Российскую нефтепереработку ждет стабилизация

Российскую нефтепереработку ждет стабилизация

Правительство решило поддержать группу небольших НПЗ, которые могут закрыться из-за завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Такое решение было принято на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 15 июня, рассказал РБК источник, близкий к одной из нефтяных компаний, и подтвердили три федеральных чиновника.

Речь идет об НПЗ мощностью от 600 тыс. т, которые не успели завершить модернизацию и пока не поставляют бензин Евро-5 на внутренний рынок, объясняют они, но названий конкретных НПЗ не приводят. Эти НПЗ смогут получать возвратный акциз еще в течение трех лет на более мягких условиях, чем другие, при поставке на внутренний рынок не только бензина и нафты, но и дизеля и т.д., объясняет один из собеседников РБК. Общая мощность заводов, которые получили отсрочку, составляет примерно 15 млн т, то есть около половины всех мощностей, которые должны были закрыться из-за маневра, оценивают два федеральных чиновника.

Минфин сейчас дорабатывает законопроект о налоговом маневре, сказал РБК представитель пресс-службы министерства, отказавшись от дополнительных комментариев. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус сказал РБК, что решения будут приняты, когда законопроект будет рассмотрен в правительстве.

Заводов меньшей мощности, которые не смогут получить поддержку, в России примерно два десятка, оценивает аналитик Thomson Reuters Kortes Максим Назаров. В презентации Минфина от 15 мая говорилось, что при завершении маневра в 2020–2024 годах независимые НПЗ могут потерять 242 млрд руб., из них 66 млрд руб. — заводы крупнейшего частного нефтепереработчика в России группы «Новый поток» Дмитрия Мазурова и Игоря Макарова (Марийский НПЗ и Афипский НПЗ, где у дружественного «Новому потоку» трейдера 25%).

Представитель «Нового потока» отказался от комментариев.

Поддержка для поставщиков бензина и «санкционных» компаний

Налоговый маневр заключается в повышении НДПИ и пропорциональном обнулении пошлин на нефть и нефтепродукты в течение 2020–2024 годов. По замыслу Минфина маневр должен лишить российскую нефтепереработку исторической субсидии из бюджета (образуется за счет разницы в величине экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты), но те заводы, которые выпускают и поставляют на внутренний рынок бензин Евро-5 и сырье для нефтехимии, смогут вернуть эту субсидию в виде возвратного акциза на нефть.

Большинство крупных российских НПЗ находятся вдали от границ и поэтому не могут конкурировать с зарубежными игроками на мировых рынках из-за высоких транспортных затрат, и субсидия компенсировала эту проблему. За счет роста НДПИ и обнуления пошлин бюджет в 2020 году дополнительно заработал бы 237 млрд руб., из них 137 млрд руб. Минфин готов был вернуть нефтяникам в виде обратного акциза, следует из презентации министерства от 15 мая. Позднее Минфин расширил список заводов, которые могут получать возвратный акциз, включив туда НПЗ, владельцы которых попали под финансовые санкции.

С предложением поддержать небольшие НПЗ к Козаку обратилось Минэнерго. При этом обязательное условие для получения возвратного акциза для них — выполнение программы модернизации, подчеркивает источник РБК, близкий к одному из участников совещания у вице-премьера. У всех предприятий, которые получили отсрочку, модернизация запланирована, утверждает один из федеральных чиновников. По его оценкам, возвратный акциз для таких НПЗ составит 2,5–3 тыс. руб. на 1 т и за три года заводы смогут сохранить около 37–45 млрд руб. Эти оценки подтверждает другой источник, близкий к одному из федеральных министерств.

