца, следующего за расчётным. Таким образом, НДС с арендной платы составляет 20 000 рублей.

ООО «Х» выступает налоговым агентом, поэтому исчисляет, удерживает и перечисляет НДС с суммы арендной платы в бюджет. При этом арендодатель получает 100 000 руб.

Упрощенец-арендатор должен в течение следующих за оплатой пяти календарных дней составить счёт-фактуру в одном экземпляре. Затем зарегистрировать его в части 1 книги продаж того квартала, в котором определена база по НДС. Дополнительно надо сдать декларацию и показать агентский НДС в разделе 2 — отдельно по каждому арендодателю.

Налог уплачивается по 1/3 суммы налога не позднее 25-го числа каждого из трёх месяцев, следующих за отчетным кварталом. В том квартале, когда налог был перечислен в бюджет, упрощенец на базе «доходы минус расходы» вправе учесть НДС в сумме арендного платежа и списать в расходы (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Покупка товаров или услуг у иностранцев

Компания на УСН признается налоговым агентом по НДС, если в России покупает у иностранных лиц, которые не состоят на учете в РФ, товары (работы, услуги). Налоговую базу по таким операциям определяет налоговый агент. Она равна сумме дохода от продажи товаров (работ, услуг) с учётом НДС.

Порядок расчёта налога такой же, как и при аренде госимущества. Далее аналогично надо выставить счёт-фактуру, зарегистрировать её в книге продаж, сдать декларацию и уплатить налог. Сумму НДС можно признать в расходах.

Пример.

Пример. В I квартале 2021 года польская компания «Y» оказала ООО «Ромашка» юридические услуги. Стоимость услуг с учётом налогов, подлежащих удержанию в соответствии с законодательством РФ, — 240 000 руб. У иностранной компании на территории РФ нет представительства. Акт сдачи-приёмки оказанных услуг подписан в I квартале 2021 года. Все расчёты произведены в рублях.

ООО «Ромашка» является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и перечислить НДС с суммы оплаты услуг в бюджет: 40 000 руб. (240 000 × 20/120).

Онлайн-курс для главного бухгалтера фирмы на УСН: бухгалтерский и налоговый учёт, отчётность и планирование. Результат — диплом о профпереподготовке

Импорт товаров

Ввоз товаров в РФ и иные территории под её юрисдикцией облагается НДС (ст. 146 НК РФ). Это касается и упрощенцев (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Порядок уплаты налога зависит от того, из какой страны ввозятся товары.

  • Из ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Армения) — НДС перечисляйте в свою ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары приняты к учёту. В эти же сроки нужно подать декларацию по косвенным налогам, заявление о ввозе и другие документы.
  • Из других стран — НДС платите на таможне до подачи таможенной декларации. Без уплаты налога и других таможенных платежей товар не выпустят. Конкретный срок зависит от процедуры, под которую помещены товары. Сведения о налоге отразите в декларации на товары.

Кроме того, таможенное законодательство предусматривает в ряде случаев специальные сроки уплаты НДС.

Список товаров, освобождённых от НДС, представлен в ст. 150 НК РФ

В общем случае сумма НДС к уплате в бюджет при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, определяется по формулам:

НДС = Налоговая база × Ставка

Налоговая база = Таможенная стоимость + Таможенная пошлина + Акциз

При ввозе товаров из государств — членов Евразийского экономического союза, сумма НДС, подлежащая уплате, определяется по формуле:

НДС = (Стоимость товаров по договору + Акциз) × 20 % (или 10 %)

Ставка НДС применяется в зависимости от вида товаров: 10 или 20 %. НДС, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в российских рублях и округляется до второго знака после запятой.

Уплаченный «ввозной» НДС на УСН «доходы минус расходы» можно учесть в составе затрат. Если вы на УСН «доходы», учесть налог и другие расходы нельзя.

Счёт-фактура с выделенным НДС

Когда упрощенцы выставляют счёт-фактуру (или УПД), в том числе по авансовому платежу, с выделенным в нём НДС, они должны перечислить указанную сумму налога в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Срок уплаты — не позднее 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. На три части платёж делить не нужно.

Дополнительно возникает обязанность сдать декларацию по НДС в электронном виде по ТКС не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлен счёт-фактура с НДС.

Читайте также:
Ликвидационный баланс. Надо ли прикладывать пояснения к л. балансу?

Принять к вычету «входной» НДС и НДС, уплаченный с аванса, упрощенец не может, так как не является плательщиком НДС. Сумма налога, полученная от покупателей по таким счетам-фактурам не учитывается ни в доходах, ни в расходах.

Сделки с посредниками

Если упрощенцы-посредники выставляют и (или) получают счета-фактуры, действуя в интересах другого лица, они обязаны вести Журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Комиссионеры и агенты, которые действуют от своего имени, а также лица, ведущие деятельность на основе договоров транспортной экспедиции в интересах других лиц и учитывающие вознаграждения при исполнении этих договоров в составе доходов по УСН, должны вести Журнал учёта полученных и выставленных счетов-фактур.

При этом, если упрощенцы реализуют или приобретают товары, работы или услуги от своего имени, они не должны платить НДС. В этой ситуации возникает обязанность выставлять (перевыставлять) счета-фактуры, выделяя в них сумму НДС (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, счёт-фактура в обязательном порядке составляется, если упрощенец как комиссионер (агент, действующий от своего имени) перечислил аванс или получил товары (работы, услуги), приобретённые для комитента (принципала) у продавца — плательщика НДС. И в этом случае счёт-фактура составляется в двух экземплярах, один из которых передаётся комитенту (принципалу).

Операции по договорам товариществ

Компании на УСН должны заплатить НДС в бюджет, если совершают операции по договорам простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ (ст. 174.1, ст. 346.11 НК РФ). Кроме того, в этой ситуации упрощенцы должны сдать декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174, п. 4 ст. 174.1 НК РФ).

Помимо обязанности уплатить НДС в бюджет, у упрощенцев с договором товариществ может возникнуть обязанность составить счёт-фактуру (ст. 174.1 НК РФ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Выкуп имущества казны: об уплате НДС налоговыми агентам

Автор: Зайцева С. Н., эксперт журнала

Имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов и муниципальных образований, может быть реализовано (передано) в пользу физических и (или) юридических лиц (иными словами, приватизировано) на основании ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ[1]. В качестве покупателей выступают любые юридические лица[2] (понятно, что и предприятия связи в том числе).

В некоторых случаях такая покупка обяжет покупателя (вне зависимости от применяемой им системы налогообложения) исполнить роль агента по НДС. Что это за ситуации? Вправе ли налоговый агент воспользоваться вычетом «агентского» НДС? При каких обстоятельствах ему придется восстановить налог? Этим вопросам и посвящена наша статья.

Нет объекта обложения НДС – нет обязанностей налогового агента.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от обложения НДС, содержится в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ соответственно. В последней ничего не сказано об интересующих нас операциях, в первой же есть некоторые положения. Так, не признаются объектом обложения НДС:

операции по реализации земельных участков, долей в них (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);

операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за госпредприятиями и учреждениями и составляющего госказну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ[3] (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Заметим, благодаря изменениям, внесенным в отдельные законодательные акты Федеральным законом от 03.07.2018 № 158-ФЗ, установлено бессрочное право выкупа арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) государственного и муниципального (законом добавлено также федерального) имущества. Приоритетное право выкупа объектов аренды действовало до 01.07.2018, при этом условия его выкупа зависели от срока нахождения имущества в аренде[14].

Подытожим: покупатели земель государственной или муниципальной казны, а также субъекты МСП, выкупающие государственное, федеральное и муниципальное имущество, не исполняют обязанностей налогового агента, поскольку объекта налогообложения в названных случаях не имеется.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, при выкупе имущества казны НДС из доходов продавца не удерживают и в бюджет не уплачивают. Об этом сказано в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ.

В других (не перечисленных выше) случаях у покупателей возникают обязанности налогового агента.

Если обязанности налогового агента возникли.

Исчисление НДС. На основании п. 4 ст. 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), поименованных в ст. 161 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами. Ими, в частности, являются покупатели:

государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа;

Читайте также:
Можно ли в качестве БСО использовать ПКО или обязательно нужен специальный бланк?

муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Порядок исчисления и уплаты «агенсткого» НДС прописан в абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ. Налоговая база (отдельно при совершении каждой операции) определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. Налог нужно исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет.

Бухгалтерские записи.

