Специнвестконтракты должны появиться как можно скорее

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

ГАРАНТ:

С 13 августа 2020 г. статья 16 настоящего Федерального закона применяется только к отношениям, возникающим при заключении, изменении, расторжении специальных инвестиционных контрактов, указанных в частях 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 2 августа 2020 г. N 290-ФЗ

Статья 16. Специальный инвестиционный контракт

1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона – инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона – Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.

2. В целях осуществления в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных лиц, указанных в специальном инвестиционном контракте, мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными правовыми актами, наряду с Российской Федерацией сторонами специального инвестиционного контракта могут быть субъект Российской Федерации и (или) муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть муниципальное образование.

3. Специальный инвестиционный контракт может содержать:

1) срок действия специального инвестиционного контракта, установленный в соответствии с частью 4 настоящей статьи;

2) характеристики промышленной продукции, производство которой создается или модернизируется и (или) осваивается;

3) перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

4) объем инвестиций в создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;

6) перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемый в течение срока действия специального инвестиционного контракта к инвестору и (или) иным указанным в специальном инвестиционном контракте лицам;

7) иные обеспечивающие выполнение специального инвестиционного контракта условия.

4. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и по типовым формам, утвержденным Правительством Российской Федерации для отдельных отраслей промышленности. Специальный инвестиционный контракт заключается от имени Российской Федерации уполномоченным органом или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности. В согласовании условий специального инвестиционного контракта в обязательном порядке участвуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, и иные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, указанных в специальном инвестиционном контракте. Уполномоченный орган и иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, устанавливают порядок мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам. Порядок заключения специального инвестиционного контракта субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации, и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации.

5. В случае, если после заключения специального инвестиционного контракта вступают в силу федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (за исключением федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, подлежащих применению в Российской Федерации), устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении выполнения специального инвестиционного контракта или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции и (или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации по сравнению с действовавшими в момент заключения специального инвестиционного контракта режимами запретов и ограничений или обязательными требованиями, такие федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также вносимые в них изменения не применяются в отношении инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в течение срока действия специального инвестиционного контракта.

6. Законодательством о налогах и сборах предусматриваются на срок действия специального инвестиционного контракта гарантии неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц в момент заключения специального инвестиционного контракта.

7. Для инвестора, являющегося стороной специального инвестиционного контракта, и (или) иных указанных в специальном инвестиционном контракте лиц стабильность предусмотренных настоящей статьей совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований с учетом положений настоящей статьи гарантируется на весь срок действия специального инвестиционного контракта.

8. В случае расторжения специального инвестиционного контракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям в результате применения инвестором или инвесторами положений частей 5 и 6 настоящей статьи, а также компенсировать суммы не уплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот, установленных для инвестора как для участника специального инвестиционного контракта законодательством о налогах и сборах, с уплатой пеней. Иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специальным инвестиционным контрактом.

9. К специальному инвестиционному контракту применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и не противоречит существу специального инвестиционного контракта.

Специальные инвестиционные контракты. В каких случаях можно будет заключать СПИК и кому это выгодно?

С 13.08.2020 вступили в силу новые правила заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0). Теперь доступ к таким контрактам будут иметь только инвесторы, имеющие современную технологию для производства промышленной продукции, которая конкурентоспособна на мировом рынке. Кроме того, им придется пройти конкурсный отбор. При этом ряд инвесторов получат больше возможностей для использования налоговых льгот.

Специальные инвестиционные контракты появились в 2015 г. после принятия Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ). Теперь в этот закон, а также в Налоговый и Бюджетный кодексы внесены поправки (подробнее о проектах этих законов см. «СПИК 2.0. Как изменятся предмет, порядок заключения и льготы по специальным инвестиционным контрактам?», ЭЖ-Юрист, 2020, № 16 (1067)):

Федеральным законом от 02.08.2020 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О промышленной политике в Российской Федерации“ в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» (вступил в силу с 13.08.2019);

Федеральным законом от 02.08.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступит в силу с 02.09.2019);

Федеральным законом от 02.08.2020 № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 13.08.2019).

Эти поправки называют СПИК 2.0. Те контракты, которые уже подписаны, то есть СПИК 1.0, сохранят силу.

Предмет

Поправки изменили предмет специального инвестиционного контракта. Теперь по его условиям инвестор в определенный срок должен будет внедрить или разработать и внедрить технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории РФ, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ. Причем производимая промышленная продукция должна быть конкурентоспособна на мировом уровне. Перечень современных технологий установит Правительство РФ.

По-прежнему инвестор будет вкладывать собственные или привлеченные деньги, а органы власти в течение срока действия специального инвестиционного контракта будут обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применение мер стимулирования. В прежней редакции Закона № 488-ФЗ про технологии ничего не говорилось, было указано лишь, что специальные инвестиционные контракты можно заключать в отношении производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне. Таким образом, по новым правилам для заключения специального инвестиционного контракта понадобится технология.

В качестве другой стороны специального инвестиционного контракта будут выступать РФ совместно с субъектом РФ или муниципальным образованием. То есть обязательно будет участвовать несколько уровней власти. Раньше такого требования не было.

Сроки

СПИК 2.0 можно будет подписать до 31.12.2030. Такой контракт будут заключать на срок не более чем 15 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым не более 50 млрд руб. (без учета НДС), или не более чем 20 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС). При этом требования к минимальному размеру инвестиций отменили.

Порядок заключения и расторжения

В новой версии специальные инвестиционные контракты придется заключать по результатам открытого или закрытого конкурсного отбора. При этом будет учитываться срок внедрения современной технологии, объем продукции и технологический уровень локализации производства. Раньше был установлен заявительный порядок для заключения специального инвестиционного контракта.

В то же время предусмотрены ситуации, когда специальный инвестиционный контракт можно заключить и без проведения конкурсного отбора. Во-первых, по решению Президента РФ о заключении специального инвестиционного контракта в целях реализации проекта, имеющего стратегическое значение для развития экономики или обеспечения национальной безопасности, на условиях, предложенных инвестором. Во-вторых, если при проведении конкурсного отбора была подана только одна заявка.

Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов будут вносить в реестр специальных инвестиционных контрактов. Те контракты, которые уже действуют, попадут в этот реестр автоматически.

Меры стимулирования

Для инвесторов СПИК 2.0 предусмотрена льгота по налогу на прибыль, если они будут вести раздельный учет операций по специальному инвестиционному контракту. В прежней редакции было предусмотрено, что эта льгота распространяется только на ситуацию, когда доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Однако многие компании не могли достичь порога в 90%.

Таким образом, теперь налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0%, а налог на прибыль, зачисляемый в бюджет РФ, можно быть снижен до нуля, если выручка от реализации продукции, произведенной в рамках специального инвестиционного контракта, будет составлять не менее 90% налогооблагаемой базы или если инвестор будет вести раздельный учет доходов и расходов от реализации специального инвестиционного контракта.

Применение мер стимулирования прекратится, если совокупный объем бюджетных расходов и недополученных доходов, образующихся в результате применения мер стимулирования в рамках контракта, превысит 50% от общего объема капитальных вложений.

Еще предусмотрены изменения в части неприменения к инвесторам по специальным инвестиционным контрактов изменений в налоговом законодательстве, если они приводят к ухудшению их положения (дедушкина оговорка). Эти условия не будут распространяться не только на НДС и акцизы, но также и на социальные взносы.

По-прежнему будет действовать правило о стабильности условий ведения деятельности инвестора. С даты заключения специального инвестиционного контракта и в течение срока его действия в отношении инвестора не будут применяться нормативные акты, которые вступили в силу после даты заключения специального инвестиционного контракта и которые вводят ограничения или запреты на реализацию прав, приобретенных или осуществляемых инвестором в целях выполнения специального инвестиционного контракта.

В случае расторжения специального инвестиционного контракта сумму налога, не уплаченную в связи с применением пониженных налоговых ставок, придется заплатить в бюджет. Речь идет о ситуациях расторжения по решению суда из-за того, что инвестор не исполнял или ненадлежащим образом исполнял обязательства неисполнением, или в связи с отказом РФ, субъекта РФ или муниципального образования от исполнения контракта из-за невыполнения инвестором 50 и более процентов обязательств (ч. 9 ст. 18.6 Закона № 488-ФЗ). Налог нужно будет посчитать без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта.

Специнвестконтракты должны появиться как можно скорее

Минимальный размер инвестиций для заключения специального инвестиционного контракта (СПИК) должен вырасти с 750 млн руб. до 1 млрд руб. Такое повышение предусматривает законопроект о специнвестконтрактах, который разработал и опубликовал на портале правовых актов Минфин.

Этот миллиард потенциальный инвестор может вложить как в один, так и совокупно в несколько проектов. При заключении контракта ему нужно будет указать целевые показатели эффективности проекта, сроки его реализации, оценку рисков и финансово-экономические показатели.

Старая новая льгота

Механизм специнвестконтракта действует в России с 2015 года, сейчас он регулируется постановлением правительства. Компании (как отечественные, так и иностранные) или индивидуальные предприниматели заключают договор с Минпромторгом или другим уполномоченным ведомством (например, региональным правительством или администрацией муниципального образования). В обмен на обязательство проинвестировать в тот или иной промышленный проект определенную сумму они получают «стабильность законодательства и налогового режима» и специальные меры стимулирования. Среди них, как отмечает Фонд развития промышленности (оператор СПИКов), возможность снижения ставки налога на прибыль до 0% (по умолчанию она составляет 20%), а также возможное снижение ставок региональных и муниципальных налогов (на имущество, на землю и так далее в зависимости от регионального и муниципального законодательства).

В проекте Минфина рост минимального порога СПИКов не объясняется, пояснительная записка к документу не опубликована. В пресс-службе ведомства сообщили РБК, что отдельный законопроект, регулирующий механизм СПИКов, подготовлен впервые, он «сейчас находится на стадии активного обсуждения». На вопрос, с чем связано повышение минимального порога и сколько бюджетных средств оно поможет сэкономить, пресс-служба не ответила. Возможная причина — желание сэкономить бюджетные средства на льготах или привлекать заведомо более крупных инвесторов, рассуждает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. С другой стороны, принципиальной разницы между компаниями, готовыми заплатить 750 млн руб. и 1 млрд руб., не просматривается, отмечает она.

Рост минимальных инвестиций для заключения СПИКов — предложение Минфина, «вопрос прорабатывается», говорит представитель Минэкономразвития, которое участвовало в разработке проекта. Минпромторг и Минстрой, которые также являются соисполнителями по документу, не ответили на запрос РБК.

Опыт показывает, что результат от СПИКов положительный, говорит проректор РАНХиГС Андрей Марголин: преференции, которые в теории ведут к снижению бюджетной эффективности, в реальности обеспечивают рост производства и, как следствие, увеличение налоговых поступлений. Увеличение планки минимального инвестирования снизит количество потенциальных проектов с масштабными инвестициями, говорит член президиума генсовета «Деловой России», президент компании «Технониколь» Сергей Колесников. «Возможно, у них (Минфина. — РБК) и так большой портфель проектов, и нехватка ресурсов заставляет их повышать порог», — отмечает он. В первую очередь, по мнению Колесникова, это ударит по среднему бизнесу, для него 750 млн руб. — «интересная цифра». Минфин, в частности министр Антон Силуанов, неоднократно заявлял о необходимости пересмотра налоговых льгот, так как далеко не все из них являются эффективными.

Предложение от президента

Механизм специнвестконтрактов на Петербургском международном экономическом форуме рекламировал президент Владимир Путин. Он должен помочь привлечь крупных частных инвесторов, которые «заинтересованы и в новых технологических решениях, и в диверсификации своего собственного бизнеса», говорил глава государства.

Сейчас время действия специнвестконтракта в законе определяется следующим образом: он действует в течение срока, за который проект по бизнес-плану должен выйти на операционную прибыль, плюс пять лет. Но общий его срок не должен превышать десять лет. Путин предлагал увеличить этот срок до 20 лет. В документе, который подготовил Минфин, срок действия СПИКа определяется как срок окупаемости плюс период, за который инвестор достигнет расчетной нормы доходности на вложенные в проект инвестиции, то есть верхнего предела в документе нет. При этом срок окупаемости проекта не может составлять меньше семи лет.

Кроме того, в СПИКах должны участвовать не только регионы и министерства, но и институты развития, банки и субъекты естественных монополий, отмечал Путин — все они также появились в проекте Минфина. Сейчас нулевой налог на прибыль не распространяется на период после 2025 года, а Путин предложил продлить его и после этого срока. Соответствующие поручения премьер-министр Дмитрий Медведев должен выполнить до 15 октября. В проекте Минфина от предельного срока в 2025 году отказались. Впрочем, оговорка про 2025 год прописана в пункте об освобождении от налогов, которые зачисляются в региональный бюджет.

Судебная угроза

Компании, желающие заключить специнвестконтракт, должны «иметь успешный опыт реализации проектов» и «удовлетворительное финансовое состояние», у них не должно быть просроченной задолженности перед бюджетом, отмечается в проекте Минфина. Против них не должно быть возбуждено дел о банкротстве, а готовность осуществить инвестиции нужно подтвердить документально. При этом контракт «может быть изменен в любое время по соглашению сторон» или «прекращен по требованию одной из сторон в судебном порядке в случае существенного изменения условий и обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении специального инвестиционного контракта».

Механизмы, подобные СПИКам, не входят в число главных факторов при принятии решения об инвестировании, но зачастую выступают «дополнительным мотиватором», рассуждает Колесников. Такие преференции полезны в условиях низких темпов роста ВВП, добавляет он. СПИКи могут помочь отстающим в экономике регионам (Дальний Восток и Северный Кавказ) и таким отраслям, как сельское хозяйство и пищевая промышленность, где государство рассчитывает на высокие темпы роста, указывает бизнесмен.

Не все считают критичным рост минимального порога на 250 млн руб. Он «не кажется очень существенным» в условиях начинающегося роста экономики, отмечает Марголин. Миллиард — «небольшие деньги по нынешним временам», рассуждает профессор школы финансов ВШЭ Иван Родионов. Суть специнвестконтракта — зафиксировать условия, при которых принималось решение об инвестициях, поясняет он. Но по факту этот механизм не очень важен, полагает Родионов: крупные госкомпании, чаще всего выступающие инвесторами, скорее будут использовать административный ресурс, а иностранцы мало верят правительству из-за постоянно меняющихся правил. В основном СПИКи были нужны, чтобы «закрепить импортозамещение» — обеспечить функционирование построенных ради него крупных предприятий, даже если Россия отменит запрет на импорт тех или иных продуктов, поясняет Родионов. Впрочем, таких фабрик и так почти не появилось, резюмирует он.

Специнвестконтракты должны появиться как можно скорее

Законопроект, связанный со специнвестконтрактами в своей второй версии должен быть принят в ближайшие сроки. Такое заявление было сделано татарстанским президентом Рустамом Миннихановым.

Им принималось участие в ПМЭФ в одной из сессии, где участниками обсуждалась тема совершенствования механизма, с помощью которого ведется поддержка инвесторов. Речь идет о СПИК 2.0. В число рассматриваемых вопросов попало создание условий финансово-экономической направленности, которые будут для инвесторов благоприятны и предсказуемы.

«Нами уже давно ведется обсуждение второй версии в различных конфигурациях. Однако на каком-то этапе работа застопорилась. Российским президентом была поставлена задача по увеличению валового регионального продукта. Однако, как добиться этой цели, если инвестиции отсутствуют? В рамках СПИК 2.0 нами уже была представлена десятка реальных проектов», — отмечается Миннихановым.

По мнению татарстанского президента, инвесторам, которые решили реализовать крупные проекты, что является очень рисковым мероприятием, требуется предоставление гарантий, что этот проект будет работать в прежних налоговых условиях.

«Да, мы уговариваем инвестора на проект. Однако у него отсутствует полная финансовая картинка. Ведь ни субъектный, ни федеральный бюджет ни с какими потерями в случае чего не столкнется. Наоборот, одни плюсы: людям дают новую работу, формируется налоговая база. Конечно, никто никого обманывать не собирается, но инвестором вкладываются деньги, все риски берутся на себя», — отмечается Миннихановым.

Он также подчеркнул, что данный документ госдумовским депутатам стоит принять в ближайшее время. Под специнвестконтрактом понимается механизм индивидуализированных преференций, который появился тремя годами ранее. Контракты, после того, как комиссия при Минпромторге их одобряет, заключаются на десятилетний срок между инвестором и правительством федерального уровня или российским субъектом. Чтобы заключить СПИК на федеральном уровне, инвестором должны быть подтверждены обязательства по вложению в проект не менее 750 млн рублей. Государством гарантируется неприменение к участникам СПИК законов о налогах и льготах, которые могут сказаться на их положении в негативную сторону, до конца контракта. В середине декабря премьер-министром России Дмитрием Медведевым было сообщено, что подписано постановление, которое позволит более широко использовать механизм специнвестконтрактов для проектов АПК и нефтегазовой отрасли. Тогда Аркадием Дворковичем, которым занимался пост российского вице-премьера, было предложено расширить действие СПИК механизма и на другие сферы.

Гарантии с трех сторон

Контракт заключается на срок выхода проекта на проектную операционную прибыль согласно бизнес-плану, увеличенному на пять лет, – всего не более чем на 10 лет. Для заключения контракта инвестор должен документально подтвердить вложение в проект инвестиций в размере не менее 750 млн рублей. Обе государственные стороны контракта гарантируют, что в течение всего срока условия контракта меняться не будут вне зависимости от изменений в федеральном и региональном законодательстве. Например, если стороны договорились о пониженных или нулевых ставках налога, то даже если налог возрастет или добавится новый налог, для данного предприятия в рамках проекта все останется прежним. Такой же подход будет применяться и для арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом, в том числе земельными участками.

Перечень льгот и преференций предлагает включить в контракт сам инвестор, но они не могут выходить за рамки установленных типовой формой, утвержденной правительством. Однако в рамках контракта инвестор не получает от государства в собственность какое-либо имущество или бюджетные средства. Т.о., специнвестконтракт – это еще один нефинансовый инструмент, который должен мотивировать бизнес на создание новых производственных мощностей в нашей стране. Проекты контрактов должны проходить процедуру общественного обсуждения. Решение о возможности их заключения будет принимать специальная комиссия, в состав которой войдут представители минпромторга, минэкономразвития, минэнерго, минфина, а также промышленных, кредитных, общественных и научных организаций. Главным аргументом в пользу заключения контракта будет ответ на вопрос, способствует ли его реализация достижению целевых показателей и индикаторов госпрограмм.

Опыт применения подобных контрактов в мире невелик, но он есть. Так, в Венгрии реализация аналогичного механизма позволила увеличить численность занятых на производстве и создать новые предприятия в регионах с уровнем безработицы более 15%. За 10 лет их применения Венгрия вышла на первое место по объему иностранных инвестиций среди стран Центральной и Восточной Европы. В Китае похожие контракты помогли освоить передовые зарубежные технологии, создать новые предприятия в отраслях, которые прежде были слабо развиты. С 1991 по 1998 гг. годовой объем прямых инвестиций в промышленность вырос в 10 раз. Предполагается, что специнвестконтракты будут способствовать развитию отраслей промышленности, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития нашей страны, внедрению наилучших технологий в производство, росту объемов производства продукции, не имеющей аналогов.

Все эти задачи весьма актуальны для отечественной фармацевтической индустрии. Например, объектами для заключения специнвестконтрактов могут стать фармпредприятия полного цикла, включая производство субстанций.

К важным для инвесторов положительным сторонам специнвестконтрактов относится, прежде всего, стабильность налоговых и регуляторных условий. Наше законодательство порой меняется стремительно, и предугадать, какие нормы будут приняты в ближайшие годы, невозможно. Однако здесь есть и определенные риски. Прежде всего это нерыночная мера. Не в пользу инвестора могут сыграть нестабильность нашей экономики и курсовые колебания валют – если цены на продукцию в специнвестконтрактах будут фиксироваться, а рубль – падать. Кроме того, в фармацевтике любые идеи довольно быстро устаревают. За те годы, пока будет разворачиваться производство и налаживаться выпуск препарата, он может уже морально устареть, и инвестор не получит того дохода, на который рассчитывал. Считаю, что мощным стимулом для привлечения инвестиций, в том числе и в фармацевтику, могло бы стать предоставление со стороны государства гарантий закупки продукции, производимой на предприятиях, созданных в результате специнвестконтрактов. Пока такие решения не приняты. Правда, обнадеживает тот факт, что минпромторг совместно с минэкономиразвития предполагает привязать специнвестконтракты к госзакупкам через внесение поправок в законодательство. Если они будут приняты, то держатель специнвестконтракта получит право стать единственным поставщиком своей продукции, произведенной в рамках специнвестконтракта. Представляется, что такое решение может сделать специнвестконтракты действительно привлекательным инструментом для бизнеса, а для государства и потребителей лекарств – выгодной формой партнерства.

Елена Лашкина, помощник министра экономического развития:

– Заключение специнвестконтрактов предусмотрено ФЗ “О промышленной политике в РФ”. Одной из мер стимулирования их заключения будет наделение инвестора статусом единственного поставщика на срок действия контракта. Соответствующий проект поправок в ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” принят Государственной Думой в первом чтении. Такая мера поддержки деятельности будет способствовать реализации плана мероприятий по импортозамещению, приведет к созданию инновационных и высокотехнологичных производств фармпродукции, не имеющей аналогов на территории РФ, а также обеспечит окупаемость таких инвестиционных проектов.

Дмитрий Колобов, заместитель директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России:

– Началом развития механизма специнвестконтрактов стало распоряжение правительства об определении компании “Стентекс” единственным поставщиком коронарных стентов при условии локализации производства в России. С 1 июля 2015 г. специнвестконтракт стал доступным и другим производителям. Мы получили уже несколько запросов на заключение. После одобрения правительственной комиссией контракты будут подписаны. Эта форма дает регионам возможность заключать договор на прозрачных условиях и понимание, какой товар будет поставляться, т.к. производитель будет известен заранее и качество его продукции профессионалам также знакомо, понятны ценовые условия. Механизм ценообразования на продукцию единственного поставщика в рамках специнвестконтрактов прорабатывается, но в любом случае он, несомненно, будет отталкиваться от рыночных цен и направлен на их снижение. Заключение специнвестконтрактов несет в себе один основной риск, который разработчики постарались нивелировать, – это смена технологических укладов. Предположим, через 5-7 лет какая-либо компания выведет на рынок продукт или технологию, которые будут принципиально лучше тех, что положены в основу специнвестконтракта. Эта проблема решается правом субъекта как потреблять продукцию поставщика, так и использовать конкурсную основу. Т.е. если субъект решит, что продукция единственного поставщика ему стала неинтересна, он может провести конкурс и выбрать те медизделия или лекарственные препараты, которые ему необходимы.

Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России:

– Долгосрочные госконтракты могут стать эффективным инструментом развития отрасли. Важно определить, какие задачи он решает: обеспечение поставки заказчикам по сниженной цене, более широкий доступ к инновационным препаратам или стимулирование для локальных производителей. В зависимости от этого надо детально проанализировать, как будет определяться цена, на какой срок возможно заключать контракт, с кем конкретно вести переговоры на региональном и федеральном уровнях и т.д.

Предложенный механизм специнвестконтрактов направлен на модернизацию и освоение производства. Однако для развития отрасли необходимо рассматривать более комплексный подход, учитывая также инвестиции в такие важные сферы, как подготовка и обучение персонала, R&D. Скорейшее внедрение офсетных сделок, учитывающих обязательства сторон, не связанных с предметом закупки, позволит создать гибкий механизм для привлечения инвестиций в Россию. Кроме того, большой потенциал имеют новые инструменты. Например, эффективной мерой стимулирования производства могут стать прямые переговоры с поставщиками, которые позволяют достичь оптимальной и фиксированной на весь период контракта цены. Они дали бы возможность долгосрочного планирования для всех участников сделок, ведь предсказуемость обеспечения лекарствами особенно важна для достижения приверженности лечению, обеспечения более продолжительного эффекта в лечении хронических заболеваний.

Константин Дубинин, директор по взаимодействию с органами государственной власти и корпоративной политике компании Teva в России и СНГ:

– В Законе “О промышленной политике в РФ”, который создает правовые основы для специнвестконтрактов, говорится о мерах стимулирования, в том числе, и мерах финансовой поддержки. По-видимому, минпромторг готов рассматривать такие меры в первую очередь в виде льгот по налогам и сборам. Мы считаем, что только льготы не смогут служить достаточным стимулом. Необходим более широкий доступ инвесторов к программам предоставления субсидий, в том числе через Российский фонд технологического развития в рамках приказа минпромторга по импортозамещению в фармотрасли.

Иван Глушков, заместитель генерального директора STADA CIS:

– Специнвестконтракты для фармацевтической отрасли пока представляются мерой декларативной. Без внесения правок в 44-ФЗ они вряд ли станут действенным инструментом стимулирования инвестиций в отрасль. Оценить возможность внесения правок в закон сейчас непросто. Радует, что в этом заинтересован Минпромторг России. Остается надеяться, что вопрос будет решен в ближайшей перспективе, так как отрасль нуждается в едином механизме поддержки локализации – от инвестпроекта до реализации продукции.

Специальный инвестиционный контракт (СПИК)

Правительство России в нестоящее время проводит политику стимулирования отечественной промышленности. Для этого введены запреты на поставку в государственные учреждения отдельных товаров иностранного производства. Однако российские производители не всегда могут самостоятельно изготовить требуемые объемы продукции должного качества. Выходом из этой ситуации может быть заключение инвестиционных контрактов.

Что это такое

Инвестиционным контрактом называют соглашение, по которому инвестор передает собственные средства заказчику. Последний в свою очередь должен использовать эти средства для извлечения дохода. Такие взаимоотношения регулируются нормами 39-ФЗ от 25 февраля 1999 года.

Подобные контракты больше всего распространены в строительстве. Одна сторона передает денежные средства компании-застройщику. Та в свою очередь проводит все необходимые работы по строительству объекта недвижимости. Инвестор в итоге получает готовые помещения в свою собственность.

Взаимоотношения между сторонами оформляются в письменной форме. Устный договор не признается действительным. Денежные средства, оговоренные в контракте, могут передаваться единоразовым платежом или частичными выплатами.

Согласно нормам действующего 44-ФЗ выделяются два основных вида инвестиционных контрактов:

  • Специальный. Он подразумевает соглашение, заключенное между Правительством России и компанией, которая берет на себя обязательства по созданию или модернизации производства на территории нашей страны. Возможность оформления такого контракта предусмотрена 488-ФЗ.
  • Договор со встречными инвестиционными обязательствами. Он предусматривает взаимные обязанности сторон по созданию производства на территории страны с целью обеспечения ее нужд.

В инвестиционном контракте обязательно прописываются полные реквизиты обеих сторон, предмет сделки, строки исполнения обязательств, сумма инвестиций, права и обязанности контрагентов. Документ визируется печатями и подписями.

Особенности заключения специального инвестиционного контракта

Нормами статьи 111.3 44-ФЗ установлена возможность заключения специального инвестиционного контракта (СПИК). Одной стороной в нем выступает Правительство России или отдельный муниципалитет. Такой договор предусматривает выполнение инвестором работ по освоению производства на территории России в установленные сроки. В свою очередь заказчик обязуется создавать все условия для полноценного ведения бизнеса. Для этого применяется льготная система налогообложения и оказывается необходимая поддержка.

Выделяют три типа специальных инвестиционных контрактов:

  1. Модернизация или создание «с нуля» производства определенных промышленных товаров.
  2. Разработка и последующее внедрение технологий, которые позволили бы улучшить существующее производство.
  3. Формирование производства, не имеющего аналогов в Российской Федерации.

При выполнении всех взятых на себя обязательств точно в срок инвестор может выступать в роли единственного поставщика при заключении государственных контрактов. Но для этого объем вложенных инвестиций должен превышать 3 миллиарда рублей, за производство должна отвечать компания, зарегистрированная на территории России, а также страной происхождения товара должна выступать Российская Федерация.

Порядок заключения

Заключение таких договоров носит заявительный характер. Фирма, которая хочет выступить в роли инвестора, должна пройти следующие этапы:

  1. Обратиться со своим предложением в Министерство промышленности и торговли России или иной уполномоченный орган исполнительной власти. К заявлению прикладывается определенный пакет документов, в котором излагается суть предложения.
  2. В течение месяца после получения обращения орган формирует свое заключение о соответствии компании-заявителя требованиям к инвесторам. Это решение передается в специальную комиссию для дальнейшего рассмотрения.
  3. В течение двух месяцев комиссия рассматривает все документы и выносит свое решение относительно возможности или невозможности заключения инвестиционного контракта.
  4. Ответ заявителю отправляется в течение 10 дней с момента принятия решения. Если заключение контракта одобрено, то прикладывается его проект.
  5. Заявителю дается 10 суток на подписание инвестиционного контракта. Если имеются какие-либо разногласия, он может отправить соответствующий протокол. Если заявитель не отправляет заказчику никаких документов, он признается отказавшимся от заключения договора.

Орган исполнительной власти может отказать заявителю в заключении контракта в случае, если инвестиционный проект не подходит для достижения поставленных государством целей и показателей. Причиной отказа может стать также предоставление не соответствующих требованиям документов.

Преференции

В последнее время Правительство России пытается проводить политику импотрозамещения. В такой обстановке заключение СПИК является наиболее выгодным способом ведения бизнеса. Их участники обладают следующими преференциями:

  1. Налоговая годовая нагрузка гарантированно не будет увеличиваться в течение всего срока действия контракта.
  2. Предусмотрены льготы при оплате налогов на прибыль. В большинстве случаев на федеральном уровне ставка снижается до 0%. На региональном уровне предоставляются значительные послабления по транспортным и имущественным налогам. Муниципалитеты имеют возможность предоставлять скидки на земельные налоги.
  3. Значительно упрощается процесс получения земельных участков для осуществления деятельности. Для этого не нужно участвовать в торгах.
  4. В отношении выпускаемой продукции можно получить статус российского производства в упрощенном порядке.
  5. Участники СПИК получают возможность выступать в роли единственных поставщиков при закупках, проводимых государственными учреждениями.
  6. Получить статус крупнейшего производителя промышленной продукции можно в упрощенном порядке. Это по большей части качается изготовителей крупной техники.

В дополнение ко всему участникам СПИК проще получать отраслевые субсидии. Государство будет делать все возможное для поддержки таких производителей.

Договора со встречными обязательствами

Особенности заключения таких контрактов регламентируются нормами статьи 111.4 44-ФЗ. Субъект Российской Федерации имеет право проводить конкурс на право выступить контрагентом по такому договору.

Государственный орган должен заранее определить наименование товаров, производство которых нужно будет создать или модернизировать. Срок действия такого инвестиционного контракта не может превышать 10 лет. Минимальный объем инвестиций при этом составляет 1 миллиард рублей.

Извещение о проведении конкурса на заключение инвестиционного контракта должно быть опубликовано не менее чем за 60 дней до момента проведения процедуры. При этом победителю придется внести обеспечение исполнения контракта в размере от 2% до 5% от его НМЦК. Заказчику нужно будет отразить в своем план-графике минимальный объем инвестиций.

На сегодняшний день заключено не так много инвестиционных контрактов. При этом такой механизм работы считается наиболее удобным как для государства так и для инвесторов.

Специальный инвестиционный контракт: нововведения 2018 года

Партнер IPT Group

специально для ГАРАНТ.РУ

В период кризисных ситуаций в экономике государство готово поддерживать инвестора – производителя. Наиболее существенна эта поддержка, когда речь идет о крупных проектах, рассчитанных на очень длительный период времени и имеющих значительную социальную составляющую – рабочие места, поддержание региональных социальных проектов, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и т.п.

Особого внимания заслуживает такой механизм стимулирования предпринимательской деятельности, как специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) для отдельных отраслей промышленности, по которым субъекту предпринимательской могут быть предоставлены льготы и преференции.

Государство и бизнес: трудности перевода

Возможность заключения СПИК существует с 2015 года. О механизме заключения такого контракта говорится в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации”, а правила заключения СПИК закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 “О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности”. Вместе с тем, практика показала, что инвесторы, особенно иностранные, не в полном объеме используют предоставляемые государством возможности для развития бизнес-проектов на территории Российской Федерации, сталкиваются с непониманием законодательных требований к проекту, опасаются “бюрократических проволочек”, ответственности в случае невыполнения принятых на себя обязательств и т.д.

Опыт взаимодействия государства и бизнеса в этом направлении позволил усовершенствовать механизм заключения СПИК и устранить пробелы. С 18 июня 2018 года вступит в силу измененная редакция Правил заключения СПИК (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта”), которая теперь будет детально регламентировать процедуру рассмотрения заявлений инвесторов о заключении контракта, согласования его условий, изменения и расторжения. В новой редакции Правил достаточно четко закреплены требования к документам инвестора для заключения СПИК, к перечню документов, содержанию бизнес-плана и финансовой модели, уточнены полномочия межведомственной комиссии, уполномоченной на рассмотрение заявлений инвесторов и принятие соответствующих решений по ним. Типовая форма контракта скорректирована с учетом сложившейся практики заключения СПИК.

Но самое важное – то, что теперь инвестору предоставлена возможность заключать СПИК на “новый этап инвестиционного проекта”, а также предусматривать участие в проекте “привлеченных лиц”. Это, несомненно, окажет положительное влияние на функционирование механизма СПИК.

Новые требования к СПИК

Предъявляемые требования к “новому этапу инвестиционного проекта” в целом идентичны требованиям, предъявляемым для инвестиционного контракта. Но предусмотрены и дополнительные условия, которые обязательно должны выполняться одновременно:

  • реализация нового этапа инвестиционного проекта началась в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК, либо реализация нового этапа инвестиционного проекта будет осуществляться в период действия СПИК;
  • в отношении нового этапа составлен бизнес-план, предусматривающий дополнительные (по сравнению с предусмотренными изначально) инвестиции в объеме не менее 750 млн руб. (без учета НДС);
  • а общий объем инвестиций, осуществляемых на новом этапе, составляет не менее 50% объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта в целом.

Что касается требований к инвестору, то им признается лицо, которое на день принятия государством положительного решения о заключении СПИК отвечает определенным требованиям: российское или иностранное юридическое лицо (место регистрации – территория не включенная в перечень офшорных зон) или ИП, которые не находятся в процессе реорганизации и ликвидации и не имеют ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в связи с административным приостановлением деятельности, не имеет признаков банкротства, не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кто такие “привлеченные лица”?

Привлеченные лица обязуются непосредственно осуществлять производство промышленной продукции в соответствии с инвестиционным проектом (промышленные предприятия) либо выполнять функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции, финансового центра или иным образом участвовать в реализации инвестиционного проекта. То есть работы по проекту может выполнять не только инвестор самостоятельно, но и привлекать для участия в проекте иных лиц. Однако такое условия обговаривается на стадии заключения контракта и информация о них обязательно должна содержаться в контракте.

Этапы заключения контракта

Условно весь процесс можно разделить на три этапа. На первом этапе инвестору необходимо подготовить все документы по проекту, включая:

  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • документы, позволяющие подтвердить размер привлекаемых инвестиций;
  • сведения о характеристиках промышленной продукции;
  • план-график реализации инвестиционного проекта;
  • сведения о количестве создаваемых рабочих мест, о минимальном объеме налогов, сборов, страховых взносов, таможенных пошлин, которые будут уплачены инвестором и т.д.

Это кропотливый процесс, требующий больших временных и трудовых затрат. Например, бизнес-план проекта должен быть актуализированным не ранее чем за три месяца до дня предоставления инвестором в уполномоченный орган документов. Финансовая модель должна содержать как исходные данные (допущения), промежуточные прогнозные расчеты, так и прогнозную финансовую отчетность, включая: прогнозный баланс, прогноз финансовых результатов, движения денежных средств и т.д.

В целом, изменения, внесенные в Правила заключения СПИК, теперь более детально прописывают требования к документам инвестора для заключения СПИК, особенно – к содержанию бизнес-плана и финансовой модели, скорректирована типовая форма СПИК с учетом сложившейся практики заключения таких контрактов.

Что касается второго и третьего этапов: заключать СПИК от имени Российской Федерации будет Минпроторг России (или Минэнерго России или Минсельхоз России) по согласованию с Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, компетентными в части предоставления мер стимулирования. Также наряду с Российской Федерацией стороной СПИК может выступать субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

При этом важно помнить, что до заключения самого контракта предусмотрена процедура предварительного рассмотрения документов, представленных инвестором по проекту и заявления о заключении СПИК, уполномоченным органом, который в течение 30 рабочих дней рассматривает документы и если они соответствуют требованиям – направляет в Межведомственную комиссию по специальным инвестиционным контрактам (далее – Комиссия) с приложением проекта решения комиссии о возможности либо невозможности заключения СПИК на предложенных инвестором условиях и проекта СПИК.

Как добиться согласования СПИКа

Как правило, если проект проходит этап предварительного согласования положительно, то и итоговое решение Комиссии будет положительным. Комиссия, сформированная из представителей Минпромторга России, Минфина России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также экспертов промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, в срок не позднее 60 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов принимает решение о возможности (невозможности) заключения контракта, возможности (невозможности) изменения условий контракта, о целесообразности (нецелесообразности) расторжения контракта.

Здесь следует сказать, что распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году создан Фонд развития промышленности, который с одной стороны, выполняет функции инвест-консультанта, консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них, а с другой – становится координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации: от поиска площадки до запуска производства. Таким образом, Фонд оказывает комплексную поддержку промышленным инвестпроектам, что тоже значительно способствует упрощению процедуры взаимодействия государства и инвестора.

Что делать, если инвестор передумал?

Условиями контракта будут предусмотрены последствия его расторжения. Необходимо отметить, что государство дополнительно стимулирует инвесторов к качественному и ответственному исполнению заключенного контракта путем введения имущественной ответственности. Иначе говоря, в случае расторжения контракта, вызванного нарушением своих обязанностей в рамках СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам и муниципальным образованиям, а также компенсировать в полном объеме неуплаченные суммы налогов, образовавшиеся в связи с применением налоговых льгот, а также пени на них.

Источники:
http://www.eg-online.ru/article/404479/
http://www.rbc.ru/economics/13/09/2017/59b7fac09a79478ebbd92084
http://znaybiz.ru/news/specinvestkontrakty-dolzhny-poyavitsya-kak-mozhno-skoree.html
http://rg.ru/2015/12/15/speckontrakt.html
http://goszakupkirf.ru/poleznye-stati/242-spik
http://www.garant.ru/ia/opinion/author/ostashevich/1193587/
http://znaybiz.ru/news/spisyvanie-nebolshix-dolgov-ostavyat-bez-nalogov.html

Ссылка на основную публикацию