Что устанавливает норматив образования отходов

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Работа предприятий тесно связана с образованием отходов. В соответствии с правовыми нормами, крупные предприятия обязаны оформлять ПНООЛР. Это отчетный документ, в котором определяют объем получаемого мусора, который отправляется на полигон. Отсутствие ПНООЛР либо неправильное оформление такого документа – грубое нарушение, за которое руководству грозит административное наказание.

Что такое образование отходов?

Правила обращения с мусором разной степени опасности рассматриваются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». Нормы, прописанные в этом законе, направлены на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, снижение объемов загрязнений окружающей среды, увеличение доли сырья для вторичной переработки.

Под формированием ТБО понимают получение остаточного сырья во время технологических процессов производства. Сырьевые остатки – неиспользованные материалы, сырье, применяющееся в главном либо второстепенных производственных циклах.

Отходами называются материалы и вещества, утратившие изначальные качества и свойства. На больших предприятиях существуют энергетические выбросы – остаточные продукты конкретных видов энергетических ресурсов.

Остаточное сырье – естественное побочное явление, возникающее при работе с материалам, зданиями, техническим оборудованием. Для утилизации требуется грамотная отчетность об образовании мусора, так как определяет степень опасности остатков и способ обращения с ними. Мусор устраняют путем захоронения, переработки, утилизации, ликвидации опасных элементов.

Разработка проекта ПНООЛР

Необходимость отчета об образовании отходов регламентируется несколькими правовыми актами. В отчетной документации отражается лимит на размещение отходов, который определяется путем инвентаризации источников. Процедуры реализуются в строгом соответствии с установленным порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, расшифровка ПНООЛР следующая: проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение. Приказом Минприроды РФ №34446 (от 24 октября 2014), проект подлежит разработке на каждом предприятии крупного бизнеса. Главным нормативным документом выступает и ФЗ № 89. В соответствии с этим законом, предприниматели обязаны разрабатывать ПНООЛР для снижения объема образующегося мусора.

  • Общие сведения о предприятии
  • Информация о проводимых на предприятии работах
  • Среднегодовые нормативы формирования остаточного сырья (расчеты и обоснования)
  • Сведения о местах, на которых размещают ТБО
  • Информация об применяемых методах хранения, уничтожения и средствах переработки остатков

Проект дополняется приложениями, схемами и вспомогательными документами по усмотрению руководства. Оформление документации рекомендуют начинать за 6-8 месяцев до даты предполагаемой проверки. Это снижает риск штрафов за несвоевременную подготовку ПНООЛР.

Схема разработки пноолр на 5 лет

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Расчет норматива образования осуществляется для определения того, сколько мусора получится за отдельный период времени в процессе работы предприятия. Производят расчет норматива среднедневного или месячного. В остальных случаях определяется годовой норматив образования отходов. Показатель рассчитывают с учетом материально-сырьевой базы, объемов ТБО с одной единицы товара.

Главный документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – приказ Минприроды №50 (от 25.02.2010). В нем устанавливаются требования к подготовке и предоставлению материалов и документов для утверждения предельного допустимого объема ТБО конкретного вида.

Проект разрабатывается для остаточного сырья незначительного класса опасности. Обращение с радиоактивными, биологическими, фармакохимическими веществами не регулируется представленным нормативным актом.

Инвентаризация источников образования отходов

Представленная операция предусматривает ряд процедур, которые направлены на оценку количества образующихся отходов. Поставленная цель реализуется путем выявления каждого источника остаточного сырья и составления соответствующей отчетности.

Предусмотрен следующий порядок инвентаризации источников образования отходов:

  • Изучение структуры организации
  • Выявление отходообразующих видов деятельности
  • Определение материалов, веществ, изделий, которые, из-за технологических процессов, утрачивают свойства и превращаются в мусор
  • Идентификация остаточного сырья на основе действующей системы классификации
  • Оформление инвентаризационной ведомости

В соответствии с правилами эксплуатации предприятий, которые описываются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», инвентаризация отходов проводится систематически – 1 раз в 3 года. В установленных законом случаях (изменение технологического процесса, сырья, оборудования) возможно перенесение сроков.

По результатам инвентаризации определяют годовой норматив. Он рассчитывается для каждого вида ТБО вне зависимости от класса опасности.

Способы расчета нормативов образования отходов

Методика расчета объемов образования отходов зависит от специфики конкретного предприятия. Рекомендуют рассчитать 2 норматива: среднегодовой, и на 1 единицу готового товара либо услуги.