В бухгалтерском учете по договору, не предусматривающему уплату авансового платежа, рассматриваемая операция сопровождается следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

На дату принятия имущества к учету

Принято к учету государственное (муниципальное) имущество

Договор с публично-правовым образованием

Отражена сумма НДС

Уменьшена задолженность перед продавцом

На дату оплаты имущества

Уплачены денежные средства продавцу

Выписка банка по расчетному счету

Отражена задолженность по уплате НДС в бюджет

Счет-фактура (выписывается покупателем самостоятельно)

На дату уплаты НДС в бюджет (в установленные НК РФ сроки)

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

Сумма НДС (при наличии права) принята к вычету

Если договор предусматривает предоплату, в учете будут сделаны такие проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

На дату перечисления авансового платежа

Удержан НДС с суммы предоплаты

Счет-фактура (покупатель оформляет документ самостоятельно)

Перечислен аванс (за минусом НДС) продавцу имущества

Выписка банка по расчетному счету

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

Отражена сумма НДС, подлежащая вычету

На дату получения имущества

Принято к учету государственное (муниципальное) имущество

Договор с публично-правовым образованием, первичные документы

Сумма НДС (при наличии права) принята к вычету

Счет-фактура, выписка банка

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты имущества

На дату оплаты имущества

Уплачены денежные средства продавцу

Выписка банка по расчетному счету

Отражена задолженность по уплате НДС в бюджет

Счет-фактура (выписывается покупателем самостоятельно)

Сумма НДС перечислена в бюджет

Выписка банка по расчетному счету

* Применение счета 19 целесообразно, чтобы обособить в учете удержанный и уплаченный в бюджет НДС, так как между предоплатой и принятием налога к вычету имеется временной разрыв (Толкование Т-16/2013-КпТ «НДС с авансов выданных и полученных»). Если на отчетную дату право на вычет НДС не возникло, сумма налога, учтенная на счете 19, отражается в бухгалтерском балансе в качестве актива обособленно от дебиторской задолженности по уплаченному авансу (Письмо Минфина РФ от 12.04.2013 № 07-01-06/12203).

Налоговый вычет.

Суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет, налоговый агент – плательщик НДС может принять к вычету на основании п. 3 ст. 171 НК РФ. Право на вычет возникает при условии, что товары (работы, услуги) приобретены для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ, и при их приобретении налог уплачен в бюджет в соответствии с гл. 21 НК РФ.

Если налоговый агент не является плательщиком НДС (например «спецрежимник»), права на вычет «агентского» налога у него нет. В указанном случае сумма налога увеличивает стоимость приобретенного имущества (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример

Стоимость здания, выкупаемого по договору с городским департаментом имущественных отношений, – 30 млн руб., прилегающего к нему земельного участка – 8 млн руб. По отчету независимого оценщика рыночная стоимость имущества не включает НДС.

Оплата в полной сумме перечислена в январе 2018 года. Тогда же здание поставлено на учет.

Покупатель – плательщик НДС. Здание предназначено для облагаемой этим налогом деятельности.

«Агентский» НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет только по покупке здания.

Так как стоимость объекта рекомендована оценщиком без учета налога, покупателю (чтобы применить расчетный метод для определения суммы налога) нужно сначала увеличить стоимость покупки на 18 % – 5 400 000 руб. (30 000 000 руб. x 18 %).

Составленный покупателем счет-фактура регистрируется в книге продаж (п. 15 Правил ведения книги продаж).

Уплата налога производится не позднее 25-го числа каждого из 3 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором перечислена оплата по договору[5]. Ежемесячная сумма подлежащего уплате в бюджет НДС – 1 800 000 руб. (5 400 000 руб. / 3 мес.).

Суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами, подлежат вычетам при наличии документов, подтверждающих его уплату в бюджет.

Кроме того, должно быть выполнено общее условие о принятии покупки на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). В отношении объектов основных средств вычеты НДС производятся в полном объеме после принятия объекта на учет (счет 08 «Вложения во внеоборотные активы»)[6.

Для реализации данного права организация регистрирует в книге покупок самостоятельно составленный счет-фактуру (п. 23 Правил ведения книги покупок).

Восстановление НДС.

Предположим, что «агентский» НДС заявлен к вычету, но через какое-то время приобретенное имущество перестало использоваться в облагаемой этим налогом деятельности. Надо ли налоговому агенту восстанавливать НДС?

ФНС дает положительный ответ. 28.12.2018 на сайте ведомства[7] опубликована информация по рассмотренной жалобе налогоплательщика: в подобной ситуации у налогового агента возникает обязанность восстановления налога.

Судя по имеющимся данным, налогоплательщик купил муниципальное имущество (здание), уплатил НДС как налоговый агент, а затем отразил эту сумму в налоговых вычетах (абз. 2 п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 171 НК РФ). В последующем он перешел на УСНО и не восстановил «агентский» налог, тем самым нарушив положения п. 3 ст. 170, п. 3 ст. 171.1 НК РФ. Соответственно, ему были доначислен ранее принятый к вычету НДС по зданию исходя из его первоначальной стоимости (таковая с момента приобретения здания не изменялась, амортизация не начислялась).

Читайте также:
Можно ли в качестве БСО использовать ПКО или обязательно нужен специальный бланк?

Налогоплательщик с указанным подходом не согласился и попытался обжаловать решение инспекции. В НК РФ прямо не предусмотрена обязанность для налоговых агентов восстанавливать сумму НДС при переходе на УСНО. Более того, приобретенное муниципальное здание было построено и впервые введено в эксплуатацию более 45 лет, что также исключает необходимость восстанавливать налог.

Однако ФНС настояла на своем: Налоговый кодекс не предусматривает отличий в порядке применения вычетов в зависимости от получателя налога – продавца или бюджета Российской Федерации (при уплате НДС налоговым агентом). Право на вычеты по НДС имеют налогоплательщики, если ранее налог ими был исчислен и уплачен, а имущество приобретено для облагаемой данным налогом деятельности. Так как при переходе на УСНО имущество используется в деятельности, не облагаемой НДС, налог должен быть восстановлен в налоговом периоде, предшествующем переходу на этот режим.

ФНС пришла к выводу, что для невосстановления сумм НДС, предусмотренных п. 3 ст. 171.1 НК РФ (поскольку здание не было самортизировано и не прошло 15 лет с момента ввода его в эксплуатацию налогоплательщиком), оснований не имеется.

Суммы налога в соответствии со ст. 171.1 НК РФ подлежат восстановлению в случае, если эти объекты в дальнейшем используются налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ, за исключением тех объектов, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Вместе с тем обозначенная норма (ст. 171.1) предусматривает особый порядок восстановления НДС по объектам недвижимости, который может применить лишь плательщик данного налога. Переход на УСНО такой возможности для организации (уже плательщика «упрощенного» налога) не предоставляет (Письмо Минфина РФ от 12.01.2017 № 03-07-11/536). Поэтому налог восстанавливается единовременно в последнем налоговом периоде применения ОСНО, то есть на основании нормы абз. 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Автору статьи встретился схожий вывод в судебной практике, причем арбитры оказались на стороне налоговиков. Так, из дела № А26-6291/2016 следует, что индивидуальный предприниматель – налоговый агент не восстановил НДС по объекту, который начал использоваться в ПСНО.

Суд первой инстанции, сославшись на то, что суммы НДС, ранее принятые к вычету в связи с приобретением объекта, подлежат восстановлению в специальном порядке, указанном в п. 6 ст. 171 НК РФ (в старой редакции), удовлетворил требования предпринимателя. Апелляция же сочла применение данной нормы неправомерной, так как лица, применяющие ПСНО, не являются плательщиками НДС и в силу прямого указания п. 3 ст. 170 НК РФ обязаны восстановить его по объекту, который начинает использоваться в деятельности, не облагаемой этим налогом. Кассационная инстанция согласилась с таким обоснованием (Постановление АС СЗО от 23.05.2017 № Ф07-4643/2017), и довод коммерсанта об использовании объекта не только в деятельности, не облагаемой НДС (в силу отсутствия доказательств), не был принят. Более того, Определением ВС РФ от 24.08.2017 № 307-КГ17-10886 предпринимателю было отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Мы рассмотрели вопросы, касающиеся исчисления НДС налоговыми агентами – покупателями имущества казны. Заслуживает внимания информация ФНС о том, что при смене режима налогообложения (с ОСНО на УСНО) у агента возникает обязанность восстановить ранее принятый к вычету «агентский» налог. Дело в том, что в отношении применения налогоплательщиками вычетов по суммам налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиками при приобретении объектов основных средств, в том числе уплаченных в бюджет в порядке исполнения обязанностей налогового агента, установлено общее условие об использовании приобретенного имущества в облагаемых операциях (пп. 1 п. 2, абз. 3 п. 3 ст. 171, абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости, без учета переоценки в налоговом периоде, предшествующем переходу на «упрощенку» (абз. 2, 5 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

[1] «О приватизации государственного и муниципального имущества».

[2] За исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий; государственных и муниципальных учреждений; юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, ее субъектов и муниципальных образований превышает 25 % (минуя случаи, предусмотренные ст. 25 Федерального закона № 178-ФЗ).

[3] «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Дополнительно рекомендуем ознакомиться с Письмом Минэкономразвития РФ от 14.08.2018 № Д13и-442.

[5] См., например, письма Минфина РФ от 03.08.2010 № 03-07-11/337, ФНС РФ от 13.09.2011 № ЕД-4-3/14814@.

[6] См. дополнительно письма Минфина РФ от 06.10.2014 № 03-07-11/50042, от 18.11.2016 № 03-07-11/67999, от 11.04.2017 № 03-07-11/21548.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: