Трамп уступил конгрессу налог на корпоративную прибыль

Дай триллион: как американские корпорации сбежали от Трампа в офшоры

Налоговая реформа в США, проведенная президентом Дональдом Трампом в конце прошлого года, принесла неоднозначные результаты. Одной из ключевых ее задач было возвращение в Америку триллионов прибылей, получаемых крупнейшими корпорациями страны. С этой целью амнистия явно не справилась: львиная доля денег осталась в налоговых гаванях, а возвращенное компании отнюдь не поторопились потратить на инвестиции в американскую экономику, столь нуждающуюся в них. В причинах фиаско разбирались «Известия».

Всеобщее оживление

Беспрецедентная по масштабам налоговая реформа Трампа, одобренная конгрессом в конце 2017 года, нацеливалась не только на смягчение бремени американцев, но и на общее оживление американской экономики. Основная идея состояла в том, что налоги на прибыль корпораций будут снижены, а последние в ответ вернут деньги из офшоров, пополнят бюджет и начнут инвестировать внутри страны. Тем самым будет запущен механизм экономического роста, барахливший со времени кризиса 2008 года.

Президент США Дональд Трамп выступает на мероприятии, посвященном принятию налогового законопроекта. Вашингтон, США, 20 декабря 2017 года

Проблема ухода корпораций от американских налогов — давняя и весьма болезненная. Большинство крупных компаний переносят штаб-квартиры своих подразделений в страны, где ставки налогов ниже, тем самым оптимизируя свои показатели. Хотя примерно с начала века американская администрация ведет беспощадную борьбу с такими практиками, успехи достигнуты весьма ограниченные. Ни штрафы, ни угрозы преследования, ни судебные иски пока не могут заставить корпоративных боссов отказаться от оптимизации.

Самый типичный пример демонстрирует Apple, последние несколько лет являющаяся крупнейшей компанией в мире по рыночной капитализации (в какой-то момент она превосходила триллион долларов). К концу 2017 финансового года Apple накопила за пределами США прибылей на $252 млрд, из которых не заплатила ни цента американских налогов. Сумма, которую мог бы получить бюджет США с доходов корпорации, могла бы составить $78,5 млрд.

Интересно, что эффективная налоговая ставка для Apple в период 2008–2015 годов составила 5,8%. Сделано это было так: прибыли были переложены на три ирландские «дочки». В действительности, как установило расследование сената в 2013 году, структуры Apple не были резидентами ни Ирландии, ни США и практически не платили налогов ни в одной из стран. Когда гендиректор компании Тим Кук отчитывался перед сенаторами, он заявил, что Apple не нужны налоговые трюки — «мы не складываем деньги на каком-нибудь острове на Карибах». Как позже отмечала New York Times, это действительно так: «теперь они полагаются на остров в Ла-Манше» (имелся в виду Джерси, известная налоговая гавань).

Другой яркий пример ухода от американских налогов — Goldman Sachs. Крупнейший инвестбанк США в разгар финансового кризиса 2008 года с помощью различных уловок заплатил налог на прибыль по ставке менее 1%. С заработанных в том году $2,3 млрд государство получило лишь 1 миллион. Эпизод был совершенно вопиющим и стал одной из причин для раскрутки движения Occupy Wall Street.

Маловато будет

Дональд Трамп шел к власти с обещаниями изменить такое положение дел. По мнению его команды, основная проблема крылась в слишком высокой ставке корпоративного налога на прибыль (35%), что побуждало компании искать счастья в иностранных юрисдикциях. Когда Трамп презентовал конгрессу проект своей налоговой реформы, он обещал вернуть в США около $4 трлн, находившихся на счетах иностранных «дочек» и иных аффилированных структур американских корпораций.

Реформа предполагала систему «кнута и пряника» для фирм. В качестве пряника выступало снижение налога на прибыль с 35 до 21 процента. До реформы ставка этого налога в Америке входила в десятку самых высоких в мире, сейчас же США стали «середнячком». Что касается кнута, американское правительство стало облагать налогом все прибыли, полученные за рубежом, тогда как по старым правилам компании получали отсрочку до репатриации денег. В итоговом документе обозначалось, что со своих зарубежных прибылей фирмы заплатят около 10%.

Реальность показала, что прекрасные мечтания администрации и конгресса разбились, столкнувшись с работой корпоративных юристов и финансистов. Репатриация средств оказалась намного скромнее ожидаемого: как пишет SafeHaven, по итогам 2018 года лишь $665 млрд из обещанных $4 трлн были возвращены в США. Причем в четвертом квартале объем репатриированных средств упал до $86 млрд.

Президент США Дональд Трамп демонстрирует подписанный законопроект о сокращении налогов на сумму 1,5 трлн долларов

Что произошло? Оказалось, что оговорка о 10-процентной ставке для иностранных доходов стала еще одной лазейкой для корпораций. Они, напротив, стали уводить свои прибыли всё дальше и дальше за границу. Причем фирмы активно выводили средства из низконалоговой Ирландии, где находятся многочисленные представительства немалой части корпораций США, в совсем уж откровенные офшоры вроде Люксембурга или Каймановых островов.

При этом никаких угрызений совести корпоративные боссы не испытывают, напротив, откровенно похваляясь своими успехами перед акционерами. К примеру, фармацевтическая компания Abbvie на собрании акционеров объявила о том, что благодаря географической передислокации ей удалось снизить эффективную налоговую ставку с 22 до 9% от прибыли. Abbvie регулярно докладывает о нулевых прибылях в США, несмотря на то, что в этой стране сосредоточена практически вся ее научно-исследовательская база.

Но интернет-гигант Amazon выступил еще круче: компания (второй год подряд!) не заплатила ни цента налога на прибыль при реальном чистом доходе в $11,2 млрд. Более того, Amazon сумела добиться возврата средств в размере $129 млн — все благодаря несовершенству нового закона. Стриминговый сервис Netflix также избежал каких-либо выплат, получив в 2018 году $858 млн прибыли.

Всё в дом

Несмотря на все эти провалы, может показаться, что репатриация даже $650 млрд — солидное достижение и уж по крайней мере лучше, чем совсем ничего. Действительно, кое-что американские корпорации в страну вернули. Но куда пошли эти деньги? Оказывается, в значительной части вовсе не на инвестиции в развитие бизнеса. Вместо этого компании увлеклись выкупом собственных акций. Если в 2017 году американские фирмы скупили своих акций на $600 млрд, то в 2018-м эта сумма составила около триллиона. После того как стало известно, что крупнейшая сеть гипермаркетов Walmart в феврале решила потратить $20 млрд на выкуп акций, конгресс отреагировал законопроектом, существенно ограничивающим такие действия. Будет ли он принят, неизвестно, поскольку в нынешних обстоятельствах выкупы поддерживают высокие котировки рынка акций, а их падение может спровоцировать принцип домино и полный обвал индексов.

Акция протеста против налогов Трампа в Нью-Йорке

В общем, куда ни кинь, всюду клин. Планы администрации на репатриацию триллионов размещенных за рубежом денег и наращивание инвестиций в американской экономике, очевидно, потерпели неудачу. Точно так же как и увеличение налогооблагаемой базы. В условиях, когда государственный долг перевалил за $20 трлн и 100% ВВП, этот удар может стать довольно болезненным.

Этот провал также показал, как тяжело в современном мире бороться с офшорной деятельностью. Многочисленные налоговые амнистии, неоднократно проводившиеся в том числе и в России, не дают никакого повода для оптимизма на этот счет. Если даже США, с их привлекательным налоговым законодательством, продуманной правовой системой и защитой прав собственности, ничего не могут сделать с корпоративными налоговыми уклонистами, что уж говорить о куда менее искушенных в этих вопросах государствах. Очевидно, что заставить крупный бизнес вести расчеты в той стране, где он собственно работает, можно только при помощи масштабной международной кооперации. Однако и она пока достигает успеха только в отношении индивидов, укрывших от государства миллион-другой в швейцарском банке, но полностью бессильна против армий опытнейших корпоративных налоговых оптимизаторов.

Дональд Трамп подготовил набор льгот для инвесторов и владельцев бизнеса

Администрация Дональда Трампа вчера представила давно обещанный план масштабной налоговой реформы. Ставку налога на прибыль предложено снизить с 35% до 20%. Для части бизнеса появится новая выгодная ставка этого платежа — 25% вместо более высокого подоходного налога. Максимальную ставку подоходного налога в Белом доме также хотят уменьшить — с 39,5% до 35%, попутно отменив налог на наследование. Пока план представлен в виде набора предложений и не содержит оценки фискального эффекта от новых мер.

Белый дом и представители Республиканской партии в Конгрессе США вчера предложили структуру налогового плана, который призван резко снизить налоговую нагрузку в США. Как сообщили в Минфине страны, этот документ будет использован для дальнейших согласований с законодателями. Пока план, обозначенный как «основа для исправления проблем налогового кодекса», изложен лишь на восьми страницах.

В частности, документ предполагает снижение ставки корпоративного налога с 35% до 20%, а также введение его новой ставки в размере 25% для компаний «сквозного налогообложения» (pass-through businesses). Последние не уплачивают налог на корпоративном уровне, но при распределении прибыли их акционеры сейчас уплачивают подоходный налог. Такими являются 95% всех американских компаний, включая индивидуальные предприятия, партнерства, а также корпорации, выбирающие подобный режим обложения. Предполагается, что это даст существенную налоговую экономию для владельцев бизнеса — сейчас такие доходы в большинстве случаев облагаются по самой высокой для подоходного налога ставке — 39,6% (при доходе свыше $406,75 тыс. в год).

Помимо этого план предлагает ускоренную амортизацию капвложений при уплате налогов в течение «как минимум пяти лет». «Это беспрецедентный уровень учета издержек по сравнению с длительностью использования и стоимостью активов»,— сказано в плане. Вместе с тем предложено ограничить учет чистых процентных платежей при расчете налога на прибыль для корпораций-плательщиков, а также отменить вычет для так называемых домашних производств. Вычеты останутся в части расходов на НИОКР и строительство недорогого жилья.

Кроме этого составители плана надеются на возвращение «триллионов прибыли, выведенной за рубеж». В частности, план предполагает переход с международного на территориальный принцип взимания налога (обложение прибыли у источника внутри страны). Теперь дивиденды от зарубежных «дочек» будут освобождены от обложения. При этом зарубежная прибыль будет рассматриваться как репатриированная — что потребует уплаты налога. Доходы корпораций, полученные вне США, будут облагаться налогом по пониженной ставке, законодатели также должны будут «выровнять правила игры» для транснациональных компаний, штаб-квартиры которых находятся в США и за пределами страны, пишут составители плана.

Ставки подоходного налога тоже предлагается пересмотреть, сократив их количество с семи до трех — 12%, 25% и 35% (сейчас минимальная ставка — 10%, максимальная — 39,6%). Одновременно с этим может быть увеличен почти вдвое размер стандартного вычета для всех групп налогоплательщиков (до $12 тыс. для индивидуальных плательщиков и $24 тыс.— для семей). Для плательщиков верхней доходной группы возможно введение дополнительной повышенной ставки, указано в плане. Различные вычеты, кроме стандартного, а также по процентам по ипотеке и взносам на благотворительность предлагается устранить. А также отменить и налог на наследование.

План не содержит оценки эффекта с точки зрения доходов бюджета и возможных источников покрытия дефицита. Ранее в Минфине исходили из самоокупаемости плана, закладывая рост ВВП США на 3% в год с 2021 года. Облегчить финансирование новых льгот должна была отмена реформы доступного здравоохранения (Obamacare), однако она не нашла достаточной поддержки в Конгрессе. Впрочем, как ранее предупреждали в МВФ, «даже в случае применения идеального баланса стимулирующих мер рост не ускорится до 3%, а эффект от мер материализуется не скоро».

Как заработать на налоговых инициативах Дональда Трампа

В среду, 27 сентября, Дональд Трамп выступит с речью по вопросу долгожданной налоговой реформы.

