Силуанов назвал повышение НДС – самым безобидным изменением в налоговой системе

Силуанов назвал повышение НДС – самым безобидным изменением в налоговой системе

24 мая первый вице-премьер Антон Силуанов говорил, что власти проведут «определенную настройку» налогов, «дошлифовку» налоговых предложений, после чего точно не будут менять налоги в течение следующих шести лет. В итоге власти решили не трогать НДФЛ и не вводить новых налогов (как, например, обсуждавшийся налог с продаж), но системообразующий налог на добавленную стоимость все-таки будет повышен.

С 1 января 2020 года ставка НДС будет поднята с 18 до 20%, объявили 14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев и Силуанов. Ставка НДС в России составляет 18% с 2004 года, то есть будет изменена впервые за 15 лет.

Ради майского указа

Еще год назад сам Силуанов как министр финансов был сторонником стимулирующего налогового маневра — повышения НДС с одновременным понижением ставки страховых взносов. При этом, когда власти обсуждали налоговый маневр (публичные дискуссии на эту тему были приостановлены к лету прошлого года), центральной идеей было снижение нагрузки на бизнес в части налогов на труд, а увеличение НДС рассматривалось как компенсирующая мера для восполнения потерь бюджетной системы.

Теперь от обсуждавшегося налогового маневра осталось только повышение НДС. Это косвенный налог, который ложится на конечного потребителя.

По словам Силуанова, увеличение ставки НДС даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. в год. При этом власти разрабатывают пакет компенсационных мер для бизнеса, включая облегчение и ускорение процедуры возмещения НДС и отмену налога на движимое имущество (этот налог компании снова начали платить с 2018 года, после истечения моратория). Соответственно, правительство нашло около 3,6 трлн руб., но без учета выпадающих доходов от компенсационных мер.

А для реализации опубликованного ранее нового майского указа президента Владимира Путина требуется 8 трлн руб. дополнительного финансирования до 2024 года включительно.​

Что правительство поменяет в налогах?

Анонсированные 14 июня параметры налоговой системы правительство пообещало не менять следующие шесть лет.

— Ставка НДС вырастет с 18 до 20% с 1 января 2020 года.

— Льготы по НДС на социально значимые товары и услуги сохранятся (ставка 10% на продовольствие, детские и медицинские товары, а также ставки на внутренние воздушные перевозки).

— Порог по ускоренному способу возмещения НДС снизится с 7 млрд до 2 млрд руб. (компании могут рассчитывать на возмещение налога, когда покупают товар с учетом НДС; сейчас Налоговый кодекс предоставляет компании право на ускоренный способ возмещения, если она уплатила не менее 7 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в совокупности за три предыдущих года). Также при возмещении НДС сократятся сроки камеральных проверок.

— Будет отменен налог на движимое имущество.

— Тариф по взносам работодателей на обязательное пенсионное страхование работников будет «бессрочно» зафиксирован на уровне 22% (и 10% при достижении предельной базы по взносам).

— В будущем (окончательно с 2023 года) будет ликвидирован институт КГН (консолидированные группы налогоплательщиков).

— Будет завершен налоговый маневр в нефтегазовой отрасли: он заключается в отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых (нефти и газового конденсата). Процесс будет завершен к 2025 году.

— С 1 июня будут временно понижены акцизы на бензин и на дизельное топливо. Чтобы возместить убытки регионам, будет изменена структура распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Краеугольный камень для бюджета

НДС — ключевой налог с точки зрения наполнения федерального бюджета, на его долю приходится более трети всех поступлений, а теперь его роль увеличится. В 2017 году он принес в казну более 5,1 трлн руб., или 34% общих доходов федерального бюджета. По данным Минфина, с 2010 года сбор НДС в номинальном выражении увеличился более чем вдвое (с 2,5 трлн руб.), а доля в общих доходах увеличилась за этот период с 30 до 34%.

«Собираемость НДС в последние годы существенно повысилась, что связано с применением ФНС автоматизированных систем контроля», — отмечает заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Вера Кононова. Так, сама ФНС оценивает, что 54% прироста поступлений внутреннего НДС в 2017 году было обеспечено именно фактором более эффективного налогового администрирования. Повышение налоговых ставок — это всегда дополнительные стимулы для ухода в тень, но по НДС возможности для этого, пожалуй, одни из самых низких, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Власти выбрали подходящий момент для повышения НДС, когда система администрирования достаточно эффективна, чтобы избежать заметного снижения собираемости, считает эксперт.

Повышение НДС — «не очень хорошая ситуация» для бизнеса, сказал РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. «Мы ожидали, что все-таки несколько лет будет стабильная налоговая система и все другие договоренности будут сохранены. Для бизнеса это, может быть, не сильно критичная ситуация, но дополнительные сложности возникают», — говорит он. «Любой рост нагрузки — это не радость для бизнеса, и, конечно, счастье большинство производителей не испытают», — согласен президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

Называть такое изменение «донастройкой» можно лишь с изрядной долей иронии, считает Вера Кононова. «Если это донастройка, тогда все мы как налогоплательщики находимся в полной неопределенности относительно того, что дальше будет с налоговой системой. Ведь так могут быть «донастроены» и любые другие налоги», — рассуждает она.

«Все формальные обещания были выполнены, будучи аккуратно сформулированными», — говорит глава комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. По его словам, президент в 2014 году обещал не менять налоговую нагрузку до конца 2018-го и в целом так и получилось, за исключением ряда моментов (рост неналоговых платежей, усиление нагрузки за счет обеления экономики, возвращение в конце 2017 года налога на движимое имущество, который бизнес называет «налогом на модернизацию»). А налоговый маневр бизнес тоже в итоге получил, но в принципиально ином виде, отмечает Никитин. «Новый формат маневра — сохранение нагрузки на фонд оплаты труда, повышение пенсионного возраста и одновременно повышение ставки НДС, снижение пороговых значений для облегченного порядка возмещения НДС экспортерам плюс отмена обложения движимого имущества и внутрироссийского контроля внутригрупповых цен», — объясняет он.

С 2012 года действует пониженная ставка взносов работодателей на пенсионное страхование работников — 22% с зарплат, но рано или поздно она должна была вернуться к полному тарифу — 26% (в последние годы повышение несколько раз откладывалось и по текущему законодательству запланировано на 2021 год). Теперь же власти приняли решение отказаться от будущего повышения ставки пенсионных взносов.

По мнению Никитина, налоговую нагрузку в текущем экономическом цикле нужно не повышать, а снижать. В повышении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда, даже на прибыль, нет никаких проблем, но только в подходящий период развития экономики, говорит он. «Например, нагрузку на ФОТ можно повышать только в период опережающего роста зарплат. А в нынешний момент ее надо снижать, но этого не произошло», — сказал Никитин.

Заплатят и граждане, и отдельные отрасли

Прямой эффект от повышения НДС — это рост цен: повышение налога будет в конечном счете перенесено на потребителя, что даст единовременный толчок потребительским ценам, говорит РБК старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Но власти выбрали относительно удачный момент: с учетом достигнутого низкого уровня инфляции повышение НДС пройдет менее заметно. Силуанов сказал, что из-за повышения НДС инфляция может ускориться в 2020 году в пределах 1,5 процентного пункта — до 4–4,5%. Эффект для потребительских цен составит плюс 1–1,3 п.п., согласен Куликов. При этом сохранение пониженной ставки НДС (10%) в отношении льготного перечня товаров (продовольствие, детские товары, медицинские товары) позволит сдержать рост цен на социально значимые товары, отмечает Редькин.

Налоговая система-2019: Силуанов обозначил ориентиры возможных изменений

В правительстве не собираются повышать НДФЛ с 2020 года, но как считает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов, изменения могут коснуться других направлений налоговой политики государства.

«Сразу стоит отметить, что озвученного периода может не хватить на внесение изменений. По вопросам основных направлений налоговой политики в предстоящие годы было большое количество дискуссий.

И судя по предыдущим заявлениям Минфина и правительства, не все поправки стимулируют повышение деловой активности, платежеспособный спрос и экономический рост. В окончательном варианте с учетом всех поправок и согласований изменения в Налоговый кодекс должны быть приняты до 1 декабря, то есть за месяц до вступления в силу», – объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Что касается самих изменений, то Алисенов выделяет сразу несколько ключевых направлений, где они наиболее вероятны. Во-первых, речь идет о налоговом маневре 22/22, когда ставка социального страхового взноса снижается с нынешних 30% до 22% с одновременным повышением ставки НДС до 22%.

В окончательном варианте с учетом всех поправок и согласований изменения в Налоговый кодекс должны быть приняты до 1 декабря

«Снижение страховых взносов здесь воспринимается как позитивный шаг для стимулирования роста экономики, так как этот налог очень чувствителен к ценам – в налог включается себестоимость продукции. Снижение страховых взносов однозначно позволит улучшить конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках.

В то же время повышения ставки НДС выглядит не совсем оправданно, так как производитель вряд ли откажется от части своей прибыли, поэтому налоговая нагрузка ляжет на плечи рядовых граждан. В итоге такая мера не будет способствовать повышению платежеспособного спроса и росту реальных доходов населения», – отмечает эксперт.

Еще одно обсуждаемое изменение связано с возвращением налога с продаж. Обсуждаются различные ставки, но в основном звучат цифры 3-4%. Как отмечает Алисенов, в свое время мы уже отказались от налога с продаж, так как он частично дублировал НДС и был назван антиконституционным. Возвращаться к нему назад не хотелось бы, так как он точно не способствует развитию и росту экономики.

«О чем стоит всерьез подумать в новой налоговой политике, так это о переходе от плоской шкалы налогообложения к прогрессивной. Такое решение наверняка будет способствовать сокращению разрыва между бедными и богатыми и положительно отразится на налоговой дисциплине. Так как получающие ниже уровня прожиточного минимума россияне будут освобождены от налогов, то многие самозанятые граждане смогут спокойно выйти из тени. Такой практики сегодня придерживаются большинство экономически развитых стран и часть развивающихся», – обращает внимание экономист.

Наступательные Действия Силуанова: Кто и сколько заплатит за рост НДС

Аббревиатура НДС получила новое прочтение: Наступательные Действия Силуанова. Первый вице-премьер торопит кабмин принять налоговые новации до начала обсуждения очередного проекта бюджета. То есть на всё про всё у правительства остаётся менее трёх месяцев.

Как ожидается, новая ставка налога на добавленную стоимость начнет действовать с 1 января 2020 года и будет приносить бюджету ежегодно более 600 млрд рублей.

“Аргументы правительства, Налоговой службы, она все-таки в составе Минфина, что это один из самых сегодня собираемых налогов, – сообщил “Царьграду” первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов. – Прозрачность. То есть программа все это в цепочке видит, очень сложно сейчас от него укрываться. 600 млрд дополнительных доходов, которые нам сегодня Минфин предлагает. Сюда же в эту копилку ставят задачи президента, 6 трлн надо найти. Это аргументы правительства”.

Еще один аргумент против повышения НДС – сопутствующий разгон инфляции. Влияние роста налоговой нагрузки на этот показатель в правительстве оценивают в 1,2 процентного пункта. Причем 0,2 добавятся к инфляции уже в текущем году.

Центробанк ожидает, что основной эффект от повышения налога придется на январь следующего года. Об этом ранее, выступая с отчётом перед Государственной Думой, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина:

Повышение НДС добавит, по нашим оценкам, примерно 1 процентный пункт в инфляцию. Но надо сказать, что сейчас, когда инфляция находится на уровне 2,5%, мы сможем с большой вероятностью достаточно спокойно пройти момент изменения ставки НДС”.

Эксперты уверены: повышение НДС вкупе с ускорением инфляции скажется на доходах населения, а значит, и на потребительских возможностях граждан страны.

“Речь идет о том, что мы не достигнем до 2020 года того потребления, которое было в 2013-2014 годах – относительно благополучные для нашего внутреннего рынка года, – указал “Царьграду” генеральный директор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. – Это прискорбно констатировать”.

Не добавляет оптимизма и грядущее повышение стоимости товаров и услуг, которое спровоцирует рост НДС. В правительстве заверили: увеличение ценников не коснётся социально значимых товаров – таких, как лекарства, детские вещи, книги. На подобного рода продукцию будет сохранена льготная ставка налога в 10%.

Эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку Ян Арт сомневается, что данное обещание будет выполнено. “Нам говорят: для того, чтобы нагрузка на вас не легла, мы на социальные товары нагрузку не будем повышать. Но это общая температура, она не может быть другой, – рассказал финансист. – Допустим, я булочная, выпускаю хлеб. И правительство говорит: ты будешь платить НДС 10%. ОК, как булочная, я буду платить 10%, но на всё, что я буду покупать, я тоже буду платить 10%? Нет! Вы мне завтра, ребята, несоциальнозначимое что-то продадите с НДС в 20%. Чтобы не быть грубым, скажу мягко: это полное лукавство”.

Бизнес ожидает роста цен уже в декабре. Причём, основной удар придётся на строительную отрасль, в которой рост НДС усугубит законодательное ужесточение требований к застройщикам.

Генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса Николай Алексеенко рассказал “Царьграду”, что профучастники рынка прогнозируют значительное увеличение стоимости квадратного метра. “Это 15-20% в среднем”, – подсчитал эксперт.

Господин Алексеенко объяснил, что стоимость НДС заложена и в цене квадратного метра жилья: это и стройматериалы, и подрядчики, и строительные организации. “Но большую прибавку всё же формирует ужесточение требований к застройщикам: им необходимо будет собственный капитал сформировать и необходимость обслуживание банковского”, – предупредил эксперт.

Правительство предлагает повысить НДС, несмотря на бюджетный профицит. Впервые за семь лет доходы государства превысили расходы на 0,5%. Именно свободные средства государства являются главным приоритетом правительства, считают специалисты.

“Привилегированным объектом управления для правительства является не экономика как таковая, а бюджет, – пояснил президент Института национальной стратегии Михаил Ремезов в эфире “Царьграда”. – Чтобы расходы сходились с доходами, чтобы у государства, у власти была подушка безопасности, чтобы была свобода финансового маневра, были, попросту говоря, деньги, которые являются эквивалентом свободы и власти в определенных обстоятельствах”.

Господин Ремизов указал, что реальным приоритетом у государства является наличие свободных средств. “И если мы посмотрим на политику уже на протяжении длительного времени, то с реализацией этого приоритета правительство и финансовый блок блестящее справляются. У государства есть свободные средства, в общем-то, даже в условиях кризиса. А вот развития – нет”, – посетовал эксперт.

Но именно повышение НДС правительство страны рассматривает в качестве источника развития. Деньги, вырученные в результате налоговой реформы, планируется направить на строительство инфраструктуры, увеличение финансирования здравоохранения и образования, что, в конечном счете, должно помочь росту российской экономики и повышению уровня жизни граждан.

“У них есть некоторые инструкции, которые они считают обязательными к применению, – сообщил “Царьграду” экономист Михаил Хазин. – Отсюда же увеличение НДС. На самом деле, если вы прочтете бумаги МВФ, там написано: увеличить до 22. Но, правда, одновременно уменьшив социальные налоги. То есть налоги на фонд заработной платы”. Экономист отметил, что российские власти одновременно оставляют налог на фонд заработной платы и увеличивают НДС.

Закон об увеличении НДС в первом чтении Государственная Дума планирует рассмотреть уже 3 июля. Правительству еще предстоит убедить парламентариев в необходимости принятия этого решения.

“Я буду голосовать против, – пообещал Сергей Катасонов. – Я думаю, 100 голосов оппозиционных партий мы наберем против. Но в целом, учитывая расклад в Думе, в первом чтении, он, к сожалению, будет принят”.

Депутат объяснил свою позицию: “Первое, то, что лежит на поверхности, это дополнительная нагрузка на бизнес. То есть мы говорим, что поднимать нельзя, и все-таки делаем этот шаг. Второй аргумент, который мы приводим, что добавленная стоимость – это то, что переделано, то есть это то, что человек получил дополнительно перерабатывая. Если из леса мы делаем доску, значит, мы ее переделали. Если мы делаем машину, самолет и так далее, то есть у нас добавленная стоимость. И мы на это получаем налог”.

Господин Катасонов возмущается, потому что “мы говорим о том, что нужно развивать экономику, а вместо этого ставим ограждение”.

Мало кто сомневается, что Государственная Дума, хоть и не единогласно, но проголосует за рост НДС. Антон Силуанов заявляет о Необходимости Депутатского Согласия, без которого выполнение задач по росту экономики правительству не представляется возможным.

Источники:
http://newizv.ru/news/economy/14-05-2018/nalogovaya-sistema-2019-siluanov-oboznachil-orientiry-vozmozhnyh-izmeneniy?ind=10
http://tsargrad.tv/articles/nastupatelnye-dejstvija-siluanova-kto-i-skolko-zaplatit-za-rost-nds_142964
http://www.rbc.ru/economics/25/05/2018/5b07c8a89a79477e7bff94bd

Ссылка на основную публикацию