Законопроект о курортном сборе прошел во второе чтение

Срочная новость: курортный сбор прошел второе чтение в Думе. Рассказываем все про новый «налог»

«Клерк» предлагает вам ознакомиться с этим любопытным документом.

Курортный сбор предложил Президент

Что же получилось в результате этой доработки? А ничего хорошего не получилось. И дело даже не в самом факте появления курортного сбора, а в том, как предлагается его устанавливать и администрировать.

Где будут экспериментировать с курортным сбором

Однако окончательное решение о введении курортного сбора принимается на уровне муниципального образования. Главы муниципалитетов представляют в региональные исполнительные органы заявки на включение территории образования в территорию эксперимента или об исключении её.

Размер курортного сбора

Льготы по курортному сбору

  • несовершеннолетние;
  • малоимущие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства;
  • сопровождающие инвалидов 1 группы и детей-инвалидов;
  • обучающиеся по очной форме в учебных заведениях, расположенных на территории эксперимента (заочники, приехавшие на сессию, вероятно, туристы и приехали погулять);
  • лица, проживающие или имеющие собственность на территории эксперимента;
  • лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта и др.

Приведенный список льготников уже вызывает вопросы. Например, платят ли жители города Краснодара сбор в соседнем городе Горячий Ключ, если и там и там будет введен сбор? Ведь согласно букве закона, они проживают на территории эксперимента. Что должны предъявить малоимущие в объекте размещения для получения льготы? А собственники помещений? И ведь список льготников может быть еще расширен региональными законами.

Как и кто будет собирать курортный сбор

Взиматься курортный сбор может в любой день пребывания в гостинице, но не позднее дня выезда. Перечислять его в бюджет (региональный) надо будет по истечении срока фактического проживания туриста, при этом точный срок федеральным законом не установлен, его устанавливают на уровне субъекта РФ.

Среди обязанностей операторов курортного сбора значится выдача проживающим документа о том, что сбор был уплачен. О том, что это за документ, кто его утверждает и что там должно быть указано, в законе нет ни слова. Более того, в перечне разделения полномочий органов власти, утверждение такого документа не значится. Поскольку это не расчеты за товары, работы или услуги, ККТ не применяется, также, как и БСО. Можно ли применять просто приходный кассовый ордер? Вопрос открытый. Да и у ИП нет обязанности соблюдать порядок кассовых операций.

Еще одна загадка, связанная с оплатой сбора – при невозможности взимания у плательщика исчисленной суммы курортного сбора, оператор обязан в порядке и в срок, установленные законом субъекта Российской Федерации, уведомить о невозможности удержания и сумме курортного сбора, подлежащей уплате в орган, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора. Ну вот уведомил он, а дальше что? Этот орган будет подавать иск в суд из-за 1000 рублей? Каков механизм взыскания с неплательщика?

На что пойдет курортный сбор

Распределять деньги между муниципалитетами будут путем межбюджетных трансферов с использованием средств Фонда развития курортной инфраструктуры (это не организация, а часть средств бюджета субъекта). Контролировать процесс расходования денег будут общественные советы, которые будут создаваться при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

Выводы по курортному сбору

1. Сбор, который непонятно почему взимается не в рамках Налогового кодекса, хотя имеет все признаки налогового сбора.

2. Появление новых отчетов и учетов у организаций и ИП, при этом совершенно не урегулированных федеральным законом, т.е. полностью отданным на откуп регионам. Даже сроки перечисления сбора в бюджет не установлены.

3. Плохо прописанный порядок администрирования в принципе. Не определены точно органы контроля за сбором, механизм взыскания с неплательщиков и пр. Зато в законопроекте много написано про бесконечную отчетность между госорганами – муниципалы региональным властям, региональные федеральным. Растет документооборот и, соответственно, количество чиновников.

