Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий в соответствии с СанПин

Санитарно-защитные зоны и санитарная квалификация предприятий в соответствии с СанПин в 2020 году

Санитарно-защищенная зона (СЗЗ) – специально утвержденная территория с наличием особого режима, который применим в отношении производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Это делается с целью снижения уровня влияния на экосистему.

Кто может установить санзону

Согласно законодательству РФ, Роспотребнадзор либо местный орган самоуправления имеет полное право определять, корректировать и аннулировать существование санитарно-защищенной зоны.

Нормативно-правовая база

К основным нормативно-правовым актам принято относить:

  • Постановление Правительства РФ №222 от 03 марта 2018 года – отображает новый порядок определения санитарно-защищенных зон;
  • Федеральный закон №342 – о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Ссылаясь на указанную нормативно-правовую базу, можно исключить вероятность недопонимания с уполномоченным государственным органом.

Как устанавливать санитарно-защитные зоны по старым правилам

До внесения изменений в нормы федерального законодательства порядок определения санитарно-защищенной зоны регулировался устаревшей сводкой правил.

Приблизительный размер санитарно-защищенной зоны на начальном этапе разрабатывался с учетом норм федерального законодательства и определения параметров рассеивания, текущего уровня загрязнения окружающей среды. На основании полученных данных после проведенного анализа, визуального наблюдения, внесенных корректив, определялись границы СЗЗ.

Необходимо помнить, что согласно правилам федерального законодательства, вносить поправки в размер ранее установленной санитарно-защищенной зоны оставляют за собой полное право главные санитарные врачи, причем не только России, но и отдельно взятого региона. В случае их отсутствия, вне зависимости от причин – первые заместители либо исполняющие обязанности.

Разработка проекта санитарно-защитной зоны представлена ниже.

Новая редакция СанПина

В 2018 году Правительством РФ было утверждено новый порядок определения санитарно-защищенных зон. На основании нормативного документа был утвержден Федеральный закон №342.

В соответствии с правилами, указанными в ст. 26 ФЗ №342, с 1 января 2020 года так называемые недоустановленные (ориентировочные/приблизительные) санитарно-защищенные зоны перестанут быть актуальными – они аннулируются.

Проведенный надлежащим образом системный анализ действующего градостроительного и земельного законодательства, в том числе исследование санитарного благополучия населения, позволяет выделить следующие ключевые особенности и нововведения:

  1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусматривает дальнейшего использования недоустановленных санитарных зон – в рассматриваемом документе употребляется определение «приблизительный расчет».
  2. Ни одна из редакций (старая и новая в частности), не включает в себя возможность использования санитарно-защищенных зон, приблизительных/ориентировочных и расчетных в частности.
  3. Новая редакция СанПина несет за собой ознакомительный характер и не может быть использована с целью осуществления самостоятельных расчетов, включая полученные результаты визуальных наблюдений и измерений в частности.
  4. Отсутствие официально установленных легальных оснований для возможности внесения в действующие правила землевладения и застройки, градостроительные проекты, включая планы земельных участков. Правила актуальны не только для ориентировочных, но и для установленных санитарно-защищенных территорий.
  5. Согласно с разработанными и утвержденными новыми правилами редакции, изменению могут быть подвержены исключительно признанные санитарно-защищенные зоны.
  6. Занесение в порядок пользования земельного участка либо застройки возможно исключительно за счет СЗЗ либо СанПина. В случае игнорирования есть большая вероятность повлечь негативные последствия.
  7. Ориентировочные территории и расчетные в частности, которые неофициально были занесены в генеральный план и порядок застройки, не подлежат каким-либо изменениям.

Ограничения использования земельных участков

В пределах границы санитарных зон категорически запрещается эксплуатация земельных участков для:

  1. Возведения жилых сооружений, в том числе зданий образовательного или медицинского характера, спортивных площадок и залов открытого типа, а также возведения детских оздоровительных лагерей. Садоводство и огородничество также находится под запретом.
  2. Размещение объектов с целью изготовления и хранения медицинских препаратов, пищевой продукции, оптовых складских помещений для продовольственного сырья – запрещено использование любых сооружений, которые смогли бы нанести вред окружающей среде и населению в частности.

