Титов призывает навести порядок в тарифах

Титов призывает власти поверить в собственную страну

Столыпинцы записали в свои союзники Кудрина и все правительство

Академик Виктор Ивантер подтверждает правильность расчетов Стратегии роста. Фото РИА Новости

Авторы среднесрочной Стратегии роста во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым первыми представили для обсуждения свои рецепты оживления экономики. Другие конкурирующие документы – план действий правительства РФ и вариант стратегии от Кудрина – пока не готовы. Вчера Титов предложил правительству и Кудрину позаимствовать положения Стратегии роста для своих будущих разработок.

Подготовка Стратегии роста заняла около полутора лет и велась по прямому поручению президента Владимира Путина, подчеркивает бизнес-омбудмен Борис Титов. «В понедельник мы отправили презентацию правительству и президенту», – сообщил он. А во вторник авторы новой стратегии рассказали о ее принципиальных отличиях от правительственных программ и наработок Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.

«Конец неолиберализма наступил в 2008 году. А его окончательный крах мы наблюдали в 2016 году», – объясняет ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. Поэтому новая стратегия роста в отличие от идей Кудрина или чиновников ЦБ и Минфина опирается на более современные принципы финансовой и промышленной политики.

Приверженцы политики финансовой и бюджетной стабилизации в России так и не смогли добиться своих целей за последние 25 лет. Поэтому от традиционных принципов затягивания поясов ради ускользающей стабилизации следует переходить к альтернативной стратегии развития, заявил председатель научного совета Института экономики роста им. Столыпина Яков Миркин. В РФ так и не обеспечены финансовая, валютная и бюджетная стабильность. При этом сохраняются риски новой девальвации и ускорения инфляции. И повторять ошибки политики последних десятилетий сегодня не имеет смысла.

В правительственных документах закладывается инерционный сценарий, который гарантирует стране длительную стагнацию в третьем эшелоне мировой экономики, объясняет Титов. Альтернатива стагнации – это попытка реализовать Стратегию роста. Риски для этого курса существуют, но они несопоставимы с последствиями сохранения нынешней политики, говорит бизнес-омбудсмен. По его расчетам, правительственный бюджет на 2017–2020 годы сокращает расходы на экономические стимулы. И только эта мера снижает потенциальный ВВП страны примерно на 2,8%.

Академик Виктор Ивантер из Института народнохозяйственного прогнозирования видит другое отличие. «Аналитики при написании стратегий рискуют своей репутацией, чиновники рискуют чужими деньгами, а Стратегия роста написана предпринимателями, которые готовы рискнуть собственными деньгами», – сказал Ивантер. Его институт подтверждает точность всех расчетов, на которых построена новая стратегия.

Сценарий Стратегии роста – это удвоение ВВП к 2035 году. Программа предполагает три основных этапа: восстановление роста экономики до 2020 года (с ростом ВВП 3–3,5% в год), выход на высокие темпы роста в 2020–2025 годы (рост ВВП – 5–6%) и устойчивый рост до 2035 года с темпом в 3–3,5% ежегодно.

Восстановление экономики, по словам Титова, должно начаться с экономики «простых вещей» – через малый и средний бизнес, модернизацию действующих производств, «новую индустриализацию» и жилищное строительство.

«Для активизации инвестиционного процесса необходимы государственные инвестиции в объеме до 1,7 трлн руб. в год», – говорится в стратегии. По словам Титова, эти меры не повлекут за собой роста инфляции, так как составляют незначительную часть от общего объема расходов страны. Программа также предполагает снижение административного давления на бизнес – снижение количества плановых и неплановых проверок предприятий как минимум в два раза. Запланирована и судебная реформа, в рамках которой судебный корпус будет пополнен 1 тыс. адвокатов. А к 2025 году половина судей должны будут иметь опыт работы в адвокатуре или в прокуратуре.

Стратегия роста не предполагает повышения пенсионного возраста, по крайней мере до тех пор, пока средняя продолжительность жизни в РФ не достигнет 75 лет. Авторы стратегии считают ошибочными утверждения Кудрина и его коллег о грядущем дефиците рабочей силы (см. «НГ» от 10.02.17). На самом деле неэффективная занятость во всех сферах деятельности скрывает резерв не менее 10 млн человек.

Еще один важный элемент стратегии – это замораживание монопольных тарифов и последующее исключение из них так называемой инвестиционной составляющей. По словам коллег Титова, тарифы для конечных потребителей электроэнергии могут быть снижены в среднем на 27,8% только за счет сетевой составляющей.

Стратегия роста не предполагает резких изменений и не требует от населения пережидать период тяжелых реформ. Напротив, позитивные результаты для граждан появятся уже в краткосрочной перспективе. Бизнес-омбудсмен заявил, что не претендует на какие-либо государственные посты и с удовольствием вернулся бы в бизнес, если правительство и Алексей Кудрин воспримут Стратегию роста.