От бюджетно-налоговых инициатив президента США могут выиграть не только американские корпорации, но и инвесторы. Достаточно сфокусироваться на сегментах, которые получат наибольшие преимущества от изменения бизнес-среды.

Немного о налоговой реформе

• Проект реформы был обнародован еще в апреле, в дальнейшем процесс завяз. Участники рынка ждут детализации планов, продвижение их в Конгрессе.

• Инвесторы ожидают снижения ставки корпоративного налога с 35% до 20%. Ранее речь шла о 15%, но учитывая долговую нагрузку США, подобный расклад кажется недостижимым.

• Еще один момент — налоговые каникулы для репатриации доходов, полученных за рубежом. Речь идет о триллионах долларов. Это может способствовать активизации крупнейшими корпорациями программ buyback.

• Помимо этого, речь может пойти о налоговом вычете по капитальным расходам.

Далее о том, как на этом заработать.

Фокус — на компаниях с высокой налоговой ставкой

На графике от Goldman Sachs хорошо прослеживается, как корзина из акций 50 подобных компаний взлетела после выборов в США. В теории, не за горами может быть новый ренессанс. Приличную часть корзины занимают акции технологичных компаний, включая Apple, Skyworks Solutions и Qualcomm.

В фаворе — компании с «зарубежными» доходами

Еще один график от Goldman продемонстрировал, что компании с большими запасами кэша на счетах за пределами США уже воспряли духом. Конечно, это «средняя температура по больнице», но определенные тенденции налицо. К лидерам по объемам подобных средств относятся Apple, Alphabet (Google) и Microsoft.

Не забываем о дивидендах и buyback

Опять к вопросу о «зарубежном» кэше. Citigroup оценивает его в $2,5 трлн. Что-то пойдет на инвестпроекты, а что-то на вознаграждение акционеров. Возможна выплата специальных дивидендов.

Еще более вероятны программы по обратному выкупу акций, ибо они являются единовременным фактором, и их можно не продлевать в дальнейшем без явных психологических последствий. Из графика хорошо видно, что за период с 2002 года компании с обширными программами buyback заметно опередили не только индекс S&P 500, но и богатых на дивиденды собратьев.

Не забываем про капиталоемкие индустрии

Согласно оценкам JP Morgan, в случае запуска единовременного налогового вычета на капзатраты, бенефициарам могут стать сырьевые сегменты, включая акции нефтегазовых и металлургических компаний.

О компаниях малой капитализации

Предприятия малой капитализации, входящие в индекс Russell 2000 и зачастую ориентированные на внутренний рынок, могут получить выгоду от ориентации Трампа на нужды американского бизнеса. Как видно из графика от Bank of America, премия подобных акций к бумагам крупный корпораций сошла на нет, но в случае реализации инициатив Трампа новый импульс может быть не за горами.

Вложится в этот сегмент можно путем покупки бумаг iShares Russell 2000 ETF (IWM). Тут важно помнить о рисках, ибо акции компаний малой капитализации зачастую более волатильны, чем их более крупные собраться.

Ждем разъяснений от Дональда Трампа. Как показывает практика, решение налогового вопроса еще может затянуться. Судя по всему, ранее озвученные параметры могут быть пересмотрены.

Отсюда, риски разочарования. Прибавим к этому постепенное ужесточение монетарной политики ФРС, и картина складывается неоднозначная. Так что предложенными идеями стоит воспользоваться в том случае, если вы действительно верите в скорый успех Трампа.

БКС Экспресс

пополни брокерский счёт без комиссии

  • С карты любого банка
  • Прямо на сайте
  • Без комиссии

Последние новости

Рекомендованные новости

Стало известно, когда Газпром рассмотрит новую дивидендную политику

TCS Group получила рекордную прибыль в III квартале

ТМК получил прибыль в III квартале против убытка годом ранее

Завтрак инвестора. На смартфонах в России появятся обязательные приложения Яндекс и Mail.ru

Тренд недели. Сил для новой волны роста пока не хватает

Рубль снижается из-за обвала нефтяных цен

Ожидаемые события на 20 ноября

Как сильно акции Сбербанка зависят от нефти

Адрес для вопросов и предложений по сайту: website4@bcs.ru

Copyright © 2008–2019. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Трамп уступил конгрессу налог на корпоративную прибыль

Инвесторы со всего мира следят за развитием ситуации с американской налоговой реформой, задуманной президентом США Дональдом Трампом, затаив дыхание. Это неудивительно: ведь она может поменять условия ведения бизнеса в крупнейшей экономике мира и принести повышенные дивиденды акционерам.

Реформа предполагает общее снижение налоговой нагрузки для компаний любого уровня. Ее проведение должно побудить местные корпорации нарастить инвестиции, а транснациональных американских гигантов – увеличить вложения в существующий бизнес на территории США, в том числе путем репатриации прибыли или какой-то ее части.

Вопрос репатриации в основном касается компаний IT-сектора, которые очень любили применять офшорные схемы и концентрировать прибыль за рубежом, чтобы не платить высокие американские корпоративные налоги. Согласно последней отчетности, размер наличных средств и активов, приравненных к таковым, на балансах у ряда компаний США составляет годовой бюджет приличного государства и превышает годовой ВВП многих стран мира:

  • Apple — $269 млрд
  • Microsoft — $133 млрд
  • General Electric — $93 млрд
  • Alphabet (Google) — $86 млрд
  • Cisco Systems — $70,5 млрд
  • Oracle — $66 млрд

Если такие корпорации примут решение о репатриации прибыли, то выиграют, в первую очередь, их акционеры. Они могут рассчитывать как минимум на увеличение возврата средств через дивиденды и/или расширение программ выкупа акций.

Хотя проекту, возможно, придется претерпеть некоторые изменения перед тем как стать законом, основная его концепция уже обрела очертания.

Один из главных посылов текущего проекта налоговой реформы — стремление сделать американские корпорации более конкурентоспособными по сравнению с соперниками из других развитых стран. Эти цели преследует снижение налога на прибыль с 35% до 20%.

Разумеется, нет гарантий, что налоги в других странах также не будут снижаться, но пока таких изменений нет в информационной повестке.

Конгресс США предлагает разрешить одномоментно амортизировать полную стоимость капитального оборудования, тем самым снижая налогооблагаемую базу. Такую опцию могут ввести на 5 лет, чтобы не дестабилизировать бюджет. В целом это должно побудить корпорации нарастить инвестиционную активность и капитальные вложения.

Важный элемент мозаики реформы налогообложения корпораций — вопрос «офшорных» доходов американских компаний. Чтобы привести американский налоговый кодекс в соответствие с мировой практикой, Конгресс предлагает отказаться от экстерриториального принципа налогообложения доходов иностранных дочерних предприятий американских компаний.

При этом, чтобы не поощрять вывод прибыли компаний США в низконалоговые юрисдикции, будет установлен ряд ограничений. Так, например, 20% ставка налога на прибыль будет применяться только к 50% любых «избыточных» доходов (любые доходы сверх нормализованных для активов такого типа), заработанных за рубежом.

Помимо всего прочего проект предлагает своеобразную одномоментную «налоговую индульгенцию» на денежные средства, находящиеся на офшорных счетах американских компаний. Это одноразовый 12% налог на доходы предыдущих периодов, находящиеся в денежной форме, или 5% в случае их реинвестирования в существующий бизнес на территории США.

Средний и мелкий бизнес

Налоговая реформа Дональда Трампа также может оказать существенное влияние на американские компании со средней капитализацией (от $2 до $10 млрд). Конгресс предлагает ввести новую единую ставку налога на прибыль в 25% для владельцев малых предприятий и партнерств с ограниченной ответственностью, а также для индивидуальных предпринимателей.

Это должно устранить практику так называемых «транзитных бизнесов», когда доходы предприятия не облагаются налогом на уровне самой компании, а переходят транзитом на уровень физического лица-владельца, где и получают ставку по прогрессивной шкале до 39,6%.

Для таких доходов предусмотрены ограничения на их размер — до 30%. Это нужно, чтобы не было соблазна снизить индивидуальный подоходный налог сразу на 15%, просто перерегистрировавшись как индивидуальный предприниматель, если, например, до этого человек зарабатывал деньги как наемный высокооплачиваемый консультант.

Налогообложение физических лиц

Проект также предусматривает ряд изменений в части ставок индивидуальных налогов, вычетов, налоговых освобождений и надбавок. В частности, прогрессивную шкалу налогообложения Конгресс предлагает сохранить с потолком в 39,6%.

Под такую ставку попадут заработки свыше $500 000 в год (в настоящий момент это $418 000) для «одиноких» граждан и свыше $1 млн (против $470 000 сейчас) для супружеских пар, которые декларируют доход совместно.

Одновременно практически удваиваются стандартные налоговые вычеты для «одиноких» — до $12 000 с текущих $6 350, для супружеских пар — до $24 000 с текущих $12 700. Однако при этом параллельно отменяются и/или снижаются другие разнообразные налоговые вычеты. Например, на размер процентных платежей по ипотеке.

Влияние на рынки

Существует мнение, что перенос производства в США (наряду с набирающей ход глобальной «роботизацией 2.0») может оказать крайне негативное влияние на ряд развивающихся рынков. Особенно это касается тех, где главным и, по сути, единственным преимуществом является дешевая рабочая сила.

Тем не менее бить тревогу пока рано, поскольку не ясно, как пойдет реальное претворение в жизнь проекта налоговой реформы и насколько корпорации будут готовы последовать этому плану.

Потенциальное принятие налоговой реформы в текущем виде будет иметь как позитивные, так и негативные последствия для отдельных направлений экономики и различных классов активов, а именно:

помогут бизнесу компаний малой и средней капитализации, по определению ориентированных на внутренний рынок. Они широко представлены в соответствующем индексе Russell 2000;

подстегнут рост экономики в целом через расширение платежеспособного спроса и увеличения инвестиций;

вызовут рост доходностей и увеличение наклона кривой доходности у облигаций — особенно, у бумаг с большой дюрацией;

могут создать довольно серьезный спрос на доллар и соответствующее давление на валюты, из которых деньги будут конвертироваться, в связи с массированной репатриации офшорных прибылей;

могут усилить давление на ценные бумаги (в основном, облигации), в которые эти валюты были вложены.

Так или иначе, вряд ли стоит ожидать эффект лавины. Все будет делаться спокойно и размеренно, чтобы не вносить ненужную дестабилизацию на финансовые рынки.

Философия налоговой реформы Трампа

В погоне за прибылью часть отечественных IT компаний стремится выйти на американский рынок (как В2В так и В2С), некоторые продают свои услуги как компании из СНГ, либо создают оффшорные структуры. Но часть IT предпринимателей в качестве места регистрации бизнеса выбирают США.

Стоит ли это делать?

Налоговая политика государства определяет социальную философию и общепринятые ценности его общества. Общественные дебаты по поводу выбора философии и подходов к налогообложению часто бывают ожесточенными, а оппоненты, принимающие в них участие, непримиримыми. Обсуждая и выбирая налоговую политику государства, общество, таким образом, обсуждает и выбирает каким ему быть и какая роль должна быть отведена в нем государству.

«Неизбежны только две вещи – смерть и налоги» — писал Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей Америки, а уплата налогов — это самые сложные, напряженные и стрессогенные отношения гражданина с его государством, в независимости от его политических воззрений.

Американские налогоплательщики, как консерваторы, так и либералы, традиционно считают, что несмотря на то, что налоги являются неотъемлемой частью гражданского общества и общественного договора между этим обществом и государством, налоговая система США не справляется с насущными задачами и нуждается в коренных изменениях. Она неимоверно обременительна, неудобна и слишком сложна и запутана для рядового налогоплательщика и бизнеса.

Если налоговая политика государства определяет ценности и приоритеты нации в целом, то какие из этих ценностей мы можем разглядеть в недавно принятой правительством США, так называемой, налоговой реформе Трампа?

22 декабря 2017 года президент США, Дональд Трамп, подписал Закон “О сокращении налогов и создании новых рабочих мест” («Tax Cuts and Jobs Act», TCJA), который:

— снижает ставку налога на прибыль корпораций,
— делает налогообложение рядовых американцев более понятным и в целом направлен на улучшение экономической ситуации в стране.

«Республиканцы заботятся только о богачах»

На протяжении последних нескольких месяцев многие комментаторы и эксперты высказывали свои мнения по данному поводу. Кто-то разносил реформу в пух и прах (в основном демократы), а кто-то изо всех сил превозносил ее преимущества (в основном республиканцы). Но при этом большинство полагались на общепринятую в Америке мантру: “Республиканцы заботятся только о богачах”.

Копнув немного глубже, мы сможем увидеть признаки краеугольной ценности, которая прошивает красной нитью реформу Трампа, и которая полностью согласуется с давними традициями американской правоцентристской элиты. Поняв ее, мы сможем сформировать для себя более ясную картину о данной реформе.

Сторонники налоговой реформы Трампа следуют экономической доктрине “Laissez-faire” и считают, что государственное вмешательство в деятельность участников свободного рынка должно быть минимальным. Что не может удивлять, ведь Трамп прежде всего человек из бизнеса, а не профессиональный политик или чиновник. По мнению приверженцев реформы, снижение налогового бремени для состоятельных граждан, как и снижение налоговых ставок на недвижимое имущество и прибыль корпораций должны привести к увеличению рыночной активности, а уменьшение ипотечных процентов и урезание налоговых льгот на уровне штатов и муниципалитетов, отучит государство от пагубной практики вмешательства в процессы ценообразования.

Предусмотренное этой реформой снижение налогов, значительно ограничивает государство в части сокращения расходов, что все более бурно и повсеместно обсуждается в обществе и медиа.

Тем не менее, по некоторым оценкам, реформа может привести к превышению расходов над доходами в самом обозримом будущем.

Каким образом такой дефицит бюджета будет восполнен?

Республиканцы утверждают, что снижение бюджетных расходов, особенно на всякого рода льготы и социальные выплаты, должно решить проблему дефицита бюджета. Другими словами, республиканцы говорят, что налоговая реформа должна послужить толчком в сторону уменьшения расходов на государственные нужды и минимизацию ограничений для субъектов экономики, то есть бизнеса.

Пропоненты реформы полагают, что справедливость политики налогообложения заключается в том, сколько налогов налогоплательщик внесет в бюджет (чем меньше, тем лучше для налогоплательщика), а не в том какими благами он сможет воспользоваться за счет государства. В основе этого, как кажется на первый взгляд, не очень важного разграничения, кроется огромное различие в том, как люди с правыми и левыми политическими взглядами видят развитие американской экономики и общества.

Левые, как правило, делают акцент на том, что все члены общества находятся “в одной лодке”, а государство — это всего лишь инструмент для распределения рисков. И поэтому, их тест на справедливость налоговой системы заключается в размере доли ресурсов общества, к которой получает доступ каждый отдельно взятый гражданин или семья. Для тех, кто придерживается таких взглядов, прогрессивное налогообложение является очевидным и единственным правильным выбором, особенно в такой экономической среде, как американская, где экономическое неравенство особенно заметно и продолжает расти.

И наоборот, позиция правых заключается в том, что все члены общества “в одной лодке” оказались по собственной воле и государство существует для распределения расходов. Для людей с такой точкой зрения (в основном своей массе это республиканцы), важным моментом является уплата налогоплательщиками справедливой доли налогов, основанной на принципе “равных жертв” и на том, какую пользу и привилегии они получают от государства. Такой подход ограничивает распределение ресурсов среди населения и ему присуща менее прогрессивная структура налогообложения, что мы и видим на примере налоговой реформы Трампа.

С самого начала продвижения реформы, основное внимание администрации Трампа уделялось существенному снижению ставки единого налога на прибыль для корпораций — c 35% до 21%, чтобы приблизить ее к показателям таких стран, как Канада (15%) или Ирландия (12,5%) и сделать США более привлекательными для инвесторов. Также, с 2018 года закон Трампа отменяет минимальный альтернативный налог на прибыль для корпораций (20%).

В отличии от налоговых послаблений для физических лиц, положения о снижении налоговой ставки для корпораций являются бессрочными.

Сторонники реформы утверждают, что, среди прочего, снижение ставки налога на прибыль для корпораций демотивирует компании от применения практики корпоративной инверсии, используемой американскими компаниями для ухода от федеральных налогов, которая предполагает создание новой материнской компании в оффшорной зоне с последующей реорганизацией/перерегистрацией компании-учредителя в американский филиал.

Закон также вносит изменения в положения о налогообложении американских компаний, работающих за рубежом. Теперь такие компании не будут платить налог на прибыль, полученную вне США. При этом, ставка на налог на прибыль, которая возвращается в США в виде репатриаций теперь составит 15,5%, а в виде реинвестиций 8%, вместо ранее применявшихся 35%.

Если Вы решили, или уже зарегистрировались в США как компания, будьте предельно осторожны с вопросами «прибыли полученной за пределами США». Рациональным шагом будет получить юридическую консультацию, например в компании LAWBOOT Lawyers & Consultants и проверить схему работы, чем подвергнуть свою корпорацию риску быть оштрафованной IRS (Internal Revenue Department), что потянет за собой, вероятнее всего, привлечения американского «лоера» к участию в судебном производстве против IRS (чей гонорар составляет минимум 5,000 USD за самый простой кейс).

Продолжим. Снижение налога на прибыль, полученной за рубежом должно стимулировать корпорации больше инвестировать в американскую экономику, поднимать заработные платы сотрудникам, создавать новые рабочие места и в общем запустить беспрецедентное экономическое развитие.

Закон также предоставляет владельцам промежуточных компаний для транзитного перечисления доходов (pass-through companies), таких как LLC, партнерств, индивидуальных предприятий и корпораций типа S, 20% налоговую льготу в дополнение к снижению самых высоких ставок налогов на прибыль физических лиц, то есть CEO с высокими зарплатами и бонусами.

Первые корпорации в США появились в конце XVIII века и почти сразу же стали ключевыми составляющими экономики молодого государства. Не смотря на то, что корпорации существовали в Европе уже в начале XIX столетия, в частности, в Великобритании и Нидерландах, ни одна из стран не относилась к корпоративному развитию, так как Америка. Принятие антимонопольного законодательства, на пороге прошлого века, значительно подорвало авторитет американских корпораций, но он был достаточно быстро восстановлен к концу Второй Мировой войны и беспрецедентная корпоративная гегемония царила в США вплоть до 80-х, пока японские, а позже в 90-х, немецкие транснациональные компании не стали сильнейшими конкурентами американцам на мировых рынках.

Корпорации играли и играют важнейшую, а иногда и очень противоречивую, роль в экономической, политической и культурной жизни США, и являются неотъемлемой частью американской идентичности и “американской мечты”.

Свободный доступ к капиталу и интенсивная индустриализация проводимая корпоративными структурами были локомотивами Американской индустриальной революции в начале XIX столетия. США стали лидером в сфере инноваций и мощнейшей экономикой в мире во времена «Позолоченного века» (вторая половина XIX столетия).

Корпоративное и налоговое законодательство США многократно менялись в течение последних 200 лет, чтобы соответствовать вызовам времени, требованиям смекалистых акционеров компаний и меняющейся конкурентной среды, особенно на международной арене. Но, несмотря ни на что, для Америки во главе угла всегда остается Корпорация, а не Индивид, и это и есть та американская общественная ценность, которая определяет роль бизнеса, гражданина и государства в системе общества и явно просматривается в новом налоговом законе Трампа.

Источники:
http://www.kommersant.ru/doc/3422842
http://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kak-zarabotat-na-nalogovykh-initsiativakh-donal-da-trampa
http://www.aton.ru/ideas/syurprizy_ot_trampa_kak_nalogovaya_reforma_v_ssha_otrazitsya_na_fondovykh_rynkakh/
http://habr.com/post/426629/
http://znaybiz.ru/news/transferty-mezhbyudzhetnogo-tipa-budut-pereorientirovany-po-prezidentskomu-ukazu.html

Ссылка на основную публикацию