Совфед предлагается сделать налоговые льготы упорядоченными

Совфед предлагается сделать налоговые льготы упорядоченными

Спикером Совфеда Валентиной Матвиенко было отмечено, что требуется уточнение порядка, в котором предоставляются налоговые льготы. В том числе и на государственном уровне

«Резерв, за счет которого можно существенно увеличить бюджетные доходы, вне зависимости от уровня – это оптимизированные налоговые льготы. Уже в течение многих лет ведется диалог о том, что требуется наведение порядка в данной сфере», — отмечается спикером.

Она напомнила, что у финансового министерства есть проект методики, по которой ведется оценка льгот регионального уровня. Хотя ее пока что не утвердили, регионы уже пользуются ею при расчетах.

«Стоит отметить, что цена применения льгот только в рамках налогов регионального и местного уровня достигает полутриллиона рублей ежегодно. В то же время, СП страны недополученные доходы оценивает в 11 трлн рублей, если говорить о федеральном уровне», — отмечается спикером.

Если сравнивать, то в прошлом году федеральный бюджет заработал чуть более 15 трлн рублей.

«На мой взгляд, наша страна нуждается в действенной методике оценки льгот по налогам федерального уровня. Сделать это нужно было уже давно», — заключила Матвиенко.

Кроме этого, до сих пор отсутствует решение проблемы обязательных платежей неналогового типа. Количество их составляет несколько десятков и продолжает увеличиваться, отмечается Матвиенко.

«Законодательная регламентация неналоговых платежей пока что не удается. Совфед настаивает, что вопрос требует немедленного решения. Свои предложения правительству мы уже направили», — подчеркивает спикер.

Она также обратила внимание на то, что установка налоговых льгот и преференций, когда вносятся поправки в федеральные законопроекты, часто ведется во втором чтении.

«В таких случаях нет речи о сопроводительных материалах, которые могут разъяснить, зачем вводить льготы, не описывается и предполагаемый эффект. Отсутствует обоснование с финансово-экономической точки зрений, не рассчитываются бюджетные потери. Такая практика не должна существовать», — заключила Матвиенко.

«Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Рекомендации

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 21 июня 2016 года провел заседание «круглого стола» на тему «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также эксперты.

Обсудив вопросы установления налоговых льгот и их влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В Налоговом кодексе Российской Федерации льготы реализуются в нескольких формах: в виде пониженной ставки в размере 10% вместо стандартной ставки 18% по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), например, при реализации социально значимых товаров, вплоть до ставки 0% — при экспорте товаров; в форме выведения товаров из объектов налогообложения, например, по налогу на добычу полезных ископаемых метана угольных пластов; освобождения от налогообложения, например, от акцизов ввоза подакцизных товаров в портовую экономическую зону с остальной территории Российской Федерации; путем уменьшения налоговой базы на определенный размер вычетов, например, по налогу на доходы физических лиц в размере 2,0 млн. рублей при приобретении или строительстве жилья.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, в результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 году не поступило доходов на сумму более 6,7 трлн. рублей. Сумма предоставленных льгот (преференций) по НДС составила 5 867,6 млрд. рублей, налогу на добычу полезных ископаемых – 420,3 млрд. рублей, налогу на имущество организаций – 191,0 млрд. рублей, налогу на прибыль организаций – 179,5 млрд. рублей, земельному налогу – 55,4 млрд. рублей, налогу на имущество физических лиц – 24,3 млрд. рублей. При этом эта сумма возросла с 2011 года более, чем в 1,5 раза.

Доля выпадающих доходов от применения налоговых льгот к совокупным налоговым поступлениям консолидированного бюджета Российской Федерации с 2011 по 2013 годы увеличилась с 42,8% до 65,1%. В 2014 году она снизилась до 53,5%, что обусловлено в основном, увеличением объема поступления НДС в связи с сокращением сумм возмещенного НДС при одновременном сокращении объема предоставленных преференций по банковским и страховым операциям.

По данным статистической налоговой отчетности, основную долю в общем объеме выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот и преференций занимают освобождения от налогообложения банковских и страховых операций (79,4% в 2014 году). А наибольшее количество льгот и преференций предоставлено федеральным законодательством в 2014 году по налогу на прибыль организаций (108) и НДС (87).

По целям введения налоговые льготы можно разделить на экономические, бюджетные и социальные. Среди них можно выделить те, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие определенных видов деятельности, проектов, территорий и т. п. По данным Счетной палаты Российской Федерации, из 359 налоговых льгот и преференций по состоянию на 1 января 2015 года 152 оказывают влияние на развитие экономики. Имеют социальную направленность и (или) не оказывают стимулирующего воздействия на экономику 142 налоговые льготы.

Министерством экономического развития Российской Федерации давно разработана методика оценки эффективности налоговых льгот. Однако на настоящий момент эта методика еще не утверждена и, соответственно, не применяется. По мнению участников «круглого стола», необходимо ускорить работу в этом направлении.

Кроме того, в связи с отсутствием на федеральном уровне типовой методики оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных федеральными законами, и типовых методических рекомендаций по оценке эффективности налоговых льгот субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают и применяют различные критерии оценки предоставляемых льгот, а также осуществляют оценку выпадающих доходов при планировании консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Налоговые льготы являются налоговыми расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По информации Минфина России, в 2016 году запланированы разработка и утверждение подходов к систематизации налоговых и неналоговых расходов, внедрению их полноценного учета в рамках бюджетного процесса, оценке эффективности и принятию решений об изменении системы существующих налоговых и неналоговых льгот по каждому направлению.

На сегодняшний день уже проведена работа по инвентаризации и систематизации информации по широкому спектру налоговых льгот, освобождений и сборов, а также их отнесению к государственным программам Российской Федерации. Проведенный анализ выявил ряд направлений, по которым необходимо продолжить работу по регулярному учету и оценке эффективности налоговых и неналоговых расходов, совершенствованию отчетности и их полноценному учету в рамках государственных программ.

Потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части государственных программ, а также в бюджетное, налоговое и таможенное законодательство, в частности:

— ввести понятие «налоговых и неналоговых расходов» в Бюджетный кодекс Российской Федерации;

— законодательно обеспечить учет налоговых и неналоговых расходов в государственных программах Российской Федерации;

— разработать и утвердить общие методические подходы к оценке эффективности налоговых и неналоговых льгот и условия их применения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— провести оценку востребованности льгот и их влияния на экономический рост с целью принятия решения об их отмене или корректировке.

Участники «круглого стола» обращают внимание на то, что принятие законов о налоговых льготах и преференциях крайне редко сопровождается пояснительными записками с целями, критериями и сроками действия налоговых льгот и преференций, а также финансово-экономическими обоснованиями с указанием ожидаемого эффекта от их введения. Кроме того, ряд действующих налоговых льгот и преференций не были предусмотрены в проектах федеральных законов к первому чтению, а внесены в редакцию законопроектов ко второму чтению.

Так, например, при рассмотрении Федерального закона от 30 сентября 2013 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» был введен ряд налоговых льгот и преференций, среди которых установлен понижающий коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, применяемого участником регионального инвестиционного проекта (внесен в редакцию законопроекта только ко второму чтению в Государственной Думе).

Таким образом, необходим более взвешенный подход и тщательное согласование позиций между субъектами законодательной инициативы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях при подготовке изменений федерального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов в части налоговых льгот.

Серьезной проблемой для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством. В 2014 году сумма указанных льгот, по данным Минфина России, составила 495,6 млрд. рублей (17,0% налоговых доходов региональных бюджетов). При этом следует иметь в виду, что в этих суммах не учитываются предусмотренные федеральным законодательством возможные изъятия из объектов налогообложения, с учетом которых объем льгот будет еще больше.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно поднимал вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, либо об отмене указанных льгот.

С 2013 года началась поэтапная отмена налоговых льгот в отношении имущества субъектов естественных монополий (железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи) с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2020 году. А в 2012 году по инициативе членов Совета Федерации был принят федеральный закон, согласно которому были отменены льготы по земельному налогу в отношении участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Однако и сейчас в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены федеральные льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогу, что приводит к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Участники «круглого стола» отмечают, что такое освобождение от налогообложения является поддержкой отдельных категорий налогоплательщиков за счёт региональных и местных бюджетов, которая осуществляется без целевого характера. В частности, речь идет о льготах по налогу на имущество учреждений уголовно-исполнительной системы, фармацевтических организаций, коллегий адвокатов и адвокатских бюро, автомобильных дорог общего пользования.

В настоящее время Правительством Российской Федерации принято решение о введении до 2018 года ограничений на установление федеральным законодательством новых налоговых льгот по региональным и местным налогам.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о поэтапной отмене начиная с 2018 года налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством, либо компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от предоставления таких льгот исходя из суммы выпадающих доходов на основании статистической налоговой отчетности за год, предшествующий году формирования проекта федерального бюджета;

— утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, разработанную Министерством экономического развития Российской Федерации;

— подготовить предложения по отмене неэффективных налоговых льгот, а также ввести мораторий на введение новых льгот после завершения работы по их инвентаризации и систематизации;

— разработать проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий исключительное право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на установление льгот по региональным налогам и представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам;

— рассмотреть вопрос о сокращении переходного периода применения пониженных ставок налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

— внести предложения по введению ограничений на учет убытков участников консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

— разработать механизм, стимулирующий субъекты Российской Федерации к росту собственного налогового потенциала;

— рассмотреть вопрос о замене налоговых льгот выделением дотаций из федерального бюджета.

2. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

проводить мониторинг эффективности действующих и планируемых к введению налоговых льгот и работу по оптимизации их количества.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

разработать проект федерального закона, уточняющий порядок и периодичность внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации;

внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие обязательное рассмотрение проектов федеральных законов, устанавливающих (отменяющих) льготы по налогам и сборам, либо изменяющих налоговые ставки, на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

В Совфеде предложили упорядочить перечень налоговых льгот

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко считает необходимым уточнить порядок предоставления налоговых льгот, в том числе – на федеральном уровне.

«Существенным резервом увеличения доходов бюджетов всех уровней является оптимизация налоговых льгот. Уже много лет мы говорим о необходимости навести порядок в этой сфере», — сказала спикер в понедельник на парламентских слушаниях «О параметрах проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Она напомнила, что министерством финансов был разработан проект методики оценки региональных льгот. Хотя она еще не утверждена, регионы уже используют ее в своих расчетах. «Отмечу, что цена применения льгот только по региональным и местным налогам составляет порядка 500 миллиардов рублей в год. В то же время Счетная палата оценила объем недополученных доходов из-за налоговых льгот, на федеральном уровне, примерно в 11 триллионов рублей», — привела пример спикер.

Для сравнения: все доходы федерального бюджета в прошлом году составили чуть более 15 триллионов рублей, пояснила она. «Считаю, что нам нужна действенная методика оценки льгот по федеральным налогам. И сделать ее надо было еще вчера», — подчеркнула сенатор.

Кроме того, до сих пор не решена проблема обязательных неналоговых платежей – их количество составляет несколько десятков и продолжает расти, сказала Матвиенко. «Законодательно регламентировать неналоговые платежи пока не удалось. Совет Федерации продолжает настаивать на скорейшем решении этого вопроса. Свои предложения мы направили в правительство», — отметила спикер.

Она также обратила внимание на то, что налоговые льготы и преференции часто устанавливаются при внесении поправок в проекты федеральных законов, рассматриваемых в Госдуме во втором чтении. «В этих случаях отсутствуют сопроводительные материалы, поясняющие цели введения льгот и ожидаемый эффект, а также финансово-экономическое обоснование с расчетами выпадающих доходов бюджетов. Такую практику надо прекратить», — считает Матвиенко.

Источники:
http://council.gov.ru/activity/activities/roundtables/69411/
http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovye_lgoty.html
http://mukola.net/v-sovfede-predlozhili-uporyadochit-perechen-nalogovyh-lgot/
http://www.rbc.ru/ratings/business/28/03/2017/58da5bd69a7947182ee774d2

Ссылка на основную публикацию