Единый таможенный тариф: особенности ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС – особенности работы

ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – международное экономическое объединение, включающее пять стран: Россию, Казахстан, Беларуси, Армению и Киргизию. Союз пришел на смену ЕвраАзЭс и начал свое функционирование лишь в 2015 году, хотя соглашение об его организации было подписано главами стран еще в 2014 году.

Главная цель ЕАЭС – обновление национальных экономик всех стран-партнеров и увеличение их конкурентной способности на мировой арене.

Таможенный союз ЕАЭС сформирован на основе Таможенного союза ЕврАзЭс, ранее заключенного между тремя странами СНГ – Россией, Казахстаном и Белоруссией, но закончившим свою работу в 2014 году. Таможенные границы ЕАЭС были определены с учетом его единой таможенной территории, что упрощает международные грузоперевозки. В дальнейшем, при вхождении Армении и Киргизии, границы ЕАЭС были перенесены в соответствии с территориями этих двух государств.

В ЕАЭС принят единый таможенный тариф (ЕТТ) – комплекс таможенных пошлин, которые установлены с учетом действующей ТН ВЭД ЕАЭС на товары, импортируемые из третьих стран. Однако, каждый член Союза имеет право самостоятельно формировать сезонные пошлины и применять их в течение 6 месяцев вместо тарифов, предусмотренных ЕТТ, или устанавливать размеры ввозные пошлины на определенную продукцию. Список товаров утверждается специальной Комиссией на основании подписанного таким государством договора о присоединении к Союзу. В частности, каждая страна оставила за собой право определять размер таможенных пошлин на экспортируемый газ, нефть и нефтепродукты в третьи страны, которые не используются в торговле между государствами ЕАЭС.

Тарифные преференции ЕАЭС: когда действуют?

При ввозе на территорию ЕАЭС продукции, произведенной в развивающихся и наименее развитых странах, действуют тарифные преференции на ввозные пошлины. Для наименее развитых стран их размер составляет 0%,а для развивающихся стран – 75% от их действующего уровня.

К развивающимся странам относят 103 государства, из которых главные бенефициары – Бразилия, Турция, Парагвай, Аргентина, Китай, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. Доставка грузов из Китая является наиблее востребованной. Сегодня 22 страны из этого списка достигли высокого уровня доходов, что является основанием для их исключения.

Список наименее развитых стран, получивших такой статус по классификации ООН, включает 49 стран. Среди них основными бенефициарами являются: Бангладеш, Эфиопия, Малави, Мьянма, Афганистан и Камбоджа.

Какие товары попадают под торговые преференции?

К преференциальным товарам относятся преимущественно сельскохозяйственная продукция, а также сырье и полуфабрикаты, которые удовлетворяют ряду условий:

  • произведены или подвержены достаточной обработке или переработке в развивающейся и наименее развитой стране;
  • закуплены в развивающейся и менее развитой стране для ввоза на территорию ЕАЭС;
  • имеют удостоверение и сертификат о происхождении товара по форме «А», оформленный в соответствии с существующими требованиями Союза;
  • удовлетворяют всем требованиям административного сотрудничества ЕАЭС.

Как осуществляются перевозки в ЕАЭС?

Основная задача ЕАЭС – формирование единой транспортной системы, создание евразийских транспортных коридоров и общего рынка транспортных услуг. Изначально, государства ЕАЭС, находясь в составе СССР, имели единую транспортную систему, функционирование которой было нарушено в результате дезинтеграционных процессов, прошедших на постсоветском пространстве после его распада. Все решения Совета направлены на восстановление единого транспортного пространства и свободного перемещения товаров на территории ЕАЭС. В результате этого, была установлена разрешительная система на двухсторонние и транзитные перевозки, осуществляемые между странами-членами Союза автомобильным, железнодорожным и водным транспортом на его территории. Таким образом грузоперевозки в Армению, доставка грузов из Беларуси и перевозки между другими странами участниками значительно упростились.

Евразийская интеграция в действии

  • Автотранспортный контроль осуществляется на внешней границе ЕАЭС в определенном порядке: выборочно в передвижных и стационарных пунктах, расположенные вдоль международных маршрутов.
  • Международные автоперевозки грузов проходят без специальных разрешений. Карту-допуск на транспортное средство, обязательно оформляемое при осуществлении международных перевозок, не требуется предоставлять при пересечении границы ЕАЭС.
  • Упрощен порядок таможенного декларирования автотранспорта, который зарегистрирован на территории ЕАЭС и выполняет международную перевозку с выездом за его пределы порожним. Таким автомобилям достаточно предоставить на таможне свидетельство о госрегистрации транспортного средства.
  • Введены унифицированные внутригосударственные тарифы, действующие при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
  • Установлены ценовые пределы изменения внутригосударственных тарифов и определены условия их применения при проведении транзитных грузоперевозок.
  • С начала 2016 года действует Программа либерализации каботажных грузоперевозок автотранспортом, которая полностью заработает в 2024 году. На ее основании с 2016 по2017 год разрешено совершать одну попутную каботажную перевозку в направлении государства-регистрации при условии, что международная перевозка из страны ЕАЭС завершена.
  • Введено предварительное информирование таможенных органов о ввозе в ЕАЭС товаров автомобильным и ж/д транспортом.

В ближайшее время Коллегия ЕЭК рассмотрит проект по требованиям и порядку выдачи сертификатов безопасности, действующих на железнодорожном транспорте. Главная его цель – снижение количества нарушений, которые ежегодно фиксируются при организации грузоперевозок.

Также заработает ОТЛК – единая транспортно-логистическая компания, необходимая для устранения проблем, которые имеются на ж/д транспорте в странах ЕАЭС и приводят к снижению эффективности его работы. Предполагается, что она объединит ведущих ж/д контейнерных операторов, имеющуюся логистическую инфраструктуру и грузовые терминалы в единую систему. В дальнейшем, компания должна будет предоставлять транспортные услуги по принципу единого окна при осуществления контейнерных ж/д грузоперевозок на территории ЕАЭС.

Таможенные льготы в ЕАЭС

В ЕАЭС разрешено ввозить товары из стран третьего мира на льготных условиях, то есть с учетом сниженной ставки или при полном освобождении от ввозной пошлины. В их перечень входят:

  • ценные бумаги стран Союза;
  • товары, ввозимые иностранным учредителем в виде вклада в уставной капитал компании в срок, установленный учредительным договором;
  • гуманитарная помощь;
  • продукция морского промысла государств ЕАЭС;
  • средства, необходимые для ликвидации стихийных бедствий и катастроф;
  • продукция, ввозимая в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космоса;
  • валюта государств-участниц ЕАЭС, стран третьего мира;
  • благотворительная помощь, оказываемая международными фондами или правительствами третьих стран.

Исключение составляет экспорт в ЕАЭС подакциозных товаров – на них таможенные льготы не распространяются.

Таможенный тариф ЕАЭС с 2020 года

Серьёзное влияние на условия ведения внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС оказывает вступление в силу с 2018 года Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС). Кроме того, уже известны планы властей в отношении таможенной политики Евразийского экономического союза на 2020-2021 годы. В данной статье мы обобщили важную информацию для тех, кто работает или только планирует сотрудничать с контрагентами из стран ЕАЭС.

Главные приоритеты

Основная задача стоит такая: преимущественно электронное декларирование товаров и взаимодействие госорганов с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), как это прописано в ТК ЕАЭС. В итоге, это упрощает таможенные операции, убыстряет их совершение и способствует развитию бизнеса.

На 2018 год вопросы установления таможенного тарифа ЕАЭС (вывозных пошлин) отнесены к компетенции правительств стран-участниц. При этом в ближайшем будущем запланировано принять механизмы проведения согласованной экспортной таможенно-тарифной политики.

Важным направлением таможенно-тарифной политики Евразийского экономического союза с учетом его формирования станет расширение сотрудничества в области поставок нефти и нефтепродуктов. Одновременно для устойчивого развития экономик и повышения энергетической безопасности государств – членов ЕАЭС продолжится работа по формированию общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа.

При этом одни из основополагающих принципов формирования общих рынков такие:

  • обеспечение рыночных механизмов ценообразования в отношении указанных товаров;
  • неприменение во взаимной торговле нефтью и нефтепродуктами количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин (иных эквивалентных пошлин, налогов и сборов).

Что будет с импортом

В этих условиях основными подходами таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС в отношении импорта товаров в 2020 – 2021 годах станут:

  • унификация порядка налогообложения ввозимых товаров в государствах-членах ЕАЭС;
  • выработка единых условий применения льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в рамках ЕАЭС, в т. ч. тарифных льгот при ввозе товаров в целях инвестиционных проектов, соответствующих приоритетному сектору экономики государства-участника;
  • установление унифицированного порядка совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми в рамках международной интернет-торговли;
  • дальнейшее исполнение международных обязательств России, в т. ч. по приведению действующих ставок единого таможенного тарифа ЕАЭС 2018 года в соответствие с принятыми обязательствами РФ в рамках ВТО.

Что будет с экспортом

Приоритетами таможенной политики ЕАЭС в отношении экспорта товаров в 2020 – 2021 годах будут:

  • упрощение таможенного администрирования экспортных поставок за счет организации взаимодействия с участниками ВЭД в электронном виде;
  • сокращение времени проведения таможенных операций;
  • продолжение работы по принятию согласованной экспортной таможенно-тарифной политики государств – членов ЕАЭС (унификация подходов по установлению экспортных пошлин, введение единого механизма зачисления и распределения вывозных таможенных пошлин, введение единого механизма уплаты, зачисления и перечисления сумм вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров в третьи страны с таможенной территории ЕАЭС и др.);
  • снижение зависимости России от экспорта сырья на внешний рынок;
  • реализация механизма подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти планируемых к добыче и вывозу из РФ, а также фактически произведенных объемов продукции (минерального сырья) в связи с исполнением соглашений о разделе продукции.

Что будет с законодательством

В целях единообразия и правильности применения таможенно-тарифного регулирования в России будет завершена актуализация нормативных правовых актов Правительства, устанавливающих:

  • перечень кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%;
  • ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из РФ за пределы Таможенного союза – в части кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) – в связи с принятием новой редакции ТН на основе 6-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:
http://buhguru.com/spravka-info/tamozh-tarif-eaes.html
http://misterrich.ru/chto-takoe-franshiza-v-biznese-i-kak-ona-rabotaet-plyusy-i-minusy-primery-partnerstva-kak-vybrat-franchajzera-i-otkryt-svoe-delo/

Ссылка на основную публикацию