Утилизационный сбор в России: расчет, сроки оплаты и последствия неуплаты

Уплата утилизационного сбора

Рассмотрим порядок уплаты утилизационного сбора на впервые ввозимые или производимые на территории РФ самоходные машины и прицепы к ним, а также действия компании при переплате утилизационного сбора и меры ответственности за неуплату утилизационного сбора

Срок уплаты утилизационного сбора

Законодательство не устанавливает конкретного срока уплаты утилизационного сбора в отношении как колесных ТС, так и самоходных машин и прицепов. При этом в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (далее – Перечень колесных ТС и прицепов к ним)) поименованы колесные ТС, «выпущенные в обращение на территории Российской Федерации».

Датой выпуска в обращение является дата оформления документа, идентифицирующего ТС (п. 7 раздела III Техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принят Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877).

Согласно позиции Минпромторга России ТС, производимые в РФ, на которые не выдаются паспорта транспортных средств (далее – ПТС) и которые реализуются на экспорт, не облагаются утилизационным сбором, поскольку в Перечне колесных ТС и прицепов к ним указаны только категории, «выпущенные в обращение на территории РФ». Но при оформлении российского ПТС или паспорта шасси транспортного средства (далее – ПШТС) утилизационный сбор обязательно должен уплачиваться согласно Перечню колесных ТС и прицепов к ним. Ведь оформление такого ПТС (ПШТС) является подтверждением факта, что ТС выпущено в обращение на территории РФ (п. 11 письма Минпромторга России от 27.03.2014 № 20-828 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 31.03.2014 № ГД-4-3/5751@)).

Однако Перечень самоходных машин и прицепов к ним, облагаемых утилизационным сбором (далее – Перечень самоходных машин и прицепов к ним) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее – Постановление № 81)) не содержит аналогичной оговорки о выпуске в обращение на территорию РФ. Возникает вопрос: должен ли производитель уплачивать утилизационный сбор в отношении самоходной техники и прицепов, которые произведены, но еще не отпущены покупателю (например, хранятся на складе) или которые будут вывезены за пределы РФ в режиме экспорта?

В настоящее время Правительство РФ готовит проект изменений в Перечень самоходных машин и прицепов к ним, который устранит данную неясность. Предлагается указывать наименования объектов с приставкой «выпущенные в обращение на территории Российской Федерации» (аналогично Перечню колесных ТС и прицепов к ним).

Остается нерешенной еще одна проблема. Нормативные акты в отношении самоходных машин и прицепов к ним не содержат положения, в соответствии с которым требование об уплате Сбора не распространялось бы на объекты, паспорта на которые выданы ранее (например, до даты вступления в силу Постановления № 81 – то есть до 10.02.2016). Для колесных ТС такое положение установлено и касается объектов, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 № 128-ФЗ).

Таким образом, в отношении самоходных машин и прицепов к ним, произведенных до 10 февраля 2016 года, но реализованных после этой даты, должен быть уплачен утилизационный сбор. При этом Минпромторг России разъясняет, что утилизационный сбор в отношении объектов, выпущенных в обращение до 10 февраля 2016 года, не взимается (письмо Минпромторга России от 04.03.2016 № МА-12952/20 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 28.03.2016 № СД-4-3/5250@)).

Также остается неясным вопрос, следует ли уплачивать утилизационный сбор при замене агрегатов, снятых с самоходных машин, выпущенных в обращение до указанной выше даты. Ведь уплата производится в случае замены номерных агрегатов объекта (кузова, двигателя, шасси), снятых с другого объекта и за которые утилизационный сбор ранее не был уплачен (за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных ТС, паспорта на которые выданы до 01.09.2012 (абз. 7 п. 4 пост. Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (далее – Постановление № 938))). Изменение регистрационных данных объекта, связанных с заменой указанных номерных агрегатов, не может быть осуществлено без уплаты утилизационного сбора.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

Какая-либо ответственность за неуплату утилизационного сбора для производителей не установлена. Однако без отметки в бланке паспорта об уплате (или об основании для неуплаты) ТС просто невозможно будет поставить на учет (п. 4 Постановления № 938).

  • на бланке паспорта самоходной машины, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее – бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп;
  • на паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп при приобретении объектов у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора или неосновательно не уплативших утилизационный сбор (абз. 4 п. 3 ст. 24.1 Закона об отходах (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – Закон об отходах)); п. 7 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких объектов, а также возврата и зачета излишне уплаченных (или взысканных), утв. Постановлением № 81).

Возникает парадоксальная ситуация, когда, например, производитель снегохода может не платить утилизационный сбор, возложив такую обязанность на покупателя. А тот, в свою очередь, может не ставить объект на учет и, соответственно, также не уплачивать утилизационный сбор. Ответственность в данном случае предусмотрена только в отношении собственника снегохода, не поставившего его на учет.

Для импортеров техники, не уплативших утилизационный сбор, предусмотрен следующий механизм. В случае если при ввозе самоходной машины или прицепа в течение трех лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления отметки об уплате на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты, таможенные органы информируют импортера о необходимости уплаты (доплаты) утилизационного сбора (с указанием суммы к уплате, оснований для его начисления). Информацию направляют в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения факта неуплаты (неполной уплаты) утилизационного сбора. Если же в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа информации плательщик не отреагирует, то доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (п. 17 Правил).

Переплата утилизационного сбора

В случае излишней уплаты (взыскания) или ошибочной уплаты утилизационного сбора сумма переплаты подлежит:

  • возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) на основании заявления установленной формы (Приложение № 4 к Правилам);
  • либо зачету в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.

Отметим, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей (п. 6 Правил).

При этом отрицательная разница между размером утилизационного сбора, рассчитанного при изготовлении (достройке) одного объекта на базе другого, излишней уплатой не признается (п. 26 Правил).

Утилизационный сбор за автомобили 2019: ставки, расчет

Статьи по теме

Кто платит утилизационный сбор: только производители или еще и покупатели транспортных средств? В статье мы ответим на этот вопрос, а также расскажем, как и когда необходимо уплачивать утилизационный сбор в России в 2019 году.

Утилизационный сбор – это единоразовый платеж, который уплачивается производителем, импортером или покупателем транспортного средства для того, чтобы профинансировать его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Для автомашин, произведенных или ввезенных в Россию до 1 сентября 2012 года, данный платеж вносить не нужно.

Кому и когда нужно платить утилизационный сбор в 2019 году

По каждому авто утилизационный сбор платят один раз. Делает это либо производитель, либо импортер при ввозе его из-за рубежа. Покупатель оплачивает сбор только в том случае, если он не был внесен до заключения договора купли- продажи.

Исключением является ситуация, когда происходит модернизация транспортного средства. В таком случае, могут измениться эксплуатационные качества и технические характеристики. В результате этого данное авто попадает под другую классификацию. Все классификации можно посмотреть в перечне, утвержденном постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81. При подобных обстоятельствах утилизационный сбор рассчитывается по следующей формуле:

Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ утилизационный сбор уплачивает тот, кто:

  • производит автомобили на территории РФ;
  • ввозит транспортные средства из-за рубежа;
  • приобретаетавто, по которому не произведена оплата утилизации. Подобная ситуация возникает в том случае, если транспортное средство приобрели у того, кто по какой-либо причине освобожденного от уплаты данного сбора или не уплатил его, нарушая тем самым закон.

На практике возникают случаи, когда компания или физлицо, приобретая автомашину, сталкивается с обязанностью внести платеж за его утилизацию. Полный перечень подобных ситуаций отражен в статье 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Покупатель оплачивает утилизационный сбор за продавца при следующих обстоятельствах:

  • продавец автомобиля является льготником – беженцем или вынужденным переселенцем, сотрудником или членом семьи сотрудника дипломатического представительства или консульского учреждения;
  • автомобиль ввезен из свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года;
  • продавец нарушил законодательство и не оплатил утилизационный сбор.

Для того, чтобы понять уплачен ли утилизационный сбор за конкретный автомобиль, необходимо проверить его паспорт. С 1 сентября 2012 года в ПТС ставится отметка об уплаченном сборе.

В том случае, если вместо отметки об уплате сбора в паспорте указан его льготный статус, рекомендуется уточнить у продавца, по какой причине автомобиль попал в категорию льготных. Также в ПТС может стоять штамп о том, что производитель взял на себя обязательство по утилизации.

Нужно отметить, что ГИБДД откажет в регистрации автомобиля, за который не уплачен утилизационный сбор. Какого-либо штрафа за неуплату на данный момент не существует.

На какой транспорт распространяется уплата утилизационного сбора

Существуют перечни машин, по которым необходимо уплачивать утилизационный сбор. Это Перечень самоходных машин, утвержденный постановлением Правительства от 06.02.2016 № 81 и Перечень колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291.

Платить за утилизацию нужно за:

  • легковые автомашины, повышенной проходимости;
  • электроавтомобили;
  • автобусы;
  • грузовые транспортные средства.

За полуприцепы дополнительно платить не нужно.

В 3 абзаце п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 26.12.2013 № 1291 прописано, что транспортные средства, которые отсутствуют в данных документах, сбором не облагаются. В таком случае, на данный автомобиль оформляется электронный паспорт. В нем должно быть отмечено, что утилизационный сбор не уплачивается.

От платежа освобождается транспортное средство, если:

  • оно является личным имуществом участников государственной программы по добровольному переселению соотечественников в Россию из-за рубежа;
  • оно старше 30 лет. В таком случае, машина не должна использоваться в коммерческих целях, служить источником дохода. На ней должны быть сохранены оригинальные двигатель, рама и кузов;
  • оно находится в собственности дипломатических представительств и используется сотрудниками этих организаций или членами их семей;
  • утилизационный сбор уже уплачен производителем или прежним владельцем.

Утилизационный сбор за спецтехнику в 2019 году необходимо уплатить в том случае, если она включена в один из перечней. Освобождается от уплаты только та техника, за которую уже внесен данный платеж.

Ставки утилизационного сбора в 2019 году

Для определения суммы утилизационного сбора в 2019 году, следует знать базовую ставку сбора (БС) и специальный коэффициент расчета (К). Данный коэффициент устанавливается законодательно. Таблицу с перечнем коэффициентов для колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, можно скачать в начале статьи.

Формула для вычисления сбора такова: Сумма утилизационного сбора = БС x К

В постановлениях Правительства от 26.12.2013 № 1291, от 06.02.2016 № 81 закреплены следующие базовые ставки:

Категории транспортных средств

Базовая ставка

колесные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории России, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории.

колесные транспортные средства категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий;

шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3, M2, M3;

прицепов к колесным транспортным средствам

самоходные машины и прицепы к ним

В приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 018/2011), утвержденному решением КТС от 09.12.2011 № 877 приведена классификация транспортных средств по категориям.

Значение коэффициента (К) зависит от следующих показателей:

  • возраста транспортного средства (новое или старше трех лет);
  • категории транспортного средства;
  • технически допустимой массы транспортного средства.

Все эти показатели указаны в паспорте транспортного средства. Если в документах не отмечен год выпуска машины, его можно определить по коду, который указан в идентификационном номере VIN. Десятый символ в VIN номере означает год выпуска машины. Трехлетний срок нужно отсчитывать с 1 июля того года, в который оно было изготовлено.

Значения кодов можно посмотреть в пункте 1.2.4 Требований к маркировке транспортных средств (шасси), утвержденных решением КТС от 09.12.2011 № 877.

Пример расчета

Напомним формулу для расчета суммы утилизационного сбора: Утильсбор = БС * К

Рассчитаем сумму сбора для легкового автомобиля, произведенного на территории РФ, возраст которого менее трех лет, с рабочим объемом двигателя не более 1000 кубических сантиметров.

Коэффициент для данного авто составляет 1,65.

Базовая ставка для него – 20 000 рублей.

Таким образом, за данный автомобиль необходимо заплатить дополнительно:

Утилизационный сбор = 20 000 x 1,65 = 33 000 рублей.

Порядок и сроки уплаты утилизационного сбора

Строго установленных сроков для оплаты сбора за утилизацию не существует. Но без данного платежа транспорт не поставят на учет в ГИБДД.

На таможне утилизационный сбор платит импортер, а также собственник транспортного средства, которое было помещено под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области. Полный перечень реквизитов для уплаты взноса находится на сайте таможни. В том случае, если обнаружен факт неуплаты, утилизационный сбор взыщут через суд.

В России производители автотранспорта и его покупатели могут внести оплату за утилизацию в любом отделении банка. Для этого необходимо предоставить паспорт владельца транспорта и заполненную квитанцию с реквизитами получателя сбора. КБК можно посмотреть на официальном сайте ФНС. Квитанцию об оплате нужно предоставить в ГИБДД при постановке машины на учет. В ПТС вносят особую отметку о том, что утилизационный сбор за данное авто уплачен. НДС с суммы сбора не взимается.

На практике возникают ситуации, когда ошибочно происходит повторное начисление и уплата сбора за утилизацию. В этом случае необходимо обратиться с заявлением о возврате данной суммы:

  • для транспортного средства, произведенного на территории РФ это ФНС;
  • для импортного транспорта – Федеральная таможенная служба.

Оформить возврат ошибочно уплаченных средств можно в течение трех лет с даты платежа. Данная сумма не подлежит индексации. Также не возвращаются комиссионные платежи.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • копии основных страниц паспорта владельца транспорта
  • копию и оригинал ПТС
  • квитанцию об оплате утилизационного сбора
  • подтверждение ошибочности его взыскания.

В течение 30 дней со дня подачи заявления будет принято решение о возврате денежных средств.

Что такое утилизационный сбор, и кто его должен платить?

Утилизационный сбор – сравнительно недавнее нововведение для российских автомобилистов, и поэтому вызывающее множество вопросов. Когда его платят? Кто может не платить? Возможно ли самостоятельно посчитать сумму такого сбора?

Что ж, надо разбираться в подробностях.

Что такое утилизационный сбор?

Введенный в 2012 году закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 за № 89-ФЗ ввел для россиян, покупающих транспортное средство, разовый государственный сбор, именуемый «утилизационным». Основанием для такого сбора денег обозначена забота об экологической безопасности окружающей среды, загрязняемой в процессе эксплуатации ТС, а также охрана жизни и здоровья человека.

Проще говоря, те деньги, что государство получит в результате введенного взноса при покупке автомобиля, оно использует для последующей (независимо от времени, хоть через 100 лет) утилизации этого авто, в четком соответствии с принятыми международными экологическими нормами.

В чьи обязанности входит оплата утилизационного сбора

Вышеназванный закон (89-ФЗ) в п 3 ст 24-1 обязывает граждан заплатить утилизационный сбор лишь в двух случаях:

  1. Если транспортное средство ввозится на российскую территорию из-за рубежа (скажем, гонится из Японии или Германии).
  2. Или, когда оно приобретается у владельца, который освобожден от уплаты такого взноса, либо не заплатил его, нарушив закон.

Важно: утилизационный сбор берется только раз за все время, пока транспортное средство существует. Если речь идет об отечественном автопроме, платит такой взнос производитель, во всех остальных случаях — один из владельцев.

Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора?

Закон устанавливает целый ряд обстоятельств, при которых платить утилизационный сбор не придется. Например, если:

  • возраст авто более 30 лет, а у него «родные» рама, кузов и двигатель, плюс ТС не эксплуатируется в коммерческих целях;
  • автомобиль принадлежит диппредставительству, консульству или международной организации, а также сотрудникам перечисленных учреждений и членам их семей;
  • машина ввозится по программе добровольного переселения в качестве личного имущества наших соотечественников из-за границы.

Важно: если впоследствии авто будет приобретено у лиц двух последних категорий из вышеизложенного списка, заплатить утилизационный взнос таки придется покупателю.

Расчет утилизационного сбора

Расчетная формула утилизационного взноса — ∑ УС = БС × К

В ней:

∑УС — собственно сумма взноса;

БС – соответственно, базовая ставка;

К — расчетный коэффициент по утвержденному Перечню размеров утилизационного сбора, согласно Постановлению Правительства РФ от 26.12.2013 г за № 1291.

Что касается базовой ставки, то ее определяет категория ТС:

  • для некоммерческих авто она составляет 20 000 рублей;
  • для грузовых и легковых автомобилей коммерческого назначения, а также автобусов — 150 000 рублей.

Обратите внимание! Коэффициент считается с учетом года выпуска транспортного средства и его ключевых параметров: массы, размера, V двигателя.

Например, для легкового отечественного автомобиля старше 3-х лет, масса которого меньше 2,5 тонн, расчетный коэффициент составит 0,88, а сумма утилизационного сбора, рассчитанная по формуле — 20 тысяч рублей 88 копеек.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обратить внимание при покупке

Отметку о том, что утилизационный сбор уплачен, ставят прямо в ПТС, в разделе особых отметок. А отсутствие такой отметки возможно лишь у:

  • авто отечественного производства, с ПТС, выданным ранее 01.09.2012 г;
  • импортных ТС, ввезенных в Россию ранее 01.09.2012 г;
  • автомобилей, купленных за границей и самостоятельно ввезенных покупателем на территорию РФ.

Важно: если транспортное средство освобождено от уплаты утилизационного сбора, в его ПТС ставится соответствующая отметка с указанием оснований для такого освобождения.

У машин отечественного производства, ПТС которых был выдан с 01.09.2012 г по 31.12.2013 г вкл, вместо отметки об уплате утилизационного сбора может быть проставлена другая — о принятии обязательств по утилизации. Только нужно проверять — состоял ли производитель автомобиля на момент выдачи ПТС в официальном списке организаций, принявших обязательства по утилизации собственной продукции. Соответствующую информацию легко можно получить на сайте Минпромторга РФ.

Если в паспорте транспортного средства нет абсолютно никаких отметок относительно утилизационного сбора, значит владельцам как-то удавалось избежать его оплаты. И обязанность заплатить ляжет на покупателя. Поэтому решать ему — отказаться от сделки или предпринять какие-то шаги по уменьшению размера сбора. Санкций к предыдущим владельцам за уклонение от утилизационного сбора по закону не предусмотрено.

Утилизационный сбор в Беларуси

В Республике Беларусь утилизационный сбор на ТС был введен только с 1 марта 2014 г. А его базовые ставки мало чем отличаются от российских, если сделать перерасчет в национальной валюте. И лица, обязанные заплатить такой сбор, практически соответствуют кругу лиц, определенных российским законодательством.

А что касается списка освобожденных от утилизационного сбора, то в РБ он дополнен беженцами (официально получившими этот статус), ввозящими авто на территорию Беларуси и лицами, которым разрешен въезд и проживание в стране постоянно. Освобождение от УС действует 18 месяцев с момента получения этими людьми соответствующих статусных документов.

Последствия неуплаты утилизационного сбора

Невозможно поставить ТС на учет, если не заплачен утилизационный сбор. Даже при наличии ПТС, авто будет считаться непрошедшим регистрационный учет. И ездить на нем беспрепятственно можно будет не дольше 20 дней — столько же, сколько и на транзитных номерах.

А потом — штраф от 500 до 800 рублей, согласно ст 12.1 КоАП РФ. Повторное же нарушение грозит уже лишением водительских прав на срок до 3-х месяцев.

Можно ли вернуть утилизационный сбор?

Не часто, но все же случаются ситуации, когда утилизационный сбор по ошибке взимают дважды. Тогда владелец машины должен обратиться с заявлением о возврате ошибочно уплаченных средств в:

  • таможенные органы (если ТС ввезено на территорию РФ);
  • или налоговую (когда речь идет об авто отечественного производства).

К заявлению надо приложить документы:

  1. Копии основных страниц гражданского паспорта владельца ТС.
  2. ПТС (оригинал + копия).
  3. Квитанцию, ордер или платежное поручение об оплате утилизационного сбора.
  4. Документ, подтверждающий ошибку (излишнюю уплату УС).

Решение о возвращении или об отказе в возвращении излишне уплаченного утилизационного сбора принимается соответствующим органов течение 30 дней.

Важно: за возвратом УС (вторично взысканного) закон позволяет обратиться в течение 3-х лет, следующих за фактом оплаты. Сумма возврата не индексируется и не подлежит каким бы то ни было комиссионным начислениям. Деньги переводятся исключительно безналично, на счет заявителя в банке.

Источники:
http://www.rnk.ru/article/216604-utilizatsionnyy-sbor-za-avtomobili-2019-stavki-raschet
http://pravo.moe/chto-takoe-utilizacionnyj-sbor-i-kto-ego-dolzhen-platit/
http://utilizacionnyj-sbor.ru/rf/

Ссылка на основную публикацию