Можно ли применять ЕНВД при оказании услуг колл-центра для медицинских учреждений?

ЕНВД: кто может применять и сколько платить

ЕНВД отменён с 2021 года, пользоваться этим режимом больше нельзя. Зато ИП можно перейти на очень похожую патентную систему налогообложения. Читайте о ней в специальной рубрике нашей справочной. У ООО остаётся один вариант — упрощёнка. Понятные статьи-инструкции про УСН — читайте в справочной Эльбы.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) — система налогообложения, которая подходит только для определённого бизнеса. ЕНВД заменяет сразу несколько налогов: НДС, НДФЛ индивидуального предпринимателя, налог на прибыль ООО и налог на имущество. Налог зависит не от дохода, а от размера бизнеса.

Кто может применять ЕНВД

ЕНВД действует по всей России, кроме Москвы. Вы можете перейти на ЕНВД, если у вас ИП или ООО, в которых не больше 100 сотрудников. Исключение — ООО, где 25% или больше уставного капитала принадлежит другой организации.

Виды бизнеса, попадающие под ЕНВД, устанавливают местные власти. Вот общий перечень, на который они ориентируются:

  • Розничная торговля через небольшой магазин до 150 кв.м. Нельзя применять ЕНВД для торговли через интернет-магазин или по каталогам.
  • Общественное питание с залом для посетителей не больше 150 кв.м.
  • Бытовые услуги населению — ремонт обуви, бытовой техники, пошив одежды и другие услуги в соответствии с распоряжением Правительства.
  • Перевозка людей и грузов, если в собственности не больше 20 машин.
  • Ремонт, техобслуживание и мойка автомобилей.
  • Ветеринарные услуги.
  • Сдача в аренду мест на автостоянках.
  • Размещение наружной рекламы на рекламных конструкциях — щитах, стендах, табло — и транспорте.
  • Сдача в аренду жилья.
  • Сдача в аренду земли для торговли и общепита.
  • Сдача в аренду торговых мест на рынке или в торговом комплексе, палаток, лотков, а также точек общепита без залов обслуживания посетителей.

Найдите в вашем регионе виды деятельности, которые попадают под ЕНВД. Для этого зайдите на сайт налоговой, выберите регион и посмотрите местный закон в последнем разделе «Особенности регионального законодательства».

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Сколько платить

Размер налога на ЕНВД не зависит от доходов. Поэтому вы заранее можете посчитать, сколько придётся платить, и оценить выгоду. Налог рассчитывается по формуле:

Налог за месяц = Базовая доходность х Физический показатель х К1 х К2 х Ставка налога

Базовая доходность — месячный доход, установленный Налоговым кодексом для вашего вида бизнеса.

Физический показатель — размер одного из показателей бизнеса: площадь торгового зала, число работников, количество транспортных средств и т.д. Узнайте, по какому физическому показателю измерять бизнес, в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса.

К1 — коэффициент, который ежегодно устанавливает правительство. В 2019 году равен 1,915, в 2020 году — 2,005.

К2 — коэффициент, определённый местным законом и не превышающий 1. Найти К2 для вашего бизнеса можно на сайте налоговой вашего региона в разделе «Особенности регионального законодательства».

Ставка налога — от 7,5% до 15%. Пока ни в одном регионе не введена пониженная ставка, поэтому везде применяется 15%.

Налог можно уменьшить на страховые взносы. ИП без сотрудников уменьшают налог полностью на взносы за себя. ИП с сотрудниками и ООО уменьшают налог не более чем наполовину, и только на страховые взносы за сотрудников по вменённой деятельности, а также на больничные за первые три дня. С 2017 года ИП с сотрудниками смогут уменьшить налог не только на взносы за сотрудников и больничные, но и на взносы за себя, всё так же соблюдая ограничение в 50% от суммы налога.

Статья актуальна на 05.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Льготное налогообложение медицинских организаций: шипы и розы. Часть I

льготы по налогам, применение налоговых вычетов.

Часть 1 . Налоговые льготы, льготные ставки и порядок их применения при осуществлении медицинской деятельности

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

На основании пп.2 п.2 ст.149 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинские услуги, к которым относятся:

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

Эта льгота унаследована Налоговым кодексом от Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”.

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Читайте также:
Нужно ли ООО на УСН платить за сотрудников, оформленных по ГПХ, НДФЛ и взносы в ПФР и ФОМС?

Региональные льготы. Налог на имущество

При оплате налога на имущество, если организация уплачивает его исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых для медицинской деятельности, налогоплательщик имеет право уплачивать налог в размере 25% от кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций». Такая льгота может быть установлена и в других регионах Российской Федерации, поскольку право предоставления данной льготы закреплено за субъектами РФ абз. 2 п. 3 ст. 56 НК РФ.

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

В целом порядок применения льгот и последствия их утраты приведен в Таблице 1. «Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты».

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

– если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

– если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

– если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

– если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

– плательщики НДФЛ – получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

Разъяснения контролирующих органов и судебные решения касаются в основном налога на добавленную стоимость, и сводятся к тому, что услуги исполненные подрядчиком также льготируется при наличии у подрядчика лицензии на соответствующий вид деятельности, в пределах стоимости услуг у подрядчика (Письмо ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ Письмо ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@,Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05).

При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг – в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода – суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Читайте также:
Счёт выставили без НДС, контрагент оплатил с НДС, что делать?

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

Актуальные вопросы применения ЕНВД в учреждениях здравоохранения. Часть 1

“Советник бухгалтера в здравоохранении”, 2008, N 7

С 2009 г. в соответствии с изменениями, внесенными в гл. 26.3 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ, ЕНВД, по сути, будут применять только субъекты малого предпринимательства. Ведь согласно п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ (в новой редакции) на ЕНВД уже не будут переводиться, например, организации, у которых среднесписочная численность за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Поэтому многим учреждениям здравоохранения, как говорится, будет “дышаться спокойнее”. Ведь ЕНВД – “принудительный” режим, и не всегда его применение оказывается удобным и выгодным для конкретной организации.

Однако пока гл. 26.3 НК РФ действует в прежней редакции, а потому учреждения здравоохранения продолжают сталкиваться с некоторыми проблемами при применении этого спецрежима.

Ветеринарные услуги

Это, пожалуй, наиболее “прозрачный” случай применения ЕНВД – оказание платных ветеринарных услуг, согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, однозначно является видом предпринимательской деятельности, подпадающим под ЕНВД (конечно, при условии, что местные власти включили его в перечень видов деятельности, по которым в данной местности применяется этот специальный налоговый режим).

При этом совершенно не важно, кому именно оказываются данные услуги – физическим или юридическим лицам – и как они оплачиваются – наличными или в безналичном порядке.

Согласно ст. 346.27 НК РФ в целях применения ЕНВД под ветеринарными услугами понимаются услуги, оплачиваемые физическими лицами и организациями по перечню услуг, предусмотренному нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН).

Перечень ветеринарных услуг можно найти в п. 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 898. В него входят:

  • клинические, лечебно-профилактические, ветеринарно-санитарные, терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические мероприятия, иммунизация (активная, пассивная), дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дегельминтизация;
  • все виды лабораторных исследований, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, предназначенных для продажи на продовольственных рынках, а также некачественных и опасных в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения;
  • исследования и другие ветеринарные мероприятия, связанные с продажей племенных животных, с участием их в выставках и соревнованиях;
  • определение стельности и беременности всех видов животных, получение и трансплантация эмбрионов и другие мероприятия, связанные с размножением животных, птиц, рыб, пчел и их транспортировкой;
  • оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.);
  • консультации (рекомендации, советы) по вопросам диагностики, лечения, профилактики болезней всех видов животных и технологии их содержания;
  • кремация, эвтаназия и другие ветеринарные услуги.

А в ОКУН ветеринарные услуги (код 083000) приведены в группе 080000 “Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги” и включают в себя лечение домашних животных в ветеринарных лечебницах и на дому, в том числе:

  • клинический осмотр домашних животных и выдачу ветеринарных сертификатов (083101);
  • диагностические исследования домашних животных (083102);
  • вакцинацию домашних животных (083103);
  • дегельминтизацию домашних животных (083104);
  • лечение домашних животных на дому (083105);
  • лечение домашних животных в стационаре (083106);
  • проведение хирургических операций у домашних животных (083107);
  • выезд скорой ветеринарной помощи на дом (083108);
  • выезд ветеринара на дом (083109).

Платные услуги в учреждениях здравоохранения

Напрямую деятельность в сфере оказания платных медицинских услуг в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, устанавливающем перечень видов деятельности, подпадающих под действие специального налогового режима ЕНВД, не упоминается.

Однако это не означает, что бухгалтерам поликлиник, больниц, санаториев и прочих учреждений здравоохранения можно “расслабиться”.

Ведь согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на ЕНВД могут переводиться бытовые услуги, как целиком, так и их отдельные группы, подгруппы, виды или вообще отдельно взятые услуги.

Как мы уже отметили, в соответствии с ОКУН платные медицинские услуги, оказываемые населению, классифицированы не как бытовые услуги (группа 01), а как самостоятельный вид услуг – в группе 08 “Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги”.

