Лицензирование управляющей компании. Лицензия на управление многоквартирными домами (МКД).

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110 “О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110
“О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами”

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2015 г., 13 сентября 2018 г., 30 января 2021 г.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

Положение о ведении реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее – Положение о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций);

Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами).

2. Установить, что разъяснения по применению Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положения о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и Положения об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Реализация полномочий, предусмотренных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Положением о ведении реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и Положением об осуществлении контроля за соблюдением требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить:

порядок проведения квалификационного экзамена, порядок определения результатов квалификационного экзамена, порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов, форму квалификационного аттестата и перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене;

методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации;

методические рекомендации по разработке административного регламента предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, включая примерные формы документов, используемых при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

методические рекомендации по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

в 2-месячный срок со дня утверждения методических рекомендаций, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 4 настоящего постановления, утвердить административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и административный регламент исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации;

не позднее 1 января 2015 г. обеспечить возможность подачи и получения документов по вопросам лицензирования в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N 1110)

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2015 г., 13 сентября 2018 г., 30 января 2021 г.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.

2. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее – лицензирующий орган).

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 сентября 2018 г. – Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

3. Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 – 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N АКПИ15-957 подпункт “а” пункта 3 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 15 января 2020 г. N АКПИ19-851, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 июня 2020 г. N АПЛ20-59, подпункт “б” пункта 3 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

Решением Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N АКПИ15-957 подпункт “б” пункта 3 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Читайте также:
Регистрация ООО в Краснодаре. Как открыть и оформить документы
Информация об изменениях:

Подпункт “в” изменен с 26 сентября 2018 г. – Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 3 дополнен подпунктом “г” с 26 сентября 2018 г. – Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 26 сентября 2018 г. – Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

4. К соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензия) с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 – 5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 4.1 с 26 сентября 2018 г. – Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

4.1. К грубым нарушениям лицензионных требований относятся:

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “а” пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “а” пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “а” пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 “О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 “Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах”, за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743 “Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах”;

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 4 сентября 2019 г. N АКПИ19-483 подпункт “д” признан не противоречащим действующему законодательству

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее – техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

Читайте также:
Регистрация ООО в Барнауле. Как открыть и оформить документы

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “г” пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Подпункт “з” пункта 4.1 применяется с 1 марта 2019 г.

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 “О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами”.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 4.1 с 26 сентября 2018 г. – Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

Пункт 4.2 в редакции названного постановления применяется с 6 октября 2018 г.

4.2. При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами “а”, “б”, “г”, “д” и “з” пункта 4.1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами “в”, “е”, “ж” пункта 4.1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5.2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в котором также указываются следующие сведения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 настоящего Положения:

а) о регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

б) об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии (должностного лица другого хозяйственного общества, выступающего в качестве единоличного исполнительного органа соискателя лицензии) (далее – должностное лицо соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации;

г) об отсутствии в сводном федеральном реестре лицензий информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии;

д) утратил силу с 26 сентября 2018 г. – Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

Лицензия на управление многоквартирным домом: как жилищная инспекция шантажирует участников рынка и что с этим делать?

В 2015 году было введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 5 лет – длинная дистанция и оглядываясь назад можно сделать некоторые выводы о плюсах и минусах созданной государством системы.

Что такое лицензия и как в нее попадают

Целью государственной системы лицензирования была попытка создать цивилизованные правила игры для всех участников рынка. Для этого государство придумало такой механизм: управляющей организации дается лицензия, в которую включаются те дома, которыми она управляет. Вся эта информация размещается в открытом доступе и ее можно найти в сводном федеральном реестре лицензий на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Проверить лицензию управляющей организации» (далее через ввод ИНН выпадает лицензия, а в ней указаны все дома, которыми управляет лицензиат). Кроме того, есть еще реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который размещается на сайте региональной жилищной инспекции (п. 1 ст. 195 ЖК РФ).

Управляющая компания является лицензиатом, т.е. лицом, работающем на основании лицензии. Применительно к ТСЖ в п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ в законе сделано исключение о том, что для ТСЖ лицензия не требуется.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации был Утвержден приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее – Порядок № 938).

Читайте также:
Налогообложение малого бизнеса в 2021 году: основные отличия трех главных систем

Для того, чтобы многоквартирный дом попал в лицензию к управляющей организации она обязана подать заявление с необходимыми документами в жилищную инспекцию. К заявлению прикладывается следующая информация:
– адрес многоквартирного дома;
– основания заключения, прекращения или расторжения договора управления – реквизиты договора управления многоквартирным домом;
– данные о заявителе (ИНН, номер лицензии)
– данные о реорганизации лицензиата (если она была)
– копия протокола и решения общего собрания собственников о выборе способа управления
– копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания
– копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей МОП
– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов
– ряд иных документов, используемых в отдельных случаях
– опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем.

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя. В ряде регионов данные документы можно подавать при наличии ЭЦП на юридическое лицо в электронном виде через порталы государственных услуг.

После получения данных документов в срок до 10 рабочих дней они подлежат рассмотрению и по итогам жилищная инспекция принимает решение:
– о внесении изменений в реестр
– об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов
– о приостановлении рассмотрения заявления.

Важно то, что жилищная инспекция имеет право проводить проверку по отсутствию признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений (например, при принятии решения о непосредственном управлении домом, если в нем более 30 квартир). В этом случае жилищная инспекция может обратиться в суд для установления судом факта ничтожности протокола.

С другой стороны, приостановка рассмотрения заявления возможна при подаче неверных сведений (дается срок на исправление данных), либо поступление в жилищную инспекцию в рамках 10 рабочих дней с даты подачи заявления сведений о еще одном лицензиате. Такое бывает, если за короткий срок новая управляющая организация успевает переголосовать дом.

Однако в Порядке № 938 прямо не прописана ситуация, как действовать жилищной инспекции при дублировании протоколов общих собраний. Сказано лишь, что жилищная инспекция «принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение», а механика такого решения никак не отражена, что само по себе плохо, т.к. способно привести к злоупотреблениям.

После принятия решения о включении дома в лицензию к управляющей организации, жилищная инспекция уведомляет об этом в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Как исключаются из реестра лицензии

Основанием для исключения дома из лицензии управляющей организации является принятие решения на общем собрании. Способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).

В идеальных цивилизованных условиях после принятия такого решения в течение 5 рабочих дней со дня прекращения или расторжения договора управления, лицензиат (т.е. управляющая организация) обязан:
– разместить эти сведения в ГИС ЖКХ
– направить их в орган государственного жилищного надзора.

Такой порядок предусмотрен в п. 2 ст. 198 ЖК РФ и он практически никогда не выполняется. Чаще всего управляющие организации максимально затягивают данный вопрос, оспаривая протокол. Ответственности за невыполнение п. 2 ст. 198 ЖК РФ нет практически никакой, все это знают и все этим пользуются.

Если такое заявление направляется низложенной управляющей организацией, то жилищная инспекция вносит данные изменения в реестр за 10 рабочих дней. Однако, как уже было отмечено, такое заявление направляет не прежняя управляющая организация, а новая (либо ТСЖ).

В этом случае жилищная инспекция проводит внеплановую проверку. Ее срок также не может превышать 10 рабочих дней, но чаще всего этого срок продляется в связи с наличием сведений в реестре о данном доме в лицензии прежней управляющей организации (ведь она не подает заявление об исключении дома из ее лицензии в пятидневный срок, а ответственности за неподачу сведений – никакой).

Затем через п. 10 и п. 16 Порядка № 938 осуществляется приостановка на 30 рабочих дней (а их часто достаточно для того, чтобы оспорить протокол).

Реестр лицензии и ТСЖ

Несмотря на то, что ТСЖ управляет домом без лицензии, государство планомерно ужесточает регулирование применительно к этой форме гражданской самоорганизации.

В соответ. с п. 7 ст. 135 ЖК РФ, при создании в доме ТСЖ оно обязано в течение 5 рабочих дней со дня регистрации подать уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, который установлен Минстроем России. Однако проблема в том, что такого порядка нет, а Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (т.е. касается лицензии управляющий организаций, а не ТСЖ).

С другой стороны, в п. 3 ст. 198 ЖК РФ, государство фактически приравняло ТСЖ к лицензиатам, указав, что порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра распространяется и на ТСЖ.

Читайте также:
Нотариальные доверенности. Удостоверение доверенности в суд, налоговую, ПФР и ФСС

Ситуация эта довольно печальная и вот почему:
– в соответствии с п. 5 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
– в соответ. с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354), ТСЖ приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты его государственной регистрации.

Такая же позиция приведена в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 6 июля 2015 г. N 310-КГ14-8259.
Возникает закономерный вопрос: как можно предоставлять коммунальные услуги с даты государственной регистрации (как это написано в законе), если жилищная инспекция не допускает ТСЖ до управлениям домом. Здесь очевидное несоответствие положений п. 3 ст. 198 ЖК РФ и п. 15 Правил № 354.

Реестр лицензии как инструмент шантажа и коррупции

И тут мы подходим к следующему важному моменту: жилищная инспекция очень часто использует реестр лицензии как инструмент шантажа и некую дубинку, которую она применяет избирательно, разрешая или не разрешая игрокам рынка подойти к управлению домом.

Порядок № 938 – очень запутанный, имеющий большой коррупционный потенциал для злоупотреблений. Например, в числе обязательных документов, которые необходимо представить для исключения дома из реестра лицензии, является копия акта приема-передачи технической документации на дом. Без этого документа – жилищная инспекция легко откажет в исключении дома из реестра лицензии.

Между тем, в соответ. с п. 1 ст. 198 ЖК РФ, документы на дом передаются в течение 3 рабочих дней после исключения дома из реестра лицензии. Получается замкнутый круг: жилищная инспекция не исключит дом, пока не будет предоставлена копия акта на полученные документы, а сам акт должен делать в течение 3 рабочих дней после самого исключения.

Несмотря на то, что пп. «г» п. 3 Порядка № 938 признан недействительным решением Верховного суда РФ от 13.08.2019 № АКПИ19-474, жилищная инспекция его все равно использует, чтобы потянуть время (когда нужно) и пошантажировать игроков рынка (пустить нужных и не пустить неугодных). А кто не согласен, тот может идти в суд и терять 3 месяца на обжалование незаконных действий (а пока идут разбирательства – дом переголосуется в другую сторону).

Можно ли управлять домом, не будучи в реестре

Если говорить про управляющие организации, то по логике закона – нельзя (хотя некоторые управляющие организации не отдают дом после смены способа управления и переголосовывают после попытки рейдерского захвата и включения дома в лицензию конкурента).

Говоря про ТСЖ, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Пока мы видим много норм в жилищном праве, которые противоречат сами себе и очень емки с точки зрения коррупции сотрудников жилищной инспекции.

Безусловно, мы бы хотели, чтобы вопросы расторжения договора управления решались цивилизованно: общее собрание принимает решение, управляющая компания подает за 5 дней заявление, а еще за 10 уходит из дома.

Но лично я за пять лет работы системы лицензирования – такого не видел. Наверно, цивилизованные разводы случаются (ведь для кого-то эта красивая конструкция норм придумана), но очень редко, и мне не попадалась. Чаще всего смена способа управления домом – это война, а раз так, то нужно учиться защищать себя самостоятельно.

И конечно же, требуется перебрать Порядок № 938, убрать из него самые коррупционные нормы и облегчить работу ТСЖ как низовой форме гражданской самоорганизации.

Как получить лицензию на управление МКД

Начинать свой бизнес всегда трудно и рискованно, особенно когда не знаешь в каком направлении двигаться. Это касается любой предпринимательской деятельности, будь то строительство, финансы или сфера жкх. Область жилищно-коммунального хозяйства стоит особняком, поскольку охватывает сразу несколько областей взаимодействия. Тем не менее, год от года становится все больше желающих возглавить управление многоквартирными домами. О том, как успешно запустить свой проект, получить лицензию и удержаться на плаву, и поговорим.

Еще до октября 2014 года все было попроще. Достаточно было просто зарегистрировать свою организацию как ИП или юридическое лицо, и сразу же можно было приступать к управлению МКД. Но теперь все несколько изменилось.

Траектория движения

После того, как было введено обязательное лицензирование в сфере жкх по ФЗ №255 от 21.07.2014 года, был разработан специальный квалификационный экзамен, который является первой ступенью на пути к лицензированию управляющих компаний. Экзамен из себя представляет тестирование на компьютере. Проходить его должен руководитель УК или иное должностное лицо, которое имеет отношение делу.

Экзаменуемому присваивается идентификационный код, после чего компьютер выдает 100 случайных вопросов. Нужно ответить хотя бы на 86 из них правильно за 120 минут. Тогда экзамен будет засчитан. Кстати, проверить себя, узнать правильные ответы и потренироваться бесплатно можно на онлайн тренажере. Запустить тестирование можно в режиме обучения или экзамена в зависимости от цели.

Но это только первая часть пройденного пути на получение лицензии управляющими компаниями. После получения квалификационного аттестата нужно идти за лицензией. Как и где ее получить:

  1. Обладателю квалификационного аттестата нужно подать письменное заявление на получение лицензии. Заявления рассматривает региональная лицензионная комиссия. Причем, в разных регионах могут предъявляться разные требования к оформлению заявления лицензиатами со стороны ГЖИ.
  2. Указать в заявлении достоверные сведения о себе и своей УК. В случае успешного получения лицензии, руководитель управляющей компании сможет управлять МКД только в том регионе, где ее получил. Поэтому если у вас несколько УК в разных регионах, то вам придется получать лицензию в каждом из них. А вот квалификационный аттестат, выданный сроком на 5 лет, действует без ограничений на всей территории страны.
  3. Также управляющая компания должна быть в обязательном порядке зарегистрирована на территории России в качестве ИП или юридического лица.
  4. Соискатель на получение лицензии не должен числиться в реестре дисквалифицированных лиц, то есть не должен выступать фигурантом административного правонарушения или черного списка тех, чья лицензия аннулирована.
  5. Также у претендента не должно быть неснятой или непогашенной судимости по экономическим преступлениям любой степени тяжести.
  6. И последний, но самый важный пункт: необходимо целиком следовать Стандарту раскрытия информации.
Читайте также:
Субсидии малому бизнесу в России, этапы и сроки их получения

Итак, подытоживая все выше сказанное, можно отметить ключевые шаги в получении лицензии:

  1. Зарегистрировать свою компанию на территории России
  2. Подготовиться и сдать квалификационный экзамен.
  3. Получить аттестат и подать заявку на получение лицензии, заплатив пошлину 30 000 рублей.
  4. Указать о себе достоверные сведения и не числиться среди дисквалифицированных, утерявших квалификационный аттестат лиц и осужденных за экономические преступления
  5. В полной мере раскрывать информацию о своей деятельности, согласно действующей редакции Постановления Правительства №731 от 27.09.2014 года

Лицензирование управляющей компании. Лицензия на управление многоквартирными домами (МКД).

С 20 декабря 2020 года вступили в силу изменения в приказ Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ» (приказ Минстроя России от 30.10.2020 № 658/пр).

Несоответствие документов установленным требованиям может привести к отказу во внесении изменений в реестр лицензий, поэтому управляющим организациям, товариществам собственников жилья (ТСЖ, ТСН) и жилищным кооперативам (ЖСК, ЖК, ПК) важно знать, что изменилось.

Напоминаем, что товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы должны уведомлять орган, осуществляющий региональный жилищный надзор, о начале своей деятельности по управлению многоквартирным домом или о прекращении управления домом (части 6 и 7 статьи 110 Жилищного кодекса РФ, части 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса РФ). Порядок направления этого уведомления был не определён, а теперь Приказ №938/пр закрепляет, что Порядок касается и этих случаев (п. 2 Порядка).

Требования к содержанию заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ существенно дополнены (п. 2 Порядка), в нем должны содержаться следующие сведения:

– адрес многоквартирного дома;

– основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом;

– реквизиты договора управления домом в случае управления МКД управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, или заключения договора управления МКД товариществом собственников жилья либо кооперативом;

– сведения о размещении в ГИС ЖКХ электронного образа договора управления МКД либо договора управления МКД, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием ГИС ЖКХ;

– сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников, которым собственники утвердили условия договора управления МКД, в случае заключения договора управления с каждым собственником помещения в таком доме;

– реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (в случае заключения договора управления МКД, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);

– данные о заявителе (наименование, ИНН, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД на основании лицензии – номер лицензии);

– данные о реорганизации лицензиата (в случае реорганизации);

– сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников по вопросу выбора, изменения способа управления домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления, в орган государственного жилищного надзора;

– сведения о размещении в ГИС ЖКХ электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации, в соответствии с которым организация определена победителем, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся (в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления в результате проведения открытого конкурса в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);

– опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов.

