Порядок получения комплексного экологического разрешения (КЭР)

Комплексное экологическое разрешение

Оставить заявку на Комплексное экологическое разрешение

Заказать

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – что это такое?

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – это новый документ, разработанный в рамках реформы природоохранного законодательства, и призванный улучшить контроль за наиболее крупными природопользователями. В целом, КЭР представляет собой комбинацию из проекта допустимых выбросов (ПДВ), норматива допустимых сбросов (НДС), выполнения расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), программы экологического контроля (ПЭК), разработки технологических нормативов и программы экологической эффективности. Этот документ должен быть разработан для всех объектов, отнесенных к 1-й категории опасности для окружающей среды согласно Критериям, определенным Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г. Критерии отнесения мы перечислять не будем, так как они достаточно обширны, и с ними лучше ознакомиться непосредственно в первоисточнике. Основанием для разработки комплексного экологического разрешения является 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.

На каком основании нужно оформить комплексное экологическое разрешение?

Документ оформляется в соответствии со следующими нормативными актами:

  • ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • п. 2 и 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • п. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ;
  • Приказом Минприроды России от 11.10.2018 №510;
  • Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. №74;

Комплект документов должен быть составлен не менее чем за два месяца до предполагаемого ввода объекта в эксплуатацию – это относится как к новым, так и к реконструированным или модернизированным объектам. Поскольку КЭР выдается на 7 лет, то в следующий раз его нужно будет оформить не позже, чем за четыре месяца до истечения срока действующего КЭР, примерно в середине 2026 года.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ:

В пакет документов, подаваемый в Росприроднадзор для получения комплексного экологического разрешения, включаются следующие документы:

  • Выполнение расчета нормативов допустимых выбросов (для веществ 1 и 2 классов опасности);
  • Выполнение расчета нормативов допустимых сбросов (для веществ 1 и 2 классов опасности);
  • Выполнение расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • Разработка программы производственного экологического контроля;
  • Разработка технологических нормативов;
  • Разработка программы повышения экологической эффективности (при необходимости);
  • Подача заявки об утверждении КЭР о воздействии на окружающую среду в территориальный орган Росприроднадзора для утверждения.

Помимо этих документов, в заявке на получение КЭР должно быть указано (помимо очевидных вещей, вроде наименования физического или юридического лица):

  • Код объекта негативного воздействия
  • Виды деятельности организации и объем производства
  • Объемы потребляемых предприятием ресурсов: производственное сырье, вода, тепло- и электроэнергия
  • Описание случаев аварий, оказавших негативное воздействие на окружающую среду в течение предыдущих семи лет
  • Результаты проведения государственной экологической экспертизы (если она должна была проводиться на объекте).

Также может потребоваться разработка проекта повышения экологической эффеквтивности – в случае, если на момент подачи заявки соблюдение параметров выбросов и сбросов невозможно по технологическим причинам, то к заявке на получение КЭР должен быть приложен такой проект.

Кому нужно получение комплексного экологического разрешения?

Кто получает: любые предприятия и ИП, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, отнесенных ко 1-й категории опасности для окружающей среды согласно Критериям, определенным Постановление Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

Ответственность за отсутствие:
ст. 8.47 КоАП РФ (штраф от 50 000 до 100 000 рублей + применение коэффициента 100 к расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Следует иметь в виду, что государство может отозвать комплексное экологическое разрешение. Такой риск существует, если в течение шести месяцев с начала действия КЭР появится (либо не будет устранено существующее) превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам. Точно так же, КЭР может быть отозвано, если превышены обязатеьства во временно разрешенным сбросам и выбросам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

  • Предприятие 2-го класса опасности для окружающей среды имеет право получить КЭР (но не обязано!), если для предприятий такого направления деятельности имеется соответствующий ИТС по НДТ;
  • Заявка на утверждение КЭР подается до момента окончания первого из действующих разрешений (на выброс/сброс или документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), следовательно для субъектов МСП (которые ранее были освобождены от обязанности, следовательно не разрабатывали и не согласовывали ПНООЛР), отнесенных ко 1-й категории опасности для окружающей среды, она должна подаваться с 01.01.2019;
  • Согласно Федерального закона №496 от 25.12.2018 года предприятия 1-й категории опасности для окружающей среды должны получить КЭР до 01.01.2025 года (за исключением 300 предприятий, утвержденных Приказом Минприроды России от 18.04.2018 г № 154, эти должны оформить КЭР до 01.01.2022). До указанного времени у предприятий 1-й есть выбор – оформлять разные документы как раньше (ПДВ/НДС/ПНООЛР) или оформить КЭР;
  • В настоящее время в Федеральном законе от 23.11.1995 г. №174-ФЗ есть п. 7.6 ст.11, который требует проведения государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР, однако этот пункт в ближайшее время планируется к отмене.

ООО «РПН-Сфера» оказывает услуги по обоснованию материалов КЭР в следующие сроки:

  • Подготовка материалов – от 45 дней;
  • Утверждение в соответствующем органе исполнительной власти – 30 дней.

Если у вас остались какие-либо вопросы – свяжитесь с нами, и мы с удовольствием на них ответим.

Есть КЭР! Так Точно КЭР! Или Что Такое Комплексное Экологическое Разрешение!

Приветствую, друзья-экологи! Предлагаю сегодня в этой заметке разобраться, что же такое комплексное экологическое разрешение и как дальше существовать предприятиям с 1 категорией в рамках новых законоположений.

Принципиально новый для российской экологии документ, который будет содержать природоохранные требования и нормативы, установленные уполномоченным органом для контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — всё это названо красивой фразой — комплексное экологическое разрешение (КЭР).

С 1 января 2020 года вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 219-ФЗ), касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учёт.

В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (вступающей в силу с 1 января 2020 года) (далее — Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Комплексное экологическое разрешение выдаётся на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п. 2 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включённых в утверждённый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года включительно.

Указанный перечень объектов I категории утверждён приказом Минприроды России от 18.04.2018 г. № 154 и включает 300 объектов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в Перечень, обязаны получить комплексное экологическое разрешение до 1 января 2025 года (ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Вместе с тем, ч. 1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, до 1 января 2020 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения.

А теперь к истокам мудрости:

Понятие «комплексное экологическое разрешение» появилось в российском природоохранном законодательстве четыре года назад. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в стране начала поэтапно вводиться новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от объёмов такого воздействия стали подразделяться на четыре категории. С 1 января 2020 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

КЭР будет выдаваться на основании заявки в Росприроднадзор. Комплект документов нужно составить по крайней мере за 2 месяца до ввода объекта негативного воздействия в эксплуатацию (нового или реконструированного), или за 4 месяца до конца действия предыдущего КЭР. Госпошлина при подаче заявки на КЭР — 6000 рублей.

Пакет документов для согласования комплексного экологического разрешения содержит:

1. Название юридического или физического лица с указанием полного адреса и ФИО директора (или ФИО и прописки ИП).
2. Код объекта негативного воздействия.
3. Виды деятельности организации, объём производства.
4. Объём потребления производственного сырья, водных, электрических ресурсов, теплоэнергии.
5. Описание того, случались ли аварии с негативным следом на окружающую среду за 7 лет операционной деятельности.
6. Если есть: описание программы повышения экологической эффективности.
7. Расчёт технологических нормативов производства.
8. Расчёты нормативов допустимых выбросов (ранее ПДВ) и сбросов (ранее НДС) опасных веществ (1 и 2 класса опасности).
9. Полное обоснование лимитов по отходам.
10. ППЭК — реалистичная и привязанная к практике программа производственного эко-контроля.
11. Результат положительного заключения госэкспертизы, если таковая должна была проводиться по закону.

Если на момент подачи заявки соблюдение максимально допустимого уровня нормативов выбросов и сбросов для объекта технологически невозможно, дополнительно к заявке КЭР прикладываются:

  • проект повышения экологической эффективности — ранее ПМООС (см. ст. 67. 1, ФЗ-219);
  • план по временно разрешённым объёмам сбросов и выбросов ВВ — как на период реализации программы эффективности, так и по её окончании.

Далее в течение 1 месяца ваша заявка рассматриваться в уполномоченном ПРФ федеральном органе (Росприроднадзоре). Решение о присвоении объекту КЭР публикуется на официальном портале по адресу www.rpn.gov.ru

КЭР выдаётся для отдельного объекта на 7 лет. Продление — также на 7 лет. Условием успешного продления будет:

1. Соблюдение установленных в заявке нормативов по выбросам/сбросам ВВ.
2. Внесение платы за негативное воздействие (без задолженностей).
3. Подача отчётности о ходе реализации ППЭК.