Способы расчета нормативов образования отходов:

  • По материально-сырьевому балансу
  • По удельному показателю образования отходов (с применением отраслевых справочников и сборников удельных значений)
  • Пор расчетно-аналитическому методу на основе конструкторско-технологической документации
  • По фактическим объемам формирования остаточного сырья
  • На основе опытных измерений, которые проводятся в производственных условиях

Способ расчета подбирается индивидуально для каждого предприятия, учитывая технологические процессы, характер применяемого сырья. Обычно применяется методика расчета по материально-сырьевому балансу, так как этим способом определяют нормативы в случае, если на производстве одновременно задействуют несколько видов сырья.

После расчета оформляется заявление об утверждении рассчитанных в ПНООЛР нормативов. Если документ оформлен правильно, руководство должно оплатить государственную пошлину. Затем предприятие получит сертификат об утверждении нормативов. Проверка занимает до 30 рабочих дней с момента подачи заявления и ПНООЛР.Штраф за отсутствие проекта – от 190 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Оформление ПНООЛР обязательно для каждого предприятия. Отчетный документ составляется на 5 лет и необходим для уменьшения объемов мусора, образующегося в результате производственных и хозяйственных процессов. В проекте отражаются лимиты на образование, размещение остаточного сырья, которые утверждаются Росприроднадзором. За отсутствие проектной документации руководству грозит административная ответственность в виде крупного штрафа.

НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое “НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ” в других словарях:

НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции ( закон Об отходах производства и потребления . ) EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности.… … Экологический словарь

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;. Источник: Федеральный закон от 24.06.1998 N 89 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об отходах производства и потребления (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.09.2012) … Официальная терминология

норматив образования отходов — Экономический или технический показатель, значение которого ограничивает количество отходов конкретного вида, образующихся в определенном месте при указываемых условиях в течение установленного интервала времени. [ГОСТ 30772 2001] норматив… … Справочник технического переводчика

Норматив образования отходов — – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. [Федеральный закон Российской Федерации № 89 ФЗ от 24.06.98 “Об отходах производства и потребления”.] Рубрика термина: Отходы производства… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции … Юридическая энциклопедия

норматив образования отходов — 5.4 норматив образования отходов: Экономический или технический показатель, значение которого ограничивает количество отходов конкретного вида, образующихся в определенном месте при указываемых условиях в течение установленного интервала времени … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Норматив образования отходов — 1) инструмент нормирования в области обращения с отходами (см. также Лимиты на размещение отходов); 2) установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; Н.о.о. устанавливается в целях обеспечения охраны… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ НОРМАТИВ — НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ … Юридическая энциклопедия

ОТХОДОВ НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ — НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ … Юридическая энциклопедия

Норматив — Количественная характеристика показателя, устанавливающая величину ожидаемых результатов работ, либо планируемый уровень расходования (использования) ресурсов в типовых организационно технических условиях проведения работ Источник: МД 3.02 2000:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Что устанавливает норматив образования отходов

В процессе осуществления деятельности предприятия сталкиваются с возникновением отходов. Они, как правило, оказывают негативное влияние на окружающую среду и здоровье живых организмов.

Во избежание загрязнения природы правительство разрабатывает всевозможные законы и акты, регулирующие нормы и отклонения. Особого внимания заслуживает норматив, установленный для возникновения отходов. Каким он является, и чем регулируется?

Что определяет и устанавливает норматив

Образование отходов и их дальнейшее распределение – основная задача, стоящая не только перед организациями, но и перед государственными структурами. В ст. 22 ФЗ №7 от 10 января 2002 года речь идет о нормативных значениях возникновения остатков производственной деятельности. В ней указано, что для предотвращения негативного влияния на ОС устанавливается определенный перечень норм:

  • по выделению отходов;
  • по выбросу веществ, способствующих загрязнению ОС;
  • по транспортированию остатков;
  • по их размещению;
  • по передаче другим организациям.

В п. 3 речь идет о том, что превышение установленных норм чревато несением административной ответственности, установленной в нормах действующего законодательства. В ФЗ №89, в свою очередь, сказано, что под лимитом на размещение отходов принято понимать предельно допустимый объем веществ конкретного типа, которые допустимы к размещению на установленный отрезок времени на определенной территории.

Более детальное определение рассматриваемого термина представлено в Приказе Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50. В нем указано, что норматив образования отходов выступает в качестве инструментов определения количеств отходов, которые ожидаются при осуществлении конкретных видов деятельности.

В этой же законодательной норме прописан порядок разработки и утверждения норм и лимитов. Эти показатели принимаются во внимание в процессе оформления технического отчета, составление которого производится на базе актов, накладных, счетов-фактур.

Нормативно-правовая регламентация

В законодательстве разработано несколько регламентов, регулирующих нормальные и ненормальные значения.

  1. ФЗ №7 от 10 января 2002 года. В п. 1 ст. 24 говорится, что установление этих значений производится для предотвращения негативного влияния на окружающую среду. В п. 2 речь идет о необходимости уплаты государственной пошлины при получении разрешения на выброс отходов.
  2. ФЗ №89 от 24 июня 1998 года. В п. 5 ст. 18 указано, что в случае нарушения нормативов возникновения отходов, а также лимитов на размещение есть определенные ограничения. При переходе за их рамки деятельность субъектов, допускающих нарушения, может приостанавливаться или прекращаться.

Это основные нормативно-правовые акты, применяемые на практике. Их перечень является более внушительным.

Разъяснения нормативов и лимитов отходов представлены ниже на видео.

Особенности составления нормативов

Жизнедеятельность современного человека сопряжена с образованием большого количества отходов бытового и производственного характера. Для регулирования их количества составлен специальный норматив. Его структура включает в себя следующие элементы:

  • разновидность используемого сырьевого ресурса;
  • дистанция для транспортирования;
  • площадь убираемой территории;
  • параметры, полученные от коммунальных предприятий;
  • территориальное размещение социальных структур.

Принципы государственных учреждений

В процессе оформления этих документов правительственная сторона придерживается следующих принципов:

  • обеспечение охраны человеческой жизни и здоровья;
  • поддержание благополучия города с экологической точки зрения;
  • сохранение биологического изобилия в животном и растительном мире;
  • научное обоснование параметров экологии и экономии;
  • разработка прогрессивных технологий производства, подразумевающего отсутствие отходов;
  • внедрение современных методов экономического регламентирования;
  • информационное освещение новых норм законодательства в области определения норм;
  • сотрудничество с другими организациями на международном уровне.

Это основополагающие моменты, на которые опирается государство в процессе разработки нормативно-правовых актов.

Способы расчета нормативов

Определение значений нормативов может осуществляться несколькими способами.

По материально-сырьевому балансу

Данная методика предполагает, что расчетные операции осуществляются на основании информации о фактическом расходовании материалов. Инженер-эколог, на которого возложена ответственность по выполнению этих работ, создает запрос на получение технологических карт, регламентов, в которых отображаются расходы сырьевых ресурсов, сведения о количестве остатков. Этот способ является наиболее распространенным в связи с его простотой и доступностью.

По удельно-отраслевым нормативам образования отходов

Для применения этого способа используется несколько справочников. В частности, «санитарная очистка …», «утилизация твердых отходов». Важную роль играют методические рекомендации по определению нормативных значений. Количество образованного отхода можно определить с использованием следующей формулы:

  • М — количество образующегося отхода;
  • S – площадь покрытий твердого типа;
  • m – удельный норматив.

Аналитический

Данную методику принято использовать в случае присутствия конструкторско-технологических документов – карточек, рецептов, чертежей и схем. В общем порядке расчетные мероприятия осуществляются по следующему равенству:

  • N – норматив расхода сырьевого ресурса на единицу продукции, выражается в тоннах;
  • Р – расходный показатель сырья или материалов;
  • НП – неизбежные затраты в ходе производственного процесса.

Для определения норматива принято применять следующую формулу:

  • QC – объем сырья, которое использовалось;
  • HO – норма образования отхода, найденная в предыдущем равенстве.

Экспериментальный

Нормы образования отходов в данном случае определяются на базе организации опытных измерений в условиях производственного процесса. Способ применяется редко, поскольку включает в себя сложные расчеты аналитического характера.

По фактическим объемам образования отходов

По-другому этот метод называется статистическим. Он является наиболее распространенным. При его использовании нормативы определяются на базе статистических сведений, как минимум, за три года.

Происходит сбор данных об образовании остатков, а затем полученная сумма делится на три. Фактические данные могут регулироваться после принятия ряда мер, связанных со снижением материалоемкости производимых продуктов. Расчет производится по формуле:

  • НО – это норматив;
  • Q – среднегодовой расход сырьевого ресурса.

Для определения нормы используется равенство, представленное суммой отходов, разделенных на количество лет, относящихся к конкретному периоду.

Превышение нормативов и последствия от этого

Основной регламент по данному вопросу – КоАП РФ. В ст. 8.2 указано, что нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических норм чревато несением ответственности.

Примеры нормативов

На законодательном уровне разработан специальный классификационный каталог. Это систематизированный список отходов, оформляемый на базе ключевых признаков.

Все остатки в нем разделены на несколько групп, исходя из источников происхождения. Они могут быть органическими, минеральными, химическими и коммунальными.

  1. Органические элементы имеют растительное, животное происхождение.
  2. Минеральные остатки представлены сырьем предприятий горнорудного типа.
  3. Химический мусор – это преимущественно побочный продукт синтеза.
  4. А коммунальные отходы образуются в нежилых и социальных объектах.

В каталоге принято использовать кодирование с 13 знаками. Некоторые цифры отображают состояние отходов, а некоторые – их вид и степень опасности. По уровню угрозы они могут быть токсическими, пожароопасными, взрывоопасными, неопасными.

Медицинские отходы

Ориентировочные значения зависят от профиля учреждения, его структуры, возможностей технического и финансового характера, уровня благоустройства постройки. Для стационарных ЛПУ это 1,1-1,3 кг. на койку, для амбулаторных – 145 г. в рамках одного посещения.

В санаториях допустимо 460 г. на койку в одни сутки, а в фармацевтических пунктах – 130 г.

Коммунальные

Эти нормы различны, но самыми распространенными являются следующие значения:

  • для домов с множеством квартир – 23 кг. в месяц и 279 – в год;
  • для частных построек жилого типа – 28,9 в месяц и 347,7 в год.

Все показатели рассчитаны при учете проживания одного человека.

ТБО от жилых зданий и объектов социальной сферы

Нормативная база распространяется на следующие виды отходов:

  • остатки пищевых продуктов;
  • осколки кухонных принадлежностей;
  • элементы мебельных конструкций;
  • одежда, обувь, текстиль;
  • детали из металла;
  • мусор строительного типа.

В дополнение к этому производится расчет норм на мебель, приборы сантехники, части кустов и деревьев, опавшие листья, отходы домашнего скота.

Дополнительная информация по нормативам образования отходов представлена ниже на видео.

Лимиты и нормативы на образование и размещение отхода

В соответствии с приказом Минприроды РФ № 349 от 24.10.2014 г. все обрабатывающие предприятия обязаны разрабатывать лимит образования отходов и норматив образования отходов и контролировать его соблюдение. Необходимость данного акта обоснована снижением нагрузки на окружающую среду, которая возникает из-за образования побочных продуктов производства в виде газов, жидкостей, твердых органических и химических веществ.

Что такое «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Классификационный каталог для составления нормативов на отдельные виды отходов представляет собой научно обоснованный перечень веществ, относящихся к категории 1-4 класса, нормы их производства и возможные способы утилизации.

На основании данного акта каждому объекту хозяйственной деятельности выдается список следующего содержания:

  1. Перечень побочных продуктов, образующихся во время производства.
  2. Годовая норма их создания.
  3. Объекты для утилизации и лимиты вывоза.

Данный документ проходит согласование в региональном подразделении Росприроднадзора или в органе местного самоуправления, где в штате есть сотрудник, отвечающий за сектор охраны окружающей среды. Срок действия документа составляет 5 лет.

Наличие и соблюдение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение создает условия для стабильной деятельности предприятия без применения штрафных санкций и приостановления работы. Руководитель организации точно знает, сколько мусора оно сможет произвести, чем и куда его можно вывести.

Расчетные единицы для лимитов на образование отходов

Лимиты на образование и размещение отходов определяются в расчетных единицах, в которых измеряются побочные продукты производства и услуги по их дальнейшей утилизации. Объем вторичного сырья определяется в годовом объеме деятельности предприятия.

Так, при составлении нормативного документа специалисты оперируют такими категориями:

  • Количество (ед, шт) — если отходы измеряются в штуках.
  • Расстояние (км) — при самостоятельной перевозке мусора.
  • Площадь (м², га) — при размещении отходов на специально отведенной и подготовленной территории.
  • Человек (чел) — определение потребности в людских ресурсах.
  • Место (ж/п, ном) — аренда жилплощади, проживание в гостиничных номерах.

Проект норматива отходов состоит из таких разделов:

  1. Общее описание предприятия.
  2. Сведения о технологии производства и выпускаемой продукции.
  3. Ориентировочное количество создаваемых за календарный год отходов (с математическим обоснованием).
  4. Информация о местах складирования побочных продуктов.
  5. Расчет объемов и сроков передачи отходов в другие организации с целью их размещения, переработки или утилизации.
  6. Сведения о собственных мощностях по обращению с вторсырьем.
  7. Предложения по годовому объему лимитов на размещение отходов.

К документу прикладываются справки по годовому обороту материально-сырьевых ресурсов, копии контрактов на передачу опасных отходов смежникам и схемы площадей для размещения и переработки вторсырья.

Способы расчета нормативов образования отходов

Лимиты на размещение отходов рассчитываются по методическим рекомендациям, введенным в действие приказом Минприроды N 349 от 05.08.2014 г.

При составлении документа применяются следующие методы расчета лимитов на отходы.

  1. По материально-сырьевому балансу. Используется в тех случаях, когда на предприятии перерабатывается несколько видов сырья и выпускаются товары по разным технологиям.
  2. Расчетно-аналитический. Применяется, когда в производстве используются технологические карты с четко прописанным количеством побочных продуктов от каждого изделия (объема, массы).
  3. По фактическим объемам образования отходов. В расчет берутся статистические данные за период 3 года и более. Применяется только на предприятиях, которые долго специализируются на конкретном виде производства.
  4. По удельным отраслевым нормативам образования отходов. Данные получаются на основании принятых в отрасли промышленности норм, согласованных в заинтересованных государственных структурах.

Расчеты оформляются в виде таблиц с приложениями и ссылками на регламентирующие документы, результаты экспертиз и экспериментов, статистические и учетные данные. Таблицы прикладываются к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Обращение без размещения

Расчеты на нормы отходов подаются в том случае, если предприятие осуществляет их сбор и накопление, переработку и утилизацию.

Основанием для подачи предложений по лимитам на побочные продукты являются такие действия, которые проводятся, минуя стадию размещения:

  1. Хранение вторсырья на площадях предприятиях на срок меньше 11 месяцев.
  2. Проведение мероприятий по обезвреживанию опасных веществ сразу после их образования.
  3. Компостирование с последующей переработкой в безопасные продукты 5 класса.
  4. Использование вторсырья повторно, для получения товаров по другой технологии или разборка их на безопасные составляющие.
  5. Загрузка и транспортировка непосредственно из производственного цеха (площадки).
  6. Уничтожение путем сжигания, растворения или плавления.

Если утилизация сопровождается вредными выбросами, в том числе автомобильными выхлопами, то предприятие разрабатывает полный перечень документов, предусмотренных Методическими рекомендациями.

Аннулирование утвержденных лимитов на размещение отходов

Аннулирование действия нормативного документа на утилизацию отходов проводится в следующих случаях:

  1. Недостоверная информация. Искусственное занижение объемов побочной продукции и класса ее опасности.
  2. Неточности и ошибки в бумагах. Неправильно проведенные расчеты и обоснования, которые можно толковать двояко.
  3. Отсутствие документации или истечения ее срока на объекты недвижимости, автотранспорт и специальное оборудование, которые заявлены в качестве средств утилизации.
  4. Включение в цикл производства веществ и объектов, надзор за которыми входит в компетенцию государственного экологического надзора.
  5. Изменение профиля или технологии производства, связанное с увеличением объема вторсырья или повышения класса его опасности.
  6. Превышение объемов производимой побочной продукции, что привело к переполнению мест размещения или заявленных сроков хранения.
  7. Окончание срока действия удостоверений рабочих, допущенных к проведению опасных работ с вредными веществами. Отсутствие по любым причинам квалифицированного персонала.
  8. Несоблюдение регламента охраны окружающей среды, что выразилось в нарушении правил сбора, переработки, обезвреживания и уничтожения опасных веществ.

Для рассмотрения повторного расчета органам Росприроднадзора дается 30 дней. Еще 7 дней отводится на подготовку и выдачу соискателю утвержденных ПННОЛР.

Ответственность за нарушение требований экологического законодательства

Нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических норм при проведении сбора, сортировки, обезвреживании, перевозки, захоронения и уничтожения отходов 1-4 класса ведет к привлечению виновных к дисциплинарной, материальной и административной ответственности. В случае когда действия (бездействие) ответственных лиц повлекли за собой тяжелые последствия, наступает уголовная ответственность.

На граждан может быть наложен штраф в размере 3-5 МРОТ, должностные лица должны заплатить 5-10 МРОТ, а предприятие 50-100 МРОТ. При повторных нарушениях размер штрафа увеличивается сначала в 5, а затем в 25 раз до 250 тыс. руб. с последующей остановкой деятельности предприятия на срок до 90 дней.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (2 видео)


Запрещено ли превышать норматив образования отходов

Вопрос

Запрещено ли превышать «норматив образования отходов, осредненный за год», указанный в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по отходам, которые НЕ передаются на размещение?

Ответ

С 1 января 2020 года статья 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложена в новой редакции, согласно которой «8. За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Таким образом, при превышении нормативов образования отходов (при этом отмечу, что это относиться только к объектам I и II категории, так как для ОНВ III и IV категории НООЛР не разрабатываются) к хозяйствующему субъекту не должна применяться статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» КоАП РФ.

Однако в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении в области охраны окружающей среды может быть вынесено в течении одного года со дня совершения административного правонарушения. При этом согласно пункту 9 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в редакции до 1 января 2020 года при нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, могла быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.

Правда, учитывая положения пунктом 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России № 50 (редакция от 25.07.2014) НООЛР разрабатываются на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Таким образом, нормативы образования отходов носят предположительный характер, устанавливают ожидаемое количество образующихся отходов и утверждаются для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Поэтому привлечение к ответственности в случае превышения нормативов образования отходов, которые не подлежат размещению, является спорным.

Поэтому, если вдруг по результатам рассмотрения статистической формы 2-ТП (отходы) или при предоставлении технического отчета было выявлено превышение указанных в прикрепленном файле нормативов образования отходов и надзорный орган пытается привлечь вас к ответственности, то вы не безосновательно можете это оспорить.

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

В наше время многие задумываются над тем, что влечет за собой слишком активное образование выбросов, вследствие чего появилась масса различных мнений и прецедентов. Именно по этой причине практически в каждой стране разработаны специализированные нормативы образования отходов, призванные урегулировать их возникновение.

Обращение с выбросами, наверное, представляет собой наиболее серьезную проблему преимущественного большинства специалистов, работающих на тех или иных предприятиях. Данная сфера промышленной экологии считается одной из наиболее проблематичных, потому что, несмотря на то, что процесс образования и последующая судьба всех этих веществ предельно ясна, действующее законодательство, устанавливающие нормативы образования отходов, оказывается достаточно обширным и запутанным.

В 2008 году правительство установило некоторые поправки, освободив современные предприятия, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, от потребности проведения достаточно трудоемкой и затратной в плане ресурсов разработки проектов и ограничений. Сегодня они должны представлять сведения о фактическом возникновении, а также используемых технологиях обращения с отходами в качестве отчета каждый год.

Для таких компаний просто не существует такого понятия, как «нормативы образования отходов». Вместо этого они просто вносят определенную плату за то, что их выбросы действуют негативно на окружающую среду, но при этом все они должны в обязательном порядке размещаться на специализированных полигонах.

В то же время крупные предприятия и целый ряд юридических лиц, не попадающих под категорию малого или же среднего бизнеса, все так же должны в обязательном порядке заниматься разработкой проекта НООЛР, а также должны учитывать нормативы образования отходов, которые определяются этим проектом.

Чтобы более подробно разобраться в этом вопросе, следует детально рассмотреть законодательную базу и в первую очередь определиться с тем, что же представляют собой нормативы и возможные лимиты.

Что это?

Как гласит действующее законодательство, для того чтобы предотвратить негативное воздействие на нашу окружающую среду со стороны хозяйственной или же какой-нибудь другой деятельности, как физические, так и юридические лица должны в обязательном порядке вести свою работу в соответствии с нормативами допустимого воздействия, в число которых также входят нормативы образования отходов и установленные ограничения на их содержание.

В том случае, если компания превышает установленные нормативы, то в зависимости от того, какой впоследствии этого был причинен вред окружающей среде, она должна будет нести ответственность по законодательству. Таким образом, разработка нормативов образования отходов осуществляется для регулировки воздействия на природу, а их превышение является прямым основанием для контролирующих органов, чтобы данное предприятие было привлечено к ответственности.

Понятия

Нормативы представляют собой установленный объем отходов того или иного вида в процессе производства одной единицы продукции. Лимит же является максимально допустимым количеством тех или иных веществ, которые могут быть размещены определенным способом на указанный срок в объектах, учитывая экологическую обстановку на этой территории.

Лимит представляет собой то допустимое количество отбросов, которое может скапливаться предприятием для последующей передачи на специализированный лицензированный полигон или же какой-нибудь другой объект длительного хранения подобных веществ.

Данный показатель устанавливается в соответствии с тем, насколько вместимым является накопитель на предприятии, а также какой максимальный срок скопления предусмотрен до его транспортировки на размещение или же какой-либо другой вид утилизации. Также здесь учитываются те правила, которые были установлены, когда осуществлялась разработка нормативов образования отходов. Именно поэтому их определение требует пристального внимания.

Однако стоит отметить, что это только одна точка зрения на довольно размытое понятие «лимит на размещение отходов». Другая же предусматривает, что данный термин касается только их хранения или утилизации на специализированных объектах и при этом никоим образом не относится к накоплению этих веществ непосредственно на территории производственного предприятия. В конечном итоге максимальное накопление может быть регламентировано только отдельным разделом проекта НООЛР, вследствие чего уже производится расчет нормативов образования отходов производства.

Позиция законодательства

Наиболее конкретное определение можно увидеть в действующем порядке разработки таких документов, который установлен законодательством. В данном порядке говорится, что нормативы образования отходов предназначены для того, чтобы определить ожидаемые количества веществ тех или иных видов, учитывая планируемые объемы производства той или иной продукции, а также оказания услуг и выполняемых работ.

Порядок разработки, а также расчет нормативов образования отходов производства предусматривает определенные требования к подготовке и дальнейшему представлению документов и различных материалов для утверждения максимально допустимых объемов отбросов того или иного вида, направляемых на дальнейшее размещение в определенных объектах. При этом данная процедура обязательно должна проводиться в соответствии с экологической обстановкой на той территории, где эти объекты располагаются.

Данное определение полностью соответствует определению лимита на содержание, которое устанавливается Федеральным законом № 89-Ф3. Учитывая это, расчет нормативов образования отходов в соответствии с проектом НООЛР предусматривает использование именно лимита на размещение, а не норматива их образования, и только нарушение лимита можно рассматривать в качестве административного правонарушения.

Особенности законов

В соответствии с пунктом 11 Порядка нормативы должны утверждаться на пять лет при условии того, что в дальнейшем ежегодно будет проводиться подтверждение со стороны частных предпринимателей или каких-либо юридических лиц неизменности используемого производственного процесса, а также применяемого сырья в виде отчета. Данный отчет должен учитывать расчет нормативов образования отходов и разрабатываться в полном соответствии с теми методическими указаниями, которые установлены в пункте 4 Порядка, а сам он должен представляться в уведомительном порядке в местные органы Росприроднадзора, которыми осуществлялось утверждение используемых нормативов.

Как составляется и учитывается отчет?

Данный технический отчет должен базироваться на бухгалтерских документах, подтверждающих работу с подобными веществами. Различные контролирующие госорганы могут видеть в отчете предельно четкую картину образования и дальнейшей работы с отбросами на предприятии, причем стоит отметить, что по предоставленным бухгалтерским документам можно определить, были ли нарушены нормативы образования отходов производства, но при этом он никак не указывает на превышение лимитов, так как сам по себе отчет не может предоставлять какие-либо сведения об установленных лимитах.

Если разработка проекта проводилась в полном соответствии с установленными законодательством Методическими указаниями, то в таком случае в нем обязательно должны будут присутствовать установленные нормативы, которые будут предельно приближены к реальным условиям. К сожалению, достаточно часто расчетные нормативы образования отходов производства могут ошибаться, и уже в первый год работы компании по новому проекту оказывается, что по факту общее образование значительно превышает те показатели, которые были рассчитаны ранее.

Как действовать в такой ситуации?

Природопользователи прекрасно знают о том, что грозит в том случае, если установленные НООЛР будут отсутствовать: в процессе проведения расчета квартальной оплаты за НВОС то количество отбросов, которое размещено на данный момент на полигоне, будет умножено на коэффициент 5. Причем если нормативы образования отходов производства превышены, если обращение с ними не предусматривает их хранение или же захоронение, но при этом весь объем был своевременно без чрезмерного накопления передан лицензированным компаниям, плата за них не увеличивается. Если же говорить более точно, то эта плата не взимается вообще.

Такой коэффициент используется также и в том случае, если присутствует разработанный проект нормативов образования и лимитов размещения отходов, но в определенном отчетном периоде присутствует превышенное количество веществ по сравнению с тем, которое устанавливается этими документами.

Непредвиденные расходы по установленным платежам за НВОС являются, конечно же, не самыми приятными, однако не все знают, есть ли еще какие-то проблемы, которые влечет за собой сверхнормативное образование отходов.

Прочие последствия

В случае если будут нарушены нормативы образования отходов производства, а также будут превышены лимиты на их размещение, деятельность частных предпринимателей или же юридических лиц в сфере обращения с отбросов компетентными органами может ограничиваться, приостанавливаться или же прекращаться в том порядке, который предусматривается действующим законодательством. Срок здесь также зависит от того, к какой группе принадлежит нарушитель.

Таким образом, одной из наиболее распространенных санкций, которые могут использоваться по отношению к предприятиям, нарушающим нормативы образования отходов, является полная остановка деятельности в сфере обращения с подобными веществами (сюда входит также накопление и размещение), что фактически говорит о том, что вся работа предприятия останавливается, ведь компания не может работать, не образуя их.

Санитарно-эпидемиологические требования

В том случае, если предприятие или физическое лицо не соблюдает какие-либо экологические или санитарно-эпидемиологические требования, на него накладывается административный штраф, который колеблется в зависимости от того, к какой группе принадлежит нарушитель:

  • граждане – 1000-2000 рублей;
  • должностные лица 10000-30000 рублей;
  • лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, не имея образования юридического лица – 30000-50000 рублей;
  • юридические лица – 100000-250000 рублей или же полная остановка деятельности предприятия на срок до 90 дней.

Стоит отметить тот факт, что в данный перечень действий не входит норматив образования отхода. Если компания в установленный срок накопила определенное количество веществ, которое превышает границы, установленные проектом НООЛР, вследствие чего разместила их на полигоне, то в таком случае к ней уже может использоваться данная статья. Однако здравый смысл говорит о том, что в основном превышение норм в преимущественном большинстве случаев приводит также и к нарушению указанных лимитов.

Обращение без размещения

Норматив образования отхода, при работе с которым не подразумевается размещение, имеет массу особенностей. В данном случае многие часто задумываются о том, есть ли у предприятия право на то, чтобы превышать, к примеру, нормативы образования отработанных аккумуляторов или же люминесцентных ламп в том случае, если эти отбросы будут предаваться в руки лицензированных компаний, что позволит избежать возможного превышения воздействия на окружающую среду.

Действующее законодательство, по которому определяется норматив и лимит образования отходов, не дает какого-то четкого ответа, однако существует судебная практика решения подобных споров, которая говорит о том, что в преимущественном большинстве случаев предприятие все-таки признается виновным.

Что происходит на практике?

Гораздо чаще случается так, что компаниям предъявляется именно нарушение лимитов на размещение, причем достаточно сложно будет предъявить конкретные доказательства того, что это превышение действительно было допущено. Ведь если инспектор, который проверяет нормативы образования и размещения отходов, увидит на территории предприятия заполненный полностью контейнер, то это еще не говорит о том, что лимиты были превышены. Такое нарушение может классифицироваться также как нарушение санитарно-эпидемиологических или же каких-либо экологических требований, регулирующих обращение с подобными веществами.

Именно по этой причине чаще всего, проверяя нормативы образования и лимиты размещения отходов, инспекторы исходят из предположения, что превышение установленных норм, определенное в соответствии с изученными бухгалтерскими документами, означает и нарушение указанных лимитов. Такое предположение является вполне логичным, но не всегда законным.

В связи с этим всегда нужно грамотно составлять проект нормативов образования отходов, чтобы потом предприятие могло действовать в соответствии с ним без каких-либо нарушений.

Для чего необходим удельный показатель в производстве?

Удельные нормативы образования отходов производства и потребления необходимы для контроля количества мусора, что образуется в быту и на производствах. При расчете учитывается единица сырья или продукции. Например, во время раскроя бревен остаются опилки, которые составляют от 7 до 18% общих материалов.

Общие понятия

Удельный показатель в производстве позволяет рассчитать нормативы и получить лимиты на размещение отработанного сырья. Например, при производстве соды образуются отходы в виде сульфатного раствора или шлама, удельный показатель составляет 8,139-10,500 т/т.

Существует также показатель отходов потребления. Им обозначают, сколько их остается после использования единицы продукции. В дальнейшем остаточные материалы вторично перерабатывают или обезвреживают.

Сборник нормативов используют государственные органы для контроля негативного влияния производства на экологию. Они проверяют предприятия на соблюдение параметров, а также оценивают количество остаточного материала, образующегося в отдельных регионах.

Нормы касательно ТБО ориентировочные и в разных населенных пунктах отличаются. Их определяют также с учетом климата и уровня жизни в регионе.

Существует сборник показателей, но он не содержит описания всех возможных отходов. В нем наиболее подробно описали химическую, нефтехимическую и легкую промышленность, деревообрабатывающую отрасль. В будущем информацию планируют скорректировать и расширить перечень.

Что учитывают при расчете удельного показателя

Нормативы устанавливают с учетом:

  • количества, используемых материалов;
  • итогов инвентаризации;
  • мощности и числа объектов, которые необходимы для обеззараживания отходов;
  • эксплуатационных сроков объектов;
  • экономической целесообразности партий отходов;
  • технологий переработки;
  • предполагаемых максимально допустимых параметров негативного влияния отработанного материала;
  • экологического состояния конкретного участка.

Точное количество отходов по удельным показателям определить невозможно, так как качество сырья и технологическое обеспечение на производствах отличаются.

Если вся продукция перешла в отходы, то рассчитать параметры потребления невозможно. Это касается использованных люминесцентных ламп, аккумуляторов, гальванических элементов.

Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/18690
http://znaybiz.ru/ecology/otchetnosti/normativ-obrazovaniya-otxodov.html
http://gidpomusoru.ru/dokumenty/limit-obrazovania-othodov-i-normativ-obrazovania-othodov.html
http://news.ecoindustry.ru/2019/03/normativ-obrazovaniya-othodov/
http://businessman.ru/new-normativy-obrazovaniya-otxodov-proizvodstva-raschet-limit-i-razrabotka.html
http://musorish.ru/dlya-chego-neobhodim-udelnyy-pokazatel-v-proizvodstve/
http://www.cuopp.ru/uslugi/proektirovanie/page-17/

Ссылка на основную публикацию