С момента определения санитарных зон на земельных участках, которые расположены внутри границ, запрещается строительство и реконструкция объектов капитального строительства, которое допускает возможность применения земельных участков в четком соответствии с нормами федерального законодательства, включая всевозможные ограничения.

Порядок реконструкции объектов капитального строительства осуществляется исключительно путем их четкого соответствия с ограничениями в плане эксплуатации. Установленные нормы являются обязательными к соблюдению и какие-либо исключения не предусмотрены.

Что будет с недоустановленными санитарно-защитными зонами

Согласно внесенным поправкам, с 1 января 2020 года ориентировочные расчетные территории прекратят свое существование, а все имеющиеся ограничения будут аннулированы.

Одновременно с этим, до 1 октября 2020 года все без исключения владельцы зданий и сооружений, в отношении которых установлены предварительные и расчетные территории, находящиеся на балансе в Роспотребнадзоре на основании поданного собственниками заявления, будут аннулированы в связи с изменениями в федеральном законодательстве.

Согласно нормам федерального законодательства, собственник оставляет за собой полное право на свое усмотрение остановить эксплуатацию, ликвидировать, в том числе и снести ранее построенные сооружения на участках.

Также предусмотрена возможность скорректировать его разновидность применения и основного предназначения таким образом, что действия конкретного отдельного взятого объекта не будут оказывать негативного воздействия на окружающую среду и население в частности. Единственным ключевым условием является отсутствие выявленных фактов нарушения нормативов.

В любом случае, внесенные поправки в СанПин требуют от собственника санитарно-защищенной территории в течение 3 дней с момента возникновения обстоятельств, которые вынудили принять решение о ликвидации зоны, подать соответствующее заявление-уведомление в территориальное представительство Роспотребнадзора.

Все без исключения внесенные данные должны быть достоверными без ошибок и опечаток, в противном случае уполномоченный орган может инициировать проверку со всеми вытекающими последствиями.

По итогам проведенной выездной проверки и полученным результатам лабораторного исследования, уполномоченный государственный орган оставляет за собой законное право:

  1. На свое усмотрение уменьшить размер санитарной зоны. В обязательном порядке необходимо подтвердить целесообразность в этом документальным образом.
  2. Аннулировать ранее установленное решение по действиям, которые ограничивали бы отдельно взятые земельные участки, расположенные в пределах утвержденной санитарной зоны.
  3. Принять официальное решение о ликвидации действия санитарной зоны, отталкиваясь от норм федерального законодательства и последних изменений в СанПине.

Если проверка была произведена государственным органом, деятельность которого не зависит от Роспотребнадзора, возникает необходимость передать ему соответствующее заявление, в котором описать основания и предоставить объективную доказательную базу. В случае игнорирования правил в принятии заявление может быть отказано, со всеми вытекающими последствиями.

Новые изменения несут за собой ряд особенностей. Только после их подробного изучения есть возможность избежать проявления недопонимания с Роспотребнадзором и рядом иных уполномоченных государственных органов.

Дополнительное определение санитарно-защитной зоны представлено ниже на видео.

О внесении изменений № 2 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции

О внесении изменений № 2 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции

Управление Роспотребнадзора по Калининградской информирует о пресс-релизе Федеральной службы «О внесении изменений № 2 к СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции».

В указанной информации отмечается, что для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания, устанавливаются ориентировочные санитарно-защитные зоны I – V классов опасности (от 1000 метров до 50 метров соответственно).

Процедура обоснования отнесения предприятий к определенному классу опасности основана на опыте многолетних наблюдений за промышленными объектами и производствами.

В связи с необходимостью упрощения и снятия административных барьеров при установлении размеров санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ) для промышленных объектов и производств, внесены изменения в № 2 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в новой редакции.

Для предприятий IV и V классов опасности, расстояние от которых до нормируемых территорий соответствует ориентировочным санитарно-защитным зонам, размер санитарно-защитной зоны и минимальные разрывы устанавливается в соответствии с разделом 7 и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Проект санитарно-защитной зоны для указанных объектов и производств не разрабатывается, натурные исследования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и измерения шума не проводятся, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдается.

Для автозаправочных станций не более 3-х ТРК только для заправки легкового автотранспорта жидким топливом, в том числе с объектами обслуживания, устанавливается СЗЗ размером 50 метров (раздел 7.1.12, класс 5). Проект санитарно-защитной зоны для указанных объектов и производств не разрабатывается, натурные исследования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и измерения шума не проводятся, санитарно-эпидемиологическое заключение не выдается.

Анализ установленных санитарно-защитных зон для объектов I и V классов опасности показал, что разработка проектов СЗЗ для объектов I и III классов опасности является обязательной (п.2.1.).

Санитарно-защитные зоны 2018

Многие из вас хорошо знакомы с правилами регулирования СЗЗ (санитарно-защитных зон), которые до марта 2018 года базировались на практически единственном документе — СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03. Данные санитарные правила, которые были утверждены еще в 2007 году, обладают большим количеством проблем толкования, а также полноценным набором классических недостатков правоприменительной техники.

С марта 2018 года начало действовать ПП № 222, которое определяет новые правила определения СЗЗ и эксплуатации тех участков, которые входят в их границы. Регламенты, отраженные в данном документе, имеют некоторые противоречия с используемым ранее СанПиНом 2.2.1 / 2.1.1.1200-03. Однако, с учетом действующей иерархии нормативной документации очевидно, что Постановление Правительства обладает приоритетом и частично отменяет некоторые положения действующих санитарных правил.

Переписывать постановление не имеет смысла, рассмотрим лишь некоторые явные изменения.

Кому необходимо разрабатывать проект СЗЗ?

Первое и самое важное изменение. Теперь каждый правообладатель объекта, в отношении которого имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, обязан в течение года после вступления в силу Постановления подать соответствующее заявление об установлении СЗЗ (вместе с полным комплектом документов).

Аналогично и для строящихся (подлежащих реконструкции) объектов, для которых уже получено разрешение на строительство, реконструкцию, и для которых имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, — в течение года после вступления в силу Постановления необходимо подать соответствующее заявление на установление СЗЗ.

Т.е. если раньше СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не включал обязанность по установлению СЗЗ к действующим объектам, то новое Постановление это «недоработку» устраняет.

П.1: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

И таким образом, всем существующим и действующим объектам необходимо в течение одного года разработать проект СЗЗ и установить защитную зону, если за территорией формируется химическое, физическое или биологическое воздействие, превышающее установленные нормативные значения.

Установление санитарно-защитной зоны

Еще одно важное, на наш взгляд, изменение заключается в следующем. В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений. В Постановлении Правительства №222 речь идет только об установлении СЗЗ, ее изменении или прекращении.

Но, на практике эта норма сейчас не работает. При попытках согласовать проекты СЗЗ, разработанные в соответствии с новым требованиями, мы получаем «соответствующие комментарии» экспертов. И таким образом, снова приходим к привычной для всех последовательности, установленной СанПиНом.

Различается подход к определению границ СЗЗ: согласно СанПиН санитарно-защитная зона предприятия устанавливается от границ земельного участка, то в ПП №222 учитывается только контур объекта. При этом на сегодняшний день все же остается открытым вопрос по выполнению замеров уровня загрязнения: за пределами промышленной площадки или по контуру объекта?!

Еще одно нововведение: согласно действующим ранее санитарным правилам сведения о санзонах не отражались в едином госреестре недвижимости. Поэтому правоприменители при рассмотрении спорных вопросов исходили из того, что вне зависимости от наличия записи в ЕГРН ограничения санзоны, если такая определена, вступают в силу. Теперь это так только после внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.

  1. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Изменения санитарно-защитной зоны

Важное изменение теперь касается и порядка изменения СЗЗ. По действовавшим ранее правилам подавать заявления за изменением санитарно-защитной зоны мог только непосредственный правообладатель объекта, что давало возможность недобросовестным лицам спекулировать этим правом, продавая возможность уменьшения границ СЗЗ заинтересованным собственникам земли.

В Постановлении Правительства № 222 есть прямое указание на то, что собственник участка (который входит в чужую санзону), при отсутствии соответствующего заявления от правообладателя объекта имеет право самостоятельно провести измерения «уровня загрязнения» и при наличии достаточных на то оснований самостоятельно подать заявление на изменение СЗЗ.

  1. В целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

Краткие выводы:

  • устанавливать СЗЗ теперь обязаны все предприятия, а не только вновь строящиеся или реконструируемые;
  • изменять СЗЗ может не только правообладатель объекта, но и лицо, территория которого находится в границе соответствующей санитарно-защитной зоны;
  • факт установки СЗЗ подтверждается появлением соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в новом Постановлении много спорных моментов и противоречии с действующим СанПиНом. Несмотря на то, что Постановление имеет более высокий статус в иерархии законодательства, контролирующие органы не спешат его применять на практике.

Остались вопросы по поводу СЗЗ для вашего предприятия? Пишите, с удовольствием ответим!

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

I. Область применения
II. Общие положения
III. Учет физических факторов воздействия на население при установлении санитарно-защитных зон

IV. Санитарная классификация предприятий и производств, тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры минимальных санитарно-защитных зон для них

Для предприятий, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных воздействий (химических, физических, биологических) на среду обитания и здоровье населения, следует предусматривать санитарно-защитные зоны в соответствии с разделами 2 и 3 настоящих норм в зависимости от санитарной классификации.

Для промышленных предприятий, в зависимости от характера производства, следует предусматривать указанные ниже санитарно-защитные зоны.

Если ведущим фактором в установлении минимального размера санитарно-защитной зоны является шумовое воздействие, то в конце позиция помечается звездочкой.

1. Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений следует принимать по таблице 4.5.1.

Таблица 4.5.1

Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений

│ Сооружения для │ Расстояние в м при расчетной производительности │

│очистки сточных вод │ очистных сооружений в тыс. м3 сутки │

│ │ до 0,2 │ более 0,2 │более 5,0 до│ более 50,0 │

│ │ │ до 5,0 │ 50,0 │ до 280 │

│Насосные станции и│ 15 │ 20 │ 20 │ 30 │

│Сооружения для│ 150 │ 200 │ 400 │ 500 │

│очистки с иловыми│ │ │ │ │

│Сооружения для│ 100 │ 150 │ 300 │ 400 │

│обработкой осадка в│ │ │ │ │

│а) фильтрации │ 200 │ 300 │ 500 │ 1000 │

│б) орошения │ 150 │ 200 │ 400 │ 1000 │

│Биологические пруды │ 200 │ 200 │ 300 │ 300 │

1.1. СЗЗ для канализационных очистных сооружений производительностью более 280 тыс. м3/сутки, а также при отступлении от принятых технологий очистки сточных вод и обработки осадка, следует устанавливать по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

1.2. Для полей фильтрации площадью до 0,5 га для полей орошения коммунального типа площадью до 1,0 га для сооружений механической и биологической очистки сточных вод производительностью до 50 м /сутки, СЗЗ следует принимать размером 100 м.

1.3. Для полей подземной фильтрации пропускной способностью до 15 м3/сутки СЗЗ следует принимать размером 50 м.

1.4. СЗЗ от сливных станций следует принимать 300 м.

1.5. СЗЗ от очистных сооружений поверхностного стока открытого типа до жилой территории следует принимать 100 м, закрытого типа – 50 м.

1.6. От очистных сооружений и насосных станций производственной канализации, не расположенных на территории промышленных предприятий, как при самостоятельной очистке и перекачке производственных сточных вод, так и при совместной их очистке с бытовыми, СЗЗ следует принимать такими же, как для производств, от которых поступают сточные воды, но не менее указанных в табл. 4.5.1.

1.7. СЗЗ от снеготаялок и снегосплавных пунктов до жилой территории следует принимать размером не менее 100 м.

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации – Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации

Источники:
http://39.rospotrebnadzor.ru/content/o-vnesenii-izmeneniy-no-2-k-sanpin-2212111200-03-sanitarno-zashchitnye-zony-i-sanitarnaya
http://normativ.org/lib/ekologiya/sanitarno-zashhitnyie-zonyi-2018/
http://gozpp32.ru/sanpin-2-2-1-2-1-1-1200-03-sanitarno-zaschitnye-zony-i-sanitarna
http://znaybiz.ru/ecology/otchetnosti/texnicheskij-otchet-po-obrashheniyu-s-otxodami.html

Ссылка на основную публикацию