Россию ждет налог на расходы?

Россию ждет налог на расходы?

Под расходным налогом в общепринятом порядке понимается личный налог, уплачивающийся напрямую на гражданские расходы. Идея связана с тем, что основной налогообложения должна быть расходная, а не доходная часть. При этом корни такой идеи уходят далеко в прошлое.

Налог на расходы применим в двух случаях. Это может быть альтернатива подоходного налога или его дополнение. Если в налоговой государственной системе нет налогов на доходы, то в качестве базы для расходного налога будет выступать общий показатель по всем гражданским расходам.

Кроме этого, налогоплательщиком на ежегодной основе поставляются государству сведения о личном имуществе, в том числе о денежных сбережениях, в начале и в конце отчетного года. Также предоставляются сведения и по личному доходу, который был получен в течение года. Для исчисления налога сумма годовых накоплений вычитается из полученного дохода. При этом средства, добавленные к сбережениям, под налог не попадают.

На практике же такая схема сталкивается с большим количеством сложностей и неудобств. Если взимание подоходного налога выполняется тогда, когда доход заработан, то в случае с расходным, когда он тратится. При этом концентрированность расходов выше во времени, чем дохода. Самые большие расходы связываются с приобретением движимого и недвижимого имущества, товаров длительного пользования. Заплатить большую налоговую сумму в таком случае трудно, поэтому есть риск занижения реальных расходов гражданами. Кроме этого, предметы, находящиеся в длительном пользовании, зачастую приобретаются вскладчину, в семейное пользование, поэтому придется определять, кто именно является членом этой семьи.

Мелкие покупки и вовсе тяжело подсчитывать и документировать. Сами налогоплательщики не видят выгоды в предоставлении таких сведений, особенно, если есть возможность их неофициального проведения. Именно по этим причинам в современных странах такой вид налога отсутствует.

По мнению экспертов, на российской территории введение такого налога невозможно. Это невыгодно ни с точки зрения граждан, ни контролирующих органов. Кроме этого, переходный этап для такого нововведения был бы сопряжен с целым рядом сложностей. В частности, целые поколения столкнулись бы с неоправданными издержками, когда пришлось бы тратиться на новый налог с накопленных на счастливую старость средств.

Россию ждет налог на расходы?

Минфин внес в Госдуму «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». Об основных положениях документа — в обзоре РБК.

Налог через три месяца

Минфин давно планировал расширить критерии для признания граждан налоговыми резидентами. Теперь такие меры официально вошли в план мероприятий на ближайшие три года.

Сейчас, чтобы «утратить связь» с Россией и не платить налоги, достаточно провести в стране менее 183 дней в год. Многие предприниматели пользуются этим, чтобы не отчитываться ФНС об иностранных активах и не платить налог с нераспределенной прибыли, отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов. По его словам, одна из причин ужесточения условий — «чтобы наши бизнесмены, которые в одно время убежали на Запад, к нам возвращались».

Теперь минимальный срок пребывания в России сократится вдвое до 90 дней в год — если человек провел в России больше трех месяцев, он автоматически будет считаться налоговым резидентом;

  • Но даже если гражданин находился в России менее 90 дней, он все равно будет считаться налоговым резидентом при наличии недвижимости, экономических и личных связей в России.
  • Минфин давно планировал ввести критерий центра жизненных интересов для определения налогового резидентства, отмечает партнер Taxology Михаил Успенский. Это распространенная мировая практика, и ее успешно применяют многие страны Евросоюза. «Когда человек уезжает на формальный срок, но в стране у него остается дом, бизнес или семья, государство справедливо считает, что налоги он все равно должен платить у себя на родине», — пояснил Успенский.

    Для России критерий центра жизненных интересов не в новинку, но пока применяется в основном при налогообложении пассивных доходов (дивидендов, процентов, роялти) в отношении стран, с которыми у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, добавил эксперт.

    Споры за налоги ужесточатся

    Устаревший критерий по числу дней позволяет легко обойти законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и не платить налоги. «Не секрет, что одной из «деофшоризационных» стратегий для состоятельных бизнесменов была «потеря» российского налогового резидентства», — рассказал РБК партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Виктор Калгин. «А многие крупные бизнесмены, чтобы не отчитываться в налоговую о КИК, давно переписали зарубежные активы на жен и доверенных лиц, отправив их на ПМЖ за границу», — добавляет Успенский.

    «Безусловно, какая-то часть бизнесменов снова станут российскими налоговыми резидентами. Другая часть постарается выполнить новые, более сложные условия», — считает Калгин.

    При этом ужесточение правил приведет и к росту споров с другими юрисдикциями по поводу получения преимущественного права на налогообложение. Участятся случаи двойного или даже многократного резидентства, когда Россия наряду с другой страной или даже несколькими странами будут претендовать на налоги одного гражданина, отмечает Калгин.

    НДФЛ для резидентов и нерезидентов выровняют

    Одновременно с ужесточением условий для признания налогового резидентства Минфин предлагает уравнять ставку НДФЛ для налоговых резидентов и нерезидентов. Это предложение тоже уже высказывалось ранее Силуановым.

    • Предлагается установить ставку НДФЛ для нерезидентов на уровне 13%. Сейчас она составляет 30%.
    • Снижение НДФЛ для нерезидентов уменьшит стимулы для состоятельных россиян надолго уезжать за границу, а уравнивание ставок существенно упростит администрирование налога.

      Поддержка малого и среднего бизнеса

        Минфин предлагает освободить ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН), установивших онлайн-кассы, от подачи налоговых деклараций;

      предусмотреть для предпринимателей на УСН, превысивших максимальный уровень доходов в 150 млн руб. в год и (или) численность сотрудников в 100 человек, льготный переходный период.

      Такое послабление для сглаживания резкого роста налоговой нагрузки предлагало Минэкономразвития. Предприниматели на упрощенке платят налог 6% от доходов, но при превышении лимитов обязаны заплатить НДС за квартал, когда вышли за ограничения. Такой резкий рост налоговой нагрузки — одна из причин дробления бизнеса. Минэкономразвития предлагает разрешить бизнесу не платить ретроспективный НДС, а начислять его с начала нового года или нового квартала.

      Разрешить предпринимателям на патентах уменьшать сумму начисленного налога на уплаченные страховые взносы;

      освободить ИП от уплаты страховых взносов на периоды содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы;

      разрешить рыбохозяйственным организациям, которые платят единый сельхозналог, учитывать расходы на участие в аукционах на квоты на вылов ресурсов.

      • Предоставить самозанятым возможность добровольно перечислять взносы в Пенсионный фонд через мобильное приложение «Мой налог».

      Сейчас 37% от суммы налога на профессиональный доход зачисляется в ФОМС, а 63% — в региональный бюджет. Государство гарантирует самозанятым только минимальную социальную пенсию по старости.

      • Разрешить применять налоговый режим для самозанятых гражданам всех стран СНГ.

      Пока применять специальный налоговый режим могут только иностранцы из государств — членов Евразийского экономического союза.

      • Рассмотреть просьбы регионов присоединиться к новому налоговому режиму.

      Сейчас налог для самозанятых действует только в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане. В дальнейшем его распространят в первую очередь на регионы-доноры и города-миллионники, сообщал Минфин.

      Другая инициатива — пересмотреть принципы налогообложения цифровых компаний. С 2017 года в России уже действует «налог на Google» — обязанность иностранных продавцов цифровых услуг платить НДС в России.

      Теперь Минфин отмечает необходимость таких подходов к налогообложению, чтобы цифровые компании платили налог на прибыль в бюджеты стран, где ее генерируют. Это позволит справедливо распределять налоги и «не допустить бюджетные потери», ведь, как правило, ИТ-компании имеют незначительное присутствие в странах, на гражданах которых зарабатывают, отмечает Минфин.

      Такой подход — в русле принципов Организации экономического сотрудничества и развития.

      • Расширить число объектов недвижимости, которые облагаются налогом на имущество организаций, по кадастровой стоимости.

      Такую поправку в Налоговый кодекс в числе многих других уже одобрил Совет Федерации. Бизнес опасается роста налоговой нагрузки, сообщали «Ведомости». В зоне риска обложения налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости окажутся практически все объекты недвижимости, включая незавершенное строительство и производственные объекты.

      В Минфине говорят об отсутствии цели обложить налогом по кадастровой стоимости все имущество организаций. Поправка означает лишь, что если налог на имущество физлица рассчитывался по кадастровой стоимости, то при передаче его компании этот принцип не меняется.

      • Обязать компании-резиденты территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток платить налоги, от которых ранее они были освобождены, в случае расторжения договоров по их вине;
      • Освободить от НДС продажу драгметаллов в слитках вне зависимости их от помещения в хранилище ЦБ или банков после запуска автоматизированной системы прослеживаемости оборота драгметаллов, предотвращающей продажу металлов в слитках на производственные цели;
      • Заморозить ставки акцизов на 2020–2021 годы на текущем уровне. Индексировать ставку акциза на 2022 год на уровень инфляции (4%);
      • Обязать табачных производителей перечислять средства на маркировку продукции на спецсчет в Казначействе или предоставлять банковскую гарантию. Размер суммы предложено определять с учетом ставки акциза, количества реализуемой продукции и покупаемых марок. При этом предложено освободить от этой обязанности компании, которые заплатили за три года не менее 10 млрд руб. НДС, акцизов, налога на прибыль и которые не находятся в процессе реорганизации.

      На новый уровень

      В России стало больше налогов. Почему платежи не вырастут и всем станет только лучше?

      Правительство подготовило очередную масштабную реформу — cразу пять неналоговых платежей и сборов получат статус полноценных налогов и будут включены в Налоговый кодекс. Этой реформы бизнес и власти ждали несколько лет — впервые о необходимости масштабной налоговой реформы заговорили еще в 2016 году. С одной стороны, это повысит нагрузку на население и бизнес, с другой — улучшит собираемость, упростит работу налоговиков и наполнит бюджет, что благотворно скажется на возможностях государства тратить деньги, то есть коснется практически всей страны. Долгожданная налоговая реформа — в материале «Ленты.ру».

      Пополнение

      Автором реформы выступил Минфин. В начале апреля ведомство опубликовало в свободном доступе законопроект, в котором перечислены шесть платежей и сборов — все их предлагается перевести в разряд налогов. Это экологический, утилизационный и курортный сборы, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду, за проезд грузовиков тяжелее 12 тонн по федеральным трассам и обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования.

      Материалы по теме

      Рано повзрослели

      Два из них — нынешние экологический сбор и плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) — будут объединены в рамках нового экологического налога. Таким образом, общее количество налогов и сборов увеличится до 13 на федеральном уровне и до 4 — на местном. Документ еще не обрел окончательную форму — до конца апреля он будет проходить публичное обсуждение и только потом может быть направлен на рассмотрение в Госдуму, хотя некоторые изменения вносятся уже сейчас, а идея в целом одобрена президентом.

      Экологический налог призван компенсировать ущерб, который наносят производители различных товаров окружающей среде. В качестве налоговой базы выступает объем вредных выбросов. Утилизационный налог выполняет похожую роль, но при этом взимается с компаний, которые сами выпускают или импортируют в Россию товары, подлежащие переработке в специальных условиях (особое внимание уделяется автомобилям). С тех, кто утилизирует отходы самостоятельно, налог взимать не станут.

      Курортный (или гостиничный) сбор пока действует на территории трех регионов: Алтайского, Ставропольского и Краснодарского краев. Приезжающие туда туристы платят до 100 рублей в день. С 1 мая к «платным» регионам добавится Крым. После реформы налог будут собирать во всех субъектах РФ, а плательщиками станут не отдыхающие, а отели, в которых они остановились. Собранные средства пойдут на развитие туристической отрасли — правда, в отличие от остальных, этот налог начнет действовать только с 2023 года, а не с 2021-го.

      Сборы по налогу на мобильных операторов будут, как и сейчас, направляться в специальный резерв, из которого компаниям компенсируются расходы за обеспечение связью жителей отдаленных районов. Сборами за проезд большегрузных автомобилей будет по-прежнему заведовать оператор системы «Платон» — компания «РТ-Инвест Транспортные системы», получившая это право по договору концессии. Вырученные деньги пойдут на ремонт дорог, которые под весом тяжелых фур изнашиваются быстрее.

      Закон и порядок

      На сегодняшний день в России существует около 70 различных платежей и сборов, которые формально не являются налогами, но при этом фактически выполняют их функции, то есть пополняют бюджеты разных уровней. Их уплата обязательна для всех граждан или организаций (кроме случаев, когда они вводятся на отдельных территориях — например, в качестве эксперимента). К тому же они регулируются множеством отраслевых документов и нормативных актов, что еще больше все усложняет.

      Такая ситуация не нравится многим — как плательщикам, так и сборщикам (а ими обычно являются власти или уполномоченные частные компании). Первые недовольны неизбежно возникающей путаницей — далеко не всегда понятно, что именно надо заплатить, когда и в каком объеме. Вторые постоянно сталкиваются с проблемами при администрировании (непосредственном сборе): наказать уклонистов можно только с помощью административного взыскания, а для этого надо отправлять уведомления, привлекать судебных приставов, собирать специальную административную комиссию — и все это ради одного только штрафа.

      О необходимости перемен еще в 2016 году заговорил бизнес. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин с тех пор неоднократно повторял, что неналоговые платежи необходимо упорядочить и систематизировать, чтобы легче стало всем. При этом, подчеркивал он, предпринимательское сообщество заинтересовано в том, чтобы нагрузка оставалась предсказуемой и неизменной в течение долгого времени. С этой задачей лучше справляются как раз «полноценные» налоги, ведь их гораздо сложнее повысить — для этого надо принимать отдельный закон (федеральный или региональный), а перед этим добиваться согласия кабмина и парламента. В то время как для изменения сбора достаточно указа правительства — без какого-либо согласования.

      Особый путь

      Государству было бы проще и удобнее оставить все как есть: сохранить за собой возможность в любой момент вводить новые сборы, которые формально никак не сказывались бы на налоговом бремени (которое правительство обещало не повышать в течение нескольких лет). Но президент Владимир Путин три года назад поручил разобраться в вопросе и прийти к взаимоприемлемому и для властей, и для бизнеса решению. Примечательно, что предприниматели предлагали сохранить за неналоговыми платежами нынешний статус, но систематизировать их за счет создания единого перечня. Параллельно они просили принять отдельный закон, в котором было бы прописано все, что связано с их регулированием: установлением, исчислением, взиманием, повышением или же отменой.

      Вместо этого Минфин решил пойти другим путем: начать переводить неналоговые платежи в разряд налогов. К такому подходу есть определенные вопросы. Один из главных касается различий в природе платежей: если налоги взимаются безвозмездно по принципу «делиться надо», то сборы идут на конкретные цели. Например, на возмещение нанесенного ущерба (как в случае с платой за проезд тяжеловесных грузовиков и с экологическим сбором) или на создание специального резерва для мобильных операторов. Страховые взносы на пенсии, медицинское и социальное страхование тоже считаются неналоговыми платежами. Можно ли уравнивать такие принципиально разные понятия — многим до сих пор неясно.

      Материалы по теме

      Пора платить

      Авторы реформы парируют это тем, что на самом деле различия не так велики, как принято считать. Налоги формируют базу для будущих расходов государства, и не так уж важно, имеют ли эти расходы заранее определенные цели и направления. Деньги, собранные в рамках экологического или утилизационного налога, по-прежнему будут направляться на защиту окружающей среды, однако потенциальные излишки смогут пойти на другие, не менее важные задачи — например, на повышение зарплат бюджетникам или на финансирование многочисленных нацпроектов (за шесть лет на них потратят 25,7 триллиона рублей, 13,2 триллиона из которых — бюджетные). Это позволит меньше прибегать к заимствованиям и не наращивать госдолг, на который в условиях западных санкций и без того оказывается повышенное давление. В 2018 году шесть сборов и платежей принесли казне 316 миллиардов рублей.

      Больно не будет

      Еще один повод для беспокойства — возможный рост налогового бремени для бизнеса и последующее повышение цен на его товары и услуги. Так, производители будут неизбежно закладывать экологический и утилизационный налоги в себестоимость продукции, мобильные операторы не преминут воспользоваться поводом для индексации тарифов, а транспортные компании переложат на клиентов расходы на нашумевшую систему «Платон».

      Но и это верно лишь отчасти. Ведь все будущие налоги существуют и сегодня, и все они обязательны к уплате (как уже было сказано, вероятность их повышения при переводе в новый статус значительно сократится). Этому же будет способствовать обещанный недавно премьер-министром Дмитрием Медведевым шестилетний мораторий на любое повышение налогов (который не распространяется на неналоговые платежи). Ставки тоже останутся на прежнем уровне. Исключение — плата за проезд грузовиков: нынешний льготный тариф в 1,91 рубля за пройденный километр маршрута будет заменен на полноценный — 3,73 рубля.

      Правильнее говорить, что реформа приведет к улучшению собираемости. За новые налоги (все, кроме сбора с грузовиков) будет отвечать Федеральная налоговая служба (ФНС), подчиняющаяся Минфину. В ее распоряжении есть все необходимые ресурсы и отработанные технологии: машинное обучение, большие данные, достаточный штат сотрудников. Наверняка повысится и дисциплина плательщиков — немногие захотят иметь дело с налоговиками. Как результат — все те же дополнительные доходы для бюджета.

      Впрочем, авторы реформы заверяют, что не гонятся за собираемостью. «Мы ни в коей мере не собираемся увеличить нагрузку. Мы не ставим цель увеличить поступления от этих платежей», — говорила директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская. По ее словам, главная задача изменений — сделать налоговую систему более стабильной и предсказуемой. Этой же цели служит механизм специального инвестиционного контракта (СПИК), который позволяет гарантировать инвесторам (в первую очередь, иностранным) неизменность условий ведения бизнеса в России при реализации крупных проектов.

      Посадки нет

      Наконец, многие предприниматели опасаются ужесточения наказания за нарушения, которые сейчас зачастую сходят им с рук. В Налоговом кодексе прописана уголовная ответственность, в том числе крупные штрафы и тюремные сроки до трех лет. Особенно остро дело обстоит с экологическим налогом: его расчет производится «вручную», что может привести к претензиям со стороны налоговиков. На этот случай авторы предусмотрели десятилетний переходный период, в течение которого штрафы за неуплату экологического и утилизационного сбора составят 10 процентов от суммы нарушения вместо нынешних 20, а уголовная ответственность за уклонение от уплаты других налогов и вовсе будет приостановлена. Глава Минфина, первый вице-премьер Антон Силуанов недавно в очередной раз подтвердил, что для улучшения инвестиционной привлекательности России давление на бизнес должно снижаться.

      Инициаторы реформы показывают, что готовы прислушиваться к плательщикам, советоваться с ними и даже ждут от них предложений. Старт реформы перенесли на год — на начало 2021-го (гостиничный налог — на 2023-й). По-прежнему обсуждается продвигаемая Минэкономразвития альтернатива в виде создания специального экологического фонда, в который будут поступать платежи по экологическому и утилизационному сборам, а также по НВОС. В этом случае будет гарантирована адресность расходования средств, что и отпугивает Минфин.

      Превращение шести неналоговых платежей в пять налогов не решит всех проблем отечественного бизнеса. Законопроекту еще только предстоит пройти общественное обсуждение, и наверняка он претерпит изменения. К тому же пока непонятно, что делать с оставшимися платежами, среди которых, к примеру, плата, взимаемая с победителей проводимых государством аукционов. Но реформа показывает, что российские власти готовы меняться, порой даже в ущерб себе, прислушиваться к потребностям бизнеса и идти ему навстречу.

      Россиян ждет еще три новых налога

      Три новых налога будут платить россияне – физические лица и компании – согласно поправкам, которые Минфин вносит в Налоговый кодекс РФ.

      Это утилизационный сбор, туристический (курортный) сбор, а также отчисления операторов связи. Их намечено ввести с 2020 года в Налоговый кодекс (до сих пор они в НК не упоминались).

      При этом Минфин предлагает, что аж до 2030 года за их неуплату неплательщиков наказывать не будут.

      Еще в марте премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что власти не будут корректировать налоги ближайшие шесть лет. Вероятно, предложение Минфина – это некое “соломоново решение”, позволяющее и новые поступления в бюджет получить, и премьера не подводить.

      Самое неприятное в новых налогах состоит не только в их величине, но и в том, что они подвержены так называемому анкерному эффекту: будучи однажды введены, они почти никогда затем не отменяются, даже если экономическая ситуация существенно улучшилась, говорит доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.

      Это процесс в значительной степени – дорога с односторонним движением, игра в одни ворота. Все россияне это на себе уже испытали, когда была изменена формула подсчета кадастровой стоимости объектов недвижимости, — напомнил он.

      Если правительство решило выжать из населения и бизнесов больше налогов, оно это сделает невзирая на фактический положительный баланс расходов и поступлений, добавляет Алисенов.

      Минфин предлагает ввести новые сборы несмотря на то, что всего днем ранее глава Счетной Палаты Алексей Кудрин пенял на то, что правительство в прошлом году не смогло освоить даже те деньги, которые были выделены в федеральном бюджете.

      Такое противоречие вызвано тем, что правительство, как правило, не регулирует налоги в режиме реального времени, а определяет их сразу на какой-то период. И налоги определяются не по реальной ситуации, а „по бумажке“: по тем показателям, которые указаны в бюджете, – говорит эксперт.

      В бюджет на 2018—2020 годы заложены дополнительные сборы с населения и бизнеса на 912 миллиардов рублей. Поэтому введение новых видов сборов (и повышение ставок существующих) неизбежно как приход зимы.

      Однако перевод трех упомянутых видов сборов в НК РФ в абсолютных цифрах никак не повлияет на налоговую нагрузку на физлиц и бизнесы, успокаивает экономический эксперт Александра Суслина.

      Эти сборы и до сих пор существовали, просто сейчас они администрируются в “ручном режиме”, а с переименованием их в налоги станут собираться автоматически, – объяснила она СНЕГ.TV, почему налогоплательщики могут спать спокойно.

      Учитывая текущий профицит бюджета, вводить новые налоги правительству не нужно. При том, что правительство не в состоянии потратить уже собранные налоги, оно чем-то напоминает обезьяну, которую в Африке ловят на кувшины с узким горлом: примат хватает лежащую там приманку и застревает в горлышке, будучи не в силах расстаться с “халявой” даже ценой жизни.

      Источники:
      http://www.rbc.ru/economics/01/10/2019/5d92269e9a79473b460293c4
      http://lenta.ru/articles/2019/04/14/taxes/
      http://sneg.tv/28372-rossijan-zhdet-eshhe-tri-novyh-naloga
      http://www.26-2.ru/news/354418-balans-v-rosstat-v-posledniy

    Ссылка на основную публикацию