СГК считает, что сдерживать тарифы ЖКХ после роста НДС нельзя

СГК считает, что сдерживать тарифы ЖКХ после роста НДС нельзя

Минэкономразвития сформулировало свои предложения об индексации коммунальных тарифов в связи с повышением НДС. По плану министерства она должно пройти в два этапа, причем рост платы за ЖКХ должен уложиться в прогноз по инфляции. Предложения МЭР направлены в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу (ФАС), РБК ознакомился с документом.

«Министерство действительно направило такое письмо в заинтересованные ведомства», — подтвердили РБК в пресс-службе Минэкономразвития.

Вслед за налогом

О том, что вслед за ростом НДС с 18 до 20%, который запланирован на 1 января 2020 года, власти обсуждают дополнительное повышение тарифов ЖКХ, в начале августа сообщила газета «Известия». Сейчас тарифы повышаются ежегодно с 1 июля, средняя индексация ограничена ориентиром по инфляции (4%).

Повысить тарифы уже с 1 января попросила ассоциация «ЖКХ и городская среда» (письмо об этом она направила главе Минстроя Владимиру Якушеву). Там говорилось, что при повышении НДС у организаций ЖКХ, предоставляющих потребителям услуги на 4,5 трлн руб., за первое полугодие сформируются прямые убытки в 45 млрд руб. Ассоциация объединяет организации и партнерства, работающие в сфере ЖКХ: водоканалы, поставщиков электроэнергии, энергосбытовые компании, управляющие компании и т.д.

Чтобы предотвратить негативные тарифные последствия, МЭР предлагает повысить тарифы с 1 января частично. Размер повышения составит 1,7% — именно так, по оценке министерства, вырастет совокупный платеж граждан за коммунальные услуги из-за роста НДС с 18 до 20%. Согласно действующему законодательству, напоминает Минэкономразвития в документе, тарифы на 1 января не могут превышать тарифы на 31 декабря предыдущего года, а их индексация проводится 1 июля. Чтобы избежать противоречий в законе, МЭР предлагает оставить такой запрет, но сделать исключение из-за повышения НДС.

В то же время министерство предлагает скорректировать величину индексации с 1 июля 2020 года так, чтобы совокупный рост платы граждан «оставался в ранее принятых пределах, не превышающих целевую инфляцию». Таргет Центробанка по инфляции составляет 4%, но пока этот показатель ниже: в 2018 году, по прогнозу Минэкономразвития (*.pdf), цены вырастут на 3,1%. Однако в следующем году на фоне повышения НДС инфляция, согласно ожиданиям МЭР, ускорится до 4,3%.

Из-за повышения 1 января индексация платы за ЖКХ 1 июля, как пишет МЭР, должна быть снижена с 4 до 2,4%. Это ниже фактической инфляции 2017 года, указывает министерство, ссылаясь на поручение президента Владимира Путина 2013 года, согласно которому тарифы на коммунальные услуги должны расти не быстрее прошлогодней инфляции. Решение о тарифах на 2020 год принимается в 2018 году, поэтому предельным уровнем выступает инфляция 2017 года, которая, по данным Росстата, составила 2,5%.

При этом с 1 июля 2017 года тарифы индексировались на 4% «при фактической инфляции за 2017 год и за период с июля 2017 года по июль 2018 года на уровне 2,5%», напоминает министерство. За счет этого коммунальные компании, по предварительной оценке, «получили около 60 млрд руб. дополнительных доходов», отмечает МЭР.

Минэкономразвития пишет, что в связи с повышением НДС расходы коммунального комплекса в 2020 году вырастут на 16 млрд руб. (уже с начала года у них возникнет обязанность по уплате НДС, которую нельзя выставить в качестве платы населению). Но это составляет менее 1% средств, которые он получит при дополнительной индексации с июля 2020 года, указывает МЭР.

«Если НДС в плате граждан будет учитываться с 1 июля, то ресурсоснабжающие организации все равно будут его оплачивать с 1 января, как и предусмотрено поправками в Налоговый кодекс, но за свой счет — и потом включат возникшие от этого убытки в тарифную базу. Это около 0,8 п.п.», — говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства. В таком случае с учетом ожидаемой инфляции, а также прямого роста тарифов от повышения НДС (1,7 п.п.) рост совокупного платежа граждан 1 июля может быть заметно больше, чем 4%, объясняет он.

Генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин заявил РБК, что январское повышение тарифов на 1,7% позволит учесть рост НДС. Однако с индексацией тарифов в июне на уровень ниже инфляции он не согласен: «Если мы с такой периодичностью начинаем пересматривать тарифы, то это нужно закреплять как правило. Если в следующем году инфляция вдруг будет не 2,5%, а, например, 5%, то нужно, чтобы с такой же скоростью и быстротой корректировались тарифы».

Корректировки происходят только в сторону снижения, а не в сторону повышения, говорит Макрушин. «Только последний год у нас инфляция действительно была в тех значениях, которые изначально прогнозировались, все предыдущие годы инфляция превышала запланированные значения. Никаких корректировок в связи с этим не вводилось», — отмечает он. Кроме того, сейчас при расчете тарифов не предусмотрен расчет инфляции с июля по июль, который приводится в письме Минэкономразвития, напоминает Макрушин.

Пресс-служба ФАС сообщила РБК, что повышение тарифов из-за роста НДС обсуждается, но позиция службы пока не сформирована. «Предложение [Минэкономразвития] в Минэнерго поступило. На текущий момент в ведомстве рассматривают предложение», — сказал представитель Минэнерго. Пресс-служба Минстроя подтвердила, что в министерстве получили письмо Минэкономразвития. «Сейчас документ дорабатывается. Возможно, будет корректировка по цифрам от Минстроя», — сообщили в ведомстве.

СГК: «Участие общественности будет иметь решающее значение в определении тарифа»

Директор Сибирской генерирующей компании по тарифообразованию Екатерина Косогова встретилась с журналистами после митинга против повышения расценок на тепло. Тайга.инфо приводит ее основные тезисы в связи с индексацией тарифов.


Тарифы сдерживают за счет экономии на теплосетях

Структура тарифа любой энергетической компании складывается из нескольких составляющих. Топливо — это примерно 40%, фонд оплаты труда — около 20%, энергия и вода для собственных нужд — примерно 5%, налоги — 10%. К этому добавляется закупка тепла у других котельных, и на всё это «сверху» — НДС в 20%.

Эти статьи невозможно сократить, уверяет Косогова. Поэтому чаще всего регулятор сдерживает рост тарифа за счет сокращения расходов на ремонт и замену труб. Срок службы коммуникаций — около 30 лет, то есть в год должны меняться 3−3,5% от общего объема, чтобы просто поддерживать текущее состояние.

В целом, по словам Косоговой, по России в год меняют 1−2%, в Новосибирске — менее 1%. Поэтому СГК заинтересована в повышении объемов ремонта труб, чтобы минимизировать зимние порывы, которые обходятся гораздо дороже, чем летние ремонты.

Сколько нужно на ремонт труб в Новосибирске?

Традиционно в Новосибирске каждый год в тарифе учитывают ремонт на 420 млн рублей. Этого, по мнению Косоговой, мало для такого города. «СГК» в 2018 году запланировала ремонт на 720 млн рублей, и пыталась добиться включения их в тариф.

Планы компании необходимо строить заранее, так как для того, чтобы провести нужный объем ремонтных работ, необходимо провести торги, закупить трубы и материалы, найти подрядчиков. На это уходит несколько месяцев. Работа началась еще до решения департамента по тарифам Новосибирской области не включать в тариф дополнительные средства на ремонт.

Каким должен быть справедливый тариф?

«Мы понимаем, что население недовольно, но, сколько должен быть тариф?» — спросила журналистов Косогова.

Топ-менеджер напомнила о расходах на интернет и телефонную связь, которые для большинства семей превышают расходы на тепло. Тариф может быть низким, но тогда страдает надежность, отметила она.

Екатерина Косогова сказала, что «СГК» хотела бы иметь в качестве субъекта переговоров какую-то общественную организацию или группу общественников, представляющих мнение жителей Новосибирска, с которой можно было бы вести диалог: сколько нужно тратить на ремонт труб, каков справедливый тариф, и на какие неудобства готовы жители, чтобы меньше платить.

«СГК» подала заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о повышении тарифа, потому что не согласна с решением облправительства. В ФАС есть специалисты, которые могут выступить «сторонним арбитром», считает Косогова. По ее мнению, разговоры о возможных «договоренностях с ФАС» беспочвенны, так как ФАС всего лишь вставила в форму расчета обоснованной предпринимательской прибыли те цифры, которые уже учтены для тарифа. Предпринимательская прибыль является источником инвестиций в тепловые сети, пояснила она.

На сколько вырос тариф?

Косогова посетовала, что «СГК» обвиняют чуть ли ни в 9% росте тарифов. Январская индексация на 1,7% вызвана решением федерального правительства повысить с 1 января НДС с 18% до 20%. Эти деньги компания не увидит. Они пойдут в бюджет.

Рост тарифа с 1268,58 рублей за гигакалорию до 1331,35 рублей — это решение департамента по тарифам, который сделал повышение ровно таким, каким его рекомендовало федеральное правительство для всех коммунальных услуг. Без всякой привязки к реальной экономике конкретного предприятия, считает Косогова. Грубо говоря — это рост на инфляцию, и даже меньше инфляции.

Собственно, «вина» СГК в росте с 1331,35 рублей до 1384,74 рубля за гигакалорию. То есть, на 53 рубля. Средняя квартира потребляет 1−1,5 гигакалории в отопительный сезон.

Почему переход на бурый уголь не привел к понижению тарифа?

Экономия на переходе на бурый уголь есть, но она не так велика, чтобы закрыть необходимые на ремонт теплосетей потребности, отметила директор по тарифообразованию «СГК». Но департамент в дальнейшем просто не включит разницу между ценой каменного и бурого угля в тариф. То есть, при нынешней системе определения тарифов энергетическим компаниям в принципе нет смысла делать свое производство эффективным — вложения никогда не «отобьются».

В 2020 году эта экономия позволила сформировать некоторые средства для программы ремонта, но в следующем такой экономии уже не будет.

Если нынешнее повышение тарифа «устоит», не будет ли в следующие годы существенных скачков?

Если нынешнее повышение «устоит», это даст необходимую сумму для увеличения ремонтных работ. Поэтому в следующие годы повышение тарифа может быть примерно в рамках инфляции. Это увеличение не позволит мгновенно решить проблемы теплосетей Новосибирска, но в пределах трех-четырех лет можно будет свести зимние порывы к минимуму.

Рост НДС потянет за собой тарифы ЖКХ?

Лента новостей

Все новости »

Министерство экономического развития предлагает повысить стоимость услуг коммунальщиков на 2%, то есть на столько же, на сколько вырастет НДС

Фото: Артем Геодакян/ТАСС –>

Обновлено в 13:11

Тарифы ЖКХ могут вырасти на столько же, на сколько и НДС. Минэкономразвития предлагает повысить стоимость услуг коммунальщиков на два процентных пункта. Это якобы позволит «не ухудшить» положение ресурсоснабжающих организаций, пояснили «Известиям» в министерстве.

Инициативу поддерживает также ассоциация «ЖКХ и городская среда». По ее расчетам, которые приводит издание, повышение НДС без повышения тарифов ЖКХ приведет компании к убыткам до 100 млрд рублей. Вот какие аргументы в поддержку идеи привел генеральный директор ассоциации Алексей Макрушин:

Алексей Макрушин генеральный директор ассоциации «Городская среда» «Если с 1 января не включать эти два дополнительных процента в платежку, то около 40 млрд рублей уже по первому полугодию будет выпадающих доходов у коммунальщиков, и это по всей цепочке повлечет рост дебиторской задолженности, которая в этом случае, по нашим расчетам, уже будет достигать астрономической суммы в 1,5 трлн рублей. Она и сейчас уже 1 трлн 400 млн, но такие выпадающие доходы очень серьезно скажутся и на росте долгов ЖКХ».

Рост тарифов неизбежен, считает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов. По его словам, 2% — это не предел.

Иван Родионов профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ «Понятно, что НДС — это такой налог, который не может быть для каких-то видов изделий исключен, если эти изделия непосредственно не направлены на конечного потребителя, потому что он бывает к поступлению и к продаже. Очевидно, что это коснется всего абсолютно. Если, например, НДС не повысить на ЖКХ, получится, что компании, которые покупают ту же самую нефть, трубы и прочее, будут в худшем финансовом положении, чем все остальные. Так что, скорее всего, просто повысятся пропорционально тарифы ЖКХ. Они в любом случае повысятся плановым порядком, потому что они у нас постоянно повышаются, но плюс к тому плановое повышение будет выше на сумму введенного».

Однако аудитор, специалист по тарифам ЖКХ Игорь Леоненко полагает, что сумма вырастет, но не пропорционально увеличению НДС:

— Ресурсоснабжающая организация вынуждена будет повысить тариф только в той части, в которой он несет повышенные расходы, связанные с увеличением НДС. На практике это ориентировочно расходы, связанные с субподрядными организациями на выполнение ремонтных работ, с закупкой материалов и с прочим расходами, может быть, достаточно незначительными, которые связаны с закупкой у юрлиц, на которых отразится это повышение НДС. Поэтому, если ресурсонабжающая организация декларирует, что она повышает прямо пропорционально и зеркально тарифы на 2%, это спекуляция на повышении НДС с 18% до 20%. Сейчас утверждать, насколько это отразится в тарифе, однозначно нельзя, но, я думаю, это где-то будет от 1% до 1,2%, потому что расходы НДС ресурсоснабжающей организации составляют примерно половину, чуть больше.

— Есть ли другие варианты решения проблемы?

— К сожалению, на сегодняшний день ничего лучше они не придумали, потому что все планы по снижению энергозатрат, по развитию инвестпрограмм, которые должны были фактически отразиться на тарифе и даже, может быть, повлечь его снижение, реализуются уже порядка десяти лет. Однако реализация всех этих планов не приводит к снижению тарифа, а только к его увеличению, что поразительно.

В Минстрое говорят, что обсуждают возможность повысить тарифы ЖКХ на 2% с начала следующего года. Ранее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта заявила, что повышение НДС может сказаться на удорожании билетов на 10%. Предполагается, что повышение НДС с 18% до 20% даст бюджету ежегодно 600 млрд рублей.

Тариф под прицелом

Не вылезут из долгов

Повышение НДС до 20 процентов с 1 января 2020 года Госдума РФ одобрила в первом чтении. Однако необходимо дифференцированно подходить к различным отраслям и предприятиям, обсуждая налоговую реформу в будущем, уверена исполнительный директор НП “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева.

– Тема НДС для ЖКХ крайне тяжелая, – комментирует ситуацию Светлана Разворотнева. – Во-первых, потому что отрасль хронически недофинансирована – долги, по оценке минстроя России, приближаются к 1,5 триллиона рублей. Это влияет и на качество услуг, и на зарплаты работников. Кроме того, НДС – это дополнительные платежи населения, которое и так возмущено постоянным ростом платы за ЖКУ.

Предприятий, которые платят налог на добавленную стоимость, в коммунальной сфере в последние годы становится все больше. Так, в этом году все регионы должны перейти на новую систему обращения с отходами.

И если раньше мусор вывозили мелкие компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, то с 2018-го этим занимаются региональные операторы. Новые структуры, помимо всего прочего, должны перечислять государству НДС.

Обязательную уплату этого налога предполагает и переход на концессионные соглашения. По данным федерального минстроя, к концу прошлого года в коммунальной отрасли действовали 2245 концессионных соглашений, по условиям которых концессионеры обязались вложить в развитие взятых в управление объектов 279,6 миллиарда рублей. В первом квартале 2018 года власти и предприниматели заключили еще 19 соглашений, сумма инвестиций увеличилась на девять миллиардов рублей.

– Необходимо снизить размер налога для предприятий коммунального комплекса, а лучше – вообще его отменить, – продолжает Светлана Разворотнева. – Еще один, более мягкий вариант предлагает моя коллега по общественной палате Галина Дзюба: разрешить предприятиям ЖКХ оплачивать НДС не в момент предоставления услуг, а в момент получения денег. Я направила эти предложения заместителю председателя комитета по ЖКХ Госдумы, председателю совета НП “ЖКХ Контроль” Павлу Качкаеву. Он обещал подумать над поправками, изменяющими порядок выплаты НДС.

Заплатит потребитель

Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин поясняет: поставщики коммунальных ресурсов, стоимость услуг которых регулирует государство, в отличие от производителей любой другой “нерегулируемой” продукции, не смогут автоматически переложить дополнительные налоговые расходы на плечи потребителей.

– При этом многие коммунальные предприятия, функционирующие в регионах Северо-Западного федерального округа, работают на грани рентабельности, – отмечает Вадим Чекалин. – Но региональные и муниципальные власти, разумеется, не должны допустить, чтобы социально значимые коммунальные объекты закрылись. Выходов из ситуации может быть несколько. Первый – поднимать тарифы, выходя за рамки распоряжения правительства РФ. Для этого необходимо, чтобы законодатели муниципалитета обратились в администрацию региона, и региональные власти поддержали эту инициативу. Второй вариант – выделять дополнительные средства поставщикам услуг за счет средств местных бюджетов. Может быть и третий вариант – снижать качество услуг, но его всерьез рассматривать нельзя. В результате получится, что либо налоговую реформу в коммунальной сфере после сложных административных процедур все-таки оплатят потребители, либо просто произойдет отток средств с муниципального и регионального уровней на федеральный.

Больно дорого

Рост коммунальных тарифов в некоторых субъектах СЗФО и без грядущих законодательных изменений можно назвать очень сущест-венным. К примеру, в Великом Новгороде с 1 июля тепловая энергия подорожала на 12,3 процента, горячая вода – на 11,2 процента, услуги водоснабжения и водоотведения – на 7-8 процентов. В распоряжении правительства РФ речь шла о максимально возможном повышении коммунальных тарифов в области в среднем на 5,5 процента. Но новгородские чиновники, соблюдя необходимые процедуры, перешагнули предельную планку.

– Власти региона утверждают, что повышение тарифов связано с реализацией инвестиционных программ в сфере водо- и теплоснабжения, – делится информацией председатель новгородской региональной общественной организации “Собрание коренных новгородцев”, кандидат экономических наук Анна Черепанова. – Однако понять, насколько такое решение экономически обосновано, невозможно. Не проводился независимый аудит ни инвестиционных программ, которые сейчас приходится оплачивать населению, ни непосредственно новых тарифов. Хотя депутаты гордумы, которые отказывались голосовать за инициативу о повышении стоимости коммунальных ресурсов, настаивали на проведении независимого аудита. Если НДС в сфере ЖКХ все-таки повысят, новгородцы в любом случае будут платить за коммунальные ресурсы еще больше, чем сейчас. На каждые сто рублей, предусмотренных тарифом, гражданам будут начислять не 18, а 20 рублей. Кроме того, у властей появится дополнительное основание еще раз пересмотреть стоимость коммунальных услуг.

Строго говоря, действующие тарифы не устраивают практически всех поставщиков ресурсов. И чаще всего речь идет не о завышенных показателях, а о занижении планки. Но если, к примеру, водоканал Санкт-Петербурга дополнительная налоговая нагрузка заставит сократить расходы на развитие, другие коммунальные предприятия повышение НДС может отправить за грань рентабельности, отмечают эксперты.

– Поэтому я согласен с необходимостью применения дифференцированного подхода, – подчеркивает Вадим Чекалин. – Поставщиков коммунальных услуг, тарифы которых регулируются государ-ством, вообще не должно, на мой взгляд, затронуть повышение НДС. Что касается нерегулируемых услуг, таких как Интернет, связь, телевидение и так далее, здесь требуется более обстоятельная дискуссия.

Пошлины и НДС

Игроков калининградского рынка переработки отходов, большая часть которых применяет упрощенную систему налогообложения, налоговая реформа напрямую не коснется. Но косвенный эффект, связанный с возможным повышением НДС, будет очень существенным.

Дело в том, что в начале текущего года вступил в силу новый таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Документ наделил калининградские товары, утратившие свои потребительские свойства, статусом иностранной продукции.

Теперь сотрудники таможни предлагают бизнесменам доказать, что отходы и продукция из них являются товарами ЕАЭС. Другой вариант – заплатить за мусор, вывозимый из одного российского региона в другой, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость.

– Отходы, из которых производятся наши изделия, являются бесхозными, у этого сырья нет никаких документов. Доказать их “евразийский” статус невозможно, поэтому приходится платить пошлины и НДС, – сетует председатель Регионального Союза переработчиков отходов Калининградской области Святослав Лавриненко. – На региональном уровне решить проблему невозможно. Нам удалось лишь договориться о том, что таможенная пошлина будет рассчитываться на основании минимально возможной таможенной стоимости груза. Необходимо вносить дополнения в федеральный закон “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”. Надеемся, что региональные власти направят столь важный для целой отрасли законопроект в федеральный центр в ближайшее время. Что нас освободят от необходимости платить на границе пошлины и таможенный НДС уже в этом году, и игроков калининградского рынка отходов вообще не затронет повышение налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов.

«423 миллиона — это крайне мало». В СГК объяснили, почему подняли тарифы на тепло

СГК подняла тариф на 53 рубля — остальные повышения, по их словам, устроили чиновники

Фото: Ольга Бурлакова / НГС

В середине июля в Новосибирске неожиданно повысили тарифы на отопление — спустя две недели после последнего повышения. Такое решение приняли антимонопольщики после жалобы Сибирской генерирующей компании. В СГК посчитали, что платы за отопление недостаточно для того, чтобы привести в порядок трубы, а те повышения, которые были раньше, устроили чиновники. Вновь выросшие цифры в платёжках новосибирцы встретили враждебно — и устроили митинг. В СГК рассказали, почему и насколько больше новосибирцам придётся платить и куда уйдут эти деньги.

Тарифы на отопление, как и на воду, вывоз мусора и прочую «коммуналку», новосибирцам повысили 1 июля. Новые цены в платёжках рассчитал областной департамент по тарифам ещё в декабре и анонсировал повышение в обоих полугодиях 2020 года. Новый тариф на отопление для новосибирцев с 1 июля должен был составить 1331,35 рубля за гигакалорию. Но в середине июля ФАС по обращению СГК пересчитала тариф и подняла его до 1384 рублей.

В правительстве Новосибирской области с решением антимонопольщиков не согласились и подали заявление в Арбитражный суд Москвы .

Представители СГК ещё в декабре заявили о том, что будут оспаривать принятые тарифы. Как рассказала сегодня, 6 августа, директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова , компания обратилась в ФАС , чтобы довести тариф до такой суммы, на которую можно было бы обновить сильно изношенные теплосети города.

«Традиционно на перекладку сетей в тарифах было порядка 400 миллионов рублей, и эта сумма не менялась.

423 миллиона — это крайне мало для такого масштабного города как Новосибирск .

Мы говорили об этом в декабре, что 400 миллионов — это смешная цифра. В ноябре 2018 года мы утвердили бюджет на ремонт новосибирских тепловых сетей на 720 миллионов рублей. Средний срок службы труб около 30 лет. Минимальный объём перекладки для того, чтобы каждая труба в итоге была сроком службы меньше 30 лет, это 3,3% от общего количества труб. В нашей стране объёмы перекладки идут на уровне 1–2%, в Новосибирске даже меньше 1%», — пояснила Екатерина Косогова .

Фото: Евгения Бикунова / НГС

По её словам, в этом году тарифы выросли на индекс изменения размера платы граждан — на 3,2%. Это средний индекс — для разных населённых пунктов он может разниться. «1384,74 рубля — эта величина является поводом для митингов. Если из этой величины вычтем ту [1331,35, которую установил департамент по тарифам], которую потребитель считает правильной, выясняем, что речь идёт по сути о 53 рублях.

Митинги у нас с вами из-за 53 рублей.

Это чистый фактор СГК, всё остальное отношения к нам не имеет», — объяснила Екатерина Косогова и добавила, что повышения, которые произошли 1 января и 1 июля, с инициативами компании не связаны — это следствие изменения размера платы граждан и роста НДС.

Екатерина Косогова рассказала, из чего состоит тариф, который платят новосибирцы. Основная часть — это топливо, которое СГК покупает у разных организаций. Примерно четверть — это оплата труда. Ремонт от этой суммы составляет всего около 3% — именно за счёт этой строки обычно понижают тарифы на отопление, говорит директор по тарифообразованию, потому что остальные статьи расходов, особенно топливо и зарплаты, понизить нельзя. Налоги в общей сложности занимают треть расходов, включая НДС.

«Мы сейчас бьёмся за то, и в суде будем доказывать, что источник для инвестиций в тарифе должен быть. Если его нет, то можно просто прожигать то, что есть. [Если тариф останется, резких повышений в будущем] не будет, потому что это ровно те суммы средств, которые необходимы для базы ремонтов. Речь идёт о 200 миллионах рублей в год. 200 миллионов рублей в год к 400 миллионам, которые были в тарифе, — это 600 миллионов рублей», — вкупе с другими доходами компании, по словам представителя СГК, перекладку и ремонт теплосетей в городе можно провести, но чтобы привести в порядок все сети на этот тариф, понадобится около четырёх лет.

В СГК заверяют, что на новый тариф можно будет обновить городские теплосети

Фото: Густаво Зырянов / НГС

«Мы так и не понимаем, в связи с чем и в какой момент времени те люди, которые производят тепловую энергию, стали врагами. Вроде бы мы производим услугу, которая гораздо более общественно востребована, нежели бензин, нежели связь.

Почему-то восприятие нас складывается исключительно из негативных эмоций.

Может, это в силу того, что мы монополисты, но мы называемся естественными монополистами, потому что это выгоднее потребителю. Да, мы можем нарезать кусочки сетей и отдать разным людям. У каждого предприятия будет свой директор, свой главный бухгалтер, свой юрист, каждый будет сдавать свои расходы в органы регулирования. — и чем это закончится?» — считает Екатерина Косогова .

В СГК также привели данные о тарифах в других городах и регионах. По их данным, в Новосибирске он самый дешёвый. Для сравнения: в Нижнем Новгороде двухставочный тариф с НДС обходится местным жителям в 2913 рублей за гигакалорию, в Москве — 2389 рублей, в Санкт-Петербурге — 2228 рублей. Одни из самых низких тарифов действуют в Самаре — 1448 рублей и в Омске — 1561 рубль, но и они выше, чем в сибирской столице.

«Мы бы хотели [создать] либо такую общественную организацию, либо несколько общественных организаций, которые бы с нами проговорили ситуацию: а сколько считается достаточным? То есть, что готовы терпеть люди, чтобы платить меньше? Если мы понимаем, что население недовольно ростом, давайте сдвинемся в другую сторону: какая величина тарифа должна быть правильной?» — резюмировали в СГК и пообещали изучить все, что пишут новосибирцы по этой теме. НГС решил адресовать этот вопрос читателям.

Правила применения коммунальных тарифов порядку обложения НДС не противоречат

Игорь Зуйков, налоговый консультант, к. э. н.

Исчисление налога на добавленную стоимость при взимании платы за коммунальные услуги продолжает вызывать споры. Один из них ВАС РФ решил в комментируемом документе. Судьи подтвердили, что организация, реализующая услуги по тарифам, регулируемым государством, вправе предъявлять покупателям НДС сверх установленной цены, если налог не был включен в утвержденный тариф. (Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.12 № ВАС-13813/11)

Оказание услуг

Неясность вызвана тем, что уполномоченный орган, устанавливающий тарифы на коммунальные услуги, в ряде случаев вправе не включать в них сумму НДС. Отсюда вопрос: можно ли взимать НДС сверх тарифа?

Дело в том, что реализация коммунальных услуг гражданам у исполнителя таких услуг (управляющих организаций, товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительных (ЖСК) и иных специализированных потребительских кооперативов) от обложения налогом на добавленную стоимость освобождена (подп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В то же время реализация коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями исполнителям услуг и населению облагается НДС, поскольку для таких операций освобождение не предусмотрено, – в перечень, приведенный в статье 149 НК РФ, они не включены* 1.

* 1 Это подтверждено в многочисленных письмах Минфина России: от 18.01.12 № 03-07-14/06, от 17.01.12 № 03-07-14/05 и др.

Так как спор разгорелся вокруг пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам* 2, устанавливающего размеры платы за коммунальные услуги (отмены этого пункта потребовала компания – ресурсоснабжающая организация), приведем основные определения, необходимые для понимания рассматриваемого вопроса:

* 2 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.06 № 307 (далее – Правила № 307). Приводимые определения даны в пункте 3 Правил № 307.

– коммунальные услуги – деятельность исполнителя по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

– коммунальные ресурсы – холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

– исполнитель – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы (исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы);

– потребитель – гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

– ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

– уполномоченные органы – органы местного самоуправления или государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Суть спора

Компания – ресурсоснабжающая организация сочла, что оспариваемая норма (о расчетах с исполнителями услуг исходя из установленных тарифов) влечет для нее невозможность предъявления исполнителю коммунальных услуг в составе цены реализуемой тепловой энергии налога на добавленную стоимость. В том числе в случае, если этот налог не был включен в используемый при расчете утвержденный тариф.

Заявитель указывает, что из-за действия данной нормы компания, исчисляя и уплачивая в федеральный бюджет сумму НДС, но не получая возмещения этой суммы от потребителя, фактически перечисляет в бюджет не налог на добавленную стоимость, а иной обязательный платеж. Это препятствует осуществлению предпринимательской деятельности и нарушает права компании.

Противоположная сторона (представители Правительства РФ, ФНС России и Минфина России) с заявлением компании не согласилась, будучи убежденной в том, что оспариваемая норма не запрещает ресурсоснабжающей организации увеличивать тариф, который установлен без учета НДС, на сумму налога, что прямо предписано пунктом 1 статьи 168 НК РФ.

Решение суда

Арбитры в удовлетворении требования компании отказали, аргументировав это так.

Из буквального содержания пункта 15 Правил № 307 следует, что он не регулирует вопросы налогообложения, а лишь предусматривает порядок определения размера платы за коммунальные услуги. И при этом устанавливает, что исполнители коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, управляющая организация) рассчитываются за приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями по тарифам, применяемым для расчета за коммунальные услуги с гражданами.

Утверждение заявителя о том, что норма не позволяет предъявить покупателю ресурсов (ТСЖ, ЖСК, управляющей компании) НДС сверх тарифа (если налог в тариф не включен), признано неосновательным. Реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС. Значит, поставщик дополнительно к цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму налога. Если реализация ресурсов производится населению или приравненным к нему категориям потребителей – исполнителям коммунальных услуг по розничным ценам (тарифам), соответствующая сумма НДС включается в указанные цены без выделения суммы налога в расчетных документах* 3.

* 3 Такие правила установлены в пунктах 1 и 6 статьи 168 НК РФ.

Выводы суда

Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса являются регулируемыми. К регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения относится и реализация тепловой энергии* 4.

* 4 Это следует из положений пунктов 8, 14 статьи 2 Федерального закона от 30.12.04 № 210-ФЗ и подпункта «а» пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.10 № 190-ФЗ.

Арбитрами обращено внимание на то, что тарифы, применяемые ресурсоснабжающей организацией при расчетах за коммунальные ресурсы, устанавливаются регулирующими органами. При этом тарифы могут быть исчислены как с включением в них НДС, так и без него в зависимости от того, какому субъекту они адресованы.

Вывод: оспариваемая норма не устанавливает правила по применению тарифа (с НДС или без него) для ресурсоснабжающей организации при реализации коммунального ресурса исполнителю коммунальных услуг. Следовательно, не может противоречить нормам налогового законодательства.

То есть ВАС РФ в комментируемом документе разъяснил, что если уполномоченным органом тариф определен без НДС, то налог может быть предъявлен ресурсоснабжающей организацией исполнителю коммунальных услуг дополнительно к регулируемой цене. Если же налог включен в тариф, то оснований добавления его к регулируемой цене нет. О недопустимости добавления НДС к тарифу, уже включающему налог на добавленную стоимость, Высший арбитражный суд РФ предостерегал и ранее, расценивая это как неосновательное обогащение ресурсоснабжающей организации (постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.11 № 72).

Пример

Вариант I

Установленный уполномоченным органом тариф на коммунальные услуги рассчитан без НДС.

Ресурсоснабжающая организация реализует ресурсы исполнителю, добавив к тарифу сумму налога.

Исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания – коммерческая организация) обеспечивает жильцов коммунальными услугами. Плата за услуги вносится на расчетный счет исполнителя.

За месяц стоимость приобретенных для оказания услуг коммунальных ресурсов составила 118 000 руб. (в том числе 100 000 руб. исходя из тарифа, 18 000 руб. – НДС, предъявленный сверх тарифа). Исполнитель предоставил потребителям (собственникам помещений в доме) коммунальные услуги на эту же сумму – 118 000 руб.

Ресурсоснабжающая организация отразила реализацию следующими записями (предположим, сумма вычета по НДС у нее составила 13 000 руб.):

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 118 000 руб. – реализованы коммунальные ресурсы управляющей компании – исполнителю коммунальных услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 18 000 руб. (100 000 руб. х 18%) – начислен НДС с реализации;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60
– 118 000 руб. – получена оплата от исполнителя услуг;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 51

– 5000 руб. (18 000 руб. – 13 000 руб.) – перечислен НДС в бюджет.

У исполнителя реализация коммунальных услуг потребителям НДС не облагается (льготируется). Поэтому на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные управляющим компаниям (ТСЖ и пр.) организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат (письмо Минфина России от 23.12.09 № 03-07-15/169).

Проводки у управляющей компании будут такими:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
– 118 000 руб. – учтена стоимость приобретенных коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг потребителям (включая НДС);

ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 90 субсчет «Прочие доходы»

– 118 000 руб. – начислена плата за оказанные потребителям коммунальные услуги;

ДЕБЕТ 90 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 20

– 118 000 руб. – списана стоимость коммунальных ресурсов, израсходованных на оказание коммунальных услуг;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 118 000 руб. – получена от потребителей оплата услуг;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 118 000 руб. – оплачены поставщику приобретенные коммунальные ресурсы.

Если исполнителем коммунальных услуг выступает некоммерческая организация (ЖСК, ТСЖ и т. д.), она обычно отражает указанные операции с использованием счета 86 «Целевое финансирование»:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
– 118 000 руб. – учтена стоимость приобретенных коммунальных ресурсов для оказания коммунальных услуг потребителям (включая НДС);

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– 118 000 руб. – начислена плата за оказанные потребителям коммунальные услуги;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 20
– 118 000 руб. – списана стоимость коммунальных ресурсов;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 118 000 руб. – получена от потребителей оплата услуг;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 118 000 руб. – оплачены поставщику приобретенные коммунальные ресурсы.

Но при этом следует учесть, что, по мнению Минфина России, средства, полученные от членов ТСЖ в оплату стоимости коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле пункта 2 статьи 251 НК РФ не являются. Данные суммы надо учитывать в качестве выручки от реализации услуг, а стоимость их приобретения – как расходы (письма Минфина России от 25.10.10 № 03-07-14/77, от 23.05.12 № 03-03-07/25).

Изменения о дополнении перечня целевых средств, внесенные с 1 января 2012 года в подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ Федеральным законом от 16.11.11 № 320-ФЗ, касаются лишь средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, но не оплаты коммунальных услуг.

Вариант II

Установленный уполномоченным органом тариф на коммунальные услуги рассчитан с НДС. Ресурсоснабжающая организация реализует ресурсы исполнителю без добавления к установленному тарифу суммы налога:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 118 000 руб. – реализованы коммунальные ресурсы исполнителю коммунальных услуг, рассчитанные исходя из установленного тарифа, включающего НДС;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 18 000 руб. (118 000 руб. х 18/118) – начислен НДС с реализации по расчетной ставке;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 60
– 118 000 руб. – получена оплата от исполнителя;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 51

–5000 руб. (18 000 руб. – 13 000 руб.) – перечислен НДС в бюджет.

У исполнителя коммунальных услуг (управляющей компании) проводки будут такими же, как в варианте I.

Анализ проблемы

Споры в основном возникают из-за нечеткого порядка определения тарифов регулируемых цен – единых правил расчета цены нет (расчет может быть произведен с НДС или без налога). Это и вызывает затруднения у организаций при осуществлении налогообложения реализации коммунальных услуг.

Как мы выяснили, предъявить НДС сверх тарифа может только поставщик ресурсов и лишь в случае, если тариф рассчитан без налога (как правило, тариф «для населения» по умолчанию включает сумму НДС).

Исполнитель (в рассматриваемой ситуации) так поступить не может – налог дополнительно к тарифу потребителям он не предъявляет.

Напомним, что норма об освобождении оказываемых исполнителем услуг потребителям введена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 28.11.09 № 287 ‑ ФЗ. Это еще один повод для разногласий. Некоторые воспринимают данную льготу как освобож дение от НДС предоставления гражданам коммунальных услуг в принципе. На самом деле это не так. Она лишь исключает повторное начисление налога на добавленную стоимость на пути к конечному потребителю (тариф «для населения» по умолчанию включает сумму НДС).

Предстоящие изменения

И в заключение еще одно важное замечание.

С 1 сентября 2012 года Правила № 307 утратят силу. Начнут действовать новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов* 5.

* 5 Новые правила утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354 (далее – Правила № 354).

В них тоже определен порядок расчетов за коммунальные услуги по установленным тарифам, в том числе для расчетов между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (п. 38 Правил № 354).

Заметим также, что с 1 января 2013 года подпункт 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ будет уточнен: в него добавят организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (в соответствии с Федеральным законом от 07.12.11 № 417-ФЗ).

Однако эти изменения на порядок исчисления НДС не повлияют. Приведенные в комментируемом решении ВАС РФ разъяснения останутся актуальными и после 1 сентября 2012 года, во всяком случае до внесения каких-либо конкретных нововведений в Налоговый кодекс, устанавливающих иной порядок обложения налогом на добавленную стоимость реализации коммунальных услуг для ресурсоснабжающих организаций.

Тарифы ЖКХ взлетят вслед за НДС: россияне заплатят дважды

Чтобы оплатить коммуналку придется залатать носки

06.08.2018 в 17:43, просмотров: 19584

Повышение НДС с 18 до 20% — один из этапов исполнения майских указов президента Владимира Путина. Все собранные средства, как твердят российскому населению чиновники, целиком и полностью направят на социальные нужды. Только взять из, судя по всему, как у народа, не у кого.

Несмотря на то, что в России по итогам I полугодия 2018-го года выросла средняя зарплата, как считает Росстат, располагаемый заработок населения снова рискует стать отрицательным. При фактическом отсутствии роста реальных доходов населения, гасить обязательные платежи придется за счет экономии на отдыхе, одежде и даже продуктах питания.

МЭР предложило поднять на 2% тарифы на услуги ЖКХ. Обоснование — рост НДС, что, по мнению министерства, ставит коммунальщиков в трудное положение. В 2020 году из-за этого их убытки могут составить 100 млрд рублей, и если не залезть в кошельки населения именно сейчас, не синхронизировать оба показателя (тариф за коммунальные услуги и НДС), общие долги отрасли вырастут с 1,34 трлн рублей и пробьют отметку в 1,5 трлн.

Немудрено, что помочь коммунальщикам решили за счет населения. Мало того, что тарифы индексируются ежегодно и их рост зачастую превышает ежегодную инфляцию, предпринимается очередная попытка удара тарифом по каждому из нас.

В среднем по стране с 1 июля повышение тарифов на услуги ЖКХ составит 4,1%. На самом же деле, по последним данным Росстата, за прошлый месяц цены вырастали по разному в каждом сегменте: на отопление на 3,9%, на холодное водоснабжение на 4,8%, на водоотведение на 5,5%. Плата за непосредственно услуги ЖКХ в среднем увеличилась на 2,4%, то есть, всего за один месяц рост тарифов практически превысил значение инфляции за предыдущий год. По данным Росстата, рост потребительских цен в России в 2017 году составил рекордно низкие 2,5%. За первые 5 месяцев 2018 года — еще ниже — 2,4%.

«Повышение НДС практически сразу же добавит к годовой инфляции несколько процентных пунктов, — убежден аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин. — ЦБ прогнозировал инфляцию на уровне 4% годовых, но по всей видимости из-за НДС, отметка будет превышена и составит 4,5-5%. Логично, что и увеличение тарифов ЖКХ должно будет догнать повышение НДС за полгода, которые прошли после традиционной индексации, что отразится в тарифах».

Выходит, что тарифы ЖКХ растут темпами, опережающими инфляцию. Несмотря на то, что Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно заявляли о необходимости на законодательном уровне закрепить «рост тарифов не выше инфляции». Так, Медведев в 2014 году давал правительству поручение обеспечить в среднем по России ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги на уровне, не превышающем уровень инфляции, предусмотрев соответствующие ограничения роста цен на газ и передачу электрической энергии. В декабре 2017 года Путин завил о необходимости в срочном порядке заняться регулированием тарифов, чтобы граждане не платили сверх положенного.

На деле правительство, МЭР стремятся к тому, чтобы повышать тарифы ЖКХ темпами отстающими от инфляции, используя механизм «инфляция минус», говорит Нигматуллин. Официально в законе это не прописано. Отрасль пытаются регулировать по-договоренности. Попытка взять в узды цены в отрасли и замедлить их рост, ориентируясь на увеличение потребительских цен, не приводит к положительному результату.

Так или иначе, но тарифы на услуги растут быстрее, чем цены. Рядовой потребитель увидит увеличение тарифов ЖКХ с начала будущего года. С учетом того, что задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги по итогам 2017 года составила 645 млрд рублей, в этом году, долг возрастет.

Если реальные доходы не растут, чтобы заплатить все обязательные платежи, к которым относятся и ЖКХ, и разного рода налоги, взнося и прочее, населению придется экономить на всем, а товары длительного пользования — одежду, обувь, бытовую технику — вновь придется перешивать на-вырост и ремонтировать собственными руками.

Заголовок в газете: Налог в пользу сантехника
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №27750 от 7 августа 2018 Тэги: ЖКХ, Газ, Инфляция, Налоги, Отдых, Мэр Персоны: Владимир Путин, Дмитрий Медведев Организации: ЖКХ Правительство РФ Места: Россия

Источники:
http://tayga.info/148096
http://www.bfm.ru/news/391615
http://rg.ru/2018/07/17/reg-szfo/kak-sobliusti-balans-v-tarifah-zhkh-pri-roste-nds.html
http://news.myseldon.com/ru/news/index/214422618
http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a34/452400.html
http://www.mk.ru/economics/2018/08/06/tarify-zhkkh-vzletyat-vsled-za-nds-rossiyane-zaplatyat-dvazhdy.html
http://www.gazeta.ru/business/realty/2017/12/14_a_11469206.shtml

Ссылка на основную публикацию