Территориальные налоговые органы займутся крупнейшими налогоплательщиками

ВАС защитил крупнейших налогоплательщиков

Константин Сасов,
юрист ОАО «Кольская ГМК»

До недавнего времени крупнейшие налогоплательщики были обязаны администрироваться исключительно в специальных межрайонных инспекциях ФНС РФ. Однако решение Высшего Арбитражного Суда изменило существовавший порядок. Как теперь должны поступать эти компании?

Высший Арбитражный Суд вынес решение по заявлению трех российских нефтяных компаний (N 7448/04 от 25 ноября 2004 года). Предметом рассмотрения стал Порядок определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков-российских организаций (Приказ МНС РФ от 31 августа 2001 года № БГ-3-09/319).

В своем решении суд признал абзацы 7 и 9 Порядка частично недействующими, поскольку они противоречат пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. В частности, судьи сочли незаконным предписание для межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (далее – инспекции по КН) направлять им Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (далее – КН). Также инспекции по КН больше не имеют права признавать недействительным Свидетельство о постановке КН на учет в налоговом органе по его месту нахождения на территории России.

Затратная обязанность

Оспаривая указанный нормативный акт, заявители ссылались на то, что обжалуемый нормативный акт существенно увеличивает их налоговые обязанности. Они доказывали, что указанные документ нарушает их право подвергаться налоговому администрированию по месту своего нахождения. Более того, его применение причиняло им убытки, связанные с территориально удаленным налоговым администрированием.

Действительно, инспекции по КН полностью принимали на себя налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками. Так, они самостоятельно снимали КН с налогового учета в инспекциях по месту их нахождения и ставили на учет у себя. Также они обязывали КН сдавать только им всю налоговую отчетность и уплачивать все налоги на специально указанные счета по месту своего нахождения.

Следует отметить, что инспекции по КН расположены в крупных городах вдали от проверяемых субъектов. При этом свою контрольную работу они вели по принципу: «не проверяющий должен приближаться к проверяемому, а проверяемый – к проверяющему». Из-за этого крупнейшие налогоплательщики несли дополнительные финансовые, трудовые и временные затраты. В отличие от других компаний, они вынуждены были тратиться на междугородние почтовые отправления и телефонные звонки. Им было сложнее направить дополнительные документы для камеральной проверки в рамках предельных сроков. Кроме того, простой вызов в налоговый орган превращался в служебную командировку.

Крупнейшие, но равные

Оценив доводы заявителей, Высший Арбитражный Суд пришел к заключению, что с порный приказ ФНС не возлагает на налогоплательщиков каких-либо обязанностей. Этот ключевой вывод Суда означает, что на крупнейших налогоплательщиков Кодекс распространяется без каких-либо ограничений и изъятий . Вторым ключевым выводом Суда стало заключение о том, что КН должны оставаться на учете в налоговом органе по месту своего нахождения.

Значение этого судебного акта трудно переоценить. Он должен придать налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков правовые очертания и снять с них неоправданные расходы. При этом их взаимоотношения с инспекциями по КН претерпят существенные изменения. Попробуем понять, как они будут строиться теперь.

Ситуацию, при которой налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах, Кодекс предусматривает (ст. 83 НК РФ). При этом закон не указывает, какой из налоговых органов будет являться «главным администратором».

Налогоплательщики обязаны уплачивать установленные налоги и представлять по ним декларации в налоговый орган по месту учета (пп. 1.1, 1.4 ст. 23 НК РФ). Соответствующие главы второй части НК РФ определяют, в какой налоговый орган налогоплательщик должен сдавать налоговые декларации, на какой территории и в какой бюджет ему следует уплачивать налоги (см. таблицу).

Места подачи налоговых деклараций и уплаты основных налогов

Вид налога

Место подачи налоговой декларации

Место уплаты налога

По месту учета организации (п. 5 ст. 174 НК РФ)

По месту учета организации (п. 5 ст. 174 НК РФ)

Акцизы

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 5 ст. 204 НК РФ)

По месту производства, реализации (передачи) акцизных товаров; по месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 4 ст. 204 НК РФ)

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (пп. 7, 8 ст. 243 НК РФ)

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 8 ст. 243 НК РФ)

налог на прибыль

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 1 ст. 289 НК РФ)

По месту нахождения организации и обособленных подразделений (п. 1 ст. 288 НК РФ)

По месту нахождения организации (п. 1 ст. 345 НК РФ)

По месту нахождения участка недр или по месту нахождения организации (п. 2 ст. 343 НК РФ)

Транспортный налог

По месту нахождения транспортного средства (ст. 363 НК РФ)

По месту нахождения транспортного средства (ст. 363 НК РФ)

Налог на имущество

По месту нахождения организации, обособленных подразделений, имущества (п. 1 ст. 386 НК РФ)

По месту нахождения организации, обособленных подразделений, имущества (ст. 383, 384, 385 НК РФ)

Нужны ли «крупнейшие» инспекции?

Какие же контрольные функции остаются у инспекций по крупнейшим налогоплательщикам? Во-первых, они вправе проводить выездные налоговые проверки КН, однако только непосредственно на проверяемых объектах. Кроме того, инспекции по КН могут проводить встречные налоговые проверки. Это право должно реализовываться только в связи с выездной или камеральной проверкой другого налогоплательщика.

Особо следует подчеркнуть, что статья 93 Налогового кодекса не предусматривает право налогового органа истребовать документы у налогоплательщика вне рамок налоговой проверки. Следовательно, такие запросы КН имеет право не исполнять (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Подобное сужение функций инспекций по КН ставит под вопрос целесообразность их существования. Указанные функции вполне могут быть реализованы местными и региональными налоговыми органами без создания отдельной структуры. Однако этот вопрос решать уже не крупнейшим налогоплательщикам, а Федеральной налоговой службе России.

Административный беспредел прекращен

За комментариями по этому вопросу редакция журнала «Консультант» обратилась к Сергею Пепеляеву, управляющему партнеру юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Сергей Геннадьевич долгое время занимался проблемами налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков.

– Сергей Геннадиевич, как бы Вы могли прокомментировать решение ВАС РФ от 25 ноября 2004 года № 7448/04?

– Решение ВАС – это очень важный шаг в правильном направлении. Ведь что у нас получалось: Министерство по налогам и сборам создало неконституционные органы – межрегиональные инспекции (МРИ). Дело в том, что Конституция РФ предусматривает всего два вида государственных органов: федеральные и территориальные. И последние должны иметь некую территориальную ограниченость своих полномочий.

В Налоговом кодексе четко прописано: к федеральным органам относится только сама Федеральная налоговая служба, остальные органы являются территориальными. В то же время МРИ реализуют свои полномочия в рамках конкретных отраслей – то есть на территории всей России. Таким образом, они являются федеральными органами, а значит были созданы незаконно.

Кроме того, статья 83 НК РФ предусматривает четыре основания для регистрации налогоплательщика. Это место его нахождения, а также место нахождения его имущества, обособленных подразделений и транспортных средств. В той же статье сказано, что Минфин вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Однако анализ этого положения говорит о том, что эти особенности касаются только порядка регистрации, а никак не изменения оснований для нее. Тем не менее МНС ввело пятое основание – принадлежность налогоплательщика к крупнейшим. То есть крупнейшие должны были регистрироваться в МРИ, сдавать только в них свою отчетность и т. д. Мне известны примеры, когда эту отчетность приходилось доставлять буквально специальными самолетами. Иначе, как административным беспределом, это назвать нельзя.

– И что же изменил Высший Арбитражный Суд?

– Согласно его решению, может быть хоть десять оснований для регистрации, но они должны носить только вспомогательный характер. То есть налогоплательщик должен оставаться на учете в региональной налоговой инспекции. Только с ней он должен иметь правовые отношения: сдавать отчетность, отвечать на запросы, подвергаться проверкам и т. п. Остальные же налоговые органы, желающие получить информацию о налогоплательщике, должны общаться исключительно с данной налоговой инспекцией.

– Как Вы думаете, какие последствия повлечет это решение?

– Крупнейшие налогоплательщики, находящиеся в регионах, должны будут встать на учет в своих налоговых инспекциях. Исключение здесь будут составлять только крупнейшие налогоплательщики Москвы, так как для них расположенные в столице МРИ являются и региональными.

– На Ваш взгляд, теперь порядок налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков не нарушает их законных прав?

– Да, думаю, что не нарушает.

– А какая судьба ожидает теперь межрегиональные инспекции ФНС?

– Они смогут теперь выступать только как методические центры, поставщики кадров для других подразделений ФНС. Наличие отраслевых управлений налоговых органов может расцениваться только положительно. Однако следует еще раз подчеркнуть, что сам факт существования межрегиональных инспекций не соответствует Конституции.

Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.08.2014 2014-08-11

Статья просмотрена: 4845 раз

Библиографическое описание:

Вакуленко К. Э. Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 129-130. — URL https://moluch.ru/archive/72/12316/ (дата обращения: 20.11.2019).

Крупнейшие налогоплательщики — крупные организации-налогоплательщики, которые по показателям финансово-экономической деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории крупнейших (критерии отнесения закреплены в приказе ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3–06/308@). Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений. Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в РФ создаются отраслевые межрегиональные инспекции на федеральном уровне (далее — Межрегиональные инспекции) и межрайонные инспекции на региональном уровне (далее — Межрайонные инспекции) по крупнейшим налогоплательщикам. Создание таких инспекций позволяет обеспечить качественное обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и рост доходов государства.

Ежегодно контрольным управлением ФНС России формируется Список организаций — крупнейших налогоплательщиков. Организации, переставшие удовлетворять установленным ФНС России критериям и исключенные из данного списка, продолжают считаться крупнейшими налогоплательщиками в течение трех лет. При постановке на учет организации — крупнейшего налогоплательщика выполняются следующие действия:

1) присваивается новый код причины постановки на учет (КПП);

2) вносятся данные в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН);

3) выдается организации «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика». В нем указывается оставшийся без изменения идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), новый КПП и код из общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) (с 1 января 2014 года — код из Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКВЭД)) [2].

До постановки на учет в Межрегиональной инспекции крупнейшие налогоплательщики подлежат налоговому администрированию в Межрайонной инспекции. Если в субъекте РФ не существует Межрайонной инспекции, то налоговое администрирование данных организаций осуществляется в налоговом органе по месту нахождения.

При постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в Межрегиональной или Межрайонной инспекции он не снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения [3].

Для проведения налоговыми органами камеральной налоговой проверки крупнейшие налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде [1].

Если крупнейший налогоплательщик состоит на учете в Межрегиональной инспекции, но расположен в другом субъекте РФ, либо имеет обособленные подразделения, находящиеся в других регионах, то региональные и местные налоги уплачиваются организацией в налоговый орган по месту нахождения, а налоговая декларация представляется по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика [3].

Срок проведения выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков — два месяца, но по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до четырех или шести месяцев.

Выездной контроль крупнейших налогоплательщиков федерального уровня должен проводиться раз в два года, а регионального значения — раз в три года. Проверкой охватываются три календарных года деятельности организации [1].

Основной принцип проверки данной категории налогоплательщиков — проверка организации в целом, включая зависимые компании, наиболее значимых контрагентов и организации, выделившиеся из структуры крупнейшего налогоплательщика с активами или имуществом.

В налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков важное место занимают сотрудники, проводящие проверку. Проверка промышленного предприятия требует очень высокой специфической подготовки, и инспекторам недостаточно хорошего знания налогового законодательства. Необходимо в рабочий процесс деятельности Межрегиональных и Межрайонных инспекций внедрить регулярный учебный процесс с привлечением преподавателей горных институтов, представителей нефте- и газодобывающих предприятий и т. п. [5].

Одним из недостатков Межрегиональных инспекций является то, что они создаются на основе субъектного отраслевого принципа. Это выражается в том, что они контролируют налогоплательщиков, занятых в определенной отрасли производства, а не расположенных или осуществляющих деятельность на какой-либо территории. В связи с этим налогоплательщики выражают свое недовольство: «Почему находящиеся на Дальнем Востоке, в Сибири крупные организации вынуждены состоять на учете в Межрегиональных инспекциях, расположенных в Москве, и нести потери, связанные с необходимостью направлять в Москву документацию, отчетность, сотрудников в командировки и т. д.?» [4].

Решением данной проблемы может стать администрирование всех крупнейших налогоплательщиков Межрайонными инспекциями с возможностью при необходимости увеличения их количества и деления по отраслям.

Еще одним недостатком налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является недостаточное регламентирование в налоговом законодательстве. Весь процесс администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков регулируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России, которые постоянно изменяются. В НК РФ ни один принципиально важный вопрос не раскрыт по существу.

Для урегулирования этого вопроса необходимо внести в НК РФ следующие изменения:

1) в статье 19 «Налогоплательщики и плательщики сборов» первой части НК РФ раскрыть понятие «крупнейший налогоплательщик»;

2) в главе 14 «Налоговый контроль» первой части НК РФ отразить особенности учета и контроля крупнейших налогоплательщиков, касаемые, в частности периодичности проведения выездных налоговых проверок, правил учета обособленных подразделений и т. п.

Из-за сложной структуры «самых прибыльных» налогоплательщиков, колоссальных потоков денежных средств, масштабного документооборота, осуществления огромного количества хозяйственных операций, наличия партнерских отношений с различными фирмами для крупнейших налогоплательщиков становится возможным применение различных налоговых схем, позволяющих снижать налоговое бремя. Поэтому специализированные инспекции являются необходимым условием полной и точной работы налоговых органов.

Межрегиональные инспекции ФНС России

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (Межрегиональная инспекция, МРИ) представляет собой территориальный орган ФНС России, входит в единую централизованную систему налоговых органов, находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна.

МРИ осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства РФ крупнейшими налогоплательщиками в определенной сфере.

В своей деятельности МРИ руководствуется теми же нормативными актами Правительства РФ Президента РФ, что и ФНС России.

Межрегиональная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

В установленной сфере деятельности Межрегиональная инспекция осуществляет следующие полномочия.

  • 1. Осуществляет контроль и надзор за:
    • • соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей крупнейшими налогоплательщиками;
    • • осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
  • 2. Ведет в установленном порядке:
    • • учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Межрегиональной инспекции;
    • • учет (по каждому крупнейшему налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций.
  • 3. Выдает в установленном порядке свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, налогоплательщикам, состоящим на учете в Межрегиональной инспекции.
  • 4. Осуществляет:
    • • мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;
    • • организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;
    • • анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем.
  • 5. Бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) крупнейших налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.
  • 6. Осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов.
  • 7. Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
  • 8. Представляет в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы РФ по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.
  • 9. Осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Межрегиональной инспекции и реализацию возложенных на нее функций.
  • 10. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.
  • 11. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Межрегиональной инспекции.
  • 12. Организует профессиональную подготовку работников Межрегиональной инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
  • 13. Обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы в Межрегиональной инспекции.
  • 14. Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Межрегиональная инспекция в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • • запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
  • • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.
  • • давать крупнейшим налогоплательщикам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • • применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, в целях пресечения фактов нарушения законодательства РФ.

Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель Межрегиональной инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Межрегиональную инспекцию задач и функций.

Руководитель Межрегиональной инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя Межрегиональной инспекции.

Межрегиональная инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

Финансирование расходов на содержание Межрегиональной инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Межрегиональная инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Актуальные вопросы налогового контроля крупнейших налогоплательщиков Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданкевич Е.В.

Статья посвящена одной из самых значимых и сложных в деятельности налоговых органов теме выездной налоговой проверке . Рассмотрены актуальные вопросы, связанные с проведением налогового контроля с точки зрения особенностей выездного контроля крупнейших налогоплательщиков.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богданкевич Е.В.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы налогового контроля крупнейших налогоплательщиков»

актуальные вопросы налогового контроля крупнейших налогоплательщиков

е. в. богданкевич,

преподаватель кафедры налогов и налогообложения E-mail: Kafedra.nalogi2@mail.ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Статья посвящена одной из самых значимых и сложных в деятельности налоговых органов теме – выездной налоговой проверке.

Рассмотрены актуальные вопросы, связанные с проведением налогового контроля с точки зрения особенностей выездного контроля крупнейших налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоговый контроль, выездная налоговая проверка, система планирования, холдинг, холдинговая структура, контрагенты крупнейшего налогоплательщика, территориальные налоговые органы.

Текущая ситуация в экономике, вызванная финансово-экономическим кризисом, и снижение на этом фоне доходов бюджета требуют от Федеральной налоговой службы поиска новых подходов в работе. С начала второго полугодия 2008 г. экономика страны ощутила влияние мирового финансового кризиса. Снизились основные показатели социально-экономического развития, выросло число убыточных предприятий, массовый характер приобрели тенденции к сокращению персонала, временной остановке производства, сокращению заработной платы. В этих условиях прежние подходы к контрольной работе налоговых органов потребовали корректировки. Основной задачей стали поиски решений, которые позволили бы, не снижая зоны налогового контроля, обеспечить баланс интересов государства и бизнеса.

В современной российской экономике холдинги являются самой распространенной и самой эффективной формой предпринимательской деятельности. При этом все используемые холдингами способы оптимизации налогообложения (трансфер-

тные цены, искусственное перемещение налоговой базы) государство стремится проконтролировать и при возможности свести на «нет». В то же время очевидно, что до тех пор, пока вопросы налоговой оптимизации не будут законодательно урегулированы, холдинги по-прежнему будут применять эти способы, находясь в границах правового поля.

В сложившейся практике под холдингом подразумевается группа компаний, ведущих согласованную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями собственности и экономической зависимости. Преимущества холдинговой структуры обеспечили ее популярность в России (более гибкая защита активов в сочетании с оптимальной налоговой нагрузкой, а также оперативность управления при осуществлении разнородных видов деятельности).

Главной функцией налоговых органов является контроль, а основной формой контроля — проверки. Наибольшее количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении выездных налоговых проверок. При налоговых проверках наиболее ярко проявляются интересы, а вместе с ними и самые существенные проблемы взаимоотношений налогоплательщика и государства. Именно эффективное решение возникающих проблемных вопросов налоговой службой вместе с корректным, обоснованным поведением в конфликтной ситуации является безусловным показателем качества государственной службы. Вместе с тем задачи контроля не ограничиваются выявлением нарушений и разрешением конфликтов.

финансы и кредит

Идея особого отношения к крупнейшим налогоплательщикам России с точки зрения налогового контроля, мониторинга и анализа их налоговой базы заслуживает не только внимания, но и активного применения в налоговой практике. Уже всем стало ясно, что в условиях функционирования низовой налоговой инспекции по объективным причинам невозможно провести качественный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с разветвленной структурой и большим количеством аффилированных лиц.

Полноценный контроль (при наличии информации о структуре и финансовых потоках всего холдинга, подчас собранной с территории всей России) возможен только со стороны специализированных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Методика проведения выездной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков является

новейшим этапом в организации и проведении всего налогового контроля.

Одним из способов повышения эффективности выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков является одновременное проведение с крупнейшим налогоплательщиком проверок его контрагентов.

Также необходимо отметить, что изменения в налоговом законодательстве, касающиеся выездных налоговых проверок, устанавливают продолжительность проведения проверки не более двух месяцев (без учета продления), в то время как в предыдущей редакции НК РФ срок проведения проверки включал в себя лишь время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Таким образом, стала практически невозможной постановка в план выездных налоговых проверок контрагентов крупнейшего

Источники:
http://moluch.ru/archive/72/12316/
http://studref.com/479820/ekonomika/mezhregionalnye_inspektsii_rossii
http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-nalogovogo-kontrolya-krupneyshih-nalogoplatelschikov
http://www.klerk.ru/buh/articles/484954/

Ссылка на основную публикацию