Что такое договор международного финансового лизинга

Договор международного финансового лизинга транспортных средств

Резиденты РФ имеют право заключить договор международного лизинга с нерезидентами РФ. Такое соглашение подписывается по условиям Конвенции УНИДРУА от 1998 года.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Процедура лизинга считается популярной сделкой в развитых странах Европы, США, Великобритании. Финансовая аренда рассматривается здесь как выгодное приобретение дорогостоящего имущества, в том числе транспортных средств.

Её очевидные плюсы:

  1. Уплата полной стоимости осуществляется в долгосрочной перспективе.
  2. При желании объект основных средств выкупается по остаточной стоимости.
  3. В любой момент предусмотрена возможность отказа от условий договора.

С некоторых пор российские компании активно сотрудничают с иностранными партнерами, взаимодействуют с организациями других стран по вопросам финансовой аренды.

Это значит, что в цепочке «Лизингополучатель-Лизингодатель-Поставщик» появляется нерезидент России. В чем же отличие международного договора от российских контрактов?

Согласно пункту 1 статьи 1186 Гражданского Кодекса РФ под международным договором понимается соглашение, в котором присутствует «иноземный» хозяйствующий объект.

Варианты развития событий:

  1. Одна из сторон сделки является иностранной фирмой, другая сторона – российское предприятие.
  2. Имущество, которое передается в аренду, находится за пределами Российской Федерации.

В большинстве случаев, когда договор заключается с иностранной организацией, следует действовать по международному законодательству. Со многими государствами у России подписана конвенция УНИДРУА.

В остальных ситуациях учитывается национальное законодательство страны (пункт 1 статьи 1210 ГК РФ).

В зависимости от характера сделки процедуры международного лизинга, как и внутреннего, подразделяются на:

  1. Оперативный лизинг
    Финансовая аренда предлагается на короткий срок, возможность выкупа не предусмотрена.
  2. Возвратный лизинг
    Российские предприятия, которые потеряли доходность, вынуждены продавать свое имущество «акулам» лизинга. В свою очередь, лизинговые компании, выкупившие основные средства, сдают транспорт в аренду тем же организациям.
  3. Финансовый лизинг

При выборе данного способа проведения лизинговой сделки сдача техники в аренду происходит с учетом, что период договора длится весь срок амортизации объекта.

В зависимости от срока договора различаются следующие виды лизинга:

Срок Вид
Один-полтора года Краткосрочный
Полтора – три года Среднесрочный
Более трех лет Долгосрочный

Внимание! Лизинговые сделки по международному законодательству и по национальному законодательству РФ выглядят идентично. Требования по конвенции совпадают с положениями статей 665-667 ГК РФ.

Правовое регулирование

В любом соглашении финансовой аренды принимают участие три стороны: Арендатор, Арендодатель, Поставщик. Объект (транспортное средство) подбирается строго под потребности арендатора.

При этом арендодатель обязан обслуживать автомобиль, регулярно проверять его техническое состояние вплоть до даты выкупа имущества.

Все три стороны договора не обязательно являются резидентами Российской Федерации. Местом дислокации одного из предприятий является иная страна.

Тогда и сам контракт составляется на нескольких государственных языках. Как влияет этот факт на дальнейшие условия по договору?

Соглашение, написанное на двух государственных языках, признается международным договором. Все вопросы по данному документу регулируются на уровне национального законодательства, по конвенции УНИДРУА.

Историческая справка. Конвенция УНИДРУА была издана и подписана в 1988 году в городе Оттава (Канада). На территории РФ она вступила в законную силу в 1998 году. Тогда вышел федеральный закон № 16 «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА».

К этому периоду участниками стали ровно 9 государств. Среди них – Франция, Италия, Бельгия, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Германия, США.

В 1998 году также появилась Конвенция СНГ о межгосударственном лизинге. Она исходит из положений оттавского соглашения и более детально определяет понятия финансового, возвратного и операционного лизинга.

Между кем заключается договор международного финансового лизинга, образец
Данный тип соглашений заключается между организациями, которые расположены в разных государствах.

Поэтому в преамбуле соглашения четко прописывается город и страна составления документа:

Преамбула
Данные об Арендаторе Данные об Арендодателе
Город, страна присутствия Город, страна присутствия
Наименование организации Наименование организации
ФИО представителя, должность ФИО представителя, должность

Про существенные условия договора лизинга читайте здесь.

Существенные признаки договора международного финансового лизинга

Финансовая аренда «в международном масштабе» предполагает соблюдение основных условий заключения договора:

  1. Во-первых, соглашение заключается только в письменном виде. Для инициатора процедуры важно разработать свод статей как единую форму (два одинаковых экземпляра одного документа). Но и не запрещается обмен двумя документами со схожими данными, подписанными двумя уполномоченными лицами.
  2. Во-вторых, правила финансовой аренды подходят лишь для двух видов собственности: движимого и недвижимого имущества. В данном случае нельзя предложить земельные участки, природные объекты.
  3. В-третьих, продавец, участвующий в сделке, в обязательном порядке предупреждается о цели использования имущества (передача в аренду) лизингодателем. Связи с этим у поставщика возникают особые обязанности. А в самом договоре четко прописывается его адрес присутствия и иные контактные данные.
  4. В четвертых, имущество используется только для предпринимательских целей. Любой бизнес-план предполагает систематическое получение прибыли. Если транспортное средство эксплуатируется с убытком, то договор легко признается по суду незаключенным или недействительным.

Итак, письменный документ подписывается между тремя лицами при условии достижения взаимовыгодных договоренностей и национального законодательства.

При этом каждая статья соглашения описывает ряд существенных моментов, которые возникают во время действия договора.

Примеры важных условий:

Раздел конвенции Описание
Пункт 1 статьи 1 Контракт подписывает только юридическими лицами
Пункт 1 статьи 5 Стороны договора вправе изменить положения конвенции или отказаться от ее использования
Пункт 2 статьи 1 Амортизация учитывается при расчете размеров платежей.
Арендатор самостоятельно выбирает продавца (поставщика).
Между лизингополучателем и лизингодателем заключается договор.
Статья 10 Поставщик не несет убытки одновременно перед арендатором и арендодателем.
Лизингодатель не имеет право расторгнуть договор, не получив согласия лизингополучателя.
Пункт 3 статьи 1 Возможен возврат и выкуп транспортного средства.

Основания прекращения

Договор международного лизинга прекращает свое действие при наступлении срока и при выкупе основного средства по согласованной заранее стоимости. У сторон сделки есть право договориться о продлении контракта.

Данное действие оформляется дополнительным соглашением к договору. В нем оговариваются новые условия и обязанности.

Досрочное прекращение сделки также описывается в документе. Основные причины этого обстоятельства:

  1. Утрата транспортного средства.
  2. Поломка транспортного средства, при которой не представляется возможным его замена на аналогичный объект.
  3. Неисполнение обязательств по договору со стороны Лизингополучателя, а именно:
    • несвоевременная уплата двух платежей и более;
    • использование автотранспорта не по прямому назначению;
    • невыполнение текущего (капитального) ремонта оборудования;
    • неисполнение обязательств по договору со стороны Лизингодателя;
    • неоплата задолженности перед Поставщиком, хотя поставки выполнены в полном объеме.

Внимание! Если соглашение международного лизинга расторгается по вине одной из сторон, то лицо-зачинщик конфликта возмещает убытки второму участнику договора.

