ВЭБ будет выступать гарантом налоговой оплаты

ВЭБ будет выступать гарантом налоговой оплаты

За три с лишним месяца госкорпорация «ВЭБ.РФ» выдала около 30 млрд руб. гарантий, которые должны способствовать привлечению частного бизнеса в нацпроекты. Об этом РБК рассказал зампред ВЭБа Даниил Алгульян.

Программа работает с апреля. ВЭБ берет на себя 50% или больше риска по проектам и планирует, таким образом, привлечь к исполнению нацпроектов деньги коммерческого сектора. Порог в 50% — это тот объем риска, который отделяет для коммерческого банка принятие решения от неучастия в проекте до входа в него, говорит зампред госкорпорации.

Традиционно ВЭБ был кредитным монолайнером и выдавал экспортные гарантии, а внутрироссийские гарантии — новый для ВЭБа продукт, объясняет Алгульян. «Мы планируем в рамках программы выйти на объем портфеля в 200 млрд руб. в полтора года», — рассказывает Алгульян.

В линейке госкорпорации будут гарантии исполнения контрактных обязательств, кредитные гарантии, которыми ВЭБ закрывает обязательства других финансовых институтов, и инвестиционные гарантии, обеспечивающие капитальные вложения инвесторов. Последние пока в пилотной фазе, потому что требуют большей проработки, уточняет Алгульян.

Гарантии будут выдаваться на длинные сроки: 7, 15 и 20 лет. Госкорпорация уже выдала гарантии под проекты в сфере электроэнергетики, инфраструктуры (магистрального и автомобильного транспорта), рассматривает проекты в сфере обработки отходов, судостроении. Речь об областях экономики, связанных с реализацией нацпроектов, резюмирует Алгульян, не раскрыв конкретные проекты.

Поддержка для госбанков

ВЭБ обладает практически суверенным риском, поэтому гарантия от него снижает потенциальный риск для банков, делая финансирование более доступным для заемщиков и расширяя список банков, готовых предоставить кредиты, говорит аналитик Fitch Антон Лопатин. Сам ВЭБ при этом, как правило, участвует в тех проектах, в которых у коммерческих банков нет либо возможности участвовать, либо интереса с точки зрения доходности, замечает аналитик Moody’s Лев Дорф.

У гарантий ВЭБа есть преимущества в части резервирования и использования капитала, которые при должной структуре сделки можно и нужно использовать, отметил зампред Сбербанка Анатолий Попов, чьи слова РБК передала пресс-служба банка. Применение гарантий ВЭБа в определенных обстоятельствах создает реальную альтернативу синдицированному кредиту, замечает вице-президент и начальник департамента проектного и структурного финансирования Александр Ушков (ГПБ участвовал в первых трех синдицированных кредитах, которые выдавалиcь через «фабрику» ВЭБа).

По его словам, продукты ВЭБа помогают коммерческому банку довести риск-профиль проекта до приемлемого для него уровня. В пресс-службе ВТБ РБК сообщили, что банк сотрудничает с ВЭБом в вопросах финансирования ряда проектов в транспортной и химической отраслях.

Поможет ли это нацпроектам

Реализация нацпроектов обойдется в 25,7 трлн руб. до 2024 года, из них на комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры приходится свыше 6,3 трлн руб. Бюджетная система обеспечит финансирование этой суммы лишь на 3,1 трлн руб., остальные средства государство планирует привлечь от бизнеса.

Нацпроекты — «не совсем частная инициатива», ее координирует рабочая группа из чиновников, бизнеса и представителей банков, напоминает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. «Частный бизнес, далекий от государства, выбирает сейчас более осторожную стратегию. Ему источники финансирования нужны меньше, чем безопасные условия ведения бизнеса», — перечисляет эксперт.

С прошлого года чиновники ищут способы привлечь к нацпроектам частный бизнес. Все началось с письма помощника президента Андрея Белоусова: он оценил размер сверхдоходов металлургов, производителей удобрений и «Сибура» в 513 млрд руб., полученных за счет ослабления рубля. Белоусов предложил президенту Владимиру Путину изъять их, однако впоследствии РСПП и правительство создали рабочую группу, на которой обсуждали условия для частных инвестиций в нацпроекты. Однако еще в начале этого года президент РСПП Александр Шохин заявил, что определенности по этому вопросу нет. Правительство разрабатывало несколько законопроектов о защите инвестиций, но ни один пока не принят.

