В каких случаях может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих

Аттестация государственного служащего

«Аттестация» в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям.

По сложившейся практике аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель – определить его соответствие занимаемой должности. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные

– навыки, опыт и качество работы, эффективность служебной деятельности достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации возможно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности. Более того, аттестация позволяет:

– выявить перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;

– определить степень необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;

– обеспечить возможность долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Однако допустимо проведение и внеочередной аттестации в случае соглашения сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о его профессиональной служебной деятельности или же после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в учреждении;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих. организации аттестации.

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для руководителей и помощников (советников), но при условии, что с ними заключен срочный служебный контракт.

От очередной аттестации освобождены служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет – аттестация им «светит» не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Более того, Положение о проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 01.02.2005 № ПО (далее – Положение), расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

« достигшие возраста 60 лет;

в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

При сокращении должностей аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом остаться на работе в силу высокой результативности труда и квалификации, а по результатам внеочередной аттестации им могут быть предоставлены для замещения иные должности.

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение учреждения по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать следующие подготовительные процедуры:

разъяснительные работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;

составление списка служащих, подлежащих аттестации;

утверждение графика и сроков проведения аттестации;

создание аттестационной комиссии;

подготовка необходимой документации;

проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка цели проведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате в коллективе, особенно если подобная «процедура» проводится впервые.

Подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения о формировании аттестационной комиссии, об утверждении графика проведения аттестации, а также о списках служащих, подлежащих аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттеста­ции по соответствующим должностям персонально для каждого граждан­ского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем на­нимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого служащего не менее чем за месяц до ее начала. Утвержденный график является правовым основанием про­ведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, в соответ­ствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) и Поло­жением о периодической проверке его профессиональных и других качеств.

Создание аттестационных комиссий – еще один из подготовительных этапов для проведения аттестации. Формирование и состав этих комиссий подробно отражены в пунктах 8-10 Положения.

К документам, которые должны быть представлены в аттеста­ционную комиссию, относятся:

мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовлен­ный его непосредственным руководителем;

сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проек­тах документов за указанный период, содержащиеся в годовых от­четах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосред­ственного руководителя (заявление о своем несогласии с представ­ленным отзывом);

аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

Подготовка необходимых документов для проведения аттестации граж­данского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым долж­ностных обязанностей за аттестационный период (п. 2 Положения). Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Отзыв является одним из главных письменных подтверждений выпол­нения или, напротив, невыполнения аттестуемым возложенных на него тру­довых обязанностей. От него зависит, будет ли работник признан соответствующим занимаемой должности или нет.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, качество и сложность работы, степень самостоятель­ности при ее вьполнения, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дис­циплины.

Завершающим этапом проведения аттестации является реализации решений, принятых аттестационной комиссией, которая обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождению профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой либо о направлении на профессиональную перепод­готовку или повышение квалификации, либо о понижении в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служа­щий по уровню своей фактической квалификации не соответствует зани­маемой должности или выполняемой работе, дает представителю нанимателя право расторгнуть с ним служебный контракт. Впрочем, ра­сторгнуть контракт можно и в случае, когда гражданский служащий отка­зывается от прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ). Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна прово­диться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттеста­ции оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате прове­денной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Как аттестовать гражданского служащего

Необходимость прохождения аттестации государственными гражданскими служащими определена в соответствующем Положении, утвержденном Указом Президента Российской Федерации № 110 от 01.02.2005, а также Федеральным законом № 79 от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этих нормах также оговаривается порядок, частота и другие детали проведения аттестации.

Кто должен проходить аттестацию

Согласно закону, проходить аттестацию обязаны все государственные гражданские служащие. Исключение составляют следующие категории:

  • служащие, проработавшие на занимаемой должности менее 1 года;
  • служащие, достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • служащие, прошедшие аттестацию менее одного года назад;
  • служащие, замещающие должности руководителей, помощников и советников, с которыми заключен срочный трудовой контракт (за исключением должностей, назначение на которые производится президентом или правительством).

Цель аттестации гражданского служащего

С какой целью проводится аттестация гражданского служащего? Основная цель аттестации государственного гражданского служащего — определение соответствия работника государственной гражданской службы его должности на основании его профессиональной деятельности. Кроме этого, оценивание знаний помогает своевременно выделить перспективных специалистов, определить их потенциал или необходимость направить на дополнительное обучение с целью повышения квалификации (или переобучение). В свою очередь, государственные гражданские служащие, показавшие в ходе аттестации негативные результаты, могут быть понижены в должности или даже при определенных обстоятельствах освобождены от занимаемой должности и уволены с государственной гражданской службы.

Частота проведения аттестации гражданского служащего

Как часто проводится аттестация гражданского служащего?

Существуют два вида аттестации:

  • очередная — проводится раз в три года;
  • внеочередная — может проводиться до истечения трехлетнего срока с момента последнего оценивания.

Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться по соглашению сторон с учетом годового отчета о результатах профессиональной деятельности служащего. Также она может быть проведена по инициативе нанимателя в связи с необходимостью сокращения кадрового состава или изменения условий оплаты труда.

Порядок проведения

Детали организации и проведения аттестации в государственных структурах должны быть разработаны и закреплены в специальном нормативном акте. Он может называться по-разному: положение, порядок, регламент (в нашей статье мы будем использовать термин «Положение»). Но суть его остается одна — в нем содержится полная информация о графике аттестации, аттестационной комиссии, необходимых документах, списке государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации, и непосредственно процедуре проведения.

Аттестационная комиссия

Порядок и правила формирования аттестационной комиссии подробно описаны в ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Аттестационная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы среди ее членов не возникали конфликты интересов, которые могут повлиять на вынесение решений. Кроме того, должна учитываться специфика должностных обязанностей служащих, поэтому при необходимости может быть создано несколько комиссий. Например, аттестация государственных гражданских служащих, использующих в своей работе информацию, содержащую государственную тайну, проводится отдельно. При этом и члены аттестационной комиссии должны иметь соответствующий допуск.

Комиссия должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Ее членами могут быть: представитель нанимателя, представитель федерального государственного органа по управлению госслужбой, представители образовательных организаций в качестве независимых экспертов. Численность последних должна составлять не менее ¼ от общего числа членов. Все члены аттестационной комиссии имеют равные права при принятии решений. Если член аттестационной комиссии сам является государственным гражданским служащим, которому положено пройти эту процедуру, он временно выводится из состава комиссии.

График аттестации

График аттестации государственных гражданских служащих составляется ежегодно и утверждается нанимателем. При этом каждый из аттестуемых должен быть ознакомлен с этим документом не позднее чем за месяц до ее проведения. График должен содержать следующие сведения:

  • название государственной структуры, подразделения, в которых проводится аттестация;
  • перечень государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • дата, время и место проведения аттестации;
  • дата предоставления в комиссию необходимых документов;
  • список ответственных за их предоставление руководителей.

Бланк графика проведения аттестации

Подготовка документов

Абсолютно на каждого гражданского служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, который должен содержаться в положении об аттестации. Обычно в него включают:

  • аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации;
  • отзыв об исполнении государственным гражданским служащим своих обязанностей, подписанный руководителями и самим служащим;
  • отчеты о проделанной работе и т. п.

Отзыв об исполнении гражданским служащим своих обязанностей должен быть подготовлен и передан в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до даты проведения аттестации, что прописано в Положении о проведении аттестации государствен­ных гражданских служащих Российской Федерации.

Бланк аттестационного листа

Бланк отзыва об аттестуемом служащем

В Положении могут быть закреплены формы этих документов, а также возложена обязанность их подготовки на какого-либо сотрудника.

Процедура проведения аттестации

Не менее чем за неделю до планируемой аттестации работник кадровой службы обязан ознакомить каждого подлежащего аттестации государственного гражданского служащего с подготовленным для передачи в аттестационную комиссию отзывом об исполнении им своих обязанностей. В случае несогласия с предоставленной информацией гражданский служащий имеет право самостоятельно подготовить дополнительные документы, подтверждающие его успешную деятельность на государственной гражданской службе.

Во время проверки знаний аттестуемый приглашается в специально выделенное помещение к аттестационной комиссии, которая изучает предоставленные документы, а также может проводить тестирования, опросы, собеседования и другие процедуры, позволяющие определить квалификационный уровень гражданского служащего. Все эти детали должны быть закреплены в Положении.

Если гражданский служащий не явился, то, в зависимости от того, была ли причина отсутствия уважительной или нет, мероприятие может быть перенесено, проведено заочно либо на служащего может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Варианты принятых решений

Формулировки, порядок и сроки оглашения решений аттестационной комиссии рекомендуется закрепить в Положении. Сами решения могут иметь следующие формулировки:

  • соответствует занимаемой должности гражданской службы;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  • не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Все результаты вносятся в протокол заседания комиссии. При вынесении решения рекомендуется обосновать его и предложить меры по улучшению результатов аттестации.

Аттестационный лист предоставляется гражданскому служащему для ознакомления под подпись и далее хранится в его личном деле вместе с отзывом о выполнении обязанностей и отчетом о работе.

Не позднее чем через 7 дней после проведения аттестации государственных гражданских служащих ее итоги должны быть переданы представителю нанимателя, который, в свою очередь, в течение 30 дней издает правовой акт государственного органа с решениями относительно аттестованных гражданских служащих. Варианты решения могут быть следующими:

  • о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;
  • о понижении гражданского служащего в должности гражданской службы.

Согласно трудовому законодательству, уволить сотрудника с гражданской службы по итогам аттестации нельзя. Но если он отказывается от понижения в должности, повышения квалификации или проходить переподготовку, тогда работодатель имеет право отстранить гражданского служащего от должности и уволить с гражданской службы. (п. 17 ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ).

Бланк протокола заседания комиссии

Обжалование результатов

При несогласии с результатами аттестации или решением, принятым по ее итогу, сотрудник государственной гражданской службы имеет полное право на обжалование этих результатов (п. 18 ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ). Обжалование можно проводить через трудовой спор или в судебном порядке.

Аттестация государственных гражданских служащих

Статьи по теме

Квалификация госслужащих – под особым «прицелом». Ее контролирует не только работодатель, но и государство. С этой целью проводятся аттестации гражданских служащих. Как регламентируются эти мероприятия? С какой периодичностью проводятся? Кто обязан проходить, а для кого действует освобождение? Как подготовиться? Все это разберем в статье.

На каких нормативных основаниях проводится аттестация гражданских служащих

Проверке квалификации госслужащих посвящена статья 48 закона №79-ФЗ от 27.07.2004, который регламентирует госслужбу в Российской Федерации. Обратите внимание: закон время от времени претерпевает изменения (есть редакция от 01.05.2019), поэтому стоит следить за его актуальностью.

Цели и порядок проведения аттестации гражданских служащих устанавливаются Положением, которое было утверждено президентским Указом №110 от 01.02.2005.

Согласно 110-му указу Президента, аттестация гражданских служащих призвана оценить их профессиональную пригодность, проверить, отвечает ли квалификация занимаемому месту. Иными словами, государство следит, чтобы на госдолжностях оставались квалифицированные специалисты.

Важно понимать, что это мероприятие проводится в целях не только выявить и понизить «слабое звено», а еще и найти специалистов с хорошим потенциалом. Такой подход помогает поддерживать высокий профуровень работников, занимающих государственные должности.

Ваш идеальный документ

Скачайте пакет важнейших документов для работы отдела кадров

Как часто проводится аттестация гражданского служащего

В статье 48 Закона №79-ФЗ есть четкий ответ на вопрос, с какой периодичностью проводится аттестация гражданских служащих:

  • Очередные проверки проходят один раз в три года.
  • Внеочередные — чаще, в определенных случаях

Когда может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих

Какие случаи определяют внеплановую экзаменацию?

Мероприятие могут провести по соглашению сторон. При этом следует принять в расчет годовой отчет о деятельности испытуемого.

Еще две причины – необходимость сокращения должностей или обновление условий вознаграждения труда. При этом инициатором выступает наниматель, то есть руководство госоргана или его полномочный представитель. При проведении внеплановых экзаменов следует учитывать категории работников, для которых действует установленный законом мораторий на аттестацию.

Категории гражданских служащих, не подлежащие аттестации

Проверки профуровня обязательны для всех госслужащих, кроме некоторых категорий. Так, согласно Положению, аттестации не подлежат:

  • гражданские служащие, замещающие руководящие должности на основании срочных контрактов, кроме тех, кто назначен правительством или президентом;
  • те, кто занимает должность меньше 12 месяцев;
  • беременные и молодые мамы в отпусках по беременности и родам или уходом за малышом до 3-х лет;
  • служащие, со времени последней аттестации которых еще не прошел год;
  • работники старше 60 лет.

Подлежит ли аттестации гражданский служащий категории руководитель

Этот вопрос часто возникает в связи с перечисленными в Положении исключениями. Но там сказано лишь о тех, кто работает на основании срочных служебных контрактов. Все остальные руководители должны проходить аттестацию с установленной законом периодичностью.

От проверки не освобождаются руководители-срочники, которых назначили Президент или Правительство.

Порядок проведения аттестации гражданских служащих

Аттестация и квалификационные экзамены государственных служащих строго регламентированы. Для проведения мероприятия формируется отдельный правовой акт госоргана, служащим которого предстоит экзамен. Этот документ должен содержать пункты:

  • о созыве аттестационной комиссии;
  • подготовке документов для комиссии;
  • графике проведения квалификационных экзаменов;
  • списке служащих, которые будут проходить аттестацию.

Экзаменационная комиссия

Помимо председателя, в составе комиссии должны быть его заместитель, секретарь, рядовые члены. Участников следует подбирать так, чтобы при вынесении решений не возникало конфликта интересов. Члены комиссии — это представитель госоргана, представитель нанимателя, независимые эксперты (специалисты в области госслужбы, например, из научных или учебных организаций).

Независимых экспертов должно быть не меньше, чем 25% всего состава комиссии. Чтобы их пригласить, наниматель должен сделать запрос в госорган, а оттуда высылают соответствующее приглашение.

Все члены комиссии в равной степени влияют на конечное решение: права приоритетного голоса нет ни у кого. Бывает, что участник комиссии сам входит в состав экзаменуемых. В этом случае его выводят из состава комиссии на время, пока он проходит аттестацию.

График проведения аттестации

Подготовка и утверждение графика проверки профуровня госслужащих — это задача нанимателя. Чаще всего этим занимается кадровая служба. В документе надо указать:

  • Наименование подразделения и госструктуры, где проходит аттестация.
  • Список экзаменуемых.
  • Время и место экзамена.
  • Дату подачи документов в комиссию и список тех, кто отвечает за их предоставление.

График составляется каждый год. Руководитель организации-нанимателя должен его подписать, затем документ следует предоставить на ознакомление всем аттестуемым. Сделать это нужно минимум за месяц до мероприятия.

Подготовка документов

Для каждого работника, которому предстоит госаттестация, надо подготовить пакет документов. В нем:

  • Результаты последней аттестации.
  • Отзыв руководителя с оценкой служебной деятельности испытуемого.
  • Отчеты о деятельности.

Немного подробнее об отзыве. В этом документе перечисляют вопросы, к решению которых был причастен экзаменуемый, и оценивают результаты его работы. Также надо дать оценку личностным и профессиональным качествам служащего.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих требует, чтобы отзыв попал в комиссию как минимум за две недели до экзамена. Не позже, чем за неделю до мероприятия с ним следует ознакомить аттестуемого. Если служащий не согласен с оценкой своей деятельности, у него будет время подготовить пояснения и обоснования.

Как проходит экзамен

Проверку квалификации проводят в отдельном помещении, где находятся только служащий и комиссия. Члены комиссии изучают подготовленные документы и при необходимости тестируют испытуемого. Способы тестирования (опросники, режим вопрос-ответ) должны быть заранее прописаны в нормативном акте об аттестации.

Явиться на госаттестацию — обязанность гражданских служащих. Если человек ею пренебрегает, к нему можно применить дисциплинарное взыскание. Случается, что у служащего есть объективные причины для неявки. Тогда его общение с аттестационной комиссией переносят на другую дату.

Результаты

Решения комиссии отражаются в аттестационном листе и заносятся в протокол работы. Лучше, если порядок оглашения результатов и допустимые формулировки будут зафиксированы в правовом акте. Так как аттестация государственных гражданских служащих проводится в целях оценки их соответствия, то и варианты решений звучат соответственно:

  • Соответствует или не соответствует должности.
  • Соответствует, но при условии повышения квалификации (например, получения дополнительного образования).
  • Соответствует и представляет кадровую ценность. Таких сотрудников, как правило, включают в резерв и при освобождении подходящей вакансии двигают вверх по карьерной лестнице.

После окончания экзамена служащий должен изучить аттестационный лист и подписать его. Документ подлежит хранению в личном деле госслужащего.

Обработка результатов

Представитель нанимателя должен получить результаты аттестации максимум через 7 дней после окончания мероприятия. Затем у него есть 30 дней, чтобы издать правовой акт с решениями по итогам экзаменов. В числе вариантов решений:

  • Включить служащего в кадровый резерв с целью должностного роста.
  • Отправить сотрудника на переквалификацию.
  • Понизить работника в должности в связи с несоответствием.

Даже если комиссия дала служащему отрицательную оценку, уволить его на этом основании нельзя. А вот если человек не согласен с понижением или отказывается дополнительно обучаться, у нанимателя будет повод отстранить его от должности.

Закон дает госслужащим право обжаловать решения комиссии (п. 18 статьи 48 ФЗ №79). Сделать это можно через суд или трудовой спор.

Аттестация государственных гражданских служащих: вопросы и ответы

Конечно, многие хотели бы получить список возможных аттестационных вопросов, чтобы подготовиться как можно лучше. Но такого типового списка нет. Экзаменаторы могут задавать разные вопросы, связанные со служебной деятельностью. Например:

— Как вы оцениваете результаты своей работы?

— Каков, по-вашему, уровень сложности ваших служебных задач?

— Сталкиваетесь ли вы в своей работе с проблемами? Какими?

— Нужна ли помощь, чтобы поднять свою квалификацию на новый уровень?

Аттестация гражданских служащих

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности. При проведении аттестации его непосредственный руководитель представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период.

Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», в случае, если с указанными гражданскими служащими заключен срочный служебный контракт.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

При проведении аттестации учитываются:

– соблюдение гражданским служащим ограничений;

– отсутствие нарушений запретов;

– выполнение требований к служебному поведению.

Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия. В состав аттестационной комиссии включаются:

1. Представитель нанимателя.

2. Уполномоченные им гражданские служащие, в том числе из отдела кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы.

3. Представители научных и образовательных учреждений.

4. Независимые эксперты число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1. Соответствует замещаемой должности гражданской службы.

2. Рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста.

3. Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

4. Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1. Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста.

2. Направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

3. Понижается в должности гражданской службы.

При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10573 – | 7332 – или читать все.

188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Аттестация и квалификационный экзамен на государственной гражданской службе

Аттестация играет весьма важную роль в карьере государственного служащего и занимает одну из ключевых позиций в системе управления эффективностью его профессиональной деятельности.

Понятия аттестации и оценки персонала в нашей практике и в зарубежной теории управления персоналом различны. В российской практике под аттестацией понимается то, что в зарубежных компаниях относится к оценке персонала.

На Западе согласно теории управления персоналом аттестация — это подведение итогов работы сотрудника по завершении срока действия его трудового контракта, оценка результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным его должности требованиям, требованиям должностной инструкции, которые были положены в основу трудового контракта.

Оценка персонала в науке управления — система периодической (регулярной) оценки результатов труда работника или продемонстрированных навыков, подходов к выполнению работы (за месяц, квартал, год) в соответствии с целями (стандартами) и задачами (результатами) деятельности, установленными для данной должности.

Федеральное законодательство в качестве цели проведения аттестации государственных гражданских служащих указывает определение соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с требованиями Закона № 79-ФЗ государственный служащий обязан проходить аттестацию не реже, чем один раз в три года. Кроме того, в установленных случаях может проводиться внеочередная аттестация. Порядок проведения аттестации определен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации”. Непосредственно для ее проведения издается правовой акт государственного органа, содержащий следующие положения:

  • • о формировании аттестационной комиссии;
  • • об утверждении графика проведения аттестации;
  • • о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
  • • о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • • представитель нанимателя и (или) уполномоченные им служащие из кадрового и юридического подразделений данного государственного органа, а также того подразделения, в котором замещает должность аттестуемый;
  • • представитель органа государственной власти по управлению государственной службой;
  • • представитель профсоюзного органа;
  • • независимые эксперты (не менее одной четверти от общего числа членов комиссии).

В аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении аттестуемым гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем (примерная структура отзыва приведена в Приложении Ж).

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности, его участия в решении поставленных перед соответствующим государственным органом или подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

По результатам аттестации комиссией принимается одно из следующих решений:

  • • соответствует замещаемой должности;
  • • соответствует замещаемой должности и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста;
  • • соответствует замещаемой должности при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  • • не соответствует замещаемой должности. Аттестация гражданского служащего, таким образом, проводится на основе:
    • 1) отзыва о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (составляется руководителем аттестуемого) ;
    • 2) анализа всех представленных документов, включая результаты деятельности, пояснительные записки, результаты квалификационных экзаменов и др. (анализ проводится членами аттестационной комиссии);
    • 3) годового отчета (годовых отчетов) о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Дополнительно может использоваться:

  • 1) оценка устного сообщения аттестуемого или его руководителя;
  • 2) экспертная оценка.

Как показывает практика, аттестационные процедуры на государственной службе чаще всего сводятся к соблюдению необходимых формальностей. В ряде государственных органов существует порочная, на наш взгляд, практика, когда члены аттестационной комиссии аттестуют друг друга (т.е. член комиссии проходит аттестацию в той же самой комиссии). Это в первую очередь относится к первым заместителям и заместителям руководителя государственного органа. В данном случае представляется целесообразным принимать аттестацию данной категории государственных гражданских служащих в комиссии, созданной в вышестоящем государственном органе (например, для первых заместителей министра — в Аппарате Правительства РФ и т.п.). Это позволяет также решить чисто этический вопрос: членам аттестационной комиссии государственного органа в таком случае не приходится принимать аттестацию лица, замещающего по отношению к ним руководящую должность.

Вместе с тем нельзя не отметить потенциал аттестации как механизма управления эффективностью на государственной службе. По сути, именно на аттестации, исходя из оценки профессиональной деятельности государственного служащего, решается вопрос о его карьерных перспективах. Это нашло отражение в вариантах решения, которое может принять комиссия по итогам аттестации государственного служащего. Кроме формального аспекта налицо также психологический: готовясь к аттестации, государственный служащий анализирует свою работу за последние два-три года, мобилизуется, готовится к ответу на, возможно, нелицеприятные вопросы. Иными словами, аттестация представляет собой стрессовую ситуацию, в которой государственный служащий проявляет как свои сильные стороны (демонстрирует знание своего дела, стрессоустойчивость, способность нестандартно подходить к решению проблем), так и недостатки.

В процессе аттестации велика роль непосредственного руководителя аттестуемого государственного служащего. В сущности, вся процедура строится на основе представленного им отзыва (зачастую такой отзыв оказывается более значимым, чем отчет самого аттестуемого). Это можно оценивать, как положительно (поскольку именно непосредственный руководитель, в конечном итоге, отвечает за эффективную работу своего подразделения и должен иметь подобный рычаг воздействия на подчиненных), так и отрицательно (поскольку оценка руководителя, как правило, делается на основе не только профессиональной деятельности подчиненного, но и на основе личных отношений, психологического климата в коллективе и т.д.).

Квалификационный экзамен, в отличие от аттестации, решает принципиально иные задачи. Если во втором случае оценивается профессиональная деятельность государственного служащего, то в первом — его профессиональные знания. В частности, речь идет о знании Конституции РФ (в отдельных случаях также Устава субъекта РФ), законодательства о государственной службе и профильного законодательства, регулирующего вопросы, связанные с должностными обязанностями государственного служащего.

Результатом успешной сдачи квалификационного экзамена является присвоение государственному гражданскому служащему классного чина, что, в конечном итоге, сказывается на размере его денежного содержания. К сожалению, доля оклада за классный чин в структуре денежного содержания государственного гражданского служащего столь мала, что в настоящее время трудно говорить о нем как о серьезном стимулирующем факторе.

Для проведения квалификационного экзамена обычно используются:

  • 1) отзыв непосредственного руководителя;
  • 2) квалификационное собеседование (с членами аттестационной комиссии);
  • 3) квалификационное тестирование;
  • 4) доклад-оценка гражданского служащего (самооценка). В качестве дополнительных методов оценки могут использоваться:
  • 1) оценка реферата;
  • 2) оценка презентации инновационного проекта, разработанного экзаменуемым1.

К сожалению, оценка и аттестация персонала являются статическим процессом во многих государственных органах. Они связаны с прошлыми результатами работы, а не направлены на улучшение будущих. Без акцента на будущее развитие сотрудников оценка персонала может привести к негативным результатам, сотрудники будут рассматривать аттестацию как отчет о проделанной работе. Это одна из главных причин негативного отношения к аттестации как подчиненных, так и руководителей.

Как проводится внеочередная аттестация госслужащего?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

можно ли провести внеочередную аттестацию госслужащего в текущем году по его заявлению/желанию учитывая тот факт, что служащий уже был аттестован по данной должности в начале этого же года? Служащий изъявил желание пройти аттестацию снова (в одном и том же году) и просит включить его в список запланированных в конце года аттестуемых. Если можно это сделать, то какими обязательными документами это должно быть оформлено и в какой последовательности (приказ на очередную аттестацию уже издан)?

Ответ

Мы рассказывали ранее о аттестации работников 2016 в материале по ссылке.

Внеочередную аттестацию (т. е. до истечения трехлетнего срока) по решению представителя нанимателя можно провести в следующих случаях:

    при сокращении должностей в государственном органе;

Кроме того, внеочередная аттестация может быть проведена по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Такие правила установлены в частях 5 и 6 статьи 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.

То есть для проведения внеочередной аттестации нужно одновременное соблюдение 2 условий:

1. Соглашение сторон;

2. В данном случае обязательно должен быть учтен годовой отчет о профессиональной деятельности гражданского служащего.

Полагаем, внеочередная аттестация по соглашению сторон может быть проведена в любой срок после проведения очередной аттестации, но в ходе этой аттестации нужно учитывать результаты годового отчета.

Данная аттестация к очередной не относится, поэтому она должна проводиться согласно отдельного приказа.

Для ее проведения также нужно:

Кроме того, внеочередная аттестация может быть проведена по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Такие правила установлены в частях 5 и 6 статьи 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, пункте 5 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.

Сотрудники, не подлежащие аттестации

Какие гражданские служащие не подлежат аттестации

Аттестации не подлежат следующие категории гражданских служащих:

Аттестацию гражданских служащих, находившихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, можно провести не ранее чем через год после их выхода из отпуска (ч. 8 ст. 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, подп. «г» п. 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110).

Порядок проведения аттестации

В каком порядке проводится аттестация гражданских служащих

Порядок проведения аттестации одинаков для федеральных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ (п. 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110).

Для проведения аттестации нужно:

    при изменении условий оплаты труда.

      утвердить состав аттестационной комиссии;

    Отметим, что представитель нанимателя не обязан удовлетворять просьбу сотрудника о проведении внеочередной аттестации. Стороны должны прийти к соглашению.

    Подробности в материалах Системы Кадры:

    1. Ответ: Как провести аттестацию гражданского служащего

    С какой целью нужно проводить аттестацию гражданских служащих

    Аттестацию гражданских служащих проводите в целях определения их соответствия замещаемым должностям на основе оценки их профессиональной служебной деятельности (ч. 1 ст. 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, п. 2 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110).

    С какой периодичностью нужно проводить аттестацию гражданских служащих

    Внеочередную аттестацию (т. е. до истечения трехлетнего срока) по решению представителя нанимателя можно провести в следующих случаях:

    • учесть результаты годового отчета;
    • провести аттестацию;
    • подвести итоги аттестации.
    • при сокращении должностей в государственном органе;
  • при изменении условий оплаты труда.
  • проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
  • замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт;
  • гражданские служащие в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
    Такой перечень содержится в части 3 статьи 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и пункте 3 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.
  • утвердить правовой акт о порядке ее проведения (например, приказом Минприроды России от 5 сентября 2007 г. № 231 утверждено Положение о порядке проведения аттестации федеральных гражданских служащих Минприроды России);
  • утвердить состав аттестационной комиссии;
  • составить список гражданских служащих, подлежащих аттестации, утвердить график;
  • уведомить гражданских служащих об аттестации;
  • собрать отзывы об исполнении аттестуемыми гражданскими служащими должностных обязанностей;
  • провести аттестацию;
  • подвести итоги аттестации.
  • Правовой акт об аттестации

    Какие сведения должен содержать правовой акт об аттестации гражданского служащего

    Правовой акт о порядке проведения аттестации должен содержать следующие сведения:

    • о формировании аттестационной комиссии;
    • об утверждении графика;
    • о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
    • о порядке подготовки документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

    Как составить график проведения аттестации гражданских служащих

    График проведения аттестации утверждается ежегодно. В нем укажите:

    • наименование государственного органа и подразделения, в котором проводится аттестация;
    • список гражданских служащих, подлежащих аттестации;
    • дату, время и место проведения аттестации;
    • дату представления в аттестационную комиссию всех необходимых документов;
    • руководителей подразделений, ответственных за представление документов в комиссию.

    Такой порядок установлен в пунктах 10 и 11 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.

    Аттестацию начните в сроки, указанные в графике (в приказе – в случаях изменения срока проведения аттестации).

    Как сформировать аттестационную комиссию для проведения аттестации гражданского служащего

    Общее количество членов аттестационной комиссии не ограничено. Но в ее состав должны входить:

    • представитель нанимателя или уполномоченные им гражданские служащие (в т. ч. из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы);
    • представитель органа по управлению государственной службой (федерального или органа субъекта РФ);
    • представители научных и образовательных организаций, других организаций, приглашаемые в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой.

    Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

    Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые решения.

    Кроме того, в состав аттестационной комиссии в органах исполнительной власти, в которых в соответствии с требованиями закона образованы общественные советы, включаются представители данных советов численностью не менее 1/4 состава комиссии (ч. 10.1 ст. 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Кандидатуры представителей общественного совета для включения в состав комиссии представляются советом по запросу руководителя госоргана.

    В зависимости от специфики должностных обязанностей гражданских служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий.

    Такие требования установлены частями 9–12 статьи 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, статьей 20 Закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ, пунктом 8 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.

    Если аттестация проводится в отношении гражданского служащего, который является членом аттестационной комиссии, он освобождается от членства в комиссии на этот период (ч. 13 ст. 48 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

    Для гражданских служащих, работающих со сведениями, которые составляют государственную тайну, состав комиссии должен быть таким, чтобы обеспечить ее соблюдение (абз. 5 п. 8 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110). Это означает, что при аттестации гражданских служащих, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в состав аттестационной комиссии должны входить лица, также имеющие допуск к гостайне (ст. 21 Закона от 21 июля 1993 г. № 5485-1).

    Представитель нанимателя назначает:

    • председателя комиссии;
    • заместителя председателя;
    • секретаря комиссии;
    • членов комиссии.

    Все члены комиссии обладают равными правами. Об этом сказано в пункте 9 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110.

    С чего необходимо начать аттестацию гражданского служащего

    Аттестацию начните с издания приказа о ее проведении.

    Совет: закрепите в локальном нормативном акте государственного органа критерии оценки профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

    Если возникнет индивидуальный служебный спор и у государственного органа не окажется должностных инструкций, суд (комиссия по служебным спорам) может признать результаты аттестации недействительными. Нельзя сделать вывод о соответствии или несоответствии сотрудника замещаемой должности, не имея четких критериев оценки.

    В какие сроки нужно ознакомить гражданских служащих с графиком проведения аттестации

    Не позднее чем за месяц до начала аттестации ознакомьте с графиком каждого аттестуемого гражданского служащего (п. 10 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110).

    Совет: предусмотрите в локальном нормативном акте (например, Положении об аттестации) единый порядок информирования государственных служащих о дате, времен

    Порядок аттестации служащих ОВД России

    Гражданские служащие выполняют ответственную работу и защищают интересы граждан РФ. Чтобы каждый сотрудник мог соответствовать должности, которую он занимает, необходимо прохождение регулярной аттестационной оценки. Она может быть плановой и внеочередной. Особенности второй категории проверочных процедур и будут освещены в материале.

    Нормативная база

    В качестве основного документа, регулирующего деятельность служащих гражданской сферы, выступает «Методичка», а именно – методические рекомендации касательно организации внеочередной проверки. Они созданы для того, чтобы оказать помощь руководящим звеньям в процессе работы ОВД, подразделений и кадровиков, которые претендуют на обретение званий в рамках профессий старшего, среднего и младшего начальствующего состава.

    Среди элементов правовой базы – следующие нормативные документы:

    Комиссионная группа в целях проведения проверочных мероприятий организуется в следующих ситуациях:

    • необходимость в переводе сотрудника на другую должность;
    • нужда в решении вопроса, связанного с прекращением по желанию сотрудника службы в ОВД, расторжения трудового контракта на основе п. 5 ст. 84 ФЗ № 342;
    • предложение уполномоченного руководящего субъекта при рассмотрении вопросов о прекращении трудовых отношений и их изменении;
    • неспособность сотрудника пройти очередную проверку на предмет профессиональной пригодности к осуществлению действий, связанных с использованием силы физического характера.

    Порядок проведения внеочередной аттестации

    В п. 10 ст. 33 закона № 342-ФЗ сказано, что в случае неявки на проведение аттестационной оценки без уважительных причин сотрудник несет дисциплинарную ответственность по ст. 50, 51 того же закона, а аттестация на время подлежит переносу по дате. При этом в дискуссии должно принимать участие от 2/3 всех членов комиссионной группы.

    В Приказе № 135 прописан примерный список ситуаций, когда нужно пройти внеплановую проверку на соответствие:

    • новой должности;
    • временного места для прикомандированных сотрудников;
    • месту в аттестационных комиссиях.

    В п. 13 ст. 33 закона № 342-ФЗ прописан перечень решений, которые могут быть приняты членами данной комиссии:

    • соответствие работника замещаемому рабочему месту;
    • полное соответствие и рекомендация для занятия вышестоящей вакансии в стенах ОВД;
    • соответствие и принадлежность включению в резерв;
    • необходимость перенесения мероприятия на срок до 1-го года в целях ликвидации упущений в рабочем процессе;
    • несоответствие замещаемой работе и необходимости перевода на нижестоящее место;
    • несоответствие профессии и увольнение с места исполнения должностных обязанностей.

    Причины и цели

    Проведение внеочередной аттестации актуально для решения следующих задач:

    • определение соответствия профессиональной деятельности базовым требованиям и стандартам (во внимание при этом принимается рабочий стаж и опыт, уровень сложности выполняемой работы и общая производительность);
    • анализ профессиональных и личностных характеристик, которые нужны в целях назначения на должность, на которую сотрудник является кандидатом.

    Задачи по подготовке и организации этого процесса возлагаются непосредственно на кадровые службы организации.

    Органы аттестации и принципы формирования комиссии

    В ст. 33 ФЗ № 342 сказано (п. 6), что в целях организации этого мероприятия необходимо сформировать специальную аттестационную комиссию. В состав включают работников кадрового подразделения и юридического отдела.

    В 7-м пункте сказано, что состав аттестационной комиссии, сформированной в целях организации внеочередной оценки, определяется в рамках положений действующих законов РФ о государственной тайне.

    В п. 8 отмечается, что создание аттестационного органа происходит так, чтобы была минимизирована вероятность возникновения стычек в интересах, способных оказать влияние на выдаваемые рекомендации.

    Этапы проведения внеплановой аттестации

    Процедура внеплановой проверки традиционно включает в себя несколько этапов.

    Подготовка материалов. Этот этап нужен в самом начале процедуры. Он включает в себя утверждение схемы и планов аттестационной оценки в соответствии с п. 6 Приказа МВД № 135 от 24.03.2011 года, а также определение комиссионного состава, отражение сроков, которые нужны для подготовки, и порядков методического обеспечения.

    Выявление перечня документов, которые потребуются для установления факта соответствия занимаемой должности. Это бумаги, свидетельствующие об отсутствии медицинских противопоказаний, рапорт, данные о доходах.

    Проведение рассматриваемого мероприятия, обычно, обеспечивается в письменной форме. Занимаются этим руководители, выступающие в качестве непосредственных начальников.

    Их задачи заключаются в следующих аспектах:
    — проведение анализа прохождения службы;

    — выявление текущего состояния дел на рабочем участке, порученном сотруднику, проходящему аттестацию;

    — ознакомление с мнением их заместителей;

    — оценка качественных параметров, характеризующих личность аттестуемого лица;

    — подготовка текстовой части и подписание всех экземпляров.

    Рассмотрение осуществляется силами специальной комиссии. Ее члены занимаются заслушиванием начальника или его зама, а также знакомятся с предварительно подготовленными материалами.

    Принятие одного из решений, которые были описаны ранее. На протяжении 7-ми дней утвержденные документы отправляются в ОВД по месту работы аттестуемых, где и вручаются оцениваемым специалистам под роспись.

    Если кто-то из сторон мероприятия выразит свое несогласие, аттестация будет перенесена и проведена заново при наличии оснований, ст. 72 закона № 342-ФЗ.

    Сроки проведения аттестации

    Само аттестационное слушание может проходить в рамках одного или нескольких дней. Основная часть времени, затрачиваемого на проведение внеочередной аттестации, уходит на организацию и подготовку. Продолжительность этого этапа зависит от нескольких факторов:

    • личность аттестуемого сотрудника;
    • занимаемая им должность;
    • уровень ответственности;
    • количество заслуг и наград, полученных специалистом в процессе ведения профессиональной деятельности.

    В основном, мероприятие укладывается в период от недели до месяца, хотя порой эти рамки могут быть «растянуты» во времени.

    Особенности проведения аттестации для отдельных категорий сотрудников

    Особенности организации аттестационной оценки зависят от категорий специалистов и связанных с этим мероприятием обстоятельств.

    Для работников, приостановивших службу, и находящихся в отпусках, в т.ч. декретных

    Работники, для которых служба в ОВД была приостановлена, занимаются прохождением этой процедуры в установленном порядке в случае инициирования ими прекращения приостановления деятельности до 1 июня 2011 г. или подачи ходатайства об организации аттестации без необходимости прекращения приостановления работы.

    Задачи, связанные с возможностью прохождения ими последующей службы, разрешаются в порядке, который установлен в рамках нормативных правовых актов организации.

    Если говорить о сотрудниках, которые в момент проведения мероприятия пребывают в отпуске, их аттестация имеет несколько особенностей:

    • работники, пребывающие в отпусках в связи с беременностью и родовой деятельностью, на аттестацию не направляются, внеочередное мероприятие возможно по просьбе или личному согласию декретчицы;
    • представители данной категории сотрудников нуждаются в проведении разъяснительной работы относительно необходимости прохождения аттестации с целью дальнейшего продвижения по службе;
    • если сотрудники, относящиеся к указанной категории, вышли на службу до 1 июня 2011 г., в их отношении проводится внеочередная аттестация на общих основаниях.

    Для тех, кто достиг предельного возраста пребывания на службе

    По отношению к специалистам, которым удалось достичь предельного возрастного периода нахождения на службе, данные мероприятия обеспечиваются по общему порядку. Особого внимания заслуживает соблюдение условий, предусмотренных в рамках Положения о службе и Инструкции. Они заключаются в следующих аспектах:

    • присутствие на руках рапорта о намерении остаться в рядах ОВД;
    • успешно пройденная аттестация;
    • отсутствие каких-либо медицинских противопоказаний к несению службы.

    Кто не подлежит аттестации

    Обязательной аттестации в сфере внутренних дел не подлежат следующие категории специалистов:

    • те, кто проработал на должности до года, ввиду отсутствия достаточного опыта работы;
    • женщины «в положении», т. е. представительницы слабого пола, находящиеся в состоянии беременности;
    • женщины, воспитывающие детей до 3-х лет.

    Также в этот список могут быть включены внутренние совместители, работники по срочным контрактам, молодые специалисты.

    Порядку проведения аттестации с учетом требований нового Приказа МВД № 50 от 01.02.2018 года посвящен следующий материал.

    Источники:
    http://clubtk.ru/kak-attestovat-grazhdanskogo-sluzhashchego
    http://www.pro-personal.ru/article/1098696-19-m8-attestatsiya-gosudarstvennyh-grajdanskih-slujashchih
    http://studopedia.ru/13_151269_attestatsiya-grazhdanskih-sluzhashchih.html
    http://studme.org/1957041118853/menedzhment/attestatsiya_kvalifikatsionnyy_ekzamen_gosudarstvennoy_grazhdanskoy_sluzhbe
    http://www.kdelo.ru/qa/125781-qqkss4-15-m10-kak-provoditsya-vneocherednaya-attestatsiya-gosslujashchego
    http://znaybiz.ru/kadry/kadrovaya-politika/attestaciya/grazhdanskiye-sluzhashhie-ovd.html
    http://clubtk.ru/kak-provoditsya-attestatsiya-medrabotnikov

    Ссылка на основную публикацию