Порядок и правила заключения договора водопользования объектом

Договор водопользования. Понятие, содержание. Цели и порядок заключения.

Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

1. На основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 13. Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов)

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

+ может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Статья 14. Срок договора водопользования

не более чем 20 лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправленияо желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. Если отказ – то можно подать в суд

Статья 16. Заключение договора водопользования

1. Заключается по результатам аукциона, за исключением приобретения права пользования в целях (см выше)

4. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке.

5. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее – официальный сайт в сети “Интернет”). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет” извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

6. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети “Интернет”.

Статья 17. Изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 18. Ответственность сторон договора водопользования

в соответствии с гражданским законодательством.

2. Несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом влечет за собой уплату пеней в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению водопользователем платы за пользование водным объектом начиная со следующего за определенным в договоре водопользования днем внесения платы за пользование водным объектом.

3. За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы за пользование водным объектом.

1. Водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

2. Заявление водопользователя о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, не позднее чем через тридцать дней со дня получения такого заявления.

3. Отказ исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, в даче согласия на передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу может быть обжалован в судебном порядке.

4. Права и обязанности по договору водопользования считаются переданными после регистрации в государственном водном реестре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10571 – | 7330 – или читать все.

188.163.64.82 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок и правила заключения договора водопользования объектом

Заключение договора водопользования требуется при совершении большого количества действий, например, при аренде акватории моря, участка реки, озера, водохранилища, пользовании береговой частью.

Что это такое

Под водопользованием принято понимать абсолютно любое направление деятельности, осуществляемое при взаимодействии с объектом водной среды. К действиям, которые влекут за собой водопользование, можно отнести следующие:

  • ловля рыбы;
  • прогулочное судоходство;
  • командировочное судоходство;
  • размещение катеров для стоянки;
  • работы дноуглубительного характера.

Подготовка этого соглашения осуществляется силами уполномоченного органа исполнительной власти.

Нормативная регламентация

Основной регламент – Водный кодекс РФ, в частности, ч. 1 ст. 11. В данной норме указано, что объекты водопользования, пребывающие в федеральной собственности и во владении российских субъектов, предоставляются в эксплуатацию для следующих целей:

  • забор ресурсов водного типа из поверхностных объектов;
  • эксплуатация акватории для решения рекреационных задач;
  • использование без забора ресурсной базы (электроэнергия).

Договор водопользования составляется согласно специальным Правилам подготовки и заключения договора. Они прописаны в Постановлении Правительства РФ №165 от 12 марта 2008 года. В п. 3 указано, что в качестве контролирующих органов выступают следующие инстанции:

  • ФАВВ (агентство водных ресурсов, действующее на федеральном уровне – ст. 26 ВК РФ) при пользовании водой на объектах государственной значимости;
  • территориальные структуры и региональные инстанции ФАВВ при водопользовании на региональных источниках;
  • уполномоченные органы исполнительной власти;
  • структуры местного самоуправления (в отношении муниципальных образований).

Какие бывают виды водопользования акватории

Первая и самая распространенная разновидность водопользования – та, которая не подразумевает получения разрешений. Этот вид называется безвозмездным. Наряду с этим на практике распространено возмездное пользование водными ресурсами, осуществляемое на платной основе. Оно базируется на соответствующем решении уполномоченной инстанции или заключенном между сторонами договоре.

В последнем случае лицо, которое желает пользоваться водными ресурсами, заключает с органом власти договор. Это позволит распоряжаться водным объектом в соответствии с имеющимися целями. Цели составления документа:

  1. Выработка электроэнергетического ресурса.
  2. Забор воды. Физические лица, которые берут воду для полива собственного огорода, разрешения не получают, в то время как хозяйствующие субъекты нуждаются в нем.
  3. Рекреация. Деятельность развлекательно-туристического характера, включающая в себя походы в открытый водоем под парусом, организацию станции для лодок, катеров, яхт, размещение объектов общественного питания на прибрежной зоне или барже.

Чаще всего оформление договоров происходит в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях. Нередко договоры заключаются в Ставропольском, Краснодарском крае. Чаще всего документ оформляется в целях реализации проектов по бизнесу, поскольку предпринимательская деятельность и водопользование тесно связаны между собой.

Заключив такое соглашение, пользователь акватории приобретает следующие обязательства:

  • отслеживание состояния акватории с экологической точки зрения;
  • организация платы за пользование объектом в адрес государственного органа;
  • заказ исследовательских работ для определения характеристик воды;
  • проведение мероприятий по охране водного источника;
  • очистка природы (водоема и прилегающего к нему участка) от мусора.

Кто оформляет договор

В ч. 1 ст. 12 ВК РФ указано, что пользователь воды может рассчитывать на ее применение за плату. Заключение соглашения производится между исполнительной организацией или структурой местного самоуправления и непосредственно пользователем воды. В качестве специалиста по оформлению таких соглашений выступает юрист в области водопользования.

На какой срок заключается

Максимальный отрезок времени, на который составляется данный документ, равен 20 годам. Низшее значение по временным рамкам в данном случае отсутствует. Традиционно заявители требуют заключения этого вида соглашения на максимально продолжительный период.

Обзор правового режима водопользования представлен ниже на видео.

Правила подготовки и заключения

Подготовка к проведению аукциона и последующему заключению договорного соглашения является сложной административной процедурой, т. к. она требует сбора большого количества документов. Важную роль играет принятие во внимание требований, указанных в Постановлении Правительства РФ №165 от 12 марта 2008 года. Также учитываются нормы, прописанные в Постановлении Правительства РФ №230 от 14.04.2007.

Физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация, имеющий интерес в получении в пользование водного объекта, выступает в качестве заявителя. От него требуется обращение в соответствующую государственную инстанцию, находящуюся на территории водопользования. Необходимо подать заявление. В нем прописываются следующие данные о заявителе:

  • наименование в полной и сокращенной форме;
  • организационно-правовая форма хозяйственной деятельности;
  • фактическое и юридическое место нахождения;
  • банковские реквизиты (для юридического лица).

ИП или юридическое лицо сообщают ФИО, паспортные данные, название и территорию расположения объекта, цели его использования.

Пакет документов

К заявлению необходимо приложить перечень следующих документов и материалов:

  1. Учредительная документация в отксерокопированном варианте для организации и копия паспорта для ИП.
  2. Бумага, свидетельствующая о наличии полномочий на действия от имени заявителя, если пользователь воды обращается в государственный орган через представителя.
  3. Данные со сведениями о планируемых мероприятиях по охране объекта и сохранности водохозяйственных ресурсов.
  4. Сведения о возможности организации наблюдений в процессе осуществления водопользования.
  5. Материалы, способствующие графическому отображению объекта, описанного в заявлении.
  6. Пояснительная записка к данным из предшествующего пункта.

В процессе подачи заявления для изъятия водных ресурсов, наряду с прописанными документами, в контролирующую инстанцию подаются дополнительные бумаги. Их перечень выглядит следующим образом:

  1. Расчет объема забора водных ресурсов из объекта и его детальное обоснование. Сведения предоставляются за платежный период, во внимание принимается размер платы за пользование объектом.
  2. Данные о присутствии и вероятном использовании контрольно-измерительной техники в целях организации учета объема и качественных характеристик водных ресурсов, забираемых из объекта.
  3. Данные о технических характеристиках сооружений водозаборного назначения, в частности, об их типе, производительности, наличии устройств, способствующих предотвращению попадания биологических ресурсов.

Составление для рекреационных целей и СНТ

В документе, оформляемом при использовании воды в рекреационных целях (наряду с общими и контактными данными), указываются следующие сведения:

  • конкретное направление использования объекта (катание на водных устройствах, размещение туристического объекта, забор воды в целях снабжения отдыхающих);
  • предполагаемое количество потребления водных ресурсов (если направлений расходования воды несколько, рассчитывается и указывается объем для каждого из них);
  • степень соответствия принципов водопользования государственным нормативам.

Договор переуступки водопользования

В п. 1 ст. 19 Водного кодекса РФ с согласия исполнительного органа государственной власти или структуры самоуправления, действующей на местном уровне, пользователь воды имеет возможность передачи собственных правомочий и обязательств в адрес другого лица.

Экспертиза координат

Все экспертизы с момента заключения соответствующего договора проводятся по инициативе и за счет пользователя водных ресурсов. Для этого он обращается в аккредитованное учреждение, работающее на государственном уровне, оплачивает услуги и вызывает на объект специалиста, который производит замеры и оформляет их результаты документально.

Проблемы водопользования

Основная трудность, с которой сталкиваются пользователи воды – незнание перечня документов, которые нужно оформлять при эксплуатации акватории. Несоблюдение норм этого закона влечет назначение штрафных санкций. Ведь изначально природные ресурсы являются собственностью государства, и для их использования требуется наличие соответствующего разрешения.

Таким образом, договор водопользования – важный документ, который оформляется в определенном порядке и требует внесения строгого перечня реквизитов. При его отсутствии придется платить штрафы.

Дополнительная информация по заключению договора водопользования представлена ниже.

Договор водопользования

Что значит заключение договора водопользования?

В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое водопользование, как заключить договор водопользования, какие трудности могут возникнуть при его оформлении и постараемся оказать Вам помощь в подготовке документов для договора водопользования.

Водопользование представляет собой любой вид деятельности, который осуществляется при непосредственном взаимодействии с водным объектом. Для наглядности приведем примеры водопользования: судоходство, ловля рыбы, размещение стоянки катеров, дноуглубительные работы в акватории водоема и так далее.

Внимание! Договор водопользования готовится уполномоченным органом исполнительной власти. Для его заключения необходимо подготовить и предоставить пакет документов предусмотренный требованиями различных подзаконных актов.

Зачем нужен договор водопользования, кто и где его оформляет?

Согласно существующей норме закона (ч.1, ст.12 Водного кодекса РФ) по договору водопользования водопользователю за плату предоставляется право пользования водным объектом или его частью. Договор водопользования заключается между исполнительным органом государственной власти либо органом местного самоуправления (одна сторона) и водопользователем (другая сторона).

В некоторых случаях осуществляется водопользование без договора, то есть каких-либо разрешений для того, чтобы использовать водный объект, получать не нужно. Так, например, не требуется заключения договора водопользования, чтобы брать воду из близлежащих водоемов на полив земель в садоводческом некоммерческом товариществе.

А вот для того, чтобы коммерческое предприятие, которое ведет хозяйственную деятельность, могло осуществлять забор воды из водоема, нужно уже заключить договор.

Такой договор может быть заключен без аукциона или через проведение аукциона. В этой статье мы не будем останавливаться на договоре водопользования без аукциона и акцентируем внимание именно на заключении договора водопользования через проведение аукциона. Ввиду этого следует особо выделить договор водопользования для рекреационных целей с разметкой акватории, так как он будет заключаться только по результатам проведения аукциона.

На какой срок оформляется договор водопользования ?

Максимальный срок договора водопользования составляет 20 лет. Низший порог по срокам отсутствует.
Как правило, заявители просят заключить договор водопользования на максимально возможный срок.

Подготовка документов для заключения договора водопользования

Подготовка к аукциону представляет собой достаточно сложную административную процедуру по сбору различных документов. Расскажем подробно о порядке действий при заключении договора водопользования. Договор водопользования заключается строго в соответствии с законодательством.

Подготовка документов для заключения договора водопользования должна проводиться исходя из требований, содержащихся в постановления Правительства №165 от 12.03.2008 «О подготовке и заключении договора водопользования» , а также постановления Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»

Норма права, выдержка из п.7 постановления Правительства №165 от 12.03.2008

Заинтересованные в заключении данного договора лица должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (по месту предполагаемого водопользования). К заявлению необходимо приложить определенные документы и материалы:

1) копию документа, удостоверяющего личность (физическому лицу);

2) при необходимости — документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;

3) сведения о планируемых заявителем водоохранных и водохозяйственных мероприятиях, планируемых мероприятиях по сохранению биологических ресурсов водного объекта и среды их обитания, сведения о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для реализации данных мероприятий;

4) сведения о возможности при осуществлении водопользования проведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;

5) материалы, содержащие графическое отображение указанного в заявлении водного объекта и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительную записку к данным материалам.

Далее представляем Вашему вниманию непосредственное руководство к действию по заключению договора водопользования через аукцион.

Первое, что необходимо сделать перед заключением договора, это убедиться, что водный объект занесен в водный реестр. Для этого нужно обратиться в бассейновые органы с соответствующим запросом сведений о водном объекте по специальной форме.

Если Вами будет получен ответ, где содержатся характеристики водного объекта, можно действовать дальше.

Теперь настанет время воспользоваться услугами кадастрового инженера, чтобы определить границы выделяемой акватории. Кадастровый инженер подготовит план (схему) границ акватории, которая будет в дальнейшем везде фигурировать, как основной землеустроительный документ.

После этого придется обратиться к проектировщику, чтобы получить план, отображающий дальнейшее использование выделяемой по договору водопользования акватории. Это может быть, например, план размещения судов, в случае если речь идет об использовании акватории под стоянку маломерных судов. К данному плану обязательно нужно подготовить пояснительную записку. В ней следует подробно расписать, какая хозяйственная деятельность будет осуществляться на выделенном участке, какие мероприятия по охране окружающей среды будут там проводиться, каким земельным участком будет пользоваться предприятие для подъезда к акватории и т.д.

Следующим действием должна явиться разработка плана водоохранных мероприятий. К подготовке этого документа стоит подойти очень серьезно, потому что именно по нему будущий водопользователь будет осуществлять все природоохранные мероприятия на объекте. К таким мероприятиям, в частности, могут относиться: расчистка акватории, отборы проб воды, уборка мусора в водоохранной зоне и береговой полосе общего пользования.

Самый сложный элемент из пакета документов

Следующим важным этапом является разработка программы регулярных наблюдений. Эту работу можно поручить только квалифицированному специалисту в области водопользования. После разработки программа должна быть утверждена в бассейновых органах.

В программе обязательно указываются порядок и сроки отбора проб на объекте на предмет его загрязненности. Количество химических элементов, по которым будет отбираться пробы, будет варьироваться от 5 до 20, в зависимости от пожеланий бассейнового органа, который будет Вам согласовывать программу. Также в программе обязательно нужно указать, с какой периодичностью будут отбираться пробы. Это может происходить ежемесячно, ежеквартально, или ежеквартально только в навигационный период (то есть всего два раза в год). Как Вы понимаете, количество химических элементов, и периодичность отбора существенно повлияет на размер финансирования этих мероприятий. Учитывая, что программа разрабатывается на весь срок водопользования, важно хорошо продумать все перечисленные моменты до ее утверждения.

Важно! Обязательно нужно включить в состав документов ситуационный план акватории, указывающий ее местоположение на карте. Такую схему можно подготовить с помощью интернет сервисов с ГИСами.

В завершение проделанной работы по формированию пакета документов необходимо подготовить заявление по специальной форме (утв.Приказом МПР РФ от 22.05.2007 N 128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование»).

Итак, документы поданы, теперь уполномоченный орган (к примеру в Ленинградской области Комитет по природопользованию или Невско-Ладожское БВУ) будет делать межведомственные запросы в Росрыболовство и возможно в другие органы власти. Предметом запросов будет являться возможность предоставления водного объекта в пользование. На подготовку органами власти аукционной документации уйдет порядка двух месяцев, после чего уполномоченный орган объявит проведение аукциона.

Выходим на аукцион для заключения договора водопользования

Здесь важно иметь в виду, что на аукцион подается еще одна заявка, помимо той, что Вы формировали первично на заключение договора водопользования.
Перед тем как подавать заявку на аукцион с уполномоченным органом заключают договор о задатке и вносят необходимый для участия в аукционе задаток. Заявку следует подавать вместе с пакетом документов, подтверждающих, что Вы являетесь юридическим лицом, включающим: свидетельство ИНН, свидетельство ОГРН, устав, документ, подтверждающий полномочия лица подписавшего заявку (протокол общего собрания на котором был выбран директор ООО и выписка ЕГРЮЛ). Все документы должны быть сшиты и к ним должна прилагаться соответствующая опись.

После подачи заявки дожидаемся назначенного дня аукциона, приходим и торгуемся за испрашиваемую акваторию, если конечно есть с кем торговаться.
В заключение дадим небольшую историческую справку: ранее по нормам Водного кодекса 1995 года водопользование осуществлялось на основании специальной лицензии на водопользования.

Мы предлагаем наши качественные услуги по оформлению права договора водопользования. Мы предоставляем услуги для всех регионов России.

Детализация оказываемых услуг:

  • получение сведений о водном объекте из НЛ БВУ;
  • сопровождение кадастровых работ;
  • подготовка графических материалов ( схема размещения плавательных средств в акватории);
  • расчет и обоснование площади используемой акватории;
  • подготовка сведений о технических параметрах размещаемых на акватории плавательных средствах;
  • подготовка пояснительной записки к графическим материалам;
  • разработка и согласование программы регулярных наблюдений для НЛ БВУ;
  • разработка плана водоохранных мероприятий;
  • расчет платы за пользованием водным объектом;
  • получение выписки из ЕГРЮЛ;
  • согласование места водопользования в органах местного самоуправления;
  • согласование места водопользования в Администрации ФГУ «Волгобалт»;
  • подготовка пакета с заявкой на договор водопользования;
  • подготовка заявления на аукцион по форме;
  • консультации на всех этапах работ.

Цена за подготовку документов:

Подготовка документов под ключ от 50 тыс.рублей.

Порядок оформления договора водопользования

Аренда морской акватории, аренда участка реки, озера, водохранилища, взятие в аренду берега водного объекта или осуществление забора воды из водоема — все эти действия требуют наличия договора водопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ), собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования для:

  • забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Договор водопользования оформляется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (в ред. от 11.10.2012; далее — Правила).

Согласно п. 3 Правил подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной вышеупомянутым постановлением, на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

– Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы — в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии со ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей;

– орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, — в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ;

– орган местного самоуправления — в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее — заявитель), обращаются в один из вышеуказанных органов по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее — заявление).

В соответствии с п. 5 Правил в заявлении указываются:

  • сведения о заявителе:

– полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица;

– фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для физического лица и индивидуального предпринимателя;

  • наименование и место расположения водного объекта;
  • обоснование цели, видов и срока водопользования.

К заявлению прилагаются следующие документы и материалы (п. 7 Правил):

  • копии учредительных документов — для юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность, — для физического лица;
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
  • материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
  • материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
  • материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.

Согласно п. 8 Правил при подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов кроме указанных выше документов и материалов прилагаются материалы, содержащие:

  • расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в т.ч. передаваемых абонентам водных ресурсов, о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).

При подаче заявления для использования акватории водного объекта, в т.ч. для рекреационных целей, кроме основных документов и материалов прилагаются материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию, а также расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели (п. 10 Правил).

Согласно п. 12 Правил при подаче заявления для использования водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов с целью производства электрической энергии кроме основных документов и материалов, прилагаются материалы, содержащие:

  • сведения об установленной мощности гидроэнергетического объекта;
  • состав и краткое описание гидротехнических сооружений гидроэнергетического объекта (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), а также рыбозащитных и рыбопропускных сооружений;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества производимой электроэнергии, регулярных наблюдений за состоянием и режимами водохранилища, водного объекта ниже гидроузла на примыкающем к нему участке (в верхнем и нижнем бьефах) и их водоохранных зон, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • расчет количества производимой электроэнергии за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для целей производства электрической энергии.

На заметку. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, не допускается.

Учет и хранение представленных заявителем документов осуществляются уполномоченным органом, который в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов:

  • рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
  • определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:

– в случае использования водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов — с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения — с Федеральным агентством по рыболовству;

– в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации — с Федеральным агентством морского и речного транспорта;

  • при признании возможным использования водного объекта:

– в соответствии с п. 8 и 12 Правил оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;

– в соответствии с п. 10 Правил размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках. Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта РФ, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;

  • при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях (п. 24 Правил):

  • документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами;
  • получен отказ указанных выше федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования;
  • право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
  • использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К договору водопользования прилагаются:

  • материалы, представленные в графической форме, и пояснительная записка к ним;
  • расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом;
  • график внесения платы за пользование водным объектом;
  • программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной.

После подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и признается заключенным только с момента его регистрации.

В соответствии с п. 30 Правил прекращение, приостановление или ограничение предоставленного права пользования водным объектом на основании договора водопользования осуществляются в соответствии со ст. 10 и 41 ВК РФ.

Порядок и правила заключения договора водопользования объектом

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

15.11.2019

28 / 381

Всего документов в БД:

96205

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 марта 2008 года №165

О подготовке и заключении договора водопользования

(В редакции Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 г. №351, 11.10.2012 г. №1039, 23.05.2013 г. №432, 28.09.2015 г. №1024, 20.03.2018 г. №306)

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила подготовки и заключения договора водопользования;

2. Дополнить пункт 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 17, ст. 2046), абзацем следующего содержания:

“Договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165 “О подготовке и заключении договора водопользования”.”.

Председатель Правительства Российской Федерации

Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 года №165

Правила подготовки и заключения договора водопользования

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее – водный объект), предоставляются в пользование для:

а) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации;

б) использования акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями;

в) использования акватории водных объектов для лечебных и оздоровительных целей санаторно-курортными организациями;

г) использования акватории водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

д) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

(Пункт 1 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2018 г. №306)
(см. предыдущую редакцию)

2. Действие настоящих Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.

3. Подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165, на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

а) Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы – в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей;

(В подпункт а) внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 г. №1039)

б) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, – в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом “а” настоящего пункта;

в) орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование (Договор водопользования)

Согласно Водному кодексу от 03.06 2006 г. № 74-ФЗ, все естественные проточные и непроточные водоемы в России являются государственной собственностью. Поэтому пользоваться их акваторией (водной поверхностью) в коммерческих целях можно только после заключения договора водопользования, т. е. фактически арендовав у государства. Без заключения договора коммерческую деятельность, связанную с забором воды, производством электроэнергии, рекреационной деятельностью, например, оборудованием кафе на понтонах или лодочной станции, признают незаконной.

Что такое договор на водопользование

Это документ, утверждённый Пост. 12.03 08 г. N 165, заключается между лицом, решившим арендовать у государства часть водоема и исполнительной властью — Росводоресурсом, отделом водных ресурсов местной администрации или другими органами, уполномоченными заключать такие договора.

В нем указываются:

  • Цели водопользования, где отмечаются варианты использования водоема.
  • Виды водопользования – общее или специальное, с забором воды или без него. Если планируется качать воду из водоема, в договоре должен быть указан ее объем.
  • Номер водохозяйственного участка и расстояние до водоохранной зоны.
  • Характеристика участка водоема, который планируется арендовать – географические координаты, размеры, глубина, течение, свойства и загрязнённость воды. Определение свойств воды и результатов исследования водоема осуществляется аккредитованными органами.

В договоре указывается срок аренды (обычно 20 лет), порядок и сумма платежей, условия оплаты, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение договора и порядок урегулирования спорных вопросов.

Согласно договору, периодически проводится контроль экологического состояния арендуемого водоема и проверяется деятельность арендатора. При нецелевом использовании водоема и загрязнении воды договор может быть расторгнут.

К договору прикладываются:

  • ситуационный план арендуемого участка водоема;
  • сведения о потенциальном арендаторе;
  • расчет платы, вносимой за аренду;
  • сведения о лицах, отвечающих на экологическое состояние водоема;
  • копия аттестата лаборатории, проводящей мониторинг состояния воды;
  • согласование с органами государственной власти, отвечающими за состояние водоема.

Договор заключается в двух экз. Один остается в исполнительных органах, а другой передается предприятию или частному лицу, арендующему водный объект.

Какие бывают виды водопользования акватории

  • Общее – осуществляемое без применения специальных устройств и сооружений. Это самый экологически щадящий вариант. К нему относятся: купание, судоходство, рыболовство.
  • Специальное. Согласно Приказу Минприроды № 70 от 23.036. 2005 г., к этой категории относится деятельность с использованием плавучих и стационарных устройств для водозабора и водоотведения, перегораживающих и гидравлических устройств и сооружений, стоянок и причалов судов. К специальному водопользованию относится деятельность, связанная с применением спецтехники для буровых и добывающих работ.
  • С полным или частичным изъятием водных ресурсов – водозабор для коммунальных служб, использование в сельском хозяйстве (орошение полей, обслуживание ферм, принадлежащих организациям, мелиоративные мероприятия), разведение рыбы на огороженных участках водоема.
  • Без изъятия ресурсов — электрогидроэнергетика, стоянки судов, водные кафе, рыбоводство в отдельных водоёмах, выращивание сельхозпродукции на пойменных лугах.

Какие организации должны оформлять договор на водопользование

Согласно п.1 ст.11 Водного кодекса, такой договор оформляют организации, осуществляющие:

  • забор водных ресурсов, кроме используемых для водопоя животных и полива участков в садово-огородных товариществах;
  • использование акваторий водных объектов в различных целях, в т. ч. рекреационных;
  • эксплуатацию водоемов для производства электроэнергии.

Когда заключение договора не нужно

В случаях, оговоренных п.2 ст. Водного кодекса, вместо договора нужно получить в Росводоресурсе решение о предоставлении водного объекта в пользование. К таким видам деятельности относятся:

  • сброс воды в водоем;
  • мероприятия по обеспечению обороны страны;
  • размещение пирсов и причалов, надводных или подводных коммуникаций;
  • строительство мостов;
  • геологоразведочные работы;
  • добыча полезных ископаемых;
  • сплав леса;
  • отдых детей, пожилых людей и инвалидов;
  • проведение работ по углублению дна и изменению рельефа водоема;
  • поднятие затонувших судов.

В Водном кодексе от 3.06 2006 г. N 74-ФЗ указана деятельность, не требующая заключения договоров на водопользование:

  • судоходство;
  • забор воды для противопожарных мероприятий;
  • мероприятия по восстановлению водных ресурсов;
  • взятие проб воды для проведения анализов, санитарного и карантинного контроля;
  • рыбалка и охота;
  • проведение исследовательских работ по изучению водоема;
  • использование болот в целях геологоразведки и строительства;
  • природоохранные мероприятия;
  • забор воды для полива воды и водопоя скота в частных хозяйствах;
  • купание и бытовые нужды граждан.

Договор не нужен организациям или частным лицам, выкопавшим водоем на принадлежащей им земле или заполнившим водой заранее выкупленный отработанный карьер. Такой водный объект можно оформлять в собственность.

Единственное условие – водоем не должен иметь сообщение с рекой. Иначе придется оформлять договор, поскольку происходит изъятие воды.

Для чего заключается договор на водопользование

Договор позволяет пользоваться арендованной зоной акватории, закрепляя требования к арендатору, который должен будет следить за состоянием воды в водоеме. За незаконное использование водных ресурсов предпринимателя оштрафуют на 30-50 тыс. руб., а юридическое лицо – на 50-100 тыс. руб. Нарушителям грозит приостановление деятельности до 90 сут. Если при этом выяснится, что организация незаконно проводила забор воды, являющейся природным ресурсом, ее ждут, согласно Закону о недрах N 2395-1 от 21.02 92 в ред. от 30.09.17 г., крупные штрафы до миллиона рублей.

Если деятельность организации, заключившей такой договор, сразу предполагает, что водная среда будет загрязняться, рассчитывается сумма ущерба, которую нужно будет возместить государству. Это обезопасит организацию от судебных тяжб и наложения штрафов. Но если загрязнение превысит допустимые пределы, организацию оштрафуют за загрязнение воды по ст. 250 УК на 80 тыс. руб. Если ситуация приведет к ухудшению здоровья людей, падежу скота и значительному ущербу для экологии, ответственное лицо может быть приговорено к лишению свободы на срок до 25 лет. В случае гибели людей срок увеличивается до 5 лет.

Как заключить договор о водопользовании

Для получения документа нужно собрать пакет документов:

  • Сведения о водном объекте. Этот документ заказывается в территориальном агентстве водных ресурсов.
  • План водоохранных мероприятий, где указываются меры, направленные на улучшение экологического состояния водоема. План утверждается руководителем организации, берущей в аренду часть акватории или всю водную часть небольшого объекта.
  • Документ о границах акватории, составляемый кадастровым инженером. Эти границы должны быть нанесены на план участка.
  • Схему использования акватории. Например, организация хочет расположить в арендуемой зоне стоянку катеров и яхт. В этом случае она должна подготовить план, на котором будет указано, где именно будут располагаться маломерные суда.
  • Программу регулярных наблюдений, утверждаемую Росводоресурсом. В нее входит комплекс мер, направленных на контроль экологических показателей арендуемой акватории; пояснительная записка, в которой указывается, как именно планируется вести хозяйственную деятельность на арендуемом водоеме.
  • Заявку на участие в аукционе, который будет проводиться согласно Пост. от 14 апреля 2007 г. N 230. Форма документа Утверждена пр. МПР России. № 128 от 22 мая 2007 г. В документе содержатся сведения об организации, ее руководителе, адресе. В заявке указываются размеры и расположение водного участка, цель и планируемый срок его использования.

Подача документов

После предоставления пакета документов органами управления будет сделан межведомственный запрос в Росрыболовство о возможности предоставления водоема под заявленные цели.

В течение двух месяцев после подачи заявки назначается аукцион, в котором могут участвовать все организации, предъявляющие права на данный участок, в том числе та, по инициативе которой он проводится. Информация о проведении аукциона размещается на портале торгов www.torgi.gov.ru . Если этот участок никому оказался не нужен, торги отменяются и организации переходит право на аренду. Результаты аукциона оформляются в виде протокола. Получив этот документ, можно оформлять договор аренды.

В 2017 году Госдума приняла решение о возможности предоставления акваторий в аренду без аукциона для курортно-оздоровительных целей и отдыха граждан. Сейчас разрабатываются поправки к Водному Кодексу, поэтому положение дел и регламент заключения договора, скорее всего, поменяются.

Почему заключение договора лучше доверить специалистам по водопользованию

Заключить договорные отношения, требующие сбора большого количества документов, многочисленных согласований и проведения аукциона, – сложный процесс.

