Передача администрирования страховых взносов в ФНС

Передача полномочий по администрированию страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию налоговым органам

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 ноября 2016 09:40

С 01.01.2017 вступают в силу изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации и в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В соответствии со вступающими в силу изменениями, с 01.01.2017 функции администратора страховых взносов в части контроля за исчислением и уплатой, взысканием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) переходят к Федеральной налоговой службе России.

В связи с вышеизложенным разработан порядок передачи данных из ПФР в налоговые органы и приняты федеральные законы, изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС:

– Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

– Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым рекомендует всем плательщикам страховых взносов сверить с Пенсионным фондом в течение ноября месяца свои расчеты по страховым взносам на ОПС и ОМС по результатам представления отчетности за 9 месяцев 2016 года и, при необходимости, по итогам сверки не позднее 01.12.2016 подать в территориальный орган ПФР по месту регистрации заявление:

– об уточнении основания, типа и принадлежности платежа;

– о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

– о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (при наличии переплаты с учетом обязательств 2016 года).

Напоминаем, что возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.

Обращаем внимание плательщиков, что с 01.01.2017 изменяются коды бюджетной классификации по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС, в т.ч. задолженности, за периоды до 2017 года.

Следовательно, в целях завершения расчетов с Пенсионным фондом и избежание ошибок при уплате страховых взносов рекомендуем всем страхователям (предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям и др.) заплатить текущие платежи 2016 года и недоимку не позднее 25 декабря 2016 года.

Вместе с тем, расчет по форме РСВ-1 за 2016 год должен быть представлен в территориальный орган ПФР на бумажном носителе до 15.02.2017 включительно, в форме электронного документа – до 20.02.2017 включительно, РСВ-2до 01.03.2017.

С учетом внесенных изменений и дополнений с 01.01.2017 за Пенсионным фондом сохранены следующие полномочия:

– контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и ФФОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. (выездные и камеральные проверки), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года;

– прием Расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действующим до 2017 года;

– принятие Решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 г., в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшим до 2017 года.

Кроме того в территориальные органы ПФР необходимо будет представлять отчетность по стажу:

– Отчет по форме СЗВ-М. С 2017 года эта форма отчетности будет предоставляться до 15-го числа месяца, следующего за отчетным;

– Сведения о страховом стаже сотрудников, где указываются только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Отчет представляется один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Передача администрирования страховых взносов в налоговые органы с 2017 года

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты:

– Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»;

– Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов»,

изменяющие действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с этими Федеральными законами с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передаются налоговым органам.

Обращаем Ваше внимание, что уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как и прежде будут контролировать территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования передаст часть полномочий по администрированию страховых взносов

Какие функции будут переданы налоговой службе?

С 1 января 2017 года функции по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховых взносов в Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования будут возложены на налоговые органы.

С 1 января 2017 года страховые взносы будут относиться к налоговым платежам, и, соответственно, к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах.

Целью предстоящих изменений является совершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды и укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов.

Как передача функций отразится на страхователях?

Раздел I Налогового кодекса дополнен новой главой 2.1 «Страховые взносы в РФ», в которой прописываются общие условия установления страховых взносов, права и обязанности плательщиков страховых взносов и главой 34 “Страховые взносы”, в которой определены основные элементы налогообложения (база, льготы, особенности исчисления взносов отдельными категориями плательщиков).

Законодателем сохранены базовые принципы исчисления и уплаты страховых взносов (ставшие уже привычными по Закону № 212-ФЗ).

Объект обложения страховыми взносами не изменится. По-прежнему будут облагаться страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Для плательщиков страховых взносов на период 2017-2021 гг. предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет устанавливаться с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год: в 2017 г.1,9; 2018 г. – 2,0; 2019 г. – 2,1; 2020 г. – 2,2; 2021 г. – 2,3.

Для таких плательщиков тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на 2017-2018 гг. останутся прежними:

– на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины – 2,9%;

– на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, в пределах установленной предельной величины – 1,8%.

Также пониженные тарифы страховых взносов сохранятся для категорий плательщиков, указанных в статье 427 Налогового кодекса.

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, будет уплачиваться в тот же срок – не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

До 31 декабря 2020 года включительно продолжает действовать так называемый «зачетный принцип»: сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством.

Будет утверждена новая форма расчета по страховым взносам в Федеральную налоговую службу, которая объединит показатели РСВ-1 и раздела I Формы 4-ФСС. Новый расчет будет необходимо представлять не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Какие полномочия останутся у Фонда социального страхования в части администрирования страховых взносов?

Как и прежде, в ведении Фонда социального страхования останутся функции администрирования страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из-за отмены Закона № 212-ФЗ общие принципы администрирования страховых взносов, которые были в нем закреплены, перенесены в Закон № 125-ФЗ.

Будет расширен перечень прав проверяющих ФСС РФ. В частности, закреплены права сотрудников Фонда вызывать страхователя для дачи пояснений, а также определять сумму взносов расчетным путем, в том числе исходя из данных об иных аналогичных страхователях. Последнее будет возможно в случае отсутствия у страхователя учета объектов обложения или ведения такого учета с нарушением установленного порядка.

Расчет по Форме 4-ФСС в Фонд социального страхования претерпит изменения – из него исключат Раздел I. Новую Форму 4-ФСС, которая будет называться «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения», страхователи по-прежнему будут сдавать в отделения ФСС РФ:

– на бумажном носителе – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

– в электронной форме (при среднесписочной численности работников более 25 человек) – не позднее 25-го числа.

Кроме того, за Фондом будут сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе сохранено право проводить:

– камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения;

– камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы;

– выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией будут направляться отделением Фонда в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу этих решений.

Что делать страхователю в связи с передачей администрирования?

Территориальные органы Фонда социального страхования должны провести сверку расчетов со страхователями и вплоть до передачи полномочий по администрированию взносов предпринимать меры по взысканию накопленной задолженности. С 1 января 2017 года взысканием недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сумм соответствующих пеней и штрафов будет заниматься налоговая служба.

Архангельское региональное отделение предупреждает – во избежание спорных ситуаций в переходный период страхователям необходимо принять меры к урегулированию задолженности по обязательному социальному страхованию:

– при необходимости провести совместную сверку расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам;

– при наличии задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам завершить расчеты до окончания финансового года (до 31.12.2016 г);

– при наличии излишне уплаченных сумм и (или) превышения расходов обратиться в отделение Фонда по месту регистрации с соответствующим заявлением, расчетом по Форме 4-ФСС и документами, подтверждающими произведенные расходы.

Успейте подать заявления на зачет переплаты и возмещение расходов

С 1 января 2017 года отделение Фонда не будет осуществлять зачет между страховыми взносами ВНиМ и страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 2017 года будет возможен только возврат излишне уплаченных страховых взносов ВНиМ и соответствующих пеней и штрафов: за периоды до 01.01.2017 – через отделение Фонда, за периоды с 01.01.2017 – через налоговые органы.

До 31 декабря 2018 года включительно продолжит действовать так называемый принцип «зачетного механизма», когда сумма страховых взносов ВНиМ уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования (п. 2 ст. 431 НК РФ, п. 3 ст. 5 Закона № 243-ФЗ). Однако, с 1 января 2017 года согласно п. 9 ст. 431 НК РФ, разница между суммой произведенных расходов и суммой начисленных страховых взносов ВНиМ будет зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей только после получения от отделения Фонда подтверждения заявленных плательщиком расходов за соответствующий период.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем страхователям заблаговременно провести сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в отделение Фонда:

заявление на возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

заявление на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ.

Автоправозащита.RU

15 января 2016 года Президент утвердил Указ № 13 “О дополнительных…” (далее – Указ № 13), который содержал указание для Правительства РФ до 1 мая 2016 года внести в Госдуму законопроект по возложению полномочий на ФНС по администрированию страховых взносов (далее также – СВ), уплачиваемых в ФСС, ПФР и ФОМС.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

О том, что изменилось за последний год и кто теперь уполномочен контролировать уплату плательщиками взносов, поговорим далее.

Основная информация

Долгое время шли споры по поводу того, кому следует передать полномочия по администрированию. В конечном итоге, законодателем было решено передать соответствующие правомочия в ФНС, ведь этот орган отличается высоким качеством работы.

Передача полномочий позволит:

  • оптимизировать систему СВ;
  • сократить административные расходы;
  • упростить отчетность.

Определения

Администрирование – это исполнение органом, на который возложены соответствующие полномочия, следующих обязанностей:

  • осуществление контроля за корректностью вычисления, полнотой и уплаты в срок СВ;
  • прием от плательщиков расчетов по СВ, начиная с отчетности по 1-му кварталу 2017 году и далее;
  • взыскание пени и неустойки по СВ, в том числе, возникшим до наступления 2017 года;
  • возврат лишне уплаченных плательщиками сумм;
  • предоставление отсрочки (рассрочки) платежа.

Законодательство

С 1 января 2017 года, в целях реализации Указа № 13, были приняты следующие законодательные документы:

  • 243-ФЗ от 3 июля 2016 “О внесении…” (далее – ФЗ № 243);
  • 250-ФЗ от 3 июля 2016 “О внесении…” (далее – ФЗ № 250).

Что изменилось в 2016 году

Основные изменения в 2016 году были внесены ФЗ № 243.

Так, исходя из текста ФЗ № 243:

  • в НК РФ была добавлена новая Глава 34;
  • ФСС будет продолжать контролировать расходы на выплату страх. денежного обеспечения по временной неспособности к труду и в связи с беременностью (ВНиМ);
  • анализ расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ, на основе информации из налоговой инспекции, будет осуществляться ФСС в порядке, который установлен 125-ФЗ от 24 июля 1998 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 125);
  • утвержден новый порядок межведомственного взаимодействия между ФСС и ФНС в части заявленных страхователем доходов по ВНиМ.

Таким образом, в 2016 году законодательством были возложены правомочия по администрированию страховых взносов в ФНС практически во всех аспектах (кроме расходов на выплату страх. денежного обеспечения по ВНиМ). ВНиМ в части доходов теперь также контролирует ФНС.

Плюсы и минусы администрирования страховых взносов ФНС

Согласно позиции представителей социальной и экономической сферы, передача контроля за СВ от внебюджетных фондов к налоговикам имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

  • уменьшается “бумажная волокита” – вместо предоставления отчетности в несколько контролирующих структур, нужно отчитываться только перед одной;
  • повышается “прозрачность” налоговой истории физлиц, так как данные по налоговым сборам и СВ объединены в одном месте;
  • уменьшается общая сумма задолженности плательщиков за счет повышения качества администрирования;
  • сокращается число проверок в связи с уменьшением контролирующих структур.

Минусы:

  • сокращение штата работников ФСС, ФОМС и ПФР;
  • необходимость набора и профессионального обучения новых сотрудников ФНС;
  • нарушение уже выработанной годами системы уплаты страховых взносов – теперь плательщикам придется “привыкать” к новым правилам.

Причины передачи функций

Особенности администрирования страховых взносов в ФНС (предыстория):

  • ранее существовал единый соцналог, который впоследствии был заменен на обязательные страховые платежи, уплачиваемые в различные фонды;
  • в 2010 году представители бизнеса выразили свое недовольство по поводу отмены ЕСН – ведь с введением поправок им пришлось отчитываться сразу в 4 места – ПФР, ФОМС, ФСС и ФНС;
  • в 2013 году началось ведение обсуждений по поводу передачи функций ПФР, ФСС и ФОМС единому фискальному органу в целях сокращения задолженности плательщиков и упрощения процедуры расчетов и перечислений СВ;
  • бизнесмены обратились в Правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность по оптимизации существующей системы страховых взносов;
  • в 2013 году Президент поручил Правительству подумать над решением проблемы, однако на протяжении 3 лет особых мер не предпринималось.

Наконец, в 2015 году проблема достигла своего апогея. Стремительно росла задолженность, проводилось огромное число проверок, недовольство бизнесменов еще больше увеличивалось. Результатом стал вынесенный в 2016 году Указ № 13, а далее – и соответствующие поправки в НК РФ.

Нюансы

Помимо поправок, введенных в действие ФЗ № 243, существуют еще и изменения, внесенные ФЗ № 250, а именно:

  • в 255-ФЗ от 29 декабря 2006 года “Об обязательном…” были внесены поправки, сохранившие за ФСС права проводить камеральные проверки корректности и обоснованности расходов на осуществление выплат страх. денежного обеспечения по ВНиМ;
  • в ФЗ № 125 были внесены поправки относительно администрирования налоговой инспекцией СВ на соцстрахование от несчастных событий на производстве, в частности, добавились новые главы – “Обеспечение исполнения…страховых взносов”, “Ответственность за совершение нарушений…” и др.

База начислений

Согласно ч. 1 ст. 421 НК РФ, базой для исчисления СВ для учреждений и ИП считается размер выплат и прочих вознаграждений, подлежащих обязательному соцстрахованию (ч. 1 ст. 420 НК РФ), начисленных в отношении индивидуально определенного гражданина с начала расчетного периода возрастающим итогом.

Страховые взносы не уплачиваются с заработков, которые указаны в ст. 422 НК РФ, к примеру:

  • с государственных пособий (например, с пособия по безработице);
  • с компенсационных выплат (к примеру, связанных с возмещением вреда, с оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия и др.).

Ведение отчетности

Исходя из ч. 7 ст. 431 НК РФ, плательщики СВ, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам, обязаны предоставлять единый расчет не позднее 30-го числа того месяца, который идет за расчетным временным периодом.

Судя по ч. 1 ст. 423 НК РФ, расчетным временным интервалом признается 1 календарный год.

Расчет предоставляется в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения учреждения или его обособленного подразделения.

Фиксированный платеж

Неизменный платеж в связи с передачей администрирования не изменяется, то есть:

  • если предприниматель не предоставляет декларацию, то макс. сумма платежа начисляться не будет;
  • если же предприниматель подаст декларацию, но не осуществит оплату, налоговики самостоятельно рассчитают сумму задолженности.

Коды бюджетной классификации

Оплатить страховые взносы может как сам плательщик, так и иное лицо.

Изменения в кодах бюджетной классификации коснулись уплаты платежей в счет временной неспособности к труду гражданина. При взносах на “травматизм” КБК не поменялся. В поле 101 “Статус плательщика” теперь ставится 01, вместо 08, как было раньше.

Приведем перечень КБК для взносов, уплачиваемых с 1 января 2017 года:

Вид СВ КБК
На ОПС 18210202010061010160
ВНиМ 18210202090071010160
ОМС 18210202101081013160
На ОПС “за себя” (для самозанятого населения) 18210202103081013160

Дополнительные взносы за работников, которые осуществляют деятельность в условиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение:

Вид СВ КБК
За сотрудников, работа которых связана с вредностью (доп. тариф не зависит от итогов специальной оценки) 18210202131061010160
За сотрудников на вредных условиях (доп. тариф зависит от итогов специальной оценки) 18210202131061020160
За сотрудников, осуществляющих деятельность в тяжелых условиях (дополнительный тариф не зависит от результатов специальной оценки) 18210202132061010160
За работников, занятых на тяжелых условиях (дополнительный тариф зависит от результатов специальной оценки) 18210202132061020160
На “травматизм” 39310202050071000160

Начисление пени и штрафов

За неуплату налогов или СВ устанавливается штраф в размере 20 % от суммы долга (если база была занижена или неверно исчислена).

Если докажут, что неуплата была совершена умышленно, штраф будет вдвое больше – 40 % с суммы (ст. 122 НК РФ).

Судя по ч. 4 ст. 75 НК РФ, с 1 окт. 2017 поменялись правила осуществления расчета пеней.

Теперь по долгу, возникшему после 1 октября 2017 года, размер неустойки будет зависеть от временного периода просрочки:

  1. Если до 30 дней включительно:

  1. Если свыше 31 дня, то пени за 1-30 дни рассчитываются так:

Начиная с 31 дня, по указанной ниже формуле:

Чего изменения не коснуться

Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, не коснулись:

  • объекта обложения СВ;
  • категорий плательщиков;
  • тарифов на ОМС;
  • фиксированного платежа для ИП;
  • срока оплаты взноса;
  • предельной базы для исчисления.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-60-09
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов

Екатерина Колесникова,

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Специально для компании «Такском»

Все новое — это, как известно, хорошо забытое старое. Под этим лозунгом можно объявить переход страховых взносов под администрирование ФНС России к ее территориальным инспекциям. Так, с 1 января 2017 года исчисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ (далее — ПФР, ФСС и ФФОМС) станут регулироваться Налоговым кодексом, одновременно с этим утратит силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации».

Чего ожидать от нового порядка администрирования страховых взносов

В соответствии с новой главой 34 Налогового кодекса «Страховые взносы» под страховыми взносами теперь понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование. Страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного соцобеспечения отдельных категорий физических лиц. Обратите внимание, что взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний из-под «налогового» контроля выведены, они останутся под контролем органов ФСС.

Сразу отмечу, что ничего критичного в ближайшее время не предвидится, ведь основной порядок исчисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2017 года не изменится. Правильность и своевременность уплаты страховых взносов будет проверяться по общим правилам проведения налоговых проверок, порядок проведения которых также не изменится. Но, несмотря на это, плательщикам страховых взносов необходимо ознакомиться с новым порядком, регулируемым уже налоговым законодательством, поскольку отдельные изменения все же имеют место быть.

Минфин России в своем письме от 13.04.2016 № 03-04-05/21124 обещает нам, что передача администрирования страховых взносов налоговым органам сохранит эквивалентность уплаченных страховых взносов с объемом прав на обязательное социальное страхование, а также страховые принципы в системе пенсионного, социального, медицинского обеспечения. Поэтому передача функций администрирования страховых взносов не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан РФ. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в ПФР, по-прежнему будут учитываться на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным действующем законодательством.

Вместе с тем создание единых основ нормативного правового регулирования по установлению, взиманию, уплате и администрированию налогов и страховых взносов будет способствовать наделению плательщиков страховых взносов всеми правами налогоплательщиков, в том числе правом на информационное взаимодействие с налоговыми органами в режиме налогового мониторинга, а также на досудебное урегулирование споров. По мнению чиновников, данные изменения будут способствовать сокращению бюрократических процедур, уменьшению количества проверок и улучшению правил, касающихся всех участников экономической деятельности: конкуренция станет более честной, возможности для уклонения от налогов сократятся.

Несмотря на заверения властей, многие бухгалтеры хорошо помнят, как проходила прежняя передача администрирования взносов от налоговых органов к фондам и сколько сил и времени уходило на то, чтобы вернуть или зачесть перечисленные ранее платежи. Поэтому во избежание возникновения спорных ситуаций бухгалтеру лучше проверить все расчеты с ПФР, ФСС и ФФОМС заранее, чтобы снизить вероятность возникновения спорных ситуаций в переходный период и после него.

Кроме того, не стоит забывать, что в настоящий момент на рассмотрении находится законопроект о введении уголовной ответственности за неуплату страховых взносов (законопроект № 927406-6 принят Государственной Думой в первом чтении 19 февраля 2016 г.).

Новое законодательство о страховых взносах

В Налоговый кодекс внесены все необходимые поправки для того, чтобы положения налогового законодательства целиком распространялись и на страховые взносы. Исключение составляют только отношения по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц.

Как уже отмечалось, размеры тарифов страховых взносов не изменились, но при этом изменились отдельные условия их применения. Так, например, для налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, установлено, что пониженные тарифы могут применяться при осуществлении ими только определенных видов деятельности, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (при том, что предельный размер доходов для данной системы налогообложения с 2017 года будет увеличен до 120 млн руб.).

Срок уплаты страховых взносов также не изменится и в следующем году определен как 15-е число следующего календарного месяца. Сумма страховых взносов по-прежнему исчисляется и уплачивается отдельными платежами в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Остается без изменений также обязанность плательщиков по перечислению страховых взносов в рублях и копейках, несмотря на то, что по общему правилу налоги у нас исчисляются в полных рублях.

Как и сейчас, плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись такие выплаты. При этом плательщики страховых взносов обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для их исчисления и уплаты, в течение 6 лет. Напомню, что для остальных документов обязательный срок хранения составляет 4 года.

Новые требования к отчетности по страховым взносам

По своему составу отчетность по страховым взносам с 2017 года будет несколько отличаться, а вот уменьшение ее объема, к сожалению, не предвидится.

С начала 2017 г. вводится новая обязанность для страхователей по представлению в налоговый орган расчета по страховым взносам по месту нахождения организации и месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, а также по месту жительства физических лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Такой расчет будет представляться ежеквартально нарастающим итогом не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом, если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме пенсионных взносов, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не будут соответствовать указанной в данном расчете сумме исчисленных взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, то такой расчет будет считаться непредставленным. При обнаружении данного факта плательщик будет поставлен в известность не позднее дня, следующего за днем представления расчета. В пятидневный срок со дня получения соответствующего уведомления плательщику нужно будет представить уточненный расчет, устранив указанное несоответствие. В данной ситуации датой представления расчета будет считаться дата представления его первоначального варианта.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред от 01.05.2016) в Пенсионный фонд будет направляться, как и сейчас, следующая информация:

  • ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, страхователь представляет по каждому работающему у него застрахованному лицу (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о стаже работы, сумме дохода, на которую начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных и уплаченных страховых взносов, а также иные сведения, необходимые для назначения пенсий;
  • не позднее 20 дней со дня окончания квартала в территориальные органы ПФР, либо через МФЦ представляются сведения о дополнительных страховых взносах;
  • ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляется информация об ИНН и СНИЛС каждого работающего у него застрахованного лица (сейчас эти сведения по форме СЗВ-М представляются не позднее 10-го числа каждого месяца).

Причем, в этой части ответственность страхователя с начала 2017 г. ужесточится. Так, за нарушение способа представления указанных сведений штрафные санкции составят 1000 руб. (против прежних 200 руб.). Напомню, что сведения на 25 и более человек нужно направлять в ПФР исключительно в электронной форме, подписав документы усиленной квалифицированной электронной подписью плательщика. За непредставление страхователем в установленный срок, либо за представление им неполных и (или) недостоверных сведений будет сохранен штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного физического лица.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 03.07.2016) в ФСС направляется расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по данному виду страхования. Сроки остаются теми же и зависят они, как и прежде, от способа представления расчета:

  • если расчет представляется в электронном виде, то до 25-го числа следующего за отчетным периодом месяца;
  • если расчет представляется на бумаге, то не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 1 января 2017 г., должны представляться в соответствующие органы ПФР и ФСС в порядке, установленном законодательством РФ о страховых взносах, действующем до 2017 г.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., будет осуществляться также соответствующими органами ПФР и ФСС в ранее действовавшем порядке.

Как быть с «переплатой» по страховым взносам

Особое внимание стоит уделить новому подходу к зачету излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, что связано со сменой администратора этих платежей. С 1 января 2017 г. будут действовать новые положения Налогового кодекса, в частности ст. 78—79 НК РФ, согласно которым сумма излишне уплаченных страховых взносов будет подлежать зачету по соответствующему фонду, в бюджет которого эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам или возврату. Таким образом, теперь переплату «пенсионных» взносов нельзя будет зачесть в счет недоимки по «медицинским» взносам и наоборот. То же самое будет касаться и возможности зачета переплаты «больничных» и взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку с начала 2017 г. у этих платежей, несмотря на то, что они направляются в бюджет ФСС, будут разные администраторы (ФНС и ФСС соответственно).

Сумма переплаты будет возвращена плательщику только после погашения задолженности по соответствующим пеням и штрафам, если таковая будет иметь место. Кроме того, как и ранее, возврат взносов в ПФР не будет производиться, если по сообщению территориального Управления ПФР сведения о сумме излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уже разнесены по лицевым счетам застрахованных лиц в системе ОПС.

Ну и конечно, стоит рассмотреть переходные положения, касающиеся зачета или возврата «переплаченных» сумм страховых взносов. Так, если переплата образовалась до 1 января 2017 г., то за ее возвратом вам нужно обращаться в в ПФР или ФСС. Соответствующее решение фонд вынесет только при отсутствии у плательщика взносов задолженности по взносам (пеням, штрафам), возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов ПФР или ФСС направит его в налоговый орган. А за переплатой, образовавшейся после 1 января, нужно будет обращаться уже в налоговую инспекцию.

Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов будет осуществляться ПФР и ФСС по основаниям, возникшим до 1 января 2017 г. и установленным Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также в случае утраты на 1 января 2017 г. возможности взыскания указанных сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

С начала 2017 г. взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами контроля по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), будет осуществляться налоговыми органами.

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 г., а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами контроля, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., недоимка и задолженность будут признаны безнадежными к взысканию и списаны в соответствующем порядке.

В учебном центре «Такском» можно дистанционно или очно научиться отправлять отчётность через Интернет, узнать обо всех нововведениях из первых уст от представителей ФНС, разобраться в тонкостях ЭДО. Семинары, вебинары, лектории и обучающие курсы – все это доступно в нашем Учебном центре.

Передача администрирования страховых взносов в ФНС в 2017

Что происходит?

Уже во второй раз законодатель принимает решение передать администрирование Страховых взносов в налоговую службу. Первый раз такой шаг был сделан в 2001 году, тогда это назывался Единый социальный налог (ЕСН). И сейчас в 2017 году как будут называться платежи или по- прежнему останутся страховыми взносами в ПФР, ФОМС и ФСС, но администрировать их будет ФНС. Именно по этому вопросу Госдума 14 июня 2016 приняла окончательно пакет законов о передаче ФНС полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Пакет документов следующий:
ФЗ №1040802-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»)(далее Первый закон);

ФЗ №1040799-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее второй закон);

ФЗ №1040775-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее третий закон).

Для чего проводится реформа?

Новый порядок, как считают законодатели, снизит расходы на бизнес за счет уменьшения количества контролирующих служб, повысит качество проводимых проверок, а также значительно сократит количество сдаваемой отчетности.

Останутся ли страховые взносы или будет ЕССС?

Первоначально в Письме ФНС от 02.02.2016 №БС-4-11/1539@ был разработан проект Дорожной карты «Создание единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование». Тем самым ФНС планировала ввести ЕССС- единый социальный страховой сбор. Будет ли это внедрено или претерпит изменения, следует ожидать когда подпишет Президент России те три уже одобренные Госдумой законопроекта, вносящие изменения в порядок оплаты страховых взносов и отчетности по ним.
Возможно, что в 2017 году организации и ИП будут уплачивать страховые взносы по отдельным платежкам.

Плюсы и минусы перераспределения функций

Плюсы

  1. Сокращение платежек по взносам, если это будет реализовано;
  2. Улучшение платежной дисциплины;
  3. Уменьшатся затраты у налогоплательщиков, меньше будет ошибок;
  4. Единая отчетность по взносам, сдавать единый орган – ФНС.

Минусы

  1. Выездные проверки по взносам за 2014-2016 годы будут проводить сотрудники ФНС с ПФР И ФСС, а это на налогоплательщика действует удручающе;
  2. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов во внебюджетные фонды, образовавшихся на начало 2017 года и за расчетный период 2016 года, будет осуществляться ФНС в соответствии с НК РФ.

Суть законов

Вносятся изменения в текст НК РФ в части:

  1. Добавляется понятие страховых взносов как федеральных обязательных взносов
  2. Определяются принципы правового регулирования в сфере установления и взимания страховых взносов
  3. Штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов, , нарушение способа представления расчета будут прописаны в части первой НК.

А также часть вторую НК РФ предлагается дополнить новым разделом XI «Страховые взносы», где будут прописаны элементы обложения, введены доп.тарифы для некоторых категорий плательщиков, а также уточнены сроки сдачи отчетности.

Заключается в изменении законодательных актов РФ, отражающая передачу налоговым органам отдельных полномочий, принадлежащих в настоящее время органам внебюджетных фондов РФ. За несвоевременное представление в ПФР нового расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо.

Уточняются положения Бюджетного кодекса РФ, затрагивающие последовательность осуществления расчетов по суммам денежных взысканий (штрафов), которые будут налагать налоговые органы за нарушения законодательства о страховых взносах.

Что еще предстоит сделать, чтобы передача состоялась?

Для того чтобы ФНС приступила к администрированию страховых взносов необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс РФ, а также в законодательство о страховых взносах. Что уже практически сделано. Только нужно чтобы все эти законы были подписаны Президентом РФ.
В настоящий момент принят, но еще не вступил в силу закон ФЗ от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». (далее Закон 250-ФЗ).

Закон 250-ФЗ состоит из 24 статей. В нем приняты изменения в следующие законодательные акты:

  1. Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»;
  2. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  3. ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
  4. ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  5. ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  6. ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Выдержки из статей

Статья 20 Закона 250-ФЗ
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за периоды до 1 января 2017, осуществляется Пенсионным фондом и Фондом социального страхования в ранее действовавшем порядке.

Статья 21 Закона 250-ФЗ

  1. Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за прошлые периоды до 1 января 2017 г. принимается ПФР и ФСС в течение 10 рабочих дней со дня письменного заявления страхователя о возврате переплаты.
  2. Если переплата возникает в случае представления плательщиком уточненного расчета, срок возврата (10 рабочих дней) исчисляется со дня завершения ПФР и ФСС камеральной проверки данного расчета.
  3. Решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за прошлые периоды до 1 января 2017 г. принимается при отсутствии у страхователя задолженности за указанный период.
  4. На следующий день после принятия Решения о возврате переплаты страховых взносов ПФР ИФСС направляют его в соответствующий налоговый орган.

Статья 23 Закона 250-ФЗ
Все расчеты, в том числе уточненные по страховым взносам за прошлые периоды до 1 января 2017 г. представляются в ПФР и ФСС в в том порядке, который ранее действовал до дня вступления в силу Закона 250-ФЗ).

Статья 24 Закона 250-ФЗ
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года
Подписал Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ

Что останется неизменным после передачи администрирования взносов

  1. Объект обложения, расчетный и отчетные периоды, плательщики взносов, будут такие же, как и сейчас.
  2. Также останется на прежнем уровне основной тариф, предельные базы для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС, как это предусмотрено в Законе №212-ФЗ.
  3. Тариф взносов в ФФОМС останется на прежнем уровне 5,1%.
  4. Для ИП нынешний тариф и фиксированные платежи за себя останутся прежними. Останется неизменным и уплата дополнительного платежа в размере 1% от дохода, если он превысит 300 тыс. руб. в год.
  5. Сроки уплаты взносов не поменяются.
  6. Условие по способу представления отчета на бумажном носителе или электронно останется прежним.
  7. Отчетность в ПФР тоже останется (форма СЗВ-М, сведения о стаже)

Что изменится после передачи в ФНС

  1. Вместо РСВ-1 и 4-ФСС после передачи администрирования в налоговую инспекцию работодатели будут сдавать единый расчет по всем взносам. Форму и порядок его заполнения утвердит ФНС. Срок его представления будет такой же, как для существующего расчета 4-ФСС.
  2. Камеральные и выездные проверки по всем взносам (кроме взносов «на травматизм») будут проводить работники ФНС. А по проверке правильности расходов на соцстрах будут назначаться совместные выездные налоговые проверки сотрудников ФНС и ФСС.

Взносы «на травматизм» останутся за ФСС

Функция контроля за уплатой взносов «на травматизм» в ФНС передаваться не будет. Контролировать начисление и уплату взносов «на травматизм» будет только ФСС.

Таким образом, законодатели разделят полномочия между ФНС, ПФР и ФСС. Все, что связано с начислением взносов, достоверность начисленной ЗП будет контролировать ФНС, достоверность сведений о стаже – ПФР, а взносы на травматизм ФСС.

Провал очередной передачи данных по взносам из фондов в налоговую: «Караул, грабят!»

В последние дни на форуме «Клерка» опять поднялась волна жалоб на неправомерные требования уплаты страховых взносов за периоды до 2017 года. Жалуются как организации, так и ИП.

Дело в том, что в июле произошла очередная передача данных от фондов в налоговую. В итоге, даже те плательщики, у кого не было проблем в начале года, вдруг неожиданно обнаружили, что они являются должниками. Причем, речь может идти как о незначительных суммах, так и о сотнях тысяч и даже миллионах рублей.

Что вообще происходит

Федеральный закон о смене администратора был принят 3 июля 2016 года (243-ФЗ). Им была введена в Налоговый кодекс новая глава «Страховые взносы», и с 1 января 2017 года страховые взносы (кроме взносов на травматизм) надо платить в налоговые инспекции.

Но чтобы у налоговиков сошелся дебет с кредитом по каждому плательщику взносов, им надо получить данные от фондов на конец года, т.е. выяснить, кто кому должен и сколько.

И вот тут случился полный провал межведомственного обмена, который дорого обходится сейчас бизнесу.

Что обещали налоговики

О том, как славно стало работодателям, рассказывали и по телевизору. В частности, об этом сообщала заместитель руководителя ФНС России Светлана Бондарчук в программе телеканала «Россия-24». В этой же программе Бондарчук заявила о том, что, в отличие от фондов, у ФНС намного больше возможностей по взысканию недоимок, пеней и штрафов по взносам и налоговые органы собираются увеличить поступления страховых взносов в бюджет.

Что в результате

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования должны были передать сальдо по лицевым счетам организаций и ИП, получившимся на 1 января 2017 года, причем без учета уплат за 4 квартал 2016 года, произведенным уже по окончании 2016 года в налоговые органы. Вроде бы не такая сложная задача, и когда-то, во времена кончины ЕСН, налоговая служба смогла передать данные в фонды без скандалов со страхователями, правда, тогда не было такого электронного обмена.

Сейчас же данные передаются путем выгрузки от фондов в налоговую. И получается, что ПФР выгружает одно, а ФНС получает другое. Т.е. по данным Пенсионного фонда долгов нет, а в ФНС приходят огромные задолженности.

Кто виноват и что делать, не знает никто! Налоговые инспекции отсылают в отделения ПФ, там разводят руками, показывая документы о том, что долгов у страхователя нет, но эти документы не принимают во внимание инспекции ФНС. И организации/ИП ходят по кругу, пытаясь доказать, что они ничего не должны.

На что жалуются бухгалтеры и предприниматели

«Мы сдали отчетность за 2016 г. по нулям. А в апреле 2017 г. пришло требование из ИФНС на 44 тыс. Заплатили. Потом через месяц получили справку об отсутствии задолженности перед ПФ. Всё предоставили в ИФНС, а в ПФ написали заявление с просьбой о повторной передаче сальдо. Сегодня пришло требование из ИФНС, что за 2016 г. мы им оказывается должны уже 343 тыс. Так передал Пенсионный повторно. Караул, грабят!»

«Самое обидное, что специально в декабре все взносы заплатили, чтобы было всё по нулям, т.к. предполагали, что какие-то косяки с передачей сальдо могут быть. Но в голову не могло прийти, что устроят нам такой беспредел. И главное, практически нет механизма решить эти вопросы».

«А я прошла уже все инстанции вплоть до ФНС и ПФР – все бесполезно. Задолженность по ПФ и ФОМС меняется день ото дня – вчера уже по акту сверки написали 2,2 млн. Говорят, что задвоилось и затроилось за 2015 и 2016 г. На самом деле, сальдо 0. Юристы составляют исковое на ПФР с привлечением ИФНС. Уже сняли с нас 500 тыс взносов и пени. В налоговой мне вчера открытым текстом сказали, что даже если будет решение суда о признании нулевого сальдо, есть письмо, которое они мне не могут показать, о том, что незаконно снятые взносы и пени возвращены не будут и в счет будущих платежей зачтены тоже не будут. В суд все равно идем», – пишет анонимный пользователь.

ФНС и ПФР молчат

Поскольку информация отсутствует, начинают плодиться слухи. В частности, о том, что выгрузок из ПФ больше не будет, поэтому что передали, с тем плательщики и останутся. Или о том, что в ПФ есть негласная директива никому ничего не возвращать без суда и т.д.

Зато, скорее всего, в ближайшее время ФНС опять отчитается о повышении сборов страховых взносов. А чего бы им не расти, если взыскиваются несуществующие миллионные долги?

В заключение отметим, что в программном обеспечении как ФНС, так и ПФ вложены миллиарды рублей. Тех самых рублей, которые уплатили налогоплательщики нашей страны и которых сейчас так беззастенчиво грабят.

Администрирование страховых взносов в ФНС

Похожие публикации

До 2017 года правильность расчетов, полнота уплаты и ее своевременность по страховым взносам в систему обязательного пенсионного и медицинского страхования принадлежит ПФР и его местным отделениям. При этом уплата взносов по ОМС осуществляется работодателями в ПФР, а тот в свою очередь передает данные в ФФОМС. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию принадлежат ФСС. Поэтому до конца 2016 года полномочия по сбору, учету, распределению и выплатам средств системы социального, пенсионного и медицинского страхования находятся в ведомстве внебюджетных фондов – ФСС, ПФР и ФФОМС. Данные фонды формируются за счет страховых взносов работодателей.

Администрирование страховых взносов: последние новости

В начале текущего года был разработан план-график мероприятий, так называемая «дорожная карта» по передаче администрирования страховых взносов в ведомство налоговой службы (письмо ФНС от 02.02.2016 г. №БС-4/11/1539). В соответствии с планом дорожной карты по администрированию страховых взносов с 1 января 2017 года произойдет перераспределение полномочий. ФНС примет на себя обязанность по контролю правильности расчета страховых взносов, соблюдению сроков и сумм их уплаты организациями. Также ФНС будет заниматься востребованием штрафных начислений и взысканием недоимок с организаций. Соответствующие изменения были внесены в ч.1 и ч.2 налогового кодекса.

Администрирование страховых взносов ФНС будет регламентироваться главой 34 НК РФ, которая включает статьи с 419 по 432.

Внебюджетные фонды в свою очередь будет заниматься обеспечением страховых прав граждан, то есть начислением и выплатой пенсий, пособий по материнству, временной нетрудоспособности и компенсацией полученных человеком медицинских услуг.

Инициатива передать администрирование страховых взносов в ФНС принадлежит Правительству РФ и Минфину. С начала 2017 года в ФНС примет на себя управление и администрирование страховых взносов и персонифицированного учета по следующим видам государственного социального страхования: ОПС, ОМС и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Обязательные взносы плательщиков от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («на травмы») останутся в ведении ФСС.

В связи с нововведениями с 1 января 2017 года полностью утрачивает силу ФЗ №212 от 24.07.2009 года, который на сегодняшний день регламентирует правовую область страховых взносов в бюджетной системе РФ.

Также, изменения затронут следующие законы: №943-1 от 21.03.91г., ФЗ №125 от 24.07.98г., ФЗ №27 от 01.04.96г., ФЗ №165 от 16.07.99г., ФЗ № 167 от 15.12.01г., ФЗ №255 от 29.12.06г., ФЗ №326 от 29.11.10г., ФЗ №400 от 28.12.13г. и ряд других правовых актов.

Передача администрирования страховых взносов

Давайте рассмотрим какие изменения ожидаются в системе в результате передачи полномочий по администрированию взносов в ведомство налоговой службы.

База начисления страховых взносов в 2017 году

1.Объект обложения останется без изменения – это выплаты по трудовым договорам (ст. 420 НК РФ) и ряду ГПХ (за исключением соцвзносов). Не облагаемые взносами выплаты перечислены в ст. 422 НК РФ.

2.Стоит отметить, что фактически регламент структуры страховых взносов из ФЗ №212 направлен в гл. 34 НК РФ без изменений. База, которая применяется для расчета страховых взносов, в соответствии со ст. 421 НК РФ останется прежней, также, как льготы и тарифы (нововведение: пониженные тарифы по льготникам на УСН могут применяться ими только, если их доход за год не превышает 79 млн руб.).

-876 000 руб. по обязательному пенсионному страхованию (если выплаты работнику составят больше этой суммы, то расчет взносов сократится с 22% до 10%);

-755 000 руб. по обязательному социальному страхованию (если больше этой суммы, то расчет и уплата взносов не будут производиться);

-взносы в систему обязательного медицинского страхования не зависят от суммы выплат и рассчитываются в размере – 5,1%.

База для расчета взносов с выплат, которые производятся в натуральном выражении, будет определяться из цен, указанных в ст. 150.3 НК РФ.

Изменения затронули оплату «суточных» работникам в командировках. С 2017 года они будут облагаться взносами, если их сумма будет превышать 700 руб./день (в России), 2500 руб./день (за пределами России).

Отчетность по страховым взносам в 2017 году

В свою очередь кардинальные изменения ожидают отчетность по страховым взносам и персонифицированному учету. Организации ежеквартально должны будут предоставлять в ФНС (в орган, который будет заниматься сбором взносов) единый расчет по страховым взносам. Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа того месяца, который следует за отчетным периодом (с учетом выходных дней).

Если в расчете будут выявлены несовпадения по общей сумме рассчитанных страховых взносов и суммам в разрезе по каждому застрахованному лицу, то расчет будет считаться не предоставленным, о чем налоговая служба будет обязана уведомить плательщика.

При этом сохранится персонифицированный отчет в ПФР. Организации должны будут направлять в отделения ПФР раз в год данные о стаже застрахованных лиц и ежемесячно – персонифицированный отчет по форме СЗВ-М не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Отчетность в ФСС по взносам «на травматизм» сохраняется в упрощенном виде. Если среднесписочная численность работников организации составляет менее 25 человек, то форма 4-ФСС сдается на бумаге не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца. Если численность больше, то обязательно в электронном виде и не позднее 25 числа того же периода.

ИП и прочее самозанятое население, которые не производят выплаты иным физлицам, не должны подавать отчетность в ФНС, как это было и с требованиями ПФР.

Копии формы персонифицированного отчета в ПФР должны быть предоставлены работнику в течение 5 дней, после его запроса или в день расчета застрахованного лица.

Срок хранения документов по начисленным и уплаченным страховым взносам составляет 6 лет.

Фиксированные платежи для ИП в 2017 году

Фиксированные платежи для самозанятого населения не изменятся. При этом для предпринимателей, не подавших налоговую декларацию, не будут начисляться максимальные суммы платежей. Однако, если предприниматель предоставит отчетность, но не уплатит сами взносы, то ФНС, основываясь на данных налоговой декларации, сама определит его задолженность.

При уплате взносов «на травматизм» организации обязаны ежегодно с 2017 года подтверждать свой тариф, установленный ФСС. Для этого необходимо направлять справку и заявление в отделение ФСС не позднее 15 апреля текущего года, в котором будет устанавливаться тариф взносов. Если этого не сделать, ФСС имеет право присвоить наивысший класс риска организации в соответствии с применяемыми видами деятельности, и назначить максимальный тариф для расчета взносов.

КБК для уплаты страховых взносов в 2017 году

С 2017 года уплатить страховые взносы в счет организации может третье лицо, но при оплате в квитанции стоит обязательно отметить, в счет кого производится оплата.

Важно! При уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и ОСС в счет временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2017 году изменены все КБК. КБК по уплате взносов «на травматизм» остался без изменений.

Статус плательщика в платежке в поле 101 необходимо проставлять «01» вместо «08», как это было в 2016 году.

Пени по страховым взносам в 2017 году

В 2017 году изменится расчет пени за несвоевременную уплату взносов в ФНС. В расчет пени с 1 января 2017 года включать день фактической уплаты страховых взносов не нужно. А с 1 октября того же года увеличится сумма пени за несоблюдение сроков по взносам:

– если просрочка уплаты составляет менее 30 календарных дней, то пени будут считаться по-прежнему 1 к 300 ставки рефинансирования;

– если более 30 дней, то расчет будет производиться, как 1 к 150 ставки рефинансирования.

Штрафы по страховым взносам в 2017 году

Штрафы за нарушения в отношении страховых взносов будут аналогичны штрафам по налогам.

Штрафы от ФСС перечислены в новой ред. ФЗ №125 от 24.07.1998 г., а штрафы ПФР регламентированы новой ред. ФЗ № 27 от 01.04.1996 г.

По СЗВ-М и ежегодному отчету в случае непредставления, несоблюдения сроков предоставления отчетности, а также, если была предоставлена неполная или недостоверная информация, штраф составит 500 руб. по каждому застрахованному лицу. Если будут нарушения в порядке сдачи электронной отчетности штраф составит 1000 рублей.

В 2017 году увеличится перечень административной ответственности, которая также будет распространяться на ответственных лиц.

С 2017 года все проверки по страховым взносам будут осуществляться налоговыми органами по тому порядку, по которому сейчас проходят проверки по налоговым платежам.

Обособленные подразделения организаций, производящие выплаты физлицам, должны будут самостоятельно представлять отчетность и производить уплату страховых взносов в территориальное отделение ФНС.

Переходные положения:

Уточненные расчеты за период до 01.01.2017 года необходимо предоставлять в ПФР и ФСС;

Излишне уплаченные взносы, пени, штрафы до указанного периода будет возвращать ПФР;

Взыскивать задолженность будет ФНС (особо важно учесть, что ФНС для взыскания задолженности с плательщика может заморозить счет).

Источники:
http://www.pfrf.ru/branches/krim/news~2016/11/07/123305
http://r29.fss.ru/216804/index.shtml
http://autoexpertnost.ru/peredacha-administrirovanija-strahovyh-vznosov-v-fns/
http://taxcom.ru/about/news/fss_resp2_fns/
http://nalogovaya.ru/article/strakhovye-vznosy/peredacha-administrirovaniya-strakhovy
http://www.klerk.ru/buh/articles/465575/
http://spmag.ru/articles/administrirovanie-strahovyh-vznosov-v-fns
http://spmag.ru/articles/kakimi-vznosami-oblagaetsya-dogovor-grazhdansko-pravovogo-haraktera

Ссылка на основную публикацию