По словам Титова, в нынешней России можно добиться таких же быстрых позитивных результатов, как это было во времена премьерства Петра Столыпина. «Но наши власти не верят в нашу страну. Они не верят в возможность создания некоррупционных механизмов управления», – сокрушается бизнес-омбудсмен.

Титов призывает власти поверить в собственную страну

Столыпинцы записали в свои союзники Кудрина и все правительство

Академик Виктор Ивантер подтверждает правильность расчетов Стратегии роста. Фото РИА Новости

Авторы среднесрочной Стратегии роста во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым первыми представили для обсуждения свои рецепты оживления экономики. Другие конкурирующие документы – план действий правительства РФ и вариант стратегии от Кудрина – пока не готовы. Вчера Титов предложил правительству и Кудрину позаимствовать положения Стратегии роста для своих будущих разработок.

Подготовка Стратегии роста заняла около полутора лет и велась по прямому поручению президента Владимира Путина, подчеркивает бизнес-омбудмен Борис Титов. «В понедельник мы отправили презентацию правительству и президенту», – сообщил он. А во вторник авторы новой стратегии рассказали о ее принципиальных отличиях от правительственных программ и наработок Центра стратегических разработок Алексея Кудрина.

«Конец неолиберализма наступил в 2008 году. А его окончательный крах мы наблюдали в 2016 году», – объясняет ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. Поэтому новая стратегия роста в отличие от идей Кудрина или чиновников ЦБ и Минфина опирается на более современные принципы финансовой и промышленной политики.

Приверженцы политики финансовой и бюджетной стабилизации в России так и не смогли добиться своих целей за последние 25 лет. Поэтому от традиционных принципов затягивания поясов ради ускользающей стабилизации следует переходить к альтернативной стратегии развития, заявил председатель научного совета Института экономики роста им. Столыпина Яков Миркин. В РФ так и не обеспечены финансовая, валютная и бюджетная стабильность. При этом сохраняются риски новой девальвации и ускорения инфляции. И повторять ошибки политики последних десятилетий сегодня не имеет смысла.

В правительственных документах закладывается инерционный сценарий, который гарантирует стране длительную стагнацию в третьем эшелоне мировой экономики, объясняет Титов. Альтернатива стагнации – это попытка реализовать Стратегию роста. Риски для этого курса существуют, но они несопоставимы с последствиями сохранения нынешней политики, говорит бизнес-омбудсмен. По его расчетам, правительственный бюджет на 2017–2020 годы сокращает расходы на экономические стимулы. И только эта мера снижает потенциальный ВВП страны примерно на 2,8%.

Академик Виктор Ивантер из Института народнохозяйственного прогнозирования видит другое отличие. «Аналитики при написании стратегий рискуют своей репутацией, чиновники рискуют чужими деньгами, а Стратегия роста написана предпринимателями, которые готовы рискнуть собственными деньгами», – сказал Ивантер. Его институт подтверждает точность всех расчетов, на которых построена новая стратегия.

Сценарий Стратегии роста – это удвоение ВВП к 2035 году. Программа предполагает три основных этапа: восстановление роста экономики до 2020 года (с ростом ВВП 3–3,5% в год), выход на высокие темпы роста в 2020–2025 годы (рост ВВП – 5–6%) и устойчивый рост до 2035 года с темпом в 3–3,5% ежегодно.

Восстановление экономики, по словам Титова, должно начаться с экономики «простых вещей» – через малый и средний бизнес, модернизацию действующих производств, «новую индустриализацию» и жилищное строительство.

«Для активизации инвестиционного процесса необходимы государственные инвестиции в объеме до 1,7 трлн руб. в год», – говорится в стратегии. По словам Титова, эти меры не повлекут за собой роста инфляции, так как составляют незначительную часть от общего объема расходов страны. Программа также предполагает снижение административного давления на бизнес – снижение количества плановых и неплановых проверок предприятий как минимум в два раза. Запланирована и судебная реформа, в рамках которой судебный корпус будет пополнен 1 тыс. адвокатов. А к 2025 году половина судей должны будут иметь опыт работы в адвокатуре или в прокуратуре.

Стратегия роста не предполагает повышения пенсионного возраста, по крайней мере до тех пор, пока средняя продолжительность жизни в РФ не достигнет 75 лет. Авторы стратегии считают ошибочными утверждения Кудрина и его коллег о грядущем дефиците рабочей силы (см. «НГ» от 10.02.17). На самом деле неэффективная занятость во всех сферах деятельности скрывает резерв не менее 10 млн человек.

Еще один важный элемент стратегии – это замораживание монопольных тарифов и последующее исключение из них так называемой инвестиционной составляющей. По словам коллег Титова, тарифы для конечных потребителей электроэнергии могут быть снижены в среднем на 27,8% только за счет сетевой составляющей.

Стратегия роста не предполагает резких изменений и не требует от населения пережидать период тяжелых реформ. Напротив, позитивные результаты для граждан появятся уже в краткосрочной перспективе. Бизнес-омбудсмен заявил, что не претендует на какие-либо государственные посты и с удовольствием вернулся бы в бизнес, если правительство и Алексей Кудрин воспримут Стратегию роста.

По словам Титова, в нынешней России можно добиться таких же быстрых позитивных результатов, как это было во времена премьерства Петра Столыпина. «Но наши власти не верят в нашу страну. Они не верят в возможность создания некоррупционных механизмов управления», – сокрушается бизнес-омбудсмен.

Медведев подписал постановление о запрете повышения цен на услуги ЖКХ

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, направленное против необоснованного повышения цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции в регионах. Об этом он сам заявил на совещании по вопросу достижения национальных целей развития России в сфере экономики и жилищном секторе.

По словам Медведева,

этот документ позволит «более жестко контролировать цены на коммунальные услуги, не допускать их необоснованного увеличения выше уровня прогнозируемой инфляции».

В настоящее время для регионов и так устанавливаются предельные индексы роста платы за услуги ЖКХ, но есть ряд оснований, которые позволяют превышать данные индексы, что не всегда оправдано. По словам Медведева, теперь «таких оснований стало меньше».

Медведев уточнил, что регионы будут обязаны согласовывать подобные превышения индексов с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

По данным Росстата, в 2018 году жилищно-коммунальные услуги в России подорожали в среднем на 3,7%. Инфляция тогда составила 4,3%.

В этом году из-за повышения НДС с 18% до 20% было принято решение отказаться от индексации тарифов ЖКХ на 4% с 1 июля. Вместо этого тарифы было решено повысить дважды — на 1,7% в начале года и на 2,4% с 1 июля. По версии Минэкономразвития, это позволит удержать совокупное повышение тарифов ЖКХ в рамках целевого уровня инфляции.

А после принятого постановления «тарифные дисбалансы уже не получится просто так устранить, перекладывая издержки на жителей», заверил Медведев.

Весной прошлого года глава ФАС Игорь Артемьев отмечал, что большинство россиян переплачивает за услуги ЖКХ.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100% себестоимости. И все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем. Они на это дело содержат различного рода рестораны, дома отдыха для себя, охотничьи заимки», — говорил Артемьев.

Глава ФАС отмечал тогда, что примерно три четверти российских регионов переплачивают за предоставление ЖКУ, а остальные — около одной четверти — имеют заниженные тарифы.

«И как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее», — посетовал Артемьев.

В качестве примера он приводил ситуацию, когда один и тот же водоканал в одном и том же регионе имеет на один кубический метр воды тариф, различающийся в 54 раза. Аналогичные случае были зафиксированы и по тарифам на тепло, и по электроэнергии.

ФАС призывала навести порядок в этой ситуации и направляла массу поправок в законодательство.

Тарифы рассчитываются из себестоимости услуг ЖКХ, а итоговый платеж учитывает, в том числе, неэффективность органов власти и компаний, отмечал эксперт ОНФ Арсений Беленький. Он привел пример, когда у двух соседних домов платеж за тепло может отличаться в два раза, так как один дом подключен к ТЭЦ с тарифом 1300 рублей, а соседний к котельной с тарифом 2600 рублей.

Если бы органы власти занялись не снижением тарифов, а эффективным управлением регулируемыми отраслями, итоговый платеж граждан снизился бы, объяснил Беленький.

«Проблема в том, что тарифные комиссии в регионах сегодня подходят индивидуально к каждому коммунальному субъекту, что сказывается на разнице тарифов, при, в общем-то, одинаковых параметрах эксплуатации объектов и затрат на них. И сегодняшнее законодательство позволяет это делать. У кого лучше лоббистский ресурс — тот получает больший тариф», — полагает депутат Госдумы Дмитрий Ионин.

Ранее в интервью «Газете.Ru» депутат Госдумы Галина Хованская отмечала, что в России долги по ЖКХ уже достигли триллиона рублей.

Но граждане не главные неплательщики. Среди должников очень много бюджетных организаций, федеральных органов власти, в первую очередь, Министерство обороны – очень серьезный должник.

Интересно, что в прошлом году правительство РФ вернулось к идее введения соцнормы потребления электричества для россиян. После того, как пилотный проект с введением нормы килловатт-часов на человека в 2014 году обернулся серьезным ростом тарифов и критикой со стороны президента РФ, эта тема была отложена. В начале января слухи о ее возможном обсуждении в кабмине вызвали волну негодования, после чего вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что «вопрос закрыт».

«Гадать на кофейной гуще, вернемся мы или не вернемся (к обсуждению этого вопроса), бесполезно. Он закрыт», — подчеркнул Козак.

Источники:
http://www.ng.ru/economics/2017-03-02/4_6939_titov.html
http://www.gazeta.ru/business/2019/06/19/12425743.shtml
http://www.ng.ru/economics/2017-03-02/4_6939_titov.html

Ссылка на основную публикацию