Проект инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Проект инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее – инвентаризация) – обязательное требование законодательства для всех предприятий и организаций, на балансе которых стоят стационарные источники выброса загрязняющих веществ.

Необходимость проведения инвентаризации определена ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ. Данная норма остается без изменений после 01.01.2020 г. и не зависит от категории НВОС!

Определение, содержащееся в ст. 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, относит к стационарным источникам источники выброса, местоположение которых определено с применением единой государственной системы координат или которые могут быть перемещены посредством передвижного источника. Таким образом, любой источник выброса загрязняющих веществ, осуществляющий деятельность на территории землеотвода предприятия или организации, может быть отнесен к стационарным.

Основные стационарные источники, наличие которых требует проведения инвентаризации:

  • дымоотводящие трубы (котельные, печи, топливосжигающее технологическое оборудование и т.д.);
  • системы вытяжной или общеобменной вентиляции (посты покраски, посты ремонта и обслуживания автотранспорта, экструзионные установки и т.д.);
  • места перегрузки и хранения сыпучих материалов;
  • технологические установки, оборудованные системами очистки газа и пыли;
  • неплотности технологического оборудования, через которые загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух;
  • оборудование, работающее на открытых площадках (пилорамы, сварочные посты и т.д.).

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

При этом учитываются все стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов, систематизируются и документируются полученные результаты.

Обращаем внимание, что инвентаризация – это комплексная работа, которая включает в себя расчеты, инструментальные замеры выбросов загрязняющих веществ, составление отчетного документа, включающего большое количество табличных данных в установленной форме.

Основой для практического проведения инвентаризации является Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», вступающий в силу с 26.04.2020 г.

В настоящий момент требование о специальном утверждении или согласовании инвентаризации отсутствует (за исключением согласования руководителем предприятия или организации). Проверка соответствия данных, представленных в материалах инвентаризации, производится при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Кроме того, данные инвентаризации, проведенной в установленном порядке, необходимы для актуализации сведений и постановки на учет объектов НВОС, а также для составления программы производственного экологического контроля.

Специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» выполняют работы по инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в полном соответствии с последними требованиями законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Проектные работы могут быть выполнены для промышленных объектов любого уровня сложности.

Инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу нужно проводить в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела, занимающегося вопросами охраны атмосферного воздуха;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при определении расчетных методик, количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны атмосферного воздуха, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственного лабораторного комплекса, включающего две аккредитованные инструментальные лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество инвентаризаций источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно проведены инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для крупнейших предприятий страны;
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс «Воздух», разработанный программистами ГК «ЭКО ЦЕНТР», что позволяет выполнить работу быстрее путем автоматизации процессов;
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

При проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточная квалификация и опыт специалистов;
  • из-за отсутствия опыта подрядчик выбирает неверное сочетание расчетных и инструментальных методов определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что приводит либо к перерасходу денежных средств заказчика на использование лаборатории, либо к претензиям со стороны органов надзора при проведении проверки;
  • неверно выполненная инвентаризация является причиной неправильной постановки на учет объектов НВОС, а также ошибок в программе производственного экологического контроля (ПЭК) и некорректному экоконтролю в рамках ПЭК;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории влечет необходимость привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • проектировщики требуют представить протоколы инструментальных замеров выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в качестве исходных данных;
  • проектировщики из-за территориальной удаленности от промышленной площадки заказчика отказываются выезжать на предприятие, в результате значительную часть работы приходится выполнять сотрудникам заказчика (фотофиксацию источников выбросов загрязняющих веществ, определение систем вентиляции, обозначение на картографических материалах различных данных и т.д.);
  • при проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу часть источников не учитывается, что приводит к проблемам у заказчика при реализации в отношении него контрольно-надзорных мероприятий;
  • особенности технологического процесса производства создают непреодолимые сложности для проектной организации при расчете количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (невозможно подобрать методику, нет результатов замеров на аналогичном объекте, отсутствует практика выбора загрязняющих веществ при балансовых методах расчета химических реагентов и т.д.);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 30)
  • Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»

Согласующие органы

  • Утверждение материалов инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится со стороны заказчика, необходимость иных согласований отсутствует.

Результат работ

  • Утвержденная инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Срок действия

  • Бессрочно (кроме случаев изменения в технологическом производстве, а также случаев изменения в количественном и качественном составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу)

Ответственность

  • cт. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.
  • cт. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.

Инвентаризация источников выбросов

Что такое Инвентаризация? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим государственные документы.

Ранее (до 2018 года) действовала «Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» 1991 года, которая предлагала следующее определение:

– Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов в атмосферу.

Такую формулировку дополняла «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 2012» и ГОСТ 17.2.1.04-77:

– Инвентаризация выбросов является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов.

Однако, в настоящее время действует Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 352 от 07.08.2018 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», который уже вступил в силу. Теперь корректно следующее определение:

– Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов в атмосферный воздух.

Из всего вышеизложенного мы понимаем следующее:

1. Инвентаризация проводится для всех юридических лиц, которые имеют стационарные источники выбросов (например, отопительный котёл);

2. Инвентаризация должна быть разработана «по новым правила». А именно в соответствии с Приказом № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников […]».

3. Инвентаризация является обязательным документом на любом производстве.

Зачем проводить Инвентаризацию в 2020 году?

Причины выполнения Инвентаризации ИЗАВ «по новым правилам»:

1. Выполнение требования ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие источники выбросов проводят Инвентаризацию выбросов […];

2. Отсутствие Разрешения на выброс влечёт наложение административного штрафа в соответствии с КоАП РФ. Предприятие может быть оштрафовано или приостановлено на срок до 90 суток;

3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через 2 года после выдачи Разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов (п. 2 Приказа № 352 Об утверждении Порядка проведения инвентаризации […].

Какие источники подпадают под действие Инвентаризации по новым правилам 2018 года?

Извлечение

из Приказа МПР РФ № 352

Глава 1, п. 4. В качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:

– ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее – организованные ИЗАВ);

– ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее – неорганизованные ИЗАВ);

– ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее – точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);

– ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее – линейные ИЗАВ);

– ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее – площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).

Штраф за отсутствие Инвентаризации

Статья 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации»: Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, наказывается административным штрафом:

– на должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей;

– на юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей.

Статья 8.21 КоАП «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения наказывается административным штрафом:

– на должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;

– на юридических лиц от 180 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Стоимость Инвентаризации источников 2020

Факторы, которые влияют на ценообразование следующие: количество площадок, количество источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА), количество источников выделения (ИВ). Заранее определить стоимость для каждого предприятия невозможно, так как у всех свои особенности технологического процесса.

Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с Приказом МПР РФ № 352 организованные источники (газоходы, факельные устройства, вентиляционные шахты) подлежат инструментальному лабораторному контролю. То есть необходимо привлекать аккредитованную лабораторию. Также, если на организованных источниках установлены ГОУ, то степень очистки выбросов может определить только лаборатория. В связи с этим, нам необходимо знать сколько будет организованных источников и какие вещества будут выбрасываться.

Минимальная стоимость Инвентаризации по новым правилам – 40000 руб.

Минимальная стоимость сформирована для 1 площадки, до 5 неорганизованных источников выбросов, без привлечения лаборатории.

Состав отчёта по Инвентаризации по новой форме

1. Титульный лист;

2. Сведения о разработчике и список исполнителей;

3. Содержание, состав, введение;

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;

5. Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения ЗВ;

6. Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) и ИЗАВ;

7. Характеристика ИЗАВ, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ;

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива;

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси, расчетов показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений;

10. Документирование характеристик не стационарности выбросов;

11. Копии аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации выбросов и составления отчета.

Содержание работ по проведению Инвентаризации выбросов

– в начале работы мы запрашиваем необходимую информацию в электронном виде, для заочной подготовки к выезду специалиста. Далее определяется время выезда специалиста на предприятие;

– обследуется территория объекта, анализируется проектная документация, виды деятельности, данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;

– выявляются все источники загрязнения атмосферы, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества, а также определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения);

– анализируются данные из систем автоматического контроля выбросов;

– систематизируются сведения о пространственном размещении источников загрязнения атмосферы;

– изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа;

– устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (труба, вентиляционная шахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики (длина, ширина, высота, при наличии устья – вид и размеры устья источника);

– определяются координаты источников;

– устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учётом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, а также определяются показатели отходящих газов (скорость, объёмный расход, температура, давление, влажность);

– при необходимости проводится лабораторный контроль на организованных источниках;

– документируются результаты инвентаризации выбросов.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ

Обоснование инвентаризация выбросов

В соответствии с Федеральным законом № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Статья 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников

ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ – см. предыдущую редакцию).

Закон N 122-ФЗ

Закон N 242-ФЗ

2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:

  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
  • согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  • внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
  • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
  • осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
  • обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
  • выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  • немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

Закон № 309-ФЗ

  • предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);
  • соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ необходимо проводить 1 раз в 5 лет перед разработкой проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ).

Для проведения инвентаризации неорганизованных источников выбросов необходим выезд на промышленную площадку инженера-эколога. Инвентаризация организованных выбросов проводится с участием аккредитованной лаборатории.

ПОНЯТИЯ:

Инвентаризация выбросов – это процесс систематизации сведений о распределении источников загрязнения, количестве и составе выбросов.

Основной целью инвентаризации является учёт источников загрязнения атмосферы (ИЗА), количественная и качественная характеристика выбросов загрязняющих веществ.

«Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.” (“Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (НИИ “Атмосфера” СПб, 2005 г. – введено в действие Письмом Ростехнадзора от 24.12.04 г. № 14-01-333).

В справочном пособии «Защита атмосферного воздуха от антропогенного загрязнения. Основные понятия, термины и определения», СПб, 2003 г”даны исчерпывающие определения:

Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории, подлежащей инвентаризации.

Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:
– источники с организованным выбросом (организованный источник);
– источники с неорганизованным выбросом (неорганизованный источник);

Организованным выброс – выброс, поступающий в атмосферу через специальные инженерные сооружения (газоходы, воздуховоды, трубы);

Неорганизованный выброс – выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности работы оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки/выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов, продуктов и т.д.

Следует отметить, что к неорганизованным источникам выброса также относятся транспортные средства, эксплуатирующиеся на производственной территории, резервуарные парки, сливо-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы портов.

ДЛЯ НАЧАЛА РАБОТ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ВЫБРОСА ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ТРЕБУЕТСЯ:

  1. Адрес промышленной площадки, где требуется провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ.
  2. ФИО и контактные данные ответственного лица на площадке.

Проект инвентаризации источников выброса необходимо согласовывать только с руководством инвентаризуемого предприятия.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОТСУТСТВИЕ:

В соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 96-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА».

Статья 31 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КОАП РФ ОТ 30.12.2001 №195-ФЗ, ГЛАВА 8: Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

195_fz.doc

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, –

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

116_fz.doc

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 116-ФЗ)

45_fz.doc

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 116-ФЗ)

Инвентаризация стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников в Красноярске, Красноярском крае и Сибири. Ждем вашего звонка.

Инвентаризация выбросов — важное мероприятие на производстве, которое проводится в рамках программы охраны окружающей среды. В его процессе уточняются данные о видах загрязняющих выбросов, классе опасности и других параметров выбросов.

Согласующие органы Проект инвентаризации источников выброса необходимо согласовывать только с руководством инвентаризуемого предприятия.
Кому необходим Предприятиям и организациям, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Основной результат Отчет по инвентаризации, утвержденный руководителем предприятия.
Срок действия Бессрочно (кроме случаев изменения в технологическом производстве, а также случаев изменения в количественном и качественном составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу)
Ответственность
  • cт. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.
  • cт. 8.5 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 80 тыс. руб.

Правовые основания для проведения инвентаризации

Необходимость проведения инвентаризации определена статьей 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Основа практического проведения инвентаризации – Приказ Минприроды России от 07.08.2018 г. № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».

Законодательство требует, чтобы все предприятия и организации, на балансе которых наличествуют стационарные источники выбросов, в обязательном порядке провели Инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Эта процедура необходима для всех объектов негативного воздействия независимо от категории (I, II, III, IV).

Определение статьи 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, относит к стационарным источникам:

источники выброса, местоположение которых определено с применением единой государственной системы координат или которые могут быть перемещены посредством передвижного источника. Таким образом, любой источник выброса загрязняющих веществ, осуществляющий деятельность на территории землеотвода предприятия или организации, может быть отнесен к стационарным.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Экологи указывают на присутствии в этой ситуации определенного нюанса. Поставить на учет объект НВОС вы должны в течение полугода с момента начала эксплуатации объекта и на этот момент – инвентаризация у объекта уже должна быть.

Корректировка инвентаризации проводится в течении одного года с даты возникновения изменений. Также ответственные лица предприятия могут решить провести новую инвентаризацию. После инвентаризации (корректировки) необходима актуализация объекта НВОС.

Повторное проведение инвентаризации и подготовка отчета происходит в организации в следующих случаях:

  1. Изменился технологический процесс.
  2. Сменилось технологическое оборудование или сырье, и это привело к изменению состава, объема или массы выбросов.
  3. Обнаружено несоответствие между выбросами и данными последней инвентаризации.
  4. Изменились требования к порядку проведения инвентаризации.
  5. Проведение повторной инвентаризации требуют правила эксплуатации установок очистки газа.

При инвентаризации источников выбросов специалисты производят учет и описание:

  • Промышленных объектов, которые выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу;
  • Их параметров — расположения, занимаемой площади, высоты;
  • Количества видов загрязняющих веществ, оказывающих вредное воздействие на атмосферу, определяется их соответствие ПДК (предельно допустимой концентрации);
  • Их объемов, интенсивности и состава;
  • Возможных масштабов незапланированных аварийных и залповых выбросов.

По результатам инвентаризации предприятие/организация получает отчет, который впоследствии используется для разработки Проекта ПДВ и получения разрешения на выброс.

Главная цель инвентаризации – это выявление и учёт источников загрязнения атмосферного воздуха на предприятии, количественная и качественная характеристика выбросов загрязняющих веществ.

Для чего используются результаты инвентаризации стационарных источников выбросов?

С 2020 года, согласно изменениям в законодательстве, результаты инвентаризации стационарных источников выбросов будут использоваться природопользователями, эксплуатирующими объекты с наличием данных источников, при следующих обстоятельствах:

  1. Постановка объекта НВОС на государственный учёт либо актуализация сведений об объекте, если он уже внесён в реестр;
  2. Оформление заявки на получение комплексного экологического разрешения (КЭР);
  3. Оформление декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
  4. Составление программы ПЭК;
  5. Составление плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности для объектов, на которых невозможно соблюдение нормативов допустимых выбросов;
  6. Составление плана мероприятий при наступлении неблагоприятных метеоусловий (НМУ);
  7. Оформление отчётности о выбросах в атмосферный воздух;
  8. Установление временно разрешённых выбросов.

Инвентаризация выбросов и категория объекта негативного воздействия на окружающую среду

Если в результате инвентаризации установлено, что суммарное количество выбросов загрязняющих веществ не превышает 10,0 т/год, при этом, в выбросах не содержатся загрязняющие вещества 1, 2 класса опасности, — то ваш объект относится к IV категории НВОС, следовательно, расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта производить не нужно.

Если ваш объект НВОС относится к III-ей категории, то расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу делается только для веществ 1, 2 класса опасности.

Если ваш объект НВОС относится к II-ой категории, то расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух делается для всех загрязняющих веществ.

Ответственность при невыполнении инвентаризации источников выбросов

Проведение инвентаризации является обязательным требованием экологического Законодательства, его несоблюдение накладывает юридическую ответственность на природопользователей.

Согласно Кодексу об Административных правонарушениях Российской Федерации несоблюдение требований, связанных с выбросами в атмосферный воздух, обойдется юридическому лицу штрафом в размере от 20 до 100 тысяч рублей.

При несвоевременном сообщении, сокрытии или искажении экологической информации юридическое лицо несет ответственность в виде штрафа, в размере от 20 до 80 тысяч рублей.

Доверьте инвентаризацию выбросов специалистам!

Инженеры-экологи НПО «Одум» выполняют работы по инвентаризации стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в полном соответствии с последними требованиями природоохранного законодательства.

Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7 (391) 216 83 45
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все услуги раздела “Выбросы”

Инвентаризация источников выбросов

Общие положения при разработке проекта инвентаризации выбросов.

Проведем инвентаризацию источников выбросов и разработаем проект ПДВ. Стоимость проведения инвентаризации – от 25000 рублей и определяется количеством источников. Сроки – от 2 недель.

Что такое проект инвентаризации?

Заказать разработку проекта инвентаризации – значить объединить комплекс данных, собранных на основании материалов:

  1. предоставляемых заказчиком,
  2. визуального обследования оборудования и территории,
  3. а также инструментальных измерений.

Этот массив данных состоит из информации:

  1. об источниках выделения загрязняющих веществ,
  2. сведений об их расположении на территории объекта инвентаризации,
  3. о химическом составе и количестве выделяемых веществ.

Данный процесс охватывает описание технологии, сведения об установках очистки газа, а также полное описание как стационарных организованных, так и неорганизованных источников. Таким образом, инвентаризация становится начальной стадией для составления проекта ПДВ и служит для дальнейшей разработки природоохранных мероприятий, направленных на защиту воздушного бассейна.

Необходимость проведения инвентаризации регламентируется Законом РФ «Об охране атмосферного воздуха» от4 мая 1999 года N 96-ФЗ.

Кто выполняет проект инвентаризации источников выбросов?

Чаще всего для проведения инвентаризации предприятие привлекает специализированную стороннюю организацию.Возможно проведение инвентаризации и службами самогозаказчика. В любом случае, исполнитель проекта инвентаризации обязан соблюдать все требования и условия содержания экологического законодательства Российской Федерации: нормативных документов и инструкций по проведению инвентаризации.

Во время инвентаризации для каждого источника загрязнения атмосферы:

  • устанавливается соответствующее территориальное расположение,
  • присваивается персональный номер,
  • определяется объем выброса,
  • формируется перечень выбрасываемых загрязняющих веществ,
  • определяются параметры установленных очистных устройств и издержки на очистку.

Стоимость инвентаризации источников выбросов.

Говоря о стоимости данного проекта, необходимо в первую очередь обратить внимание на масштабы объекта. Соответственно, чем больше объект, тем больше на нем различных источников загрязнения атмосферы выбросами и тем большая сумма будет затрачена на данное исследование. Также стоимость будет зависеть от выбранного руководством предприятия исполнителя, так как каждая фирма задает свою стоимость, которая зависит от нынешней рыночной стоимости данной услуги.

Еще одним критерием, определяющим стоимость инвентаризации выбросов, является способ ее осуществления. Это может быть как более точный измерительный метод, который не может обойтись без участия аккредитованной лаборатории, так и менее затратный расчетный метод.

Также стоимость будет зависеть и от срочности проекта, запрашиваемой руководством исследуемого объекта.

Инвентаризация является первым, довольно важным и неотъемлемым этапом, необходимым для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), который регламентирует деятельность предприятия в отношении защиты окружающей среды. Очевидно, что при заказе разработки проекта ПДВ его стоимость в итоге напрямую будет зависеть от цены инвентаризации.

Когда проводят инвентаризацию источников выбросов?

Основываясь на содержании статьи 22 и 30 «Закона об охране атмосферного воздуха», инвентаризацию необходимо проводить во время выполнения производственного экологического контроля. Также, обращаясь к содержанию данного постановления, можно сделать вывод, что проведение такой процедуры требуется обеспечить всем природопользователям, в ведении которых имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Все тот же Закон говорит о необходимости пересмотра материалов инвентаризации, который проводится природопользователем тогда, когда меняются объем, масса или состав выбросов. Это происходит в следующих случаях:

  • преобразование технологии,
  • изменение процессов и производственного оборудования,
  • при замене используемого сырья и материалов.

Также, корректировка может потребоваться в случае пересмотра условий проведения инвентаризации.

Кто и когда обязан проводить инвентаризацию источников выбросов?

В первую очередь данная процедура требуется на первом этапе образования цены при заказе разработки проекта нормативов допустимых выбросов. Соответственно,данную процедуру проводят все предприятия, действующие промышленные объекты и производственные объединения, независимо от формы собственности, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно экологическому законодательству РФ («Приказ об утверждении порядка проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников») в обязанности природопользователя входит ее проведение с периодичностью один раз в пять лет. Для нововведенных объектов эту процедуру необходимо осуществить не позднее двух лет после ввода их в эксплуатацию, и далее – согласно установленному законодательством сроком.

Время составления проекта по инвентаризации зависит от масштабов предприятия, на котором она проводится. Как правило, от 1 месяца. При этом очень много зависит от скорости сбора исходной информации, основанной на техническом регламенте производства.

Инвентаризация выбросов в составе проекта ПДВ.

Самостоятельно проект инвентаризации выбросов не требует согласования в каких-либо специализированных уполномоченных органах. Согласуется он в составе проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) и рассматривается в следующем порядке:

  1. этап. 30 дней экспертиза для получения экспертного заключения.
  2. этап. 30 дней в Управлении Росприроднадзора для получения санитарно-эпидемиологического заключения.
  3. этап: 30 дней – согласование в Росприроднадзоре.
  4. этап: 30 дней – получение разрешения на выбросы.

Ответственность при невыполнении инвентаризации источников выбросов?

Проведение инвентаризации является обязательным требованием экологического Законодательства, поэтому несоблюдение его накладывает юридическую ответственность на природопользователей.

Согласно «Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях» несоблюдение оных требований обойдется юридическому лицу штрафом в размере от 20 до 100 тысяч рублей.

При несвоевременном сообщении, сокрытии или искажении экологической информации юридическое лицо несет ответственность в виде штрафа, в размере от 20 до 80 тысяч рублей. При этом величина и сроки наказания регулируются «Кодексом об Административной ответственности РФ».

Основным законом, регламентирующим необходимость проведения инвентаризации выбросов, служит «Закон об охране атмосферного воздуха» N 96-ФЗ от 04.05.1999 года.

Также, данный вид деятельности регламентируется постановлением правительства РФ№183 от 02.03.2000«О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ. ” и Приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579″О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. “.

Помимо этого, существует самостоятельная утвержденная инструкция по проведению инвентаризации выбросов, как, например Расчетная инструкция (методика) для автотранспортных средств.

Исходные сведения для разработки проектов инвентаризации и ПДВ.

Для разработки и составления проекта инвентаризации заказчику необходимо предоставить исполнителю проекта (в том числе и ПДВ)комплект определенных документов и справок. Большая часть информации собирается самим организатором, за исключением лабораторных анализов выбросов. Логично, что и ответственность за достоверность и полноту собранных данных несет он сам.

Инвентаризация источников выбросов

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу

Стоимость услуги: от 25 000 руб.

Сроки: 5-15 рабочих дней.

Инвентаризация источников выбросов – это комплекс работ по выявлению источников выбросов и загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятии.

Кому необходимо проводить инвентаризацию

Инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферу проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с наличием источников выбросов и выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферу необходимо проводить 1 раз в 5 лет. При изменении технологического процесса, появлении новых или ликвидации старых источников выбросов загрязняющих веществ проводится внеплановая инвентаризация с последующей разработкой проекта предельно допустимых выбросов (проект ПДВ).

Стоимость и сроки выполнения инвентаризации источников выбросов

Сроки проведения инвентаризации источников выбросов зависят от размера, сферы деятельности и площадок предприятия.

Срок проведения инвентаризации специалистом объекта и написания отчета — 5-15 рабочих дней .

Стоимость инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ зависит от сферы деятельности предприятия и количества источников выбросов.

Стоимость данной услуги от 25 000 рублей.

Для чего проводится инвентаризация источников выбросов

  1. Определение источников выбросов загрязняющих веществ, действующих на территории предприятия;
  2. Определение видов загрязняющих веществ, содержащихся в каждом источнике выбросов;
  3. Оценка степени влияния выбросов загрязняющих веществ на окружающую природную среду каждого конкретного источника;
  4. Оценка эффективности очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и технического состояния газоулавливающих установок (ГОУ) при соблюдении проектного режима работы;
  5. Использование инвентаризации для разработки проекта предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) и нормирования выбросов в атмосферу;
  6. Формирование статистической отчетности 2-ТП (воздух) проводится также на основании инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Важно! Разработать проект предельно допустимых выбросов (ПДВ) без Инвентаризации источников выбросов невозможно!

Этапы проведения инвентаризации

1. Изучение технологических процессов на предприятии

Изучение технологических процессов на предприятии и составление перечня источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

2. Подготовка карты-схемы и ситуационного плана

Подготовка карты-схемы промплощадки и ситуационного плана предприятия с целью нанесения на них источников выбросов загрязняющих веществ.

3. Обследование предприятия

Обследование предприятия с целью определения и нанесения координат источников выбросов на графические материалы. Каждому источнику загрязнения предприятия присваивается номер, который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника в пределах промплощадки предприятия.

4. Проверка технического состояния оборудования

Проводится проверка технического состояния газоочистного оборудования (при наличии на предприятии) с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки загрязненного воздуха.

5. Расчет характеристик выбросов загрязняющих веществ

На основании обследования предприятия и выявленных источников производится расчет количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

6. Составление Отчета и утверждение его Руководителем

Составление отчета, включая форму 1-воздух, и утверждение Руководителем предприятия.

Дополнительная информация

Ответственность за отсутствие инвентаризации

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ от 30.12.2001 г. №195-ФЗ (в ред. от 01.10.2013 № 309-ФЗ),

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до 1 000 рублей; на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Основание для проведения инвентаризации

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха»

Статья 22. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
  2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
  4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04-05-99 96-ФЗ (ред- от 22-08-2004) ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

  1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
    • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
    • согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
    • внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
    • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию. утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
    • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
    • осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
    • соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
    • обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
    • обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
    • выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
    • немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля;
    • предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны атмосферного воздуха и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
    • соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
  1. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Проект инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Полное сопровождение и разработка решений на всех этапах работы, а так же весь спектр услуг по экологии

Технологии

Мы используем в работе продукты фирмы «Интеграл» – российского лидера в области разработки программных средств по охране окружающей среды

Качество

Компания имеет сертификаты соответствия OHSAS 18001:2007, ISO 14001:2015, ISO 9001:2015, а наши сотрудники имеют сертификаты экспертов-аудиторов

Разработка инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является обязательным мероприятием для производственного предприятия и выполняется в рамках производственного экологического контроля. В ходе инвентаризации осуществляется сбор информации о типах загрязняющих веществ, классе опасности и других характеристиках.

Инвентаризацию источников выбросов необходимо проводить всем действующим предприятиям, организациям, учреждениям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Новые компании со стационарными источниками выбросов по закону обязаны провести инвентаризацию в течение первых двух лет с начала своей деятельности.

Повторное проведение инвентаризации и подготовка отчета происходит в организации в следующих случаях:

Изменился технологический процесс.

Сменилось технологическое оборудование или сырье, и это привело к изменению состава, объема или массы выбросов.

Обнаружено несоответствие между выбросами и данными последней инвентаризации.

Изменились требования к порядку проведения инвентаризации.

Проведение повторной инвентаризации требуют правила эксплуатации установок очистки газа.

После проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие получает отчет, необходимый для разработки проекта ПДВ и получения разрешения на выброс.

Этапы разработки инвентаризации:

Изучение деятельности предприятия и технологических процессов, в ходе которых могут выделяться (образоваться) загрязняющие вещества.

Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу;

Кодификация ИЗА. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код (как правило, номер, №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия.

Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу. При проведении инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу могут использоваться расчетный или инструментальный методы.

Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС).

Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

Инвентаризация проводится инструментальными (аккредитованная лаборатория выезжает на объект и замеряет выбросы специализированными инструментами) и расчетными (эколог рассчитывает выбросы вручную по формуле из методических указаний или с помощью специализированной программы) методами.

При использовании расчетного метода инвентаризации в проект включаются расчеты, выполненные в соответствии с действующей нормативно-методической документацией.

При использовании инструментального метода инвентаризации в проект включаются протоколы замеров концентрации по каждому источнику и веществу, оформленные в соответствии с действующим порядком, с указанием мест и продолжительности отбора проб, использованных методов определения концентрации и приборного обеспечения.

Ответственность и штрафы

ФЗ №96 “об охране атмосферного воздуха” :

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ:

Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа

На граждан в размере от 500 до 1 000 рублей

На должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей

На юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа

На граждан от 2 000 до 2 500 рублей;

На должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц — от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа:

На граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;

На должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей;

На юридических лиц – от 80 000 до 100 000 рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа:

На должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 2 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

На юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Источники:
http://www.systemaeco.ru/services/11-inventarizatsiya-istochnikov-vybrosov/
http://ecopromcentr.ru/inventarizatsiya-vybrosov-obosnovanie/
http://www.odum24.ru/services/inventarizatsiya-istochnikov-vybrosov
http://sot1.ru/proektirovanie/inventarizatsiya-istochnikov-vyibrosov
http://sek-eco.ru/uslugi/inventarizatciya-istochnikov-vybrosov/
http://www.ecolife.group/services/eco-project/inventarizatsiya-vybrosov/
http://net-othodov.com/stati/klassifikacija-opasnosti-othodov-v-rossi.html

Ссылка на основную публикацию