Закрыть рекламу ×

Камеральные налоговые проверки доходов организаций

Анализ налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц является одним из бюджетообразующих для региональных и муниципальных бюджетов. Поэтому вопросы совершенствования налогового контроля, выявления схем уклонения от налогообложения являются одними из основных при принятии решений в сфере налогового администрирования на региональном и муниципальном уровне. Это касается как работы комиссий по легализации налоговой базы, так и участия в налоговых спорах по НДФЛ в арбитражных судах, поскольку более 90% платежей в региональные бюджеты осуществляют налоговые агенты [30].

В соответствии с Налоговым кодексом РФ работодатели, являясь налоговыми агентами по отношению к своим работникам, обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет из заработной платы наемных работников налог на доходы физических лиц в размере 13%.

В современной экономической ситуации в России работодатели (индивидуальные предприниматели и организации) в целях корпоративной и личной выгоды повсеместно минимизируют расходы путем сокрытия реально выплаченной заработной платы, грубо нарушая при этом конституционные права граждан, трудовое, пенсионное и налоговое законодательство.

В связи с этим налоговый орган проводит камеральные и выездные проверки по налогу на доходы физических лиц.

Рассмотрим более детально деятельность ИФНС по Сургутскому району в части проведения камеральных и выездных налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц, проведенных в 2013-2015 гг.

Таблица 6. Структура проверок по налогу на доходы физических лиц ИФНС по Сургутскому району в 2013-2015 гг.

Как видно из таблицы 6, количество выездных проверок в 2015 году в сравнении с 2013 сократилось на 2 %, что говорит об изменении приоритетов работы налогового органа в связи с изменениями налогового законодательства, а также в сложных современных экономических условиях.

Основную массу проверок (более 96%) в налоговом органе ИФНС по Сургутскому району составляют камеральные проверки, включающие в себя проверку налоговой, бухгалтерской и более 15 видов статистической отчетности.

Оценим результативность проведенных камеральных проверок по показателю – сумма доначислений на одну камеральную проверку.

Таблица 7. Количество проведенных камеральных проверок по налогу на доходы физических лиц ИФНС по Сургутскому району в 2013-2015 гг.

Количество проведенных проверок (шт.)

Сумма доначислений, тыс. руб.

Сумма на одну камеральную проверку, тыс. руб.

Оценка результативности камеральных проверок показала, что в 2013 году на одну проверкуприходилось 840 руб., в 2014 – 1190 руб., в 2015 – 930 руб. В 2015 году таким образом обозначилась тенденция снижения эффективности камеральных проверок.

Если возможности диалога налогоплательщика и комиссии по легализации налогообложения исчерпаны, а анализ ситуации показывает, что у налогоплательщика имеются высокие налоговые риски или он замечен в участии в схемах по уклонению от налогообложения, то в отношении него назначается выездная налоговая проверка.

Рассмотрим более детально деятельность ИФНС по Сургутскому району в части проведения выездных налоговых проверок по налогу на доходы физических лиц, проведенных в 2013-2015 гг.

Таблица 8. Сведения о проведенных выездных налоговых проверках ИФНС по Сургутскому району в 2013-2015 гг.

Проведено проверок, шт.

Выявлено нарушений, шт.

Дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок, тыс. руб.

Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами-организациями

Налог на доходы физических лиц, исчисленный ИП

Проведено проверок, шт.

Выявлено нарушений, шт.

Дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок, тыс. руб.

Налог на доходы, исчисленный физическими лицами, не являющимися ИП

Рис. 4. Статистика проведенных проверок и выявленных правонарушений ИФНС по Сургутскому району, шт.

Рис.5. Статистика дополнительных начислений, поступивших в бюджет, по результатам проверок ИФНС по Сургутскому району, тыс. руб.

Таким образом, исходя из данных таблицы 8 и рисунков 5, 6, можно сделать выводы, что наблюдается:

  • – тенденция снижения количества проведенных выездных налоговых проверок на налог по доходу физических лиц с 138 в 2013 году до 85 в 2015 году;
  • – сокращение дополнительных налоговых поступлений с 2441,81 тыс. руб. до 2018,63 тыс. руб.

Сокращение налоговых поступлений в целом связано, прежде всего, с изменением экономической ситуации на предприятиях в условиях кризиса. В частности, снижение оборота на предприятиях сказалось и на основных и на дополнительных отчислениях в бюджет.

Снижение количества проведенных выездных налоговых проверок так же связано с современной экономической ситуацией в России, а также с предоставлением субъектам федерации права устанавливать индивидуальным «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки УСН в размере нуля процентов. В связи с предоставлением налоговых послаблений субъектам предпринимательства сокращается и число проводимых налоговых проверок, осуществляемых ИФНС по Сургутскому району.

В ходе проверок должностными лицами налогового органа по Сургутскому району установлено 2 организации, фактически выплачивающих заработную плату в значительно большем размере, чем показано официально в документах. Данные обстоятельства были подтверждены показаниями свидетелей (работников). Далее производилась выемка жестких магнитных дисков компьютеров, где были обнаружены файлы базы данных программы «1С бухгалтерия», а так же архивные копии файлов по выплате реальной заработной платы. Были восстановлены также реальные отчеты о полученных и выплаченных суммах денежных средств из кассы. Суммы реальной заработной платы в несколько раз превышали размер заработной платы, отраженной в документах налогового и бухгалтерского учета.

Однако, Арбитражным судом ХМАО решение налогового органа по результатам выездной налоговой проверки данных организаций отменены полностью. Доказательствами начисления и получения дохода являются первичные учетные документы.

Первичными документами, подтверждающими выплату доходов физическим лицам, в частности заработной платы своим работникам, являются ведомости на выплату заработной платы. По мнению суда, вывод о реальности данных о заработной плате работников, содержащихся на накопителях жестких магнитных дисков, сделан налоговым органом на предположениях и не подкреплен доказательствами, предусмотренными статьей 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом обнаруженные на накопителях жестких магнитных дисков ведомости не могут быть приняты в качестве доказательств реального получения работниками заработной платы выше, чем указано в официальных ведомостях, поскольку в них отсутствуют подписи лиц, получивших доходы, и должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера).

Свидетельские показания бывших работников также не могут быть приняты в качестве достаточных доказательств правомерности доначисления налогов, поскольку они приблизительно совпадают с данными, указанными в обнаруженных в компьютере ведомостях.

В то же время органы Следственного комитета отказываются возбуждать по таким материалам уголовные дела по причине отсутствия первичных документов и возвращают материалы в налоговый орган без процессуального решения.

Таким образом, изменения в Налоговом законодательстве РФ в части обозначения «налоговых каникул» для субъектов предпринимательства, а также несовершенство Налогового законодательства по привлечению к ответственности за его неисполнение являются главными причинами снижения дополнительных налоговых поступлений в бюджет Сургутского района по результатам проверок ИФНС.

Результативность выездных проверок по налогу на доходы физических лиц представлена в таблице 9.

Таблица 9. Результативность проведенных выездных налоговых проверщк ИФНС по Сургутскому району в 2013-2015 гг.

Выявлено нарушений/ Проведено проверок (коэфф.)

Дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок/

Источники:
http://studwood.ru/676774/finansy/analiz_nalogovyh_proverok_nalogu_dohody_fizicheskih
http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/komissiya-po-legalizacii-nalogovoj-bazy/

Ссылка на основную публикацию