Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: уровни государственной системы

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

План лекций

Тема 2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности

1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

2 Федеральный закон РФ “Об аудиторской деятельности”

3 Аудиторские стандарты

4 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

5 Лицензирование аудиторской деятельности

6 Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных

7 Права и обязанности аудируемых экономических субъектов

8 Аудиторская тайна

9 Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

В настоящее время в РФ сформировалась многоуров­невая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Эта система включает 4 уровня (табл.2.1).

Уровни регулиро-вания Виды и наименования нормативных документов Область регулирования Степень разработанности
I Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят
II Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг Федеральные стандарты разрабатываются (вместо них пока действую 38 российских правил (стандартов))
Законодательные и подзаконные нормативные акты Разрабатываются и приводятся в соответствие с ФЗ нормативные документы в области аттестации аудиторской деятельности
III Правила (стандарты )аудиторских аккредитованных профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомств Разрабатываются аккредитованными аудиторскими объединениями
Министерствами и ведомствами принят ряд документов по специфическим видам аудита
IV Внутрифирменные аудиторские стандарты Используются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Первый уровень представлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 (к ред. от 30.12.2004 г.).

Второй уровень составляют постановления Правительства, указы Президента, приказы, распоряжения и письма федерального органа, уполномоченного регулировать аудиторскую деятельность, принятые на основании и во исполнение федерального закона. Данные документы регулируют вопросы лицензирования и аттестации аудиторской деятельности, а также правила работы профессиональных различных аудиторских объединений и совета по аудиторской деятельности при уполномоченном органе.

Также второй уровень представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23.09.2002 г. Данные стандарты являются общеобязательными для всех субъектов аудиторской деятельности (аудиторов), так как устанавливают единые нормы проведения аудита.

Третий уровень – это стандарты профессиональ­ных аудиторских объединений, которые являются обязательными для их членов, а также требования различ­ных министерств и ведомств при проведении аудита предприятий конкретных отраслей.

Четвертый уровень включает в себя внутрифирменные стандарты, которые разрабатываются аудиторскими орга­низациями самостоятельно. Содержание и форма этих документов являются прерогативой аудиторской фирмы и направлены на повышение качества и престижа на рынке аудиторских услуг.

В соответствии с Федеральным законом «Об ауди­торской деятельности» регулирование аудиторской дея­тельности в РФ осуществляется следующими органами:

• уполномоченным федеральным органом государ­ственного регулирования аудиторской деятельности;

• советом по аудиторской деятельности при уполно­моченном федеральном органе;

• аккредитованными профессиональными объедине­ниями.

Уполномоченным федеральным органом государствен­ного регулирования аудиторской деятельности, в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80, является Министерство финансов РФ.

Основные функции уполномоченного органа определены ст. 18 Закона «Об аудиторской деятельности»:

• издание в пределах своей компетенции норматив­ных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

• организация разработки и представление на утвер­ждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• организация в установленном законодательством порядке системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

• организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

• контроль над соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• определение объема и порядка представления упол­номоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных ауди­торов;

• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуаль­ных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров, предо­ставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

• аккредитация профессиональных аудиторских объ­единений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создан совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ. Положение о Совете утверждено приказом Минфина России от 03.06.2002 № 47н.

Совет по аудиторской деятельности согласно ст. 19 Закона «О6 аудиторской деятельности»:

• принимает участие в подготовке и предваритель­ном рассмотрении основных документов аудитор­ской деятельности и проектов решений уполномо­ченного федерального органа;

• разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пере­сматривает и выносит на рассмотрение уполномо­ченным федеральным органом;

• рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объедине­ний и вносит соответствующие рекомендации на рас­смотрение уполномоченного федерального органа;

• осуществляет иные функции в соответствии с по­ложением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем Минфина по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В со­став совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональ­ной деятельности организаций, подлежащих обязатель­ному аудиту.

Представительство аккредитованных про­фессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% от общего состава совета. В состав совета по ауди­торской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российс­кой Федерации (Банка России) и пользователей ауди­торских услуг.

Согласно При­каза Минфина РФ от 29.04.2002 г. № 38н «Об утверж­дении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Ми­нистерстве финансов Российской Федерации»: Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – это саморегулируемое объединение аудито­ров, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации в целях обеспечения условий ауди­торской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, ус­танавливающее обязательные для своих членов внутрен­ние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематиче­ский контроль за их соблюдением, получившее аккреди­тацию в уполномоченном федеральном органе

Профес­сиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и/или не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное призна­ние и регистрация этим органом профессиональных ауди­торских объединений.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

• участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномо­ченным федеральным органом;

• в соответствии с квалификационными требования­ми уполномоченного федерального органа разра­батывать учебные программы и планы, осуществ­лять профессиональную подготовку аудиторов;

• самостоятельно или по поручению уполномоченно­го федерального органа проводить проверки каче­ства работы аудиторских организаций или инди­видуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и/или обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотиви­рованным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о выдаче претендентам квалифика­ционных аттестатов аудитора;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о приостановлении действия и анну­лировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих чле­нов;

• обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

• содействовать развитию профессии аудитора и по­вышению эффективности аудиторской деятельно­сти в Российской Федерации;

• защищать профессиональные интересы аудиторе! в органах государственной власти Российской Фе­дерации и субъектов Российской Федерации, су­дах и правоохранительных органах;

• разрабатывать и издавать литературу и периоди­ческие издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

• представлять интересы аудиторов в профессиональных международных организациях аудиторов;

• осуществлять иные функции, определенные упол­номоченным федеральным органом.

В настоящее время в Российской Федерации созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПА), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), аудиторские палаты Москвы, Санкт-Петербурга и др.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена на рис. 2.

2 Федеральный закон РФ “Об аудиторской деятельности”

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 – создание первой аудиторской организации “Интераудит”), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона “Об аудиторской деятельности” – август 2001 г.) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности” и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона “Об аудиторской деятельности” (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики – аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона “О бухгалтерском учете”, Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

5.Нормативно – правовое регулирование аудиторской деятельности в россии

Действующая в России система нормативного регулиро­вания аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относится к основ­ным законодательным актам. Этот закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный контроль превалировал над другими видами контроля. Имен­но принятие закона позволяет считать, что становление ауди­та в России состоялось.

К документам первого уровня относят также кодексы Рос­сийской Федерации и указы Президента РФ.

• К документам второго уровня относят постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты уполномочен­ного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель­ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов, такие, как:

Постановление Правительства РФ от 06.02,02 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 29.03.02 № 190 « Лицензировании аудиторской деятельности».

Приказ Минфина РФ от 27.10.99 № 69н «Порядок пре­ставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др.

Третий уровень системы нормативного регулирована аудиторской деятельности представлен федеральными стандартами (правилами) аудиторской деятельности и стандартами аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражным судом.

Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключе­ния. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходи­мый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целе­сообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество ауди­торской проверки.

Четвертый уровень — методики аудиторской деятель­ности, регламентирующие порядок осуществления аудитора­ми проверок применительно к конкретным отраслям, по от­дельным вопросам налогообложения, финансов и по специ­альным аудиторским заданиям.

Пятый уровень — внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения поло­жений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реа­лизации, выработке приемов и способов выполнения кон­кретных аудиторских процедур. Они разрабатываются ауди­торскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Формируемая система нормативного регулирования аудита представлена в табл. 4.

Система нормативного регулирования аудита в России

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в табл. 4.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деяТаблица 4. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Уровни регулирования аудита

Виды и наименования нормативных документов

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г.

Определение места, цели и задач аудиторской деятельности, порядка осуществления и оформления результатов аудита

Подзаконные акты в области регулирования аудиторской деятельности

Регулирование вопросов лицензирования аудиторской деятельности, проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, предоставление информации и отчетности о деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Пересматриваются и дополняются по мере необходимости в соответствии с Законом № 119-ФЗ

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определение положений регулирования аудиторской деятельности, обязательных для соблюдения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами

Осуществляется работа по замене ранее принятых аудиторских стандартов федеральными стандартами, разработанными в соответствии с международными стандартами аудита

Правила (стандарты) аккредитованных аудиторских профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности, в том числе на уровне объединений, министерств

Разрабатываются аккредитованными аудиторскими профессиональными объединениями и министерствами для осуществления отраслевого аудита

Внутрифирменные аудиторские правила (стандарты)

Использование при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

тельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм.

Важнейшими направлениями развития системы регулирования аудиторской деятельности на ближайшую перспективу являются: завершение формирования основного комплекта федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и поддержание его в актуальном состоянии; совершенствование внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; повышение требований к организации внутреннего контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; развитие саморегулирования аудиторской профессии.

Реформирование аудита в РФ связано с внесением изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Подготовка новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности» внесет определенные изменения в порядок и организацию аудиторской деятельности. В проект закона внесены положения, предусматривающие существенные изменения в системе регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. Основная направленность этих изменений — развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием.

Законопроект предусматривает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов само- регулируемым организациям. Среди таких функций — предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер ответственности к аудиторским организациям и аудиторам.

Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Перечень контролирующих органов и их полномочия установлены Законом «Об аудиторской деятельности».

Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

  • • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • • организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
  • • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • • контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • • определение объема и разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  • • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка

аудиторской деятельности функционирует совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Совет в предварительном порядке рассматривает все важнейшие вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности, уделяет большое внимание вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, рассматривает результаты и перспективы рынка аудиторских услуг и деятельности аудиторских объединений.

Деятельность Совета является открытой. Информация о его заседаниях и принятые им решения публикуются на официальном Интернет-сайте Минфина России. Там же публикуются одобренные Советом документы.

В последнее время ведется подготовка к реформированию Совета и постепенному преобразованию его в орган общественного надзора за аудиторской профессией.

В регионах, областях и городах регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, которое действует на некоммерческой основе. При Минфине России аккредитованы следующие аудиторские объединения: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). По экспертной оценке в настоящее время членами аудиторских объединений являются более 70 % аудиторских организаций, фактически ведущих аудиторскую деятельность, и порядка трети аудиторов, фактически занятых в аудиторской деятельности.

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» основными видами деятельности аудиторских объединений являются:

  • 1) разработка правил (стандартов) профессиональной деятельности и соответствующего методического обеспечения ее;
  • 2) внешний контроль качества работы членов;
  • 3) повышение профессионального мастерства членов;
  • 4) контроль соблюдения аудиторами требований, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Планомерно, по мере становления и укрепления аудиторских объединений Минфин России передает им потенциально избыточные для государства функции регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. На это направлены и рассматриваемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Функции аудиторских объединений планируется расширить, в частности:

  • 1) разработка и установление требований к членству аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемом аудиторском объединении;
  • 2) привлечение к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава, федеральных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • 3) представление интересов членов саморегулируемого аудиторского объединения в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью;
  • 4) организация повышения квалификации членов саморегулируемого аудиторского объединения;
  • 5) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов.

В соответствии с проектом закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемое аудиторское объединение вправе устанавливать в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются членами этого саморегулируемого аудиторского объединения, обязательные требования обеспечения их ответственности, в том числе посредством страхования, при осуществлении аудиторской деятельности.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности

Уровни нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

На сегодняшний день действующая в РФ система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает в себя пять уровней.

Первый уровень образует Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. (ред. от 01.12.2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015 г.); Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. и другие федеральные законы; Указы Президента РФ [14; с. 82].

Данный Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в РФ и содержит:

  • – формулировку понятия и основные цели аудиторской деятельности в РФ;
  • – требования к аудиторским организациям и аудиторам;
  • – перечень услуг, сопутствующих аудиту, которые имеют право оказывать аудиторские организации и аудиторы;
  • – перечень организаций, для которых организация и проведение ежегодного аудита осуществляется в обязательном порядке;
  • – перечень прав и обязанностей аудиторских организаций, аудиторов и проверяемых экономических субъектов;
  • – требование о соблюдении принципа конфиденциальности при осуществлении аудита (аудиторская тайна);
  • – требование о неукоснительном соблюдении принципа независимости при проведении аудита, а также ограничения для его обеспечения;
  • – закрепление статуса аудиторского заключения и соответствующая ответственность за предоставление ложного заключения;
  • – определение стандартов (правил) аудита и требования их обязательного применения;
  • – требования к аттестации аудиторов;
  • – условиях аннулирования аттестата аудиторов;
  • – требования к обязательному контролю качества аудита;
  • – требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов (СРОА);
  • – требования к СРОА, необходимые для ее включения в государственный реестр СРОА;
  • – определение соответствующей компетенции федерального органа, реализующего государственный контроль и надзор за деятельностью СРОА;
  • – требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности при проведении обязательного аудита за нарушение условий договора [18; с. 397].

Второй уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности объединяет Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты государственного регулирования аудиторской деятельности, ведомств и министерств, которые призваны обеспечить эффективное функционирование института российского аудита в современных рыночных условиях, стабильное развитие и совершенствование данного института, а также контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности представляют стандарты (правила) аудиторской деятельности, разрабатываемые в целях установления таких норм аудита, которые будут интерпретируемы однозначно всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности включает в себя определенные методики аудиторской деятельности, которые регламентируют порядок проведения проверок аудиторами по отдельным вопросам финансов, налогообложения, а также по специальным аудиторским заданиям, применительно к конкретным отраслям [20; с. 71].

Пятый уровень нормативного регулирования аудиторской деятельности содержит внутренние стандарты аудиторских организаций, формируемые с целью разъяснения положений стандартов (правил) аудиторской деятельности и содействия их технической реализации при выработке конкретных способов и приемов выполнения определенных аудиторских процедур.

Данные стандарты разрабатываются аудиторскими организациями и формируют единый подход к осуществлению проверок и надлежащему контролю в конкретной аудиторской организации их результатов [10; с. 303].

Таким образом, основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в РФ, выступают:

  • – Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.
  • – Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.96 г.;
  • – Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.;
  • – Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. (ред. от 01.12.2014 г.);
  • – Постановление Правительства РФ №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 г.;
  • – Постановление Правительства РФ №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» от 06.05.94 г.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Основы аудита» Лекции Бобровой С. Я.

Определение. Цель, виды деятельности, принципы аудита

Экономический контроль является одним из условий успешного развития рыночных отношений. Развитие предпринимательства и появление новых форм собственности, возникновение предприятий различных организационно – правовых форм потребовали коренного изменения системы экономического контроля.

В настоящее время наряду с государственными контролирующими органами экономический контроль осуществляется независимыми контролерами – аудиторами и аудиторскими организациями. Аудиторская деятельность регламентируется рядом нормативных актов и подлежит лицензированию.

Определение. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица). Аудит бухгалтерской отчетности – это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Цель аудита бухгалтерской отчетности – формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

– соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

– соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

В соответствии с законодательством РФ аудиторы и аудиторские фирмы могут осуществлять следующие виды деятельности:

– независимую вневедомственную проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов;

– постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– экспертизу финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия;

– анализ хозяйственно-финансовой деятельности, оценку активов и пассивов предприятия;

– прогнозирование хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

– консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ;

– обучение работников бухгалтерских служб предприятий;

– методическое и информационное обеспечение предприятий;

– разработку методических пособий по бухгалтерскому учету и налогообложению и оказание других услуг.

Основные принципы аудита

Приведём основные принципы, которые каждый аудитор должен использовать для принятия любого профессионального решения.

Независимость заключается в обязательности отсутствия у аудитора финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта. Перед началом проведения аудита каждый сотрудник, входящий в аудиторскую группу, должен подтвердить свою независимость.

Честность заключается в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность заключается в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность заключается в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг.

Добросовестность. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность заключается в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита и в неразглашении коммерческой тайны.

Профессиональное поведение заключается в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии, и не наносить ущерб имиджу аудиторской организации.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

– Гражданский кодекс Российской Федерации;

– Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14.12.2001 N 164-ФЗ);

– Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 “О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации”;

– Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190;

– Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Постановление Правительства РФ от 29.10.2000 N 81;

– Правила (стандарты) аудиторской деятельности и др.

Рассмотрим уровни регулирования аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Уровни регули-рования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования
I Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” N 119-ФЗ от 07.08.2001 Определяет место, цель и задачи аудита в финансово – экономической системе
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
Законодательные и подзаконные нормативные акты
III Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомств
IV Внутрифирменные аудиторские стандарты Используются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг

Некоторые авторы считают эту систему 5-и уровневой, т.е. 2-ой уровень, который мы разделили на 2 подуровня, они делят на 2 уровня.

Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. В Законе “Об аудиторской деятельности” определена сфера аудита, а также его цели.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 277 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Первый уровень — Закон «Об аудиторской деятельности», приня­тый Государственной Думой 24 декабря 2008 г. № 307-ФЗ — это ос­новной законодательный акт прямого действия, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Рос­сийской Федерации.

К документам второго уровня относятся постановления Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и разъясне­ния Минфина РФ и Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Третий уровень системы нормативного регулирования аудитор­ской деятельности представлен Федеральными правилами (стандар­тами) аудиторской деятельности, основное назначение, которых заключается в установлении норм аудита, однозначно интерпрети­руемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень — методики аудиторской деятельности, рег­ламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок при­менительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам нало­гообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавлива­емые саморегулируемыми организациями аудиторов для своих чле­нов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований Федеральных стандартов и не могут противоречить им. В настоя­щее время идет активная разработка данных стандартов.

Пятый уровень — внутрифирменные документы аудиторских организаций, необходимые для реализации требований нацио­нальных стандартов на практике. В первую очередь к документам этого уровня следует отнести внутрифирменные стандарты аудитор­ских организаций. Базируются внутрифирменные стандарты на законодательных и нормативных актов, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные проце­дуры проведения аудита. При этом требования правил аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудито­ров не могут противоречить требованиям ФПСАД и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются.

Требования к информации из внешних источников, используемой аудитором для получения аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №18

Аудиторские доказательства, полученные аудитором благодаря подтверждающей информации из внешних источников, независимых от аудируемого лица, при их рассмотрении по отдельности или совокупно с аудиторскими доказательствами, полученными в результате других процедур, могут способствовать снижению аудиторского риска, связанного с предпосылками подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, до приемлемо низкого уровня.

Внешнее подтверждение – это процесс получения и анализа аудиторских доказательств посредством направления третьей стороной аудитору (по требованию аудируемого лица) ответа на запрос аудируемого лица о предоставлении информации относительно какой-либо определенной статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности, оказывающей влияние на предпосылки ее подготовки. При принятии решения относительно целесообразности и особенностей использования внешних подтверждений аудитор должен учитывать область деятельности аудируемого лица и опыт рассылки запросов, а также получения и обработки полученных ответов. Внешние подтверждения используют, как правило, для проверки остатков на синтетических и аналитических счетах. Однако использование внешних подтверждений не всегда должно ограничиваться только этой областью.

Надежность аудиторских доказательств, полученных благодаря внешним подтверждениям, зависит:

а) от применения аудитором соответствующих процедур при подготовке запроса о внешнем подтверждении;

б) от выполнения процедур внешнего подтверждения;

в) от оценки результатов процедур внешнего подтверждения.

На надежность полученных подтверждений влияют:

а) средства контроля, применяемые аудитором в ходе подготовки запросов о внешнем подтверждении и при анализе ответов;

б) особенности третьих сторон, составляющих ответ;

в) ограничения, имеющиеся в ответе или наложенные руководством аудируемого лица.

Аудитор может использовать запросы о предоставлении позитивных и (или) негативных внешних подтверждений.

В запросе о позитивном внешнем подтверждении содержится просьба ответить аудитору в любом случае путем указания на согласие отвечающего с предоставленной информацией (конкретными числовыми значениями) либо путем внесения информации (самостоятельного указания числовых значений).

Как правило, ответ на запрос о позитивном подтверждении является надежным аудиторским доказательством. Однако существует риск того, что лицо, составляющее подтверждение, ответит на запрос, не убедившись в правильности информации.

Аудитор может снизить этот риск, если отправит запрос о позитивном подтверждении, не указывая в запросе конкретный показатель либо сумму (или другую аналогичную информацию), с просьбой внести этот показатель либо сумму (привести определенную информацию). Однако использование запроса о внешнем подтверждении в форме бланка, предполагающего самостоятельное заполнение, может привести к снижению количества ответов, так как при этом от лиц, составляющих ответ, требуется приложение дополнительных усилий.

Запрос о негативном внешнем подтверждении подразумевает, что лицо, составляющее такое внешнее подтверждение, направит ответ только в случае несогласия с информацией, изложенной в запросе. Однако если ответ на негативное внешнее подтверждение не получен, то аудитор должен понимать, что не получит однозначных аудиторских доказательств факта получения запроса третьей стороной, а также того, что третья сторона проверила правильность содержащейся в запросе информации.

Характеристика информации аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита согласно федерального правила (стандарта) № 22

Аудитор должен установить надлежащих получателей информации из числа руководства и представителей собственника аудируемого лица.
Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:

а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);

и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

Характеристика ключевых положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008.

ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности» принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года.

ФЗ определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ. ФЗ- концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Конституции РФ, Гражданского и Налогового Кодексов РФ, ФЗ “О БУ”, ФЗ “О саморег-х орг-ях” и др.

ФЗ №307 пришел на смену ФЗ 7.08.01 N 119-ФЗ “Об ауд.д-ти”. Изменились законодательные подходы к основополагающим категориям: аудиту, аудиторской деятельности, аудиторским услугам; существенно скорректированы основания и порядок проведения аудиторских проверок, по-новому определен правовой статус субъектов аудиторской деятельности. Новый закон предусматривает переход на кардинально иную систему регулирования аудита, в основе которой лежит саморегулирование.Лицензирование аудиторской деятельности отменено с 1 января 2010 года. Одновременно введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Введен единый квалификационный аттестат аудитора, который дает аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики. Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Закон включает 26 статей, в которых отражены основные понятия, права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг; порядок осущ-я контроля качества ауд орг-ций и инд-х аудиторов и др.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Ауд-я д-ть (ауд-е услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Ауд-я орг-ция– коммерч. орг-ция, явл-ся членом одной из саморегулир-х орг-ций аудиторов.

Аудитор– физ. лицо, получившее квалификационный аттестат(выдается СОА) аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Определены основания ауунлир-я квалиф. аттестата.

СОА – некоммерч-я орг-я, созд-я на условиях членства в целях обеспеч-я условий -я ауд-й д-ти.

Независимость – ФЗ определяет случаи, когда аудит не может осуществляться.

Аудит-я тайна- любые сведения и документы, полученные/составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также инд-м аудитором и раб-ми, с кот-ми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, за исключ.: сведений, разглашенных аудитруемым лицомлибо с его согласия; сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обяз-го аудита; сведений о величине оплаты ауд-ких услуг.

В законе прописаны случаи проведения обязательного аудита (ст.5): ■если ОАО; ■если ценные бумаги допущены к обращению на организованных торгах; ■если организация является кредитной организацией,являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, негос-м пенсионным или акц-ным инвестиц-м фондом и пр.; ■если объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;■если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;■ в иных случаях, установленных федеральными законами.

В законе прописано понятие аудиторского заключения – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.Определены основные реквизиты данного документа.Заведомо ложное ауд. заключение – составленное без проведения аудита или составленное по рез-там аудита, но явно противоречащее содержанию документов, представленных аудиторской организации, индивидуальному аудитору и рассмотренных в ходе аудита (признается по решению суда).

Структура аудиторской деят-ти: 1.УФО (МФ РФ) – осущ гос контроль за деят-ю СОА; 2.Совет по аудит д-ти при УФО – вопросы гос-й политики, проекты ФСАД, правила независ-ти, кодекс этики, оценив д-ть СОА по внеш контролю кач-ва и т.д. (ст. 16); 3.СОА – контроль кач-ва аудита; 4.Аудит-я орг-я (индивид аудитор).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Система регулирования аудиторской деятельности в России формировалась с учетом мировой практики. Поэтому для ее описания необходимо охарактеризовать существующие системы регулирования и модели аудиторской деятельности, применяемые в других странах. Существуют две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая основана на государственном регулировании с помощью централизованных органов, на которые возлагается функция контроля за аудиторской деятельностью; вторая – на саморегулировании, которое преимущественно осуществляется профессиональными объединениями аудиторов и аудиторскими организациями. Необходимо отметить, что и в государственной модели также присутствуют элементы саморегулирования, а их принципиальное различие состоит лишь в степени государственного влияния.

Применение модели аудита со строго централизованной системой государственного регулирования присуще практически всем странам Западной Европы. Для данной модели характерно регулирование аудиторской деятельности с помощью законов и подзаконных актов, охватывающих абсолютно всех участников аудиторской деятельности и большее количество их взаимоотношений. На государственные органы возложены функции по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций, а также осуществлению контроля за качеством аудита. При государственной системе регулирования устанавливается обязательный характер аудиторских стандартов, что позволяет им совместно с законодательными актами обеспечивать регламентацию аудиторской деятельности. Саморегулирование аудиторской деятельности при данной модели незначительно и выражено в совместной работе с уполномоченными государственными органами по подготовке и обсуждению законодательных актов, имеющих отношение к аудиторской деятельности, а также в защите и представлении интересов членов профессиональных объединений.

В России принята концепция государственного регулирования аудиторской деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. Регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов общественных организаций.

В системе правового регулирования аудита в РФ можно выделить шесть уровней.

Первый уровень представлен не только законами, полностью посвященными аудиту (например, Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”), но и законами, касающимися аудита лишь в какой-то своей части – Законы “Об акционерных обществах”, “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”. К ним еще можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ.

Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России. Нормы ФЗ “Об аудиторской деятельности” имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита. Принято считать, что правовое становление аудита в РФ состоялось с введением данного Закона.

Некоторые источники к первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ. Не подвергается сомнению то, что указы Президента РФ могут регулировать отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, но при этом они не должны противоречить федеральным законам. Указы могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80 Конституции РФ), в том числе и по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда эти вопросы в соответствии с законодательством могут быть урегулированы только законом. Данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой, но с учетом “особенностей российской экономики” он может участвовать в регулировании аудита в ограниченном варианте. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам, и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования.

Документы второго уровня нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности кроме указов Президента РФ представлены постановлениями Правительства РФ. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности, так как согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обязано обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативно-правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. В качестве примеров документов данного уровня правового регулирования можно привести Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 “О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации”, от 12.06.2002 N 409 “О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита” и иные постановления, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих субъектов.

Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Федеральные правила (стандарты) обязательны для исполнения субъектами аудиторской деятельности, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Федерального закона N 119-ФЗ “Об аудиторской деятельности”). Учитывая это, по степени обязательности федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности следует разделить на следующие группы:

– правила (стандарты), обязательные для исполнения;

– правила (стандарты), преимущественно обязательные для исполнения;

– правила (стандарты), носящие рекомендательный характер.

Данный пункт ФЗ во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила [1].

