Должностная инструкция и обязанности младшего и старшего воспитателя детского сада

Должностная инструкция воспитателя

Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.

Образец должностной инструкции воспитателя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

  • законами РФ в части трудового и гражданского права;
  • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
  • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
  • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
  • основами детской психологии и педагогическими подходами,
  • правами детей;
  • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
  • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
  • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
  • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
  • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
  • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

  • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
  • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
  • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
  • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
  • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
  • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
  • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
  • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
  • обучение детей соблюдению режима дня;
  • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
  • подготовка и проведение родительских собраний;
  • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
  • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
  • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
  • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
  • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
  • следование установленному графику работы;
  • регулярное повышает своей трудовой квалификации;
  • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

ІІІ. Права

3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

  • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
  • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
  • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
  • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
  • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
  • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
  • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
  • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

ІV. Ответственность

При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.

4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;

4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).

4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..

4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.

4.9. Превышение своих полномочий;

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина /Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.

Зачем нужна должностная инструкция

Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.

С точки зрения закона

Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.

Кто занимается составлением должностной инструкции

Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.

Воспитатель воспитателю рознь

Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.

У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.

Основные правила составления должностной инструкции

Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать

  • наименование организации,
  • должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
  • а также сведения о сотруднике.

Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами, а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.

Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.

Должностные обязанности младшего воспитателя в детском саду

Кто такой младший воспитатель

Так официально называют всеми любимую нянечку в детском саду, которая помогает обслуживать малышей — кормит, гуляет, готовит ко сну. Должностные обязанности младший воспитатель в детском саду выполняет под руководством старшего коллеги — помогает привить воспитанникам навыки самообслуживания и принимает участие в подготовке к развивающим занятиям. Важные и обязательные качества этого специалиста — доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность, чистоплотность.

Учитывая, что в обычных группах детсада довольно большое количество детей (от 15 до 25), один работник не в состоянии уследить за всеми и урегулировать все конфликтные ситуации, которые часто возникают у ребят. Поэтому, хотя обязанности воспитателя и младшего воспитателя различаются, нянечка наравне с воспитателем помогает разрешать и улаживать сложные проблемы. Вовремя предотвратить ссору, приласкать ребенка, помочь и поддержать, проследить за детьми во время прогулок — все это делает помощник.

Функции

Должностная инструкция определяет, что входит в обязанности младшего воспитателя:

  • помощь в проведении различного вида занятий;
  • контроль за состоянием чистоты помещений, санузлов, постельного белья, посуды, окон и проводит регулярное проветривание помещений;
  • присмотр за детьми во время игр, занятий, прогулок и тихого сна;
  • замена старших коллег во время болезни и по другим причинам отсутствия;
  • внимание к жизни и здоровью детей во время пребывания их в детском саду;
  • обучение воспитанников навыкам самообслуживания в соответствии с их возрастом;
  • помощь малышам в одевании и раздевании во время сбора на прогулку или для дневного сна;
  • выполнение правил по технике противопожарной безопасности;
  • своевременное прохождение медицинского осмотра по графику;
  • помощь в разрешении конфликтов, выдержка и тактичность с воспитанниками и их родителями.

Этот документ, который четко формулирует, какие обязанности у младшего воспитателя, и содержит перечень прав и ответственности работника, сотрудник обязан внимательно изучить и подписать.

Права

Для того чтобы успешно выполнять обязанности младшего воспитателя в ДОУ, предполагается наличие определенных прав, которые тоже надо перечислить в должностной инструкции:

  • вносить предложения по улучшение образовательного процесса и воспитанию детей;
  • требовать улучшения условий труда;
  • получать социальные гарантии и льготы, в соответствии с законодательством РФ;
  • иметь подработку или работать в двух группах на двух ставках;
  • иметь оплачиваемый отпуск 28 дней в году;
  • участвовать в органах самоуправления ДОУ.

Права и обязанности младшего воспитателя детского сада закреплены федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ и разъяснены в Письме Министерства образования от 30.03.1994 № 212/19-12.

Ответственность

В обязанности младшего воспитателя по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) включена ответственность за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилие и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей непосредственной работы;
  • использование рабочего времени в личных целях.

Сотрудник на этой должности обязан заблаговременно информировать руководство о своем плохом самочувствии, болезни и невыходе на работу — этот пункт непременно надо включать в должностные обязанности младшего воспитателя детского сада, чтобы не подвергать детей опасности заражения.

Должностная инструкция воспитателя

Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.

Образец должностной инструкции воспитателя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

  • законами РФ в части трудового и гражданского права;
  • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
  • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
  • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
  • основами детской психологии и педагогическими подходами,
  • правами детей;
  • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
  • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
  • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
  • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
  • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
  • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

  • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
  • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
  • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
  • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
  • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
  • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
  • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
  • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
  • обучение детей соблюдению режима дня;
  • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
  • подготовка и проведение родительских собраний;
  • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
  • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
  • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
  • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
  • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
  • следование установленному графику работы;
  • регулярное повышает своей трудовой квалификации;
  • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

ІІІ. Права

3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

  • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
  • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
  • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
  • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
  • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
  • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
  • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
  • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

ІV. Ответственность

При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.

4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;

4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).

4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..

4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.

4.9. Превышение своих полномочий;

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина /Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.

Зачем нужна должностная инструкция

Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.

С точки зрения закона

Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.

Кто занимается составлением должностной инструкции

Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.

Воспитатель воспитателю рознь

Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.

У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.

Основные правила составления должностной инструкции

Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать

  • наименование организации,
  • должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
  • а также сведения о сотруднике.

Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами, а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.

Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.

Должностные обязанности младшего воспитателя в детском саду

Кто такой младший воспитатель

Так официально называют всеми любимую нянечку в детском саду, которая помогает обслуживать малышей — кормит, гуляет, готовит ко сну. Должностные обязанности младший воспитатель в детском саду выполняет под руководством старшего коллеги — помогает привить воспитанникам навыки самообслуживания и принимает участие в подготовке к развивающим занятиям. Важные и обязательные качества этого специалиста — доброжелательность, трудолюбие, ответственность, аккуратность, чистоплотность.

Учитывая, что в обычных группах детсада довольно большое количество детей (от 15 до 25), один работник не в состоянии уследить за всеми и урегулировать все конфликтные ситуации, которые часто возникают у ребят. Поэтому, хотя обязанности воспитателя и младшего воспитателя различаются, нянечка наравне с воспитателем помогает разрешать и улаживать сложные проблемы. Вовремя предотвратить ссору, приласкать ребенка, помочь и поддержать, проследить за детьми во время прогулок — все это делает помощник.

Функции

Должностная инструкция определяет, что входит в обязанности младшего воспитателя:

  • помощь в проведении различного вида занятий;
  • контроль за состоянием чистоты помещений, санузлов, постельного белья, посуды, окон и проводит регулярное проветривание помещений;
  • присмотр за детьми во время игр, занятий, прогулок и тихого сна;
  • замена старших коллег во время болезни и по другим причинам отсутствия;
  • внимание к жизни и здоровью детей во время пребывания их в детском саду;
  • обучение воспитанников навыкам самообслуживания в соответствии с их возрастом;
  • помощь малышам в одевании и раздевании во время сбора на прогулку или для дневного сна;
  • выполнение правил по технике противопожарной безопасности;
  • своевременное прохождение медицинского осмотра по графику;
  • помощь в разрешении конфликтов, выдержка и тактичность с воспитанниками и их родителями.

Этот документ, который четко формулирует, какие обязанности у младшего воспитателя, и содержит перечень прав и ответственности работника, сотрудник обязан внимательно изучить и подписать.

Права

Для того чтобы успешно выполнять обязанности младшего воспитателя в ДОУ, предполагается наличие определенных прав, которые тоже надо перечислить в должностной инструкции:

  • вносить предложения по улучшение образовательного процесса и воспитанию детей;
  • требовать улучшения условий труда;
  • получать социальные гарантии и льготы, в соответствии с законодательством РФ;
  • иметь подработку или работать в двух группах на двух ставках;
  • иметь оплачиваемый отпуск 28 дней в году;
  • участвовать в органах самоуправления ДОУ.

Права и обязанности младшего воспитателя детского сада закреплены федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ и разъяснены в Письме Министерства образования от 30.03.1994 № 212/19-12.

Ответственность

В обязанности младшего воспитателя по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) включена ответственность за:

  • сохранение жизни и здоровья детей в группе;
  • сохранность личных вещей воспитанников;
  • соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
  • применение недопустимых методов воспитания, насилие и грубость;
  • несоответствующее выполнение и невыполнение своей непосредственной работы;
  • использование рабочего времени в личных целях.

Сотрудник на этой должности обязан заблаговременно информировать руководство о своем плохом самочувствии, болезни и невыходе на работу — этот пункт непременно надо включать в должностные обязанности младшего воспитателя детского сада, чтобы не подвергать детей опасности заражения.

Должностная инструкция старшего воспитателя

Статьи по теме

Должностная инструкция – документ, включенный в нормативную базу организации. Должностная инструкция воспитателя расписывается, основываясь на ряде законодательных актов. Администрации приходится разрабатывать ДИ (должностные инструкции) для сотрудников, находящихся в подчинении. И до составления заведующий ДОУ рассматривает законодательную базу, служащую опорой для будущей инструкции.

На какие документы опирается

Разработка ДИ – это процесс, предусматривающий включение всех требований, предписаний и аспектов регламентированных законом документов. Строгой формы, в какой стоило бы писать инструкцию, нет. Но есть шаблоны и примеры, где компактно, лаконично и содержательно расписаны основные моменты инструкции. Как правило, руководитель ДОУ либо опирается на шаблоны, либо сам создает ДИ на основании как минимум четырех документов.

А именно руководствуется:

  • ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 г.);
  • ТК РФ;
  • ФЗ No 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ» (редакция от 05.07.2017 г.);
  • Единым квалификационным справочником (ЕКС) должностей руководителей, специалистов, служащих.

Последний указанный документ является базой для написания инструкций в отношении педсостава. Если возникает спорная ситуация (дело может дойти и до судебных тяжб), конкретизация обязанностей касательно конкретной должности сводится к информации из квалификационного справочника.

Пункты же из ФГОСа, взятые из раздела «Должностные обязанности» администрация адаптирует под ДИ. Рассматриваются и ДИ старшего воспитателя в контексте СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Должностная инструкция старшего воспитателя детского сада, разрабатываемая на базе профстандарта педработника, предполагает выбор тех функций, что предписаны старшему воспитателю. Далее разделы ДИ, расписывающие трудовые функция, требования к компетенциям, следует дополнять предписаниями профстандарта.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

Как рассчитать срок подготовки воспитателя к профстандарту

Разделы

ДИ структурирован несколькими разделами: общие положения и должностные обязанности, обязательно описываются права, ответственность, порядок аттестации, регламент взаимоотношений согласно должности, а также порядок утверждения/изменения ДИ. Они состоят из подпунктов, где четко и ясно описываются основные моменты, касающиеся деятельности педагога. Они интерпретируются в единственно возможном смысле, избегая возможности толковать текст двояко.

Общие положения

В пункте первом следует указать все законодательные акты и документы, на которые опирался руководитель при составлении ДИ. Во втором пункте описывается, на каком основании и кем принимается на работу старший воспитатель, описывается, кто и как может его освободить от должности.

Что еще входит в раздел:

  • информация касательно медосмотра, вводного инструктажа по охране труда и ознакомления с ДИ;
  • возможные решения относительно передачи полномочий воспитателя на период трудового отпуска;
  • информация, расписывающая требования к образованию специалиста и стажа (например, конкретное ДОУ на должность старшего воспитателя берет кандидата только с высшим п/о и стажем работы в этой должности от 2 лет);
  • перечень документов, служащих опорой старшему воспитателю на профессиональном пути;
  • перечень понятий, документов, образовательных ценностей, методик и предметов, входящих в компетентностный багаж специалиста.

На последнем пункте остановимся подробнее. Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ фиксирует: он должен владеть педагогикой, а также сравнительной, социальной психологией и психологией развития. В полной мере воспитатель должен владеть основами психологии отношений, валеологией и физиологией, теорией и методикой воспитания, экологической грамотностью, экономической теорией и т.д. Казалось бы, все эти предметы обязательны для современного педвуза.

Отвечает Инна Иванова, заместитель начальника Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда, к. ю. н.

Вопрос в том, что педагоги, закончившие педагогический институт достаточно давно, могли не изучать столь подробно психологические дисциплины. Но требования не могут меняться относительно возраста педагога. Из этого исходит, что молодой специалист, в полной мере соответствующий этим пунктам инструкции (и другим также) является предпочтительным кандидатом на должность старшего воспитателя. В этом смысле более опытные его коллеги, но не получавшие своевременно повышения квалификации, не могут быть ему конкурентом.

Или же взять другое стандартное требование, которое прописывает должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ по ФГОС – информационная грамотность. Предполагается, что специалист должен уметь работать с сервисами-утилитами, с презентациями и основными видами электронных таблиц, с обозревателями и электронной почтой, техникой мультимедиа и т.д. И это тоже базовые требования, а не пожелания. Это значит, руководитель обязан учитывать этот момент в выборе сотрудника на должность старшего воспитателя. Для педагогов старшего возраста, которые не могли учиться информационной грамотности в ВУЗе, должны быть открыты возможности получения новых знаний.

Должностные обязанности

Раздел расписывает те действия и функции, что предписывают специалисту законодательные акты.

Так, старший воспитатель должен:

  • курировать работу воспитателей, находящихся у него в подчинении, помогать педработникам относительно проектирования образовательной среды ДОУ;
  • обеспечивать методическим мониторингом профессиональную деятельность воспитателей и педработников;
  • выполнять общеобразовательную программу ДО соответственно ФГОС;
  • оказывать научную, а также методическую поддержку педсоставу ДОУ;
  • налаживать связи и партнерство между садом, семьей, социальной средой.

Отдельным блоком расписывается, что организует старший воспитатель. В его функционале готовить и проводить педсоветы, родительские собрания и иные запланированные документально мероприятия. Также старший воспитатель должен (инструкция по ФГОС это прописывает) внедрять педагогику партнерства относительно педагогов, детей, родителей. Ему положено давать консультации (и в групповом формате, и в индивидуальном). Проводит старший воспитатель выставки методических разработок, организовывать конкурсы в педколлективе по усовершенствованию профессиональных навыков и саморазвития.

Курирует старший воспитатель в полной мере проектные и творческие группы педработников сада. В его функционале – образование педсостава в контексте использования современных ресурсов (как повышать квалификацию в аспекте самообразования, где искать актуальную информацию и т.д.)

Обязательный пункт – наставничество. Следовательно, старший воспитатель должен посильно и своевременно помогать молодым специалистам на пути их педагогического становления. Не обходит стороной старший воспитатель и социальное партнерство: как конкретно налаживать взаимоотношения с социумом, организациями и предприятиями – это тоже деятельность специалиста.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Компетенции воспитателя»

Мониторинг и участие

Особые блоки в разделе «Обязанности» – это мониторинг и участие. Первый блок расписывает, в каком мониторинге задействован старший воспитатель. Стандартно это два мониторинга: один осуществляют в начале учебного года (выявление зоны образовательных потребностей дошкольника), второй – в мае (фиксация показателей достижений, динамика развития и т.д.)

В блоке «Участие» описываются те мероприятия, где обязан участвовать старший воспитатель.

К примеру, специалиста задействуют в:

  • выборе кандидатов на должности в саду (он может их рассматривать и участвовать в принятии решения наравне с административным звеном сада);
  • стратегическом планировании;
  • формировании позитивного имиджа сада в социуме;
  • организации исследовательской и экспериментальной деятельности в ДОУ;
  • налаживании партнерских социальных связей.

Рассмотрим на примерах. В некоторых школах в отдельную должность выделена следующая – заместитель директора по научной деятельности. Этот специалист курирует исследовательскую работу в школе: как ту, которой занимаются ученики под предводительством учителя, так и ту, что осуществляют сами учителя. Это немалый объем работы, помогающий продвигаться современной школе по научной стезе, участвовать в старта-апах, развивать Высшую школу педагогики и т.д.

В детских садах такой отдельной должности нет. Исследовательскую деятельность курирует старший воспитатель. Блок работы не должен быть формальным: дети с раннего возраста занимаются посильной научной деятельностью, что налаживает преемственность поколений и их готовность к продолжению исследований в школе. Учителя и воспитатели также не завершают свое образование и профессиональное развитие получением диплома в ВУЗе: их научная деятельность проходит неразрывно с профессиональной, на базе места работы. И мотивировать педсостав к научно-исследовательской работе должен старший воспитатель.

Права и ответственность

Это два раздела, которые прописываются с особым вниманием к формулировкам. Как уже говорилось, при возникновении спорных вопросов дело доходит до суда, и должностные обязанности старшего воспитателя в ДОУ будут рассматриваться юристами словно «под микроскопом».

  • участвовать в проекте Программы развития УО;
  • вносить инициативы (в границах профессиональной компетенции) по усовершенствованию образовательной парадигмы в ДОУ;
  • требовать от администрации организации условий для полноценной профессиональной деятельности;
  • осуществлять надзор над деятельностью сотрудников, находящихся у него в подчинении, давать распоряжения к исполнению;
  • знакомиться по требованиям с закрепленными документально решениями руководства;
  • своевременно (не реже, чем 1 раз в 3 года) повышать квалификацию;
  • требовать выполнения конституционно обусловленных соцгарантий и т.д.
  • дисциплинарная – при неисполнении обязанностей (либо ненадлежащем исполнении) без объясняющих причин;
  • освобождение от должности (что не интерпретируется как дисциплинарная ответственность), если методы воспитания сопряжены с насилием над детьми или же если педагог совершил аморальный поступок;
  • материальная ответственность – если доказано причинение ущерба ДОУ либо сторонам образовательного процесса;
  • ответственность соответственно законодательству РФ за несоблюдение предписаний охраны труда, неоказание доврачебной помощи, нарушение пожарной безопасности и т.д.

Порядок аттестации

Раздел описывает, как в ДОУ работает схема профессиональной аттестации, с какой периодичностью и на каких основаниях. Руководитель в этом разделе обозначает требования к педагогу для присвоения первой квалификационной категории и высшей квалификационной категории.

Регламент взаимоотношений согласно должности

Раздел должен лаконично, но содержать описать, с кем контактирует старший воспитатель, и как эти контакты помогают оптимизировать образовательный процесс. Также в этом пункте описан режим, в котором должен работать старший воспитатель, его обязанности относительно планирования собственной работы, предоставления отчетов о ней руководству и т.д.

Порядок утверждения и изменения ДИ

Прописывается, с какого момента инструкция полномочна. Также указывается в этом пункте, на каком основании считается, что воспитатель с ним ознакомился (это, как правило, подпись старшего воспитателя в инструкции, в журнале ознакомления с ДИ).

Один экземпляр инструкции работник получает на руки, и храниться он обязан на рабочем месте. Проверка запрашивает экземпляр, и если у воспитателя инструкции нет, это трактуется как нарушение. Должностные обязанности старшего воспитателя в ДОУ по ФГОС хранятся в папке с нормативной базой.

Обязанности младшего воспитателя – кому подходит эта работа?

Доброго времени суток, мои друзья! Сухих Татьяна Григорьевна рада поделиться информацией обо всем, что касается воспитания, обучения, развития дошкольников, а также особенностей деятельности воспитателей и другого персонала детского сада. Решила сегодня обсудить с вами обязанности младшего воспитателя, поскольку не все знают, что вообще есть такая должность в ДОУ и часто путают ее с должностью няни (помощника воспитателя).

Общие сведения о структуре типового дошкольного учреждения

Чтобы понять место младшего воспитателя в саду, уместно, думаю, описать примерную иерархическую лестницу ДОУ. Стоит сказать, что вообще организационная структура любого дошкольного заведения представлена в виде общественного и административного управления. Общественное управление осуществляется через родительский комитет, трудовой коллектив и педсовет.

Административное управление осуществляется на нескольких линиях, так сказать:

  • Заведующий, который единолично несет ответственность за деятельность детского сада в целом;
  • Заместитель заведующего по методической работе или старший воспитатель; заместитель по административно-хозяйственной части; врач или старшая медсестра; бухгалтер;
  • Воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, логопед, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования, старший повар;
  • Младший обслуживающий персонал: помощник воспитателя, младший воспитатель, ночной младший воспитатель, медсестра, повара и т.д.

Как вы поняли, что касается дневного и ночного младшего воспитателя, то круг их обязанностей обусловлен местом в иерархии. Но не нужно воспринимать эту категорию персонала в садике как чисто технический персонал, который только следит за чистотой в группе и грубо говоря, вытирает детям попу.

В том и различие между функционалом помощника воспитателя, а проще сказать – няни, и младшим воспитателем: последний должен помогать воспитателю в проведении занятия, а няня этого делать не должна. Исходя из этого, младший дошкольный педагог должен иметь минимальную педагогическую подготовку.

Так что, тем, кто хочет работать правой рукой педагога-дошкольника, советую начать штудировать методическую литературу, например, рекомендую материалы из серии «Педагогическая видеомастерская», а именно, компакт-диск «ФГОС ДО: воспитание детей раннего возраста» .

Здесь очень доступно представлены требования по ФГОС, что касается организации развития ребенка в условиях ДОУ и семьи, взаимодействия родителей и педагогов, использования разных видов деятельности для всестороннего развития малышей в младшей группе.

Для общего развития могу посоветовать еще одну книгу «Как правильно воспитывать и развивать малыша. Книга для воспитателей и родителей» .

Обычно на должность младшего воспитателя ясельной группы приходят мамочки сразу после декрета, чтобы быть поближе к своему ребенку, так им в любом случае полезно будет почитать подобную литературу.

Кому под силу работать на должности младшего воспитателя?

Ниже я подробно опишу функциональные обязанности младшей воспитательницы, а пока поговорим о требованиях к кандидату эту на должность. Дело в том, что с целью повышения уровня квалификации работников дошкольных учреждений, еще в конце 90-х годов прошлого века ввели в садиках должности младших педагогов-дошкольников в противовес няням.

Должность то ввели, но зарплата осталась и на сегодняшний день весьма скромной, а требования возросли. Если няней может работать человек с образованием 9 классов, то младший педагог должен иметь среднее профессиональное образование. Должностные обязанности у него такие же обширные, как и у нянечки, плюс к этому еще и участие в обучении и развитии детей.

Хотя, честно говоря, воспитатели жалеют своих младших коллег и не требуют от них более того, что входит в функционал няни. Дело в том, что особенно нет очереди на эту маленькую должность, тем более среди лиц с образованием.

Как говорится, обязанности выше крыши, а права минимальные, как и зарплата. Кстати, младший воспитатель должен знать нормативные документы, как и воспитатель:

  • Акты, документы, касающиеся дошкольной педагогики;
  • Конвенцию о правах ребенка. К слову, нашла отличные материалы для оформления стендов «Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях» . Они, безусловно, украсят информационные стенды;
  • Основы педагогики, психологии, физиологии, гигиены, доврачебной медпомощи, основы воспитания;
  • Санитарно-гигиенические нормы, правила ухода за детками, трудовой распорядок, правила охраны труда, пожбезопасности.

Иногда приходится слышать, что между воспитателем и младшим воспитателем почти нет никакой разницы, только в категории. Это в корне неверно, младшие наши помощники не имеют права заменять воспитателя, они только оказывают содействие работе педагога-дошкольника в направлении повышения эффективности образовательного процесса и создании благоприятных условий для развития воспитанников в условиях садика.

Это так инструкция гласит. На деле у младших наших коллег хватает забот в группе, помимо помощи воспитателю в проведении занятий.

Что, собственно, должен делать младший воспитатель в группе?

Итак, основные обязанности младших воспитателей:

  • Принимает участие в организации и планировании учебно-развивающей деятельности в группе. Это как раз тот пункт, который отличает помощника от младшего воспитателя.

Как раз, кстати, для самоподготовки младшему воспитателю я подобрала еще хорошие книги: «Взаимодействие семьи и ДОО: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей» ; «Родитель – ребенок – педагог: модели развития взаимоотношений» ;

  • Обеспечивает благоприятную обстановку для жизнедеятельности воспитанников. Следит за соблюдением режимных моментов в группе;
  • Под руководством воспитателя совместно с медицинской сестрой проводит мероприятия по сохранению и укреплению здоровья малышей, способствует их всестороннему физическому и психологическому развитию;
  • Способствует развитию навыков самообслуживания у воспитанников, следит за безопасностью их жизнедеятельности, оказывает помощь по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Обеспечивает распределение обязанностей по дежурству по группе между детьми;
  • Активно участвует в профилактической работе относительно предупреждения возникновения отклоняющего поведения, своим примером демонстрирует важность здорового образа жизни и отклонения вредных привычек;
  • Несет ответственность за состояние оборудования и помещений группы, строго выполняет требования санитарно-гигиенических норм;
  • Обеспечивает питание воспитанников со строгим соблюдением режима дня, следит за соблюдением нормы выдачи пищи;
  • Под руководством воспитателя обеспечивает уход и присмотр за воспитанниками, помогает собираться им на прогулки, в бассейн, на занятия по физкультуре, оказывает помощь при укладывании в постель, обеспечивает регулярную смену белья, мытье посуды, инвентаря, делает уборку помещений;
  • Обеспечивает выполнение требований охраны труда и пожбезопасности.

Почему у младшего воспитателя так много обязанностей? Но ведь мы работаем с детьми, вашими, детьми. Уход за одним малышом – занятие нелегкое, а представьте, если их 20-30?
Надеюсь, вы, как и я, будете больше ценить и уважать наших нянь или младших воспитателей, ведь они выполняют почти все то, что вы делаете для своих детей, и при этом не ждут благодарности…

На этом буду прощаться, но только до завтра! Просьба поделиться ссылками с друзьями, а также подписаться на обновления.

Источники:
http://clubtk.ru/forms/dolzhnostnyye-instruktsii/dolzhnostnye-obyazannosti-mladshego-vospitatelya-v-detskom-sadu
http://assistentus.ru/forma/dolzhnostnaya-instrukciya-vospitatelya/
http://clubtk.ru/forms/dolzhnostnyye-instruktsii/dolzhnostnye-obyazannosti-mladshego-vospitatelya-v-detskom-sadu
http://www.resobr.ru/article/63229-qqq-17-m12-doljnostnaya-instruktsiya-starshego-vospitatelya
http://metodbv.ru/obyazannosti-mladshego-vospitatelya/
http://jobdescription.onlydoc.ru/doctor.htm

Ссылка на основную публикацию