Однако и среди бытовых услуг упоминаются отдельные виды услуг, которые могут оказываться учреждениями здравоохранения (в частности, лечебно-оздоровительными и санаторно-курортными учреждениями) на платной основе, например:

  • под кодами 019201 и 019202 упоминаются массаж и водолечебные процедуры (в составе “прочих услуг, оказываемых в банях и душевых”);
  • под кодами 019324 – 019327 приведены гигиеническая чистка лица, питательные маски для лица и шеи, массаж лица и шеи, комплексный уход за кожей лица (в составе “услуг парикмахерских”);
  • под кодами 019406 и 019407 – прокат предметов спорта, туризма, игр, водных велосипедов, водных лыж, лодок, катеров (в составе “услуг предприятий по прокату”);
  • ритуальные услуги (код 019500);
  • услуги по присмотру за детьми и больными (код 019738);
  • посреднические услуги по организации консультаций юристов, психологов, экономистов, врачей и других специалистов (019740).
Читайте также:
Могу ли я сдать упрощенную налоговую декларацию?

В случае если какие-либо услуги оказываются в составе комплекса медицинских услуг и отдельно не оплачиваются – например, если человек, оплативший путевку в санаторий, пользуется инвентарем для спортивных занятий или водных прогулок бесплатно (то есть не платит за прокат данных предметов, поскольку стоимость проката уже входит в стоимость его путевки) – учреждение может не уплачивать ЕНВД, аргументируя это тем, что на ЕНВД переводится только предпринимательская деятельность, то есть деятельность, направленная на систематическое получение дохода, а если услуги оказываются бесплатно, то никакого самостоятельного дохода от данного вида деятельности учреждение не получает.

Если же услуги, классифицируемые по ОКУН как бытовые, оказываются физическим лицам за отдельную плату, с ЕНВД могут возникнуть проблемы.

Правда, некоторые из них могут быть решены в пользу налогоплательщика.

Например, в отношении “услуг, оказываемых в банях и душевых” (код 019200) – например, водолечебных процедур, массажа, а также солярия, инфракрасной сауны и т.д. – Минфин России не раз давал разъяснения, что эти услуги переводятся на ЕНВД только в том случае, если их оказывают непосредственно бани или душевые. Например, такую позицию финансисты заняли в Письме от 27.11.2007 N 03-11-05/275. Более того, по мнению финансистов, баня и сауна – это не одно и то же, поэтому, например, если в бане имеется сауна, она подпадает под ЕНВД, а вот если открыта просто сауна – ее на ЕНВД переводить не надо (Письмо Минфина России от 27.11.2007 N 03-11-04/3/467). Хотя по идее сауна – это финская баня, а потому услуги сауны – это по существу тоже услуги бани (кстати, с таким подходом финансисты соглашались в Письме от 28.11.2006 N 03-11-04/3/511). Аналогичным образом в отношении услуг по массажу в Письме Минфина России от 17.05.2007 N 03-11-04/3/162 разъяснялось, что услуги массажа могут быть также отнесены к прочим услугам, оказываемым в банях и душевых, по коду ОКУН 019201, только в том случае, если данный вид услуг предоставляют бани и душевые.

Следовательно, учреждение здравоохранения, имеющее водолечебницу или оказывающее услуги массажа, может не уплачивать ЕНВД по данным услугам, аргументируя это тем, что услуги оказываются не в бане или душевой, а в лечебно-профилактическом или санаторно-курортном учреждении.

Той же логикой можно воспользоваться и в отношении косметических услуг – например, если в санаторно-курортном учреждении клиентам предлагается за дополнительную плату провести комплекс процедур по уходу за кожей лица. Поскольку ОКУН классифицирует данные услуги как бытовые в составе “услуг парикмахерских” (код 019300), то можно ссылаться на то, что данные услуги подпадают под ЕНВД только в том случае, если они оказываются именно в парикмахерских. Если же они оказываются отдельно от стрижки, укладки и прочих парикмахерских услуг – например, если в санатории есть и парикмахерская, и отделение косметологии, находящееся, возможно, в другом помещении, функционирующее обособленно от парикмахерской – то ЕНВД на них не распространяется. А вот по услугам самой парикмахерской придется уплачивать ЕНВД (если местное законодательство перевело их на данный режим).

С услугами по прокату такой “фокус” не пройдет – если они оказываются на платной основе физическим лицам, это однозначно бытовые услуги и они могут быть переведены местными властями на ЕНВД. Если имущество передается напрокат юридическим лицам, это уже будут не бытовые услуги, и ЕНВД применяться не будет.

То же самое и с ритуальными услугами. Если их оплачивают частные лица (например, родственники умершего), это классифицируется как бытовые услуги и может подпадать под ЕНВД.

Столовые, буфеты, бары

В 2008 г. наконец был отчасти решен спорный вопрос о применении ЕНВД в отношении деятельности столовых, буфетов и других объектов общественного питания, функционирующих в учреждениях здравоохранения.

Сейчас в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в отношении перевода на ЕНВД услуг общественного питания сформулировано четкое исключение – на ЕНВД не переводится оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Впрочем, хотя напрямую в тексте Налогового кодекса РФ никаких дополнительных условий не сформулировано, в целом ряде писем (в Письмах Минфина России от 14.08.2007 N 03-11-02/230 и от 11.09.2007 N 03-11-04/3/359) финансисты уточняли, что это исключение действует не всегда и оказание услуг общественного питания в учреждениях здравоохранения не переводится на ЕНВД только в том случае, если:

  • это является неотъемлемой частью процесса функционирования учреждения
  • и услуги оказываются непосредственно самим учреждением.

Кстати, с 1 января 2009 г. эти условия появляются и непосредственно в тексте Налогового кодекса РФ – льгота для учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения “убирается” из пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и “переезжает” в пп. 4 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ именно с такой формулировкой.

Отсюда следует, что когда в больнице функционирует столовая, которая кормит больных, лежащих в стационаре, или если в санатории имеется ресторан, где питаются его клиенты, оплатившие стоимость питания и проживания при приобретении путевки в санаторий – то есть в случаях, когда обеспечение пациентов и отдыхающих питанием является частью оказываемой им услуги, – уплачивать ЕНВД по деятельности такой столовой или ресторана не надо.

А вот если в учреждении здравоохранения имеется буфет, кафе, бар, где пациенты, отдыхающие, а то и просто посторонние посетители питаются за отдельную плату (то есть данные услуги не включены в стоимость медицинских услуг или санаторно-курортного обслуживания), тут уж придется платить единый налог, даже если услуги общественного питания оказываются самим учреждением, без привлечения специализированных организаций общественного питания. К такому выводу в отношении бара при санатории пришли финансисты в Письме Минфина России от 12.02.2008 N 03-11-04/3/64.

Читайте также:
Можно ли при отсутствии лимита и снятия кассового аппарата с учета, не сдавать оставшиеся средства в банк?

Аналогичная проблема возникает и в случае, когда в столовой или ином пункте питания, открытом в учреждении здравоохранения, питаются за отдельную плату его сотрудники. Потому что, как разъясняется в Письме Минфина России от 21.08.2008 N 03-11-04/3/393, даже в случае, если услуги питания предоставляются работникам по цене ниже себестоимости используемых продуктов, данные услуги все равно подлежат переводу на ЕНВД.

Транспортные услуги

Для некоторых учреждений здравоохранения актуальным может быть и вопрос налогообложения транспортных услуг. Ведь согласно пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на ЕНВД может переводиться и деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, если для этих целей используется не более 20 транспортных средств (как собственных, так и арендованных).

Конечно, доходить до абсурда не нужно. И если, например, на вызов к пациенту выехала машина скорой помощи и ввиду необходимости экстренной госпитализации этого пациента на этой машине привезли в больницу, никакого ЕНВД в данной ситуации не “вылезет”.

Однако если пациентам оказываются платные транспортные услуги, например по перевозке пациента в специализированном санитарном автомобиле, из дома в больницу для проведения необходимых обследований и обратно, вполне могут возникнуть основания для применения ЕНВД.

Тем более что в Письме Минфина России от 04.12.2007 N 03-11-04/3/479 специалисты финансового ведомства отметили, что поскольку автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные) в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) относятся к подразделу 15 “Средства транспортные”, то деятельность организации по оказанию автотранспортных услуг машинами данного класса – в том числе и полученными по договору безвозмездного пользования (без экипажа) – подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход.

Впрочем, существует два способа, как избежать “вмененки”, даже если учреждение оказывает платные транспортные услуги.

Во-первых, если для этих целей (то есть при оказании платных транспортных услуг) будет использоваться более 20 автомобилей, ЕНВД применяться не будет. Ведь тогда нарушается требование пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Во-вторых, можно оформлять отношения таким образом, чтобы транспортировка не рассматривалась как самостоятельная транспортная услуга, а входила в состав оказываемой медицинской или иной услуги. Например, прописывать в договоре на оказание платной услуги, скажем, по проведению магнитно-резонансной томографии, что в обязанности лечебного учреждения входит доставка пациента из дома на обследование и обратно домой. И, соответственно, указывать стоимость услуги единой суммой без выделения стоимости перевозки.

Распространение и размещение рекламы

На ЕНВД может также переводиться предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах.

Однако по данным видам деятельности уплачивать налог должен тот, кто непосредственно занимается размещением такой рекламы и получает доход именно от этой деятельности, например фирма, которая по договору с медицинской организацией (заказчиком рекламных услуг) напечатала и разместила на рекламном щите “постер” с рекламной информацией о данной медицинской организации.

Аналогичным образом при размещении рекламной информации на транспорте платить ЕНВД будет именно та организация, которая непосредственно занимается распространением и размещением рекламы для заказчика, а не сам заказчик и даже не лицо, предоставляющее транспортное средство для размещения на нем рекламной информации (конечно, за исключением случаев, когда транспортное средство принадлежит самой рекламной организации).

А если медицинская организация сама размещает рекламную информацию только о себе и оказываемых ею медицинских услугах на своих собственных транспортных средствах, на фасаде собственных зданий или на принадлежащих ей рекламных конструкциях, платить ЕНВД ей не нужно. Ведь в этом случае она не извлекает дохода от самого факта размещения рекламы, иными словами, размещение рекламы не является видом ее предпринимательской деятельности, а должно рассматриваться как способ привлечения пациентов в рамках основной медицинской деятельности. Аналогичную позицию занимают и финансисты – например, в Письме Минфина России от 18.01.2008 N 03-11-05/07, где они подчеркнули, что деятельность по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах и (или) услугах и т.д. не может быть признана в целях применения гл. 26.3 НК РФ соответствующей установленному ст. 2 ГК РФ понятию “предпринимательская деятельность”.

Можно ли применять ЕНВД при оказании услуг колл-центра для медицинских учреждений?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Вправе ли организация, оказывающая услуги стоматологии, при применении ККТ за оказанные услуги указывать в чеке только код 86.23 с наименованием “Медицинские услуги” из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При осуществлении расчётов с применением ККМ за оказанные стоматологические услуги организация обязана указывать в кассовом чеке конкретное наименование оказанной услуги.
Включенное в чек наименование должно позволять идентифицировать обеим сторонам (пользователю и клиенту) услугу, т. е., по крайней мере, соответствовать указанной в прайсе позиции. Ввиду длинного и сложного наименования вида услуги допускается приводить сокращенное наименование, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.

Читайте также:
Обязательно ли в БСО указывать ФИО получателя услуги?

Обоснование позиции:
На основании абзаца девятого п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации” (далее – Закон о ККТ) кассовый чек и бланк строгой отчетности должны содержать наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цену (в валюте РФ) за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость). Смотрите также п. 6 Приказа ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@.
При этом в силу ч. 17 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, абзац девятый п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ в отношении указания на кассовом чеке и бланке строгой отчетности наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 года (письмо Минфина России от 04.02.2020 N 03-01-15/6896).
Таким образом, до 01.02.2021 сделано исключение только для индивидуальных предпринимателей (кроме реализующих подакцизные товары), применяющих ПСН, УСН или уплачивающих ЕНВД или ЕСХН, которые могут не указывать в кассовых чеках наименование товара (работы, услуги) и его количество (смотрите письмо Межрайонной ИФНС России N 9 по Новгородской области от 17.12.2020 N 11-12/027037, письмо Минфина России от 14.06.2017 N 03-01-15/37032). Следовательно, организация обязана указывать в кассовых чеках наименование товара (работы, услуги) и его количество.
Закон о ККТ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту “Наименование товара (работ, услуг)” в кассовом чеке. На это указывают и специалисты Минфина России (письма от 15.06.2018 N 03-01-15/41171, от 15.06.2018 N 03-01-15/41174, от 27.06.2018 N 03-01-15/44369, от 18.05.2018 N 03-01-15/33805) и налоговых органов (письма УФНС России по г. Москве от 30.09.2019 N 17-26/2/205328@, от 01.08.2019 N 17-15/138092@, от 25.09.2019 N 17-26/2/199220@).
При этом в целях указания наименования товара (работы, услуги), в частности, по мнению представителей финансового департамента и налоговых органов, может быть использован Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст (смотрите информацию Управления ФНС России по Республике Коми от 24.12.2020, письма Минфина России от 21.01.2017 N 03-01-15/46708, от 04.08.2017 N 03-01-15/49971). Так, в ОКПД 2 в разделе Q “Услуги в области здравоохранения и социальные услуги” услуги в области стоматологии и ортодонтии соответствуют кодам 86.23.11-86.23.19.000.
Тем не менее, в силу положений ОК 034-2014, код 86.23 “Услуги в области стоматологии” определяет только общую направленность деятельности и имеет конкретные подкатегории, что не позволяет с достоверностью определить вид оказанной услуги. Так, в одном из дел, подтверждая правомерность привлечения организации к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, суд отметил, что указания в кассовом чеке наименования услуги по коду ОКВЭД недостаточно для определения вида оказанной услуги, поскольку Общероссийский классификатор предназначен в первую очередь для классификации и кодирования видов экономической деятельности организации и информации о них (смотрите постановление Восемнадцатого ААС от 23.03.2020 N 18АП-20094/19 по делу N А47-13809/2019). Виды экономической деятельности организации и собственно наименование товара, работы, услуги, платежа не являются ни идентичными, ни совпадающими понятиями, наименование конкретного товара, работы, услуги или платежа не может быть заменено указанием на обобщенный код вида деятельности организации в целом (смотрите постановление Пятого ААС от 05.09.2019 N 05АП-5842/19).
Кроме того, в письме от 23.01.2018 N 03-01-15/3441 Минфин России, указывая на отсутствие в Законе о ККТ положений, конкретизирующих требования к реквизиту “наименование товара (работ, услуг)” в кассовом чеке, отмечает, что введенные в законодательство изменения призваны создать условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Отметим, что в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят работы (услуги) в области стоматологии.
При оказании платных медицинских услуг медицинские организации руководствуются Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее – Правила N 1006) и Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н. Номенклатура медицинских услуг представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
При этом в соответствии с п. 24 Правил N 1006 потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством РФ выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).
Соответственно, по-нашему мнению, для целей абзаца девятого п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ в кассовом чеке должно быть указано наименование медицинской услуги в соответствии с указанной Номенклатурой медицинских услуг, так как абзац девятый п. 1 ст. 4.7 Закона о ККТ требует указание именно наименования оказанной услуги. Включенное в чек наименование должно позволять идентифицировать обеим сторонам (пользователю и клиенту) услугу (товар), т. е. по крайней мере соответствовать указанной в прайсе позиции. Ввиду длинного и сложного наименования вида услуги допускается приводить сокращенное наименование, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.
Подтверждением тому служит письмо Минфина России от 25.09.2018 N 03-01-15/68652, где сказано, что в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) может указываться сокращенное наименование услуги, дополненное кодом услуги в соответствии с номенклатурой.
При этом, исходя из требования указывать в чеке цену (в валюте РФ) за единицу, в чеке, на наш взгляд, нельзя объединять под одним наименованием товары, работы, услуги, имеющие разную стоимость за единицу.

Читайте также:
Подскажите, пожалуйста, можно ли купить патент для розничной продажи пива?

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Вопрос: Стоматологическая клиника (юридическое лицо), применяющая УСН, при использовании ККМ в качестве наименования товара указывает обобщенную позицию “Стоматологические услуги”. Имеет ли право клиника указывать номенклатуру оказываемых услуг до 01.02.2021? Или эти действия уже сегодня являются нарушением Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа”? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2020 г.);
– Вопрос: ООО, находящееся на общей системе налогообложения, работает по двум видам деятельности – производство металлоконструкций и доборных элементов и оптовая и розничная продажа товаров собственного производства и перепродажа покупного товара. Производство товаров осуществляется Обществом под заказ. С 01.07.2018 ООО обязано установить онлайн-кассу. Какое наименование готовой продукции, изготовленной по индивидуальному заказу, нужно указать в кассовом чеке? Какие предусмотрены штрафные санкции, если в чеке не будет расписываться номенклатура, а будет печататься отсылочная информация на расшифровочный документ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.);
– Особенности применения номенклатуры медицинских услуг в частном здравоохранении (О.Н. Каминская, Т.Ю. Грачева, журнал “Медицинское право”, N 2, март-апрель 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации “Содружество” Мельникова Елена

15 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Организация учета в медицинских учреждениях

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Организация учета в медицинских учреждениях
  2. Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях
  3. Особенности учета в бюджете
  4. Нюансы налогообложения

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Вопрос: Можно ли для целей отсрочки или рассрочки уплаты налога подтвердить письмами главных распорядителей бюджетных средств факт задержки финансирования из бюджета?
Посмотреть ответ

Организация учета в медицинских учреждениях

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.
Читайте также:
Стоит ли платить фиксированные взносы за 3-й квартал если уже идет переплата авансовыми платежами?

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;
  • карточки ОС-6.

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).
Читайте также:
Что считается доходом на УСН?

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по НДС в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на УСН. В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». ЕНВД для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

Учет платных услуг

Нет времени читать?

Приносящая доход деятельность

Право бюджетных и автономных учреждений на осуществлении приносящей доход деятельности закреплено в п. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Отсылка к данному праву содержится также и в п. 3 ст. 161 БК РФ.

В Письме Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» сказано, что под приносящей доход деятельностью понимается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату.

К приносящей доход деятельности также относится приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Важным условием такой деятельности является соответствие целям создания бюджетного или автономного учреждения. Цели создания бюджетного учреждения должны быть отражены в его уставе. После того как определены цели, на их основании составляются и утверждаются виды деятельности учреждения – они также должны быть приведены в уставе.

Особое внимание следует уделить законности приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, при этом должны быть выполнены следующие условия:

  • деятельность служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует поименованным в уставе целям;
  • приносящая доход деятельность предусмотрена в учредительных документах бюджетного учреждения.

Критерием, по которому можно судить, что приносящая доход деятельность служит достижению целей, для которых учреждение было создано, является факт того, что собственник (учредитель) утвердил устав. Ведь в таком случае есть подтверждение, что виды деятельности из устава полностью соответствуют целям создания бюджетного или автономного учреждения.

Помимо устава, документально закреплять список видов деятельности, приносящих доход, нигде не требуется. Однако для целей налогового учета рекомендуется отразить все платные услуги в учетной политике учреждения.

Следует помнить, что по закону прибыль, полученную от приносящей доход деятельности, а также приобретенное за счет этих средств имущество бюджетное учреждение имеет право использовать только на цели, определенные уставом.

Типы платных услуг

Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений условно можно разделить на две группы:

  • услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения (это основные платные услуги учреждения);
  • услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности (так называемые «неосновные» платные услуги).

Отличие основных услуг в том, что основные платные услуги бюджетное и автономное учреждение имеет право оказывать сверх государственного (муниципального) задания. В ряде случаев, предусмотренных нормативными актами, такие услуги (работы) даже могут включаться в государственное (муниципальное) задание. Однако для этого необходима прямая ссылка в федеральном законе.

Например, ст. 46 Основ законодательства РФ о культуре гласит, что учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.

Порядок платы

В соответствии п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для учреждений, которые являются органами местного самоуправления и в силу необходимости осуществляют приносящую доход деятельность, порядок определения размера платы за оказание платных услуг (работ), устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, это напрямую следует из ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Отсылка к данному праву есть и в п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где сказано, что установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Неосновные платные услуги, в свою очередь, не относятся уставом к основным видам деятельности учреждения. При этом бюджетное или автономное учреждение вправе оказывать (выполнять) их для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

В отличие от основных, размер платы за неосновные платные услуги или работы учреждение вправе устанавливать самостоятельно.

Предполагается, что если бюджетное учреждение добросовестно выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, при этом финансирования в виде субсидий на такие расходы не получает, то все отношения с юридическими лицами в данном виде деятельности устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга (работа) предоставляется за плату.

Читайте также:
Что делать при переплате страховых взносов и соответственном занижении авансового платежа по ошибке?

Договор субподряда

В настоящее время обширную практику применения в бюджетных и автономных учреждениях имеет заключение договоров субподряда. Ведь если учреждение не имеет достаточных ресурсов, чтобы оказать платную услугу, однако данная услуга соответствует одному из видов деятельности бюджетного учреждения, учреждение имеет право заключить договор со сторонней организацией на предоставление данной услуги.

Здесь решающим фактором будет корректное составление договора и процедура принятия договора по всем установленным нормам, ведь при несоблюдении этих условий заключение договора может быть расценено как нарушение Закона о защите конкуренции.

Формирование цен

Когда есть все предпосылки и условия для оказания платных услуг и работ, можно говорить о формировании цен на такие услуги.

Необходимо учесть следующие затраты – заработная плата, отчисления в фонды, материальные затраты, коммунальные, транспортные расходы, различного рода расходы на командировки и прочее. Все эти статьи расходов будут формировать себестоимость оказываемых услуг в конкретном учреждении. Также следует не забывать о накладных расходах.

Однако мало говорить о себестоимости, важно учесть и особенности оказания платных услуг и работ, имеет место также такой экономический показатель, как рентабельность.

В данном вопросе рекомендовано придерживаться «золотой середины», ведь по мнению Минфина, изложенному в Письме № 12-08-06/44036, если бюджетное учреждение устанавливает тариф за оказание платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, то этот факт может свидетельствовать:

  • либо о некачественном планировании и, соответственно, о завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Федеральному закону от 08.05.2010
    № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1
    ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.

Конкретную стоимость каждой платной услуги необходимо закрепить во внутренних документах учреждения, именно такую стоимость следует в последствии включать в договор с физическими и юридическими лицами на оказание услуг. Менять стоимость после подписания договора нельзя, однако есть возможность проиндексировать ее исходя из уровня инфляции, при этом данное условие должно быть зафиксировано в самом договоре, это следует из ч. 3 ст. 54 Закона № 273-ФЗ, п. 8 Правил № 706.