Отдельно от федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в четвертый уровень можно выделить акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности – Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами.

Если первые четыре уровня относятся к государственному регулированию аудиторской деятельности, то пятый и шестой уровни – к саморегулированию (негосударственному регулированию).

На пятом уровне находятся нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений [8]. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены Кодексом профессиональной этики, а также внутренними стандартами.

К шестому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) и методики. Данные документы детализируют, расшифровывают и уточняют положения, сформулированные в документах других уровней, и содержат подробное изложение вопросов, которые для вышестоящих уровней регулирования являются незначительными. Кроме того, посредством внутренних стандартов и методик в аудиторской организации должна быть внедрена система контроля качества аудита. Процесс ее разработки представляет собой научно-исследовательские изыскания, дающие теоретическую и практическую основу для проведения аудита и оказания аудиторских услуг на высоком профессиональном уровне. Создание системы внутреннего контроля в аудиторской организации посредством разработки внутренних стандартов и методик положительно сказывается на качестве оказываемых услуг. Данному источнику нормативного регулирования уделяется мало внимания как со стороны саморегулируемых объединений и государства, так и самими аудиторами.

Важным является то, что документы, относящиеся к первым четырем уровням, составляют базу нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Аудиторские объединения и организации, внедрив в практическую деятельность внутренние стандарты, разработанные на основе этой базы, значительно могут повысить качество аудиторской деятельности в РФ. Кроме того, наличие внутренних стандартов у аудиторских организаций является залогом их выхода на высокий профессиональный уровень оказания услуг.

В современных условиях, характеризующихся в первую очередь активной интеграцией России в мировую экономику, все большее значение приобретают международные стандарты аудита (МСА). Между тем ФЗ “Об аудиторской деятельности” не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов в системе источников нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Тема роли МСА как возможного источника регулирования аудиторской деятельности является одной из самых актуальных и разработанных в отечественной литературе по аудиту [6, 10, 14].

Итак, система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ отличается значительным своеобразием по сравнению с зарубежным опытом:

1. Регулирование аудиторской деятельности в РФ преимущественно осуществляется на основе законов и подзаконных актов государственных органов власти в отличие от ряда зарубежных стран (США, Великобритания), так как нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности находится в исключительной компетенции РФ (п. “ж” ст. 71 Конституции РФ).

2. Нормы законов и подзаконных актов, относящихся к различным отраслям права, устанавливают правовой режим аудиторской деятельности. Основную долю в общем объеме источников занимают источники финансового права, устанавливающие обязательные требования по государственному регулированию аудиторской деятельности. В то же время в ходе практической деятельности регулирование осуществляется, в том числе, и на основе гражданско-правовых норм.

3. Наличие федеральных законов, регулирующих смежные отношения с учетом специфики аудиторской деятельности применительно к отдельным видам деятельности, и нормативно-правовых актов, не учитывающих особенности аудиторской деятельности. В ряде случаев они возлагают на аудиторов выполнение не свойственных им функций, нарушают независимость и конфиденциальность их работы.

4. Наличие источников регулирования, которые не могут быть полностью охарактеризованы как правовые, однако имеют значительное влияние на аудиторскую деятельность. К таким относятся в первую очередь Кодекс этики аудиторов и международные стандарты аудита.

Источники:
http://studfile.net/preview/1839245/page:5/
http://studref.com/400103/ekonomika/normativno_pravovoe_regulirovanie_auditorskoy_deyatelnosti
http://studwood.ru/986824/buhgalterskiy_uchet_i_audit/normativnoe_regulirovanie_auditorskoy_deyatelnosti
http://studopedia.net/3_21809_sistema-normativnogo-regulirovaniya-auditorskoy-deyatelnosti-v-rf.html
http://infopedia.su/18x15c22.html
http://megaobuchalka.ru/1/10221.html
http://assistentus.ru/forma/prikaz-ob-ustranenii-narushenij-vyyavlennyh-v-hode-proverki/

Ссылка на основную публикацию