Россиян не волнует налог на богатство?

Почему чиновники не спешат повышать налог на богатых

Пчелы против меда, или почему чиновники не повышают налог на богатых

Автор – Пронько Юрий

Россия – страна контрастов и парадоксов. На фоне «налоговых баталий» последних дней выяснилось, что в нашем государстве бедные платят больше богатых.

Кроме подоходного налога в 13%, каждый российский гражданин через своего работодателя платит страховые взносы в ПФР, ОМС, ФСС.

Графика: Телеканал «Царьград»

Все косвенные налоги также считаются налогом на бедных, так как человек с более низким доходом в долевом выражении от зарплаты будет платить больше, чем с высоким. Вот такая «плоская» фискальная нагрузка в нашем псевдосоциальном государстве.

В результате уровень жизни обычных граждан с каждым годом всё ниже и ниже, а дворцы и яхты наших олигархов всё просторнее и мощнее. По мнению экспертов, такая ситуация сложилась из-за того, что ключевые решения в стране принимают те, кто как раз не заинтересован в изменении статуса-кво.

«Они не хотят делиться. Даже официальной, открытой частью своих доходов, – объяснил Царьграду причину руководитель Департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. – Ведь то, что попадает под налогообложение, мы все прекрасно знаем, это небольшая часть, которая открыта для всех. А то, что остается за скобками, это просто нигде не учитывается».

С 1 января 2020 года на 2% повышается НДС. Что это даст бюджету и чем грозит населению?

Эксперты называют и НДС налогом на бедных, так как у этой категории населения эластичность спроса гораздо меньше. Судя даже по официальной статистике, они уже и так потребляют самое дешевое, им не из чего выбирать, в отличие от богатых. А с нового года переписанные в сторону повышения ценники заставят самых необеспеченных граждан отказаться еще от некоторых категорий товаров, что опустит их уровень жизни «ниже плинтуса».

То же касается повышения пенсионного возраста. Ученые-экономисты подсчитали, что эффект от него будет мизерным, а социальное недовольство возрастает с каждым днем.

Несмотря на это, принимаются реформы, ужесточающие и без того непростое положение российских семей, а иные точки зрения на проблему и пути ее решения просто игнорируются нынешним правительством.

НДФЛ в России: бедные платят больше, чем богатые. Пора менять правила игры!

Есть альтернатива, и довольно простая. Эксперты ФНПР предлагают повысить на 2% не НДС, а НДФЛ с доходов свыше 85 тысяч рублей в месяц. Такая «мелочь» позволит бюджету дополнительно получить порядка 164 млрд рублей. Причем это касается только официальной заработной платы работающих граждан, здесь не учитываются ни доходы от собственности, ни дивиденды и т.д.

Одновременно с этим необходимо вообще освободить самых бедных от налогообложения. Сегодня в России берется 13% даже с минимальной заработной платы, которая равняется прожиточному минимуму (11 163 рубля). У человека и так бедного фактически из зарплаты вычитается примерно 1,5 тысячи рублей в месяц.

Но этот т.н. необлагаемый налогами минимум даже не обсуждается ни в правительстве, ни в парламенте. Как и введение прогрессивной шкалы для толстосумов.

Фото: Enrique Ramos/shutterstock.com

«Казалось бы, ладно, мы богатые, можно чуть-чуть помочь бедным. Это же ничего не стоит, – указал господин Соколов. – По нашим оценкам, это всего-навсего 52 млрд рублей. На 2% повышение НДФЛ – 164 млрд. Из них за 52 млрд спокойно можно сделать так, чтобы у нас хотя бы работающие люди не были бедными».

Заведующий отделом социологии экономики Института социально-политических исследований РАН Игорь Богданов также не видит положительного эффекта от увеличения НДС.

«В связи с повышением НДС на 2%, в стране невозможно закрыть брешь, которая образовалась, в 8 трлн рублей для решения так называемых майских программ, – заявил экономист. – За три года это всего лишь, по предполагаемым цифрам, 3 трлн».

То есть уже сегодня все прекрасно понимают, что реализации стратегических нацпроектов, на которой настаивает российский президент, не будет. Или же запустится незначительная их часть, развития и завершения которых точно не дождется никто из ныне живущих.

Как стало известно Царьграду, комиссия, готовящая материалы к предстоящему Госсовету, доказала, что из проектируемых программ только четыре могут быть выполнены, остальные же – вообще недостойны обсуждения.

«Те национальные программы, которые называются социальными и связаны со строительством жилья, – это фикция», – заявил господин Богданов.

Другая важнейшая проблема, которая в первую очередь должна быть решена государством, – это производительность труда, считают экономисты. В сельском хозяйстве она у нас в пять раз ниже, чем в европейских странах. Выработка на наших машиностроительных заводах ниже в три с половиной, а иногда и в семь раз. И какой путь решения предложило государство? Что вопросы производительности труда, которые являются краеугольными для страны, должны решаться за счет местного бюджета.

Олигархи в офшорах, а каждый пятый в России – нищий

Откуда в регионах появятся эти деньги, никого не касается. До чиновников, видимо, не доходит, что без решения основополагающих вопросов, связанных с социальными проблемами, никакого опережающего развития мы не добьемся.

Один из краеугольных вопросов сегодня – бегство капитала из страны. Профессор Игорь Богданов считает, что налог на богатых не повышается лишь по одной-единственной причине – чтобы еще больше увеличить отток российских денег.

«Мы неглупые люди и знаем, что до 8 декабря, за месяц, государство должно купить еще 8 млрд долларов для Минфина, – напоминает экономист. – А сколько за это время должно убежать из страны? Оказывается, в два раза больше, порядка 17 млрд так называемой валюты. Кроме того, Минфин только что продал ОФЗ на 20 млрд рублей. Это значит, они будут платить более 8% неизвестно каким господам. То есть это опять колоссальное бегство капитала».

Фото: Maya Kruchankova/shutterstock.com

Итак, повышение НДС на 2% за три года должно дать 3 трлн при нехватке 8 трлн на майские указы. Что же предпринимают наши власти? Оцените их очередное «гениальное» решение – они назначают «выдающегося экономиста» Шувалова президентом не какого-то банка или министерства, а национального института инвестиций, которому будут подчинены все инвестиционные фонды России.

«Для работы этого института уже выделены 300 млрд рублей, – рассказал Царьграду Игорь Богданов. – Но там же еще долги были старые, их тоже надо покрыть. Ну, об этом мы не будем «петь». Мы просто выделим из бюджета страны еще 600 млрд господину Шувалову для покрытия старых долгов».

На мой взгляд, наше «всё», Игорь Иванович Шувалов, получил еще более серьезное назначение, чем занимал ранее, будучи первым вице-премьером. Сегодня это такой госолигарх в законе. Он и его команда в предвкушении, в буквальном смысле, получения этих денег, чтобы начать «распределять» их, как они это умеют делать.

Шувалов никуда не ушел, он продолжает управлять колоссальными денежными потоками. Более того, он резко усилил свои позиции. И если Антон Силуанов сегодня получает тумаки за каждое свое слово, его решения подвергаются жесткой критике, то господин Шувалов теперь у нас «принц датский», оседлавший инвестиционную трубу.

Игорь Шувалов. Фото: www.globallookpress.com

«Мне очень понравилось предложение губернаторов, – рассказывает Игорь Богданов. – Они предложили на этом Госсовете, который должен состояться, создать комиссию по контролю за расходованием денег на национальные проекты. Треть – губернаторы, треть – правительство, треть – администрация президента. Им отказали. Сказали: такая комиссия не имеет юридического статуса».

Бюджет захлебывается от денег, но на пенсии их нет

Другими словами, чиновники не желают, чтобы их контролировали. Нужный «юридический статус», видимо, имеет комиссия во главе с Игорем Ивановичем Шуваловым, т.к. именно ему передали функции контроля. Он финансирует, и он же контролирует сам себя. Нонсенс высшего уровня!

Сегодня официально признано, причем не нашим Росстатом, а солидными международными агентствами, что бегство среднего бизнеса, не говоря уже об олигархах, из страны превышает 200 тысяч человек. Вот куда уходят те огромные средства, которые страна должна была пустить на свое развитие. Идет массовый отток среднего класса из страны.

«Страна работает на вывоз капитала, и мы это должны четко понимать, что все те банки, которые сегодня поддерживаются, они поддерживаются для того, чтобы оказать содействие среднему капиталу, его вывести и обеспечить его счастливое завтра», – уверен господин Богданов.

Фото: Carlos Yudica/shutterstock.com

То есть Россия готовит огромный резерв бизнеса не для себя, а для совершенно других государств. Правда, и в этих желанных для бегущих на Запад странах есть богатые и бедные. И если олигархов с их многомиллиардными инвестициями встречают там с распростертыми объятиями (другое дело, как их сегодня оттуда провожают), то обычным гражданам России остается лишь надеяться на Бога и верить в то, что когда-нибудь наше правительство одумается и повернется к людям лицом.

Почему не повышают налоги для богатых?

80 процентов налогов с “богатых” граждан РФ

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Путин: нужен ли в России налог на богатство? Нет, это неэффективная мера

Владимир Путин заявил, что пока он президент, никакого налога на богатство, прогрессивной шкалы и других подобных мер не будет. Путин считает, что несправедливо в процентном отношении брать у богатых большей денег, чем у бедных.

Потому что богатые вносят неоценимый вклад в развитие экономики России, и в то же время они такие люди, которые не смогут морально принять такой момент, что придется платить больше, чем платят бедняки. Грубо говоря, если в России введут налоги на богатство, то все богатство из страны вывезут, и все тут.

Путин хотел ввести налог на роскошь. Почему не ввел?

Перед выборами 2012 года Путина заявлял, что налог на роскошь в России появится. Путин, конечно, опирался на данные социологических опросов, где указывалось, что большинство россиян приветствует налог на роскошь.

Собственно что произошло далее? Путин побеждает на выборах и заявляет, что налог на роскошь появится в России в 2013 году. Он появился? Нет. И не появится, пока Путин находится у власти, что можно понять вполне определенно.

Теперь данный вопрос президент старается даже не вспоминать. Не исключено, что это козырь для того или иного события, то есть Путин вновь может пообещать ввести налог на роскошь, чтоб добиться поддержки со стороны населения, но в итоге никто ничего подобного вводить не будет.

В интересах богатых

И Путин, и министр финансов Силуанов, и Медведев заявляют, что богатые в России слишком умны. Они не смогут жить, осознавая то, что они платят не как бедные 13%, а, например, выше.

Поэтому они просто все деньги из России увезут. Сам факт, конечно, у нас живут такие «патриотические» богачи, едва ли можно считать достойным. И в чем здесь «ум»? Возможно, это для Путина, Силуанова и Медведева что-то умное, а для большинства — это какое-то мошенничество или что-то в этом роде.

Путин вполне определенно дал понять, что действует всегда в интересах самых богатых — участников списка Forbes. И ясно, что пока он действительно имеет власть, никак эти люди не будут ущемлены. Интересно только почему, например, в западных странах богатые платят повышенные налоги и только в исключительных случаях покидают свою страну, чтоб платить меньше налогов.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

«Я что, один все это заработал?»

В России снова задумали повысить налоги для богатых

В очередной раз в Госдуму внесен законопроект о повышении налогов для состоятельных россиян. По мнению авторов документа, он поможет государству заработать на гражданах дополнительные 2 триллиона рублей. «Лента.ру» с помощью экспертов разбиралась в плюсах и минусах повышения налоговой нагрузки на население.

Взять все и поделить

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения.

Материалы по теме

«Или снижать зарплату, или повышать налоги»

Отложенные платежи

Предлагается следующая схема. При годовом доходе до 180 тысяч рублей гражданину вообще не придется платить государству.

При заработке от 180 тысяч до 2,4 миллиона рублей ставка сохранится на уровне 13 процентов, как и сейчас.

Доход от 2,4 миллионов до 100 миллионов рублей потребует фиксированной выплаты (288,6 тысячи рублей) плюс 30 процентов с того, что превышает 2,4 миллиона рублей.

Самая большая нагрузка возлагается на тех, кто получает более 100 миллионов рублей в год — почти 30 миллионов рублей и 70 процентов от доходов, превышающих 100 миллионов.

По мнению авторов документа, налоговая реформа принесет в казну 2,05 триллиона рублей.

«Сегодня десять процентов наиболее обеспеченных граждан России в 16 раз богаче десяти процентов наименее обеспеченных. Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

В 2015 году аналогичные законопроекты (с несколько иными налоговыми ставками) вносились в Госдуму несколько раз. Но до голосования дело не дошло.

В условиях непростой экономической ситуации и растущего дефицита бюджета идея о повышении налогов выглядит все более привлекательной.

30 июля первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что стабильность в российской экономике обеспечивается только за счет резервов. К концу 2017 года они истощатся, и у правительства не будет возможности перечислять бюджетникам заработную плату, предупредила она.

Не время для налогов

«Лента.ру» попросила экспертов оценить предложенный депутатами законопроект, рассказать о его слабых и сильных сторонах. Кроме того, специалисты объяснили, как введение прогрессивной шкалы скажется на экономическом развитии государства.

Михаил Горст, департамент прикладной экономики НИУ ВШЭ:

«Данная инициатива носит чисто популистский характер. Характерно, что депутаты, разработавшие законопроект, предлагают ввести его в действие уже со следующего года. Подготовить всю базу к этому сроку просто нереально, это непроходной вариант. Складывается впечатление, что авторы не надеялись на содержательное рассмотрение проекта и тем более на его принятие. Выглядит как пиар-ход перед выборами.

Если же отвлечься от конкретного законопроекта, само по себе введение прогрессивной шкалы — очень сомнительная инициатива. Не так хорош у нас инвестиционный климат, чтобы повышать налоги.

Мне сложно представить себе очень богатых людей, которые не найдут способ не платить 70-процентный налог с доходов, превышающих 100 миллионов рублей. Они уйдут от налогов в той или иной форме — им хватит денег на квалифицированных юристов и на вывод доходов в другие юрисдикции. Поэтому российский бюджет мало что выиграет. Когда обнаружится, что с богатых людей взять ничего не получается, настанет черед среднего класса.

Кроме того, прогрессивный налог потребует заполнения декларации. То есть гражданин должен доказать, что его доходы не превышают определенного лимита. Повысится сложность администрирования налоговой системы — возрастут издержки как государства, так и налогоплательщиков.

Сейчас Россия вполне комфортна с точки зрения налогообложения. Администрирование улучшается: Федеральная налоговая служба (ФНС) вводит автоматизированные сервисы, пытаясь свести к минимуму контакт налогоплательщиков с властями.

Чтобы наполнить казну, нужно искать решения не в налоговой сфере, а в сфере стимулирования экономического роста. Повышать налоги, когда экономика стагнирует — значит, способствовать спаду».

Анатолий Селюков, главный научный сотрудник Российского государственного университета правосудия, специалист по налоговым системам:

«Прогрессивную шкалу налогов надо было ввести давно: это хорошо и для бюджета (особенно в условиях нынешнего дефицита), и с точки зрения социальной справедливости. Ставки, предлагаемые в законопроекте, находятся на приемлемом уровне.

Что же касается риска вывода капитала, то, на мой взгляд, это не зависит от ставок налога. В последнее время утечка финансов сократилась благодаря предсказуемой политике государства. Не стоит рассчитывать, что повышение ставки приведет к усилению оттока капитала.

Кроме того, гораздо лучше будет, если в нашей стране введут жесткие правила, существующие там, куда капитал вывозится. Нужно повысить прозрачность экономики, сделать невозможным участие в теневых схемах, снизить оборот наличных денег.

Смысл повышенного налога на доходы физических лиц заключается в том, что еще никто из сверхбогатых людей не смог заработать состояние в одиночку — каждый из них использует труд других людей. На мой взгляд, нужно, чтобы у любого предприимчивого и талантливого человека был стимул зарабатывать больше. Но часть полученного необходимо отдавать через государство обществу, чтобы не остаться в итоге одному со своими деньгами. Для достижения справедливости надо повышать ставку подоходного налога.

Я считаю, что это один из сущностных элементов рыночной экономики. Представим, что я крупный капиталист. Я что, один все это заработал? А мне идет половина от всей прибыли! Значит, у меня нужно забирать деньги в пользу общества через государственные механизмы. Это нормально, это справедливо. Я за рыночную экономику. Но то, что у нас сейчас, — это экономика для элит, а надо, чтобы она была для всего общества».

Людмила Дуканич, профессор факультета «Высшая школа корпоративного управления» РАНХиГС при президенте:

«С помощью прогрессивной шкалы страны решают проблемы резкой дифференциации доходов разных групп населения.

Считается, что разрыв между доходами 10 процентов населения с высокими и 10 процентами с самым низким уровнем благосостояния не должен быть больше, чем восьмикратный. В России он значительно больше и продолжает расти. С этой точки зрения переход на прогрессивное налогообложение был бы полезен.

Преимущество плоской шкалы — относительная простота администрирования. Действительно, переход на прогрессивное налогообложение вызовет некоторые сложности, поскольку контролирующим органам придется следить за доходами, получаемыми человеком из разных источников. Усложнение администрирования, безусловно, приведет к дополнительным затратам.

Рано или поздно России придется перейти на прогрессивную шкалу. Но это следует хорошо и всесторонне обосновать и организационно поддержать, в том числе современными информационными технологиями».

Россиян не волнует налог на богатство?

Однако не стоит забывать, что благими намерениями дороги мостят совсем не в рай. Главный вопрос заключается в том, что будет считаться роскошью в России и кого коснется увеличение налогового бремени? Станут ли только самые богатые платить больше? Или же под удар попадут практически все слои населения? Попробуем выяснить, что сулит гражданам грядущая налоговая реформа.

Во многих странах работают различные системы взимания налога на роскошь. Во Франции с 80-х годов действует специальный налог на богатство. В этой стране налогообложению подлежат все активы гражданина, включая имущество, банковские счета, ценные бумаги. При этом состояние налогоплательщика должно превышать порог, который в 2012г. составил 1,3 млн евро. Ставка налога варьируется в пределах 0,25-0,5%.

Аналогичный налог на богатство в 2011г. после перерыва вновь ввели в Испании. Правда, пока только на два года. Эта мера призвана помочь стране справиться с долговым кризисом. Богатыми в Испании признаются обладатели состояния стоимостью свыше 700 тыс. евро, а ставка налога составляет от 0,2% до 2,5%.

В ряде других стран нет специального налога на богатство, но акцизами либо налогом с продаж облагаются некоторые виды товаров класса люкс – автомобили, яхты, частные самолеты, драгоценности. В Китае, например, налог на потребление берется и с косметики.

Проблема социального неравенства за рубежом решается также за счет так называемой горбатой или прогрессивной шкалы подоходного налога. Например, в США, Франции, Великобритании, Китае и Японии ставка подоходного налога зависит от величины дохода гражданина, а ее максимальный размер ограничен 40-55%.

Вопрос увеличения налогового бремени для состоятельных граждан обсуждается в России перманентно. После введения в 2001г. единой ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для всех налогоплательщиков в размере 13%, в общественно-политических кругах многократно поднимался вопрос о возвращении к прогрессивной шкале налогообложения. Однако российские власти не спешат этого делать, аргументируя свою позицию вероятным уходом зарплат “в тень”.

Так что борьба с социальной несправедливостью в России если и будет происходить, то, скорее всего, по пути налогообложения роскоши. Специальный налог на роскошь с 2007г. предлагают ввести “эсеры”, однако им не удалось провести законопроект через Госдуму. Специальный налог депутаты хотели ввести в отношении квартир, домов и земельных участков стоимостью от 15 млн руб., яхт, автомобилей и самолетов от 2 млн руб., а также в отношении предметов искусства от 300 тыс. руб. Но противники законопроекта посчитали, что его принятие приведет к двойному налогообложению имущества, которое и так облагается другими налогами.

В предвыборный 2011г. дискуссия вокруг налога на роскошь возобновилась с новой силой. “Налоги для простого гражданина не должны быть обременительными, а роскошь и сверхпотребление должны облагаться более высокими налогами, это очевидный факт”, – заявил в конце ноября прошлого года премьер-министр РФ Владимир Путин.

Что же именно будет считаться роскошью в России, власти пока только решают. Но судя по заявлениям российских чиновников, специальный налог на богатство в нашей стране вряд ли будет введен. “Не думаю, что будет специальный налог на роскошь. Это скорей сленг”, – отмечает замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. По его словам, речь идет о повышении налогов на дорогую недвижимость, элитные автомобили, яхты, самолеты, вертолеты. Минэкономразвития РФ также анализировало возможность взимания акцизов с люксовых товаров, в т.ч. ювелирных изделий. Однако в Минфине считают, что администрировать акцизы на подобные предметы роскоши практически невозможно.

Жилье становится роскошью

Конечно, нельзя сказать, что сейчас взимание налога на жилье происходит в России справедливо. Как ни странно, москвичи платят далеко не самый большой налог по стране. Зачастую столичные обитатели платят в разы меньше налога на имущество, чем, например, жители Ярославля и Санкт-Петербурга. Хотя, как известно, цены на квартиры в Москве заоблачные.

Проблема состоит в том, что сейчас этот налог берется с инвентаризационной стоимости жилья (БТИ), которая, как правило, оказывается в разы ниже рыночной. Исправить ситуацию, по замыслу властей, должна переоценка жилья по кадастровой стоимости, которая должна быть приближена к рыночной. В 2011г. такая оценка была осуществлена в 12 регионах РФ. Однако ее результаты поражают чиновников и экспертов разбросом цен и отклонением их от рыночной стоимости. Предвидя большое количество граждан, недовольных кадастровой оценкой, власти готовят удобный механизм по ее оспариванию.

Тем не менее, в нескольких регионах уже с 2013г. налог на имущество физлиц, возможно, будет взиматься по кадастровой стоимости жилья. Предельная ставка налога, как обсуждается в правительстве, может составить 0,01%.

Чтобы понять, много это или мало, возьмем в качестве примера квартиру в элитном доме на Новом Арбате в Москве площадью около 300 кв. м. Как отмечает старший менеджер группы по оказанию услуг частным клиентам Ernst&Young Мария Деткина, согласно действующим правилам, налог на имущество с такой квартиры в 2011г. составил 12,5 тыс. руб. Если кадастровая оценка жилья будет приближена к рыночной (189 млн руб. за квартиру в данном примере), а ставка налога составит 0,01%, владельцу квартиры придется платить государству 18,9 тыс. руб. А это в 1,5 раза больше, чем по старым правилам. Очевидно, что для состоятельного человека разница в 6-7 тыс. руб. вряд ли будет ощутимой.

Но все это лишь промежуточный этап большой реформы. Через 5-10 лет власти планируют перейти к единому налогу на недвижимость, который заменит два налога – налог на имущество физлиц и земельный налог. Рассчитываться единый налог будет исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Какими будут ставки единого налога, пока не известно. Еще в 2004г. Госдума приняла в первом чтении законопроект о налоге на недвижимость, предполагающий ставку от 0,1% до 1%. Однако законодательный процесс застопорился, и в настоящее время готовятся поправки к устаревшему документу.

В частности, ведомства обсуждают применение различного рода налоговых вычетов. Например, 50-55 кв. м площади квартиры, возможно, не будут облагаться налогом. Кроме того, будут определены льготные категории плательщиков. Так что у московских старушек, с советских времен проживающих в “сталинках” в центре столицы, еще есть надежда на льготы. Правда, не исключено, что состоятельные граждане также постараются воспользоваться льготами, оформив дорогие квартиры на своих бабушек и дедушек.

Между тем в Ernst&Young полагают, что богатые россияне все же почувствуют введение налога на недвижимость в большей степени, чем остальные слои населения. А малообеспеченные граждане, скорее всего, будут платить даже меньше, чем сейчас, при условии применения налоговых вычетов.

В свою очередь партнер отдела по оказанию консультационных услуг в области индивидуального налогообложения PwC в России Карина Худенко считает, что налог на недвижимость может стать инструментом ограничения спекуляций с недвижимостью в РФ. По ее словам, в настоящее время при покупке жилья в инвестиционных целях в России никто не принимает в расчет налог на недвижимость, поскольку его размер незначителен.

Чего греха таить, ничто человеческое российским “нуворишам” не чуждо и они, как и их “коллеги” в других странах, любят дорогие игрушки. А это в т.ч. элитные автомобили, яхты, частные самолеты. Несмотря на очередной всплеск кризисных волнений во всем мире, за последний год спрос на сверхдорогие авто в России только вырос. Например, продажи автомобилей класса люкс марки Rolls-Royce в нашей стране за 2011г. выросли вдвое по сравнению с 2010г.

Однако российские власти считают, что любители кататься должны и саночки возить. В Минфине РФ полагают, что элитные авто, яхты и вертолеты можно обложить высоким налогом. Речь не идет о введении какого-то нового налога или акциза на средства передвижения. Например, может быть повышена ставка транспортного налога на дорогие авто, отмечает С.Шаталов. В качестве критерия отнесения автомобилей к классу люкс обсуждается, в частности, высокая мощность двигателя.

Впрочем, это все не беда для состоятельных граждан. Довольно существенно оптимизировать платежи по транспортному налогу на мощные автомобили можно и сейчас за счет правильного выбора региона регистрации. “Даже, казалось бы, мизерная разница в несколько рублей между ставками транспортного налога в Москве и Московской области может означать экономию до 10 тыс. руб. в год для некоторых автомобилей”, – отмечает М.Деткина из E&Y.

Что касается введения высоких налогов на яхты и личные самолеты, по мнению ряда чиновников и экспертов, такие действия могут привести к тому, что транспортные средства будут регистрироваться за пределами РФ, а значит, российские налоги их не затронут.

Под видом Робин Гуда

Сложно поспорить с тем, что социальный разрыв между богатыми и бедными в России колоссальный и его нужно сокращать. По данным ОЭСР, в России богачи зарабатывают в 16 раз больше бедняков. Для сравнения: в Германии, Дании и Швеции доходы богатых и бедных различаются лишь в 6 раз. Если же посмотреть на неофициальные данные, разрыв в доходах в нашей стране превосходит все мыслимые нормы. По этим расчетам, они отличаются более чем в 40 раз.

Чем же обернется попытка российских властей сыграть роль Робин Гуда, заставляющего богатых платить больше, сказать наверняка пока сложно. Такая игра может добавить властям популярности в народе, но приведет ли она к реальному сокращению социального разрыва в обществе – еще вопрос.

По мнению эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елены Пенухиной, взимание налога на недвижимость по рыночной стоимости, исходя из обсуждаемых сейчас ставок, все-таки будет способствовать выравниванию социальной дифференциации.

Однако не стоит забывать, что помимо увеличения налогов на элитную недвижимость и дорогие транспортные средства в ближайшие годы граждане увидят как минимум серьезный рост акцизов на табак и алкоголь. А если к этому прибавить рост тарифов и потребительскую инфляцию, получится, что с теми или иными лишениями столкнутся буквально все слои населения. Кто же заплачет сильнее – богатые или бедные, покажет время.

Почему чиновники не спешат повышать налог на богатых

Пчелы против меда, или почему чиновники не повышают налог на богатых

Автор – Пронько Юрий

Россия – страна контрастов и парадоксов. На фоне «налоговых баталий» последних дней выяснилось, что в нашем государстве бедные платят больше богатых.

Кроме подоходного налога в 13%, каждый российский гражданин через своего работодателя платит страховые взносы в ПФР, ОМС, ФСС.

Графика: Телеканал «Царьград»

Все косвенные налоги также считаются налогом на бедных, так как человек с более низким доходом в долевом выражении от зарплаты будет платить больше, чем с высоким. Вот такая «плоская» фискальная нагрузка в нашем псевдосоциальном государстве.

В результате уровень жизни обычных граждан с каждым годом всё ниже и ниже, а дворцы и яхты наших олигархов всё просторнее и мощнее. По мнению экспертов, такая ситуация сложилась из-за того, что ключевые решения в стране принимают те, кто как раз не заинтересован в изменении статуса-кво.

«Они не хотят делиться. Даже официальной, открытой частью своих доходов, – объяснил Царьграду причину руководитель Департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. – Ведь то, что попадает под налогообложение, мы все прекрасно знаем, это небольшая часть, которая открыта для всех. А то, что остается за скобками, это просто нигде не учитывается».

С 1 января 2020 года на 2% повышается НДС. Что это даст бюджету и чем грозит населению?

Эксперты называют и НДС налогом на бедных, так как у этой категории населения эластичность спроса гораздо меньше. Судя даже по официальной статистике, они уже и так потребляют самое дешевое, им не из чего выбирать, в отличие от богатых. А с нового года переписанные в сторону повышения ценники заставят самых необеспеченных граждан отказаться еще от некоторых категорий товаров, что опустит их уровень жизни «ниже плинтуса».

То же касается повышения пенсионного возраста. Ученые-экономисты подсчитали, что эффект от него будет мизерным, а социальное недовольство возрастает с каждым днем.

Несмотря на это, принимаются реформы, ужесточающие и без того непростое положение российских семей, а иные точки зрения на проблему и пути ее решения просто игнорируются нынешним правительством.

НДФЛ в России: бедные платят больше, чем богатые. Пора менять правила игры!

Есть альтернатива, и довольно простая. Эксперты ФНПР предлагают повысить на 2% не НДС, а НДФЛ с доходов свыше 85 тысяч рублей в месяц. Такая «мелочь» позволит бюджету дополнительно получить порядка 164 млрд рублей. Причем это касается только официальной заработной платы работающих граждан, здесь не учитываются ни доходы от собственности, ни дивиденды и т.д.

Одновременно с этим необходимо вообще освободить самых бедных от налогообложения. Сегодня в России берется 13% даже с минимальной заработной платы, которая равняется прожиточному минимуму (11 163 рубля). У человека и так бедного фактически из зарплаты вычитается примерно 1,5 тысячи рублей в месяц.

Но этот т.н. необлагаемый налогами минимум даже не обсуждается ни в правительстве, ни в парламенте. Как и введение прогрессивной шкалы для толстосумов.

Фото: Enrique Ramos/shutterstock.com

«Казалось бы, ладно, мы богатые, можно чуть-чуть помочь бедным. Это же ничего не стоит, – указал господин Соколов. – По нашим оценкам, это всего-навсего 52 млрд рублей. На 2% повышение НДФЛ – 164 млрд. Из них за 52 млрд спокойно можно сделать так, чтобы у нас хотя бы работающие люди не были бедными».

Заведующий отделом социологии экономики Института социально-политических исследований РАН Игорь Богданов также не видит положительного эффекта от увеличения НДС.

«В связи с повышением НДС на 2%, в стране невозможно закрыть брешь, которая образовалась, в 8 трлн рублей для решения так называемых майских программ, – заявил экономист. – За три года это всего лишь, по предполагаемым цифрам, 3 трлн».

То есть уже сегодня все прекрасно понимают, что реализации стратегических нацпроектов, на которой настаивает российский президент, не будет. Или же запустится незначительная их часть, развития и завершения которых точно не дождется никто из ныне живущих.

Как стало известно Царьграду, комиссия, готовящая материалы к предстоящему Госсовету, доказала, что из проектируемых программ только четыре могут быть выполнены, остальные же – вообще недостойны обсуждения.

«Те национальные программы, которые называются социальными и связаны со строительством жилья, – это фикция», – заявил господин Богданов.

Другая важнейшая проблема, которая в первую очередь должна быть решена государством, – это производительность труда, считают экономисты. В сельском хозяйстве она у нас в пять раз ниже, чем в европейских странах. Выработка на наших машиностроительных заводах ниже в три с половиной, а иногда и в семь раз. И какой путь решения предложило государство? Что вопросы производительности труда, которые являются краеугольными для страны, должны решаться за счет местного бюджета.

Олигархи в офшорах, а каждый пятый в России – нищий

Откуда в регионах появятся эти деньги, никого не касается. До чиновников, видимо, не доходит, что без решения основополагающих вопросов, связанных с социальными проблемами, никакого опережающего развития мы не добьемся.

Один из краеугольных вопросов сегодня – бегство капитала из страны. Профессор Игорь Богданов считает, что налог на богатых не повышается лишь по одной-единственной причине – чтобы еще больше увеличить отток российских денег.

«Мы неглупые люди и знаем, что до 8 декабря, за месяц, государство должно купить еще 8 млрд долларов для Минфина, – напоминает экономист. – А сколько за это время должно убежать из страны? Оказывается, в два раза больше, порядка 17 млрд так называемой валюты. Кроме того, Минфин только что продал ОФЗ на 20 млрд рублей. Это значит, они будут платить более 8% неизвестно каким господам. То есть это опять колоссальное бегство капитала».

Фото: Maya Kruchankova/shutterstock.com

Итак, повышение НДС на 2% за три года должно дать 3 трлн при нехватке 8 трлн на майские указы. Что же предпринимают наши власти? Оцените их очередное «гениальное» решение – они назначают «выдающегося экономиста» Шувалова президентом не какого-то банка или министерства, а национального института инвестиций, которому будут подчинены все инвестиционные фонды России.

«Для работы этого института уже выделены 300 млрд рублей, – рассказал Царьграду Игорь Богданов. – Но там же еще долги были старые, их тоже надо покрыть. Ну, об этом мы не будем «петь». Мы просто выделим из бюджета страны еще 600 млрд господину Шувалову для покрытия старых долгов».

На мой взгляд, наше «всё», Игорь Иванович Шувалов, получил еще более серьезное назначение, чем занимал ранее, будучи первым вице-премьером. Сегодня это такой госолигарх в законе. Он и его команда в предвкушении, в буквальном смысле, получения этих денег, чтобы начать «распределять» их, как они это умеют делать.

Шувалов никуда не ушел, он продолжает управлять колоссальными денежными потоками. Более того, он резко усилил свои позиции. И если Антон Силуанов сегодня получает тумаки за каждое свое слово, его решения подвергаются жесткой критике, то господин Шувалов теперь у нас «принц датский», оседлавший инвестиционную трубу.

Игорь Шувалов. Фото: www.globallookpress.com

«Мне очень понравилось предложение губернаторов, – рассказывает Игорь Богданов. – Они предложили на этом Госсовете, который должен состояться, создать комиссию по контролю за расходованием денег на национальные проекты. Треть – губернаторы, треть – правительство, треть – администрация президента. Им отказали. Сказали: такая комиссия не имеет юридического статуса».

Бюджет захлебывается от денег, но на пенсии их нет

Другими словами, чиновники не желают, чтобы их контролировали. Нужный «юридический статус», видимо, имеет комиссия во главе с Игорем Ивановичем Шуваловым, т.к. именно ему передали функции контроля. Он финансирует, и он же контролирует сам себя. Нонсенс высшего уровня!

Сегодня официально признано, причем не нашим Росстатом, а солидными международными агентствами, что бегство среднего бизнеса, не говоря уже об олигархах, из страны превышает 200 тысяч человек. Вот куда уходят те огромные средства, которые страна должна была пустить на свое развитие. Идет массовый отток среднего класса из страны.

«Страна работает на вывоз капитала, и мы это должны четко понимать, что все те банки, которые сегодня поддерживаются, они поддерживаются для того, чтобы оказать содействие среднему капиталу, его вывести и обеспечить его счастливое завтра», – уверен господин Богданов.

Фото: Carlos Yudica/shutterstock.com

То есть Россия готовит огромный резерв бизнеса не для себя, а для совершенно других государств. Правда, и в этих желанных для бегущих на Запад странах есть богатые и бедные. И если олигархов с их многомиллиардными инвестициями встречают там с распростертыми объятиями (другое дело, как их сегодня оттуда провожают), то обычным гражданам России остается лишь надеяться на Бога и верить в то, что когда-нибудь наше правительство одумается и повернется к людям лицом.

Почему не повышают налоги для богатых?

80 процентов налогов с “богатых” граждан РФ

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Почему в России не будут вводить налоги на богатых

Российские чиновники обещают ввести налоги на богатых после 2018 года. Это будет либо прогрессивная шкала НДФЛ, либо так называемый “налог на роскошь”. Но на самом деле в затею верится слабо. Редактор “ДП” Анжелика Тихонова объясняет почему.

Один федеральный чиновник сообщил о том, что правительство РФ продолжает думу думать о том, как бы стимулировать экономический рост страны в долгосрочной перспективе. Размышления вьются вокруг идеи “более справедливого распределения налоговой нагрузки и возможности дополнительного налога на богатых”. В каком виде будет оформлена эта налоговая справедливость — пока неясно. То ли это будет прогрессивная шкала НДФЛ (грубо говоря, чем выше доход, тем больше налог), то ли так называемый “налог на роскошь” (повышенные ставки на элитную недвижимость, яхты, частные самолеты и пр.). Правда, случится это не скоро, точнее не раньше 2018 года. И, кстати, не только потому, что, как сообщил чиновник, “принято решение не менять налоговые условия до этого срока”. Сами налоговые условия не меняют по той же причине. На носу выборы президента.

В Госдуму внесен законопроект о налоге на богатство

На самом деле в затею слабо верится даже после 2018 года. Ну, во–первых, не можем мы так вероломно обмануть дорогого друга нашей страны и недавно обретенного гражданина Жерара Депардье, который, собственно, и стал им в желании не платить налог на роскошь в родной Франции. Во–вторых, правительство или во всяком случае его глава считает очень условным деление на богатых и бедных. На днях он предложил отказаться от идеи урезать пенсии “богатым” пенсионерам из–за того, что “богатых пенсионеров” в России не бывает (и тут он, конечно, прав: в нашей стране это оксюморон). Но речь о другом. По его словам, даже идея ограничить выплаты пенсионерам, которые имеют доход свыше определенной суммы, “не представляется абсолютно правильной и сбалансированной”. Так что с определением порога богатства и роскоши возникнут проблемы.

Ну и вообще, если говорить об экономическом росте, а уж тем более на перспективу, то вряд ли ему способствует повышение налога (пусть даже для богатых). Потому что это не стимулирует граждан зарабатывать больше, снижает предпринимательскую активность и приводит к тому, что люди либо начинают зарабатывать меньше, либо уходят от налогов. И то и другое если и на руку экономике, то только серой.

Источники:
http://www.9111.ru/questions/777777777379149/
http://lenta.ru/articles/2016/08/15/richtax/
http://www.rbc.ru/economics/26/01/2012/5703f24c9a7947ac81a643d6
http://xn----ctbsbazhbctieai.ru-an.info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%88%D0%B0%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%85/
http://www.dp.ru/a/2015/10/11/Roskoshnij_nalog_dlja_seroj
http://iq.hse.ru/1022732.html

Ссылка на основную публикацию