НПФ заработали за прошлый год для своих клиентов чуть менее 4% инвестдохода

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в прошлом году заработали для своих клиентов по обязательному пенсионному обеспечению (ОПС) всего 3,8% инвестиционного дохода. Тогда как «молчуны», формирующие свои пенсионные накопления в расширенном портфеле Внешэкономбанка (ВЭБ), получили более 8% инвестдохода. Лучший результат показал НПФ «Алмазная осень», худший — фонд «ЛУКОЙЛ-гарант».

Негосударственные пенсионные фонды получили в прошлом году доходность от инвестирования пенсионных накоплений на уровне 4,6%. Чистая же доходность (то есть за вычетом выплаты вознаграждений управляющим компаниям (УК), специализированному депозитарию и фонду) всех НПФ, работающих по обязательному пенсионному страхованию составила 3,8%. По расширенному портфелю Внешэкономбанка, в котором формируют свои пенсии так называемые молчуны, доходность составила 8,6%, сообщал ранее ВЭБ.

Самые лучше результаты в 2017 году показал НПФ «Алмазная осень». Его чистая доходность от инвестирования пенсионных накоплений составила 11,2% (неочищенная доходность — 11,8%), на втором месте НПФ «Гефест» с показателем 10% (12,7%), на третьем — Национальный НПФ, 9,8% (12,2%).

НПФ госбанков привлекли больше всех клиентов по итогам 2017 года

Худшие результаты показали фонды, вошедшие в периметр санации банка «ФК Открытие»: НПФ «ЛУКОЙЛ-гарант», электроэнергетики, РГС, а также НПФ «Будущее». Все они показали отрицательный результат: НПФ «ЛУКОЙЛ-гарант» получил инвестдоход в размере –5,3%, НПФ РГС — –2,9%, НПФ электроэнергетики — –1,7%. Ранее в интервью Reuters предправления «ФК Открытие» говорил, что у фондов, входящих в периметр санации банка, «по результатам 2017 года… сформировалась нулевая доходность инвестпортфелей». НПФ «Будущее» показал результат –2%, в отчетности по отраслевым стандартам бухучета говорится, что фонд разнес своим клиентам по ОПС отрицательный результат в 4%.

Лидер рынка НПФ Сбербанка заработал чистую доходность в размере 8,7%, находящийся на втором месте «Газфонд пенсионные накопления» — 9,5%.

Всего же на начало 2018 года в системе (с учетом резерва по ОПС НПФ было 2,4 трлн руб. пенсионных накоплений. Также фонды аккумулировали 1,2 трлн руб. пенсионных резервов.

Лидером по доходности от размещения резервов стал НПФ «Поддержка»: его чистый результат составил 12,4%. За ним следует «Внешэкономфонд» с доходность в 11,7%, на третьем месте находится НПФ «Гефест» — 10,8%. Худший результат у двух НПФ, принадлежащих «ФК Открытие»,— НПФ электроэнергетики (–29,8%) и НПФ «ЛУКОЙЛ-гарант» (–23,2%), за ними следуют НПФ «Уголь» (–12,1%) и «Авиаполис» (–9,3%). На пятом месте с конца входящий в финансовую группу «Будущее» НПФ «Телеком-союз», который заработал для своих клиентов –0,8%. Крупнейшие НПФ «Благосостояние» и «Газфонд» получили доходность в размере 7,4% и 4,6% соответственно.

За последний квартал прошлого года суммарный капитал всех НПФ вырос на 5% и составил 207,1 млрд руб.

НПФ переходят на госслужбу

Частные фонды теряют контроль над пенсионным рынком

Госдума приняла пакет законов о банковских операциях и гарантиях ВЭБ

МОСКВА, 20 декабря. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет законопроектов, направленных на совершенствование деятельности Внешэкономбанка (ВЭБ). Речь идет о поправках в Налоговый кодекс, касающихся освобождения операций ВЭБ от НДС и возможности использования гарантий ВЭБ для обеспечения уплаты налогов.