Поддержка небольших НПЗ — это также шаг навстречу банкам, которые выдавали кредиты на модернизацию заводам при более благоприятных налоговых условиях. «Практически все заводы реконструировались на наши деньги. У нас есть большой шанс стать владельцами большого количества нефтеперерабатывающих заводов», — предупреждал глава Сбербанка Герман Греф в апреле, когда министерства начали активно обсуждать налоговый маневр. «Первый маневр, который вы сделали, привел к тому, что у них рентабельность в два раза упала и все бизнес-планы, под которые брались деньги, улетели в тартарары», — говорил президент Сбербанка (цитаты по «Интерфаксу»).

Акцизы: иногда их возвращают

Всего в России 78 заводов, которые суммарно могут перерабатывать более 320 миллионов тонн нефти в год. Большая часть переработки – почти 83 процента – приходится на вертикально интегрированные компании (ВИНК, всего 28 предприятий), остальное – независимые производители (около 14 процентов, девять заводов) и мини-НПЗ (около трех процентов, 41 завод).

Выше всего глубина переработки нефти на заводах ВИНК (79,6 процента в прошлом году), они же по большей части занимаются модернизацией и вводом новых мощностей вторичных процессов, которые позволяют получать, например, высококачественный бензин, смазочные масла, пластмассы и прочее. Последние несколько лет растет глубина переработки независимых НПЗ (с менее 60 процентов в 2014 году до 76,8 в 2016-м), однако в основном это происходит за счет сокращения выпуска топочного мазута.

Действующая программа модернизации в отрасли позволила с 2011 года ввести в эксплуатацию 70 установок вторичной переработки нефти, по итогам 2017 года – еще восемь, сообщал в декабре замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Цель – модернизировать к 2020 году 120 установок. Они позволят увеличить глубину переработки и, как следствие, выход светлых нефтепродуктов, который используют как показатель технологического развития. Пока российские заводы по нему существенно отстают от зарубежных: в 2017 году – 62 процента по сравнению с 72 процентами в Западной Европе и 82 процентами в США.

“Сейчас средний уровень Западной Европы превышают лишь пять российских НПЗ, без учета предприятий, работающих на газовом конденсате, практически не содержащем темных нефтепродуктов. К 2022 году количество НПЗ с выходом светлых на уровне среднеевропейского превысит 13 с общим объемом переработки около 50 процентов от отрасли”, – прогнозирует главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Показатель выхода светлых нефтепродуктов отражает мощность углубляющих процессов, в результате которых темные нефтепродукты преобразуются в светлые. При этом облагораживающие процессы, направленные на производство качественных бензина и дизеля, не увеличивают выход светлых, а уменьшают его, подчеркивает эксперт.

Еще один распространенный показатель технологического развития НПЗ – это уровень покрытия первичной переработки нефти вторичными процессами. В России он едва превысил единицу, в то время как в Западной Европе он выше 1,3, указывает Сергей Ежов.

Показатель выхода светлых нефтепродуктов не столь репрезентативен – вместо него можно было бы использовать индекс Нельсона (NCI), считает эксперт Энергоцентра бизнес-школы Сколково Екатерина Грушевенко. NCI указывает не только на интенсивность инвестиций, но и на потенциал добавленной стоимости завода. Для своих предприятий индекс рассчитывают ВИНК, но в минэнерго этот показатель не встречается в публичных статистических отчетах. Итальянская нефтегазовая компания ENI оценивала в 2015 году средний NCI по России и Центральной Азии в 7,1, в Европе – в 9,2, в США – в 10,8. Порядок примерно тот же, что и с показателем выхода светлых нефтепродуктов.

Вопрос о дальнейшей модернизации НПЗ в России сейчас стоит остро не только по причине отставания от западных коллег, но и ввиду низкой биржевой стоимости нефтяного сырья. Так, размер нефтяной природной ренты, доступной для субсидирования нефтепереработки через экспортную пошлину, сокращается вместе с падением цен на нефть. Уже третий год подряд цены держатся в диапазоне 40-60 долларов по сравнению более чем со 100 долларами в 2011 году, когда началась программа модернизации, а маржа НПЗ снизилась с десяти долларов за баррель в 2014 году до 1,7 доллара в 2016-м, оценивает Сергей Ежов.

В минфине и минэнерго пока публично обсуждают введение “отрицательного” акциза. Смысл следующий: при отмене экспортной пошлины резко возрастает стоимость сырья на внутреннем рынке, и в качестве компенсации НПЗ получили бы возможность вернуть часть уплаченного акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации завод увеличит выход светлых нефтепродуктов. Вопрос в том, как оценивать, кому и сколько возвращать.

Среди крупнейших НПЗ Екатерина Грушевенко выделила те, которые теоретически могут воспользоваться обратным акцизом: Антипинский, ТАНЕКО, Омский и Уфимский. У них показатель выхода светлых нефтепродуктов близок к 80 процентам (ожидается, что именно его используют как критерий для отбора НПЗ). “При этом стоит отметить, что подобный механизм не будет стимулировать НПЗ, где модернизация не закончена: фактически они станут менее конкурентоспособными”, – указывает эксперт. Важно, чтобы господдержка не была направлена на бесконечное поддержание рентабельности технологически неэффективной переработки, заключает Сергей Ежов.

Два российских НПЗ ограничили прием нефти

В портах опаздывающих танкеров нет, прием в систему идет по плану.

Москва, 16 ноя – ИА Neftegaz.RU. Два российских НПЗ (нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа и Комсомольский НПЗ Роснефти) ограничили прием нефти.

Об этом 15 ноября 2020 г. сообщил советник президента Транснефти И. Демин.

Тезисы И. Демина:

  • в поставках на НПЗ остаются двухсуточные ограничения в приеме на НОРСИ (Нижегородская область).
  • Комсомольский НПЗ (Хабаровский край) 15 ноября в 8.00 также не начал прием нефти после окончания планового перерыва.
  • в портах опаздывающих нефтеналивных танкеров нет, прием в систему идет по плану.

В Усть-Луге (Ленобласть) погода рабочая.

В Козьмино (Приморский край) с 7.00 (мск) начался шторм, после окончания технологического перерыва успели поставить под налив позиции 14-15 ноября.
Следующий танкер ждет окончания тайфуна.

НПЗ нередко ограничивают прием нефти из нефтетранспортной системы (НПС) Транснефти.
К примеру, в августе 2020 г. И. Демин сообщал об ограничении на прием нефти Рязанского НПЗ Роснефти.

О ППР на НОРСИ ничего неизвестно.
Для любознательных напомним, ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез (Кстовский НПЗ) 19 ноября 2020 г. проведет торги для поиска подрядчика для подготовки территории на площадке в Кстове к строительству комплекса по производству полипропилена.
Работы по очистке оборудования, переносу коммуникаций и устройству котлованов должны провести в январе 2020 – марте 2021 гг.
Стоимость проекта оценивается -1 млрд долл США, ввод в эксплуатацию – 2023 г.
Мощность производства – порядка 500 тыс. т/год полипропилена.

С Комсомольским НПЗ ситуация более интригующая.
О строительстве нефтепровода – отвода на Комсомольский НПЗ можно сагу писать.
Ранее Роснефть поставляла сырье на НПЗ железнодорожными вагонами – цистернами.
Лишь в июле 2020 г. Транснефть – Дальний Восток, дочка Транснефти, завершила заполнение нефтью подводящего участка нефтепровода-отвода от магистрального нефтепровода (МНП) Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), на Комсомольский НПЗ.
Еще в 2012 г. Роснефть и Транснефть договорились о совместной реализации проекта строительства нефтепровода-отвода до Комсомольского НПЗ.
В 2014 г. компании подписали соглашение об установлении долгосрочного тарифа в рамках проекта.

Источники:
http://rg.ru/2017/12/27/neftepererabotku-zhdet-reforma-subsidij.html
http://neftegaz.ru/news/petroleum-products/506611-dva-rossiyskikh-npz-ogranichili-priem-nefti/
http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1642608/

Ссылка на основную публикацию