Титов призывает к реформам в налоговой системе

Титов предложил реформу налоговой системы, которая разгонит рост ВВП до 3,2% к 2020 году

В 2017 — 2020 годах планируется переориентировать систему на задачи стимулирования экономического роста, в 2020 — 2025 годах авторы намерены ввести в налоговую систему новые механизмы.

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Бизнес-омбудсмен, лидер Партии роста и председатель президиума Столыпинского клуба Борис Титов предложил начать создание в России «умной» налоговой системы, которая позволит простимулировать экономический рост. Суммарный эффект от подобных налоговых изменений должен ускорить рост ВВП до 3,2% к 2020 году против официального прогноза в 2,2%. Это следует из «Концепции налоговой политики института экономика роста им. Столыпина П. А.» (копия документа есть в распоряжении ТАСС). Сегодня на Абалкинских чтениях, которые проходят на площадке Вольного экономического общества, Институт экономики роста им. Столыпина представил свою концепцию налоговой политики — составную часть более масштабной программы «Стратегия Роста», которая ранее была представлена президенту РФ как одна из стратегий развития страны на перспективу. Раньше налоговая составляющая этой программы нигде не публиковалась.
«Налоговая нагрузка на бизнес (особенно малый и средний) в России выше среднемирового уровня, по нагрузке на фонд оплаты труда среднемировое значение превышено более чем в два раза. Высокие налоги выдавливают малое и среднее предпринимательство [МСП] в теневой сектор, крупные компании — в офшоры, а также ведут к огосударствлению экономики, поскольку государственный сектор может компенсировать налоги за счет повышения тарифов/сокращения дивидендов и пр. Нет тонкой настройки ставок налогов, слабо учитываются доходности в различных отраслях», — отмечается в материалах.
Текущую налоговую политику России авторы концепции называют «довольно примитивным инструментом по изъятию средств из экономики в пользу консолидированного бюджета», который «выполняет только фискальную функцию и порождает/усугубляет ряд проблем экономики».
Несмотря на низкий плоский НДФЛ (налог на доходы физических лиц), персональные налоги также значительно выше среднемировых, так как социальные взносы, воспринимаемые населением как налог — одни из самых высоких в мире, очень высоко неравенство доходов, отмечают эксперты.
Бюджетная система централизована, муниципальные и региональные власти поставлены в зависимость от межбюджетных трансфертов, что лишает их мотивации к созданию условий для развития бизнеса.
Решать проблемы предлагается в два этапа.
Первый этап
На первом этапе в 2017 — 2020 годы запланировано, не меняя структуру системы, переориентировать ее с краткосрочных фискальных целей на задачи стимулирования экономического роста. В частности, при помощи налоговых льгот предлагается снизить общую налоговую нагрузку на бизнес до 35% от прибыли, создать условия для выхода бизнеса из тени, роста МСП, простимулировать модернизацию предприятий и повышение производительности труда.
Отдельная группа мер направлена на перераспределение доходов между различными уровнями бюджетов, создание у местных властей стимулов к привлечению инвестиций. Предлагается, в частности, весь прирост налоговых поступлений от микро- и малого бизнеса, зачисляемых в региональный бюджет, оставлять в муниципальном бюджете. Дать субъектам РФ право в дополнение к акцизам вводить налог с продаж на алкогольную и табачную продукцию. Поступления от налога с продаж предполагается распределять между региональными и муниципальными бюджетами в пропорции 50% на 50%.
Наконец, смягчать неравенство в доходах населения предлагается, в числе прочего, решать при помощи реформы НДФЛ: заработную плату ниже прожиточного минимума налогом не облагать вовсе, а доходы физлиц свыше 1 млн руб. в месяц, напротив, облагать НДФЛ по повышенной ставке в 23%. При этом распределение поступлений от НДФЛ также предлагается изменить: 50% направлять в муниципальные (по указанному работником месту жительства), 50% в региональные бюджеты.
По замыслу авторов, экономический рост, который станет следствием мер первого этапа, приведет к увеличению налогооблагаемой базы. Ожидается дополнительный приток инвестиций в размере 1,5-2 трлн руб. в год, благодаря чему дополнительный прирост ВВП может составить 0,7 п.п. в год на первом этапе (2017 — 2020 годы) и 1,4 п.п. — на втором этапе (2020 — 2025 годы). Создатели концепции подсчитали, что к 2020 году рост ВВП благодаря этим мерам может ускориться до 3,2% против 2,2% прогноза Минэкономразвития.
Второй этап
Второй этап реформы в 2020 — 2025 годах, считают авторы «Стратегии Роста», должен быть посвящен «тонкой настройке» налоговой системы, введению в нее новых механизмов. Но тут же предупреждают — заниматься этим есть смысл не раньше, чем будут достигнуты ключевые показатели по стимулированию экономического роста. Второе необходимое условие — это создание информационно-аналитической системы под условным названием «Электронная экономика 1.0». Единая база, оперирующая данными ФНС, ФТС, Казначейства и внебюджетных фондов, должна будет демонстрировать структурные характеристики экономики (добавленная стоимость, выручка, прибыль, оплата труда и т.д.), предоставляя их в обезличенном агрегированном виде с учетом норм НК РФ о налоговой тайне.
Новая налоговая система, основанная на анализе Big Data (больших данных), должна стать более гибкой, чем нынешняя. Ее задача — диверсификация фискальной нагрузки, в частности, изъятие сверхнормативной прибыли в отдельных секторах или регионах и одновременно — налоговое стимулирование тех секторов и регионов, которые имеют особое значение для долгосрочного роста, решения социальных задач.
В числе прочих мер предлагается ввести налог с продаж (НСП), разделив его на федеральную и региональную части. Для депрессивных и перспективных регионов региональная часть может быть выше, для развитых и высокодоходных — ниже. Этот показатель может меняться и в зависимости от вида товара. От социальных товаров в региональном бюджете остается больше, от предметов роскоши и вредного потребления основная часть НСП, наоборот, уходит в федеральный бюджет. Регион, в свою очередь, тоже может варьировать свою часть ставки на определенные товары в зависимости от задач региональной политики.
Кроме этого, на втором этапе предлагается вернуть единый социальный налог (ЕСН), приурочив отмену страховых платежей в социальные фонды к реформе пенсионной системы, нацелив ее на стимулирование частных пенсионных накоплений. Например, ввести правило: на 1 руб., перечисляемый сотрудником в накопительную пенсию, 1 руб. вычитается из налогооблагаемой базы НДФЛ и 1 руб. платится работодателем и относится на затраты по налогу на прибыль (но не более 10% от прибыли на всех работников).
Налоги на природную ренту на втором этапе предлагается перенастроить так, чтобы стимулировать низкие цены на сырье на внутреннем рынке.

