Порядок проведения закупки у единственного поставщика по Федеральному закону №223

Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

Основания закупки у единственного поставщика

Когда заказчику требуется провести закупку у единственного поставщика по 223 ФЗ, определение исполнителя часто происходит через прямое приглашение заключить договор. Заказчик вправе провести процедуру, если сведения о ней есть в Положении и в Плане, которые размещены в ЕИС. В Положении также должны быть перечислены критерии выбора процедуры:

  • начальная цена ниже конкретного значения;
  • совместимая / уникальная продукция;
  • срочная потребность;
  • несостоявшаяся конкурентная процедура;
  • обязательства перед третьими лицами;
  • продукция для текущей хозяйственной деятельности;
  • ограниченный круг участников процедуры.

Порядок закупки у единственного поставщика 223 ФЗ

Потребуется выполнить три шага:

  1. Разместить в ЕИС документацию о закупке.
  2. Заключить договор.
  3. Внести информацию о сделке реестр.

На основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ заказчики обязаны размещать в ЕИС пакет документов, кроме случаев, когда начальная цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков), и, если сделка заключается с единственным поставщиком на условиях несостоявшейся конкурентной процедуры.

Пакет документов для таких сделок включает:

  • извещение;
  • закупочную документацию;
  • проект договора;
  • протокол.

Протокол должен быть опубликован в ЕИС не позднее трех дней после его подписания.

В случае, когда исполнителем является единственный поставщик 223 ФЗ, срок заключения договора устанавливается в соответствии с Положением. После подписания сведения о договоре необходимо внести в реестр в течение трех рабочих дней. Не вносится информация по сделкам, которые не размещены в ЕИС, а также, если их цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков).

Сближение практики 44-ФЗ и 223-ФЗ

15.09.2015 в Государственной думе принят в первом чтении законопроект № 821534-6 по реформированию закупок у единственного поставщика и других конкурентных процедур. Когда законопроект вступит в силу, порядок проведения конкурентных заказов по 223-ФЗ будет подробно регламентирован аналогично положениям 44-ФЗ. При этом заказывать товары, работы, услуги у единственного поставщика отдельным видам юридических лиц можно будет, если размер начальной (максимальной) цены превысит установленный кабинетом министров лимит. В этом отчетливо прослеживается сближение практики контрактной системы с коммерческими закупками.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Закупка у единственного поставщика — это неконкурентная процедура. О ее особенностях и порядке проведения читайте в материале.

Что значит закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Это процедура, которая не предполагает конкурентной борьбы между участниками, подавшими заявки, и не подразумевает рассмотрения заявок нескольких участников закупки. В положениях некоторых заказчиков также можно встретить такой термин, как безальтернативная закупка. Технически это то же самое. Такая закупка предусматривает заключение договора с конкретным поставщиком в условиях, когда конкуренция отсутствует вследствие особенностей рынка закупаемой продукции.

Когда возможна закупка у едпоставщика по 223-ФЗ

Каждый заказчик сам определяет, когда возможен выбор единственного поставщика по 223-ФЗ. В положении о закупках должен быть исчерпывающий список оснований.

Рассмотрим их на примере ГАУ «Калининградский государственный научно-исследовательский центр информационной и технической безопасности». Заказчик закупает товары, работы и услуги у единственного поставщика в следующих случаях:

  • возникла срочная потребность из-за аварии, ЧС, и использования конкретных способов нецелесообразно;
  • цена контракта менее 400 тыс. руб.,
  • проводится закупка ТРУ у субъектов естественных монополий;
  • конкурентная закупка признана несостоявшейся;
  • планируется заключение договора на посещение культурного учреждения;
  • проводится закупка услуг по обучению и повышению квалификации, аттестации работников заказчика;
  • закупаются услуги организации и участия представителей Калининградской области в выставках, форумах, семинарах, тренингах, конференциях, совещаниях, конкурсах по отраслевой специфике заказчика;
  • закупаются услуги по поставке ресурсов — электроэнергии, тепла, газа, воды;
  • планируется закупка финансовых услуг;
  • проводится закупка бензина;
  • планируется заключение договора на услуги связи, телематические услуги;
  • закупаются услуги оператора электронной торговой площадки;
  • закупаются услуги у организаций, осуществляющих хостинг и иную деятельность, связанную с организацией функционирования доменных имен и т.д.

Новые правила заключения контрактов с единственным поставщиком с 1 августа

C начала августа, а точнее с 31 июля, когда вступило в силу новое правило, заказчики получили новые возможности, чтобы заключить контракт с едпоставщиком в облегченной версии. В такие контракты теперь можно не вписывать ответственность сторон, приемку, порядок оплаты и другие обычные пункты. Читайте, какие еще льготные условия появились в контрактах с пониженными требованиями и чем вы рискуете.

Роснефть проводит безальтернативные закупки в следующих случаях:

  • продукция относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
  • на продукцию установлены регулируемые тарифы;
  • закупается электроэнергия;
  • продукция закупается в целях проведения опытно-промысловых испытаний и т.д.

Закупку у единственного поставщика этот заказчик может выбрать в двух случаях:

  • отсутствует достаточный запас продукции, требуемой для ликвидации чрезвычайных обстоятельств;
  • необходимо обеспечить защиту интересов компании в ходе судебных разбирательств.

Часто в положениях о закупках можно встретить оговорку о том, что наличие оснований для проведения закупки у единственного поставщика не является препятствием для проведения конкурентной закупки.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Закон 223-ФЗ не регламентирует порядок закупки у единственного поставщика. Правила устанавливают в положении о закупках. Часто можно встретить следующий порядок:

  • заключение договора с единственным поставщиком;
  • размещение в ЕИС извещения, документации и проекта договора.

Проводите неконкурентную процедуру только по основаниям, которые предусмотрели в положении о закупке. Если закупка не подходит ни под одно из оснований, проведите торги, иначе рискуете получить жалобу. Смотрите, как правильно внести закупки в положение, какие основания неконкурентных процедур выделить, когда нужно размещать в ЕИС извещение.

Извещение и документация о закупке носят уведомительный характер и не предполагают подачу со стороны участников закупки каких-либо заявок, документов и сведений. К ним должен прилагаться проект договора, на основе которого заключается договор с едпоставщиком.

Обоснование закупки у едпоставщика не требуется, если, конечно, заказчик не включил такое условие в положение.

Смотрите также по теме:

Реестр единственных поставщиков по 223-ФЗ

В ЕИС можно найти реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется или осваивается на территории нашей страны. Но этот реестр относится к 44-ФЗ. Аналогичного реестра по 223-ФЗ нет. Но нужно отметить, что часто заказчики сами ведут реестры квалифицированных поставщиков, которые прошли предварительный отбор.

Как производится закупка товаров и услуг у единственного поставщика по нормам 223-ФЗ?

Определение поставщика в рамках 223-ФЗ нередко происходит неконкурентным способом: через проведение закупки у единственного поставщика. Обычно исполнитель закупает товары и услуги прямым способом без конкурса, если закупка предполагается согласно разработанному положению и плану закупок.

Понятие и определение закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ

Закупка товаров у единственного поставщика – это способ закупки, в рамках которого заключается договор с конкретным поставщиком (исполнителем или подрядчиком) без рассмотрения конкурирующих предложений.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика устанавливается заказчиком в Положении о закупке (ч. 3 ст. 3 223-ФЗ). Прямая закупка без просмотра конкурирующих предложений осуществляется:

  1. Через направление предложений о заключении договора в пользу конкретного поставщика.
  2. Через принятие предложения о заключении договора от одного поставщика, исполнителя или подрядчика.

