Кто принадлежит к субъектам авторского права

Субъекты авторского права и их права (стр. 1 из 5)

Субъекты авторского права могут быть разделены на две основные группы:

1) первичные субъекты авторского права;

2) другие субъекты авторского права.

Первичными субъектами авторского права являются авторы. Автор может создавать произведение в одиночку. Произведение может быть создано также коллективным трудом. В этом случае появляется авторский коллектив (соавторы).

Другие субъекты авторского права могут быть разделены на:

а) субъектов, которым переходят авторские права по договору;

б) субъектов, которые приобретают авторские права в результате событий, определенных законом.

К последним относятся наследники авторов и лиц, получивших авторские права по договору, работодатели и издатели составленных произведений.

На рис. 1 приведен круг лиц, относящихся к субъектам авторского права.

Первичные субъекты авторского права

Первичным субъектом авторского права всегда является физическое лицо — автор, создавший произведение в результате творческой деятельности. Автором признается лицо, указанное как автор на оригинале или копии произведения. Это называется презумпцией авторства. Все другие лица, претендующие на авторство, должны приводить для восстановления прав доказательства. Авторов, создавших составленное произведение, называют составителями, авторов переводов — переводчиками, к ним примыкают также лица, которые в результате творческой деятельности перерабатывают произведение. В случае если произведение создано группой лиц, говорят о соавторстве и соавторах.

Произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц, которые в этом случае считаются соавторами ( п.1ст.13 Закона об авторском праве).

Состав соавторов отражается в Знаке охраны авторского права. При этом ст. 17 Закона об авторском праве установлен конкретный перечень авторов аудиовизуального произведения, в который входят:

б) автор сценария и/или текстов, диалогов;

в) автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста;

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением, заключенным между ними (п.1 ст.13 Закона об авторском праве).

Право на использование произведения принадлежит всем авторам. Они используют произведение самостоятельно или отчуждают свои права другим лицам либо передают им права на использование произведений, действуя по взаимному согласию. При этом если созданное соавторами произведение может представлять собой неразрывное целое, то никто из них не может без достаточных оснований отказать другим в праве на его публикацию или другое использование (п.1 ст.13 Закона об авторском праве).

Особым видом соавторства является интервью. Соавторами интервью являются лицо, которое дало интервью, и лицо, которое его взяло (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Публикация интервью разрешается только с согласия лица, которое дало интервью (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Если произведение, созданное в соавторстве, состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельный смысл, то каждый соавтор имеет право использовать созданную им часть произведения по собственному усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами (п.2 ст.13 Закона об авторском праве).

Авторами считаются также составители сборников и других составленных произведений, если подбор и расположение произведений и/или других данных являются результатом творческого труда составителя (п.1 ст. 19 Закона об авторском праве). К составленным произведениям относятся все СМИ: газеты, журналы, бюллетени, сборники научных трудов, энциклопедии, энциклопедические словари, антологии и т. п., а также базы данных.

База данных — это «совокупность произведений, данных или любой другой независимой информации в произвольной форме, в том числе — электронной, подбор и расположение составных частей которой и ее упорядочение являются результатом творческого труда и составные части которой доступны индивидуально и могут быть найдены при помощи специальной поисковой системы на основании электронных средств (компьютера) или других средств» (ст.1 Закона об авторском праве).

Составители имеют как личные неимущественные права, так и имущественные права, которые существенно ограничены по сравнению с правами обычных авторов, так как, согласно п.2 ст.19 Закона об авторском праве, исключительное имущественное право на любое использование составленных произведений — энциклопедии, энциклопедического издания, периодических сборников, газет, журналов, других периодических изданий — принадлежит издателю (п.2 ст.19 Закона об авторском праве).

Авторами составленных произведений являются также творческие сотрудники редакций СМИ, чьим творческим трудом подготовлен номер (выпуск) издания: редактор выпуска, художник, дизайнер, оператор верстки.

Имущественные права этих сотрудников ограничиваются правом на выплату авторского вознаграждения вне зависимости от того, имеют ли они с издателем трудовые или гражданско-правовые отношения.

Имущественное право составителей баз данных шире. Без их согласия базы данных не могут ни использоваться, ни распространяться. При этом правовая охрана прав составителей не распространяется на данные, включенные в базу (п.1 ст.19 Закона об авторском праве), — эти данные могут беспрепятственно использоваться их соавторами, а если они не являются объектом авторского права, то могут быть беспрепятственно использованы как угодно.

Переводчики и авторы производных произведений

Производным произведением считается произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без причинения вреда его охране (аннотация, адаптация, аранжировка, обработка фольклора, другая переработка) или творческим переводом на другой язык; не являются производными произведениями дублированные аудиовизуальные произведения (ст.1 Закона об авторском праве). Для создания производного произведения необходимо согласие автора, полученное путем заключения авторского договора.

Переводчики и авторы других переведенных произведений имеют личные неимущественные и имущественные права, которые не препятствуют другим лицам осуществлять свои переработки и переводы произведения (ст.20 Закона об авторском праве).

Авторы и иные первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами.

Согласно п.1 ст.437 Гражданского кодекса (ГК) Украины авторское право возникает вследствие самого факта создания произведения и не требует регистрации, любого специального оформления или исполнения иных формальностей.

Для оповещения о своих авторских правах автор может использовать Знак охраны авторского права — ©. Использование Знака охраны авторского права не является обязанностью автора, это только его право.

Согласно п.3 ст.11 Закона об авторском праве Знак охраны авторского права состоит из следующих элементов:

— латинской буквы «С», обведенной кругом, — ©;

— имени лица, имеющего авторское право (в данном случае, автора);

— года первой публикации произведения.

Знак охраны авторского права и регистрация авторских прав помогают автору в случаях несанкционированного использования произведения. В случае если автор не опасается этого или не намерен препятствовать этому, он может не использовать эти приемы.

Автор может зарегистрировать свое право в государственном реестре (п.5 ст.11 Закона об авторском праве). Порядок государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение, утвержден Постановлением КМУ от 27.12.2001 г. N 1756 «О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение». Этим Постановлением Министерство образования и науки определено как учреждение, выполняющее действия, связанные с государственной регистрацией прав автора на произведения науки, литературы и искусства, а также с регистрацией договоров, касающихся права автора на произведение. Непосредственную работу по регистрации авторских прав осуществляет Государственный департамент интеллектуальной собственности названного Министерства.

Регистрация авторского права осуществляется на основании Заявки и при условии уплаты сбора в размере 3,25 НМД. Государственный департамент в месячный срок после даты регистрации выдает автору Свидетельство.

Личные неимущественные права автора (соавторов)

Автору принадлежат следующие личные неимущественные права (ст.14 Закона об авторском праве):

1) требовать признания своего авторства путем указания должным образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;

2) запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;

3) выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;

4) требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению или другому изменению произведения или любому иному посягательству на произведение, которое может навредить чести и репутации автора.

Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам.

Именем автора является «совокупность слов или знаков, идентифицирующих автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и тому подобное» (ст.1 Закона об авторском праве). Автор может опубликовать свое произведение анонимно (то есть без имени) или под псевдонимом (то есть под вымышленным именем). В этом случае представителем автора является издатель произведения, имя или название которого обозначены на произведении (п.4 ст.11 Закона об авторском праве). Это правило не применяется, если псевдоним автора однозначно идентифицирует автора. Так, ни для кого не секрет, кто «скрывался» под псевдонимом Максим Горький или Владимир Ильич Ленин.

Субъекты авторских прав – характеристика и особенности

Общая характеристика субъектов авторского права

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений. В их число входят не только создатели произведений, но и такие специальные субъекты, как:

  • наследники авторов;
  • лица, приобретшие в рамках авторского договора исключительные права;
  • работодатели — на произведения, выполненные как служебные;
  • организации, управляющие рассматриваемыми правами (например, Российское авторское общество — РАО).

В качестве автора, то есть лица, результатом творчества которого является произведение, может выступать только гражданин (ст. 1257 ГК РФ).

ВАЖНО! Способность выступать субъектами авторского права возникает у физлиц с рождения, но самостоятельное их осуществление возможно лишь с 14 лет.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Права на произведение возникают у автора с момента, когда оно создано — без необходимости какого-либо оформления, в отличие, например, от объектов патентных прав.

Законом закрепляется презумпция авторства: при отсутствии доказательств обратного лицо, указанное на оригинале либо экземпляре произведения, признается автором.

Например, АС Ханты-Мансийского АО в решении от 24.02.2016 по делу № А75-15593/2015, ссылаясь на представленный в материалах дела экземпляр книги, признал в качестве автора персонажа указанного в ней автора иллюстраций.

В решении от 26.02.2016 по делу № А79-7737/2015 АС Чувашской Республики подчеркнул, что презумпция авторства не может действовать в отношении юрлица, организовавшего создание произведения. Подтверждением наличия у него исключительных прав служит лицензионный договор либо договор об отчуждении исключительного права.

Соавторство

Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом. Соавторство может быть:

  • нераздельным — коллективное произведение является единым целым, невозможно выделение частей («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова);
  • раздельным — составные части могут быть разграничены и использоваться авторами независимо (опера — музыка написана одним субъектом, а либретто — другим).

По умолчанию соавторство предполагает совместное решение вопросов об использовании результата творческого труда, иное может быть определено в соглашении авторов.

ВАЖНО! Момент достижения соглашения о соавторстве законодателем четко не определен, поэтому его заключение возможно на любом из этапов создания коллективного произведения, а также после его завершения.

Дискуссионным является вопрос, следует ли рассматривать такое соглашение в качестве обязательного условия возникновения соавторства.

В решении АС Ставропольского края от 18.06.2010 по делу № А63-6048/2009 было указано, что в основе совместного творчества может лежать договоренность субъектов, однако такое предварительное соглашение не выступает обязательным элементом для признания факта соавторства. Например, музыкальное произведение может быть создано композитором на уже опубликованные другим лицом стихи без получения его согласия.

ВС РФ в п. 30 постановления пленума от 19.06.2006 № 15 отметил, что соавторство может быть признано, если оно подтверждено волеизъявлением субъектов авторского права на момент обнародования общего произведения.

Специфика авторства на составные, производные, служебные произведения

В отношении некоторых произведений, обладающих определенной спецификой, действует особый режим авторства.

1. Так, субъектами авторского права являются составители, то есть лица, результат творчества которых представляет собой систематизацию идей, фактов, иных произведений (телефонный справочник, энциклопедия).

В этом случае субъекту принадлежит авторское право на подбор и размещение материалов (составительство), а автор каждого из размещенных произведений может использовать его отдельно (п. 5 ст. 1260 ГК РФ).

ВАЖНО! Третьи лица не лишаются права использования тех же материалов при создании своих составных произведений, на что ВАС РФ указал в определении от 30.10.2013 № ВАС-13218/13.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По общему правилу условием реализации издателем права на использование составного произведения является сохранение за авторами произведений, в него вошедших, их исключительных прав.

2. Автором производного произведения именуется лицо, осуществившее переработку объекта чужих авторских прав, в частности, перевод, аранжировку.

Важно разграничивать переработку произведения и использование заимствованных фактов для создания оригинального произведения. Например, в решении Измайловского районного суда города Москвы от 22.08.2011 суд отказал в признании произведения производным, так как книга являлась результатом самостоятельного художественного замысла лица.

3. Служебным произведением признается только результат творчества, полученный при исполнении субъектами авторского права трудовых обязанностей. Например, АС Москвы в решении от 18.12.2012 по делу № А40-94794/2012 указал на недоказанность организацией факта включения в трудовую функцию лица подготовки роликов.

Служебные произведения: как определяется правообладатель

По общему правилу права на служебное произведение не отходят одному субъекту, а распределяются следующим образом: исключительное право — работодателю, а личные неимущественные права — автору. При этом у последнего возникает неотчуждаемое право на вознаграждение, которое сохраняется, даже если работодатель не использует произведение и не обнародует его (ч. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Ст. 1296 говорит о произведениях, создаваемых по заказу, при этом подрядчиком по договору выступает иной, чем автор произведения, субъект — в таком случае исключительное право принадлежит заказчику.

Согласно ст. 1297 ГК РФ, если при выполнении договора, которым прямо создание конкретного произведения не предусматривалось, оно было создано, исключительным правом обладает подрядчик.

Правопреемники и иные субъекты авторских прав

В круг субъектов авторского права входят наследники авторов — после их смерти исключительное право на произведение как имущественное включается в состав наследства.

Однако в силу производного характера авторские права правопреемников в этом случае ограничены:

  • по сроку существования — если для автора срок ограничен периодом его жизни, то для наследников исключительное право действует 70 лет после смерти создавшего произведение лица;
  • по объему — если правопреемник получил исключительное право на не обнародованное при жизни автора произведение, он может быть лишен права на обнародование вовсе. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ основанием для этого служит выраженная в письменной форме воля автора на отказ от обнародования, к примеру, в его дневнике либо завещании.

ВС РФ в п. 87 постановления пленума от 29.05.2012 № 9 отметил, что в ситуации, когда исключительное право переходит сразу к нескольким лицам по наследству, оно принадлежит им совместно и может быть использовано на условиях, определенных в заключенном ими соглашении.

4. Также субъектами авторского права являются организации, специализирующиеся на коллективном управлении авторскими правами. Они осуществляют деятельность на основании договоров, заключаемых с правообладателями либо в случае, если организация имеет государственную аккредитацию (например, РАО), и без таковых.

ФАС Уральского округа в постановлении от 23.11.2012 № Ф09-11142/12 в ответ на возражения ответчика, пытавшегося оспорить право РАО представлять интересы правообладателей, не наделивших его соответствующими полномочиями, отметил, что истец как аккредитованная организация обладает таким правом.