Допускается и снижение оплаты, например, при покрытии части затрат за счет средств организации или за счет других средств.

Порядок снижения и основания для этого устанавливаются внутренними положениями учреждения, указываются в договоре (или дополнительном соглашении к нему). Одним из методов информирования населения о снижении стоимости услуг является вывешивание соответствующих положений на информационных стендах учреждения, а также на интернет-ресурсах. Эти положения описываются в ч. 5 ст. 54 Закона
№ 273-ФЗ, п. 7 Правил № 706.

Принцип прозрачности

Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.

Например, образовательные учреждения могут разместить на официальном
интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг.

Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение
10 (рабочих) дней после принятия или изменения. Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».

Распоряжение прибылью

Заключительным этапом процедуры оказания платных услуг является получение прибыли и распоряжение ею. В данной статье коснемся только порядка распоряжения прибылью для бюджетных и автономных учреждений.

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ, прибыль, полученная бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом у учреждений есть обязательство по расходованию таких поступлений исключительно в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности. С учетом того, что порядок расходования средств от приносящей доход деятельности не устанавливается правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований, учреждение вправе самостоятельно определить такой порядок.

Важно помнить, что если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), как сказано в Письме Минфина № 12-08-06/44036.

При этом даже в случае оказания платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания, поступления от приносящей доход деятельности не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Руководители бюджетных и автономных учреждений пригодится следующая информация – в случае, если планируется крупная сделка с привлечением средств, полученных от приносящей доход деятельности, то такая операция может быть совершена учреждением только по предварительному согласованию учредителя, согласно п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях 12.01.1996 № 7-ФЗ.

В данном законе также есть определение крупной сделки – крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Читайте также:
Кто должен подавать заверенные документы ООО в налоговую при ликвидации?

Автор: Анастасия Ващенко,
главный бухгалтер-консультант Линии консультаций ГК «ГЭНДАЛЬФ»

При оказании платных медицинских услуг населению можно одновременно использовать ККТ и БСО

Учреждение оказывает только медицинские услуги населению и вправе применять ККТ с 01.07.2018 согласно п. 8 части 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники”. Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 01.07.2018.
Может ли учреждение в период с 01.01.2018 до 01.07.2018 совмещать применение бланков строгой отчетности (приходный ордер формы по ОКУД 0700002) и контрольно-кассовой техники? Или же учреждение после регистрации ККТ в налоговой инспекции обязано работать только на ККТ, без применения бланков строгой отчетности (с указанием ссылки на статью закона)?
Предполагаемые причины совмещения:
– отладка новой автоматизированной региональной медицинской информационной системы, к которой будет подключена контрольно-кассовая техника (на случай технического сбоя в программе);
– сбой в работе интернета;
– поломка компьютера, контрольно-кассовой техники (необходимо время для ремонта данной техники).
Как оказывать медицинские услуги населению в этот период?

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее – ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ.

При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности (далее – БСО) на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

В соответствии с п. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”) (далее – Закон № 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), до 1 июля 2018 года.

Положения Закона № 54-ФЗ и Закона № 290-ФЗ не содержат запрета на применение БСО в случае, если организация зарегистрировала ККТ. Таким образом, до 1 июля 2018 года неприменение контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих БСО является правом, а не обязанностью организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, оказывающих услуги населению. При этом одновременное использование ККТ и БСО нормативными правовыми актами не запрещено (смотрите Вопрос: Возможно ли использовать одновременно ККМ и бланки строгой отчетности при принятии от населения наличных денежных средств за услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2012 г.)).

Положения Закона № 54-ФЗ и иные нормативные правовые акты не содержат запрета и на применение такими организациями БСО в случае, если ККТ не работает по каким-либо причинам. Следовательно, в период с 01.01.2018 по 01.07.2018 Ваша организация вправе при оказании платных медицинских услуг населению использовать одновременно БСО и ККТ, а также использовать БСО во время неисправности (отладки, ремонта) ККТ.

В отношении возможности применения конкретного БСО отметим, что при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), необходимо руководствоваться Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (письмо Минфина России от 27.12.2016 № 03-01-15/78348). Бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, предусмотренные п. 3 названного Положения. В соответствии с п. 4 Положения бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Если используемый организацией бланк отвечает указанным требованиям, он может использоваться до 1 июля 2018 г.

Ответ подготовил: Журавлев Вячеслав, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Барсегян Артем, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Также читайте:

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: