Может ли госслужащий открыть ИП?

Может ли госслужащий открыть ИП?

Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) утратил силу с 1 января 2015 года. – Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных частью второй статьи 4 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации” и частью девятой статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ “О федеральной территории “Сириус”;

(пп. “а” в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа;

в) участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;

г) вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

д) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями в уставном капитале);

е) иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ)

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

О выявлении конституционно-правового смысла п. 10 ч. 1 ст. 17 см. Постановление КС РФ от 30.06.2011 N 14-П.

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

Читайте также:
Не пришёл налог за имущество?

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(п. 16 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

(п. 17 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”. При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Может ли госслужащий быть фрилансером или коммерческим представителем?

Я госслужащая. Можно ли мне дополнительно работать на фрилансе или, допустим, представителем какой-либо компании?

Госслужащие могут подрабатывать и получать дополнительный доход. Единственное условие — не нарушать запреты, связанные с госслужбой. Расскажу, какие есть варианты и как проверить, насколько подработка подходит для вашего статуса.

Какие есть запреты для госслужащих

Если госслужащий хочет дополнительно зарабатывать, он должен соблюдать определенные ограничения. По закону госслужащим нельзя:

  1. Управлять коммерческой или некоммерческой организацией на возмездной основе — быть руководителем или входить в состав органов управления. То есть нельзя быть директором ООО и получать за это зарплату.
  2. Заниматься предпринимательством лично или через доверенных лиц. Например, госслужащий делает маникюр за деньги или печет тортики и их продает. Если такая деятельность регулярная, то это предпринимательство. Заниматься им госслужащим запрещено.
  3. Приобретать ценные бумаги, по которым можно получать доход. Однако запрет не абсолютный. Например, госслужащий может открыть ИИС, владеть ОФЗ и облигациями компаний с госучастием. Но приобретать зарубежные финансовые инструменты можно только с серьезными ограничениями.
  4. Быть поверенным, то есть исполнять поручения и представлять интересы кого-то в своем госоргане. Например, нельзя работать в Росздравнадзоре и представлять в нем интересы медицинской организации при оформлении лицензии.
  5. Получать любые вознаграждения, связанные с должностными обязанностями. У этого запрета явная антикоррупционная направленность.
  6. Использовать госимущество во внеслужебных целях, например ездить на служебной машине к месту отдыха или таксовать на ней.
  7. Заниматься без письменного разрешения руководителя оплачиваемой деятельностью, которая полностью финансируется иностранными гражданами, организациями, государствами или лицами без гражданства. Нельзя даже читать лекции, выступать на разных мероприятиях и научных конференциях, писать статьи и участвовать в научных разработках, если такую деятельность оплачивают иностранные лица. Но запрет снимается, если госслужащий получил от своего руководителя письменное разрешение.
Читайте также:
Что делать, если авансовые платежи уплачивались неправильно и налоговая прислала пени, которые не сходятся?

Как выйти из тени

За что госслужащий может получать деньги дополнительно и официально

То, что госслужащий может получать дополнительные деньги, прямо предусмотрено законом и закреплено в правах госслужащего. Но нужно выполнить такие условия.

Предварительно уведомить руководство, а если предстоит сотрудничество с иностранными лицами, то получить письменное разрешение.

Уведомление может быть и устным, и письменным. Но чтобы избежать спорных ситуаций, лучше заранее направить письменное уведомление и убедиться, что руководство его получило.

Точно так же и с письменным разрешением: сначала нужно направить письменное уведомление с просьбой завизировать согласие или прислать в ответ письменное разрешение и только потом приступать к работе.

В ведомствах федерального уровня действуют специальные правила подачи уведомлений, их обработки и принятия решений. Вот где они закреплены:

Исключить конфликт интересов — ситуацию, когда личные интересы госслужащего противоречат его интересам как представителя государства и влияют на его объективность и беспристрастность.

Как правило, конфликта интересов не избежать, если основная и дополнительная деятельность госслужащего пересекаются. Например, человек работает в Рособрнадзоре и решил по совместительству преподавать в местном вузе. Может случиться так, что ему придется проверять деятельность этого вуза и принимать решения. Объективность и беспристрастность будут под сомнением.

Соблюдать запреты, ограничения и условия служебного контракта. Каждый госслужащий подписывает служебный контракт, в котором может быть указано, какая деятельность подпадает под запрет.

Госслужащий, несмотря на подработку, должен добросовестно исполнять служебные обязанности. Кроме того, подработка не может приносить систематическую прибыль.

Если все условия госслужащий учел, то он вправе работать в другой организации. Можно это делать по совместительству, на основании трудового договора. Например, устроиться преподавателем и в свободное от основной работы время читать лекции.

А еще можно выполнять работы или оказывать услуги по гражданско-правовым договорам. Этот вариант больше подходит для работы на фрилансе: можно сотрудничать с разными заказчиками и выполнять разные работы и услуги. Так, можно монетизировать свое хобби, например создавать на заказ и продавать хендмейд. Многие подрабатывают в интернете: пишут на заказ статьи, создают сайты, занимаются программированием, дизайном и т. д.

Как работать на фрилансе

В российском законодательстве нет понятия «фриланс». Также нет определений понятий «самозанятый» и «самозанятость».

На практике фрилансеры, они же самозанятые, работают:

  1. По гражданско-правовым договорам.
  2. В статусе налогоплательщика налога на профессиональный доход — НПД.
  3. В статусе индивидуального предпринимателя.
  4. В черную — никак не оформляются и не платят налоги с доходов.

Разумеется, любая деятельность должна быть законной. А если она приносит доход, то обязывает платить налоги. Вот разные варианты для госслужащего.

В статусе ИП госслужащий работать не может в принципе — на это есть прямой запрет.

В черную. Подработка без всякого оформления — тоже не вариант. Могут уволить, усмотреть предпринимательскую деятельность, привлечь к административной ответственности и предъявить претензии по неуплате налогов.

НПД. Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД госслужащий может только в одном случае — если он сдает жилье и получает от этого доход.

Гражданско-правовой договор — это единственный вариант подработки на фрилансе. Но о каждом таком договоре нужно предупреждать свое руководство, а если договор заключается с иностранным лицом, то получать письменное разрешение. Разумеется, все полученные доходы нужно будет декларировать.

Может ли госслужащий быть представителем компании

Может. Так же как и подрабатывать на фрилансе — в рамках гражданско-правового договора, о котором знает руководство.

Но у такой деятельности много прямых и скрытых рисков:

  1. Неизвестно, какие цели преследует компания, которая заключает договор. Возможно, госслужащий интересен фирме именно из-за своего статуса и полномочий.
  2. Легко попасть под запреты. Например, можно работать представителем косметической фирмы, быть агентом страховой компании или агентом по недвижимости. Но нельзя представлять дела таких компаний в своем госоргане.
  3. Нельзя исключить конфликт интересов. Например, может возникнуть ситуация, когда личная, в том числе денежная, заинтересованность помешает беспристрастно исполнять должностные обязанности. Тогда госслужащему придется пройти проверку, нет ли в его действиях коррупционной составляющей. А это уже плохо и для репутации, и для карьеры.

Как проверить, можно ли совмещать подработку с государственной службой

Даже общие рекомендации сложно применять на практике. Каждую конкретную ситуацию всегда нужно анализировать индивидуально. Вот три главных совета, совместимы ли подработка и госслужба.

Основная работа должна быть в приоритете. Подработкой можно заниматься во внерабочее время, например вечерами или по выходным.

Не должно быть конфликта интересов. Сравните ваши должностные полномочия с той деятельностью, которой вы хотели бы заниматься дополнительно. Они не должны соприкасаться или пересекаться. Также нельзя подрабатывать в организациях, подконтрольных той, где вы работаете.

Без намеков на предпринимательство. Убедитесь, что у вас будет наниматель, работодатель или заказчик. Именно поэтому не получится законно работать без трудового или гражданско-правового договора.

Например, вы решили создавать и продавать свои вышивки. Если будете работать сами по себе, это предпринимательская деятельность. Но если заключите договор с какой-нибудь мастерской, которая будет заказывать у вас вышивки, принимать их и оплачивать работу, то это законно.

Читайте также:
Можно ли работая на УСН или ЕНВД выставлять счета с НДС, если все расходы тоже с учетом НДС?

Другой пример — работать мастером маникюра в свободное время. Если будете сами искать и принимать клиентов, а также получать от них деньги, это предпринимательство. Но вы можете работать по совместительству в салоне или обслуживать часть клиентов этого салона у себя на дому. Деньги вы будете получать не от клиентов, а по договору с салоном. В таком случае это уже не предпринимательство.

Что в итоге

Если соблюдать ограничения и запреты, которые установлены в законе, то подрабатывать госслужащему можно.

Обязательно нужно предупредить руководство и в некоторых случаях получить разрешение. Надежнее всего получить его письменно. Если в вашем ведомстве действует специальный порядок, нужно выполнить его требования.

Работать можно только по гражданско-правовому или трудовому договору на условиях совместительства. Исключение — доход от сдачи недвижимости в аренду. В этом случае нужно оформиться самозанятым.

Работать представителем можно. Но с такими же ограничениями, как и для другой деятельности.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Уважаемое комьюнити Т-Ж, а вот если все исходные данные такие же, только работник имеет статус военнослужащего (альтернативная служба в воинской части при объекте смена 2/2). По закону допускается иметь дополнительную занятость только связанную с работой на МО РФ. Может быть есть какие-то нюансы позволяющие осуществить официальный дополнительный заработок?

Понимаю, насколько по-идиотски звучит вопрос, но все же спрошу. Как узнать, что я работаю на должности госслужащего или муниципального служащего? Вот, к примеру, такие служащие в течение 2 лет после увольнения обязаны отчитываться о дальнейшем трудоустройстве и подработках. Знаю также, что кроме таких служащих есть еще должности, на которые возложены такие же обязанности. Как понять, что моя должность входит в этот перечень?

Я, например, работаю в гос. учреждении, подведомственном одному из органов местной исполнительной власти. Официально моя должность называется контент-редактор, я занимаюсь ведением нескольких сайтов: обновление новостной ленты, написание тематических статей, отрисовка баннеров и т.д. Часть этих сайтов – официальные ресурсы исполнительных органов государственной власти, поэтому информационная поддержка этих ресурсов проходит как госзаказ. При этом я ни фактически, ни по документам не имею никакого отношения к распределению бюджетных средств (за 2 года, что работаю, ни разу не подписывала никаких документов, в которых фигурировали бы какие-то цифры, суммы и т.п., кроме приказов о ставке по своей з/п, надбавках и премиях). Также не имею доступа к государственной или военной тайне. По сути я выполняю стандартные обязанности контент-менеджера, копирайтера и дизайнера – этакого многорукого шивы и пишущей головы.

Однако точно помню, что при приеме на работу в огромной кипе бумажек, которую мне давали на подпись, точно было что-то вроде ФЗ “О противодействии коррупции” или какого-то акта, в названии которого фигурировало что-то про коррупцию. Я должна была подписать, что ознакомлена.

Об этой отчетности бывших муниципальных служащих узнала случайно. И о том, что нельзя становиться самозанятой, тоже – и вот сейчас вновь увидела на Т—Ж. А у меня самозанятость оформлена с этого года. Шо делать? Срочно бежать сниматься с учета? Или сразу в сторону границы бежать? Какие последствия?

Конечно, сейчас корю себя за скудоумие и за то, что не подумала об этом раньше. Пыталась разобраться самостоятельно, но в целом списке постановлений, указов Президента и писем Минтруда совсем запуталась – юридически я совершенно беспомощна. Как теперь понять, отношусь ли я к тем счастливчикам, кто навсегда испортил себе трудовую и отрезал путь к дальнейшему нормальному трудоустройству?

Как принять на работу бывшего госслужащего, чтобы не получить штраф

Если нанять бывшего госслужащего или заказать у него услуги, не уведомив госорган, где он работал, можно получить штраф до 500 тыс. рублей.

Расскажем в статье, как узнать, что вы принимаете на работу госслужащего, и уведомить его бывшего работодателя.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель.
  2. Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя.
  3. Как узнать, что человек работал на госслужбе.
  4. Как составить уведомление для бывшего работодателя.
  5. Что запомнить, если нанимаете госслужащего.

Что и почему обязаны сделать бывший госслужащий и его новый работодатель

В России действует закон о противодействии коррупции. Чтобы исключить коррупционные риски, за трудовой деятельностью бывших госслужащих следит прокуратура. Узнать о том, чем они занимаются, она может различными способами, например сделать запрос в Пенсионный фонд или налоговую службу.

Закон касается как государственных, так и муниципальных служащих. Государственные служащие — это, например, налоговый инспектор, полицейский. Муниципальные служащие — специалист ЗАГСа или отдела администрации по социальной политике.

Согласно статье 64.1 ТК РФ, госслужащие в течение двух лет после увольнения обязаны сообщать новому работодателю, что работали в госорганах. А новый работодатель, в свою очередь, должен в течение 10 дней сообщить в госорганы о том, что теперь их сотрудник будет работать у него.

Даже если новая работа не связана со старой, нужно направлять уведомление. Например, когда специалист Росстата устраивается воспитателем в детсад или судебный пристав хочет стать автомехаником.

Но это касается только тех госслужащих, чья должность входит в специальный перечень. Единого документа с конкретным перечислением таких должностей нет. Кроме базового указа Президента № 557, в каждом ведомстве есть свои, расширенные списки. Они обычно публикуются на официальных сайтах госструктур в разделе «Документы». Например, в ФССП действует внутренний приказ с перечнем таких должностей.

Читайте также:
Стоит ли платить фиксированные взносы за 3-й квартал если уже идет переплата авансовыми платежами?

Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет. Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры. Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).

К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.

Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Читайте также:
Какой режим налогообложения и коды ОКВЭД выбрать для услуг общепита и розничной торговли?

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года. Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке. Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству. В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе. Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

В уведомлении нужно указать (Постановление Правительства № 29):

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.

Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

Что запомнить, если нанимаете госслужащего

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

О применении налога на профессиональный доход должностными лицами и госслужащими

Сообщается, что действующее законодательство не содержит запрет на применение режима НПД лицами, на которых распространяются ограничения, установленные законодательством о противодействии коррупции.

В этой связи должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД.

В отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения НПД признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

Также отмечено, что применение режима НПД не исключает возможность заключения бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правовых договоров, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона “О противодействии коррупции”, с организациями, в отношении которых он осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления.

В случае заключения указанных договоров необходимо получение согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.

В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении антикоррупционных стандартов.

Например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).

Читайте также:
ОКВЭД, Роспотребнадзор и пожарные, Налогообложения?

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 апреля 2021 г. N 28-6/10/В-4623

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктами “а” и “в” пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”, направляются Разъяснения по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”.

Просим довести до сведения всех заинтересованных должностных лиц положения вышеуказанных Разъяснений, а также руководствоваться ими в дальнейшей деятельности по противодействию коррупции.

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСУ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

ЛИЦ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА “НАЛОГ

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД”

В связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее – Федеральный закон N 422-ФЗ) в отдельных субъектах Российской Федерации начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее – режим НПД).

По смыслу части 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ применять режим НПД (стать т.н. “самозанятым”) могут как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и иные физические лица.

Федеральный закон N 422-ФЗ, равно как и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, сам по себе не содержит запрет на применение режима НПД лицами, на которых распространяются ограничения, запреты, требования и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее – должностные лица).

Таким образом, должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно пункту 4 части 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ в отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

В части, касающейся соблюдения ограничения, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ), необходимо учитывать, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является факт выполнения в соответствующей организации работы (оказания данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от применяемого налогового режима.

Таким образом, применение режима НПД не исключает возможность заключения бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, с организациями, в отношении которых он осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления.

В случае заключения указанных договоров с такими организациями получение соответствующего согласия необходимо.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Несмотря на тот факт, что применение должностным лицом режима НПД не является коррупционным правонарушением, необходимо обращать внимание на природу получаемых должностным лицом доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в отношении которых применяется режим НПД.

В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении таким лицом антикоррупционных стандартов.

Так, например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).

В этой связи при отнесении деятельности к предпринимательской необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом стоит также учитывать, что согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве”, исходя из которого временная сдача в аренду (наем) недвижимого имущества (в том числе жилого помещения) не может рассматриваться в качестве нарушения установленного запрета на осуществление предпринимательской деятельности при условии, что такое имущество приобретено для личных нужд или получено по наследству либо по договору дарения, но необходимость его использования отсутствует.

Учитывая изложенное, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего режим НПД, не является подтверждением осуществления предпринимательской деятельности и нарушением соответствующего запрета. Кроме того, сдача в аренду (наем) жилых помещений сама по себе не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных категорий лиц.

Запрет на предпринимательскую деятельность для госслужащих

Может ли госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью — нет, это напрямую запрещено законом о государственной службе. За нарушение сотрудника госучреждения могут уволить.

  • Обязанности инженера-технолога
  • Обязанности специалиста по закупкам
  • Как изменить состав инвентаризационной комиссии
  • Обязанности специалиста по документообороту
  • Сведения о профилактических прививках по форме 5

Можно ли госслужащим заниматься предпринимательством

В Федеральном законе о государственной службе РФ строго указано, могут ли государственные служащие заниматься предпринимательской деятельностью, — нет, личное предпринимательство или ведение ИП через доверенных лиц для госслужащих запрещены (п. 3.1 ч. 1 ст. 17 79-ФЗ от 27.07.2004). Кроме того, служащим госучреждений нельзя участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями (п. 3 ч. 1 ст. 17 79-ФЗ). Исключения — участие на безвозмездной основе:

  • в управлении политической партией, профсоюзом, участие в жилищном кооперативе, товариществе собственников недвижимости;
  • в управлении НКО с разрешением нанимателя;
  • в управлении коммерческой организацией, которая является частью госкорпорации, государственной или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа такой компании;
  • в составе коллегиального органа коммерческой организации или НКО на основании актов президента или правительства РФ;
  • в представлении интересов России или ее субъекта в органах управления или ревизионной комиссии организации, которую учредили РФ или субъект РФ.
Читайте также:
Нужно было платить авансовый платеж за первый квартал, если не платили фиксированные платежи?

Иные случаи безвозмездного участия предусмотрены международными договорами и или федеральными законами РФ.

А в Федеральном законе о муниципальной службе закреплено, может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательской деятельностью, — нет, для них действует аналогичный запрет на предпринимательство (пп. 3 п. 1 ст. 14 25-ФЗ от 02.03.2007). Открывать собственное дело и вести бизнес муниципальным служащим нельзя.

Какие еще виды деятельности запрещены

В ст. 17 79-ФЗ определено, могут ли чиновники заниматься предпринимательской деятельностью, — не могут, причем не только предпринимательством, но и другой коммерцией. Для госслужащих установлено много запретов. Им нельзя:

  • замещать должности гражданской службы, если они избраны и назначены на государственную или выборную должность, избраны на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе;
  • приобретать ценные бумаги, по которым поступает доход;
  • представлять дела третьих лиц в том госоргане, в котором работает госслужащий;
  • выезжать за границу РФ за счет средств физических и юридических лиц (исключение — служебные командировки);
  • использовать государственное имущество в целях, которые не связаны со службой. Передавать госимущество другим лицам.

Это не все запреты для служащих госучреждений. К примеру, в п. 17 ч. 1 ст. 17 написано, может ли госслужащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью, — да, если наниматель предоставит ему письменное разрешение. Если такого разрешения нет, то и дополнительные оплачиваемые занятия запрещены.

Какие виды деятельности разрешены

В нормативах разъясняется, почему госслужащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, — из-за возможного конфликта интересов. Если конфликта интересов нет, государственный или муниципальный служащий вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью с официального согласия нанимателя (пп. 2 п. 1 ст. 14 79-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 11 25-ФЗ — для муниципальной службы). Но не предпринимательством: на открытие ИП установлен прямой запрет.

Госслужащим не запрещено иметь ценные бумаги, доли, паи в уставных капиталах (исключение — п. 4 ч. 1 ст. 17 79-ФЗ о приобретении ценных бумаг). Но если в отношении таких ценных бумаг, долей и паев возникает конфликт интересов (когда владение активами влияет на объективное исполнение обязанностей), госслужащий обязан передать их в доверительное управление (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56-55628/2012 от 07.06.2013, кассационное определение Мосгорсуда № 4г/2-5892/14 от 25.06.2014, апелляционное определение Мосгорсуда по делу № 33-10143 от 28.03.2014).

Государственным и муниципальным служащим не запрещено приобретать недвижимость. Только о наличии недвижимых объектов следует ежегодно отчитываться в декларациях (справках) о доходах государственного служащего. А вот сдавать жилье в аренду получится, только если наем не носит систематический характер, то есть не является незарегистрированным бизнесом (к примеру, служащий купил несколько квартир и сдает их без регистрации ИП). Если недвижимость приобрели для личного использования или получили квартиру по наследству, но необходимости в использовании такого жилья нет, его сдача в аренду не запрещена.

На официальном сайте госслужбы приведен еще один пример, какой деятельностью может заниматься госслужащий дополнительно, — изучать дополнительные профессиональные программы. Перечень таких программ и реестр образовательных организаций представлен в Едином специализированном информационном ресурсе «Профессиональное развитие».

Какая ответственность предусмотрена за нарушение запрета

По закону 79-ФЗ, госслужащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, а за нарушение этого запрета последуют санкции (ст. 68 79-ФЗ). Нарушителю грозит дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение, неисполнение служебных обязанностей или увольнение в связи с утратой доверия (ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 59.2 79-ФЗ).

Нарушение запрета госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью повлечет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. За осуществление предпринимательства без регистрации ИП придется заплатить от 500 до 2000 рублей (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ). А по ст. 171 УК РФ, за незаконное предпринимательство предусмотрен штраф до 300 000 рублей или зарплата нарушителя за период до двух лет. Другой вариант наказания — принудительные работы до 480 часов или арест до 6 месяцев.

​Как открыть ИП в 2021 году — пошаговая инструкция регистрации

В 2021 году число ИП в России впервые превысило количество компаний. Всего же в стране зарегистрировано больше 4 миллион предпринимателей. Это говорит о том, что условия для малого бизнеса становятся благоприятнее, а процедура регистрации — проще. Однако у будущих предпринимателей все равно возникает много вопросов. В статье мы попытались разобраться, как открыть ИП и ответить на популярные вопросы.

Как зарегистрировать ИП — пошаговая инструкция

Оформить предпринимательство несложно. Всего нужно выполнить четыре шага:

  1. Собрать документы, написать заявление, выбрать способ регистрации;
  2. Определиться с кодом ОКВЭД;
  3. Оплатить госпошлину;
  4. Подать заявление.

Чтобы не запутаться с бумагами и инстанциями, каждый шаг разберем детально, в отдельном пункте со своей инструкцией, примерами и значимыми нюансами.

Что нужно для открытия ИП?

Подготовка перед регистрацией минимальна: основные документы для открытии ИП у будущих предпринимателей есть под рукой, а недостающие можно найти онлайн. То же касается оплаты и подачи заявления.

  • Оригинал паспорта. Если регистрируетесь онлайн, по почте или через представителя, понадобятся нотариально заверенные копии всех страниц паспорта;
  • Копии всех страниц паспорта;
  • Заявление о регистрации ИП;
  • Квитанция об уплате госпошлины.
Читайте также:
Может ли ИП выдавать бланки БСО юридическим лицам (оказание услуг автосервиса)?

Перечень документов может варьироваться. Например, если предприниматель регистрируется через посредника, нужна доверенность. Также дополнительные документы понадобятся лицам, оформляющим ИП в возрасте от 14 до 18 лет (до наступления совершеннолетия).

Заявление на открытие ИП

Заявление подается по форме Р21001. Для резидентов РФ заявление состоит из четырех страниц, для нерезидентов — из пяти. Заполнять форму нужно внимательно, поскольку неточности, помарки и ошибки — повод для налоговиков отказать в регистрации. В заявление предприниматели вносят такие сведения:

  • Имя, пол, сведения о рождении, гражданство, ИНН;
  • Место жительства (пребывания) и паспортные данные;
  • Кодировка ОКВЭД для основного вида деятельности и дополнительных;
  • Контактные данные — электронная почта и телефон, подпись.

Ознакомиться с образцом заявления на открытие ИП в 2021 году и скачать его можно ниже:

Способ регистрации

Открыть ИП можно самостоятельно, и так поступает большинство начинающих предпринимателей. Но есть и другие варианты регистрационных действий. Например, если документы в налоговую отправлять по почте или через посредника, необходима доверенность. Она оформляется у нотариуса.

Открыть ИП «под ключ» предлагают и профессиональные посредники — компании либо индивидуально практикующие юристы. Кроме подготовки заявления такие посредники проконсультирую насчет системы налогообложения, сопроводят в налоговую и к нотариусу, оформят эл. подпись и возьмут на себя прочие хлопоты.

Выбор кодов ОКВЭД

Важный этап в подготовке заявления — кодировка ОКВЭД. Она нужна, чтобы госорганы знали, чем собирается заниматься новый субъект предпринимательства. В заявлении на регистрацию ИП коды указываются согласно специальному документу — Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, из-за чего и появилось обозначение «ОКВЭД». В 2019 году начала действовать новая редакция справочника — ОКВЭД-2, поэтому при оформлении документов опираться нужно именно на нее.

Итак, в заявлении нужно указать основной и дополнительные коды деятельности. Основной — тот, по которому предприниматель планирует получать наибольший доход. Число дополнительных кодов не ограничено. Несколько примеров:

  • 74.20 — деятельность в области фотографии;
  • 62.01 — разработка компьютерного ПО;
  • 73.11 — деятельность рекламных агентств.

Если в дальнейшем ИП будет вести деятельность, не соответствующую ОКВЭД, его могут привлечь к административной ответственности (штрафу до 5 000 рублей).

Режим налогообложения

По умолчанию предприниматель работает на общей системе налогообложения — ОСНО. Но для старта бизнеса такой вариант уплаты налогов — не самый выгодный. Поэтому многие ИП переходят на спецрежимы:

  • УСН, также известный как «упрощенка»;
  • ЕНВД, доступный лишь для некоторых видов деятельности;
  • ПСН, или патентная система налогообложения.

–>

Выбор между тем или иным режимом может быть не очевиден. Например, налог по патенту рассчитывается не из реальных, а потенциально возможных доходов. ЕНВД разрешено совмещать с другими режимами, а УСН предполагает самый простой документооборот. Как соотнести все плюсы и минусы систем — сложный вопрос. Потому начинающие предприниматели часто обращаются к консультантам, чтобы просчитать возможные выгоды и убытки от каждого из спецрежимов применительно к своему бизнесу.

Оплата госпошлины

Квитанцию об оплате государственной пошлины можно сформировать через портал налоговой службы, чтобы потом оплатить онлайн или в любом банке. Квитанцию будущий предприниматель приносит в налоговую инспекцию и предъявляет вместе с остальными бумагами.

Начиная с 2019 года госпошлина не уплачивается, если регистрировать индивидуальное предпринимательство онлайн — через госуслуги, сайт ФНС и нотариуса.

Способы подачи заявления

По умолчанию ИП открывают по месту регистрации лица. Но если прописки нет, можно подать заявления по месту пребывания. Всего же есть четыре варианта подать документы на оформление предпринимательства:

  • В налоговой инспекции. Бумаги будущий ИП отдает лично или через посредника по предварительной записи;
  • Через сайт ФНС. В этом случае понадобится квалифицированная электронная подпись;
  • По почте. Бумаги отправляются заказным письмом с объявленной ценностью и описью.
  • Через нотариуса. Документы подаются в эл. форме, поэтому нужна усиленная квалифицированная электронная подпись.

Указанные способы отличаются сроками. Например, документы, отправленные по почте, могут задержаться. А быстрее всего подача заявления происходит онлайн — за считанные минуты.

Сколько стоит открыть ИП?

Стоимость зависит от регистрационной процедуры. Если предприниматель оформляется сам, то оплатить он должен пошлину. В 2021 году госпошлина за открытие ИП составляет 800 рублей. Если документы направлялись почтой или через доверенное лицо, то не обошлось без нотариальных услуг, а это минимум 1300 рублей.

Наконец, самый дорогостоящий вариант — открыть ИП «под ключ», когда регистрацией занимается посредник. Цена в этом случае будет завить от региона и объема оказываемых услуг (например, можно ограничиться консультациями либо же полностью переложить хлопоты на юриста).

Для наглядности представим возможные расходы в виде таблицы:

1 300 рублей и выше

Работа профессиональных регистраторов

2 000 рублей и выше

Почтовые и/или курьерские расходы

Из всего списка обязательна только госпошлина. Но даже ее можно не уплачивать, если регистрироваться онлайн (об этом см. пункты выше).

Что делать после открытия ИП?

То, какие шаги предпринять после оформления ИП зависят от специфик бизнеса и того, как предприниматель планирует развивать свое дело. В числе возможных мер:

  • Регистрация в ПФР и ФСС. За этими аббревиатурами скрываются Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Обращаться туда должны только те предприниматели, которые собираются нанимать работников;
  • Изготовление печати. По закону ИП имеет право работать и без печати, но из соображений имиджа ее стоит заказать: это производит на контрагентов хорошее впечатление. Также при наличии печати с документами сложнее провернуть махинации;
  • Служба статистики. Ее необходимо посетить, чтобы получить письмо со всеми кодами и статистическими данными. Письмо может понадобиться в дальнейшем (например, при открытии банковского аккаунта);
  • Регистрация кассы. Речь не только о кассовом аппарате, который покупается предпринимателем и регистрируется в ИФНС. С 2019 года почти все ИП обязаны использовать онлайн-кассы, а они также оформляются через налоговую;
  • Лицензирование. Есть направления бизнеса, для ведения которых нужна лицензия. Орган, который ее выдаст, зависит от вида деятельности. Так, при оказании медицинских услуг нужно обращаться в Росздравнадзор.
Читайте также:
Можно ли перейти из ИП в самозанятое население?

Не все действия нужно совершать сразу после регистрации. Например, к найму работников многие предприниматели если и приходят, то через несколько лет. А вот лицензию нужно получать сразу, если того требует характер продаваемых товаров или оказываемых услуг.

Причины отказа в регистрации ИП

Прежде всего, в оформлении ИП откажут нескольким категориям заявителей:

  • Находящимся на военной службе;
  • Государственным и муниципальным служащим;
  • Недееспособным (например, состоящим на учете в психоневрологическом диспансере);
  • Апатридам и иностранным гражданам, не зарегистрированным на территории России.

Но основную массу заявлений отклоняют по двум другим причинам — неправильно оформлены бумаги или поданы не в ту инспекцию. Например, часто будущие предприниматели допускают ошибки в своем имени, ИНН, номере и серии паспорта, неверно сокращают слова. Если так произошло, регистрацию придется начинать заново.

Популярные вопросы

Осталось неясным, как зарегистрировать ИП? Ниже в одном-двух попробуем разъяснить моменты, которые чаще других вызывают затруднения у будущих предпринимателей.

Со скольки лет можно открыть ИП?

Общее правило гласит: открыть ИП может полностью дееспособный гражданин, достигший 18 лет. Но для ведения бизнеса в законе предусмотрены исключения. В частности, с 16 лет у россиян есть право на эмансипацию — признание несовершеннолетнего дееспособным. В каких случаях это право начинает действовать:

  • По решению органов опеки и попечительства (если оба родителя согласны);
  • По решению суда (если согласие родителей отсутствует);
  • При вступлении несовершеннолетнего в брак.

Получается, что зарегистрировать ИП вполне реально с 16 лет. При этом в отдельных регионах вступать в брак и оформлять эмансипацию разрешают уже в 14 лет. Речь, например, о Татарстане, Тюменской, Челябинской, Московской и др. областях. Но на практике госинстанции почти наверняка откажут 14-летним: их право на ведение бизнеса пока является спорным.

Можно ли открыть ИП, если официально трудоустроен?

Да, частные лица имеют право зарегистрировать ИП и начать собственное дело, не уходя с основного места работы. При этом с работодателем они могут сотрудничать на условиях трудового контракта или договора подряда — это не имеет значения.

Исключение составляют госслужащие — чиновники, военные, сотрудники прокуратуры и органов безопасности. Они не могут одновременно служить государству и вести бизнес, поэтому в регистрации ИП получат однозначный отказ.

Сколько времени занимает открыть ИП?

Со стороны налоговой максимальный срок рассмотрения документов — до трех рабочих дней. Об этом сообщает официальный сайт ФНС с пометкой, что речь идет о предпринимателях, которые корректно подали все сведения и бумаги. К рассмотрению заявки стоит прибавить время на сбор документов и визит в налоговую. Итого открыть ИП занимает от пяти дней.

Кстати, свидетельство по итогам регистрации не выдадут. С 2017 года его заменили электронной копией, которую высылают на почту, указанную в заявлении. А вот бумажное свидетельство запрашивается отдельно. Для этого предпринимателю нужно сделать запрос в налоговую в свободной форме.

Обязан ли ИП открывать расчетный счет?

По закону свой расчетный счет — обязательное условие только для юридических лиц. Для ИП правила мягче: они могут не заводить счет, но, как показывает практика, предпочитают открыть его из-за массы удобств. Например, только расчетный счет позволяет проводить платежи через терминалы и /или онлайн. Обычный текущий счет для этого не годится: к нему нельзя подключить устройство оплаты.

Кроме того, банки не приветствуют ведение бизнеса посредством личных счетов. Отсутствие р/с наносит ущерб имиджу ИП: партнеры и клиенты с неохотой переводят деньги на счет частного лица. Гораздо лучше иметь полноценные реквизиты, которые говорят о регистрации бизнеса, его надежности.

Как узнать, зарегистрирован ли ИП?

Самый простой способ — проверить регистрацию ИП онлайн на сайте налоговой. Для этого:

  1. Пройдите на сайте egrul.nalog.ru. Здесь можно получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  2. Введите ФИО, ИНН или ОГРН предпринимателя. Для точного запроса номера предпочтительнее;
  3. Если нужно, укажите регион, где зарегистрирован ИП. На сайте есть готовая форма с кодами из справочника;
  4. Кликните «Найти» и просмотрите результаты поиска.

Такая проверка бывает нужна самому предпринимателю, чтобы узнать, прошел ли он регистрацию (например, через несколько дней после подачи документов). Но чаще друг друга проверяют контрагенты, чтобы не втянуть себя в отношения с мошенниками.

Госслужащий бывший – хлопоты настоящие

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

Читайте также:
Почему сайт не даёт выбирать отделение ФНС при регистрации ИП?
— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: