Ограничение конкуренции: признаки нарушения свободы конкурентной борьбы

Какая ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за ограничение конкуренции, и каким нормами она регулируется?

Принцип свободной конкуренции выступает одним из базовых в рамках законодательства о контрактной системе. Под конкуренцией понимается соперничество между участниками одного товарного рынка, а также в сфере выполнения услуг или работ.

Правовое регулирование

Вопрос ограничения конкуренции недостаточно хорошо урегулирован в 44-ФЗ. Положения ст. 8 44-ФЗ, которые закрепляют принципы обеспечения конкуренции, являются рамочными (с полным текстом документа можно ознакомиться здесь).

Помимо 44-ФЗ, вопросы ограничения конкуренции освещены в ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года. Здесь сказано, что под ограничением конкуренции между сторонами понимаются такие отношения, при которых влияние одного или нескольких участников на условия рыночного оборота ограничены.

Применительно к закупочной деятельности под ограничением конкуренции можно понимать различные согласованные действия заказчика и поставщика, координацию экономической деятельности, антиконкурентные соглашения и картельные сговоры. Ключевой отличительной чертой данного деяния является наличие договоренности у сторон и их целенаправленное влияние на результаты закупки.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
  2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
  3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р. или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135. При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ограничение конкуренции и пути ее преодоления

Конкуренцией называют соперничество экономических субъектов. На рынке не допускаются действия какого-либо предприятия, создающие препятствия для участия других компаний в товарообороте. Ранее общий порядок поведения на рынке устанавливал соответствующий нормативный акт № 948-I “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности ” от 1991 г. Однако ввиду изменившейся экономической ситуации он был отменен. Вместо него действует другой закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности (№ 135 от 2016 г.). Рассмотрим особенности применения его положений.

Ограничение конкуренции

Признаки этого явления предусмотрены в нормативном акте № 135. Как характеризуется ограничение конкуренции? Статья 4 указанного нормативного акта содержит следующие признаки:

  1. Сокращение количества экономических субъектов, не относящихся к одной группе лиц.
  2. Уменьшение или повышение стоимости товара, не обусловленные изменениями условий обращения продукции на рынке.
  3. Отказ экономических субъектов, не относящихся к одной группе, от самостоятельных действий.
  4. Определение общих правил товарооборота на рынке соглашением между участниками или на основании указаний одного лица, или при согласовании предприятиями своих действий.

В процессе деятельности экономических субъектов могут возникать и иные факторы, создающие возможность для какой-либо компании или нескольких фирм воздействовать на условия товарного обращения в одностороннем порядке. Например, соответствующие обстоятельства могут появиться в ходе муниципальной или государственной закупки. Ограничение конкуренции в таких случаях выражается в установлении местными или госорганами власти требований к экономическим субъектам или товарам, не предусмотренных нормативными актами.

Запреты

Согласно нормативному акту о конкуренции и ограничении монополистической деятельности , не допускаются соглашения либо согласованные действия предприятий на рынке, если они могут привести либо вызвали:

  1. Поддержание/установление тарифов/стоимости, надбавок, скидок.
  2. Снижение, повышение, сохранение цен на торгах.
  3. Раздел рынка по объему реализации, территориальному признаку, ассортименту продукции, составу заказчиков/покупателей или продавцов.
  4. Технологически или экономически необоснованный отказ от совершения сделок, если он прямо не устанавливается нормативными актами.
  5. Навязывание контрагенту условий, для него невыгодных или не связанных с предметом договора.
  6. Технологически, экономически или другим образом не обоснованное установление разных цен на один товар.
  7. Прекращение/сокращение производства продукции, на которую есть спрос или на поставку которой размещены заказы при возможности рентабельного ее выпуска.
  8. Создание препятствий для доступа на рынок либо выхода из него для других фирм.
  9. Установление условий участия/членства в профессиональных либо других объединениях, если это приводит или может вызвать недопущение, устранение, ограничение конкуренции , установление необоснованных критериев для членства, выступающих препятствием для участия в платежных либо других системах, без чего субъекты, соперничающие друг с другом, не в состоянии предоставить требуемые финансовые услуги.