Борис Титов предлагает новую фискальную реформу

Налоговый маневр Минфина не устраивает бизнес

Бизнес-омбудсмен Борис Титов перечислил президенту наболевшие проблемы предпринимателей. Фото РИА Новости

Бизнес-омбудсмен Борис Титов подготовил для президента Владимира Путина свой ежегодный доклад по защите прав предпринимателей. В нем уполномоченный по правам предпринимателей обращает внимание президента на слишком высокую фискальную нагрузку в РФ. «Она препятствует росту производительности труда и появлению новых рабочих мест, способствуя росту теневой экономики», – подчеркивает Титов, предлагая в качестве решения проблемы снизить ставку страховых взносов вместе с НДС. Подобное предложение идет вразрез идеи Минфина, ранее предлагавшего снижение страховых взносов с одновременным повышением налога на добавленную стоимость.

«Новая налоговая политика должна быть нацелена на увеличение налоговых поступлений в бюджет не за счет повышения ставок и изъятия денег из экономики, а за счет расширения налоговой базы», – говорится в докладе бизнес-омбудсмена. Расширить же налоговую базу можно путем увеличения деловой активности и количества предприятий, роста производительности труда, диверсификации экономики.

Одно из предложений бизнес-омбудсмена, представленного президенту, касалось возможного снижения совокупной ставки страховых взносов и НДС. Потенциал снижения первой – 10 процентных пунктов (п.п.), НДС – на 6 п.п. Таким образом, следует из доклада, страховые взносы могут быть снижены до 20%, а НДС – до 12%. На сегодняшний день ставка страховых взносов в РФ составляет 30% от фонда оплаты труда, ставка НДС – 18%.

Авторы доклада свою идею прямо противопоставляют обсуждаемому сейчас в правительстве так называемому налоговому маневру 22/22, ранее предложенному Минфином. Он, в частности, предполагает снижение совокупной ставки страховых взносов с одновременным увеличением НДС. Обе эти ставки предлагается установить на уровне 22%.

Высокие налоги не единственное, что беспокоит авторов доклада. Как отмечается в документе, высокая доля теневой экономики делает российскую юрисдикцию менее привлекательной для иностранных инвесторов и приводит к снижению конкурентоспособности легальных производителей и продавцов по отношению к тем, кто действует с использованием незаконных схем. Однако «любые меры по ужесточению регулирования той или иной отрасли в отрыве от мер по созданию благоприятной бизнес-среды, как правило, оказывают влияние исключительно на игроков, действующих в правовом поле», подчеркивают авторы.

При этом на сегодняшний день только в табачной продукции доля контрафактной достигает 35–40%. «Что наносит урон бюджету РФ, не говоря уже о качестве фальсификатов и количестве подпольных производств», – говорится в докладе.

Серьезно недовольны предприниматели и текущими тарифами естественных монополий. По их оценкам, они завышены как минимум на треть. «Проблема в модели тарифообразования: в цены монополий включается максимум затрат, в том числе неэффективных. В результате в некоторых регионах тарифы растут быстрее инфляции. При этом мотивации к повышению эффективности у монополий нет, так как тарифы растут ежегодно», – сообщают авторы доклада. В качестве решения они предлагают нормировать затраты монополий, сменить метод тарифообразования так, чтобы формировать тарифы только на федеральном уровне и устанавливать их сразу на шесть лет. Заметим, проблема тарифов звучит и в программе Столыпинского клуба (см. «НГ» от 30.03.17).

Волнует Бориса Титова и нехватка железнодорожной инфраструктуры. «Не хватает дорог, а на существующих много «узких мест», новые же строятся медленно. В результате пути общего пользования перегружены, а услуги РЖД не соответствуют запросам потребителей», – следует из текста.

В качестве же поддержки бизнеса в аппарате уполномоченного выступают за введение страхования средств малого и среднего бизнеса на 5 млн руб. Кроме того, за расширение и продление еще на три года «надзорных каникул» для предприятий. В частности, следует из текста документа, в ряде регионов «надзорные каникулы» привели к снижению числа плановых проверок компаний малого бизнеса почти в два раза. «Большинство опрошенных уполномоченных полагают, что мораторий на проведение плановых проверок не создал новых рисков», – сообщает бизнес-омбудсмен.

Что же касается крупного бизнеса, то для богатых граждан и частных инвесторов уполномоченный по правам предпринимателей предлагает ввести специальный налоговый режим. «Целесообразно введение в России (в целом или на отдельных территориях – ТОР и т.п.) специального налогового режима, направленного на привлечение и удержание в РФ состоятельных физических лиц, потенциальных инвесторов», – цитируют доклад СМИ. Согласно такому режиму, у физлица будет право уплачивать фиксированный налог на сумму заранее согласованного с налоговым органом вмененного дохода, полученного от источников за пределами РФ. При этом вмененный доход от зарубежных источников, по мнению авторов доклада, может быть установлен в твердой сумме, которая будет регулярно индексироваться или рассчитываться на основании усредненных данных о задекларированном зарубежном доходе налогоплательщика за последние три–пять лет. «Либо она может рассчитываться на основании данных налогового органа о доходах иных физлиц, обладающих состоянием, сопоставимым по размеру с состоянием налогоплательщика, претендующего на переход на данную систему», – предлагают они.

«Действующая модель стимулирования деофшоризации пока не предусматривает в отличие от международной практики дифференциации подходов к физическим и юридическим лицам. Это неизбежно повлечет за собой отток потенциальных частных инвесторов и граждан с высоким доходом в другие юрисдикции», – предупреждают авторы.

Сегодняшний доклад Бориса Титова является настоящим «голосом бизнеса», сообщают эксперты «НГ». «Уменьшение объема и разнообразия отчетности, снижение контрольно-надзорного давления на бизнес, упрощение административных процедур, регулирование тарифов естественных монополий, развитие инфраструктурных проектов – все эти вопросы уже давно требуют решения на федеральном уровне. И появление доклада бизнес-омбудсмена еще раз напоминает, что основная задача экономической политики государства заключается именно в поддержке развития российских экономических субъектов, а не в повышении налогового давления на бизнес и создании преференций для отдельных государственных холдингов», – говорит директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов.

Однако претворить в жизнь хотя бы часть положений доклада будет не так-то просто, полагают эксперты. «К примеру, доклад омбудсмена заключает в себе некую долгосрочную программу развития законодательства и экономики, в то время как надзорным органам и министерствам нужно отчитываться о результативности своей работы не в перспективе трех–пяти лет, а уже сейчас. А принципы оценки эффективности работы служб, надзорных органов и ведомств по-прежнему строятся на принципах оценки числа выявленных нарушений. Если сократится число проверок, сократится и число выявляемых нарушений, а чем меньше нарушений выявлено, тем ниже оценка эффективности работы надзорного органа», – обращает внимание аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Даже если сократится число плановых проверок, оно будет компенсировано числом внеплановых, уверен гендиректор компании «Форум» Роман Паршин.

«Или, например, обещание не повышать налогового бремени для бизнеса. Нет проблем: налоги не растут, однако при этом налоговые поступления в федеральный бюджет за первые четыре месяца 2017 года выросли на 39%, до 3,1 трлн руб. за счет снижения объема возмещения НДС, ужесточения ответственности за уклонение от уплаты налогов и исков о банкротстве должников. Проблем стало меньше? Снова нет», – продолжает Яковенко.