Как действовать в случае утраты ТС

Прежде всего Лизингополучателю нужно доказать полную утрату предмета сделки вследствие объективных причин. Это нетрудно сделать при наличии определенных документов. Например:

Автомобиль, который находился в лизинге, до происшествия находился на парковке. На нем была установлена противоугонная сигнализация.

Но, несмотря на необходимые средства защиты от угона, было произведено хищение объекта неизвестными правонарушителями.

Не обнаружив автомобиль на парковке, Арендатор обратился в территориальный отдел полиции. В результате расследования дела было инициировано уголовное расследование.

По итогам обращения в исполнительный орган власти составлено Постановление о возбуждении уголовного дела.

После сбора необходимых доказательств Лизингополучатель обращается в судебный орган. Требования потерпевшей стороны излагаются в исковом заявлении. Тут он требует вернуть лизинговые платежи за период времени, в который имущество не эксплуатировалось.

Утраченные финансы обозначаются как сумма необоснованного обогащения Лизингодателя. Мало того, Арендатор взыскивает проценты за пользование чужими деньгами.

И это все происходит только по решению суда (российского или мирового), которое вступило в законную силу.

Сделки, которые проходят с участием иностранных партнеров, разрешается рассматривать в правовом поле государства РФ. Впрочем, Конвенция УНИДРУА совершенно не противоречит Гражданскому Кодексу.

Поэтому побеспокойтесь лучше о других рисках, которые связаны с заключением договоров международного лизинга.

А именно: валютный обмен, инфляция и изменение социально-политической обстановки в странах-участниках договора. И больше никаких «подводных камней»!

О том, как рассчитать процент по лизингу онлайн, смотрите на странице.

Про помощь в получении лизинга в Москве узнайте из этой информации.

Видео: Предмет договора лизинга

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Договор международного финансового лизинга

Договор международного финансового лизинга — это контракт, участниками (сторонами) которого являются хозяйствующие субъекты, находящиеся в различных государствах. О порядке оформления и содержании данного документа рассказывается в предлагаемой нами статье.

Договор международного лизинга в МЧП

Основной признак международной сделки — это, согласно пункту 1 статьи 1186 ГК РФ, наличие иностранного элемента. Иностранный элемент предполагает, что соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

  • одной из сторон сделки является иностранная фирма;
  • имущество, относительно которого заключается договор, находится за пределами РФ.

В обоих случаях сторонам договора необходимо определиться с выбором законодательства, применимого конкретно в их случае (иностранного или российского).

При этом пункт 3 статьи 1186 ГК РФ указывает, что если к отношениям сторон применим международный договор, в котором участвует РФ, то в первую очередь сторонам необходимо руководствоваться именно его правилами.

В отношении лизингового контракта нормы МЧП (международного частного права) применяются следующим образом:

  1. Базовым документом для участников выступает Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, принятая 28.05.1988 в городе Оттаве (далее — Конвенция). В РФ данный документ действителен ввиду его ратификации, в соответствии со статьей 1 ФЗ «О присоединении…» от 08.02.1998 № 16.
  2. В вопросах, которые прямо не урегулированы в положениях Конвенции, участникам контракта необходимо руководствоваться национальным законодательством одной из стран, которое определяется исходя из правил, закрепленных в статье 6 Конвенции. В данном случае стороны вправе использовать право одного из государств по своему выбору, что также подтверждается пунктом 1 статьи 1210 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 5 Конвенции стороны вправе также вовсе отказаться от применения ее норм либо в своем соглашении изменить те или иные ее положения. При этом важно помнить, что согласие на изменение (или отказ от применения) норм Конвенции должен быть выражен всеми участниками сделки (продавцом, арендатором и арендодателем).

Выбор законодательства

В случае отказа от исполнения норм Конвенции либо отсутствия в ней правил действия сторон в отношении того или иного аспекта сделки участникам необходимо определиться с правом страны, которое подлежит применению. Если все пришли к единому согласию, то они, согласно уже упомянутому пункту 1 статьи 1210 ГК РФ, вправе применять национальное законодательство страны, которая указана ими в соглашении.

Если же соглашения по этому вопросу между ними не достигнуто, необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 1211 ГК РФ, который определяет, что к договорам аренды (лизинга) применяются правила той страны, где находится арендодатель.

Важно помнить и о требованиях пункта 2 статьи 1213 ГК РФ, которым определено, что сделки с недвижимым имуществом, находящимся (зарегистрированном) в РФ, подчиняются российскому праву вне зависимости от выбора сторон.

Заключение договора

При оформлении лизингового контракта с зарубежными контрагентами необходимо помнить о соблюдении формы сделки. Требования к форме, согласно пункту 1 статьи 1209 ГК РФ, определяются исходя из права, которое используется в отношении всей сделки. Таким образом, лизинговые договоры по общему правилу заключаются по форме, установленной законодательством той страны, право которой применяется для их заключения.

Однако в отношении лизинга недвижимости данный вопрос трактуется пунктом 3 статьи 1209 иначе. Он указывает, что при необходимости государственной регистрации сделки порядок ее заключения должен подчиняться российским законам. Таким образом, вне зависимости от того, какое право действует в отношении конкретного лизингового контракта в отношении недвижимости, в случае необходимости государственной регистрации он должен быть составлен в письменной форме, а переход права собственности требуется зарегистрировать в установленном порядке.

Содержание договора

Содержание лизинговой сделки раскрывается в статье 1 Конвенции, согласно которой арендодатель передает арендатору предмет лизинга (средства производства, оборудование, транспорт), приобретенный им по заданию арендатора у третьего участника отношений — продавца (поставщика).

По смыслу пункта 1 статьи 1 Конвенции лизинговый контракт — это исключительно предпринимательская сделка, поэтому участие в ней обычных граждан как физических лиц исключается.

Принципиальным условием сделки является указание предмета лизинга, срока, а также размера (порядка расчета) арендных платежей. При этом Конвенция не устанавливает каких-либо жестких требований к срокам сделки и порядку расчета арендной платы, поэтому стороны вправе регулировать данные вопросы в договоре по своему усмотрению.

Ответственность за выбор поставщика, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции, несет арендатор. Он же впоследствии наделяется правом выступать от имени покупателя по заключенному между арендодателем и поставщиком договору поставки. Соответственно, поставщик должен быть уведомлен арендодателем о том, что в последующем имущество будет передано арендатору.

Пункт 3 статьи 1 Конвенции определяет, что лизинговый контракт может предусматривать как последующий возврат взятого в аренду имущества арендодателю, так и его выкуп арендатором (переход права собственности).

Стоит отметить, что перечисленные требования к лизинговой сделке полностью совпадают с положениями статей 665–667 ГК РФ. Следовательно, коллизий между международным правом и национальным законодательством РФ при исполнении международного лизингового контракта не должно возникнуть.

Подводя итог, осталось отметить, что Конвенция лишь определяет ключевые вопросы, которые необходимы для регулирования лизинговых сделок. В остальном же стороны вправе руководствоваться как положениями национального законодательства (которое учитывает требования международного права), так и коммерческими интересами.

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА

Понятие договора международного финансового лизинга

В международной торговой практике в последние десятилетия используются договорные формы внешнеэкономической деятельности, отражающие современные тенденции развития мировой экономики.

Наиболее широко применяется международный финансовый лизинг, связанный с осуществлением хозяйствующими субъектами различных стран предпринимательской деятельности с привлечением дополнительных денежных средств в производственную сферу.

В договорной практике финансовый лизинг традиционно рассматривается как особый вид аренды, представляющий собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счет (либо за счет кредитных средств) имущества одним лицом (лизингодателем) с целью его передачи в аренду другому лицу (лизингополучателю) и извлечения доходов от этой деятельности в виде арендных платежей. Для лизинга характерно, что лизингодатель (в роли которого нередко выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании, а также специализированные лизинговые компании) передает имущество, специально приобретенное по договору купли-продажи, в пользование лизингополучателю, сам его не используя. Это позволяет рассматривать лизинг не только как разновидность аренды, но и как своеобразную форму долгосрочного кредитования (инвестирования), при которой “кредитные средства” (т.е. денежные средства, затраченные на закупку оборудования) погашаются лизингополучателем путем регулярной выплаты лизингодателю арендных платежей в согласованном между ними размере.

Международно-правовое регулирование финансового лизинга

Широкое распространение лизинговых операций в международной торговой практике привело к унификации правовых норм о лизинге, результатом которой явилась Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, подписанная в г. Оттаве 28 мая 1988 г. и вступившая в силу после присоединения к ней (ратификации) Франции, Италии и Нигерии (далее в настоящей главе – Оттавская конвенция). В Конвенции также участвуют Панама, Белоруссия, Венгрия, Латвия, Узбекистан, Украина. Российская Федерация является участницей Конвенции после ее ратификации на основании Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге”.

Сфера применения Оттавской конвенции определена исходя из двух критериев. Согласно ст. 3(a) данная Конвенция применяется к участникам лизинга в тех случаях, когда коммерческие предприятия лизингодателя (арендодателя) и лизингополучателя (арендатора) находятся в разных государствах – участниках Конвенции. Ее участником должно быть и государство коммерческого предприятия – поставщика оборудования, сдаваемого в лизинг.

Положения Конвенции применяются также, если договор лизинга, равно как и договор поставки между лизингодателем и поставщиком, подчинены праву одной из стран, к которой принадлежат участники лизинговой операции (ст. 3 (б)).

Однако даже при наличии этих условий применение Конвенции может быть сторонами исключено.

Согласно Конвенции финансовый лизинг оформляется двумя видами взаимосвязанных договоров: а) договором купли-продажи (поставки) между лизингодателем и поставщиком оборудования, выбранного по спецификации лизингополучателя; б) договором лизинга между лизингодателем (арендодателем) и лизингополучателем (арендатором), на основании которого лизингополучатель использует оборудование взамен выплаты периодических платежей.

Финансовый лизинг должен обладать следующими характерными признаками:

  • а) лизингополучатель (арендатор) сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь “на опыт и суждение арендодателя”;
  • б) предоставляемое в лизинг оборудование приобретается лизингодателем (арендодателем) только в связи с договором лизинга, заключенным между лизингополучателем и лизингодателем, который, приобретая оборудование, должен поставить об этом в известность продавца;
  • в) периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Конвенция не предусматривает в качестве необходимого условия выкуп оборудования, допуская его использование арендатором на условиях лизинга в последующий период.

Предметом финансового лизинга является движимое имущество (оборудование), используемое в предпринимательских целях: производственное оборудование, включая комплектующее и средства производства; транспортные средства и их принадлежности; морские и воздушные суда; авиационные двигатели, а также оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом и являющееся “принадлежностью земельного участка” либо “присоединенным к земельному участку” имуществом. Оборудование, используемое в основном для личных, семейных или домашних целей арендатора, не может быть предметом финансового лизинга.

В течение срока действия договора финансового лизинга собственником арендуемого имущества остается лизингодатель, права которого защищаются в случае банкротства лизингополучателя. Соответственно, на это имущество не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов лизингополучателя (арендатора).

Согласно договору финансового лизинга на лизингодателя возлагаются две основные обязанности: приобрести в собственность имущество для передачи в лизинг, а также обеспечить его передачу лизингополучателю в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.

Поскольку по договору финансового лизинга выбор поставщика и оборудования лежит не на его приобретателе (лизингодателе), а на пользователе оборудования (лизингополучателе), в Конвенции предусмотрено освобождение лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении купленного оборудования (а также перед третьими лицами за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу), если только убытки не были причинены лизингополучателю (арендатору) вследствие того, что лизингодатель повлиял на выбор поставщика либо оборудования. При этом лизингополучатель вправе обращаться с претензиями, относящимися к основным характеристикам оборудования (к качеству, комплектности оборудования и т.д.), которое он сам выбирал, не к лизингодателю, а непосредственно к поставщику оборудования.

Это, однако, не освобождает лизингодателя от обязанности обеспечить передачу оборудования лизингополучателю. Если оборудование не поставлено или поставлено с просрочкой или не соответствует условиям договора поставки, лизингополучатель (арендатор) имеет право:

  • а) отказаться от предоставляемого в лизинг оборудования или расторгнуть договор лизинга;
  • б) приостановить периодические платежи, подлежащие уплате по договору лизинга, до тех пор, пока лизингодатель не исправит ненадлежащее исполнение, предложив лизингополучателю оборудование, соответствующее договору поставки.

Обязанности лизингополучателя перед лизингодателем по договору финансового лизинга совпадают с обычными обязанностями арендатора. Он должен выплачивать периодические платежи, проявлять надлежащую заботу в отношении оборудования, использовать его разумным образом и поддерживать в состоянии, в котором его получил, с учетом нормального износа и изменений, согласованных сторонами. По истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить имущество в указанном состоянии, если только он не воспользовался правом покупки или продолжения его лизинга на последующий период.

Согласно п. 2 ст. 6 Конвенции вопросы, относящиеся к предмету ее регулирования, но прямо в ней не рассмотренные, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов – в соответствии с правом, применимым в силу коллизионных норм.

В самой Конвенции содержатся отдельные коллизионные нормы, содержащие формулы прикрепления, с помощью которых определяются подлежащие применению нормы, регулирующие вещные права на различные виды имущества (ст. 4).

Международно-правовое регулирование лизинга нашло отражение в Конвенции УНИДРУА о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования 2001 г. Конвенция вступила в силу с 1 марта 2006 г. В настоящее время ее участниками являются более 40 стран, включая Россию, для которой Конвенция вступила в силу с 1 сентября 2011 г.

Принятие Конвенции явилось одной из ступеней в решении проблемы финансирования приобретения и эффективного использования трех видов подвижного оборудования (mobile equipment) – авиационного оборудования (планеров воздушных судов, авиационных двигателей и вертолетов), железнодорожного подвижного состава, космических средств. В соответствии с поставленными задачами в Конвенции предусматривается использование “международных гарантий” – системы обеспечительных мер вещно-правового характера, одной из которых в Конвенции признается лизинг.

Одновременно с Конвенцией был принят Протокол по авиационному оборудованию (вступил в силу с 1 марта 2006 г.), а впоследствии 23 февраля 2007 г. в Люксембурге – Протокол по железнодорожному подвижному составу (Люксембургский протокол), 9 марта 2012 г. в г. Берлине – Протокол по космическим средствам.

Специфический характер подвижного оборудования (являющегося дорогостоящим “однозначно идентифицированным” оборудованием, постоянно перемещаемым из одной страны в другую, либо вообще вне пределов земного пространства) обусловил особенности содержащегося в Конвенции правового регулирования.

В ней предусматривается регистрация международных гарантий (в частности, лизинга) в Международном электронном регистре. Этим достигается доступность информации о международных гарантиях, что дает возможность заинтересованным лицам использовать установленные в Конвенции различные способы защиты их прав и интересов, включая право на возврат авиационного объекта. Международные гарантии, зарегистрированные в соответствии с Конвенцией, обеспечивают кредитору приоритет его прав на подвижное оборудование по отношению к другим кредиторам и продолжают действовать даже в случае банкротства должника.

Учитывая высокую мобильность подвижного оборудования, Конвенция предусмотрела возможность применения временных обеспечительных мер, принимаемых по судебному приказу, среди которых названы: сохранение объекта и его стоимости, передача объекта во владение, под контроль или на хранение, запрещение изменения местонахождения объекта, передача объекта в лизинг или в управление с извлечением дохода (ст. 13).

Международная унификация права в области регулирования лизинга проводилась в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Ее результатом стало подписание странами – членами СНГ в г. Москве 25 ноября 1998 г. Конвенции о межгосударственном лизинге. Она разработана в развитие Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г. исходя из положений рассмотренной выше Оттавской конвенции, общепризнанных норм и основ национального законодательства стран-участниц. Конвенцию подписали страны – члены СНГ: Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Украина. С 30 августа 2001 г. она вступила в силу для трех государств – Белоруссии, Армении и Таджикистана, с 25 июля 2006 г. – для Киргизии.

Конвенция применяется в том случае, если лизинг осуществляется лизинговыми компаниями и хозяйствующими субъектами не менее двух государств-участников.

Предметом регулирования Конвенции является финансовый лизинг, а также другие виды лизинга, в частности операционный (оперативный), предусматривающий возврат имущества лизингодателю с последующей сдачей в лизинг.

Лизинг рассматривается в Конвенции как договорная форма осуществления прямых инвестиций в экономику участвующих в ней стран. Этим обусловлено включение в нее условий, предоставляющих участникам межгосударственной лизинговой деятельности гарантии перевода прибыли и других денежных сумм за границу, а также гарантии от изменений национального законодательства, от национализации и реквизиции имущества, кроме случаев, предусмотренных национальным законодательством стран-участниц.

Вопросы, прямо не урегулированные в Конвенции, подлежат разрешению в соответствии с нормами материального права, определяемыми с учетом содержащихся в Конвенции коллизионных норм. Так, форма договора лизинга, права и обязанности его сторон определяются национальным законодательством государства, в котором заключается этот договор (подп, “а” п. 6.2 ст. 6).

Для решения других вопросов, вытекающих из договора лизинга, установлена общая коллизионная норма, отсылающая при отсутствии соглашения между сторонами к праву государства, где “учреждена, имеет свое местонахождение или основное место деятельности сторона, являющаяся лизингодателем в договоре лизинга” (подп. “б” п. 6.2 ст. 6).

Для организаций стран СНГ, не участвующих в Конвенции о межгосударственном лизинге, право, подлежащее применению к договору лизинга, а также к форме договора лизинга, определяется в соответствии с общими правилами, установленными в Киевском соглашении 1992 г. (п. “г”, “е” ст. 11) либо в Кишиневской конвенции (ст. 42, 44).

Так, права и обязанности сторон определяются по законодательству места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон (п. “е” ст. 11 Киевского соглашения, ст. 44 Кишиневской конвенции), форма сделки определяется по законодательству места ее совершения (п. “г” ст. И, п. 1 ст. 42 Кишиневской конвенции).

На 25-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ постановлением № 25-6 от 14 апреля 2005 г. был принят Модельный закон о лизинге, оказавший влияние на регулирование лизинга в странах СНГ, включая Россию. Так, содержащиеся в нем положения учитывались в этих странах в пересмотренных в последние годы специальных законах о лизинге.

Лизинговая деятельность в законе определена как вид инвестиционной деятельности. В нем определены правовые и организационные особенности лизинга, содержатся положения, характеризующие особенности договора лизинга, специально рассматриваются международные операции лизинга, субъектам которого в соответствии с Модельным законом предоставляется ряд валютных и таможенных преференций и др.

Законодательство России о международном финансовом лизинге

Согласно ГК РФ финансовая аренда (лизинг) рассматривается как разновидность договора аренды (§ 6 гл. 34). Поэтому к отношениям сторон по договору международного финансового лизинга подлежат применению те же коллизионные нормы, которые применяются к договору аренды. Подпункт 3 п. 2 ст. 1211 ГК РФ отсылает при отсутствии в договоре аренды соглашения сторон о подлежащем применению праве к праву страны арендодателя.

Специальные положения о международном финансовом лизинге как виде инвестиционной деятельности содержатся в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”. В нем выделяются две формы лизинга – внутренний и международный, т.е. лизинг, при осуществлении которого лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации. Предусматривается также осуществление лизинговой деятельности на территории РФ иностранными лизинговыми компаниями (юридическими лицами – нерезидентами Российской Федерации).

Финансовый лизинг: субъекты, объекты и порядок заключения договора

В рыночной экономике используется целый спектр кредитных и финансовых инструментов. Один из таких инструментов – финансовый лизинг, благодаря которому бизнес способен получить новые возможности для роста и модернизации своей деятельности.​

Финансовый лизинг: что это такое?

Срок, на который лизингополучатель получает имущество, не должен превышать срока полной его амортизации.

Автомобиль в лизинг для физических лиц: что это такое и как это работает на практике, вы можете прочесть по ссылке.

1. Объекты лизинга

Объектом выступает недвижимое или движимое имущество из категории основных средств:

  • транспорт и спецтехника;
  • технические сооружения;
  • оборудование;
  • здания;
  • средства вычислительной техники;
  • предприятия;
  • другое имущество для предпринимательских целей.

Исключаются из этого списка земельные участки, некоторые природные объекты и имущество, запрещаемое для свободного обращения федеральными нормативными актами.

Популярны среди объектов (предметов) лизинга: сельскохозяйственная, строительная и дорожная техника, автотранспорт и авиационная техника, морские суда, телекоммуникационное оборудование.

2. Субъекты лизинга

Финансовый лизинг предусматривает трехсторонний характер отношений. В сделке участвуют три субъекта:

  • лизингодатель – физическое или юридическое лицо, приобретающее за счет своих или привлеченных средств имущество для его последующей передачи во временное пользование;
  • лизингополучатель – физическое или юридическое лицо, получающее имущество во временное пользование;
  • продавец (поставщик) – лицо, продающее имущество (объект лизинговой сделки): предприятие-изготовитель, торговая организация или физическое лицо, продающее объект лизинга.

Субъектами лизинга могут быть как резиденты, так и нерезиденты РФ, функционирующие на ее территории.

Лизингодателем могут выступать:

  • лизинговые компании (как организации, исключительно финансирующие сделки, так и организации, оказывающие дополнительно услуги по техобслуживанию, обучению и т.д.);
  • кредитные учреждения и банки, которые по Уставу имеют право на лизинговую деятельность;
  • иные организации, у которых в учредительных документах предусмотрена лизинговая деятельность и наличие достаточных средств для этого.

Как юридическому лицу получить автомобиль в лизинг и сколько это будет стоить, вы можете узнать в этой статье.

Схема: Субъекты лизинга.

Это пример классических лизинговых отношений, который объясняет разницу между лизингом и арендой, где участвуют только два субъекта: арендатор и арендодатель.

Что такое лизинг простыми словами и какие существуют основные виды договоров лизинга – читайте по ссылке.

Преимущества финансового лизинга

Финансовый лизинг имеет множество преимуществ перед арендой, покупкой и кредитом:

  • лизингодатель снижает риск невозврата денежных средств, в силу сохранения права собственности на передаваемое в пользование имущество;
  • лизинг обычно подразумевает кредитование в размере 100% от стоимости имущества, и не требует немедленного начала лизинговых выплат;
  • платежи по договору лизинга начинают выплачиваться после установки оборудования на предприятии при достижении соответствующей производительности;
  • срок лизинга больше срока кредитования;
  • гибкость договора лизинга позволяет сторонам договориться об удобной системе оплаты;
  • после окончания срока договора есть возможность выкупить имущество лизингополучателем по остаточной или номинальной стоимости;
  • имущество в лизинге не стоит на балансе лизингополучателя, что позволяет не платить налог на имущество;
  • лизинговые платежи учитываются как издержки и уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль;
  • возможность возместить часть лизинговых платежей за счет предоставления субсидий для малого бизнеса из региональных структур;
  • продавец (производитель) имущества получает дополнительные каналы сбыта и реализации своей продукции.

Как физическому и юридическому лицу получить оборудование для малого бизнеса в лизинг, вы можете прочесть тут.

Схема: Сравнительный анализ финансового и оперативного лизинга, а также кредита.

Договор международного финансового лизинга

В современном мире быстрыми темпами развиваются международные правоотношения. Международный финансовый лизинг – это особые лизинговые отношения, которые подразумевают участие субъектов из разных стран.

Он, в свою очередь, подразделяется на: прямой (соглашение заключается между субъектами разных государств) и косвенный (когда имущество импортируется или капитал лизингодателя частично контролируется иностранным государством).

Также международный лизинг можно разделить на импортный и экспортный. При экспортном зарубежной стороной является лизингодатель, при импортном – лизингополучатель.

Договор международного финансового лизинга – образец находится тут.

Чем отличается лизинг от кредита и какие основные преимущества лизинга перед кредитом – узнайте в нашей новой публикации по ссылке.

Схема: Соотношение финансового и оперативного лизинга.

Договор финансовой аренды лизинга: образец и основные правила

Основополагающим документом лизинговых взаимоотношений является договор финансового лизинга. Такой договор заключается между лизингодателем и лизингополучателем.

В типовой форме указывается предмет договора, права и обязанности сторон, условия поставки имущества, срок лизинга, страхование, график лизинговых платежей, ответственность каждой из сторон, порядок разрешения споров, использование имущества, его обслуживание и ремонт, реквизиты субъектов.

Важный этап лизинговой сделки – подписание акта приема имущества.

Здесь вы можете скачать образец договора финансовой аренды лизинга.

Договором предусматривается внесение лизингополучателем регулярной платы в течение всего срока эксплуатации имущества. Такая плата называется «лизинговыми платежами», обычно представленными в виде графика.

Образец договора финансового лизинга вы можете посмотреть по этой ссылке.

Финансовый лизинг: что это такое и какими темпами развивается лизинг в России, вы можете узнать в следующем видео:

Понятие договора международного финансового лизинга и международно-правовое регулирование

Договор международного финансового лизинга

В последнее десятилетие в практике международной торговли применяются договорные формы внешнеэкономической деятельности, отражающее современные тенденции развития мировой экономики.

Международный финансовый лизинг наиболее широко используется для предпринимательской деятельности разных стран с привлечением дополнительных средств в производственный сектор. Более обширно используется международный финансовый лизинг, который связан с бизнесом разных стран, занимающихся бизнесом с привлечением дополнительных средств в производственной сфере.

Финансовый лизинг в договорной практике традиционно рассматривается как особый вид аренд, который представляет собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счет (или за счет кредитных средств) имущества одним лицом (лизингодателем) с целью передачи его в другое лицо (арендатор) и получающее доход от этой деятельности в виде арендной платы.

Для лизинга свойственно, что лизингодатель (который часто включает в себя коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании и специализированные лизинговые компании) передает имущество, специально приобретенное по договору купли-продажи, лизингополучателю без его использования. Это разрешает рассматривать лизинг не только как вид аренды, но и как особую форму долгосрочного кредитования (инвестиций), при которой «кредитные средства» (т. е. деньги, потраченные на покупку оборудования) выкупаются лизингодателем путем регулярной выплаты арендной платы арендодателю между ними в согласованном размере.

Международно-правовое регулирование финансового лизинга

Обширное распространение лизинговых операций в международной торговой практике привело к унификации правовых норм о лизинге, в результате чего была принята Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, подписанная в Оттаве 28 мая 1988 года и вступившая в силу после присоединения (ратификации) Франции, Италии и Нигерии (далее Оттавская конвенция). Конвенция также касается Панамы, Беларуси, Венгрии, Латвии, Узбекистана и Украины. Российская Федерация считается участницей Конвенции впоследствии ее ратификации на основании Федерального закона от 16 февраля 1998 г. № 16-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге».

Сфера действия Оттавской конвенции определяется на базе 2-х критериев. В соответствии с ст. 3 (а) настоящая Конвенция применяется к участникам лизинга в 3-х случаях, когда коммерческие предприятия арендодателя и арендатора находятся в разных государствах-участниках Конвенции. Государство коммерческого предприятия, которое является арендованным поставщиком оборудования, также должно быть его участником.

Положения Конвенции также применяются, если договор аренды, а также договор поставки между арендодателем и поставщиком регулируется законодательством одной из стран, к которой принадлежат участники лизинговой операции (статья 3 (б). Но даже при этих критериях применение Конвенции может быть исключено сторонами.

В соответствии с Конвенцией финансовый лизинг состоит из 2-х видов взаимосвязанных договоров:

  • договор купли-продажи (поставки) между арендодателем и поставщиком оборудования, выбранный в соответствии с техническими условиями арендатора;
  • договор аренды между арендодателем и арендатором, на основании которого арендатор использует оборудование для замены уплаты периодических платежей.

Финансовый лизинг должен иметь следующие характерные особенности:

  • лизингополучатель (арендатор) сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь «на опыт и суждения арендодателя»;
  • арендованное оборудование приобретается лизингодателем (арендодателем) только в связи с договором аренды, заключенным между арендатором и арендодателем, который при покупке оборудования должен уведомить об этом продавца;
  • периодические платежи, подлежащие уплате по соглашению аренды, рассчитываются с учетом амортизации всей либо значимой части цены оборудования.

Конвенция не предусматривает покупку оборудования в качестве предварительного условия, позволяющего арендатору использовать его в последующий период.

Предметом финансового лизинга считается движимое имущество (оборудование), применяемое в предпринимательских целях: производственное оборудование, в том числе комплектующие и средства производства; транспортные средства и их аксессуары; корабли и самолеты; авиационные двигатели, также оборудование, плотно связанное с недвижимостью и «принадлежащее земельному участку» или «имущество, закрепленное за земельным участком». Оборудование, которое используется в основном для личных, семейных или домашних задач арендатора, не может быть сдано в аренду.

Договор финансового лизинга в течение срока действия собственного арендованного имущества остается за арендодателем, чьи права защищены в случае банкротства арендатора. Соответственно, это имущество не может быть наложено на требования кредиторов арендатора.

В соответствии с договором финансовой аренды лизингодатель имеет 2 основные обязанности: приобрести имущество для сдачи в аренду, а также обеспечить его передачу лизингополучателю в состоянии, соответствующем условию договора и уступке права собственности.

Так как в соответствии с договором международного финансового лизинга выбор поставщика и оборудования зависит не от его покупателя (лизингодателя), а от пользователя оборудования (лизингополучателя), Конвенция предусматривает освобождение лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении приобретенного оборудования (а также третьим лицам за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу), за исключением случаев, когда арендатор понес убытки из-за того, что арендодатель оказал влияние на выбор поставщика или оборудования. В этом случае арендатор имеет право предъявлять претензии, касающиеся основных характеристик оборудования (качество, комплектность оборудования и т. д.), которые он сам выбрал не для арендодателя, а непосредственно к поставщику оборудования.

Это, впрочем, не освобождает арендодателя от прямых обязанностей по обеспечению передачи оборудования арендатору. Если оборудование не доставлено или доставлено с опозданием либо не соответствует условиям договора поставки, арендатор имеет право:

  • отказаться от аренды оборудования или расторгнуть договор аренды;
  • временно останавливать повторяющиеся платежи, подлежащие уплате по соглашению лизинга, до тех пор, пока лизингодатель не исправит ненадлежащее выполнение, предложив лизингополучателю оборудование, которое соответствует договору поставки.

В соответствии с договором финансовой аренды обязательства арендатора перед арендодателем совпадают с обычными обязанностями арендатора. Он обязан производить регулярные платежи, надлежащим образом обслуживать оборудование, использовать его с утром и поддерживать его в том состоянии, в котором оно было получено, с учетом нормального износа и изменений, согласованных сторонами.

По истечении срока действия договора аренды, арендатор обязан вернуть имущество в указанном состоянии, если только он не воспользовался правом его приобретения или продолжил аренду в течение последующего периода.

В соответствии с пунктом 2 ст. 6 Конвенции, вопросы, относящиеся к предмету ее регулирования, но конкретно не затрагиваемые, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, и в отсутствие таких принципов в соответствии с правом, применимым в силу коллизионных норм.

Сама Конвенция содержит отдельные коллизионные нормы, содержащие формулы присоединения, с помощью которых определяются нормы, регулирующие права собственности на различные виды собственности (статья 4).

Международное правовое регулирование лизинга отражено в Конвенции УНИДРУА о международных гарантиях подвижного оборудования 2001 года. Конвенция вступила в силу 1 марта 2006 года. В настоящее время более 40 стран, включая Россию, для которых Конвенция вступила в силу 1 сентября 2011 года, являются ее участниками.

Принятие Конвенции явилось одним из шагов в решении проблемы финансирования приобретения и эффективного использования 3-х типов мобильной техники (mobile equipment) – авиационной техники (планеры самолетов, авиационные двигатели и вертолеты), железнодорожного подвижного состава, космических средств. В соответствии со своими целями Конвенция предусматривает использование «международных гарантий» – системы временных мер правового характера, одна из которых признана в Конвенции лизингом.

Конвенцией был принят Протокол об авиационном оборудовании (начал свое действие 1 В одно и тоже время марта 2006 года), а позже 23 февраля 2007 года в Люксембурге – Протокол о железнодорожном подвижном составе (Люксембургский протокол) 9 марта 2012 года в Берлине – Протокол по космическому средству.

Специфика мобильного оборудования (которое является дорогостоящим, «уникально идентифицированным» оборудованием, постоянно перемещающимся из одной страны в другую или за пределы наземного пространства в целом) определило особенности правового регулирования, содержащегося в Конвенции.

Он учитывает регистрацию международных гарантий (в частности, лизинга) в Международном электронном реестре. Это гарантирует доступность информации о международных гарантиях, что позволяет заинтересованным сторонам использовать различные способы защиты своих прав и интересов, установленных в Конвенции, включая право на возвращение авиационного объекта. Международные гарантии, зарегистрированные в согласовании с Конвенцией, предоставляют кредитору приоритет его прав на мобильное оборудование над другими кредиторами и продолжают действовать даже в случае банкротства должника.

Конвенция предусматривала возможность применения временных мер с учетом гипермобильности мобильного оборудования, принятых в соответствии с постановлением суда, в том числе: сохранение объекта и его цены, предоставление объекта во владение, контроль или сдачу на хранение, запрещение изменения объекта передается в аренду или управляется с получением дохода (статья 13).

Международная унификация законодательства в области регулирования лизинга осуществлялась в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Его результатом стало подписание государствами– участниками СНГ в г. Москве 25 ноября 1998 г.

Конвенция о межгосударственном лизинге

Конвенция о межгосударственном лизинге была разработана для создания договора о развитии Экономического союза от 24 сентября 1993 года на основе положений Оттавской конвенции, как указано выше, общепринятых норм и основ национального законодательства стран-участниц. Конвенция вступила для 3-х государств – Белоруссии, Армении и Таджикистана, с 25 июля 2006 года – для Кыргызстана, ее подписали страны СНГ: Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина.

Конвенция используется, если лизинг осуществляется лизинговыми компаниями и хозяйствующими субъектами как минимум 2-х государств-участников. Предметом регулирования Конвенции считается финансовый лизинг, в том числе другие виды лизинга, в частности оперативный (операционный), предусматривающий возврат имущества лизингодателю с последующим лизингом.

Лизинг рассматривается в Конвенции как договорная форма прямых вложений в экономику участвующих в ней стран. Это связано с включением в нее условий, которые предоставляют участникам межгосударственной лизинговой деятельности гарантии перевода прибылей и других денежных сумм за границу, а также гарантии от изменений в национальном законодательстве, национализации и реквизиции имущества, за исключением случаев, предусмотренных в национальных законодательствах стран-участниц.

Вопросы, которые прямо не регулируются в Конвенции, подлежат разрешению в соответствии с нормами материального права, определяемыми с учетом коллизионных норм, содержащихся в Конвенции. Таким образом, форма договора лизинга, права и обязанности его сторон определяется национальным законодательством государства, в котором заключается данный договор (подпункт «а» пункта 6.2 статьи 6).

Для решения остальных вопросов, возникающих в связи с договором аренды, было установлено общее правило конфликта, которое при отсутствии соглашения между сторонами относится к праву государства, где «учреждена, имеет свое местоположение либо главное место деятельности сторон, являющейся лизингодателем в договоре лизинга» (подпункт «б» пункта 6.2 статьи 6).

Для организаций стран СНГ, не принимающих участие в Конвенции о межгосударственном лизинге, право на применение к договору лизинга, а также к форме договора лизинга определяется в соответствии с общими правилами, установленными в Киевском соглашении 1992 года. (п. «г», «е» ст. 11) или в Кишиневской конвенции (ст. 42, 44).

Таким образом, права и обязанности сторон определяются законодательством места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон (пункт «е» статьи 11 Киевского соглашения, статья 44 Кишиневской конвенции), форма сделки определяется законодательством по месту ее заключения (п. «г» ст. И, п. 1 ст. 42 Кишиневской конвенции).
На 25-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ Постановлением № 25-6 от 14 апреля 2005 г. был принят Модельный закон о лизинге, оказавший влияние на регулирование лизинга в странах СНГ, включая Россию. Таким образом, содержащиеся в нем положения были учтены в этих странах в специальных законах о лизинге, которые были пересмотрены в последние годы.

Лизинговая деятельность определяется законом как вид инвестиционной деятельности. В нем определены правовые и организационные особенности лизинга, содержатся положения, характеризующие особенности лизингового договора, в частности, рассматриваются международные лизинговые операции, субъектам которого согласно Типовому закону, предоставляются ряд валютных и таможенных преференций и т. д.

Законодательство России о международном финансовом лизинге

Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации финансовый лизинг рассматривается как вид договора аренды (§ 6 гл. 34). Следовательно, те же коллизионные нормы, применимые к договору аренды, регулируются отношениями сторон в соответствии с договором международного лизинга. Подпункт 3 пункт 2 ст. 1211 Гражданского Кодекса Российской Федерации направляет, при отсутствии договора аренды, соглашение сторон о применимом праве к законодательству страны арендодателя.

Особое положения о международном финансовом лизинге как виде инвестиционной деятельности содержатся в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовом лизинге».

Существуют 2 формы лизинга:

  • внутренний;
  • международный, то есть лизинг, при реализации которого лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Замечание 7

Также предусматривается осуществление лизинговой деятельности на территории Российской Федерации иностранными лизинговыми компаниями (юридическими лицами – нерезидентами Российской Федерации).

Лекция 8. Отдельные виды договоров

8.2. Договор международного финансового лизинга

В современных условиях развития мировой экономики финансовый лизинг получил широкое распространение, поскольку он связан с привлечением хозяйствующими субъектами различных стран дополнительных источников финансирования в производственную и иные сферы.

Сам термин «лизинг» (англ. leasing, производное от lease – аренда) означает долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств и других объектов производственного назначения. В учебной литературе отмечалось, что в международной договорной практике финансовый лизинг сложился как особая разновидность института аренды. В законодательстве отдельных стран он также традиционно рассматривается как особый вид аренды, представляющий собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счет (либо за счет кредитных средств) имущества одним лицом (лизингодателем) с целью его передачи в аренду другому лицу (лизингополучателю) и извлечения доходов от этой деятельности в виде получения арендных платежей.

Особенность договора лизинга состоит в том, что лизингодатель (в роли которого нередко выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании, а также специализированные лизинговые компании) передает имущество, специально приобретенное по договору купли-продажи, в пользование лизингополучателю, сам его не используя. Это позволяет рассматривать лизинг не только как разновидность аренды, но и как своеобразную форму долгосрочного кредитования («инвестирования»), при которой лизингополучатель погашает «кредитные средства» (т.е. денежные средства, затраченные на закупку оборудования) путем регулярной выплаты лизингодателю в согласованном между ними размере арендных платежей. Сумма этих платежей складывается из стоимости оборудования (как правило, соответствующей его полной амортизации), расходов лизингодателя, связанных с приобретением оборудования (например, в случае пользования кредитными средствами), а также суммы, составляющей непосредственно прибыль лизингодателя.

Таким образом, в случае заключения договора лизинга возникают взаимно между собой связанные трехсторонние отношения.

Основным актом, регулирующим лизинговые отношения в международной торговой практике, является Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, которая была подписана в 1988 г. в Оттаве (поэтому в литературе она часто именуется как Оттавская конвенция). Кроме проекта этой Конвенции УНИДРУА, содержащей прежде всего унифицированные нормы, эта международная организация подготовила также модельный договор лизинга. Участниками конвенции являются Франция, Италия, Испания, Венгрия, Панама, Латвия, Россия (с 1 января 1999 г.), Белоруссия (с 1 марта 1999 г.), Узбекистан (с 1 февраля 2001 г.) и другие государства.

Оттавская конвенция 1988 г. применяется к участникам лизинга в тех случаях, когда коммерческие предприятия лизингодателя (арендодателя) и лизингополучателя (арендатора) находятся в разных государствах. Участником Конвенции должно быть и государство коммерческого предприятия поставщика оборудования, являющегося предметом лизинга.

Из Оттавской конвенции, следует, что финансовый лизинг представляет собой сделку, оформляемую двумя видами договоров: договором купли-продажи (поставки) между лизингодателем и поставщиком оборудования, выбранного по спецификации лизингополучателя, и договором лизинга между лизингодателем и лизингополучателем, на основании которого лизингополучатель использует оборудование взамен на выплату периодических платежей.

Финансовый лизинг характеризуется как вид деятельности, при осуществлении которой: а) лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь «на опыт и суждение арендодателя»; б) предоставляемое в лизинг оборудование приобретается лизингодателем только в связи с договором лизинга, о чем он должен поставить в известность продавца; в) периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Предметом финансового лизинга является, как правило, движимое имущество (оборудование): производственное оборудование, включая комплектующее оборудование и средства производства. Им, кроме того, могут быть транспортные средства всякого рода, а также оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом и являющееся принадлежностью земельного участка либо присоединенным к земельному участку имуществом (например, буровая установка).

В течение срока действия договора финансового лизинга собственником арендуемого имущества остается лизингодатель, права которого защищаются в случае банкротства лизингополучателя. На это имущество не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов лизингополучателя.

По договору финансового лизинга на лизингодателя возлагаются обязанности приобрести в собственность имущество для передачи в лизинг, а также обеспечить его передачу лизингополучателю в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.

Поскольку выбор поставщика и оборудования по данному договору лежит на пользователе оборудования (лизингополучателе), а не на приобретателе (лизингодателе), в Конвенции, как общее правило, предусмотрено освобождение лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении проданного оборудования. При этом лизингополучатель вправе обращаться с претензиями, относящимися к основным характеристикам оборудования (к качеству, комплектности оборудования и т.д.), которое он сам выбирал, не к лизингодателю, а непосредственно к поставщику оборудования.

Это, однако, не освобождает лизингодателя от обязанности обеспечить передачу оборудования лизингополучателю. Если оборудование не поставлено или поставлено с просрочкой, или не соответствует условиям договора поставки, лизингополучателю предоставлены права: а) отказаться от предоставляемого в лизинг оборудования или расторгнуть договор лизинга; б) приостановить периодические платежи, подлежащие уплате по договору лизинга, до тех пор, пока лизингодатель не обеспечит надлежащее исполнение, предложив лизингополучателю соответствующее оборудование.

Обязанности лизингополучателя перед лизингодателем по договору финансового лизинга совпадают с обычными обязанностями арендатора по договору аренды. Он обязан выплачивать периодические платежи, проявлять надлежащую заботу в отношении оборудования, использовать его разумным образом и поддерживать в состоянии, в котором получил, с учетом нормального износа и тех изменений, которые согласованы сторонами. По истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить имущество в указанном состоянии, если только он не воспользовался правом покупки или продолжения его лизинга на последующий период.

Вопросы, которые прямо не регулируются в Оттавской конвенции, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таковых – в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права. В самой Конвенции предусмотрены отдельные коллизионные нормы, с помощью которых определяются подлежащие применению правовые нормы, регулирующие вещные права на различные виды имущества. В частности, в случаях, когда предметом лизинга является оборудование, присоединенное к земельному участку или ставшее принадлежностью земельного участка, вопрос о том, стало или нет указанное оборудование такой принадлежностью (или было присоединено к земельному участку), и возникающие в связи с этим правовые последствия для лизингодателя и обладателя вещных прав на данный земельный участок определяются законом государства местонахождения этого земельного участка.

В зависимости от вида оборудования, являющегося предметом лизинга, решается вопрос о выборе норм законодательства для признания вещных прав за лизингодателем, конкурсным управляющим («доверительным собственником») либо кредиторами в случае банкротства лизингополучателя. Так, в отношении зарегистрированного морского либо воздушного судна в этом случае подлежит применению право государства их регистрации; в отношении оборудования, которое обычно перемещается из одной страны в другую, включая авиационные двигатели, – право государства, в котором находится основное коммерческое предприятие арендатора; в отношении другого оборудования – право государства местонахождения этого оборудования.

Между странами СНГ была в 1998 г. заключена Конвенция о межгосударственном лизинге (ее подписали Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Украина), но она не вступила в силу, поскольку не была ратифицирована необходимым числом государств.

В России действует Закон о лизинге 1998 г., согласно которому вопрос о применении права решается по соглашению сторон в соответствии с Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (п. 3 ст. 10 Закона).

В ст. 24 Закона о лизинге воспроизводятся отдельные коллизионные привязки, содержащиеся в ст. 7 этой Конвенции, в частности те, которые установлены для признания вещных прав в случае банкротства лизингополучателя. В зависимости от вида сдаваемого в лизинг оборудования в Законе о лизинге содержатся отсылки к праву: страны регистрации судов или кораблей (в отношении воздушных и морских судов); страны местонахождения лизингополучателя (в отношении других предметов лизинга, которые могут перевозиться из одной страны в другую, например, двигатели летательных аппаратов); страны, в которой на момент возникновения спора находится предмет лизинга (в отношении любых предметов лизинга).

Специальные законы или иные акты о лизинге были приняты в Азербайджане, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Узбекистане и других странах СНГ.

Договор международного финансового лизинга

Ли́зинг (англ. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаровфизическими лицами.

Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определённое лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

Основным актом, регулирующим лизинговые отношения в международной торговой практике, является Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, которая была подписана в 1988 г. в Оттаве (поэтому в литературе она часто именуется как Оттавская конвенция). Кроме проекта этой Конвенции УНИДРУА, содержащей прежде всего унифицированные нормы, эта международная организация подготовила также модельный договор лизинга. Участниками конвенции являются Франция, Италия, Испания, Венгрия, Панама, Латвия, Россия (с 1 января 1999 г.), Белоруссия (с 1 марта 1999 г.), Узбекистан (с 1 февраля 2001 г.) и другие государства.

Оттавская конвенция 1988 г. применяется к участникам лизинга в тех случаях, когда коммерческие предприятия лизингодателя (арендодателя) и лизингополучателя (арендатора) находятся в разных государствах. Участником Конвенции должно быть и государство коммерческого предприятия поставщика оборудования, являющегося предметом лизинга.

Финансовый лизинг характеризуется как вид деятельности, при осуществлении которой: а) лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь «на опыт и суждение арендодателя»; б) предоставляемое в лизинг оборудование приобретается лизингодателем только в связи с договором лизинга, о чем он должен поставить в известность продавца; в) периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Предметом финансового лизинга является, как правило, движимое имущество (оборудование): производственное оборудование, включая комплектующее оборудование и средства производства. Им, кроме того, могут быть транспортные средства всякого рода, а также оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом и являющееся принадлежностью земельного участка либо присоединенным к земельному участку имуществом (например, буровая установка).

В течение срока действия договора финансового лизинга собственником арендуемого имущества остается лизингодатель, права которого защищаются в случае банкротства лизингополучателя. На это имущество не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов лизингополучателя.

По договору финансового лизинга на лизингодателя возлагаются обязанности приобрести в собственность имущество для передачи в лизинг, а также обеспечить его передачу лизингополучателю в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.

Поскольку выбор поставщика и оборудования по данному договору лежит на пользователе оборудования (лизингополучателе), а не на приобретателе (лизингодателе), в Конвенции, как общее правило, предусмотрено освобождение лизингодателя от ответственности перед лизингополучателем в отношении проданного оборудования. При этом лизингополучатель вправе обращаться с претензиями, относящимися к основным характеристикам оборудования (к качеству, комплектности оборудования и т.д.), которое он сам выбирал, не к лизингодателю, а непосредственно к поставщику оборудования.

Это, однако, не освобождает лизингодателя от обязанности обеспечить передачу оборудования лизингополучателю. Если оборудование не поставлено или поставлено с просрочкой, или не соответствует условиям договора поставки, лизингополучателю предоставлены права: а) отказаться от предоставляемого в лизинг оборудования или расторгнуть договор лизинга; б) приостановить периодические платежи, подлежащие уплате по договору лизинга, до тех пор, пока лизингодатель не обеспечит надлежащее исполнение, предложив лизингополучателю соответствующее оборудование.

Обязанности лизингополучателя перед лизингодателем по договору финансового лизинга совпадают с обычными обязанностями арендатора по договору аренды. Он обязан выплачивать периодические платежи, проявлять надлежащую заботу в отношении оборудования, использовать его разумным образом и поддерживать в состоянии, в котором получил, с учетом нормального износа и тех изменений, которые согласованы сторонами. По истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель обязан возвратить имущество в указанном состоянии, если только он не воспользовался правом покупки или продолжения его лизинга на последующий период.

Вопросы, которые прямо не регулируются в Оттавской конвенции, подлежат разрешению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таковых – в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права. В самой Конвенции предусмотрены отдельные коллизионные нормы, с помощью которых определяются подлежащие применению правовые нормы, регулирующие вещные права на различные виды имущества. В частности, в случаях, когда предметом лизинга является оборудование, присоединенное к земельному участку или ставшее принадлежностью земельного участка, вопрос о том, стало или нет указанное оборудование такой принадлежностью (или было присоединено к земельному участку), и возникающие в связи с этим правовые последствия для лизингодателя и обладателя вещных прав на данный земельный участок определяются законом государства местонахождения этого земельного участка.

В зависимости от вида оборудования, являющегося предметом лизинга, решается вопрос о выборе норм законодательства для признания вещных прав за лизингодателем, конкурсным управляющим («доверительным собственником») либо кредиторами в случае банкротства лизингополучателя. Так, в отношении зарегистрированного морского либо воздушного судна в этом случае подлежит применению право государства их регистрации; в отношении оборудования, которое обычно перемещается из одной страны в другую, включая авиационные двигатели, – право государства, в котором находится основное коммерческое предприятие арендатора; в отношении другого оборудования – право государства местонахождения этого оборудования.

Между странами СНГ была в 1998 г. заключена Конвенция о межгосударственном лизинге (ее подписали Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Украина), но она не вступила в силу, поскольку не была ратифицирована необходимым числом государств.

В России действует Закон о лизинге 1998 г., согласно которому вопрос о применении права решается по соглашению сторон в соответствии с Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (п. 3 ст. 10 Закона).

В ст. 24 Закона о лизинге воспроизводятся отдельные коллизионные привязки, содержащиеся в ст. 7 этой Конвенции, в частности те, которые установлены для признания вещных прав в случае банкротства лизингополучателя. В зависимости от вида сдаваемого в лизинг оборудования в Законе о лизинге содержатся отсылки к праву: страны регистрации судов или кораблей (в отношении воздушных и морских судов); страны местонахождения лизингополучателя (в отношении других предметов лизинга, которые могут перевозиться из одной страны в другую, например, двигатели летательных аппаратов); страны, в которой на момент возникновения спора находится предмет лизинга (в отношении любых предметов лизинга).

Специальные законы или иные акты о лизинге были приняты в Азербайджане, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Узбекистане и других странах СНГ.

Источники:
http://nsovetnik.ru/dogovor/dogovor_mezhdunarodnogo_finansovogo_lizinga/
http://studme.org/56540/pravo/dogovor_mezhdunarodnogo_finansovogo_lizinga
http://fbm.ru/kak-sozdat-svojj-biznes/finansirovanie-biznesa/lizing/finansovyjj-lizing-subekty-obekty-i.html
http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-chastnoe-pravo/dogovor-mezhdunarodnogo-finansovogo-lizinga/
http://www.aup.ru/books/m233/9_2.htm
http://megaobuchalka.ru/10/6264.html
http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/kontragenty/dogovornye-otnosheniya/forma-oplaty.html

Ссылка на основную публикацию