Закрыть рекламу ×

Оплата необходимых экологических платежей

Содержание

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Экологический налог: кого и когда обяжут платить

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Порядок начисления и выплаты экологического сбора

Чтобы оставаться участником экономических отношений, субъект обязан вносить в казну государства большое количество платежей, которые имеют отношения к разным ведомствам. Экологический сбор также обязателен к уплате, появился он в России недавно, в отличие от платы за нанесение вреда окружающей среде, однако его предназначение также является компенсацией негативного воздействия на природу.

Что такое экологический сбор

Важно: согласно законодательству если импортеры и экспортеры продукции самостоятельно не утилизируют отходы, они обязаны уплачивать экологический сбор.

Также не менее важным моментом является тот факт, что если в упаковке находятся изделия не готовые к употреблению, то экологический сбор изымается только за тару, продукция которая после утилизации обязана к вывозу за пределы РФ вообще не подлежит обязательному экологическому сбору.

Важно: экологический сбор до 2019 года находится под мораторием, наложенным президентом России, дабы снизить финансовую нагрузку на предпринимателей, однако уже сегодня существуют утвержденные ставки для этого сбора.

Как на законодательном уровне регулируется уплата экологического сбора в РФ – смотрите в этом видео:

Экологический сбор и плата за ущерб окружающей среде

Эти два платежа имеют разные конечные цели:

  1. Экологический сбор предназначен именно для тех субъектов экономики, которые напрямую имеют отношение к загрязнении окружающей среды – утилизация в больших объемах вредных веществ или сброс отходов в окружающую среду.
  2. Плата за загрязнение окружающей среды, введенная в 2002 году, предназначена для всех предпринимателей, но суть ее заключена в том же:
  • Сброс вредных веществ в водоемы;
  • Выбросы предприятиями в окружающую среду;
  • Хранение и захоронение в грунте опасных отходов.

Когда и кем установлен экологический платеж

Что представляет собой налог на добычу полезных ископаемых и как он связан с экологическим сбором вы можете узнать по ссылке.

Перечень товаров подлежащих утилизации, производители которых обязательно должны уплачивать экологический сбор утвержден в сентябре 2015 года.

Плательщики сбора

Первый платеж предприниматели выполнили до 17 апреля 2017 года, оплата производится ежегодно один раз.

Основанием для уплаты является перечень из 36 наименований товаров, утвержденный правительством РФ, производители которых обязательно должны выполнять обязательства.

К таким товарам имеют отношение:

  • Одежда;
  • Белье;
  • Бытовая техника;
  • Тара;
  • Ковры;
  • Предметы канцелярии;
  • Газеты;
  • Ковры и попутные изделия;
  • Спецодежда;
  • Изделия из дерева и древесной продукции.

Схема уплаты экологического сбора организациями.

Куда направляется платеж

При этом экспертами было подсчитано, что установленные ставки на сбор средств не дают возможности пополнить казну государства дополнительно, их размер только компенсирует затраты частично на утилизацию отходов.

Отчисления выполняются в государственной валюте по соответствующему КБК на счета Росприроднадзора.

Кто не платит данный сбор

К предприятиям не имеющим отношения к уплате экологического сбора имеют отношения те, которые могут утилизировать свои товары после их использования потребителем.

Также сбор могут не вносить предприятия, утилизирующие сами отходы за пределами РФ или те, которые самостоятельно занимаются сбором и утилизацией.

Чтобы снизить свои расходы по уничтожению отходов возможно заключение договоров с предприятиями перерабатывающими их или кооперация с другими поставщиками и производителями по совместному избавлению от производственного мусора.

Ставка и размер экологического сбора

Ставка формируется, исходя из средних сумм необходимых на:

Также в тариф включается определенная сумма, необходимая для создания данных пунктов. Конечный размер ставок сформирован и утвержден Правительством.

Также Правительством регулируются правила взимания, порядок исчисления, зачета и возврата излишне внесенных сумм.

Весь процесс вычитания и внесения окончательных сумм контролирует Росприроднадзор, на что ему выделено 3 месяца с момента внесения платежа, окончательную сумму к оплате плательщик вычитает самостоятельно.

В результате предприниматель для расчета экологического сбора должен знать:

  • Нормативы уничтожения соответствующего деятельности товара;
  • Правила расчета сбора;
  • Ставку сбора по соответствующей группе товара;
  • Располагать специальной формой для произведения расчета.

Важно: форму следует заполнить и сдать совместно с отчетностью в положенное законодательством время.

Отчетность и документация

Платежные документы в обязательном порядке сопровождает заполненная форма отчетности и сопутствующие документы, а именно:

  • Декларация, содержащая всю необходимую информацию по количествах произведенного за год продукта и ввезенной/изготовленной для этой цели тары;
  • Отчет – специальная форма, утвержденная Правительством для внесения данных о количественной массе уничтоженных за год отходов.

Отчетность и уплата по экологическому сбору обязательны каждый год до 15 апреля. Сдавать форму по деятельности и сами платежные документы предприниматель может как самостоятельно, так и через посредника, который имеет право действовать на основании доверенности.

Форма расчета экологического сбора.

Инструкция по расчету сбора

Расчет размера экологического сбора выполняется предпринимателями самостоятельно по разработанной Росприроднадзором формуле.

Пример расчета №1

Компанией в прошедшем году импортировано 100 тонн аккумуляторов. Норматив для утилизации 10%, то есть по истечению отчетного года компания должна утилизировать 10 тонн аккумуляторов или заплатить экологический сбор за эти 10 тонн.

Ставка в данном случае равна 2 025 рублей за тонну. Расчет суммы для уплаты в бюджет следующий – 10% * 2 025 * 100 = 20 250 рублей.

То есть используется формула где процентная норма массы продукции предназначенной к утилизации умножается на ставку за тонну и на норматив утилизации.

Пример расчета №2

Можно воспользоваться предыдущим примером, но допустить, что производитель утилизировал только 5 тонн отходов, тогда расчет будет следующим:

2 025 *(10 – 5) = 10 125 рублей.

Расчетная форма

В данную форму, разработанную Росприроднадзором входит следующее:

  • 1 раздел – информация о самом производителе или импортере товара;
  • 2 раздел – расчет суммы сбора и за продукцию, и за использованную тару.

Отчетным период при этом является прошедший год, то есть до 15 апреля необходимо отчитаться за истекший год.

Важно: сдавать отчет и оплачивать сбор необходимо в одни и те же сроки, так что все необходимые данные для этого следует подготовить заранее.

При этом необходимо уточнять ежегодно актуальные данные для выполнения платежа, так как неверно указанные реквизиты могут стать причиной просрочки.

Сдавать бумагу можно в электронном и бумажном виде с сопутствующей документацией.

Сроки и ответственность

Правительством предусмотрены достаточно жесткие требования по соблюдению всех необходимых требований.

За несоблюдение установленных сроков Росприроднадзор вышлет плательщику официальное уведомление с требованием оплатить задолженную сумму в течение 30 календарных дней.

При отсутствии реакции организация имеет право обратиться в суд. Об установленных сроках исковой давности по налогам и сборам для физических и юридических лиц вы можете узнать здесь.

Предупреждение бухгалтеру

Правильное заполнение отчетных бумаг и учет в процессе вычитания суммы всех нюансов требует определенной концентрации внимания от бухгалтера, так как в противном случае предприятие может оплатить штраф, который в некоторых случаях имеет большие размеры.

Какая установлена ответственность главного бухгалтера касательно заполнения и ведения отчетной документации – читайте по ссылке.

К примеру, если при расчете не учтен класс опасности продукции с 1 по 4, при утилизации таких изделий необходимо иметь специальные паспорта на каждую категорию, предприятию насчитывают штраф до 100 000 рублей. Такие требования могут предъявляться и к бытовому не рассортированному мусору.

В ходе подсчета необходимо учитывать отношение данных платежей к материальным расходам и рамки утвержденных лимитов.

Все выбросы не имеющие отношения к установленным нормативами не учитываются в ходе расчета.

Нюансы для малого и среднего бизнеса

Предприниматели, занимающие место на ступени малого и среднего бизнеса имеют такие же обязательства по утилизации продукции, как и масштабные предприятия.

Им вменяются в обязанности так же сдавать отчетность за утилизацию отходов и декларацию по размеру реализованного товара, при этом необходимо ко всей отчетной документации прикладывать копии договоров с третьими лицами и их лицензии на производство товара.

Важно: при несоблюдении правил подготовки документации и периода отчетности для данных предпринимателей предусмотрена ответственность в виде увеличения размера сбора на 0,5 единиц.

В результате введения данного сбора эксперты прогнозируют повышения цен на продукцию, относительно которой разработан данный законопроект.

Однако они смотрят на дальнейшее развитие событий в положительном аспекте, к примеру, по прогнозам разработчиков сумма экологического сбора в дальнейшем должна снижаться, так как производители в поисках решения проблемы с понижением своих расходов будут самостоятельно искать пути утилизации отходов, в частности предприятия будут возводить заводы по утилизации своего мусора за счет чего возрастет количество рабочих мест и экономия природных ресурсов.

Как открыть мини-завод по утилизации производственного мусора и какие документы для этого необходимы – читайте тут.

Заключение

Экологический сбор – это первая ступень на пути решения глобальных проблем со сложившейся ситуацией в стране по загрязнению природных ресурсов и использованию больших площадей земли под полигоны.

На данный момент введенные платежи решают только часть вопросов, однако Правительством разработана программа усовершенствования данного направления и улучшения экологической обстановки в стране.

По какой форме составить заявление о возврате или зачёте экологического сбора вы можете узнать тут:

Источники:
http://kontur.ru/articles/5336
http://fbm.ru/bukhgalteriya/nalogooblozhenie/ekologicheskij-sbor.html
http://investim.info/ekologicheskie-platezhi-razmery-i-normativnaya-baza/

Ссылка на основную публикацию