Силуанов объяснил недоверие бизнеса к властям

Правительство теряет доверие населения

Рейтинги власти подкосили пенсионная реформа и повышение налоговой нагрузки

Россияне выказывают все меньше доверия кабинету Дмитрия Медведева. Фото РИА Новости

Рейтинг недоверия правительству РФ в ноябре этого года оказался на максимуме. Особой любви к кабинету Дмитрия Медведева россияне не питают. Но сегодня уже почти половина граждан не одобряют работу правительства. Такие данные опросов опубликовал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Схожие тенденции фиксируют и другие социологические службы. Оно и неудивительно, если учесть, что потребительские настроения россиян остаются на минимумах на фоне стагнирующих доходов. Рейтинги власти подкосилиа пенсионная реформа и повышение налоговой нагрузки, считают эксперты. Изменений ситуации они уже не ждут.

Сегодня деятельность правительства не одобряют почти 46% респондентов, работу самого председателя правительства не одобряют свыше 47%. Таковы данные опросов ВЦИОМа, которые проходили в начале ноября. Для сравнения: работу президента РФ не одобряют 27,6% респондентов. И если доверять данным соцопросов, то можно говорить о медленном росте неодобрения работой госструктур. Так, еще два месяца назад правительству РФ не доверяли (44,5%) меньше, чем сегодня. Уровень неодобрения работы главы кабмина Дмитрия Медведева два месяца назад был около 46%, а неодобрение работы президента – 25,5%.

Заметим, рост неодобрения работы госструктур происходит на фоне снижения доверия к ним. Так, правительству РФ сегодня доверяют 41,6% россиян против 43% в сентябре 2020 года, президенту – 64% против 66% двумя месяцами ранее.

Можно даже сказать, что уровень недоверия властям возвращается к январским показателям. Тогда российскому кабмину не доверяли почти 49% опрошенных. Лично Дмитрию Медведеву не доверяли 51% респондентов, а Владимиру Путину – 29% россиян. Не исключено, что столь высокий уровень пессимизма был связан с ростом налогов и повышением цен.

Напомним, с начала этого года ставка налога на добавленную стоимость (НДС) была повышена с 18 до 20%. Считалось, это повышение затронет как конечную стоимость товаров и услуг, так и повлияет на экономический рост в стране.

Высокий уровень недоверия политики властей просматривается и в результатах опросов других социологических служб. Так, недавние опросы фонда «Общественное мнение» (ФОМ) показывают, что работой президента Путина недоволен сегодня каждый четвертый россиянин. Каждый третий не доверяет самому главе государства. Кроме того, за последний месяц 33% стали меньше доверять российскому лидеру, больше – лишь 15% респондентов, следует из данных ФОМ. Впрочем, уровень доверия и удовлетворенности работой президента по‑прежнему высок – 60%. При этом почти половина россиян недовольны сегодня работой главы российского правительства, продолжают социологи. Доволен лишь каждый третий респондент. Уровень недоверия к премьеру также нарастает: за последний месяц 37% россиян стали меньше доверять главе кабмина.

По данным Левада‑Центра деятельность российского правительства одобряет лишь 44% опрошенных, обратного мнения придерживаются 54%. При этом главе правительства не доверяют уже 59%, а президенту – 29%, следует из данных социологов.

Подобная картина не вызывает вопросов у экспертов. В последние годы социологи фиксируют рост пессимистичных настроений в обществе, замечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «У граждан существенно снизилась оценка собственного благополучия и ситуации в стране в целом. Также усилились негативные ожидания будущего (респонденты оценивают такими терминами и свое личное будущее, и ближайшие перспективы страны). На этом фоне ожидаемо снижаются и различные рейтинги одобрения государства в целом, и по персоналиям в частности», – говорит он.

В Белом доме не обращают внимания на рейтинги.
Фото агентства “Москва”

К примеру, по оценкам экспертов Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ), 40% считают, что экономика страны за последний год ухудшилась. При этом каждый четвертый россиянин фиксирует и ухудшение своего материального положения, а каждый пятый ждет ухудшений в будущем. Таким образом, несмотря на все усилия властей убедить россиян в улучшении экономической ситуации в стране, граждане в это почему‑то не слишком верят, резюмируют экономисты (см. «НГ» от 15.10.19).

Свою роль в этом процессе сыграли и различные реформы и нововведения, которые не получили поддержки среди граждан. «А объяснения этих реформ с помощью различных цифр и выкладок не смогли достичь своей цели, не объяснили гражданам необходимость таких шагов. В результате непонимание гражданами действий власти стало расти. А падение реальных доходов населения и падение покупательского спроса также оказали влияние на настроения россиян, которые в результате стали считать, что главное в настоящее время – это решение внутренних проблем в стране», – считает Деев.

«На рейтинге правительства продолжает негативно отражаться пенсионная реформа, а также низкие темпы роста экономики и падение реальных доходов населения. Кроме того, россиян беспокоит рост социального неравенства», – соглашается старший аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Суверов, напоминая, что половина граждан властям все‑таки пока доверяет.

По данным Росстата, с 2014 года доходы граждан провалились минимум на 11% и больше не растут, напоминает руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «При этом на фоне такого внушительного профицита бюджета государству можно было бы и поделиться с народом», – рассуждает он. Напомним, по итогам девяти месяцев этого года профицит казны составил почти 3 трлн руб., размер Фонда национального благосостояния (ФНБ) приближается к отметке в 8 трлн руб. Однако все эти средства не идут в экономику, оставаясь в резервах.

Низкие результаты связаны с последними решениями относительно повышения пенсионного возраста и роста НДС, подтверждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «На фоне санкций и отсутствия роста экономики и реальных доходов населения результат этих опросов еще более очевиден», – считает он.

Жарский также отмечает, что любая лояльность предполагает несколько лет формирования, то есть ряд последовательных действий и мер, в результате которых доверие либо растет, либо падает. «В случае с россиянами все объясняется в первую очередь отсутствием видимой смены действующего политического режима, так называемая стабильность, при которой уровень обещаний всегда выше, чем реальные результаты. При этом сохраняется общее понимание, что власть и все, что с ней связано, по‑прежнему дистанцируются от большей части общественности», – рассуждает эксперт, полагая, что уровень доверия в ближайшие годы сохранится на низких показателях.

Исследования ВЦИОМ показали в целом высокий уровень доверия Путину и одобрения результатов его работы. На данном фоне логично выглядит более низкий рейтинг доверия российскому премьеру и правительству, замечает доцент Российского экономического университета им Плеханова Максим Соколов. «Президент берет на себя преимущественно внешнюю политику, выступает в роли защитника интересов российского народа от внешних угроз и вызовов. Также Путин, несмотря на в целом низкую эффективность модели «ручного управления», способен оперативно решить не только проблемы отдельных граждан («эффект прямой линии»), но и отраслей, включая реализацию крупных инфраструктурных проектов. Таким образом, президент в глазах народа выступает не только формальным гарантом Конституции, но и гарантом исполнения отдельных поручений, взятых под личный контроль. Деятельность же Медведева и правительства нацелена на решение внутренних задач социально-экономического развития государства, а в данной сфере проблемы возникают регулярно, создавая эффект «снежного кома», – объясняет противоречие в рейтингах эксперт.

Силуанов объяснил недоверие бизнеса к властям

Общественная организация «Деловая Россия» предлагает законодательно закрепить гарантии для компаний, которые решили перестать уклоняться от налогов и начать работать «по-белому». Для них следует предусмотреть механизм реабилитации от налоговой и уголовной ответственности за периоды до «обеления».

Письмо с такой инициативой за подписью сопредседателя «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна было направлено 21 октября на имя первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова (копия документа есть в распоряжении РБК).

Как сообщил РБК Данилов-Данильян, инициатива, направленная также в Минэкономразвития, поддержана другими деловыми объединениями — «Опорой России» и Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

В обращении подчеркивается, что ведущие деловые объединения хорошо понимают важность повышения прозрачности бизнеса и «уже проводят соответствующую работу среди бизнес-сообщества, координируя ее с Генеральной прокуратурой, а также с ФНС, ФАС» и другими ведомствами.

В пресс-службе Минфина РБК сообщили, что данные предложения на рассмотрение ведомства пока не поступали. В пресс-службе ФНС отметили, что данный вопрос не относится к компетенции службы.

Что предлагает «Деловая Россия»

Как отмечается в письме, одной из главных причин малой востребованности различных видов финансовой помощи государства является «глубокое недоверие предпринимателей к органам контроля и надзора, страх подвергнуться масштабным проверкам в случае полной легализации своей деятельности».

В связи с этим предлагается:

  • предусмотреть для компаний, отказавшихся от использования схем уклонения от налогов и сотрудничающих с налоговыми органами в целях повышения своей прозрачности, механизм реабилитации от налоговой и уголовной ответственности за предыдущие периоды деятельности;
  • ввести запрет на проведение проверок по соблюдению организациями требований, отсекаемых «регуляторной гильотиной»; аннулировать ранее принятые решения о штрафах за несоблюдение этих требований, прекратить соответствующие административные дела.

Представители бизнес-объединения указывают, что во многих конкурентных отраслях использование схем «сомнительной налоговой оптимизации», а также нарушение трудового и миграционного законодательства, «являются результатом отсутствия требований к добросовестности исполнителей и подрядчиков в условиях жесткой конкуренции между ними». «Единственный критерий — наименьшая предложенная цена — неминуемо загоняет участников торгов в серую зону, где конкурентные преимущества имеют недобросовестные компании», — подчеркивается в письме.

Решить проблему может введение предварительного отбора участников торгов с аккредитацией через отраслевые саморегулируемые организации, считает «Деловая Россия». Опробовать новации организация предлагает на двух-трех отраслях.

Может сработать для небольшой доли предприятий

Предложение «Деловой России» находится в тренде борьбы за обеление экономики, которая идет в России последние несколько лет, говорит экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Софья Донец. «Это щадящий вариант, в котором у бизнеса есть право выбора. С этой точки зрения, это может быть эффективной мерой», — сказала она РБК.

По мнению Донец, механизм в случае его реализации может сработать «для какой-то небольшой пропорции предприятий, скорее всего, малых», так как существует «тонкая грань между уклонением от налогов и нарушением закона в более крупных масштабах, за которые может быть ответственность вплоть до уголовной».

В феврале прошлого года тема «внутренней амнистии капитала» поднималась на встрече бюро РСПП с президентом России Владимиром Путиным. Представители предпринимательского сообщества отметили, что не стоит «чересчур жестко относиться к тому бизнесу, который вышел из тени, но который формально нужно проверять по прошлым грехам». По словам главы РСПП Александра Шохина, участники встречи договорились обсудить эту тему с правительством.

В мае 2020 года правительство опубликовало законопроект о «регуляторной гильотине», который предусматривает отказ от устаревших и избыточных требований к бизнесу. Но он не затрагивает отношения бизнеса с налоговиками. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин высказывался за распространение механизма «гильотины» на налоговый и валютный контроль. В правительстве обещали изучить предложение.

Плохой инвестклимат не дает России подняться в рейтинге конкурентоспособности стран

Российская экономика перестала расти в рейтинге мировой конкурентоспособности, который составляет Всемирный экономический форум (ВЭФ). Как и в прошлом исследовании, страна заняла 43-е место, хотя и увеличила общий балл с 65,6 до 66,7.

На место России повлияло изменение методики. В рейтингах за 2018 и 2020 гг. стали меньше учитываться стандартные макроэкономические показатели и больше – более продвинутые слагаемые конкурентоспособности: состояние финансового сектора, развитие инноваций, условия для бизнеса, объясняет куратор рейтинга в России, партнер Strategy Partners Алексей Праздничных.

Поддержали Россию в рейтинге макроэкономические показатели – по этим критериям страна поднялась на 12 позиций. Экономика преодолела рецессию, инфляция снизилась (на конец сентября она составляла 4%), государственные инвестиции стабильны, перечисляют авторы рейтинга. Зато показатели, характеризующие инвестиционный климат, сильно ухудшились: организованная преступность и коррупция выросли, надежность полиции снизилась, менее эффективной стала защита собственности и интеллектуальных прав, регуляторная нагрузка на бизнес увеличилась. Еще в 2013 г., когда Россия совершила резкий скачок в рейтинге (с 64-го на 53-е место), его авторы называли слабым местом страны все те же проблемы – неразвитые институты, коррупцию и фаворитизм, недоверие к судебной системе.

Экономисты единодушно называют макроэкономическую стабильность главным достижением российских властей. Но ее недостаточно для роста экономики, говорила в июле председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Экономический рост создает бизнес, а не государство, указывала она, но готовность предпринимателей рисковать деньгами «напрямую зависит от пресловутого инвестиционного климата». Нужны защита частной собственности, независимые суды, перечисляла Набиуллина, сначала эти слова «казались правильными, потом общим местом, потом обращение к теме инвестиционного климата стало казаться пустыми словами чиновников, а теперь иногда похоже на крик отчаяния».

На Петербургском экономическом форуме чиновники много произносили слов об инвестиционном климате, а главной темой стала защита инвесторов от государства. «Вот если бы Андрей Макаров (председатель комитета Госдумы по бюджету. – «Ведомости») выступал, он бы задал традиционный вопрос для завтраков Сбербанка: Александра Ивановича Бастрыкина (председатель Следственного комитета. – «Ведомости») позвали? Он же главный у нас экономический регулятор», – говорил на деловом завтраке Сбербанка президент РСПП Александр Шохин. Первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов анонсировал разработку программы декриминализации и снижения рисков привлечения предпринимателей к уголовной ответственности. «Мы действительно с рядом министерств обсуждаем предложения по улучшению инвестиционного климата.

включена в рейтинг ВЭФ в 2020 г. За год из пятерки лидеров выпали Германия и Япония, их заменили Гонконг и Нидерланды. А США уступили первое место Сингапуру, поднявшемуся со второй строчки рейтинга. Источник: рейтинг мировой конкурентоспособности экономики к WEF

Часть этих предложений касается декриминализации, т. е. уменьшения наказания за некоторые экономические преступления, существенное уменьшение оснований для ареста на стадии предварительного следствия», – рассказывал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Но с тех пор программу декриминализации власти так и не представили.

Свои предложения собрали деловые объединения, и теперь они будут обсуждать их на площадке Минэкономразвития. Бизнес рассчитывает декриминализовать часть статей Уголовного кодекса, изменить условия заключения под стражу и возбуждения дел, снизить риски обвинения руководства компаний и их сотрудников в создании преступных сообществ.

Пока чиновники уговаривают компании вкладывать в российскую экономику и обещают защиту инвестиций, бизнесмены заполняют СИЗО: только за последние несколько лет за решеткой оказалось более сотни предпринимателей. По данным опроса Федеральной службы охраны, почти 85% из 200 предпринимателей, столкнувшихся с уголовным преследованием, считают ведение бизнеса в России небезопасным. Для 45,2% опрошенных предпринимателей уголовное дело завершилось не приговором, а потерей бизнеса. Показательным стало уголовное дело против основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви и еще пяти человек. Следствие обвиняет их в хищении 2,5 млрд руб. у банка «Восточный». Еще одно крупное дело этого года – против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова, которого заподозрили в сговоре с бывшими топ-менеджерами компании ради вывода ее средств на счета кипрской Panabel Limited. Ущерб следствие оценило в 4 млрд руб. В сентябре Басманный суд Москвы заочно арестовал Петрова.

Рейтинг ВЭФа в отличие, например, от рейтинга Всемирного банка не оценивает нормы закона и процедуры, а полагается на субъективную оценку инвесторами инвестиционного климата, говорит директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Большинство аспектов, важных для инвесторов, регулируются хорошо, рассказывает он, но есть проблемы с правоприменением – инвесторам сложно защитить права в суде, например, когда эмитент не совершает обязательную оферту или в случае несправедливого выкупа у них акций. Из этого и складывается негативная оценка, отмечает он.

С оценкой ВЭФа сложно не согласиться, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова: макроэкономические показатели действительно стабильны, бюджетная политика консервативная, а все остальные проблемы инвестиционного климата, связанные с несовершенством судебной системы, сохраняются. И пока чиновники не идут на структурные изменения, замечает она.

Силуанов обвинил российский бизнес в нигилизме

«У бизнеса нигилизм, у всех все плохо», — так первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов отреагировал на претензии к власти, которые высказал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на деловом завтраке Сбербанка в рамках Петербургского экономического форума.

Шохин отметил, что в России сейчас сложилась экономическая ситуация, подобная той, которую страна переживала 30 лет тому назад, перед распадом СССР. И что для выполнения задач, сформулированных в национальных проектах, и для роста экономики России нужна новая перестройка.

По словам Шохина, частные инвесторы остерегаются вкладывать свои средства в нацпроекты, так как не верят в справедливость судебной системы и опасаются за сохранность своего бизнеса.

«Большую часть предпринимателей мы развратили», — заявил в ответ Силуанов и добавил, что часто бизнесмены говорят: «не буду делать, пока не дадите льготы». А надо, по его словам, «помогать бизнесменам, которые работают». И этой категории бизнеса «мы готовы дать стабильные условия», заверил министр финансов.

Председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров, в свою очередь, заявил, что на счетах российских компаний сейчас лежат 28 трлн руб., а по сумме это равно трем федеральным бюджетам. Но компании эти деньги не инвестируют.

«Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск, а у наших предпринимателей остался только страх. И это определяет отношение бизнеса — в чем участвовать, а в чем не участвовать»,

Антон Силуанов напомнил, что инвестиции в экономику России все-таки растут, и к концу 2020 года темп их роста ускорится. Первый вице-премьер также подчеркнул, что правительство уже разработало законопроект о защите инвестиций, который является по сути инвестиционным кодексом. В отсутствии этого закона ранее обвинил правительство Александр Шохин. По словам главы РСПП, бизнес уже почти год назад начал обсуждать законопроект с Минфином и Минэкономразвития, а «воз и ныне там», закон до сих пор не принят.

Правда, Силуанов признал, что с принятием закона об инвестициях в России в правительстве действительно «немного затянули».

«Бизнес у нас еще по-старинке работает: заработал — за границу, заработал — в офшор, там вроде как поспокойнее. Хотя мы видим, что и там далеко не все в порядке», — обратил внимание министр финансов.

Ранее Силуанов был вынужден признать, что российская экономика в первом квартале 2020 года подросла всего на 0,5%. По мнению министра, чтобы ускорить темпы роста, необходимо подстегнуть структурные изменения. В частности, реализовывать национальные проекты, направленные на развитие инфраструктуры, развитие экспорта, малого и среднего бизнеса.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов в ходе дискуссии сообщил присутствующим, что «страшно они далеки от народа». Главной проблемой, по его словам, является защита собственности, жизни и здоровья предпринимателей. «И с этим все не очень хорошо», — добавил Титов. Но все же нельзя все сваливать на правоохранительные органы, полагает он.

«Нельзя говорить о росте ВВП, когда у вас рост налогов, плюс два процента НДС. У нас тарифы растут на базовую продукцию естественных монополий»,

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин на том же завтраке Сбербанка сравнил ситуацию в экономике с «тигром, который замер в прыжке». «Когда-то он приземлится, и мы увидим, что получилось в итоге», — добавил Кудрин. Нацпроекты соответствуют национальным приоритетам, но для перелома и прорыва в экономике их явно недостаточно. Судьба национальных проектов и национальных целей лежит вне самих нацпроектов, считает Кудрин. Необходимо также реформировать судебную систему, добавил он.

По мнению главы Минэкономразвития Максима Орешкина, «нам действительно нужно перестать упражняться в поисках виноватых, а искать, кто и что может сделать на своем месте: главное — понятная и предсказуемая среда».

«Наша страна жива, пока в ней идут такие открытые, эмоциональные дискуссии, когда никто не скрывает свою точку зрения», — попытался примирить стороны президент Сбербанка Герман Греф. «Это особенно важно в новой экономике, когда нужно принимать быстрые решения. И такие споры ограняют эти решения, предохраняют нас от ошибок», — резюмировал Греф.

Силуанов объяснил недоверие бизнеса к властям

Специалисты PwC и аналитического центра НАФИ выяснили мнение свыше тысячи руководителей крупного, среднего и малого бизнеса о положении дел в российской экономике и перспективах развития страны до 2024 года. РБК ознакомился с результатами опроса.

60% бизнесменов заявили, что «скорее не доверяют» и «совершенно не доверяют» действиям правительства с точки зрения учета интересов бизнеса. Такая же доля респондентов не ожидает эффективных изменен​ий в сферах управления, образования и здравоохранения в ближайшие шесть лет, отмечая незаконченность и непоследовательность реформ. Оптимистов среди руководителей компаний оказалось вдвое меньше, чем пессимистов.

Внутри самого бизнес-сообщества уровень доверия друг к другу невысок. Каждый второй охарактеризовал его как «скорее низкий», почти каждый пятый — как «очень низкий». Кроме того, 67% заявили о недоверии общества к бизнесу.

Скептически предприниматели оценивают и перспективы экономического роста в России. 70% респондентов полагают, что темпы роста ВВП России будут ниже среднемировых в ближайшие годы. При этом почти половина (48%) опрошенных верят в реалистичность планов в полтора раза увеличить ВВП на душу населения в ближайшие шесть лет. Достижение этой цели в первую очередь зависит от политики государства в отношении бизнеса, изменения налоговой системы и господдержки производителей, считают предприниматели.

Игра без правил

Основными препятствиями для бизнеса, как показал опрос, остаются чрезмерное налогообложение, бюрократия и административные барьеры, кадровый голод и «набеги силовых органов». 70% бизнесменов отметили «предельную коррумпированность», около 60% — высокий уровень экономической преступности, 52% недовольны работой судебной системы. Нормативные требования несовершенны, а поправки в законодательство непредсказуемы — «правила игры могут меняться во время самой игры», отмечают бизнесмены.

«Фундамент проблем — неуважение к частной собственности», — заявил партнер инвестиционной компании «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубен Варданян на презентации исследования в Москве. Доминирующая бизнес-модель в России, по его словам, строится на работе на денежные потоки, а не на капитализацию.

Влияние санкций заметили не все

59% респондентов отмечают отрицательное и «крайне негативное» влияние санкций на российскую экономику. В то же время половина опрошенных заявили, что ограничения не затронули непосредственно их бизнес. 47% не ожидают влияния санкций в ближайшей перспективе. О положительном эффекте заявили 40% руководителей предприятий в сфере сельского хозяйства, для которых с вводом в 2014 году продовольственного эмбарго практически исчезла конкуренция извне.

Непосредственное влияние санкций коснулось компаний, производящих примерно 20–21% российского ВВП​, пояснила гендиректор рейтингового агентства АКРА Екатерина Трофимова. Потери российской экономики непосредственно из-за санкций, по ее словам, составили 0,2% ВВП. «Тренд на замедление роста российской экономики появился задолго до санкций. Более серьезное влияние они оказали на частное потребление, реальные доходы населения — от 2 до 4%», — уточнила Трофимова.

Гораздо большее количество компаний затронуло косвенное влияние санкций в виде роста издержек из-за слабого рубля, трудностей с привлечением технологий, удорожания кредитов, общего негативного фона на рынке и падения потребительского спроса.

66% респондентов считают, что главным партнером России через три года станет Китай, и лишь 12% назвали в таком качестве страны ЕС. При этом, по данным ФТС за январь—сентябрь 2018 года, на ЕС приходилось 43,2% российского товарооборота, на Китай — около 15% и 11,8% — на страны СНГ. Однако товарооборот с ЕС снизился на 6% с 2013 года, а с Китаем вырос на 5%.

Правительство должно учитывать не только интересы бизнеса, но и заботиться о гражданах разных социальных групп, прокомментировал РБК результаты опроса директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

«Предприниматель всегда ищет способы заработать больше, и в то же время он не должен ждать подачек, дополнительных субсидий и льгот, что государство создаст готовые условия. Государство прежде всего должно выступать регулятором честной конкурентной борьбы — обеспечить стабильность, прозрачность и понятность правил», — отметил эксперт.

Преодолеть кризис доверия, по его словам, помогло бы уменьшение формализма. «Представители власти не всегда своевременно реагируют на запросы или не по тем каналам коммуникации, которые понятны и привычны бизнесу», — пояснил Калмыков.

В то же время, по его словам, существует обратная сторона проблемы в виде инертности самих бизнесменов. «Наши опросы показали высокий уровень безграмотности предпринимателей в вопросах функционала и полномочий органов власти. Не всегда предприниматели осознают, что чиновники ограничены регламентами того, что они могут и не могут делать. Это вызывает сложности взаимопонимания и затягивание процессов. Предприниматели должны не занимать выжидающее положение, а инициировать свои варианты улучшения ситуации», — добавил эксперт.

Источники:
http://www.rbc.ru/economics/01/11/2019/5dbb079d9a79476e88e783fc
http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/09/813189-plohoi-investitsionnii-klimat
http://www.gazeta.ru/business/2019/06/07/12400867.shtml
http://www.rbc.ru/economics/27/11/2018/5bfd22379a79475801c4d1f8
http://www.rbc.ru/business/07/06/2019/5cfa06799a79479dac8f33b1

Ссылка на основную публикацию