В теории и снижение страховых взносов должно помочь бизнесу, но на практике недополученные бюджетом средства чиновники будут как-то компенсировать, что опять-таки не упростит жизнь предпринимателей, заключает он. «Надеяться на то, что будут приняты какие-то прорывные предложения, не стоит: приближаются выборы, и все внимание властей будет сосредоточено на крупных социальных проектах», – соглашается Роман Паршин.

Некоторые эксперты упрекают бизнес-омбудсмена в лоббировании интересов в первую очередь западных инвесторов, а не отечественного бизнеса. «В каких-то моментах Титов недостаточно решителен, в каких-то слишком увлекается интересами крупных компаний и западных инвесторов. Но у нас есть свои компании и свой малый и средний бизнес. Нужно сосредоточиться на поддержке своего реального сектора экономики», – рассуждает депутат Госдумы Михаил Щапов.

«На мой взгляд, это не предложения, а лишь дежурные рассуждения на тему, которые кочуют из одной презентации в другую на протяжении многих лет», – говорит начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Однако в плане предложений по фискальной сфере обращают на себя внимание необходимость страховых снижения платежей на фонд оплаты труда до 20%, продолжает ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман. «Это позволило бы и увеличить белые доходы людей, уменьшить их уход в тень, и повысить прибыльность компаний, и стимулировать рост производительности труда. Более высокий экономический рост привел бы не к уменьшению, а к увеличению поступлений в бюджеты», – подчеркивает он.

Бизнес-омбудсмен Титов и Институт экономики роста призывают изменить систему обращения с отходами

МОСКВА, 9 октября, ФедералПресс. Существующие в различных регионах России нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) сильно различаются между собой.

Об этом заявил сегодня уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов.

По его словам, в регионах нормативы образования ТКО для продовольственных магазинов разнятся между собой в 248 раз, для супермаркетов – в 120 раз, для автомастерских – в 661 раз, для продовольственных рынков, для кафе и ресторанов – в 130 раз. В результате плата за вывоз ТКО руководители компаний в стоимость продаваемых ими товаров и продуктов питания.

Как отметила директор Института экономики роста имени П. Столыпина Анастасия Алехнович, в 2018 году образование ТКО в России достигало в среднем 100,027 тыс. тонн в день, тогда как в Германии – 127,816 тысяч, во Франции – 90,493 тысяч, в США – 624,7 тысяч. Однако степень переработки отходов в России достигала 7 %, в Германии же – 47 %, Франции – 21 %, а в США – 23,8 %. Очевидно сильное отставание России от развитых стран по уровню утилизации отходов.

Алехнович констатировала, что реализуемая в России мусорная реформа отличается рядом недостатков. Среди них – отсутствие экономической обоснованности для нормативов накопления ТКО и тарифов услуг региональных операторов, на которых возложены сбор и переработка мусора, отсутствие видимых результатов в сфере раздельного сбора отходов и строительства заводов по их утилизации.

Кроме того, сегодня действует экономическая модель, согласно которой региональные операторы платят владельцам полигонов за прием и складирование ТКО. Следовательно, у них нет мотивации для вывоза отходов на легальные свалки, из-за чего они часто просто выбрасывают накопленный в непредусмотренных для этого местах.

Также в России не хватает современных мусоросортировочных станций и мусороперерабатывающих заводов.

Именно поэтому необходимо в корне изменить вектор реализации мусорной реформы, сделав ее основным звеном хабы по приемке, сортировке и переработке. Такие хабы, по словам Анастасии Алехнович, должны платить сборщикам за привезенные отходы, причем тарифы можно устанавливать различные в зависимости от их состояния: за несортированные отходы можно устанавливать более низкие тарифы, за сортированные – более высокие.

В результате хабы будут напрямую заинтересованы в поиске оптимального способа переработки и утилизации отходов: часть из них может быть использована для производства полезных изделий (резиновых покрытий, пластика, крафтовой бумаги), часть же – сожжена или спрессована и захоронена на специальных полигонах.

Для полноценной работы мусорной реформы и появления хабов необходимо предоставить налогоплательщикам льготы: так, звучат предложения о финансовой поддержке предприятий, непосредственно связанных с процессом переработки отходов, и снижении налоговой нагрузки на предпринимателей на сумму, эквивалентную затратам на внедрение перерабатывающих технологий. В числе прочих возможных послаблений – отмена НДС на переработанные товары. Помимо стимулирования руководства компаний можно также организовать систему покупки у населения стекла, бумаги и пластика путем налогового вычета. Внедрение раздельного сбора невозможно также без единой классификации отходов.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Источники:
http://www.ng.ru/economics/2017-05-24/4_6995_titov.html
http://fedpress.ru/news/77/ecology/2335982
http://www.ng.ru/economics/2017-03-02/4_6939_titov.html

Ссылка на основную публикацию