4. На владельцев объектов возмещения возложена обязанность предоставлять льготы, но порядок их подтвереждения остается непонятным. В законе только указано, что проживающий должен предъявить оригинал документа или его заверенную должным образом копию. Т.е. оценка предъявленного документа с точки зрения права не платить сбор, дана оператору. Если он признает, что не та бумажка предъявлена, придется платить сбор? И опять происходит сбор персональных данных граждан, которые явно будут фигурировать в отчетности. Иначе как доказать, почему с такого-то проживающего не взяли сбор?

5. Из-под действия закона выведены физлица, не зарегистрированные как ИП. В курортных местах огромное количество граждан сдает летом свои квартиры для туристов. Можно прогнозировать, что частников станет больше – многие ИП перестанут быть таковыми, просто чтобы не связываться с лишними отчетами и контролерами.

В целом, стоит признать, что попытка написать понятный и работоспособный закон провалилась полностью. Но указание было дано, поэтому примут его в любом виде. А потом будут вносить десятки поправок. Принтер работает без остановки…

Госдума приняла во втором чтении законопроект о курортном сборе

Пилотный проект по введению курортного сбора будет проходить в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, а также Республике Крым. Соответствующий законопроект во втором чтении принят в пятницу Госдумой.

По сравнению с первым чтением максимальная ставка сбора на первый год снижена со 100 до 50 рублей в день, во второй и последующие годы она составит 100 рублей.

«Это максимальная планка. Сбор может быть ноль, а может быть 30 рублей», — сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Депутат Николай Осадчий обратил внимание, что в России 20 миллионов людей живут за чертой бедности, а половина граждан России имеет доход 20–25 тысяч рублей в месяц.

«Не уважаем граждан, заставляя их отдыхать в грязи»

«Все эти люди тоже хотели бы отдыхать и стремятся это делать, накапливая деньги на отпуск, собирая по копейке», — сказал депутат.

В ответ глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров пояснил, что в законопроекте определены льготные категории граждан, которые освобождаются от уплаты курортного сбора, в том числе малоимущие.

Ранее вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин говорил «Газете.Ru», что можно не сомневаться в том, что местные чиновники введут платеж в максимальном размере. «Сколько разрешат, столько и введут», — сказал эксперт.

По мнению генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина,

на практике получится, что чем дешевле турист купил путевку, тем больше на него будет нагрузка.

Он говорит о появляющемся в ходе эксперимента социальном неравенстве. Для туриста, который снимает гостиницу за 5 тысяч рублей в сутки, сумма платежа составляет те же 50 рублей, что и для того, кто платит 500 рублей.

Ромашкин также обращает внимание, что доходы населения не растут. Так, в прошлом году они продолжали падать и снизились на 5,9% по сравнению с позапрошлым годом. По данным Росстата, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по итогам 2016 года составила 19,8 млн человек, и это 13,5% от общей численности.

Можно вспомнить цифры, прозвучавшие во время «прямой линии» с президентом: зарплата дошкольного педагога в детсаду в Астрахани 7935 рублей, медсестра с космодрома Восточный на руки в мае получила 10 246 рублей, пожарный — 8 тысяч рублей.

Правда, депутат Макаров заметил, что согласно поправкам малоимущие граждане освобождаются от платежа. Также он рассказал о том, что совсем освобождаются от сбора и исключаются из категории плательщиков дети.

«Не все справки возьмут с собой, и было бы некомфортно на стойке регистрации среди других отдыхающих семей сказать, что не будешь платить потому, что малоимущий», — отмечает Ромашкин, добавляя, что ситуация малоприятная.

Солнце, воздух и налог

Кроме того, нагрузка в виде платежа, по словам Осадчего, может привести к отказу туристов ехать на российские курорты, будь то Крым, Минеральные Воды или побережье Краснодарского края.

Например, курортный сбор некогда уже действовал в Крыму. «Неоднократно этот сбор взимался и назывался в течение ряда лет по-разному: рекреационный, туристический, курортный. Суть не в названии, а в самом сборе», — вспоминает руководитель представительства гостинично-туристской ассоциации в Республике Крым Валентина Марнопольская.

