Электронный бюджет Минфина РФ и Федерального казначейства

Подключение к системе «Электронный бюджет»: пошаговая инструкция

Что такое электронный бюджет

Эта программа разработана с целью увеличения прозрачности и открытости основной деятельности государственных органов и ответственна за управление общественными финансами.

При помощи программы планирования ГИС «Электронный бюджет» повышается качество менеджмента госорганов посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий и создания единого информационного пространства в среде управления государственными, муниципальными, общественными финансами.

Концепция разработки создания ГИИС «Электронный бюджет» была подтверждена в РП № 1275-р от 20.07.2011. Регулирует порядок работы системы Постановление Правительства № 658 от 30.06.2015.

«Электронный бюджет», официальный сайт, при входе по сертификату — http://ssl.budgetplan.minfin.ru. Для того чтобы попасть на Единый портал бюджетной системы РФ, необходимо перейти на официальный сайт Федерального казначейства http://www.roskazna.ru/, затем выбрать вкладку «Электронный бюджет», после чего найти строку Единого портала и перейти по ссылке на http://budget.gov.ru.

Система состоит из нескольких подсистем, направленных на осуществление тех или иных целей в финансовой сфере:

  • управление закупками;
  • управление кадрами;
  • бюджетное планирование;
  • управление денежными средствами;
  • управление доходами и расходами;
  • управление нормативной справочной информацией и проч.

В программе должны зарегистрироваться и работать следующие пользователи:

  • органы государственной власти и местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды;
  • организации, являющиеся участниками бюджетного процесса и финансируемые посредством госбюджета и юридические лица, получающие денежные средства из бюджета РФ;
  • физические и иные лица — участники бюджетного процесса;
  • организации, осуществляющие закупочную деятельность по нормам 223-ФЗ.

Размещение планов-графиков производится при помощи подсистемы «Управление финансами», если заказчиком выступает РФ. БУ, АУ на федеральном и муниципальном уровне и прочие организации-заказчики формируют и публикуют планы-графики непосредственно в Единой информационной системе. Всю закупочную документацию учреждения должны дублировать в ЭБ (приказ Минфина № 173н от 29.12.2014), а затем передавать ее в ТОФК.

«Электронный бюджет» Минфина и Федерального казначейства

Вход по сертификату «Электронный бюджет» Минфин осуществляется по ссылке http://ssl.budgetplan.minfin.ru. С помощью подсистем, расположенных на сайте Минфина, осуществляют действия:

  • изучить информацию по заполнению прогнозных форм;
  • формировать государственное задание и бюджетные сметы;
  • осуществить процедуры ведения бухучета и бюджетного учета для учреждений;
  • просмотреть различные реестры и справочную информацию;
  • заполнить сведения и документацию по процедурам государственного заказа и закупочной деятельности;
  • обеспечить информационное взаимодействие;
  • создать, сохранить и направить в уполномоченный орган документацию по планированию и исполнению бюджета и о проведении контрольных мероприятий и проч.

В системе «Электронный бюджет» Федерального казначейства следующий функционал:

  • ведение сводного реестра УБП и НУБП;
  • взаимодействие с официальным сайтом www.bus.gov.ru;
  • разработка и ведение различных отраслевых перечней;
  • работа с Единым порталом бюджетной системы РФ;
  • управление закупочной деятельностью;
  • ведение учета и составление отчетности;
  • управление расходами.

Подключение и начало работы

Регламент для подключения, входа в «Электронный бюджет» (личный кабинет) и начала работы в нем закреплен в письме Минфина РФ № 21-03-04/35490 от 17.06.2016. В первую очередь, в организации должны выпустить приказ о назначении ответственных за работу в ЭБ лиц, определении сотрудников, уполномоченных на подготовку документации, размещаемой в подсистемы. В приказе необходимо утвердить обязанности каждого ответственного работника. Под распоряжением в обязательном порядке должны стоять подписи об ознакомлении каждого сотрудника с содержанием внутриорганизационного документа.

Для того чтобы начать работать, пользователю необходимо:

1. Произвести полную диагностику и подготовку автоматизированных рабочих мест к работе с ГИИС «ЭБ» в соответствии с требованиями, установленными в Приложении 1 к Порядку подключения.

2. Подготовить для каждого исполнителя квалифицированные ключи ЭЦП. Новые ключи получаются только для тех, кто ранее не работал в ЕИС. Остальные же используют ЭЦП, действующие в Единой информационной системе.

3. Установить ПО Windows Installer, все необходимые драйвера носителя информации сертификата пользователя, программы «Континент TLS Клиент» и Jinn-Client.

4. Оформить и отправить в ТОФК заявку на подключение по специальной унифицированной форме (письмо Минфина № 21-03-04/61291 от 20.10.2016). К заявке необходимо приложить приказ о назначении ответственных лиц, файлы сертификатов ЭЦП, подписанное каждым ответственным сотрудником согласие на обработку персональных данных, заявку и доверенность на получение СКЗИ по форме, утвержденной Минфином (письмо № 21-03-04/35490 от 17.06.2016).

5. Дождаться результатов проверки переданного в ТОФК пакета документов с заявкой на подключение, и, при необходимости, внести все исправления и дополнения.

6. По факту успешной проверки установить на рабочем месте СКЗИ, зарегистрировать новых исполнителей в ЕИС, установить новые сертификаты ключей ЭЦП и ввести данные по ответственным сотрудникам в систему «ЭБ» с одновременным определением ролей каждого исполнителя.

7. Подключиться к системе «Электронный бюджет», войти в личный кабинет и начать работу в нем.

Электронный бюджет Минфина РФ и Федерального казначейства

Электронный бюджет представляет интегрированную информационную систему, созданную Министерством финансов РФ для управления общественными финансами. Система регламентируется Постановлением Правительства РФ №658 от 30 июня 2015 года.

На создание и развитие проекта потрачено порядка 1,1 млрд. рублей, оно проходило в два этапа: разработка и внедрение первой очереди системы, развитие системы. По финансированию система находится в ТОП-10 самых дорогих IT-систем в государственном секторе России.

Какие цели у данной системы, архитектура и технические характеристики? Порядок регистрации и принципы работы подробно описаны ниже.

Что такое электронный бюджет

ГИС «Электронный бюджет» обеспечивает полную прозрачность, открытость и подотчетность деятельности государственных органов, повышается качество менеджмента. С помощью системы создается единое информационное поле в среде управления финансовыми средства государственного бюджета.

Официальный сайт системы — http://ssl.budgetplan.minfin.ru, вход осуществляется по сертификату. Чтобы попасть на Единый портал бюджетной системы РФ, следует перейти на официальный сайт Федерального казначейства РФ http://www.roskazna.ru/. На сайте выбирают раздел «Электронный бюджет», после находят Единый портал и переходят по ссылке на http://budget.gov.ru.

Главные принципы системы «Электронный бюджет» — это открытость и достоверность. На сайте можно ознакомиться с формулярами документов, реестрами и классификаторами, бизнес-процессами, безопасностью и юридической значимостью проекта. В рамках системы предусмотрена автоматизация следующих процессов:

  1. Бюджетное планирование.
  2. Управление закупками.
  3. Управление кадрами.
  4. Управление денежными средствами.
  5. Доходы и расходы.
  6. Государственный долг.
  7. Финансовые и нефинансовые активы.
  8. Бухгалтерский и управленческий учет.
  9. Финансовый контроль.

Архитектура ГИС «Электронный бюджет» предусматривает следующие подсистемы:

  1. Централизованные.
  2. Сервисные.
  3. Единый портал бюджетной системы РФ.

Они реализовываются в рамках учета и отчетности, информационно-аналитического обеспечения, финансового контроля.

В системе могут участвовать:

  • физические лица;
  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • организации-участники бюджетного процесса, финансируемые из средств госбюджета;
  • юридические лица на государственном обеспечении;
  • организации, участвующие в закупках согласно регламенту Федерального закона №223;
  • иные участники бюджетного процесса.

Задачи ГИС «Электронный бюджет»:

  1. Контроль назначений средств федерального, регионального и муниципального бюджета.
  2. Ознакомление с финансовым состоянием первичных профсоюзных организаций.
  3. Измерение стоимости результатов.
  4. Внедрение однократности ввода информации.
  5. Обеспечение круглосуточного доступа.
  6. Внедрение стандартов бизнес-процессов.

Минфин России

С помощью подсистем на сайте Минфина России проводится следующее:

  1. Ознакомление с информацией по заполнению прогнозных форм.
  2. Формирование государственного задания и бюджетной сметы.
  3. Создание, сохранение и направление документации по исполнению бюджета, планированию и проведению контрольных мероприятий.
  4. Бухгалтерский и бюджетный учет.
  5. Заполнение информационных сведений и документации по государственным закупкам.
  6. Информационное взаимодействие.

Подключиться к системе на федеральном, региональном и муниципальном уровне можно при переходе по ссылке https://www.minfin.ru/ru/perfomance/ebudget/connect/.

Федеральное казначейство

Система «Электронный бюджет» Федерального казначейства позволяет:

  1. Вести сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса.
  2. Разрабатывать и вести отраслевые перечни различной специфики.
  3. Работать с bus.gov.ru.
  4. Управлять закупками.
  5. Вести учет.
  6. Составлять отчетность.
  7. Управлять доходами и расходами.
  8. Работать с Единым порталом бюджетной системы РФ.

При возникновении вопросов по работе системы можно обратиться за помощью через вкладку «Техническая поддержка», где указан номер телефона и контрактный адрес электронной почты.

Подключение и начало работы

Подключение, регистрация личного кабинета и вход в систему «Электронный бюджет» регламентируется Письмом Минфина России № 21-03-04/35490 от 17 июня 2016.

Перед началом работы в заинтересованной организации выпускают приказ о назначении ответственных лиц по работе с электронным бюджетом и подготовке соответствующей документации. В приказе должны быть прописаны должностные обязанности каждого сотрудника. После изучения информации сотрудником необходимо поставить подпись. Только после этого пользователь имеет право на регистрацию в системе.

Пошаговая инструкция:

  1. Полная диагностика и подготовка рабочих мест для подключения к системе.
  2. Подготовка индивидуальных квалифицированных ключей электронной цифровой подписи. Если сотрудник ранее работал с Единой информационной системой, новая электронная подпись не создается.
  3. Установка программного обеспечения Windows Installer, драйверов носителя информации сертификата, программы «Континент TLS Клиент» и Jinn-Client.
  4. Оформление и отправка в территориальные органы Федерального казначейства заявки на подключение к системе, которая заполняется по унифицированной форме, приказа о назначении ответственных лиц, сертификатов ЭЦП, согласия на обработку персональных данных, подписанное каждым пользователем, заявки и доверенность на получения средства криптографической защиты.
  5. Получение результатов. Внесение дополнений и исправлений при необходимости.
  6. Установка средства криптографической защиты информации, регистрация новых исполнителей в ЕИС, установка сертификатов ключей ЭЦП, ввод информационных данных по каждому ответственному лицу, определение ролей каждого исполнителя.
  7. Подключение к системе, вход в личный кабинет. Начало работы.

Дополнительная информация представлена ниже на видео.

Как ОТР развивает подсистемы «Электронного бюджета» и замещает зарубежные ИТ-продукты отечественными решениями

Заказчики: Федеральное казначейство Министерства финансов РФ

Технология: Информатизация госфункций

подрядчики – 129
проекты – 422
системы – 66
вендоры – 41

Технология: ERP

подрядчики – 932
проекты – 9432
системы – 702
вендоры – 287

Технология: Mobile Device Management (MDM)

подрядчики – 78
проекты – 182
системы – 125
вендоры – 89

Технология: ИБ – Аутентификация

подрядчики – 216
проекты – 667
системы – 358
вендоры – 211

Технология: ИБ – Средства шифрования

подрядчики – 206
проекты – 701
системы – 360
вендоры – 175

Технология: Офисные приложения

подрядчики – 199
проекты – 685
системы – 404
вендоры – 241

Технология: СОА

подрядчики – 83
проекты – 293
системы – 86
вендоры – 61

Технология: СЭД

подрядчики – 594
проекты – 6070
системы – 641
вендоры – 317

Технология: СЭД – Системы потокового распознавания

подрядчики – 313
проекты – 2759
системы – 168
вендоры – 96

Технология: Системы управления проектами

подрядчики – 187
проекты – 733
системы – 198
вендоры – 149

Технология: СУБД

подрядчики – 201
проекты – 568
системы – 258
вендоры – 116

Содержание

Компания ОТР («Организационно-технологические решения») в интересах Федерального казначейства реализует проект по развитию подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения (ПУР КС) и созданию подсистемы управления денежными средствами (ПУДС) государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (ГИИС ЭБ).

О заказчике

Федеральное казначейство России (ФК) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию, контролю над операциями со средствами бюджетной системы РФ.

О системе “Электронный бюджет”

«Электронный бюджет» – интегрированная информационная система управления общественными финансами. Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Архитектура системы “Электронный бюджет” включает в себя централизованные подсистемы, реализующие основные функции в сфере управления общественными финансами, сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов, а также единый портал бюджетной системы Российской Федерации.

Основу системы “Электронный бюджет” составляют централизованные подсистемы:

  • ведения реестров;
  • бюджетного планирования;
  • управления доходами;
  • управления долгом и финансовыми активами;
  • управления денежными средствами;
  • управления расходами;
  • управления закупками;
  • управления нефинансовыми активами;
  • управления кадровыми ресурсами;
  • учета и отчетности;
  • финансового контроля;
  • информационно-аналитического обеспечения.