Документами предусматривается наделение ВЭБ правом предоставлять банковские гарантии, в том числе по уплате налогов и таможенных платежей в обеспечение исполнения обязательств юридических лиц, участвующих в реализации проектов ВЭБ.

Предусматривается наделение ВЭБ новыми функциями по участию в синдицированном кредитовании как основном механизме фабрики проектного финансирования, а также по использованию инструментов партнерских финансов. ВЭБ получает возможность привлекать во вклады средства юрлиц – участников проектов ВЭБ или их подконтрольных структур. При этом объем привлеченных денежных средств не может превышать размера прав (требований), принадлежащих ВЭБ на основании денежных обязательств, возникших в рамках реализации проектов с участием данного юрлица.

В отношении ВЭБ вводятся подходы, аналогичные применяемым в Налоговом кодексе к администрированию банков. В частности, предлагается предоставить возможность использования выдаваемых ВЭБ гарантий для обеспечения уплаты налогов. Правительство РФ будет устанавливать предельные размеры одной такой банковской гарантии, кроме того, банковские операции, совершаемые ВЭБ, будут освобождаться от НДС.

На ВЭБ также будут распространяться положения закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, которые установлены для всех банков.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будут учитываться также доходы в виде прибыли контролируемых ВЭБ иностранных компаний. Кроме того, с 1 января 2017 года на ВЭБ распространится действие нормы Налогового кодекса, согласно которой непогашенная задолженность по долговому обязательству, по которому иностранное лицо (являющееся взаимозависимым лицом налогоплательщика – российской организации) выступает поручителем или гарантом, не признается для налогоплательщика – российской организации контролируемой задолженностью.

Контроль за ВЭБ

Документы также предусматривают, что контроль и надзор в отношении ВЭБ осуществляют Счетная палата РФ и иные уполномоченные госорганы в соответствии с законодательством. Также уточняются полномочия органов управления ВЭБ.

Кабмин наделяется правом определять меры по предотвращению возникновения и урегулированию ситуации, при которой одновременное осуществление ВЭБ функций агента правительства РФ и иных установленных базовым законом функций влияет или может повлиять на надлежащее осуществление ВЭБ функций агента правительства.

Пакет законов подготовлен во исполнение поручений правительства РФ от 2 февраля 2015 года и от 28 декабря 2015 года о необходимости совершенствования деятельности госкорпорации ВЭБ, а также в связи с новыми стратегическими направлениями деятельности ВЭБ, предусмотренными утвержденной наблюдательным советом госкорпорации 21 декабря 2016 года стратегией развития до 2021 года и бизнес-моделью деятельности ВЭБ.

Банковская гарантия

Банковская гарантия – письменное обещание банка заплатить другому банку, компании или кому-либо по договору, кредиту или долговой ценной бумаге за третью сторону в случае, если эта сторона не выполнит свои обязательства.

Отметим, что банковская гарантия является удобным инструментом для контрагентов по заключаемой сделке.

А для кредитной организации банковская гарантия является источником дополнительного дохода.

Определение понятия «банковская гарантия» в гражданском законодательстве

Само понятие “банковская гарантия” дается в статье 368 ГК РФ.

Согласно этой норме законодательства, банковская гарантия – это способ обеспечения исполнения обязательств, при котором банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) выдают по просьбе должника (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору (бенефициару) денежную сумму при предъявлении им требования о ее уплате.

Таким образом, в отношениях, связанных с оформлением банковской гарантии, участвуют как минимум три лица: принципал, бенефициар и гарант.

Гарантом по банковской гарантии является банк, иное кредитное учреждение или страховая организация.

В роли принципала по банковской гарантии выступает должник по основному обязательству, по просьбе которого гарант выдает банковскую гарантию. Принципалом может быть любое лицо.

Бенефициаром по банковской гарантии является кредитор предпринимателя по основному обязательству, в пользу которого гарант выдает банковскую гарантию.