Методы

Ограничение конкуренции может осуществляться разными способами. К наиболее распространенным методам следует отнести:

  1. Злоупотребление доминирующим положением.
  2. Оформление соглашений или согласование действий предприятиями с целью оказания воздействия на состояние рынка.

В первом случае ограничение конкуренции выражается в:

  1. Установлении/сохранении высокой/низкой стоимости продукции.
  2. Изъятии товара из обращения, в результате чего увеличилась его цена.
  3. Навязывании невыгодных условий сделки контрагенту.
  4. Необоснованном сокращении/прекращении выпуска продукции при наличии на нее спроса.
  5. Установлении необоснованно высоких цен на предоставляемые финансовые услуги.
  6. Создании дискриминационной обстановки на рынке.
  7. Формирование препятствий для доступа к товарообороту или выхода из него другим предприятиям.
  8. Нарушении ценообразования, закрепленного нормами.

Согласованные действия

Закон о конкуренции и ограничении монополистической сферы устанавливает запрет на создание такой ситуации на рынке, при которой соперничающие фирмы, не оформляя соглашения об образовании картеля, действуют сообща. При этом результаты такого поведения соответствуют интересам каждого предприятия, если они ставят друг друга в известность о принимаемых решениях. Следует учесть, что не выступают как ограничение конкуренции действия, вызванные одинаковыми для фирм обстоятельствами. К примеру, изменение стоимости продукции на мировом рынке, регулируемых налогов/тарифов, спроса на товары.

Неправомерные соглашения

В качестве них нормативный акт о конкуренции и ограничении монополистической сферы рассматривает договора, в соответствии с которыми:

  1. Участники рынка устанавливают определенные цены для приобретения или продажи изделий.
  2. Регулируется объем реализации и покупки продукции для влияния на ее стоимость.

Таким образом, в качестве объекта соглашений могут выступать:

  1. Условия реализации.
  2. Ценообразование.
  3. Использование патентов.
  4. Сферы влияния.
  5. Регулирование производственного объема.
  6. Согласование правил сбыта товара.
  7. Наем работников.

Исключения

В ряде случае нормами допускается обоснованное ограничение конкуренции. По 223 нормативному акту (от 18.07.2011 г.), оно разрешено, если обуславливается реальными нуждами заказчика. При этом действия экономических субъектов не должны противоречить Положению о приобретении услуг, работ, продукции отдельными юрлицами.

Сложности

Таким образом, основным условием допущения ограничения конкуренции выступает обоснованность. Ни один правовой акт, действующий в стране, не раскрывает этого понятия. Между тем этот вопрос очень важен. Его актуальность обуславливается тем, что любое требование, установленное заказчиком, всегда будет ограничивать конкуренцию, исключая предложения, которые ему не соответствуют. Без особых сложностей будет решаться вопрос, если специфика рынка такова, что существуют требования, вытекающие из положений законодательства. Например, они могут быть связаны с обязательностью лицензирования, наличием техрегламента на продукцию и так далее. Проблемы возникают в случаях, когда предписаний в нормативных актах нет.

Если рассматривать вопрос в теоретическом плане, то ответ на него можно найти в ст. 2. В соответствии с ней, при закупке услуг, продукции, работ заказчики руководствуются конституционными принципами, ГК, прочими нормативными актами. В число последних, в частности, входит Положение, регламентирующее порядок совершения сделок. Оно выступает в качестве документа, регулирующего требования к закупке, правила организации и проведения процедур, оформления и исполнения договоров и прочие условия.

Спорный момент

Рассматривая вопрос об обоснованности ограничения конкуренции, необходимо учесть положения нормативного акта № 135. В ст. 17, ч. 1 установлен ряд запретов. В частности, в ходе торгов, запроса котировок, предложений, не допускаются:

  1. Координация организаторами/заказчиками деятельности участников.
  2. Создание для кого-либо преимущественных условий, в том числе посредством обеспечения доступа к информации, если другое не предусматривается нормативными документами.
  3. Нарушение порядка выявления победителя.
  4. Участие организаторов, заказчиков, их работников в запросе котировок, предложений или в торгах.

При буквальном толковании приведенных выше предписаний становится ясно, что установить какие-либо требования к продукции, участникам, условиям соглашений невозможно, поскольку любое из них будет ограничивать конкуренцию.

Решение вопроса на практике

Как показывает анализ арбитражных дел, суды буквальную трактовку положений не используют. При этом установление требований, не соответствующих Положению, приводит к проигрышу споров по жалобам. К примеру, в этом документе закреплено, что те или иные условия предусмотрены только в случае закупки сверх какой-либо суммы. Предъявление квалификационных требований ниже нее будет незаконным. В делах, рассмотренных ФАС, ограничение конкуренции используется в комплексе с понятием разумности. Если требование, которое устанавливает заказчик, не вытекает из предмета сделки либо проекта контракта, при наличии жалобы от контрагента его действия будут, скорее всего, расценены как нарушение.

Рекомендации

При установлении любого требования заказчику необходимо оставаться в пределах Положения. Он должен следить за тем, чтобы ни одна норма не была формально нарушена. Если в организации есть такие локальные акты, как техническая политика, а требования, в том числе и по качеству, вытекают из нее, то доказать обоснованность условий будет легче. Специалисты рекомендуют также провести согласование с компетентными структурами. В качестве них может выступать закупочная комиссия или экспертная группа.

При определении требований не следует забывать и об их “измеряемости”. Однозначного определения этого понятия нет. Однако практика показывает, что измеряемыми будут считать требования, которые или являются численными, или подтверждены документами, предоставленными не заказчиком. К последним относят допуск, лицензию и так далее.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Ст. 8 указанного нормативного акта устанавливает принцип соперничества. Норма гарантирует любым заинтересованным субъектам возможность участвовать в закупках. В пункте 2 ст. 8 говорится о ценах. Положения устанавливают принцип конкурентной стоимости, неценовой конкуренции с целью выявления лучших закупочных условий. В случае нарушения норм, а также при выдвижении необоснованных требований к участникам, совершении действий заказчиками, противоречащих федеральным правовым актам, предусмотрена ответственность.

Картели

Они считаются одним из самых опасных нарушений антимонопольных законов. Картельный сговор – это экономическое преступление. Оно причиняет ущерб и потребителям, и предприятиям, и всему народнохозяйственному комплексу страны в целом. Картели:

  1. Приводят к захвату рынка определенными субъектами.
  2. Ограничивают конкуренцию.
  3. Влекут установление одной обязательной для участников соглашения стоимости продукции.
  4. Подавляют внешнюю конкуренцию (не допускают на рынок компании, не участвующие в соглашении).
  5. Влекут извлечение более высокого, чем средний, дохода за счет потребителей.

Запреты для властных структур

Действующее законодательство не допускает принятие актов, совершение бездействий/действий компетентными органами, предусматривающих:

  1. Введение квалифицирующих требований к процедуре создания предприятий.
  2. Установление запретов либо ограничений на ведение определенных видов деятельности либо выпуска отдельных типов продукции.
  3. Создание необоснованных препятствий для работы фирм.
  4. Установление запретов или ограничений на свободное перемещение продукции по территории РФ, ее приобретение, реализацию, обмен.
  5. Указания экономическим субъектам о первоочередных поставках для отдельных категорий потребителей/заказчиков либо о подписании договоров в приоритетном порядке.
  6. Установление ограничения по выбору предприятий для покупателей.

Уголовная ответственность

Наказание за ограничение конкуренции устанавливается, если оно повлекло крупный ущерб для организаций, граждан, государства или позволило нарушителю норм извлечь доход в крупном размере. Санкции за указанное деяние устанавливает ст. 178 УК. Состав преступления считается материальным. Деяние будет признано завершенным, если последствием ограничения конкуренции станет крупный ущерб.

Целью преступления является сведение к минимуму или полное устранение состязательности экономических субъектов. Методы ограничения конкуренции могут использоваться самые разные. Как правило, создаются реальные препятствия для вхождения на рынок других экономических субъектов или формируются такие условия, при которых их участие в товарообороте становится минимальным.

Что такое ограничение конкуренции?

Рыночная экономика функционирует и развивается на принципе свободной конкуренции. Никто из хозяйствующих субъектов, являющихся участниками рынка, не имеет права препятствовать деятельности других компаний в борьбе за покупателя.

От рыночных сговоров страдает, в том числе, и вся экономика страны. Именно поэтому, за совершение нарушений в области конкуренции предусмотрена реальная ответственность, вплоть до уголовной.

Ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) – это экономическое преступление, противоречащее антимонопольному законодательству страны.

Экономическая сущность конкуренции

Конкуренция – это соперничество на рынке хозяйствующих субъектов, при котором каждый из них своими действиями ограничивает возможность другого влиять на рынок.

При нормальной свободной конкуренции ни одни из продавцов или производителей не занимает максимально выгодного положения в сравнении с другими участниками рынка. У них просто нет возможности оказывать на рынок какое-либо влияние.

Оказывать прямое влияние на рынок могут только экономические законы и органы власти, контролирующие функционирование рынка.

Конкуренция встречается лишь в двух видах:

  • Совершенная – характеризуется большим числом продавцов-производителей, занимающих равно незначительные доли на рынке, в силу чего не способных оказывать влияние на цены.
  • Несовершенная – характеризуется наличием таких участников рынка, которые имеют возможность контролировать цены на свою продукцию. Несовершенная конкуренция может быть в форме монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

Во всех развитых странах деятельность рынка строго контролируют, ограничивая уже действующие монополии и пресекая формирование новых.

В Российской Федерации деятельность по контролю за конкуренцией осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Что такое ограничение конкуренции?

Ограничение конкуренции – это осуществление определенных действий или мероприятий, направленных на нарушение свободной конкуренции.

Такие действия, как правило, направлены на извлечение дополнительной прибыли, захват новых сегментов рынка, попытки обойти естественные экономические законы.

Нарушение рыночного равновесия могут быть осуществлены следующими категориями участников рынка:

  • ИП;
  • Руководители коммерческих или некоммерческих организаций и объединений;
  • Должностные лица федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.

Понятие и признаки ограничения конкуренции закреплены в Федеральном законе № 135 «О защите конкуренции».

Согласно ФЗ, ограничение конкуренции имеет следующие признаки:

  • Резкое и не обоснованное изменениями товарооборота на рынке уменьшение или увеличение цен;
  • Сокращение числа экономических субъектов, не являющихся представителями одной группы лиц;
  • Отказ различных участников рынка от самостоятельных действий;
  • Согласование своих действий предприятиями;
  • Поступление указаний одного лица, определяющих изменение товарооборота;
  • Заключение соглашений между участниками рынка.

При этом каждый из этих признаков может осуществляться в самых изощренных способах.

Гоняясь за лидерством на рынке и запредельной прибылью, компании могут чинить препятствия новым участникам рынка, менять цены на товары, имеющие стабильный спрос, а также совершать различные манипуляции с торгами.

Нормативная база

Ограничение конкуренции – это экономически сложное преступление. Именно поэтому вопросам регулирования антимонопольной политики и привлечения к ответственности нарушителей отводится большое число нормативно-правовых актов.

Итак, ограничение конкуренции регулируется:

  • ФЗ № 135 «О защите конкуренции»;
  • КоАП РФ – ст. 14.9, касается только ограничений рынка со стороны органов власти;
  • УК РФ – ст. 178, предусматривает ответственность за создание картеля;
  • ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок», предусматривает антимонопольные правила организации торгов;
  • Постановление Правительства РФ № 331 «Об утверждении положения о ФАС»;
  • Постановление Правительства РФ № 896, регулирующее правила ведения реестра доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов.
  • Около 70% незаконной монополизации осуществляется в сфере государственных закупок.

    Наказание по КоАП РФ

    Ст. 14.9 непосредственно регламентирует применение административного наказания в отношении органов власти и местного самоуправления. В правовой норме четко указаны категории, к которым применима административная ответственность.

    К ним относятся:

    • Должностные лица федеральных органов исполнительной власти;
    • Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ;
    • Должностные лица органов местного самоуправления;
    • Государственные внебюджетные фонды;
    • Лица, предоставляющие государственные или муниципальные услуги.

    Применение статьи КоАП РФ допустимо в случае, если выше указанные лица осуществляли действия, приводящие к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, свободного перемещения товаров, а также к ограничению свободной экономической деятельности.

    Административные нарушения в сфере антимонопольного законодательства наказываются штрафом за ограничение конкуренции от 15 до 50 тыс. рублей.

    Когда должностное лицо, допускает повторное нарушение КоАП в сфере антимонопольного законодательства, в отношении него применяется санкция в виде дисквалификации до 3 лет.

    Особенности уголовного преследования ограничения конкуренции

    Уголовное преследование допустимо лишь при совершении преступления. Преступное деяние в экономической сфере предполагает причинение ущерба ограниченному или неограниченному кругу лиц.

    Для возбуждения уголовного дела по ст. 178 УК РФ необходимо доказательство факта заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию.

    В УК РФ соглашение, заключенное хозяйствующими субъектами-контрагентами, в сфере антимонопольного законодательства, носит название – картель.

    Состав преступления по ст. 178 УК РФ

    Обязательное условие данного преступления заключается в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения крупного дохода в результате своих незаконных действий.

    Состав преступления выглядит следующим образом:

  • Объект преступления по ст. 178 УК РФ имеет два вида: основной и дополнительный. Основным объектом является гарантированное Конституцией РФ единое экономическое пространство, свобода конкуренции и перемещения товаров, услуг. В качестве дополнительного объекта предполагаются отношения собственности и коммерческие отношения.
  • Объективная сторона деяния подразумевается в виде действий или бездействий, которые привели к ограничению конкуренции. Данное поведение могло быть в форме заключения картеля или неоднократного злоупотребления своим монопольным положением на рынке.
  • Нести ответственность по УК РФ в данном случае могут только лицо, признанное вменяемым и в возрасте от 16 лет.
  • Субъективная сторона преступления – это прямой умысел с экономически ориентированными мотивами.
  • Преступление по ст. 178 УК РФ считается оконченным в случае наступления общественно-опасных последствий в виде причинения ущерба или извлечения дохода.

    Уголовное наказание за картельный сговор

    Запрещенный антимонопольным законодательством картельный сговор предусматривает следующие виды ответственности:

  • Штраф от 300 до 500 тыс. рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от года до 2 лет;
  • Принудительные работы до 3 лет;
  • Лишение свободы до 3 лет.
  • В качестве дополнительного вида наказания за данный проступок может применяться ограничение на занятие определенных видов деятельности или определенных должностей на срок до года.

    Квалифицирующие признаки по ст. 178 УК РФ, выступающие фактически в виде отягчающих вину осужденного обстоятельств, представлены в статье следующим списком:

    • Использование осужденным своего служебного положения;
    • Уничтожение или повреждение чужого имущества или угроза таких действий без признаков вымогательства;
    • Особо крупный размер ущерба или дохода.

    Максимальный размер наказания по ч. 2 ст. 178 УК РФ составляет 6 лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей.

    В случае, если при осуществлении ограничения конкуренции, применялось насилие или даже его угроза, в отношении осужденного лица может быть применено лишение свободы сроком до 7 лет.

    Плюсом к основному наказанию будет являться ограничение на занятие определенными видами деятельности или должностные ограничения до 3 лет.

    По ст. 178 УК РФ лицо, обвиняемое в преступлении, может быть освобождено от ответственности в ситуации, когда оно первым из соучастников рассказало о содеянном, помогало в раскрытии преступления и полностью возместило ущерб.

    Для каждой конкретной статьи в УК РФ размеры крупного или особо крупного ущерба определены по-разному.

    Для ст. 178 УК РФ установлены следующие границы их значений:

    • Крупный доход – более 50 млн рублей;
    • Особо крупный доход – более 250 млн рублей;
    • Крупный ущерб – более 10 млн рублей;
    • Особо крупный ущерб – более 30 млн рублей.

    Как подать жалобу в ФАС?

    Каждый гражданин имеет законное право на обращение в письмом или жалобой в индивидуальной или коллективной форме в ФАС. Вариантов обращения существует несколько: письменный, электронный, по телефону, через специальную форму на сайте ФАС.

    Обращение или жалоба в ФАС будут рассмотрены в течение 30 дней.

    Жалобы на действия конкурентов в сфере контрактных закупок рассматриваются намного быстрее, чем обычные жалобы и обращения в сфере нарушения антимонопольного законодательства. По ФЗ №44 жалобы рассматриваются в течение 5-7 дней.

    Чтобы Ваше обращение было принято ФАС в нем необходимо в обязательном порядке указать следующую информацию:

  • Наименование государственного органа или его начальника, которому адресовано обращение;
  • Ваши контактные данные для идентификации заявителя и обратной связи;
  • Суть жалобы со ссылкой на нарушенные нормы ФЗ;
  • Дата и подпись.
  • Хорошо, если для подтверждения своих слов заявитель приложит документальные доказательства. Это могут быть фиктивные технические задания, распечатки сговора и др.

    У ФАС есть 3 дня на регистрацию жалобы или обращения.

    В 2020 году также можно оставить обращение об известных фактах ограничения конкуренции через портал Государственных услуг. Вынесенное ФАС решение всегда можно обжаловать. Порядок обжалования можно узнать в Общественной приемной ФАС РФ или по телефону горячей линии.

    Конкуренция носит безусловный характер, она гарантирована Конституцией РФ и поддерживает всю экономическую рыночную систему страны.

    Ограничение конкуренции или картельный сговор способны нанести существенный вред, как благополучию отдельных граждан или хозяйствующих субъектов, так и экономическому развитию России, в целом.

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ И ИНЫХ СУБЪЕКТОВ, ПРАВО СВОБОДНОГО ПОВЕДЕНИЯ ИХ В РАМКАХ ЗАКОНА

    В рамках темы рассматриваются составы преступлений предусмотренных ст. 178—184 УК РФ. Основанием выделения указанной группы преступлений послужило признание в качестве видового объекта преступлений отношений, складывающихся в сфере обеспечения конкуренции между хозяйствующими субъектами, и интересов потребителей товаров и услуг.

    В результате изучения темы студенты должны:

    • • законодательство, регулирующее отношения в конкуренции;
    • • положения, характеризующие составы преступлений, предусмотренные ст. 178—184 УК РФ;
    • • толковать и применять нормы указанных статей уголовного закона в учебных целях;
    • • анализировать составы преступлений;
    • • юридически правильно квалифицировать общественно опасные деяния, подпадающие под их действие;

    • навыками работы по применению уголовно-правовых норм, предусмотренных ст. 178—184 УК РФ, и других нормативных актов.

    Ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ)

    Общественная опасность преступления выражается в монополизации рынка товаров и услуг, кредитной системы, которая разрушает рыночные инструменты хозяйственной деятельности, подрывает стабильность хозяйственного оборота, стимулирует инфляционные процессы и, в конечном счете, нарушает интересы потребителей.

    Объектом преступления являются общественные отношения обеспечивающие защиту конкуренции от недобросовестных действий хозяйствующих субъектов, конкурирующих друг с другом.

    Дополнительный объект преступления — материальные интересы потребителей, включая организации и государство. Деяние, предусмотренное ч. 2 и 3 ст. 178 УК РФ, посягает и на общественные отношения, обеспечивающие сохранность имущества (при уничтожении или повреждении имущества), свободу, телесную неприкосновенность и здоровье другого человека (при насилии и угрозе насилием).

    Объективная сторона преступления состоит в заключении между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

    Уголовный закон называет один способ совершения преступления: заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающих конкуренцию соглашений (картелей). Определение картеля дано в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», под которым понимается соглашение между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке.

    Такие соглашения запрещаются, если приводят или могут привести:

    • 1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
    • 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
    • 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
    • 4) сокращению или прекращению производства товаров;
    • 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

    Соглашения, влекущие последствия в рамках п. 1 ст. 11 Закона законодатель называет горизонтальными, т.е. они заключаются между хозяйствующими субъектами, неподчиненными друг другу, и образуют разного рода «картели» 1 . Как указывает А. Денисова, антимонопольными органами условно выявляются два типа картеля: 1) заключенные на торгах и реализуемые при их проведении соглашения об ограничении конкуренции ради победы одного хозяйствующего субъекта; 2) заключенные на основе различного рода соглашений о совместной предпринимательской деятельности [1] [2] .

    Как следует понимать «соглашение»? Статья 4 (п. 18) Закона определяет «соглашения» как договоренность в письменной форме, содержащуюся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. Соглашения предполагают не менее двух участников, между которыми соглашение заключается.

    Последствием соглашения хозяйствующих субъектов-конкурентов (картеля) является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере. И. Артемьев полагает, что от картелей, как правило, страдают покупатели (потребители) товарной продукции 1 .

    Доходом в крупном размере в статье признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб., а крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб. [3] [4]

    Субъективная сторона преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла или косвенного умысла в том случае если ограничение конкуренции было сопряжено с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству.

    Субъектом преступления являются лица, достигшие 16 лет, являющиеся индивидуальными предпринимателями, руководителями юридических лиц (их филиалов).

    Статья 178 УК РФ предусматривает квалифицированные составы преступления, среди которых интерес представляет совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 178 УК РФ). Устанавливая этот признак, законодатель допускает, что преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 178 УК РФ, совершается общим субъектом либо субъектом специальным, но не использующим своего служебного положения. Характер совершаемых действий в рамках ст. 178 УК РФ, вытекающий из Федерального закона «О защите конкуренции», подводит нас к пониманию субъекта как специального, т.е. таковым является руководитель организации либо лицо, наделенное управленческими функциями (исключение составляет разве что индивидуальный предприниматель, поскольку он не находится ни у кого на службе). Следовательно, делает вывод П. С. Яни [5] , ответственность за действия, фактически предусмотренные ч. 1 ст. 178 УК РФ, специальный субъект преступления будет нести по ч. 2 ст. 178 УК РФ.

    Помимо этого признака п. «б» ч. 2 ст. 178 УК РФ закрепляет повышенную ответственность, если преступление сопряжено с уничтожением или повреждением чужого имущества, либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства. В законе не содержится указания на величину ущерба причиненного уничтожением или повреждением имущества, хотя такая дифференциация имеется в ст. 167 УК РФ.

    Напомним, что в ч. 2 ст. 167 УК РФ содержится указание на такое последствие умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, которое влечет за собой наступление смерти по неосторожности или иные тяжкие последствия. Поскольку указанные последствия, состоящие в причинении вреда здоровью либо жизни, не предусмотрены, как объекты охраны ст. 178 УК РФ, следует применять ч. 2 ст. 167 УК РФ по совокупности со ст. 178 УК РФ.

    Пунктом «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ закреплена ответственность за деяние, причинившее особо крупный ущерб либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере. Доход в особо крупном размере превышает 250 млн руб., а особо крупный ущерб — 30 млн руб.

    В числе особо отягчающих признаков преступления содержится применение насилия или угрозы его применения (ч. 3 ст. 178 УК РФ). В том случае, если будет причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего, требуется дополнительная квалификация по ч. 1 или другим частям ст. 111 УК РФ. Разумеется, самостоятельной квалификации по ст. 105 УК РФ требует совершение убийства.

    Законодатель снабдил ст. 178 УК РФ примечанием, в котором закрепил условия освобождения от уголовной ответственности в том случае, если лицо, совершившее преступление, первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб, или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Подобные условия встречаются и в иных случаях, предусмотренных статьями УК РФ. Новшество, однако, представляет положение о том, что освобождению подлежит лишь то лицо, которое сообщило о совершении преступления первым, предлагая соучастникам преступления «конкурировать» друг с другом.

    Источники:
    http://businessman.ru/ogranichenie-konkurentsii-i-puti-ee-preodoleniya.html
    http://ugolovnyi-expert.com/ogranichenie-konkurencii-st-178-uk-rf/
    http://studme.org/102770/pravo/prestupleniya_narushayuschie_otnosheniya_podderzhivayuschie_konkurentosposobnost_hozyaystvuyuschih_inyh_subektov_
    http://zakonguru.com/goszakupki/44/ogranicenie-konkurencii.html

    Ссылка на основную публикацию