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Ситуации, при которых заказчик должен заключить договор с единственным поставщиком, в 223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, не прописаны. На практике обычно такие закупки производятся в следующих случаях:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07 .
  • при приобретении товаров и услуг у естественной монополии;
  • при закупках менее 100 или 500 тыс. р.;
  • при приобретении произведений искусства у правообладателей;
  • при аренде нежилого здания и помещения;
  • при оформлении договора;
  • при приобретении товаров и услуг в целях предупреждения ЧС;
  • при покупке услуг по повышению квалификации сотрудников;
  • при покупке образовательных услуг;
  • при оформлении банковского договора на открытие расчетного счета;
  • при выдаче банковской гарантии и пр.

В утвержденном заказчиком Положении о закупке должны быть прописаны критерии выбора закупочной процедуры и перечень случаев, когда отдается предпочтение неконкурентному способу закупки. В их числе могут значиться такие:

  1. Если начальная цена была установлена ниже определенного значения.
  2. В случае закупки совместимой и уникальной продукции.
  3. При срочной потребности.
  4. Если конкурентная процедура признана несостоявшейся.
  5. При наличии обязательств перед третьими лицами.
  6. Если продукция требуется для текущей хозяйственной деятельности.
  7. При ограниченном круге участников процедуры.

Процедура закупки у единственного поставщика имеет как свои преимущества, так и недостатки.

В число достоинств данного способа можно отнести:

  • успешный предыдущий опыт взаимодействия с поставщиком;
  • риск нарушения контракта минимален;
  • закупка производится быстрее и проще;
  • заказчик может не отвлекать ресурсы на определение поставщика и заключение контракта.

ФАС обычно уделяет большое внимание данному способу закупки, так как он чреват злоупотреблениями со стороны заказчика.

Пошаговая инструкция закупки

Решение об оформлении контракта с единственным поставщиком обычно принимает комиссия по закупкам, сформированная заказчиком. На предварительном этапе комиссии необходимо сформировать обоснование закупки у единственного поставщика и доводы о невозможности и нецелесообразности проведения конкурентной закупки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В перечень документации, которая подтверждает необходимость закупки у единственного поставщика, могут входить:

  • учредительные и правоустанавливающие документы;
  • лицензии;
  • допуски СРО;
  • сравнительный анализ цен (который обосновывает выгодность предложения поставщика);
  • сведения о существенных условиях заключаемого договора и его цене.

Порядок проведения закупочных мероприятий у единственного поставщика по 223-ФЗ включает в себя следующие этапы.

Шаг 1. Размещение закупочной документации в ЕИС.

При этом количество и общую сумму таких закупок необходимо прописать в ежемесячном отчете (по п. 2 ч. 19 ст. 4 223-ФЗ).

Пакет сведений для закупок у единственного поставщика включает (по ч. 5 ст. 4 223-ФЗ):

  1. Извещение.
  2. Проект договора.
  3. Закупочную документацию.
  4. Протокол (не позднее трех дней с момента его подписания).

Заказчик вправе разместить сведения о закупке на своем корпоративном сайте, но это не является его обязанностью. За неразмещение необходимых сведений заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа на 30-50 тыс. р.

Шаг 2. Заключение договора с единственным поставщиком.

Срок подписания договора по 223-ФЗ определяется Положением о закупке.

Шаг 3. Внесение информации о сделке в реестр.

Стоит отметить, что готовится законопроект, согласно которому закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ максимально приближаются к 44-ФЗ и жестко регламентируются.

Таким образом, закупка у единственного поставщика предполагает приобретение продукции и услуг у конкретного поставщика без проведения конкурса. Механизм приобретения работ и продукции у единственного поставщика прописывается в утвержденном заказчиком положении о закупке. Прямая закупка является быстрым и простым способом получения необходимых товаров и услуг. Она не требует длительной подготовки и существенных трат.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Письмо Минфина РФ от 23.01.2020 № 24-04-05/3393 “О размещении информации о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ”

Минфин России в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728, пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2018 № 52385), не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, по толкованию норм, терминов и понятий, не рассматривает по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Минфин России считает возможным сообщить следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлены требования к информации о закупке, подлежащей размещению в ЕИС. Так при осуществлении закупки, в ЕИС размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом № 223-ФЗ и положением о закупке, за исключением: закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом;
случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

При этом частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ также установлено, что при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная данной частью, может быть размещена заказчиком в ЕИС в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Вместе с тем часть 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ не предусматривает возможности заказчика определять в положении о закупке отдельные виды закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), информация о которых размещается либо не размещается в ЕИС, помимо установления общего требования о размещении информации обо всех таких закупках в ЕИС вне зависимости от их предмета.

Таким образом, информация о закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, при осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по общему правилу не подлежит размещению в ЕИС, за исключением, если такое размещение предусмотрено положением о закупке.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании изложенного заказчик самостоятельно принимает решение о размещении в ЕИС информации о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), исходя из всех обстоятельств, возникающих при осуществлении закупочной деятельности.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика по Федеральному закону №223

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков допустимый процент закупок у единственного поставщика (до 100 000 рублей, т.е. именно те закупки, которые не размещаются в ЕИС) от общего объема закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в течение года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Формально, если заказчик в своем положении о закупке не установил предельный объем закупок у единственного поставщика, которые он вправе осуществить в течение года, то указанный объем не ограничен.
В то же время, учитывая цели регулирования Закона N 223-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) будет обоснована, если у заказчика есть объективные причины не проводить конкурентную процедуру. В случае отсутствия объективных причин для осуществления закупки неконкурентным способом при наличии конкурентного рынка на закупаемые товары, работы, услуги действия заказчика по проведению закупок могут быть признаны ограничивающими конкуренцию.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) не содержит перечень случаев, когда закупка товаров (работ, услуг) может осуществляться у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика, далее также – контрагент). Исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, а также порядок ее подготовки и осуществления устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Закон также не ограничивает право заказчика осуществлять закупки у единственного контрагента в зависимости от цены договора, заключаемого с одним контрагентом, от общей суммы закупок, осуществляемых таким способом в течение какого-либо периода времени, а также от количества договоров, которые могут быть заключены без осуществления конкурентных закупок (смотрите в связи с этим решение ФАС России от 13.01.2017 N 17/2317/17). Отсутствуют в законодательстве и нормы, которые устанавливают допустимый процент закупок от всего объема закупок в течение года, которые заказчик имеет право осуществить неконкурентным способом.
Как отмечают судьи, проведение закупки способом закупки у единственного поставщика, с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ) (постановление Одиннадцатого ААС от 31.01.2020 N 11АП-19980/18). Поэтому формально единственным документом, ограничивающим или допускающим возможность осуществления неконкурентных закупок, является утвержденное заказчиком положение о закупке, и заказчик вправе самостоятельно решать, когда и в каких случаях осуществлять закупку у единственного поставщика. Соответственно, если заказчик в своем положении о закупке не установил предельный объем закупок у единственного поставщика*(1), которые он вправе осуществить в течение года, то указанный объем не ограничен.
Однако необходимо помнить, что одним из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупках товаров, работ и услуг, является отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 этого федерального закона). Суды подчеркивают, что действия заказчика при определении объекта закупки должны соответствовать этим целям (постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.05.2017 N Ф08-2606/17).
Согласно позиции, изложенной в п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. При этом, как отмечено в этом же пункте, указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.
Иными словами, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) будет обоснована, если у заказчика есть объективные причины не проводить конкурентную процедуру. В случае отсутствия объективных причин для осуществления закупки неконкурентным способом при наличии конкурентного рынка на закупаемые товары, работы, услуги действия заказчик могут быть признаны ограничивающими конкуренцию (решение УФАС по Омской области от 22.07.2016 N 05/06-16, решение УФАС по Омской области от 29.03.2020 N 05-04/1-19, решение УФАС по Челябинской области от 23.11.2018 N 9-03/18, решение УФАС по Пермскому краю от 02.03.2016 N 002093, постановление АС Центрального округа от 21.03.2020 N Ф10-1840/18 по делу N А62-2816/2017, постановление Восьмого ААС от 07.03.2020 N 08АП-201/19, постановление Третьего ААС от 21.07.2016 N 03АП-3481/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

29 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например:
– приказ Социального управления г. Пензы от 16.11.2018 N 98 о/д “Об утверждении типового положения о закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”;
– приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31.07.2020 N СЭД-32-01-04-91 “Об утверждении Типового положения о закупке для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”;
– приказ Республиканского агентства по государственным закупкам Республики Бурятия от 14.12.2018 N 276 “Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений Республики Бурятия, автономных учреждений Республики Бурятия, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Как произвести закупку у единственного поставщика по 223-ФЗ

Что такое прямая закупка по 223-ФЗ?

Закупка у единственного поставщика (прямая закупка) предполагает, что заказчик заключает договор с одним определенным поставщиком без конкурентных процедур.

Закупать у единственного поставщика можно двумя способами:

  • заказчик по собственной инициативе направляет определенному поставщику предложение заключить сделку;
  • заказчик получает предложение заключить сделку от конкретного поставщика и принимает его.

Когда возможна прямая закупка по 223-ФЗ

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее по тексту – Закон № 223-ФЗ)) не регламентирует напрямую закупку у единственного поставщика.

Закупка у ед. поставщика по 223-фз разрешается только, если заказчик предусмотрел этот способ закупок и порядок его реализации в своем положении о закупке (ст. 3.6 указанного ФЗ). В т.ч. таким документом определяется:

  • регламент подготовки и реализации процедуры;
  • исчерпывающий перечень ситуаций, когда можно работать без конкурентной процедуры с единственным поставщиком.

Вывод! Таким образом, заказчик в положении о закупке по собственному усмотрению определяет круг обстоятельств, когда может быть проведена закупка товаров или услуг у единственного поставщика по 223-ФЗ.

Какие условия для можно прописать в положении для осуществления закупки у единственного поставщика 223-ФЗ?

Можем рекомендовать такой перечень:

  1. Невысокая цена приобретаемой продукции. Законодатель не определяет, какую стоимость в данном случае можно считать небольшой, это регламентируется положением о закупках.
  2. Закупаемая продукция может быть предложена только одним поставщиком или только один поставщик обладает исключительными правами на нее.
  3. Имеется срочность в закупке продукции.

Важно! Определяйте основания прямой закупки таким образом, чтобы не исключить полностью конкурентные способы. Это нарушит принципы п.2 ч.1 ст. 3 закона № 223-ФЗ: равноправие, справедливость и отсутствие дискриминации участников закупки. Минэкономразвития в письме от 19.10.2015 № Д28и-3154 настаивает на соблюдении этих принципов и закупке у единственного поставщика только при наличии объективных оснований.

Рекомендуем! При подготовке соответствующего раздела о положения о закупке можно опираться также на содержание ст. 93 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 №44-ФЗ. Также полезным будет наш материал «Образец положения о закупках для ООО».

Порядок проведения закупки пошагово

Можно выделить следующие основные этапы проведения процедуры:

Подготовка к закупкам

На этом этапе заказчик получает электронную цифровую подпись, регистрируется на сайте госзакупок, разрабатывает и утверждает положение о закупках, публикует план закупок в ЕИС.

Выбор поставщика и формирование отчета о невозможности/ нецелесообразности осуществления закупки иным путем

Способы выбора поставщика при прямой закупке мы рассмотрели выше, так же как и возможные условия, при которых она может быть осуществлена. Обычно выбор поставщика оформляется решением закупочной комиссии

Публикация в ЕИС на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru документации о закупке

Публикация в ЕИС для прямой закупки необязательна. Она производится, только если прописана в положении (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Собственно заключение договора с единственным поставщиком по 223-ФЗ

Форма договора, сроки и порядок его подписания определяются положением о закупке. Больше информации по этой теме читатель сможет найти в статье «Как заключить договор согласно ФЗ-223 в 2020 году».

Если документацию было решено публиковать в ЕИС, а затем в нее вносились изменения, изменения тоже освещаются в ЕИС. Их необходимо разместить не позднее, чем через 3 дня со дня принятия решения о внесении изменений, предоставлении разъяснений (ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Отражение сведений в ЕИС о заключенном договоре

Отчет обо всех договорах с единственным поставщиком публикуется не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, раздел VIII постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908).

Если это установлено положением о закупке, в ЕИС может быть также размещена следующая информация:

  • извещение о закупке;
  • закупочная документация;
  • проект договора;
  • внесенные в документы изменения;
  • разъяснения к документам;
  • протокол закупки;
  • прочие сведения, публикация которых в ЕИС предусмотрена документами по закупке.

По собственному желанию заказчик может продублировать данную информацию на своем корпоративном сайте (ч. 7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Документы по прямой закупке в ЕИС

Законом и положением о закупке определяются форма и содержание информации, подлежащей размещению в ЕИС.

Напоминаем: для прямой закупки это правило обязательно, если только размещение таких сведений в принципе предусмотрено положением о закупке.

Например, извещение должно отражать следующие данные:

  • способ осуществления закупки;
  • сведения о заказчике;
  • предмет договора;
  • место исполнения обязательства;
  • сведения о цене сделки;
  • сроки и порядок предоставления закупочной документации;
  • иная информация, предусматриваемая положением о закупках.

Извещение может быть сформировано по имеющейся в личном кабинете заказчика в ЕИС форме.

Закупочная документация по прямой закупке обычно включает такую информацию:

  • требования к качественным и количественным параметрам товара;
  • место, условия и сроки исполнения обязательства;
  • начальная цена договора;
  • порядок формирования цены сделки;
  • порядок оплаты исполнения;
  • иные сведения, предусмотренные положением о закупке.

Итак, закупка у единственного поставщика (прямая закупка) относится к неконкурентным способам определения поставщика. Нюансы проведения такой процедуры практически не урегулированы законом и определяются заказчиком в положении о закупке.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика по Федеральному закону №223

По состоянию на 2020 год Правительством РФ создается благоприятная среда для открытой конкуренции в государственных и муниципальных закупках. Но зачастую происходят ситуации, когда нет возможности для организации торгов.

На такой случай предусмотрен регламент – Федеральный закон №223, который разрешает проводить закупки у единственного поставщика для оперативного удовлетворения нужд заказчиков.

Рассмотрим проведение закупки у единственного поставщика на основе регламентов Федерального закона №223 в данной статье.

Понятие и определение в соответствии с 223-ФЗ

Под закупкой у единственного поставщика подразумевается процедура, при которой договор заключается с конкретным исполнителем на полном отсутствии конкуренции. Порядок проведения процедуры обязан установить заказчик, опираясь на часть 3 статьи 3 ФЗ №223. Данный тип закупки может называться прямым.

Реализация прямой закупки возможна следующими этапами:

  1. Конкретному поставщику направляются предложения на реализацию продукта и заключение контракта.
  2. Исполнитель, подрядчик или поставщик принимает предложение о заключении контракта.

Выделяют следующие способы прямой закупки:

  1. Заказчик предлагает конкретному исполнителю заключить договор.
  2. Конкретный заказчик получает предложение на заключение контракта от исполнителя.

Как грамотно подготовиться к процедуре

Перед подготовкой к проведению закупки заказчик в обязательном порядке прописывает в Положении о закупке возможность проведения процедуры с участием только единственного поставщика, ее порядок, критерии, условия и перечень случаев, согласно статье 3.6 ФЗ №223.

Если рассматривать основной законодательный регламент в данном вопросе, то можно выделить только два основания для проведения такого рода закупки. Они регулируются пунктом 3 части 19 статьи 4 и частью 2 статьи 4.1 ФЗ №223. Перечислим эти основания:

  1. Проведение закупки по результатам несостоявшихся торгов с несколькими участниками.
  2. НМЦК больше 100 000 рублей для мелких и 500 000 рублей для крупных заказчиков.

Если заказчик не внес в положение информацию по возможности проведения прямой закупки, то следует либо выбрать другой возможный способ закупки, либо внести в документ соответствующие изменения. Проведение любого вида закупок должно иметь отражение в плане закупок.

Если закупки нет в плане, но провести ее можно в обязательном порядке только при возникновении аварий или чрезвычайных ситуаций.

В случае неправомерного проведения закупки, особенно если информация о ней не представлена в плане, ФАС РФ квалифицирует отсутствие информации как неразмещение. В данном случае со стороны Антимонопольной службы накладываются штрафные санкции.

Ниже представлена информация по прямой закупке согласно Федеральному закону №223.

Размещение сведений

После установления возможности проведения закупки у единственного поставщика информация по процедуре публикуется на официальном сайте zakupki.gov.ru и представлена извещением, закупочной документацией и проектом контракта.

Как проводится прямая закупка

Закупка у единственного поставщика – самый простой способ, который позволяет в короткие сроки получить необходимые товары, работы или услуги, минимизировать подготовительный этап и риски для сторон.

  1. Создание Положения о закупке, в котором в обязательном порядке прописываются условия, нюансы и основания проведения конкретной процедуры.
  2. Наличие конкретной закупки в плане на три финансовых периода.
  3. Подготовка проекта контракта и всей сопутствующей закупочной документации.
  4. Размещение всей необходимой информации в ЕИС.
  5. Заключение договора, направление сведений о нем в Реестр договоров.

Для наглядности всех этапов закупочной процедуры ниже представлена сводная таблица.

Этапы процедуры Регламентированные сроки
Создание комиссии для определения исполнителя Статья 3.2 ФЗ №223
Извещение, закупочная документация и проект контракта публикуются в ЕИС В соответствии с положением, согласно части 5 статьи 4 ФЗ №223
Внесение информации в план закупок или его изменение
Внесение изменений в извещение и прочую закупочную документацию. По истечении 3 дней с момента принятия соответствующего решения, согласно части 11 статьи 4 ФЗ №223
Публикация разъяснений по изменениям
Подача заявок по установленной заказчиком форме и выбор конкретного исполнителя
Составление протокола, ознакомление с проектом, подписание, публикация в ЕИС и реестре договоров Не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 дней с момента публикации протокола в ЕИС

К существенным минусам процедуры относят отсутствие конкуренции, из-за чего возможна реализация товаров, работ или услуг по невыгодным ценам.

Сближение практики 44-ФЗ и 223-ФЗ

Несколько лет назад Государственной думой РФ был принят в первом чтении проект о реформировании закупок у единственного поставщика, других конкурентных процедур и коммерческих закупок. Законопроект по состоянию на 2020 год не принят в силу.

Согласно возможным изменениям законодательства, порядок проведения закупок по Федеральному закону №223 будет регламентирован положениями Федерального закона №44.

Юридические лица будут иметь право заказывать определенные товары, работы и услуги только при соответствии с регламентированным на законодательном уровне лимитом. Таким образом планируется сближение практики государственного закупочной системы и коммерческих проектов.

Дополнительную информация по проведению закупок у единственного поставщика можно узнать ниже на видео.

Источники:
http://www.pro-goszakaz.ru/article/102478-qqq-19-m5-zakupka-u-edinstvennogo-postavshika-223fz
http://zakonguru.com/goszakupki/223/edinstvennui-postavsik-2.html
http://zakupki-inform.ru/223-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-223-fz/pismo-minfina-rf-ot-23-01-2019-24-04-05-3393.html
http://www.garant.ru/consult/gpurchase/1294329/
http://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/kak-proizvesti-zakupku-u-edinstvennogo-postavshika-po-223-fz/
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/zakupka-u-edinstvennogo-postavshhika-po-223-fz.html
http://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/oformlyaem-kommercheskie-predlozheniya-po-44-fz

Ссылка на основную публикацию