Пересмотр комплексного экологического разрешения

Необходимость в пересмотре КЭР возникает при смене техпроцесса на производстве или изменениях юридического лица, к которому относится непосредственный объект.

Если изменения не затрагивают ни пересчёт нормативов, ни смену адреса, ФИО, либо реквизитов, то пересмотр КЭР не требуется.

Государство может отозвать согласованное комплексное эко-разрешение, если за 6 месяцев с начала действия КЭР не будет устранено/появится превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам, в том числе по временно разрешенным сбросам и выбросам.

Что по поводу заявки — по традиции формы заявки нет, по последней информации находится на регистрации в Минюсте России (Приказ от 11.10.2018 г. № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения»)

Следите за обновлениями на сайте.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Комплексное экологическое разрешение (КЭР)

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) это процедура, по которой все объекты I категории опасности будут обязаны пройти экологическое освидетельствование, начиная с 1 января 2020 года (ст. 31.1 ФЗ-7 с изменениями в ст. 1 №219-ФЗ от 21.07.2014, ред. от 03.07.2016).

Как следует из названия, данный вид разрешения заменит ранее разделенные процедуры экологического согласования ПДВ, НДС, ППЭК, лимиты по отходам, ПМООС и др. Поменяются таксы и методики разработки нормативов допустимых сбросов и выбросов, форма декларации о воздействии на ООС, а также порядок деятельности инспекторов и органов госнадзора.

Кому нужно разрешение КЭР?

1 категория опасности (высшая) включает в себя промышленные объекты из отраслей:

  • Горнодобыча, металлургия, химическая, целлюлозо-бумажная промышленность
  • Сельскохозяйственные комплексы
  • Профессиональные компании по утилизации отходов

Как получить комплексное экологическое разрешение

КЭР будет выдаваться на основании заявки в Росприроднадзор. Комплект документов нужно составить по крайней мере за 2 месяца до ввода объекта негативного воздействия в эксплуатацию (нового или реконструированного), или за 4 месяца до конца действия предыдущего КЭР. Госпошлина при подаче заявки на КЭР – 6000 рублей (в соответствии с изменениями ст. 333.33 НК РФ).

Пакет документов для согласования содержит:

  1. Название юридического или физического лица с указанием полного адреса и ФИО директора (или ФИО и прописки ИП).
  2. Код объекта негативного воздействия.
  3. Виды деятельности организации, объем призводства.
  4. Объем потребления производственного сырья, водных, электрических ресурсов, теплоэнергии.
  5. Описание того, случались ли аварии с негативным следом на окружающую среду за 7 лет операционной деятельности.
  6. Если есть: описание программы повышения экологической эффективности*.
  7. Расчет технологических нормативов производства.
  8. Расчёты нормативов допустимых выбросов (ранее ПДВ) и сбросов (ранее НДС) опасных веществ (1 и 2 класса опасности).
  9. Полное обоснование лимитов по отходам.
  10. ППЭК – реалистичная и привязанная к практике программа производственного эко-контроля.
  11. Результат положительного заключения госэкспертизы, если таковая должна была проводиться по закону.

* Если на момент подачи заявки соблюдение макимально допустимого уровня нормативов выбросов и сбросов для объекта технологически невозможно, дополнительно к заявке КЭР прикладываются:

  • проект повышения экологической эффективности – ранее ПМООС (см. ст. 67. 1, ФЗ-219)
  • план по временно разрешенным объемам сбросов и выбросов ВВ – как на период реализации программы эффективности, так и по ее окончании.

Далее в течение 1 месяца ваша заявка рассматриваться в уполномоченном ПРФ федеральном органе (Росприроднадзоре). Решение о присвоении объекту КЭР публикуется на официальном портале (www.rpn.gov.ru).

Отказ может поступить по причине несоответствия или неполноты сведений, прилагаемых к заявке на КЭР (см. пункты выше).

Что содержит согласованное КЭР

Согласованное комплексное экологическое разрешение включает нормативы, документы как в заявке и сроки действия КЭР.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение согласуются в редакции от 458-ФЗ 29.12.2014. Дополнительно КЭР может содержать информацию по временно разрешенным сбросам и выбросам.

Срок действия комплексного экологического разрешения

КЭР выдается для отдельного объекта на 7 лет. Продление – также на 7 лет. Условием успешного продления будет:

  • Соблюдение установленных в заявке нормативов по выбросам/сбросам ВВ
  • Внесение платы за негативное воздействие (без задолженностей)
  • Подача отчетности о ходе реализации ППЭК

Пересмотр комплексного экологического разрешения

Необходимость в пересмотре КЭР возникает при смене техпроцесса на производстве или изменениях юридического лица, к которому относится непосредственный объект.

Если изменения не затрагивают ни пересчет нормативов, ни смену адреса, ФИО, либо реквизитов, то пересмотр КЭР не требуется.

Отзыв комплексного экологического разрешения

Государство может отозвать согласованное комплексное эко-разрешение, если за 6 месяцев с начала действия КЭР не будет устранено/появится превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам, в том числе по временно разрешенным сбросам и выбросам.

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения

Опубликован приказ Минприроды России от 11.10.2018 №510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».

Данным приказом №510 утверждается форма КЭР и форма заявки на получение КЭР. Теперь разберем состав ранее упоминаемых документов.

В содержание заявки на получение КЭР входят следующие данные в форме таблицы:

  • Общие сведения;
  • Расчеты технологических нормативов;
  • Расчеты НДВ радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
  • Расчеты НДВ допустимых сбросов загрязняющих веществ для объекта централизованной системы водоотведения поселений или городских округов;
  • Обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;
  • Проект программы производственного экологического контроля;
  • Информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР или проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Форма КЭР, согласно приказу №510, включает в себя:

  • Технологические нормативыТехнологические нормативы;
  • НДВ высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), разрешенных к выбросу в атмосферный воздух;
  • НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ;
  • Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • Программа производственного экологического контроля;
  • Программа повышения экологической эффективности;
  • Временно разрешенные выбросы загрязняющих веществ;
  • Временно разрешенные сбросы загрязняющих веществ;

Согласно обновлениям, начиная с 1 января 2020 года, предприятиям I, II и III категории опасности будет необходимо подготавливать новые документы – КЭР и Декларацию о воздействии на окружающую среду.

Порядок выдачи комплексных экологических разрешений: проект изменений в федеральном законодательстве

Комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР) — новый для российской экологии документ, который после его внедрения в 2020 г. будет содержать природоохранные требования и нормативы, установленные уполномоченным органом для контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты I категории воздействия на окружающую среду или II категории[1] (по желанию) при наличии справочников наилучших доступных технологий (далее — НДТ).

Напомним, п. 16 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) в главу V Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) вводит новую ст. 31.1 «Комплексное экологическое разрешение» (вступит в силу 01.01.2019), согласно которой КЭР выдается по заявке, содержащей следующую информацию:

• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

• код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

• информация об использовании сырья, воды, электрической и тепловой энергии;

• сведения об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;

• информация о реализации программы повышения экологической эффективности (при ее наличии);

• расчеты технологических нормативов;

• расчеты нормативов допустимых выбросов (далее — НДВ), нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;

• обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР);

• проект программы производственного экологического контроля (далее — ПЭК);

• информация о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) в случае необходимости проведения такой экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе;

• иная информация, которую заявитель считает необходимым представить.

При невозможности соблюдения предлагаемых НДВ, НДС и других нормативов к заявке на получение КЭР прилагаются проект программы повышения экологической эффективности, а также проекты временно разрешенных выбросов (сбросов).

К СВЕДЕНИЮ

КЭР содержит:
• технологические нормативы;
• НДВ, НДС высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• НООЛР;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.

Заявка на получение КЭР подается не позднее чем за 2 месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего НВОС, или за 4 месяца до истечения срока действия КЭР. КЭР выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки в месячный срок на основании положительного заключения ГЭЭ материалов обоснования КЭР. Срок действия КЭР составляет 7 лет в случае неизменности производственных процессов. Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день указанный порядок не установлен.

Обязательное проведение ГЭЭ стало камнем преткновения в вопросе получения КЭР. Для отработки процедуры выдачи КЭР была проведена серия деловых игр, организованная Минприроды России совместно с Бюро НДТ. В играх участвовали крупные предприятия России. По результатам проведения деловых игр был сформирован перечень проблем существующей процедуры:

1. Требование о проведении ГЭЭ материалов обоснования КЭР не в полной мере соответствует положениям Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 05.12.2017; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ), в соответствии с которыми ГЭЭ проводится в отношении планируемой (намечаемой) деятельности. Таким образом, материалы обоснования КЭР для эксплуатируемых объектов не должны подлежать ГЭЭ.

2. Отсутствуют четкие критерии для пересмотра КЭР.

3. В процедуре выдачи КЭР не предусмотрено участие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено предприятие.

4. Отсутствуют положения, регулирующие проведение общественного обсуждения материалов заявки на получение КЭР.

5. Необходимость выдачи КЭР для вновь строящихся предприятий до начала строительства вместо предусмотренной законодательством выдачи КЭР в течение 6 месяцев после введения объекта в эксплуатацию.

6. Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в ред. от 28.06.2014; далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) предусмотрен ежегодный пересмотр установленных нормативов предельно допустимых выбросов, НДС, лимитов на размещение отходов, что не соответствует концепции КЭР и внедрения НДТ.

7. Поскольку вопросы выбора и применения принципов НДТ только реализуются, в Российской Федерации отсутствуют соответствующие технические эксперты, способные оценить технические аспекты внедрения НДТ на предприятиях.

В связи с этим по итогам состоявшегося 27.12.2016 заседания Госсовета России и по поручению Правительства РФ от 09.02.2017 № ДМ-П9-708 подготовлен проект изменений в ст. 31.1 (вступит в силу 01.01.2019), ст. 28.1 «Наилучшие доступные технологии» Федерального закона № 7-ФЗ, а также в Федеральные законы № 94-ФЗ и 174-ФЗ. Проект Федерального закона носит название «О внесении изменений в Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в статью 14 Федерального закона “Об охране озера Байкал” и статью 28.1 Федерального закона “Об охране окружающей среды” в части уточнения порядка выдачи комплексных экологических разрешений»[2] (далее — законопроект).

[1] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Проектирование, обучение и сопровождение
по экологии и охране труда

  • Екатеринбург +7(343) 206 09 30
  • Москва +7(499) 403 13 64
  • Сургут +7(3462) 64 44 57
  • Пермь +7 (342) 299 47 06
  • Новосибирск +7(383) 381 40 52
  • Омск +7(3812) 34 25 09
  • Красноярск +7 (391) 216 83 45
  • Челябинск +7(351) 751 30 65

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Все услуги раздела “Выбросы”

Комплексное экологическое разрешение КЭР.

Профессионально в сжатые сроки разработаем комплексное экологическое разрешение (или сокращенной КЭР) в организации любого профиля. Время для составления документа различно, зависит от масштабов предприятия и составляет от 30 дней. Стоимость также варьируется и начинается от 45000 рублей.

С чем имеем дело?

Это новый вид экологической документации, внедряемой на предприятиях начиная с 1 января 2020 года. По своей сути, предназначено оно для того, чтобы заменить существующую разрешительную документацию природопользователей в области охраны окружающей среды.

Данное требование обусловлено содержанием статьи 31.1 закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

В содержание КЭР входят:

  • технологические нормативы сбросов и выбросов, рассчитанные на единицу выпускаемой продукции;
  • нормативы допустимых сбросов и выбросов, содержащих вещества I и II классов опасности;
  • лимиты на размещение отходов и требования к обращению с ними;
  • утвержденная и согласованная программа ПЭК;
  • сведения о продолжительности действия полученного разрешения.

Если опираться на содержание природоохранного законодательства, то рассматриваемый документ также позиционируется как документ, который содержит обязательные к исполнению требования в области экологии, установленные для предприятия.

Кому необходимо получить комплексное экологическое разрешение?

Получить рассматриваемый документ необходимо всем природопользователям, осуществляющим хозяйственную деятельность на объектах I категории. Такие объекты войдут в утвержденный уполномоченным органом перечень природопользователей, вклад которых в загрязнение окружающей среды на территории РФ составит более 60%.

В случае, если предприятия не включены в вышеуказанный список, но при этом являются объектом применения НДТ, им также требуется получение КЭР в соответствии с п. 7 ст. 11 Закона №219-ФЗ от 21.07.2014 г.

Кроме того, данный документ вправе получить предприятия II категории при условии наличия соответствующих информационно-технических отраслевых справочников по НДТ.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что получение комплексного экологического разрешения предприятиями I категории является обязательным законодательным требованием. Предприятия II категории получают данный документ по собственному желанию при наличии соответствующего решения руководителя.

Также необходимо учесть, что получить разрешение необходимо в определенные сроки, установленные п. 6 ст. 11 Закона №219-ФЗ. Подать соответствующую заявку действующим предприятиям требуется в период с 1.01.2020 г. до 31.12.2022 г., новым и реконструируемым – не позднее, чем за два месяца до начала эксплуатации. Для объектов, относящихся к области использования НДТ, сроком получения документа на основании п. 7 ст. 11 Закона №219 –ФЗ установлено 1.01.2025 г. Получить новое разрешение необходимо за четыре месяца до истечения срока действующего документа.

Кто может оформить заявку и подготовить необходимую документацию?

Оформить требуемый пакет может штатный инженер-эколог. При этом стоит учесть, что помимо документации предприятия, в составе заявки должны быть представлены расчеты технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов и сбросов, лимитов на отходы и проект программы экологического контроля.

Эколог предприятия в силу своей загруженности не всегда сможет самостоятельно справиться с таким объемом работы. Зачастую требуется привлечение специализированной организации.

Соответственно, проведение расчетов, сбор необходимой документации, а также оформление заявки и передачу пакета документов в надзорные органы лучше всего доверить компаниям, имеющим значительный стаж работы в экологическом проектировании и регулярно взаимодействующим с согласующими и экспертными органами.

Стоимость такой услуги для природопользователей рассчитывается индивидуально в зависимости от применяемой технологии и объема производственной деятельности в целом, и может составить от 45 тысяч рублей, сроки займут от 30 дней. При этом предприятия получают дополнительные преимущества, связанные с:

  • уменьшением времени, затрачиваемого на сбор данных, проведение необходимых расчетов, согласование документации;
  • снижение вероятности ошибок в расчетах и отказов в согласовании, связанных с некомплектностью пакета представленных документов;
  • снятием перегруженности штатных специалистов;
  • без привлечения дополнительных экспертных организаций.

Особенности получения комплексного экологического разрешения.

Как уже говорилось ранее, прежде всего необходимо обратиться с соответствующей заявкой в местный департамент Росприроднадзора.

При этом заявка должна содержать следующую информацию:

  • сведения о природопользователе юридического характера – наименование, адрес, данные об организационно-правовой форме, код объекта НВОС;
  • данные о технологической деятельности предприятия – вид деятельности, вид и объем производимой продукции и используемого сырья, количество и виды затрачиваемых при производстве ресурсов;
  • информацию о произошедших в течение последних 7 лет авариях, связанных с нанесением вреда окружающей среде;
  • расчеты нормативов воздействия на окружающую среду;
  • проект программы экологического контроля ПЭК;
  • копии имеющихся заключений экологической экспертизы в случае необходимости ее проведения;
  • иные сведения.

При невозможности соблюдения нормативов воздействия на экологию к заявке требуется приложить:

  • проект программы повышения экологической эффективности (соответствующий ст. 67.1 Закона №7-ФЗ);
  • планируемые временно разрешенные выбросы и сбросы, а также сведения об их объеме на период внедрения программы и после него, а также на существующее положение.

В соответствии с установленными законодательством сроками рассмотрение заявки происходит в течение месяца после прохождения представленной документацией предварительной экологической экспертизы.

Заявка на получение документа и само разрешение размещаются на сайте Росприроднадзора в сети Интернет, что предполагает свободный доступ к ним заинтересованных лиц.

Отказ в получении КЭР может быть выдан в случае:

  • некомплектности представленного пакета документа;
  • недостоверности представленных сведений;
  • несоответствия документации установленным требованиям.

Срок и условия действия разрешения.

Срок действия рассматриваемого документа составляет 7 лет. При этом природопользователь обязан соблюдать определенные условия, среди которых:

  • соблюдение установленных нормативов на выбросы и сбросы, образование отходов;
  • отсутствие задолженности по внесению экологических платежей;
  • своевременное предоставление в надзорные органы экологической отчетности по ПЭК;
  • своевременное предоставление сведений о произошедших авариях, ставших причиной нанесения вреда окружающей среде;
  • соблюдение сроков выполнения мероприятий в рамках программы повышения экологической эффективности.

Далее действие КЭР требуется продлить в установленном законодательством порядке.

В случае, если перечисленные выше условия не соблюдаются в течение шести месяцев – выданное разрешение отзывается.

Стоит учесть, что также существуют основания для досрочного пересмотра и переоформления разрешения. Такими основаниями выступают изменения в технологии производства, связанные с изменением объема и состава поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ и отходов. Пересмотр происходит по желанию природопользователя. Внесение изменений также требуется при изменении юридических сведений предприятия.

Ответственность.

В первую очередь ответственность может возникнуть в случае несвоевременного оформления рассматриваемого документа. В данном случае, воздействие предприятия на окружающую среду может быть признано сверхнормативным, а исчисляемые экологические платежи могут быть рассчитаны с повышающими коэффициентами.

Кроме того сверхнормативное воздействие на природную среду подлежит административной ответственности на основании статьи 8.47 КоАП (вступает в силу с 1.01. 2020 г.) и наложению штрафных санкций в размере до 100 тысяч рублей. Ответственность за данное нарушение в равной степени распространяется на предприятия, являющиеся юридическими лицами, и на те объекты, которые функционируют без образования юрлица.

КЭР (Комплексное Экологическое Разрешение)

Описание

Комплексное экологическое разрешение

Процедура получения экологического освидетельствования

Согласно статье 31.1 ФЗ-7 со всеми изменениями в статье №219-ФЗ от 21.07.2014, ред. от 03.07.2016 с 1 января 2020 года многие крупные предприятия обязаны будут пройти экологическое освидетельствование. К таким предприятиям относятся те предприятия, которые содержат объекты I категории опасности. Процедура освидетельствования будет называться комплексным экологическим разрешением (КЭР).

КЭР заменит ранее проводимые процедуры экологического согласования НДС, ПДВ, ППЭК, ПМООС и другие. Более того, с внедрением КЭР изменятся методики разработки нормативов допустимых выбросов, изменятся таксы, примет другой вид форма декларации о воздействии на ООС, и, что не менее важно, изменится порядок действий органов госнадзора и инспекторов.

Разрешение КЭР. Кому конкретно оно необходимо?

Высшей категорией опасности являются предприятия с объектами первой категории. К предприятиям с объектом первой категории опасности относят промышленные объекты из нижеперечисленных отраслей:

– все профессиональные компании, занимающиеся утилизацией отходов.

Процедура получения КЭР

Предприятие, желающее получить экологическое разрешение, обязано обратиться в Росприроднадзор. Комплексное экологическое разрешение будут выдавать только на основании заявки в вышеупомянутый орган. Комплект необходимых документов следует составить, как минимум, за два месяца до ввода в эксплуатацию тех объектов, которые негативно воздействуют на природу. Речь идет не только о новых объектах, но и о реконструированных. Более того, если у предприятия уже был КЭР, для его продления, нужно составить комплект документов за 4 месяца до конца действия предыдущего КЭР. При подаче заявления обязательной является уплата Госпошлины, которая, в соответствии с последними изменениями, составляет 6000 рублей.

Перечень документов, необходимых при подаче заявления:

– название ФОП или юридического лица с указанием полного адреса, а так же, ФИО, ИП и прописки директора;

– код, которому соответствует негативное воздействие объекта;

– объемы производства и виды деятельности организации;

– объемы водных и электрических ресурсов;

– объемы теплоэнергии и потребления производственного сырья.

– подробное описание того, происходили ли аварии, которые отложили негативный след на окружающую среду (период – 7 лет операционной деятельности);

– описание программы улучшения экологии и повышения экологической эффективности (если такая имеется)*;

– расчет нормативов производства;

– расчет нормативов допустимых сбросов и выбросов веществ первого и второго класса опасности;

– подробное обоснование лимитов по отходам;

– программа производственного эко-контроля;

– положительное заключение от госэкспертизы.

*В случае если на момент подачи заявления в Росприроднадзор невозможно соблюдать нормы максимально допустимого уровня нормативов сбросов и выбросов для технологического объекта, необходимо приложить к заявке следующее:

– тщательно разработанный проект улучшения эко-эффективности;

– план по разрешенным объемам сбросов и выбросов (временный).

После оформления и отправки всех документов заявка проходит согласование в течение одного месяца. Рассматривает ее уполномоченный ПРФ федеральный орган, а решение о присвоении будет опубликовано на официальном портале

Стоит знать, что может поступить отказ. Это может случиться в случае предоставления неполных или ложных сведений по вышеперечисленным пунктам.

Содержание согласованного КЭР

Комплексное экологическое разрешение, прошедшее согласование, содержит сроки действия КЭР и все нормативы образования отходов, а так же, лимиты на их размещение. Данные аспекты согласовываются на основании редакции от 458-ФЗ 29.12.2014. Если это необходимо, КЭР может содержать пункты и по временно разрешенным выбросам и сбросам.

Срок действия КЭР

Отдельные объекты получают комплексное экологическое разрешение сроком на семь лет с возможностью повторного продления на тот же срок. Для того чтобы быстро получить продление, необходимо:

– соблюдать установленные государство нормативы по сбросам и выбросам;

– своевременно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду;

– подавать полную и достоверную отчетность о ходе продвижения программы производственного эко-контроля.

Процедура пересмотра КЭР

Пересмотреть КЭР необходимо в таких случаях:

– если произошло изменение технологического процесса на производстве;

– если изменилось юридическое лицо, к которому относился объект.

Если же изменения не затрагивают установленный нормативы, адреса или реквизиты, пересмотр КЭР не нужен.

Можно ли отозвать КЭР?

Государство имеет полное право отозвать КЭР. Это возможно, если за шесть месяцев деятельно не было устранено превышение нормативов по сбросам и выбросам. Или же если за тот же промежуток времени оно повысилось до нарушающих законодательство цифр. То же самое касается и временно допустимых норм по сбросам и выбросам.

Разработка и солгасование КЭР

Кто должен разработать КЭР?

Разработка КЭР (комплексное экологическое разрешение) обязательная процедура для всех предприятий, которые относятся к первой или второй категории и имеют свидетельства о присвоении этой категории. В первую очередь КЭР обязаны разработать 300 предприятий, список которых уже определен государством. Эти организации должны сделать документацию КЭР в срок – конец 2022 года. Все остальные предприятия, которые оказывают воздействие на окружающую среду обязаны разработать КЭР до 2025г.

В чем заключается разработка комплексного экологического разрешения?

Данный документ представляет из себя заявку, форма которой представлена в Приказе номер 510 от 11 октября 2018 года. Данные в эту заявку следует брать из ранее составленной документации.

Рис.1 Форма заявления на получение КЭР.

Список документации для оказания услуги – разработка КЭР:

– технологические нормативы, которые уже установлены для многих предприятий в справочниках по наилучшим доступным технологиям. Данные нормативы касаются выбросов, сбросов, так и физического воздействия на ОС. Эти нормативы предприятие не должно превышать;

– если превышение тех. норм (нормативов) неизбежно, то организация обязана составить следующий документ – программа повышения эффективности (экологической) ;

– должны быть рассчитаны нормы (нормативы) предприятия для выбросов, по сбросам, по физическим воздействиям, по отходам ;

– утвержденная программа производственного экоконтроля ;

– данные по пройденной государственной экологической экспертизе (для вновь вводимых объектов в эксплуатацию)

– иные документы, которые так или иначе дают полное представление о деятельности предприятия и облегчит инспектору его оценку.

Как долго длится разработка КЭР?

Сроки составления всей требуемой документации в компании ОЛФОЭКО от 20 рабочих дней. Срок рассмотрения документации в РПН – от 30 рабочих дней для уже действующих производств и от 4-х месяцев для вновь построенных предприятий.

Действует выданное разрешение семь лет при условии неизменности производства.

Кому КЭР не требуется?

Тем предприятиям, которые относятся к третьей категории по воздействию на ОС КЭР не требуется. Эти организации обязаны сдавать Декларацию по воздействию на ОС в соответствии с заявкой по форме из Приказа 509 от 11 октября текущего 2018 г.

За отсутствие экологического разрешения (КЭР) предусмотрены меры по применению повышающих коэффициентов при расчете платы на воздействие на ОС (воздух – 25, отходы – 5), а также применима статья 8.1, размеры штрафа – от 20 до 100 тысяч рублей.

Источники:
http://xn----8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/ecologicheskaya-bezopasnost/%D0%BA%D1%8D%D1%80-2019.html
http://ecopromcentr.ru/complex-ecological-permit/
http://www.profiz.ru/eco/1_2018/KER_proekt/
http://sot1.ru/proektirovanie/kompleksnoe-ekologicheskoe-razreshenie-ker
http://xn----ptbeqll7e.xn--p1ai/ker-kompleksnoe-ekologicheskoe-razreshenie/
http://all4eco.ru/razrabotka-ker-kompleksnoe-ekologicheskoe-razreshenie/
http://znaydelo.ru/biznes/nalogi/lesnaya-deklaraciya.html

Ссылка на основную публикацию