Цели и задачи проекта

Проектом предусмотрены две основные задачи – развитие подсистемы управления расходами в части казначейского сопровождения (ПУР КС) и создание подсистемы управления денежными средствами в части бюджетных платежей (ПУДС).

Целью развития ПУР является формирование централизованной системы, обеспечивающей автоматизацию в едином информационном пространстве процессов ведения и учета операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, а также формирования сводной и дифференцированной (по отдельным группам показателей данных) аналитической отчетности по казначейскому сопровождению.

Создания ПУДС призвано сформировать централизованную платежную систему, обеспечивающую автоматизацию процессов проведения бюджетных платежей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Согласно техзаданию, подсистемы должны быть реализованы в трехзвенной либо мультисервисной архитектуре на базе веб-технологий. Клиентское приложение должно базироваться на использовании тонкого или web клиента. Тонкий клиент должен разрабатываться с учетом минимизации трафика, требований к вычислительным ресурсам и памяти рабочих мест пользователей.

Включение в состав подсистем программ или компонентов, являющихся интеллектуальной собственностью исполнителя или разработанных третьими лицами и поставленных заказчику «как есть», допускается только в случае их включения в Единый реестр российских программ.

Подсистема управления расходами в части казначейского сопровождения

Подсистема управления расходами (ПУР) системы «Электронный бюджет» в части казначейского сопровождения предназначена для проведения и учета операций с бюджетными средствами на лицевых счетах, открытых для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытых в органах Федерального казначейства.

Пользователями ПУР в части казначейского сопровождения являются участники системы казначейского сопровождения – НУБП (юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, и их обособленные подразделения), которым открываются лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства, а также государственные заказчики (главные распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств), заказчики-учреждения (федеральные бюджетные и автономные учреждения).

Механизм казначейского сопровождения предназначен для эффективного использования, обеспечения прозрачности и контроля бюджетных средств по крупным государственным заказам. Главное отличие будущего функционала ПУР КС от существующего в текущей системе АСФК (Автоматизированная система Федерального казначейства) – упрощение схемы открытия и обслуживания счетов клиентов, повышение удобств и уровня сервиса, предоставляемого Казначейством. Расширяется состав сопровождаемых заказчиков. Тем самым, Федеральное казначейство повышает эффективность использования миллиардов бюджетных средств.

Подсистема управления денежными средствами

Подсистема управления денежными средствами (ПУДС) в части бюджетных платежей предназначена для осуществления бюджетных платежей и управления единым счетом федерального бюджета (соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в соответствии с законодательством страны.

Создание ПУДС – прорыв в развитии функций Казначейства, поскольку это первый шаг к созданию системы казначейских платежей, которая позволит в будущем Казначейству выполнять взаиморасчеты между клиентами моментально, без привлечения Банка России почти в круглосуточном режиме (с 01:00 до 21:00 по МСК). Это будет высокопроизводительная система по количеству транзакций, сравнимая с крупными банками (около 36 млн операций в день). В ней также будут реализованы совершенно новые функции по контролю и ограничению расчётов с контрагентами, которые включены в списки экстремистских и террористических организаций.

Ход проекта

Контракт на выполнение проекта был заключен с компанией ОТР 12 сентября 2018 года. Все работы разделены на 2 этапа. Первый этап завершился 17 декабря 2018 года, выполнение второго должно быть завершено до 30 июня 2020 года.

В рамках первой части проекта компанией ОТР в подсистеме управления расходами обеспечена работа базового процесса казначейского сопровождения с учетом новой схемы открытия лицевых счетов и разделов. Выполнение второго этапа добавит к базовому процессу функции работы с наличкой, казначейским обеспечением обязательств и процессами приостановления выплат.

Что касается подсистемы управления денежными средствами, то по результатам выполнения первого этапа проекта обеспечивается взаимодействие с Центральным Банком, АСФК, ГИС ГМП, ГИС ЖКХ и подсистемами ГИИС ЭБ. Завершение второго этапа добавит взаимодействие с кредитными организациями, процессы выявления мошеннических операций и дополнительную отчетность.

В рамках выполнения проекта ряд систем зарубежных производителей (Oracle, IBM) были замещены отечественными ИТ-продуктами, в частности, решением от компании ОТР, СУБД Postgres EE, ОС Linux.

Общая стоимость контракта составляет 335 млн рублей.

Источники:
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/elektronnyj-byudzhet.html
http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%A4_(%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B0)
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/zakupki/tendery/esp.html

Ссылка на основную публикацию