Нередко случаются ситуации, когда из-за неправильной подачи документов организацию снимают с торгов или водный объект отдают другой компании. Иногда проблемы с бумагами приводят к длительным судебным тяжбами с конкурентами, претендующими на привлекательный участок водоема.

  • подготовят документы, которые нужно предоставить организации для получения права на аренду;
  • закажут и получат в кадастровой службе, Росводоресурсе и других организациях все необходимые карты и схемы, проверят правильность их оформления;
  • составят заявку и подадут документы на участие в аукционе;
  • примут участие в торгах;
  • оформят документы по результатам аукциона.

Для этого организации нужно предоставить:

  • копию выписки из ЕГРЮЛ, а предпринимателям – выписку из ЕГРИП и копию паспорта;
  • ИНН организации или ИП;
  • сведения о планируемом использовании водоема;
  • план экологических мероприятий.

Все мероприятия займут около двух недель. Результатом станет заключенный договор на аренду акватории водоема с указанием границ арендуемой территории.

Особенности процедуры

За 20-летний срок аренды происходит всякое. Компания может закрыться или сменить направление деятельности. В этом случае договор нужно будет перезаключать или расторгать.

Арендатор пишет заявление, в котором указывает причины расторжения или изменения с приложением подтверждающих документов. Заявление подается в орган, который сдал часть акватории в аренду. Для оформления таких документов лучше тоже обращаться к специалистам.

Договор водопользования акваторией

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Заводом с Нижневолжским БВУ оформлялся договор водопользования акваторией р.Волга для осуществления погрузо-разгрузочных работ, в районе построенного им временного причального сооружения. Договор не оформлен из-за судебного спора Завода с НВ БВУ по результатам проведенного аукциона. В свете последних изменений водного законодательства (Федеральным Законом от 26.07.2017г. № 208-ФЗ внесены изменения в ВК РФ, в частности, в статью 11 «Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями» и статью 16 «Случаи и порядок заключения договора водопользования по результатам аукциона или без проведения аукциона») какой теперь порядок предоставления Заводу права пользования указанной частью акватории р.Волга?

Ответ

По общему правилу, для использования акватории водных объектов заключается договор водопользования на аукционе (за исключением случаев, установленных в ч.ч.3, 4 ст.11 ВК РФ).

К примеру, в силу ч.4 ст.11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами (их частями) предоставляется без проведения аукциона в случае использования водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта в соответствии с законодательством РФ в области внутреннего водного транспорта, торгового мореплавания и законодательства о морских портах.

«Статья 11. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;*

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;*

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 12. Договор водопользования

1. По договору водопользования одна сторона – исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне – водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Статья 13. Содержание договора водопользования

1. Договор водопользования должен содержать:

1) сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование;

2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса;

3) срок действия договора водопользования;

4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы;

5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью;

6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

2. Договор водопользования наряду с условиями, указанными в части 1 настоящей статьи, может содержать иные условия по соглашению сторон этого договора.

3. К договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Статья 14. Срок договора водопользования

1. Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

2. Договор водопользования, заключенный на срок, превышающий установленный частью 1 настоящей статьи срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку договора водопользования.

Статья 15. Преимущественное право водопользователя на заключение договора водопользования на новый срок

1. Водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

2. При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон этого договора.

3. В случае, если водопользователь получил от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления отказ в заключении договора водопользования на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора водопользования такой договор был заключен с другим лицом, водопользователь по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор водопользования, или только возмещения таких убытков.

Статья 16. Случаи и порядок заключения договора водопользования по результатам аукциона или без проведения аукциона

1. Договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи

2. Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса.*

3. Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.7

4. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее официальный сайт в сети “Интернет”). До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети “Интернет” извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.3

5. Не допускается заключение договора водопользования по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан несостоявшимся, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети “Интернет”.

6. При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается изменение условий аукциона на основании соглашения сторон этого договора или в одностороннем порядке».

Источники:
http://znaybiz.ru/ecology/otchetnosti/dogovor-vodopolzovaniya.html
http://jurist-dolina.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
http://www.profiz.ru/eco/2_2013/dogovor_polz/
http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=22600
http://ecobez.ru/uslugi-predprijatii/dogovor-vodopolzovanija/
http://www.law.ru/question/74656-dogovor-vodopolzovaniya-akvatoriey
http://nalog-nalog.ru/statistika/poryadok_i_obrazec_zapolneniya_formy_2tp_vodhoz_nyuansy/

Ссылка на основную публикацию