Субъекты авторского права — правовая категория, в состав которой входят не только авторы произведений, но и иные лица, ставшие правообладателями на основании закона либо договора, включая юрлиц. Участниками судебных споров нередко являются такие субъекты авторского права, как соавторы, авторы служебных, составных, производных произведений в силу особенностей их правового положения, а также порядка реализации прав.

Субъекты авторского права

Одним из основных понятий не только в праве интеллектуальной собственности, но и вообще в праве является понятие субъекта права. Его можно определить как лицо, наделенное определенными правами и обязанностями. Так, автор является субъектом авторского права, изобретатель – субъектом права промышленной собственности или патентного права.

Автором признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Гражданский кодекс РФ устанавливает презумпцию признания автором произведения лица, которое в качестве такового указано на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом (ст. 1257 ГК РФ). Иное должно быть доказано заинтересованными лицами. Это лишний раз подтверждает трактовку творчества как акта самостоятельного создания произведения умственным трудом – интеллектуальной деятельности. Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Не признаются авторами РИД граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст. 1228 ГК РФ), в том числе граждане, оказавшие автору такого результата только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование. Не признаются авторами также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Например, автором такого произведения, как курсовая или дипломная работа, является его создатель – студент, а не научный руководитель. (Разумеется, студент признается автором при условии, что его работа не скопирована из Интернета и носит самостоятельный, творческий характер.)

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных п. 3 ст. 1228 ГК РФ, является положение о том, что исключительное право на РИД, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора.

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как физические, так и юридические лица. Автор может передать свое исключительное право на использование, например распространение созданного им литературного произведения, другому субъекту – физическому или юридическому лицу по договору или по иным основаниям, установленным законом.

Права авторов произведений науки, литературы и искусства входят в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ). Автором может быть признан и маленький ребенок, создавший какой-либо объект авторского права, т.е. для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Имеет значение юридический факт – создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

К субъектам авторского права согласно ст. 1260 ГК РФ относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Составители как субъекты авторского права обладают и личными неимущественными правами, однако эти права распространяются не на все элементы сборника, а лишь на те, которые являются результатом их творческого труда.

Но для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст. 26 ГК РФ).

Граждане, ограниченные судом в дееспособности, могут осуществлять свои авторские права только с согласия попечителей (ст. 30 ГК РФ). За граждан, признанных судом недееспособными, авторские права осуществляют их опекуны (ст. 29, 32 ГК РФ).

Субъектом авторского права является также переводчик произведения на другой язык. Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, которое он переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчика не препятствует другим лицам осуществлять собственные переводы. В данном случае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другой язык (подстрочный перевод), а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения с сохранением смыслового содержания. Например, сурдоперевод также будет являться объектом авторского права, так как переводчик осуществляет не пословный перевод, а творчески дополняет переводимый текст своими выражениями или заменяет одни слова на другие, тем самым создавая новый текст.

В случае нарушения авторского права переводчика последний, равно как и автор оригинального произведения, имеет право требовать восстановления нарушенного права, вплоть до запрещения выпуска или распространения произведения. Творчество представляет собой познание нового, ранее неизвестного и должно приводить к новому, ранее неизвестному результату.

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом нескольких граждан. Соавторы – граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом. При этом не имеет значения структура совместно созданного произведения и принадлежность отдельным соавторам права на все или на часть произведения (ст. 1258 ГК РФ). Иначе говоря, не важно, какое соавторство имело место – нераздельное или раздельное. Все лица признаются соавторами вне зависимости от того, образует произведение неразрывное целое или состоит из самостоятельно значимых частей. В основе критериев соавторства, закрепленных в п. 1 ст. 1258 ГК РФ, лежат общие критерии соавторства на любой РИД, сформулированные в п. 4 ст. 1228 ГК РФ.

Соавторство условно подразделяется на два вида, которые отличаются различным режимом использования произведений:

  • – раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки). Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, т.е. часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами;
  • – нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (например, произведения братьев Стругацких). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения. Автор может передать право на использование своего произведения как на территории РФ, так и за рубежом любым гражданам и юридическим лицам, в том числе иностранным.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Помимо соавторов субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания. Например, многие издательства пользуются такой формулировкой: “Перепечатка и любое использование материалов возможны только с письменного разрешения редакции”.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом. Исключением из данного правила являются случаи, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Если в течение трех лет работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

В случае когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное (ст. 1295 ГК РФ).

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

Основанием для государственной регистрации перехода исключительного права по наследству является свидетельство о праве на наследство, за исключением случая, когда наследственное имущество находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников (ст. 1165 ГК РФ).

Автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134 ГК РФ). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором

лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (ст. 1242 ГК РФ).

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, а также их правопреемники, работодатели и иные лица по закону или договору, приобретающие исключительные права.

Слово «автор» пришло к нам из французского языка (auteur) и толкуется как «создатель какого-нибудь произведения».

Определяя круг субъектов авторского права, ст.2 Бернской конвенции устанавливает, что конвенционная охрана «действует в пользу автора или его правопреемников».

Статья I Всемирной конвенции упоминает «авторов и всех других обладателей прав на литературные, научные, художественные произведения». По-мнению Ю.Г. Матвеева, «такие широкие формулировки позволяют, с одной стороны, охватить практически любые правила, устанавливаемые на этот счет национальными нормами участвующих в конвенциях государств, а с другой -обеспечивают интересы тех, кому c авторское право переходи в силу соглашений». В связи с этим наш «Закон об авторских правах» различает субъектов первоначального и производного авторского права[33].

Субъектами первоначального авторского права в первую очередь являются физические лица, творческим трудом которых создано произведение науки, литературы и искусства.

Авторы произведений науки, литературы и искусства являются важнейшими субъектами авторского права. Творцом произведения может быть любое физическое лицо, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведений возникают не сразу при принятии произведением объективной формы.

В соответствии с российским законодательством обладателями субъективных авторских прав могут быть российские граждане, лица без гражданства и иностранцы, их наследники и иные правопреемники, а также РФ.

Несовершеннолетние, ограниченно дееспособные и недееспособные граждане также могут быть авторами (например, сборник стихов известной в России поэтессы, трагично погибшей Ники Турбиной, вышел в свет, когда девочке всего было 8 лет), но имеют ряд ограничений в реализации авторских прав.

Согласно ст.28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени родители, усыновители или опекуны. Граждане, не обладающие полной дееспособностью, не могут заключать авторские договоры лишь с согласия попечителя, однако такие граждане самостоятельно несут ответственность по заключенным ими авторским договорам (ст.30 «Гражданского кодекса РФ»). Права несовершеннолетних и малолетних, а также ограниченно дееспособных защищаются в суде их законными представителями.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в соответствии со ст.26 ГК РФ вправе самостоятельно без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения.

Соавторство-это факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Такие случаи известны: в литературе- знаменитые И. Ильф и Е. Петров; в музыке- Р. Щедрин и Ж. Бизе и многие, многие другие.

Соавторами песни являются

Соавторство относится к первоначальным субъектам авторского права. Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т.е. чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет и соавторства. Соавторство может образовывать как единое произведение (созданное как единое целое), так и состоящее из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Например, музыкально-драматическое произведение с текстом- опера, будучи единым объектом авторского права, легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Так, ст.10 «Закона об авторских правах» указывает, что авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Вместе с тем взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними (например, на основании договора).

Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы. Их права также охраняются на территории России, однако эта охрана зависит от ряда условий, предусмотренных в ст.5 «Закона об авторских правах» РФ.

Субъектами авторского права выступают переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Авторы производных произведений пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Следующими субъектами производного авторского права являются организации (работодатели) в отношении прав на использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания (служебных произведений). Права автора служебного произведения ограничены, он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения.

Наследники также являются субъектами производного авторского права в отношении прав, полученных от автора по наследству, а именно: право охраны неприкосновенности произведения, право осуществлять или разрешать использование произведения, право на получение вознаграждения за его использование. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Важной особенностью наследования авторских прав является следующее обстоятельство: по наследству наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. Так, не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту указанных прав» (ст.29 «Закона об авторских правах»).

Помимо наследников субъектами авторского права считают издателей энциклопедий, энциклопедических словарей. Периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов, а также театры, киностудии и т. Д. Они приобретают свои права на основании договоров, заключаемых с наследниками или авторами.

Такого рода организации могут создаваться и создаются непосредственно обладателями авторских прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено. Среди основных функций организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, можно выделить:

  • – предоставление пользователям произведений лицензий на использование объектов авторского права;
  • – сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав;
  • – распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями смежных прав.

Данным организациям посвящен раздел IV «Закона об авторских правах» (ст. 44-47). Анализ положений данного раздела позволяет выделить следующие особенности коллективного института.

  • 1. Коллективаное управление осуществляется организацией, которая должна быть юридическим лицом, а юридическое лицо в данном случае может быть только некоммерческой организацией.
  • 2. Организация действует от имени правообладателей и на основании полномочий, полученных от правообладателей.
  • 3. Данная организация может осуществлять как юридическое, так и фактические действия в интересах правообладателя.

На сегодняшний день организацией по коллективному управлению авторскими правами является РАО (Российское авторское общество). РАО регистрирует произведения российских авторов, хотя данная регистрация-это «ритуал, который большого юридического значения не имеет, однако бумага с печатью, получаемая РАО, может сыграть ключевую роль в судебном разбирательстве» [34].

Особенности и характеристики субъекта авторского права

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве.

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений.

Способность выступать субъектами авторского права возникает у физ.лиц с рождения.

Общая характеристика

Авторское право – это разновидность права собственности, которое автоматически есть у автора после создания интеллектуальной собственности. Публикация для вступления прав в силу не нужна, достаточно придать объекту авторского права любую соответствующую контексту произведения форму. Субъектами авторского права могут быть как физические лица, так и юридические.

Способы передачи прав от одного лица другому:

  • продажа;
  • передача по наследству (происходит автоматически, если в завещании прежнего владельца не указано условие, противоречащее этому).

После передачи авторского права его бывший субъект больше не сможет каким-то образом влиять на события, происходящие с этой интеллектуальной собственностью (например, запретить публикацию, потребовать денежную выплату, если она не была прописана в договоре). Сама передача может быть как полной, так и частичной – по этому признаку обычно классифицируют субъектов авторского права.

О том, как получить авторские права:

читайте в статьях по ссылкам.

Кто им может быть?

Считаться субъектом может как человек, так и фирма, организация. С произведениями (музыка, книги) часто происходит так, что владельцем прав на продукт является издатель, а автор получает процент или уже получил свою единоразовую выплату при продаже.

Автор не обязан продавать права, чтобы издаваться, но многие из них соглашаются на подобное ради компромисса с издателем или просто потому, что находят сделку выгодной. Так, кто относится с субъектам авторского права?

Создатель произведения

Это первоначальный субъект авторского права. Как только интеллектуальная собственность обретает форму – музыка записывается на диск или в виде нот, книга или научный труд обзаводятся рукописью, авторское право вступает в силу.

Теперь оно закреплено за первоначальным автором в теории, но на практике при возникающих разногласиях и подозрениях других лиц в плагиате, автор должен будет предоставить доказательства, из которых будет ясен настоящий временной период создания.

Лица-владельцы по договору

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве. Автор может заключить исключительный договор по передаче прав на интеллектуальную собственность с любыми условиями.

Таким образом субъектами становятся физические лица, ранее не имеющие никакого отношения к объекту права, а также юридические лица. Последнее случается чаще – авторы нередко продают права компаниям, чтобы прославиться или выйти на рынок в своей области. Лица-владельцы исключительных прав могут распоряжаться их объектом полностью – если это не противоречит действующему законодательству.

Работодатели

В том случае, когда интеллектуальная собственность является результатом официальной работы по найму, владельцем авторских прав считается работодатель, а не сотрудник. Это касается любого объекта авторских прав, который осознанно создаётся автором в пользу работодателя во время трудовых часов или в любое произвольное время, если график свободный.

Сотрудники-авторы не обладают авторскими правами на продукты своего труда, так как это прописано в трудовом договоре – работник отказывается от всех прав на результаты своего труда, получая заработную плату. Автор имеет право объявить себя таковым, но юридической или финансовой силы такое заявление иметь не будет, принося только репутационную прибыль в некоторых редких случаях.

Организации и корпорации

Под началом особо крупного производителя или компании с любым другим массовым видом деятельности трудятся сотни и тысячи авторов.

Весь контент, так или иначе создаваемый ими, принадлежит не конкретному руководителю, а корпорации, которая очень часто управляется группой людей и является коллективной собственностью (акционерская система). Это называется корпоративным правом.

Работая на такую организацию и получая за свой труд оплату, автор автоматически отказывается от дальнейшего получения от него какой-либо отдельной прибыли. Автор не может запретить использовать объект авторского права так, как считает неподобающим, а также не может заниматься реализацией такой интеллектуальной собственности самостоятельно.

Если в регламенте организации прописаны условия неразглашения на тот или иной объект авторского права, автор обязан соблюдать их. За разглашение, намеренную помощь другим организациям по вопросу этой конкретной интеллектуальной собственности сотрудник может понести ответственность.

Наследники

Когда автор произведения умирает, владея при этом действующими авторскими правами, они классифицируются как наследство и передаются наследникам так же, как и другое имущество. Автор может указать в нотариально заверенном завещании судьбу своей интеллектуальной собственности, если захочет. Передавать в наследство авторские права можно не только физическим, но и юридическим лицам.

Если интеллектуальная собственность уже была продана на момент жизни автора-владельца, наследники уже не имеют на неё никаких прав. Единственная возможность – оспорить сам факт передачи прав, ссылаясь на недееспособность покойного, если передача произошла незадолго до смерти по причине преклонного возраста или болезни, подразумевающей нарушения психики.

Составители сборников

Сборники создаются из многих видов интеллектуальной собственности – музыкальные композиции, литературные произведения, кинофильмы. Включение произведения в сборник, предназначенный для получения выгоды законным путём возможно только с согласия субъекта авторского права, владеющего интеллектуальной собственностью на данный момент.

Практически всегда данное соглашение подразумевает прибыль для владельца произведения. Обойти его согласие – прямое нарушение авторского права. Исключение составляют сборники, чей составитель не рассчитывает на получение прибыли.

Произведения в таких сборниках должны находиться в открытом доступе, владелец ни одного из произведений не должен быть против свободного некоммерческого распространения его собственности.

Составитель сборника не становится совладельцем прав на интеллектуальную собственность с автором или субъектом авторского права.

Он получает право на придуманный и реализованный им порядок составления, что не мешает другим лицам составлять свои сборники из тех же произведений, не повторяя порядок и другие индивидуальные особенности этой конкретной сборки – это уже считается плагиатом.

Создатель вторичного творения

Производное произведение создаётся на основе уже имеющегося оригинала. Наиболее яркими примерами являются киноадаптации, переводы на другие, отличные от оригинала языки, адаптация произведения для какой-либо из социальных или национальных групп, театральные постановки на основе других произведений, а также множественные музыкальные аранжировки и перезаписи музыки в другом качестве.

Оригинал и производное произведение – два разных объекта авторского права, даже если изменения минимальны. Автор последнего имеет авторское право только на результат своей работы, не получая никаких прав на оригинал.

Писатель служебного произведения

Служебные произведения – интеллектуальная собственность работодателя, так как созданы в результате регламентированной трудовой деятельности. Если трудоустройство официальное, первоначальный (фактический) автор не имеет никаких прав на реализацию произведения в коммерческих целях и не может рассчитывать на прибыль.

Соавторство

Соавторством называется авторское право нескольких лиц на одно произведение.

Не имеет значение, состоит ли интеллектуальная собственность из нескольких частей или её нельзя разделить без потери содержания (литературное произведение, музыкальная композиция, изображение), соавторство действует одинаково.

Соавторство может быть безусловным, когда все субъекты авторского права наделены одинаковыми полномочиями, так и выделять некоторых среди других. Второй вариант легче всего просматривается на примере соавторства в научных работах, где выделен ведущий автор и тот, кто в силу меньшего опыта и возможностей вложил в общий результат меньший объём труда.

Однако вне зависимости от объёма, вложенного любым из соавторов, он остаётся в своём праве даже в спорных ситуациях. Разделение прибыли от авторства нередко становится причиной судебных разбирательств.

Авторское право разделено на множество разделов и подразделов по той причине, что может применяться в любой из сфер деятельности человека. Защитить автора – создателя или владельца, исключительно в интересах законодательства, так как это способствует здоровой конкуренции и развитию в соответствующей контексту области.

3.1. Правовой статус и виды субъектов авторских прав

Глава 3. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

3.1. Правовой статус и виды субъектов авторских прав

К субъектам авторских прав прежде всего относятся авторы. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Поскольку творческий характер труда физического лица является определяющим для получения им статуса автора, в законодательстве содержится специальная оговорка, что авторами не могут быть граждане, которые не внесли личного творческого вклада в создание результата.

Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, субъектом авторского права в первую очередь является то лицо, “духовному творчеству которого сочинение обязано своим происхождением”. В.А. Дозорцев писал, что “творческий результат интеллектуальной деятельности носит следы личности автора“. По мнению Л. Бентли и Б. Шермана, “личный статус автора принимается во внимание при решении вопроса о допуске произведения к охране. В некоторых случаях труд, затраченный автором на создание произведения, является мерилом оригинальности”. Таким образом, авторами могут быть только физические лица.

Согласно пояснительной записке к проекту ч. 4 ГК РФ “кодификация законодательных норм об интеллектуальной собственности в самостоятельную часть четвертую (раздел VII) ГК РФ полностью отвечает потребностям общественной жизни”. Особо отмечается, что “в условиях, когда результаты творческой деятельности становятся предметом многообразного и постоянно расширяющегося рыночного оборота, требуется особое внимание к правам их создателей, поскольку их интересы могут вступать в противоречие, с одной стороны, с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свободном использовании созданного автором творческого результата, а с другой – с интересами более сильных в экономическом смысле коммерческих организаций, которым автор в большинстве случаев передает права на свое творение. Защитить права автора может только государство, закон. Принцип повышенной защиты интересов авторов заложен в законодательных системах большинства стран континентальной Европы”.

Подобная позиция содержится в Заключении Комитета Государственной Думы по информационной политике от 7 сентября 2006 г. См.: Белая книга. История и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. С. 11.

Помимо авторов, согласно подходу отечественного законодателя, субъектами авторского права признаются иные физические лица, а также юридические лица и публично-правовые образования.

Так, выделяется категория правообладателей, не являющихся авторами. Такими правообладателями могут быть как граждане, так и юридические лица, публично-правовые образования. В отличие от авторов данные правообладатели приобретают права на результаты интеллектуальной деятельности по производному основанию (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Следующим субъектом авторских прав является работодатель (согласно нормам о служебном произведении (ст. 1295 ГК РФ)). Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовыми обязанностями (служебное произведение), принадлежат автору (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Однако исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

К числу иных субъектов авторских прав относятся также наследники и иные правопреемники, в частности, если исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ), в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ для назначения исполнителя завещания (душеприказчика). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Субъектами авторских прав могут выступать публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). Так, исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, которое создано по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, может принадлежать этим субъектам (п. п. 1, 2 ст. 1298 ГК РФ).

Законодатель также предусматривает возможность осуществления коллективного управления авторскими правами специальными организациями (ст. 1242 ГК РФ). Такие организации могут создаваться только в определенных случаях и должны соответствовать некоторым специально установленным законом требованиям:

  • коллективное управление правами должно использоваться только в том случае, когда осуществление имущественных прав самим правообладателем в индивидуальном порядке затруднено (масштабы использования произведения) или когда в соответствии с ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия их обладателей, но с выплатой им вознаграждения (ст. 1245, п. 3 ст. 1263, ст. 1326 ГК РФ);
  • управление коллективными правами осуществляют некоммерческие организации, основанные на членстве;
  • их создание не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами (п. 1 ст. 1242 ГК РФ).

В отличие от ранее действующей нормы п. 2 ст. 44 Закона об авторском праве в ч. 4 ГК РФ указывается шесть сфер, в которых устанавливается государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1244 ГК РФ). Причем в каждой из них может быть аккредитована одна организация (п. 2 указанной статьи). Так, например, Российское авторское общество получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе в сферах, предусмотренных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ:

  • управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6 – 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ);
  • осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ).

Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создана исполнителями и изготовителями фонограмм в целях коллективного управления смежными правами в установленных законодательством сферах как на территории России, так и за ее пределами. Данная организация получила государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению смежными правами (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ):

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Некоммерческое партнерство “УПРАВИС” является организацией, аккредитованной государством в сфере управления правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (ст. 1293 ГК РФ) (подп. 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

Российский союз правообладателей является единственной организацией, аккредитованной в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (ст. 1245 ГК РФ) (подп. 4 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

Однако, несмотря на наличие аккредитованной организации, могут создаваться и другие организации по управлению правами на коллективной основе в данных сферах (абз. 2 п. 3 ст. 1244, п. 1 ст. 1244 ГК РФ). Тем не менее, в отличие от аккредитованной, они могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия на основании договора о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1242 ГК РФ). Аккредитованная же организация может осуществлять управление правами и сбор вознаграждения в том числе и для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Помимо этого, субъектами авторских прав могут быть лица, организовавшие создание сложных объектов. В ст. 1240 ГК РФ указывается, что лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание сложного объекта (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Так, изготовителю (продюсеру) принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в п. 2 ст. 1263 ГК РФ.

Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения (и иного сложного объекта) вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом (подп. 3 п. 4 ст. 1263 ГК РФ, п. 4 ст. 1240 ГК РФ).

По общему правилу организатор создания сложного объекта приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект; соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон (подп. 2 п. 1 ст. 1240 ГК РФ).

В то же время при использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат (п. 3 ст. 1240 ГК РФ).

Субъектами авторских прав могут быть также иностранные граждане. Так, исключительное право на произведение может быть признано за иностранными гражданами (их правопреемниками) в случаях, если произведение обнародовано на территории Российской Федерации; если произведение не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации; если произведение обнародовано за пределами территории РФ или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации подлежит правовой охране (ст. 1256 ГК РФ). Например, Соглашение “О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности” (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г., участницы – страны ЕврАзЭС); “О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав” (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г.) и др.

Источники:
http://rusjurist.ru/intellektualnaya_sobstvennost/avtorskoe_pravo/subekty_avtorskih_prav_harakteristika_i_osobennosti/
http://studme.org/40542/pravo/subekty_avtorskogo_prava
http://studwood.ru/2453887/pravo/subekty_avtorskogo_prava
http://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/kto-mozhet-byt-subektom.html
http://www.online-diplom.ru/2016-green-es/ohrana-avtorskih-prav-7.html
http://ipc.arbitr.ru/node/14195

Ссылка на основную публикацию