По ее словам, на полуострове остро стоит проблема наличия теневого сектора. «Поэтому если сейчас и вводить какой-то финансовый элемент присутствия туристов в Крыму, думаю, что сначала нужно решить проблему с теневым сектором», — считает Марнопольская.

Она обращает внимание, что на полуострове 2/3 самостоятельных туристов, которые размещаются в том числе и в частном секторе. По оценке Ромашкина, примерно такова же доля частного сектора в общем объеме мест размещения.

Здесь встает вопрос администрирования курортного сбора. Ромашкин приводит в пример Алтайский край, где по большому счету речь идет о «путешественниках-кочевниках», которые приезжают в регион с палатками.

«Активные туристы считают, что они дети природы, и они ей не вредят, и многие живут в палатках и кемпингах. Те, кто путешествуют с рюкзаком, вряд ли заплатят», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

В наилучшем положении здесь Ставропольский край, поскольку в регионе почти нет теневого сектора, а также высокий средний чек – от 3 тысяч рублей в сутки с человека в Кисловодске, отмечают эксперты.

А вот Краснодарский край вызывает вопросы, опять же по причине большой доли теневого сектора. «Частные дома торгуют по цене 300–500 рублей в сутки», — говорит Ромашкин.

Также представленные во втором чтении поправки предполагают, что в первый год 70% средств от курортного сбора пойдут в бюджеты муниципалитетов и 30% — в регионы. При этом будет создан бюджетный фонд.

Напомним, что президент России Владимир Путин в сентябре прошлого года поручил правительству до 1 марта 2017 года внести в законодательство «изменения, предусматривающие введение курортного сбора, доходы от которого могут быть направлены на развитие санаторно-курортного комплекса».

Турция отбила туристов у Крыма

Как отметил Андрей Макаров, курортный сбор не должен идти на дороги и коммунальные объекты.

По его словам, курортный сбор — это небольшие деньги, и может возникнуть соблазн, что за счет денег туристов можно решать проблемы, на которые уже выделяются отдельные деньги. «Никакого курортного сбора на это не хватит», — сказал депутат.

Эксперты отмечают, что, поскольку курортный сбор может отразиться на имидже российских курортов, это снизит туристический поток. При этом суммарный эффект от сбора будет нулевым.

«Почему, вкладывая миллионы, например, в Крым, мы должны всей страной скинуться на брусчатку и газоны?» — задается вопросом Ромашкин.

«Будет собрано не больше 20–25% от того, что запланировано нашими законодателями», — резюмирует Ромашкин. По его словам, если быть реалистом, то понятно, что закон будет принят, и нужно подумать о том, как минимизировать будущий ущерб.

Расширение курортного сбора возможно только после того, как эксперимент по четырем субъектам — Алтайскому, Ставропольскому, Краснодарскому краям и Республике Крым — покажет результаты. Об этом сказал в ходе второго чтения проекта закона депутат Андрей Макаров.

Законопроект о курортном сборе прошел второе чтение Госдумы

Новая версия законопроекта в два раза снижает ставку на первый год эксперимента и позволяет отсрочить введение сбора

Законопроект о проведении в некоторых регионах РФ эксперимента в виде введения курортного сбора Госдума приняла во втором чтении на пленарном заседании 14 июля, передает ИА REGNUM .

Документ был внесен в Госдуму правительством. Авторы предлагают провести пилотный проект по введению курортного сбора на пять лет в некоторых регионах страны. Среди них Крым, а также Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края.

Как заявил в ходе пленарного заседания спикер Госдумы Вячеслав Володин, о желании принять участие в эксперименте также заявляли губернатор Иркутской области Сергей Левченко, а также представители республики Бурятии и Забайкальского края. Ранее о желании присоединиться к проекту говорил также губернатор Тверской области Игорь Руденя. Однако расширять список участников эксперимента депутаты не намерены.

– На заседании комитета мы приняли решение не расширять круг субъектов. Главной задачей проведения эксперимента является создание рамочного закона, который предоставит максимальные права субъектам и муниципалитетам для того, чтобы отработать механизм его функционирования. Дальше уже можно будет решать вопрос, распространять ли этот закон и если да, то как, — рассказал глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия»).

Курортный сбор коснется туристов, которые провели в перечисленных регионах более 24 часов. Платеж будет начисляться за каждый день проживания в регионе.

Ко второму чтению профильный комитет существенно доработал законопроект. Так, например, ставку сбора на первый год проведения эксперимента предлагается сократить в два раза. Изначально правительство предлагало ограничить максимальный размер платеж 100 рублями в сутки, однако ко второму чтению депутаты договорились, что первый год туристы смогут платить не более 50 рублей сутки. При этом окончательный размер ставки будет определять муниципалитет. У него есть право изменять ставку в зависимости от сезонности и количества отдыхающих. Законопроект также позволяет регионам и муниципалитетам установить нулевую ставку сбора.

Собранные средства пойдут в муниципальные бюджеты. Причем, в первый год проведения эксперимента туда поступит не менее 70% средств, собранных в ходе введения сбора. Оставшиеся 30% уйдут в региональные бюджеты для финансирования администрирования и ввода сбора. С 2020 года в муниципальные бюджеты будут направляться все 100% средств от сбора.

Порядок сбора каждый субъект прописывает отдельно в дополнительном законе. Такие нормативные акты регионы должны принять до 1 декабря 2017 года. При этом, начинать взимать сбор регионы смогут не ранее 1 мая 2018 года.

В этом же законе регионы также должны определиться с порядком работы оператора курортного сбора, который будет собирать средства и перечислять их в муниципальный бюджет. За целевым использованием собранных средств проследит Общественный совет, в который войдут представители операторов курортного сбора, а также общественных и экспертных организаций, действующих на территории проведения эксперимента.

Новый платеж будут взимать с 1 мая 2018 года

Законопроект о введении в экспериментальном порядке курортного сбора в Крыму, Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях прошел второе чтение. Согласно документу, новый сбор будет взиматься с 1 мая 2018 года. При этом максимальная ставка сначала будет составлять 50 руб. в сутки, и только с 2020 года она поднимется до объявленных ранее 100 руб.

Сегодня Госдума одобрила во втором чтении законопроект о проведении с 2018 года в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях эксперимента по введению курортного сбора. Пилотный проект рассчитан до конца 2022 года — по его итогам правительство примет решение об отказе от идеи или же о введении курортного сбора на территории всей страны.

Почему Минэкономики считает курортный сбор нецелесообразным

Напомним, с идеей ввести региональный сбор для посетителей гостиниц, санаториев, турбаз и домов отдыха Минкавказ выступил еще в ноябре 2015 года. Изначально провести эксперимент предлагалось только в Ставропольском крае, начав с Кавминвод. Против проекта тогда выступило Минэкономики, аргументировав свою позицию риском удорожания стоимости организованного отдыха. В августе 2016 года идею введению сбора поддержал Владимир Путин, поручив ведомствам проработать законопроект. После этого Минкавказ предложил распространить пилотный проект на пять регионов, но власти Севастополя отказались от участия в эксперименте.

Как курортный сбор может повлиять на туристический поток

При рассмотрении законопроекта в первом чтении предполагалось, что максимальная ставка курортного сбора составит 100 руб. в сутки (вместо изначально предложенных 150 руб.),— у регионов при этом остается право снижать ее по своему усмотрению вплоть до нулевой. Ко второму чтению законопроект претерпел изменения. Теперь предлагается в 2018 году максимальную ставку установить на уровне 50 руб., а с 2020 года — уже 100 руб. Также уточняется, что плательщиками сбора будут только совершеннолетние, проживающие в объектах размещения более суток. Начать взимать сбор, согласно поправкам, планируется не ранее 1 мая 2018 года. Глава комитета парламента Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк сообщил сегодня о первых попытках мошенничества. По его словам,

некоторые отдыхающие жалуются, «что к ним подходят люди с какими-то удостоверениями и требуют заплатить курортный сбор».

Доходы от курортного сбора будут распределяться в муниципальные бюджеты (эти средства смогут направляться только на улучшение курортной инфраструктуры) — в 2018 году местные власти получат 70% средств, остальные останутся в региональных бюджетах. С 2020 года в муниципальные бюджеты начнут поступать уже все доходы от нового сбора. По предварительным оценкам правительства, суммарные поступления от курортного сбора при ставке 50 руб. в 2018–2020 годах в Ставропольском крае составят более 2 млрд руб., в Краснодарском — 8,3 млрд руб., а в Крыму — 16,4 млрд руб.

Где россияне отдыхают этим летом

Интерес соотечественников к отдыху в России не вернется и в период бархатного сезона. По предварительным итогам продаж, популярность российских курортов снизилась более чем в три раза. Вслед за организованными туристами отдавать предпочтение поездкам за границу начали и самостоятельные путешественники. Читайте подробнее

Какую альтернативу предложили курортному сбору

На рассмотрение Госдумы в июне был внесен второй вариант законопроекта о взимании курортного сбора в Крыму, Ставропольском и Краснодарском краях. Его автор — зампред фракции КПРФ Николай Коломейцев. Согласно тексту документа, сбор в размере от 0,01% до 0,1% от полученных доходов предлагается взимать с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Читайте подробнее

Законопроект о курортном сборе готов ко второму чтению

Комитет по бюджету и налогам на заседании, состоявшемся под председательством Андрея Макарова

В соответствии с одобренными Комитетом поправками взимание курортного сбора начнется не ранее 1 мая 2018 года. Все необходимые документы на местах должны быть приняты к 1 декабря 2017 года.

В первый год эксперимента не менее 70% сбора предполагается зачислять в муниципалитеты, а в последующие годы все средства будут направляться в бюджет того муниципалитета, на территории которого взимается сбор.

Средства от курортного сбора решено направлять только на развитие курортной инфраструктуры. Закон не позволит тратить деньги на водоснабжение, ливневую канализацию, ремонт дорог, очистных сооружений и другие нужды муниципалитетов. Дорогостоящие проекты надо включать в ФАИП, поскольку курортного сбора на их финансирование все равно не хватит, аргументировал А.Макаров.

Одобрена поправка, в соответствии с которой регионы не смогут принуждать муниципалитеты к участию в эксперименте, равно как и ограничивать муниципальную инициативу.

Конкретные ставки курортного сбора и дополнительные категории льготников определят муниципалитеты, а зафиксирует региональный закон. При этом максимальный размер ставки будет ограничен на федеральном уровне. В соответствии с одобренной Комитетом поправкой в 2018 году курортный сбор не может превышать 50 рублей, а после — ста рублей. Ставку можно менять в зависимости от сезона и длительности пребывания, пояснил А.Макаров.

Под действие закона автоматически не попадут несовершеннолетние. Закон пока не распространится и на частный сектор. Ограничение вынужденное, оно связано со сложностью администрирования сбора, признался А.Макаров.

А.Макаров сообщил, что в рамках парламентского контроля Правительство будет ежегодно представлять в Госдуму отчет о реализации эксперимента во взиманию курортного сбора. Он не исключил, что в зависимости от результатов закон может быть скорректирован.

Ранее, 10 июля, перспективы введения курортного сбора были обсуждены на парламентских слушаниях, которые провел Председатель Госдумы Вячеслав Володин

Источники:
http://www.gazeta.ru/business/2017/07/14/10786970.shtml
http://ulanude.bezformata.com/listnews/zakonoproekt-o-kurortnom-sbore/59111406/
http://www.kommersant.ru/doc/3356354
http://duma.gov.ru/news/14067/
http://pikabu.ru/story/zakon_yarovoy_grozit_rossiyskim_operatoram_milliardnyimi_shtrafami_so_storonyi_es_5213594

Ссылка на основную публикацию