Должностные обязанности бизнес-тренера

Должностная инструкция: что, где, когда делает тренинг-менеджер?

«Офис и так уже достаточно хорошо оборудован для всевозможных развлечений,
однако существуют несколько изобретений, которые стоило бы придумать
обитателям кабинок, чтобы они имели возможность
впадать в нирвану прямо на работе».

Скотт Адамс «Принцип Дилберта в действии»

Однажды, вступая в должность менеджера по обучению и развитию, или, говоря проще, тренинг-менеджера, мне пришлось писать должностную инструкцию на свою позицию. Потратив некоторое время на “прогулки” в сети, общение со знающими людьми и воспользовавшись здравым смыслом, я составил инструкцию и с удовольствием делюсь ею с коллегами.

Утверждаю __________
Директор ООО “Ручеек”
С.С. Горбунков

Первый абзац инструкции — утверждение этого документа у вышестоящего руководства — фактически является самым последним шагом и представлен для полноты картины.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
МЕНЕДЖЕРА ПО ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Менеджер по обучению и развитию относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется приказом директора Общества.

1.2. На должность менеджера по обучению и развитию назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование, опыт работы в коммерческих структурах и общий стаж работы не менее трех лет.

1.3. Менеджер по обучению и развитию непосредственно подчиняется вице-президенту по маркетингу.

1.4. Исполнителя должности менеджера по обучению и развитию в период его отсутствия замещает директор по персоналу.

1.5. Менеджер по обучению и развитию в своей деятельности должен руководствоваться действующим законодательством; Уставом Общества; Правилами внутреннего трудового распорядка; Приказами и распоряжениями Директора Общества; положениями настоящей должностной инструкции, трудовым договором.

Раздел “Общие положения” мало чем отличается от начала любой другой должностной инструкции. Принципиальные моменты здесь — подчиненность и базовые требования к кандидату. Для большинства компаний наиболее емким в плане обучения является отдел продаж. Это объясняется как тактическими соображениями (быстрая окупаемость затрат на проведение тренинга, высокая текучесть в отделе и, как следствие, необходимость восстановления “боеспособности” отдела продаж), так и стратегическими (работа по долгосрочным карьерным планам и подготовка резерва для руководящих позиций из состава своих сотрудников). В этом случае уместна подчиненность человеку, отвечающему за продажи. Это позволит четко увязать спрос и предложение. Как вариант, возможно подчинение директору по маркетингу, руководителю службы персонала, первому лицу компании. В любом случае, тренинг-менеджеру надо выявлять потребности всех служб и их руководителей и связывать планы обучения со стратегическим и тактическими планами предприятия и отдельных служб.

Что касается базовой подготовки тренинг-менеджера, то ни наличие психологического образования, ни опыта ведения продаж и руководства ими не являются гарантией успешной работы. Оптимальным решением является подбор человека под предстоящие задачи, нежели под абстрактно расписанные требования. В любом случае, невозможно найти опытного во всех делах компании специалиста, который мог бы продавать, управлять, вести бухгалтерию и заниматься маркетингом. Важно наличие системного взгляда тренинг-менеджера на работу предприятия, умение выявлять потребности внутренних покупателей, находить соответствующие ресурсы и измерять полученные результаты. Иначе говоря, полный набор управленческих качеств приветствуется.

Детальнее об этом и остальном ниже.

II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Основной задачей менеджера по обучению и развитию является проведение программ обучения с целью повышения конкурентоспособности компании посредством развития профессиональных и личностных качеств сотрудников компании, приведения имеющихся знаний и навыков в соответствие с целями компании, кадровой политикой, конкурентной средой, современными требованиями и технологиями обучения.

2.2. Менеджеру по обучению и развитию необходимо иметь высшее образование со специализацией в области педагогики, практической психологии, маркетинга или управления, он должен пройти специальное обучение и обладать навыками разработки тренинговых продуктов, проведения тренингов и презентаций.

2.3. Менеджер по обучению и развитию должен знать:

    законодательные и нормативно правовые акты;

методические материалы по подготовке и повышению квалификации кадров, методы и средства обучения, методы анализа эффективности подготовки и повышения квалификации;

структуру и штат предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития, кадровую политику и стратегию;

порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, порядок заключения договоров с обучающими организациями и отдельными преподавателями, порядок финансирования обучения, организацию работы по профориентации и профотбору;

порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров;

  • основы социологии, психологии и организации труда, основы экономики, организации производства и управления, иметь навыки работы на персональном компьютере.
  • 2.4. Претендент на должность менеджера по обучению и развитию должен иметь опыт работы в бизнес структурах не менее 3-х лет в области продаж, маркетинга или управления предприятием.

    2.5. В круг должностных обязанностей менеджера по обучению и развитию входят следующие задачи:

      оценка потребностей организации и отдельных сотрудников в обучении;

    планирование обучающих мероприятий и постановка целей обучения;

    выбор средств и методов обучения;

    поиск и оценка обучающих продуктов;

    разработка, адаптация и проведение тренингов;

    наставничество (совместные визиты с торговыми представителями, менеджерами по ключевым клиентам, региональными менеджерами);

    подбор и организация работы наставничества, контроль ведения работы наставниками;

    составление бюджета обучения;

    оценка проведенных мероприятий;

  • создание внутреннего центра обучения компании.
  • 2.6. Около 50% рабочего времени менеджера по обучению и развитию занимают командировки в центральный офис компании и торговые представительства ООО “Ручеек”.

    2.7. Для лучшей организации работы и с целью возможности контроля работы менеджер по обучению и развитию ведет следующие формы отчетности:

      Двухгодичный план горизонтального развития карьеры для специалистов соответствующих подразделений;

    Годовой план проведения тренингов;

    Ежемесячный тренинговый план;

    Ежеквартальные отчеты о проделанной работе и ее результатах вице-президенту по маркетингу;

    Анализ результатов тренинга и свои выводы руководителю структурного подразделения;

    Базу данных сотрудников компании с целью учета пройденных тренингов и результатов предварительного и пост-тренингового тестирования;

  • Базу данных тренинговых компаний.
  • 2.8. Для достижения общих целей и эффективного исполнения обязанностей менеджер по обучению и развитию сотрудничает со следующими подразделениями и сотрудниками:

    • директором по персоналу

      директором по продажам

      директорами и руководителями структурных подразделений

    • сотрудниками компании

    В непосредственном общении с ними и с посредством специально разработанных форм менеджер по обучению и развитию получает информацию о существующих потребностях в области обучения персонала, согласовывает планы обучения, проводит оценку эффективности реализованных программ. Также менеджер по обучению и развитию сам предоставляет планы обучения и результаты анализа имеющихся потребностей в обучении сотрудников. Периодичность обмена информацией — не реже одного раза в месяц.

    2.9. Менеджер по обучению и развитию поддерживает контакт со сторонними организациями, которые работают в области обучения:

      тренинговыми компаниями;

    бизнес-школами и институтами;

    профильными институтами, где проводят научные исследования и готовят специалистов отрасли;

  • поставщиками и дистрибьюторами ООО “Ручеек”.
  • 2.10. Для успешного выполнения своих обязанностей менеджер по обучению и развитию обязан систематически, с регулярностью раз в квартал, повышать свою квалификацию по следующим темам:

    • Планирование развития персонала;

      Методология проведения тренингов;

    • Проведение тематических тренингов.

    2.11. Для сотрудника успешно работающего в должности менеджера по развитию и обучению, а также в случае увеличения числа работающих сотрудников и финансовых показателей компании предусматривается возможность возглавить корпоративный центр обучения из числа штатных тренеров компании.

    Вопрос “Что раньше курица или яйцо” в контексте поиска опытного тренинг-менеджера (и/или тренера) становится как нигде остро. Учитывая молодость тренингового рынка СНГ очень сложно найти специалиста с опытом работы тренинг-менеджером или тренером “от 3-х лет и выше”. Таких специалистов меньше, чем требует рынок. Поэтому гораздо продуктивнее ответить на вопрос “Кто может стать лучшим тренером или тренинг-менеджером?” Иначе говоря, важнее сконцентрироваться на людях с хорошим потенциалом, чем с плохим, но соответствующим опытом.

    Тем не менее, оставим частное мнение и перейдем к формальным частям “Права” и “Обязанности”.

    Менеджер по обучению и развитию для выполнения своих обязанностей имеет право:

    3.1. Знакомиться с проектами решений руководства Общества, касающимися его деятельности.

    3.2.Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

    3.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, входящие в его компетенцию.

    3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений Общества для решения возложенных на него обязанностей.

    3.5. Требовать от руководства Общества оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

    3.6. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов и производственной деятельности, входящей в функциональные обязанности.

    3.7. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, относящимся к вопросам подготовки кадров; передавать служебную информацию в рамках выполняемых функций и в объеме, согласованным с непосредственным руководителем.

    3.8. Самостоятельно принимать решения по планированию своего рабочего времени.

    Менеджер по обучению и развитию несет ответственность:

    4.1.неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством конкретной страны.

    4.2. недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работы.

    4.3. невыполнение приказов, распоряжений и поручений руководства компании.

    4.2. совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством конкретной страны.

    Кажется, здесь все понятно. Надо максимально четко, если не на бумаге, то устно оговорить со специалистом ресурсы и возможности, которыми он будет располагать: время (свое и чужое), деньги, оборудование, полномочия. Дальше — показатели эффективности работы тренинг-менеджера.

    V. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

    Работа менеджера по обучению и развитию оценивается вице-президентом по маркетингу по следующим показателям:

      изменения объективных показателей работы сотрудников в результате проведенных мероприятий;

    изменение показателей тестов, проведенных до и после обучающих мероприятий;

    субъективная оценка работы менеджера по обучению и развитию руководителями функциональных подразделений;

    уровень материалов, разрабатываемых менеджером по обучению;

  • объем и качество вклада менеджера по обучению в развитие своей профессиональной компетенции.
  • С Инструкцией ознакомлен:
    ______________/______/
    “___”__________ 200__ г.

    Теперь и вы, уважаемые читатели, ознакомлены с деятельностью, тренинг-менеджера в перерывах между его работой с торговыми представителями в “поле” и фуршетами по случаю окончания очередного тренинга.

    Место первой публикации: журнал “Отдел Кадров” 2003 г., N 12

    Должностные обязанности бизнес-тренера

    У меня прописка.

    Группа: Модераторы
    Сообщений: 1497
    Регистрация: 9.08.2005
    Из: Санкт-Петербург
    Пользователь №: 319

    Народ. Что ж так лениво набрать в поисковиках ” ДИ тренинг менеджер”. вот одна . в Яндексе ВСЕ есть (IMG:style_emoticons/default/tongue.gif)

    В “Кадровом деле” есть такой вариант:

    Закрытое акционерное общество “Профиль”
    ЗАО “Профиль”

    Должностная инструкция Утверждаю

    20.09.2006 N 17 Генеральный директор
    ────────── ─────── ────────────────────────────────
    (дата) (номер) (должность руководителя)

    Москва Воронин Н.С. Воронин
    ────────── ─────────────────────
    (подпись) (расшифровка подписи)

    1. Общие положения

    1.1. Тренинг-менеджер относится к категории специалистов.
    1.2. Тренинг-менеджер принимается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора по представлению руководителя отдела персонала.
    1.3. Тренинг-менеджер подчиняется непосредственно руководителю отдела персонала.
    1.4. На время отсутствия тренинг-менеджера его обязанности выполняет другой сотрудник, назначенный приказом генерального директора организации.
    1.5. В своей деятельности тренинг-менеджер руководствуется: Трудовым кодексом РФ, Законом Российской Федерации “Об образовании” от 10 июля 1992 г. N 3266-1, Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, нормативно-правовыми документами по вопросам выполняемой работы, уставом организации, приказами и распоряжениями генерального директора, правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкцией.

    2. Квалификационные требования

    2.1. На должность тренинг-менеджера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, дополнительную подготовку в области педагогики и психологии, а также опыт практической работы по разработке, организации и проведению бизнес-тренингов не менее двух лет.
    2.2. Тренинг-менеджер должен знать:
    – трудовое законодательство;
    – нормативно-правовые акты по вопросам образования, образовательные стандарты;
    – основы педагогики, психологии, социологии;
    – основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
    – этику делового общения;
    – организационную структуру и стратегию развития организации;
    – конъюнктуру рынка труда и рынка тренинговых услуг;
    – методы оценки персонала;
    – передовой отечественный и зарубежный опыт по организации и проведению тренингов;
    – методы сбора и обработки информации с применением современных технических средств связи и компьютерных технологий;
    – локальные нормативные акты организации;
    – правила и нормы охраны труда.
    2.3. Тренинг-менеджер должен уметь:
    – определять потребность сотрудников в обучении;
    – выбирать форму обучения в зависимости от задач обучения;
    – разрабатывать обучающие программы, составлять графики проведения тренингов;
    – оценивать результаты обучения;
    – планировать расходы на проведение тренингов.

    3. Должностные обязанности

    Тренинг-менеджер обязан:
    3.1. Собирать и анализировать информацию о потребностях сотрудников в обучении.
    3.2. Составлять перспективные планы проведения тренингов.
    3.3. Разрабатывать и проводить корпоративные тренинги, а также индивидуальные тренинги сотрудников в зависимости выявленных потребностей в обучении.
    3.4. Проводить мониторинг обучающих программ и услуг по обучению. В случае необходимости привлекать к сотрудничеству тренинговые компании и независимых бизнес-тренеров.
    3.5. Рассчитывать и согласовывать с руководителем отдела персонала бюджеты на проведение тренингов. Обеспечивать проведение тренингов в рамках утвержденного бюджета.
    3.6. Комплектовать группы сотрудников для обучения, составлять расписание занятий, своевременно информировать сотрудников о направлении на обучение, контролировать посещение тренингов.
    3.7. Готовить методические пособия по разрабатываемым тренингам, в том числе раздаточный материал. Обеспечивать процесс обучения наглядными пособиями и автоматизированными средствами обучения.
    3.8. Оценивать результаты тренингов путем проведения итоговых тестов и собеседований. Анализировать обратную связь.
    3.9. Отслеживать влияние обучения на результаты работы компании. Составлять отчеты о проделанной работе.

    Тренинг-менеджер имеет право:
    4.1. Проходить переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном трудовым законодательством и локальными нормативными актами организации.
    4.2. Знакомиться с проектами решений генерального директора организации, касающимися его профессиональной деятельности.
    4.3. Запрашивать и получать от руководителя отдела персонала, а также руководителей других структурных подразделений документы, информацию, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
    4.4. Выносить на рассмотрение руководителя отдела персонала предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
    4.5. Сообщать своему непосредственному руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе работы, и вносить предложения по их устранению.
    4.6. Взаимодействовать со всеми подразделениями организации по вопросам своей профессиональной деятельности.
    4.7. Требовать от руководителя отдела персонала обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также содействия в обеспечении прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

    Тренинг-менеджер несет ответственность:
    5.1. За некачественное и несвоевременное выполнение возложенных на него должностной инструкцией обязанностей в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
    5.2. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
    5.3. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    6. Порядок пересмотра должностной инструкции

    6.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
    6.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все сотрудники, на которых распространяется действие этой инструкции.
    Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 5 сентября 2006 г. N 78.

    Руководитель отдела персонала Белова Н.С. Белова
    ───────────────────────────── ───────── ─────────────────────
    (руководитель структурного (подпись) (расшифровка подписи)
    подразделения)

    С настоящей инструкцией ознакомлена. Один экземпляр получила на руки и
    обязуюсь хранить на рабочем месте Лебедева К.П. Лебедева
    ───────── ─────────────────────
    (подпись) (расшифровка подписи)
    20.09.2006
    ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

    Оборот последнего листа

    Юрисконсульт Дружинина Е.Е. Дружинина
    ───────────────────────────── ─────────── ──────────────────────
    (должностное лицо, визирующее (подпись) (расшифровка подписи)
    документ)

    Должностные обязанности бизнес-тренера

    Главная функция внутреннего бизнес-тренера – это обучение работников предприятия, передача им профессиональных навыков.

    Специалисту необходимо сформировать у людей умения, соответствующие требованиям организации.

    Во время занятий тренер знакомит сотрудников с корпоративными правилами, утвержденными в организации, способами работы и инструментами, которые можно эксплуатировать.

    Чем занимается корпоративный бизнес-тренер

    Главная задача таких специалистов – обучение навыкам, необходимым для управления предприятием. Основной целью занятий для каждого ученика является повышение его уровня знаний в области профессиональной специализации, что должно неизбежно повлечь повышение прибыли его работодателя.

    Перечислим основные направления подготовки предлагаемых обучающих программ:

    • освоение новых способов ведения бизнеса;
    • изучение маркетинга и рекламных технологий;
    • управление собственным временем;
    • мотивирующие мероприятия, обучающие справляться со стрессом;
    • освоение навыков публичных выступлений, ораторского искусства;
    • управление сотрудниками;
    • другие вопросы, связанные с управлением предприятиями.

    Бизнес-тренер составляет обучающие уроки, ведет семинары для работников организаций, проводит индивидуальные консультации. На каждом предприятии может быть утверждена штатная должность бизнес-тренера. Привлекаются сторонние специалисты для проведения разовых или периодических занятий.

    После проведения основного курса специалист отвечает на вопросы учеников. Может проводиться проверка слушателей. В некоторых ситуациях тренер регулирует соблюдение рекомендаций и практическое применение инструкций сотрудниками предприятия.

    Типичные требования к соискателю

    Для каждого бизнес-тренера важным навыком является ораторское искусство. Нужно уметь давать четкие лаконичные ответы на вопросы.

    Перечислим список навыков, которыми должен владеть каждый бизнес-тренер:

    • общительность;
    • педагогические навыки;
    • опыт публичных выступлений;
    • стрессоустойчивость;
    • необходимые навыки ораторского искусства;
    • компьютерная грамотность для возможности создания презентаций с использованием простейшего программного обеспечения.

    Должностные обязанности бизнес-тренера:

    1. Руководство подразделениями или несколькими сотрудниками, участвующими в бизнес-проекте;
    2. Составление плана работы группы учащихся;
    3. Определение затрат организации на обучение работников;
    4. Контроль применения ресурсов, необходимых для проведения курсов в группе;
    5. Распоряжение выделенным инвестиционным капиталом;
    6. Создание организационных методик, улучшающих работу сотрудников, повышающих качественные характеристики, оптимизирующих управление на предприятии;
    7. Бизнес-тренер может представлять своих учеников на переговорах с клиентами, взаимодействует с учредителями организации;
    8. Усовершенствование процесса изучения и осуществления разных проектов, которые относятся к руководству компании и непосредственной работе всех сотрудников или какой-то отдельной группы;
    9. Обучение оформлению документации для осуществления проектов, предоставление презентации руководителям компании, ответов на вопросы по осуществлению конкретных этапов организации работы предприятия.

    Должностная инструкция бизнес-тренера может предусматривать и другие функции, зависящие от специализации преподавателя. Так, обязанности тренера по продажам будут отличаться от обязанностей корпоративного тренера по организации работы технической поддержки пользователей сайта компании.

    Каждый бизнес-тренер имеет право:

    1. Получать сведения о различных показателях работы предприятия, изучать коммерческую информацию;
    2. Формировать распоряжения относительно планирования работы организации в части обучения сотрудников;
    3. Самостоятельно взаимодействовать с отдельными работниками или группами, другими предприятиями в вопросах, на которые распространяется его компетенция;
    4. Выдвигать предложения руководству относительно улучшения работы предприятия;
    5. Изучать документы, определяющих права бизнес-консультанта, его прямые обязанности, способы оценки выполняемой работы;
    6. Требовать от руководящих сотрудников организации необходимых условий для проведения занятий или выполнения прямых обязанностей.

    За что отвечает бизнес-тренер:

    1. Качество соблюдения должностных обязанностей в соответствии с инструкцией в рамках, определяемых трудовым законодательством РФ;
    2. Нарушения закона, допущенные в процессе выполнения своих обязанностей;
    3. Причинение материального ущерба организации, что предусмотрено ТК РФ и ГК РФ.

    Где искать работу?

    Наибольшей популярностью пользуются бизнес-тренеры в области продаж, консалтинга, взаимодействия с клиентами, других профессиональных сферах, в которых трудно обойтись без квалифицированного инструктора.

    Крупные предприятия создают штатные должности, некоторые нанимают консультантов, проводящих одноразовые или регулярные семинары с целью повышения квалификации работников.

    При желании заниматься бизнес-консалтингом необходимо сформировать персональный бренд, потребуется набор хороших кейсов. Первых клиентов зачастую удается найти через знакомых, с помощью рекламных кампаний в интернете.

    За определенный период можно сформировать собственную базу клиентов, с которыми можно договариваться о проведении обучающих занятий, чтобы получать дополнительный доход.

    Подходящее высшее образование:

    • экономическое;
    • педагогическое;
    • психологическое.

    Бизнес-тренингу можно обучиться на специальных курсах. Часто в этой сфере работают специалисты без высшего образования, обладающие немалым опытом в построении бизнеса.

    Примерный доход

    В среднем бизнес-тренеры получают в России 50000 руб. Минимальная зарплата на такой должности составляет 17000 руб. При определении оклада учитывается опыт работы соискателя, отзывы руководства компаний, с которыми сотрудничал специалист.

    Большим спросом пользуются тренеры по продажам в крупных населенных пунктах РФ. Их заработная плата составляет примерно 100000 руб. в месяц. В Краснодарском крае и Московской области такие специалисты наиболее востребованы.
    Средний размер оклада в Москве — 70000 руб. В Санкт-Петербурге — 60000 руб.

    Дополнительно об основных инструментах бизнес тренеров — смотрите в видео:

    Тренер (бизнес-тренер, продукт-тренер)

    Источник: «Планета HR»

    Тренер – это профессия, которая появилась на российском рынке сравнительно недавно, около 20 лет назад. В начале 90-х годов в России впервые появилось понятие «тренинг», привезенное западными компаниями, поэтому первые тренеры появились именно в иностранных компаниях.

    Общее описание профессии

    Сегодня уже трудно представить себе организацию, которая не занимается обучением своих сотрудников. За образовательный процесс могут отвечать как опытные сотрудники, транслирующие новичкам собственный опыт и знания, так и непосредственные руководители, вводящие в курс дела своих подчиненных, но чаще всего в крупных компаниях этим занимаются профессиональные тренеры.

    Основными обязанностями тренера является разработка, организация и проведение тренинга, а также предтренинговая диагностика и посттренинговая работа. На данный момент в профессии “тренер” можно выделить несколько направлений деятельности.

    Тренер – это специалист, который владеет навыками проведения бизнес-тренинга. Бизнес-тренинг – это учебный процесс по передаче знаний и формированию навыков, необходимых для эффективной работы сотрудников компании. Это такие навыки, например, как навык продаж, презентации, управления персоналом и т. п. Спектр навыков, необходимых сотрудникам формируется в зависимости от задач компании, уровня специалистов и программ развития персонала, существующих в каждой конкретной организации. В зависимости от масштаба и рода деятельности компании, в задачи бизнес-тренера могут входить разработка и проведение тренингов, выяснение потребностей в обучении и посттренинговое сопровождение работников, а также оценка сотрудников. Тренер может работать внутри компании или работать на различных проектах, если это внешний тренер от тренинговой или консалтинговой компании.

    Задачи проведения бизнес-тренингов могут входит в обязанности сотрудника HR-департамента или отдела обучения (и/или развития) персонала. В таком случае эта должность, как правило, называется менеджер (специалист) по обучению персонала. В крупных компаниях специалисты, ответственные за проведение тренингов, могут быть выделены в целый отдел.

    Существует еще одна разновидность данной профессии – тренер по продукту, который проводит обучение сотрудников компании и компаний-клиентов по продукту и/или услугам компании. Обучение в данном случае лучше всего назвать семинаром или презентацией, поскольку в данном случае важна передача знаний и технологий. В компаниях, занимающихся продажами оборудования и технологиями, такая должность, как правило, называется технический тренер.

    Образование

    Базовое образование для бизнес-тренера – на данный момент это открытый вопрос. Чаще всего работодатели требуют базовое психологическое, педагогическое или гуманитарное образование. Но такое образование далеко не всегда дает навыки проведения бизнес-тренинга, поэтому некоторые компании на должность тренера не рассматривают специалистов с базовым психологическим образованием, чтобы не смешивать опыт проведения бизнес-тренинга и психологического тренинга.

    На данный момент существует достаточно много школ для тренеров. Важно найти тренера, с которым вам будет комфортно сотрудничать, и оптимальный по продолжительности и стоимости курс. Например, школа бизнес-тренеров Жанны Завьяловой дает отличные навыки и необходимые знания для работы бизнес-тренером. Также хорошие знания можно получить в Открытом тренерском университете Марка Кукушкина. Юлия Окунькова, партнер компании SMG-Solution Management Group, рассказывает: “Курсов по теме «Тренинг тренеров» очень много, какие лучшие из них не скажу, так как сертификации этой профессии на данный момент еще не существует и обучение строится только на основе авторских методик. Но при выборе курсов необходимо обратить внимание на:

      То как выглядят, как общаются преподаватели (они должны производить впечатление успешных профессионалов своего дела и должно возникнуть желание у них поучиться); Логику преподавания – а есть ли она вообще? (у вас должна сложиться ясная картина чему и как вас будут обучать); Темы обучения и основные блоки программы (что будет являться результатом для участников); Продолжительность обучения (за несколько дней вас точно не смогут научить профессии бизнес-тренера); Раздаточные материалы (есть ли они вообще и как они оформлены); Сертификат (выдается ли он после окончания обучения и что в нем написано)”.

    Оксана Зазиянц, партнер компании SMG-Solution Management Group, говорит: “Для данной профессии в России, к сожалению, пока нет официальной сертификационной комиссии. Некоторые западные тренинговые компании проводят сертификацию тренеров, но это всё-таки уровень внутренней сертификации”.

    Смежные карьеры

    По мнению Юлии Окуньковой, профессия тренера совмещает в себе несколько близких направлений деятельности. Тренеру должно быть присуще образное мышление и артистизм (элементы актерской профессии), умение точно и ясно передавать знания другим людям (навык преподавательской деятельности), необходимы также знания прикладной психологии (психология), ориентация на результат, структурированность, понимание бизнес-процессов (менеджмент).

    Смежными профессиями можно назвать такие профессии как преподаватель, психолог, коуч. Конечно, до известной степени некоторые навыки этих профессий схожи. Довольно часто сегодня можно наблюдать как руководители среднего звена, которым приходилось заниматься обучением своих сотрудников, переходят в профессию тренера, но можно ли считать их смежниками?

    В данную профессию можно войти разными путями. В консалтинговую компанию можно прийти без опыта работы, но с хорошим образованием, начав со стартовой позиции ассистента или менеджера по продажам, осваивая постепенно все премудрости профессии. Оксана Зазиянц объясняет: “Для многих компаний важен опыт практической работы. Если у вас уже есть опыт продаж и/или управления персоналом (и плюс к этому вы получили еще образование бизнес-тренера), то следующим этапом развития карьеры вполне может стать работа бизнес-тренером. Такой подход, как правило, используют консалтинговые и тренинговые компании”.

    Есть еще один путь. Начав путь тренером по продукту освоить навыки проведения бизнес-тренинга. Тренер по продукту, технический тренер – это еще одно направление деятельности тренера.

    Функциональные обязанности

    Основными обязанностями тренера является

      Анализ потребностей в обучении; Разработка и проведение тренингов; Подготовка методических материалов; Разработка планов, графиков проведения тренингов и обеспечение их выполнения; Ведение базы данных по обучению; Подготовка отчетов по итогам тренингов; Посттренинговое сопровождение.

    Это основные требования для большинства организаций, но могут быть еще дополнительные функции, такие как обучение кадрового резерва, консультирование руководителей отделов. Сейчас все чаще работодатели хотят видеть, чтобы тренеры применяли коучинг-технологии в своей повседневной практике.

    Навыки/личные качества

      уметь анализировать существующие проблемы и задачи организации для того, чтобы подобрать подходящее обучение; иметь навыки создания тренинговых программ и разработки методического материала; иметь отличные презентационные навыки (уметь грамотно и понятно выражать свои мысли); уметь управлять группой, слушать окружающих и давать аудитории обратную связь и т. п.

    Тренер всегда работает с людьми, а значит, он должен уметь видеть зарождающийся конфликт и управлять им. Для тренера также очень важно уметь обучать разные категории сотрудников (и специалистов и топ-менеджеров). Юлия Окунькова считает, что гибкость, умение ладить с людьми, неконфликтность, ответственность, целенаправленность, открытость, позитивность, юмор, умение увлечь, умение учиться новому и применять это в своей работе, стрессоустойчивость, коммуникабельность, системное мышление, структурированность, стремление к постоянному профессиональному развитию – все эти качества очень пригодятся тренеру в его работе. “По поводу лидерства, продолжает Юлия, – не скажу точно, так как я видела успешных тренеров, которые в обычной жизни не были лидерами. Но одно точно должно быть в той или иной степени у каждого – энергетика, обаяние, харизматичность”.

    Плюсы и минусы

    Юлия Окунькова рассказывает: “Существуют примеры перехода с тренерской позиции в управленческий состав организации, например руководителем подразделения в составе HR-службы или в подразделение занимающееся продажами”. Еще одним плюсом профессии являются обширные связи, приобретаемые в процессе работы, особенно если тренер работает в крупной организации с региональными представительствами.

    Из минусов можно назвать:

      эмоциональная усталость; командировки (хотя для некоторых это может быть и плюсом); необходимо всегда поддерживать себя в хорошей физической и энергетической форме, ведь тренер постоянно ведет многочасовые занятия, работая с совершенно разными людьми.

    Оксана Зазиянц говорит: “Иногда работодатель ждет от тренера решение таких задач, которые просто не могут быть решены с помощью даже очень хорошего тренинга (например, выявить организационные и/или управленческие ошибки в работе топ-менеджемнта). Или есть еще другая крайность – действительная потребность в обучении сотрудников стоит на самом последнем месте, а наличие в компании тренера – это просто дань моде”.

    Оплата труда

    На данный момент заработная плата тренеров находится в рамках от 30 000 рублей до 100 000 рублей. Оклад зависит от того, какие тренинги нужно проводить, в каком количестве, какое количество командировок и т. п..

    Перспективы

    Оксана Зазиянц рассказывает: “Если описывать карьеру тренера поэтапно, то это тренер – > тренинг-менеджер, – > ведущий тренинг-менеджер – > руководитель отдела обучения и развития (в маленьких компаниях – руководитель HR-департамента). Если говорить о человеке, который занимается тренингом по продукту, то движением по карьерной лестнице можно назвать переход в отдел маркетинга на должность бренд-менеджера или продукт-менеджера. Технические тренеры, как правило, остаются работать в отделах сервиса”.

    Альтернативным путем развития карьеры можно назвать тренера, который начинает работать в формате «фриланс», либо в консалтинговой компании, а чуть позже открывает собственный центр проведения тренингов.

    Должностная инструкция бизнес-тренера

    Должностная инструкция бизнес-тренера

    Общие положения

    1.1. Бизнес-тренер относится к категории руководителей.

    1.2. Бизнес-тренер назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя компании.

    1.3. Бизнес-тренер подчиняется непосредственно руководителю компании, иному должностному лицу.

    1.4. На время отсутствия бизнес-тренера его права и обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке.

    1.5. На должность бизнес-тренера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности менеджмент, опыт работы в должности технического или профессионального (профильного) администратора, супервайзера или в должности помощника начальника подразделения не менее 1 года, опыт ведения бизнеса.

    1.6. Бизнес-тренер должен знать:

    — гражданское и предпринимательское право;

    — рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса;

    — теорию и практику менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела;

    — порядок разработки планов, определения степени его реализации;

    — основы технологии производства;

    — структуру управления предприятием;

    — методы современного офисного администрирования;

    — основные принципы организации управления персоналом;

    — правила составления смет, бюджетов;

    — методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;

    — автоматизированные системы управления;

    — законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.

    1.7. Бизнес-тренер руководствуется в своей деятельности:

    — законодательными актами РФ;

    — Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;

    — приказами и распоряжениями руководства;

    Должностные обязанности бизнес-тренера

    Бизнес-тренер выполняет следующие должностные обязанности:

    2.1. Осуществляет руководство подразделением или группой работников, работающим (ей) над конкретным бизнес-проектом.

    2.2. Разрабатывает административный план работы подразделения или группы.

    2.3. Составляет смету (бюджет) подразделения или проекта.

    2.4. Планирует, организует и контролирует закупки ресурсов и материалов, необходимых для работы подразделения или группы проекта.

    2.5. Осуществляет управление внутренними инвестициями.

    2.6. Осуществляет разработку методов организации работы подразделения или группы проекта для улучшения качественных показателей и оптимизации административного управления в подразделении или группой проекта.

    2.7. Представляет подразделение или группу проекта на переговорах с клиентами и контрагентами, во взаимоотношениях с руководством предприятия.

    2.8. Организует изучение и реализацию специальных проектов, имеющих отношение к административному руководству и технической деятельности подразделения или группы бизнес-проекта.
    2.9. Обеспечивает составление документации по реализации бизнес-проекта, организует ее презентацию руководству предприятия, отвечает на вопросы по реализации отдельных этапов бизнес-проекта.
    2.10. Организует оперативный учет в подразделении или по группе проекта.

    2.11. Выполняет иные смежные функции.

    Права бизнес-тренера

    Бизнес-тренер имеет право:

    3.1. На информацию обо всех показателях работы компании, на доступ к коммерческой информации.

    3.2. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы, издавать за своей подписью распоряжения по компании по вопросам планирования.

    3.3. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями компании, а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.
    3.4. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности, критерии оценки качества исполнения обязанностей.
    3.5. Вносить на рассмотрение руководства компании предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
    3.6. Требовать от руководства компании обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения обязанностей.

    Ответственность бизнес-тренера

    Бизнес-тренер несет ответственность за:

    4.1. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.2. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.3. Причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Скачать должностную инструкцию: Должностная инструкция бизнес-тренера

    Общий каталог всех должностных инструкций тут: Список разделов Должностных Инструкций!

    КА “Кадровый метод”“>КА “Кадровый метод” – это современное кадровое агентство по быстрому и эффективному поиску, подбору персонала. Наше агентство по подбору персонала окажет услуги по рекрутингу необходимого Вам персонала. Ищем и подбираем топ персонал (топ менеджеров, директоров, управленцев высшего звена), персонал среднего звена, IT специалистов, менеджеров продаж, линейный персонала, бухгалтеров, врачей, стилистов, .
    Информацию для работодателей по услугам поиска и подбора персонала Вы можете найти на данной странице. На странице “Акции” Вы можете узнать о наших последних акциях и спецпредложениях для Заказчиков (работодателей). На странице каталога должностных инструкций, прочитать какая должна быть должностная инструкция и скачать базовые варианты ДИ.
    Если Вам интересен запрос ищу работников, то мы Вам подберем персонал, а соискателям поможем найти работу! Осуществим поиск сотрудников и поиск работников для Вас в сжаты сроки.
    Для Вашего удобства мы создали раздел “Подбор персонала по профессиям” в котором мы разместили подробную информацию по основным позициям популярных заявок от Заказчиков поиска и подбора, но с привязкой к конкретному названию вакансии, к примеру секретарь, менеджер по продажам, товаровед, удаленный менеджер по продажам, менеджер по закупкам, топ персонал, руководители и т.д., а также раздел “Поиск и подбор (рекрутинг) персонала по специализациям”
    Для соискателей созданы 3 полезных раздела, а именно “Как составить резюме”, “Советы соискателю” и “Открытые вакансии”. Соискателю станет найти работу проще! Наши советы соискателям работы помогают найти работу, если прочитать внимательно все статьи! Подписка на рассылку наших новых вакансий на странице “Подписка на новые вакансии”

    Бизнес-тренер

    Вы можете скачать должностную инструкцию бизнес-тренера бесплатно. Должностные обязанности бизнес-тренера

    _____________________________ (Фамилия, инициалы)

    (наименование организации, ее ________________________________

    организационно – правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

    утверждать должностную инструкцию)

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    БИЗНЕС-ТРЕНЕРА

    (наименование учреждения)

    00.00.201_г. №00

    1. Общие положения

    1.1.Настоящая должностная инструкция определяет права, должностные обязанности и ответственность бизнес-тренера_______________________________ (далее – «предприятие»).

    1.2.На должность бизнес-тренера принимается лицо с высшим профессиональным образованием по специальности менеджмент, опытом работы в должности технического или профессионального (профильного) администратора, супервайзера или в должности помощника начальника подразделения, не менее, опытом ведения бизнеса. (1 года; 2 лет; 3 лет; пр.).

    1.4.Бизнес-тренер назначается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя предприятия по представлению__________________________________________.

    1.5.Бизнес-тренер находится в подчинении у ________________________________________.

    1.3.Бизнес-тренер обязан знать:

    -предпринимательство и ведение бизнеса;

    -теорию и практику менеджмента, делового администрирования, макро- и микроэкономики, биржевого, страхового, финансового и банковского дела;

    -порядок разработки планов и определения степени их реализации;

    -методы современного офисного администрирования;

    -все основные принципы организации управления персоналом;

    -структуру управления предприятием;

    -правила составления бюджетов и смет;

    -методики обработки информации с применением современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;

    -автоматизированные системы управления;

    2. Должностные обязанности

    2.1.Разрабатывать административный план работы подразделения или группы.

    2.2.Составлять сметы (бюджет) подразделения или проекта.

    2.3.Руководить подразделением или группой работников, работающим (ей) над конкретным бизнес-проектом.

    2.4.Планировать, организовать и контролировать закупки материалов и ресурсов, необходимых для работы подразделения или группы проекта.

    2.5.Представлять подразделение или группу проекта на переговорах с клиентами и контрагентами, во взаимоотношениях с руководством предприятия.

    2.6.Организовать изучение и реализацию специальных проектов, имеющих отношение к административному руководству и технической деятельности подразделения или группы бизнес-проекта.

    2.7.Осуществлять управление внутренними инвестициями.

    2.8.Разрабатывать методы организации работы подразделения или группы проекта для улучшения качественных показателей и оптимизации административного управления в подразделении или группой проекта.

    2.9.Организовать оперативный учет в подразделении или по группе проекта.

    2.10.Обеспечивать составление документации по реализации бизнес-проекта, организовать ее презентацию руководству предприятия, отвечать на вопросы по реализации отдельных этапов бизнес-проекта.

    2.11.Выполнять иные смежные функции.

    3. Права

    3.1.Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия, а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

    3.2.На информацию обо всех показателях работы предприятия, на доступ к коммерческой информации.

    3.3.В рамках своей компетенции визировать и подписывать документацию, издавать за своей подписью распоряжения по предприятию по вопросам планирования.

    3.4.Вносить на рассмотрение руководства предприятия свои предложения, направленные на усовершенствование работы, связанной с предусмотренными данной инструкцией обязанностями.

    3.5.Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности, критерии оценки качества исполнения обязанностей.

    3.6.Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения обязанностей.

    4. Ответственность

    Бизнес-тренер ответственен за:

    4.1.Недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в, установленных действующим трудовым законодательством РФ рамках.

    4.2.Правовые нарушения, совершенные в процессе своей деятельности в установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.

    4.3.Нанесение материального вреда предприятию в установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

    Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

    (подпись) (фамилия, инициалы)

    С инструкцией ознакомлен,

    один экземпляр получил: _____________ __________________

    Должностная инструкция бизнес-тренера 1. Общие положения 1.1. Бизнес-тренер относится к категории руководителей.

    «15» августа 2018 г.

    Должностная инструкция бизнес-тренера

    1. Общие положения

    1.1. Бизнес-тренер относится к категории руководителей.
    1.2. Бизнес-тренер назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя компании.
    1.3. Бизнес-тренер подчиняется непосредственно руководителю компании, иному должностному лицу.
    1.4. На время отсутствия бизнес-тренера его права и обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке.
    1.5. На должность бизнес-тренера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности менеджмент, опыт работы в должности технического или профессионального (профильного) администратора, супервайзера или в должности помощника начальника подразделения не менее 1 года, опыт ведения бизнеса.
    1.6. Бизнес-тренер должен знать:
    — гражданское и предпринимательское право;
    — рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса;
    — теорию и практику менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела;
    — основы маркетинга;
    — порядок разработки планов, определения степени его реализации;
    — основы технологии производства;
    — структуру управления предприятием;
    — методы современного офисного администрирования;
    — основные принципы организации управления персоналом;
    — правила составления смет, бюджетов;
    — методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;
    — автоматизированные системы управления;
    — законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.
    1.7. Бизнес-тренер руководствуется в своей деятельности:
    — законодательными актами РФ;
    — Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
    — приказами и распоряжениями руководства;
    — настоящей должностной инструкцией.

    2. Должностные обязанности бизнес-тренера

    Бизнес-тренер выполняет следующие должностные обязанности:

    2.1. Осуществляет руководство подразделением или группой работников, работающим (ей) над конкретным бизнес-проектом.
    2.2. Разрабатывает административный план работы подразделения или группы.
    2.3. Составляет смету (бюджет) подразделения или проекта.
    2.4. Планирует, организует и контролирует закупки ресурсов и материалов, необходимых для работы подразделения или группы проекта.
    2.5. Осуществляет управление внутренними инвестициями.
    2.6. Осуществляет разработку методов организации работы подразделения или группы проекта для улучшения качественных показателей и оптимизации административного управления в подразделении или группой проекта.
    2.7. Представляет подразделение или группу проекта на переговорах с клиентами и контрагентами, во взаимоотношениях с руководством предприятия.
    2.8. Организует изучение и реализацию специальных проектов, имеющих отношение к административному руководству и технической деятельности подразделения или группы бизнес-проекта.
    2.9. Обеспечивает составление документации по реализации бизнес-проекта, организует ее презентацию руководству предприятия, отвечает на вопросы по реализации отдельных этапов бизнес-проекта.
    2.10. Организует оперативный учет в подразделении или по группе проекта.
    2.11. Выполняет иные смежные функции.

    3. Права бизнес-тренера

    Бизнес-тренер имеет право:

    3.1. На информацию обо всех показателях работы компании, на доступ к коммерческой информации.
    3.2. В пределах своей компетенции подписывать и визировать документы, издавать за своей подписью распоряжения по компании по вопросам планирования.
    3.3. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями компании, а также иными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.
    3.4. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности, критерии оценки качества исполнения обязанностей.
    3.5. Вносить на рассмотрение руководства компании предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
    3.6. Требовать от руководства компании обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения обязанностей.

    4. Ответственность бизнес-тренера

    Бизнес-тренер несет ответственность за:

    4.1. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
    4.2. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
    4.3. Причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Источники:
    http://www.akademiki.biz/forum/index.php?showtopic=1799
    http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/biznes-trener.html
    http://hr-portal.ru/article/trener-biznes-trener-produkt-trener
    http://hr-metod.com/polezno/dolzhnostnye-instrukcii/hr-podbor-personala/dolzhnostnaya-instrukciya-biznes-trene.html
    http://www.kaus-group.ru/knowledge/duty/category/banks/material/617/
    http://pandia.ru/text/84/049/54129.php
    http://www.aup.ru/docs/di/027.htm

    Ссылка на основную публикацию