Пункт 3 Порядка про приложения полностью утверждён в новой редакции. К уведомлению о начале (прекращении) управления или заявлению о внесении изменений в реестр лицензий теперь необходимо прикладывать такие документы:

– в случае заключения управляющей организацией договора управления с застройщиком в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса РФ:

копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

– в случае назначения временной управляющей организации органом власти в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ:

Читайте также:
Налоговые каникулы для ИП и ООО в 2021 году

копия решения органа местного самоуправления об определении управляющей организации для управления МКД;

– в случае вступления в силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников о выборе управляющей организации или об изменении способа управления домом в соответствии с частью 3.1 статьи 198 Жилищного кодекса РФ:

копия вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом и (или) решения общего собрания собственников о расторжении договора управления;

– в случае заключения товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом:

1) сведения о размещении копии протокола (-ов) общего собрания собственников помещений о выборе или изменении способа управления домом, об утверждении устава ТСЖ, об утверждении устава жилищного кооператива в ГИС ЖКХ или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола (ов) общего собрания собственников помещений по этим вопросам в орган государственного жилищного надзора;

2) копия устава ТСЖ или жилищного кооператива;

3) сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ либо жилищного кооператива, или правления ТСЖ либо жилищного кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений по этому вопросу в орган государственного жилищного надзора;

– в случае выбора способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом:

1) сведения о размещении копии протокола (-ов) общего собрания о выборе или изменении способа управления, об утверждении устава ТСЖ, об утверждении устава жилищного кооператива в ГИС ЖКХ или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола (-ов) общего собрания собственников помещений по этим вопросам в орган государственного жилищного надзора;

2) сведения о размещении копии протокола общего собрания членов ТСЖ (жилищного кооператива) или правления ТСЖ (жилищного кооператива) о дате начала управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ;

3) копия устава ТСЖ или жилищного кооператива;

– в случае расторжения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией:

1) сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ (жилищного кооператива) или правления ТСЖ (жилищного кооператива) о расторжении договора управления в ГИС ЖКХ;

2) копия направленного уведомления о расторжении договора управления или копия вступившего в законную силу соответствующего решения суда или копия заключенного соглашения о расторжении договора управления;

– в случае расторжения по инициативе управляющей организацией в одностороннем порядке договора управления домом с собственниками:

копия заявления о прекращении договора управления и сведения о способе и сроке его передачи собственникам.

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным лицом заявителя за исключением случаев направления таких сведений в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством РФ об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, или посредством информационной системы, использующей функции Единой системы идентификации и аутентификации пользователя (ЕСИА).

Ранее изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносились с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в решении органа государственного жилищного надзора, но не раньше срока, определенного в договоре управления.

Теперь даты конкретизированы в зависимости от случаев внесения изменений в реестр лицензий:

– в случаях, определенных частями 4, 13, 14, 17 статьи 161, частями 3.1, 5 – 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, – со следующего дня после дня принятия решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока, определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации, договором управления с застройщиком, решением органа местного самоуправления, органа государственной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

– в случае принятия решения общего собрания собственников помещений об изменении способа управления домом и других не перечисленных выше случаях, – с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления, решением общего собрания, решением общего собрания членов ТСЖ или жилищного кооператива, правления ТСЖ или жилищного кооператива.

Cлужба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области

  • События
    • Независимая антикоррупционная экспертиза
    • НПА службы
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного жилищного надзора
    • Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного лицензионного контроля
    • Политика обработки персональных данных
    • Ежегодные планы проверок
    • Отчеты о работе
    • Сведения о результатах плановых и внеплановых проверок
    • Результаты проверок органов местного самоуправления
    • Результаты работы
    • Нормативные правовые акты Российской Федерации
    • Нормативные правовые акты Иркутской области
    • Порядок поступления граждан на государственную гражданскую службу Иркутской области
    • Контакты
    • Порядок обжалования решения конкурсной комиссии
    • Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы
    • Документы, необходимые для участия в конкурсе
    • Результаты
    • Сведения о вакантных должностях
    • Конкурсы
    Читайте также:
    ЕГАИС в 2021 году для ИП и ООО. Продажа алкоголя в розницу (нужно ли подключать для пива?)
    • Образцы заявлений в службу
    • График приема граждан
    • Справочная информация
    • Проекты межевания территорий
    • Профстандарты в сфере ЖКХ
    • Статьи КОАП в сфере ЖКХ
    • Видеоматериалы по вопросам ЖКХ
    • Положение о порядке рассмотрения обращений граждан
    • г. Братск, Братский район
    • г. Нижнеудинск, Нижнеудинский район
    • г. Тулун, Тулунский район
    • Куйтунский район
    • г. Железногорск-Илимский, Нижнеилимский район
    • Усть-Кутский район
    • Иркутск
    • Документы
    • Общая информация
    • Информация для Застройщика
    • В помощь Дольщику
    • Комиссия по вопросам, связанным с исполнением застройщиками своих обязательств перед гражданами
    • План проведения проверок
    • Информация о проведенных проверках
    • Реестр выданных заключений (отказов в выдаче заключений) о соответствии
    • “Дорожные карты”
    • Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля и надзора в области долевого строительства
    • Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Службы в области долевого строительства
  • Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

    • Основные задачи и функции
    • Нормативные документы
    • Для управляющих организаций
    • Работа Лицензионной комиссии
    • Вопрос-ответ

    1 сентября 2014 года вступили в законную силу изменения в жилищное законодательство Российской Федерации, предусматривающие переход к государственному регулированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с использованием механизма лицензирования.

    Указанные изменения внесены Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

    В соответствии с указанным нормативно правовым актом Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом Х, предусматривающим положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе лицензионных требованиях к лицензиату (соискателю лицензии), должностному лицу лицензиата (соискателя лицензии), аннулировании лицензии и прекращении ее действия.

    Должностное лицо, должностные лица лицензиата обязаны иметь квалификационный аттестат.

    Проверка квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, порядок определения результатов квалификационного экзамена утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 декабря 2014 года № 789/пр. Указанный приказ вступил в силу 15 декабря 2014 года.

    В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждено Постановление от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Положение о лицензировании). Согласно п. 4 Положения о лицензировании к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензия) с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1- 5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации:

    – регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

    – наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

    – отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    – отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

    – отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

    Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации:

    – соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.

    В соответствии с Положением о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган следующие документы:

    – заявление о предоставлении лицензии, составленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

    – копию квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии;

    – опись прилагаемых документов.

    В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

    а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома в соответствии с требованиями установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах);

    Читайте также:
    Какую систему налогообложения выбрать для ИП

    б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности);

    в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации:

    – регистрация лицензиата в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

    – наличие у должностного лица лицензиата квалификационного аттестата;

    – отсутствие у должностного лица лицензиата неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    – отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата;

    – отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату;

    – соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса (обеспечение свободного доступа к информации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации № 731 от 23 сентября 2010 года).

    Согласно ст. 194 Жилищного кодекса Российской Федерации заявление лицензиата (соискателя лицензии) рассматривается в срок не более 30 рабочих дней лицензирующим органом, который представляет лицензионной комиссии мотивированное предложение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

    Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории Иркутской области.

    Основаниями для отказа являются:

    1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

    2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации.

    Подробно ознакомиться приказами Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, можно на официальном сайте – http://www.minstroyrf.ru/ в разделах «Специалистам» – «ЖКХ» – «Лицензирование» или на нашем сайте.

    В соответствии со статьей 7 Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года.

    После 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

    Дата изменения: 26.01.2021 12:33

    Вопрос-ответ

    Вопрос: Каким требованиям должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии ?

    Ответ: Законом установлен конкретный перечень требований, которым должна соответствовать управляющая организация для получения лицензии:

    1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

    1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

    2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа – единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

    3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

    5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

    Вопрос: Нужно ли получать лицензию для осуществления деятельности ТСН (ТСЖ, ЖСК, ЖК)?

    Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

    Вопрос: На какой срок предоставляется лицензия?

    Ответ: Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

    Читайте также:
    Документы для регистрации ООО в 2021 году. Список (перечень)

    Вопрос: В каких случаях и в каких размерах должна уплачиваться государственная пошлина?

    Ответ: За предоставление лицензии – 30 000рублей, за переоформление лицензии – 5 000 рублей.

    Вопрос: Как долго может рассматриваться заявление о предоставлении лицензии?

    Ответ: Максимальный срок предоставления лицензии может достигать 45 рабочих дней с момента поступления в лицензирующий орган соответствующего заявления.

    Вопрос: Имеет ли право управляющая организация заключить договор управления до получения лицензии?

    Ответ: Нет. Договор управления может быть заключен только с управляющей организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

    Вопрос: Обязана ли управляющая компания уведомлять лицензирующий орган о смене адреса места своего нахождения?

    Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии. Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом. За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

    Вопрос: В какой срок лицензиат должен подать заявление о переоформлении лицензии?

    Ответ: Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

    Вопрос: Может ли деятельность, на которую предоставлена лицензия, осуществляться на территории других регионов России?