В роли бенефициара может выступать любое физическое или юридическое лицо, а также государственные, налоговые и таможенные органы.

Отметим, что согласно части 2 статьи 368 ГК РФ выдача банковской гарантии является платной услугой банка-гаранта.

В связи с этим за выдачу банковской гарантии кредитная организация взимает банковское вознаграждение. На практике:

– вознаграждение может уплачиваться в виде фиксированного платежа или в процентах от суммы выдаваемой гарантии;

– вознаграждение может уплачиваться единовременного или частями в зависимости от срока действия гарантии;

– размер такого вознаграждения составляет 1 – 10% от суммы обеспечения.

Обеспечение вероятного обязательства

Банковская гарантия – это документ, который выдается банком и адресован конкретному кредитору организации.

Согласно банковской гарантии банк принимает на себя обязательство погасить возможную задолженность фирмы перед кредитором по требованию кредитора при наступлении конкретно определенных условиях.

При этом банк обязуется выплатить кредитору твердую, заранее оговоренную сумму.

Особенность такого соглашения заключается в том, что на момент оформления банковской гарантии самого обязательства перед кредитором у организации еще не существует, то есть кредитор является потенциальным.

Причем в будущем задолженность за приобретенные товары, работы или услуги может так и не появиться.

Преимущества банковской гарантии

Главными преимуществами банковской гарантии являются:

невысокая стоимость банковской гарантии;

возможность эффективного решения вопроса по оплате обязательств без высвобождения денежных средств из оборота или их прямого заимствования в кредитных учреждениях.

Кроме этого, банковская гарантия может рассматриваться как дополнительный стимул выполнить принятые обязательства по договору, то есть произвести поставку товаров, выполнить работу или оказать услугу.

Договор о выдаче банковской гарантии и Гражданский кодекс

Из анализа положений главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что нет обязанности заключать договор между принципалом и гарантом.

При этом банки, которые желают более конкретно описать свои отношения с принципалом, отражают порядок взаимодействия между принципалом и гарантом в специальном договоре- договоре о выдаче банковской гарантии.

Предметом такого договора является выдача банковской гарантии.

При этом в таком договоре о выдаче банковской гарантии могут прописываются следующие условия:

права и обязанности банка и принципала;

сроки предоставления банковских гарантий;

основные условия, при соблюдении которых такие банковские гарантии будут выдаваться;

расчет вознаграждения банка;

возмещение понесенных расходов банка;

вид обеспечения договора;

ответственность сторон по договору;

порядок разрешения споров;

Бухгалтерский учет банковских гарантий

Стоимость банковской гарантии включается в себестоимость актива, при покупке или создании которого была приобретена банковская гарантия.

Операции по приобретению банковской гарантии отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

– перечислена сумма вознаграждения банку за выдачу гарантии;

Дебет 08, 10, 20, 41 и др. Кредит 76

– полученная от банка гарантия оплаты по договору подряда или поставки включена в стоимость актива.

Такие проводки производятся при формировании себестоимости всех товарно-материальных ценностей.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Услуги по предоставлению банковской гарантии относятся к банковским операциям.

При этом стоимость такой услуги не облагается НДС (см. п. 8 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 “О банках и банковской деятельности”, пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, письмо ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404@).

Таким образом, НДС с вознаграждения банка за выдачу гарантии организации кредитной организацией не предъявляется.

Налог на прибыль

Выдача банковских гарантий относится к банковским операциям (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности”).

При этом расходы, связанные с оплатой услуг банков могут учитываться либо:

а) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ) либо

б) в составе внереализационных расходов как затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет расходы на оплату услуг банка по предоставлению банковской гарантии согласно п. 4 ст. 252 НК РФ.

Источники:
http://www.kommersant.ru/doc/3618518
http://arb.ru/b2b/news/gosduma_prinyala_paket_zakonov_o_bankovskikh_operatsiyakh_i_garantiyakh_veb-10169035/
http://www.audit-it.ru/terms/accounting/bankovskaya_garantiya.html
http://znaybiz.ru/news/vedomstva-poprosili-ne-zabyvat-o-preduprezhdeniyax.html

Ссылка на основную публикацию