    Ответ: Лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами действует в пределах только того субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти которого она выдавалась. Для управления многоквартирными домами, расположенными в других регионах, лицензиату предстоит получить лицензии в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

    Вопрос: В каких случаях может быть аннулирована лицензия управляющей организации?

    Принудительное прекращение действия лицензии возможно только в случае ее аннулирования. Сама процедура аннулирования лицензии не проста. Законом исчерпывающе определены основания для аннулирования лицензии, а также четко упорядочен сам процесс.
    Аннулировать лицензию может только суд, если в его адрес поступило соответствующее заявление органа государственного жилищного надзора. Подобные иски обязательно должны быть санкционированы лицензионной комиссией субъекта РФ. При отсутствии такого разрешения, лицензирующий орган не имеет права самостоятельно обращаться в суд. Однако и тут не все так просто. Основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, указанным в части 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд. В качестве еще одного самостоятельного основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с вышеуказанным требованием является отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат

    Вопрос: Какие сведения и документы предоставляются для включения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ? Ответ:

    Требования к оформлению документов о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ установлены приказом Минстроя России от
    25.12.2015 № 938/пр “Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации”.

    Заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ должно содержать:
    а) адрес многоквартирного дома;
    б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
    в) копию договора управления многоквартирным домом;
    г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензия).
    К заявлению обязательно прилагаются:
    а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
    б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
    в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом – копия договора управления, подписанного заявителем;
    г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
    д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
    е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).

    Читайте также:
    Документы для регистрации ООО в 2021 году. Список (перечень)

    Несоответствие заявления вышеуказанным требованиям либо отсутствие одного из документов являются основанием для отказа в удовлетворении заявления и возвращения его лицензиату.

    Вопрос: Могут ли быть внесены в реестр лицензий субъекта РФ сведения о доме на основании заявления собственников помещений многоквартирного дома?

    Ответ: Могут, в том случае, если собственники в установленном законом порядке отказались от услуг управляющей организации (лицензиата) и выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом.

    Лицензирование управляющих организаций

    1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», направленный на введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

    Управляющие организации должны получить лицензию на управление многоквартирными домами, лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором она выдана.

    Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещается. Законом введена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии (статья 14.1.3 КоАП РФ).

    Лицензирующими органами определены органы государственного жилищного надзора, лицензии выдаются на основании решения Лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Севастополе.

    Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии со статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются:

    – регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

    – наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;

    – отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    – отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;

    – отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;

    – соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

    – иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

    Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя информирует управляющие организации о порядке предоставления государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

    Заявления о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо подать в Госжилнадзор Севастополя по адресу: 299038, город Севастополь, проспект Октябрьской революции, дом 8, кабинет № 122.

    График работы: с понедельника по четверг с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут;

    в пятницу – с 9 часов 00 минут до 16 часов 45 минут.

    Обеденный перерыв с 13 часов 00 минут до 13 часов 45 минут.

    Контактный телефон: тел. (8692) 42-34-77, e-mail: goszhilnadzor@sev.gov.ru

    Заявление и другие документы, поступившие от заявителя в Госжилнадзор Севастополя для получения государственной услуги, регистрируются в течение 1 рабочего дня с даты их поступления работниками Госжилнадзор Севастополя, ответственными за прием и регистрацию документов, без предварительной записи в порядке очередности.

    Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензии принимается в течение 45 (сорок пять) рабочих дней со дня поступления в Госжилнадзор Севастополя надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов (сведений).

    Для получения лицензии соискателем лицензии представляются следующие документы (сведения):

    2. Копия квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии.

    3. Список многоквартирных домов (в случае осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии).

    4. Оригинал действующей лицензии (в случае обращения за переоформлением лицензии, прекращением действия лицензии).

    5. Испорченный бланк лицензии (в случае обращения за получением дубликата лицензии при условии порчи лицензии)

    Дополнительно предоставляются следующие документы:

    1) Копии учредительных документов юридического лица или индивидуального предпринимателя, засвидетельствованные в нотариальном порядке (для юридических лиц).

    2) Копию документа, удостоверяющий личность заявителя.

    3) Документ, подтверждающий полномочия должностного лица соискателя лицензии.

    4) Выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), полученную не позднее одного месяца до дня подачи заявления.

    5) Платежное поручение об оплате Госпошлины с синей печатью банка (по желанию заявителя).

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: